Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане Вагабова Зарема Руслановна

Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане
<
Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вагабова Зарема Руслановна. Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Вагабова Зарема Руслановна; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т].- Махачкала, 2008.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/28

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы понятия «толерантность» в философии и религии 12

1. Теоретико-философские основы толерантности 12

2. Религиозные истоки толерантности 40

Глава 2. Сущность и специфика формирования этноконфессиональной толерантности в Дагестане .67

1. Социокультурные основы этноконфессиональной толерантности 67

2. Антропологические характеристики этноконфессиональной толерантности 79

Глава 3. Этноконфессиональная толерантность в современном Дагестане: реальность и перспективы .97

1. Причины и формы проявления этноконфессиональной напряженности в Дагестане 97

2. Перспективы и возможности формирования этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане 110

Заключение 127

Библиография 133

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Особенностью современного исторического периода является обострение интереса к вопросам, связанным с осмыслением человеческого бытия в переходные эпох и Н еобходимость формирования стабильности в обществе и переоценки социально-исторического опыта предполагает в озврат к философскому наследию и утраченным духовным ценностям на новом уровне Различные трансформационные процессы привели к изменению межнациональных и межконфессиональных отношений, часто способствуя обострению эт-ноконфессиональных конфликтов Подъем национального самосознания во многом спровоцировал религиозное возрождение Исторический опыт развития наиболее известных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложились отношения повышенной конфликтности Это касается взаимоотношений христиан и мусульман с иудеями, мусульман с христианами, а также противоречий между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе.

Для России, как многонациональной страны, где проживают более ста народностей, исповедующих различную религию, проблема снятия этноконфессиональной напряженности особенно актуальна До настоящего времени России удавалось избегать крупных столкновений на религиозной почве Однако, религия, как неотъемлемая часть культуры любого народа, зачастую выступает в качестве катализатора обострения межнациональных конфликтов В данном аспекте нельзя не обратить внимания на существующее противостояние на территории Северного Кавказа, в частности в Дагестане, между приверженцами различных течений ислама — шиитами и суннитами, а также среди различных течений в христианстве, как это было, например, на Украине Анализируя динамику этноконфессиональных отношений, невозможно обойти стороной и проблему взаимоотношения традиционных религий с многочисленными новыми псевдорелигиозными организациями, относимых специалистами к тоталитарным сектам, которые, порой, выливаются в открытое противостояние между ними

Вопрос о толерантности — это, прежде всего, вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь Поворот к толерантности, как новому типу социальных отношений, приводит к определенным изменениям в способе мышления и в менталитете, что вполне может содействовать разрешению существующих этноконфессиональных противоречий. В этой связи весьма актуальной задачей является научный анализ этноконфессио-нальной толерантности именно в регионе, с одной стороны, имеющем богатый опыт совместного проживания народов с различными этническими и религиозными традициями, ценностями, а с другой, характеризующемся высоким потенциалом конфликтогенности и «отягощенном» миграционными процессами Такое исследование, рассматривающее особенности конфликтогенности и причины напряженности в Дагестане и выявляющее основные направления этноконфессиональной толерантности, а также механизм ее влияния на обеспечение стабильности и согласия в регионе, на наш взгляд, непременно представляет собой серьезный научный интерес и имеет практически-прикладное значение Следовательно, необходимо провести научный анализ существующих теоретических подходов к развитию толерантных отношений, оценить, в какой степени возможно формирование таких отношений в нашей стране в целом, а также в Республике Дагестан

Степень разработанности проблемы Анализ имеющейся литературы показывает, что проблема этноконфессиональной толерантности, как один из вариантов регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений в современном обществе, начинает приобретать свою актуальность в качестве предмета специального научного осмысления

Идеи толерантного сознания были заложены еще в античные времена и восходят к истории философской мысли и политическим учениям разных исторических периодов В Древнем мире идеи и практика толерантности выражались, прежде всего, в терпимости к иноплеменным богам и культам В условиях религиозно-политической нетерпимости Средневековья идеи толерантности содержатся в политических воззрениях христиан-

ских ученых Ф Аквинского, Н Кузанского, М Падуанского, В Оккама

В период Возрождения идеи толерантности были связаны с восстановлением прав и достоинств человеческой личности, се индивидуальности и независимости от церкви, а в Реформаторском движении— возникновением протестантского направления в христианстве, пересмотром фундаментальных догматов католицизма и формированием мировоззрения, отвечающего потребностям развития рациональных экономических отношений, которые сформулировал М. Вебер как «дух капитализма»

Качественным скачком в развитии идей толерантности стали пересмотр европейского опыта религиозных войн и признание конфессионального плюрализма Компромисс католиков с протестантами явился первым практическим опытом толерантности в Европе, давшим толчок развитию либерализма в Новое время

Дух либерализма и терпимости лучше всего отражается в творчестве Дж Локка, Т Гоббса, Ф Вольтера и других просветителей, потребовавших фундаментальную свободу религий, аналогичную личностному праву на свободу

Идеи толерантности проходят также через всю российскую гуманистическую философию и литературу и звучат в произведениях В С Соловьева, И А Ильина, П. Флоренского, Н А Бердяева и т д Они рассматривали проблему веротерпимости в России в ретроспективе русского православия, истории христианской цивилизации, осмысливали ее во всей сложности и противоречивости Большинство русских мыслителей, которых интересовала проблема веротерпимости, рассматривали ее в контексте развития христианской цивилизации

Среди трудов современных зарубежных авторов известностью и авторитетом в области изучения толерантности пользуются исследования Дж, Роулса, К Дж Нидермана, М. Уолце-ра, Дж К Лорсена, П Пиколсона, М, Крэнстона, Д Хейда, Дж Грея и др Их работы содержат как сравнительный анализ реализации принципа толерантности в различных типах политических систем, так и особенности, и пред елы терпимости, об у-

словленные необходимостью сохранения демократической системы

Анализу проблем толерантности в целом, а также ее этнической и религиозной составляющей посвящены труды таких современных российских ученых как М П Мчедлов, А А Галкин, А А Гусейнов, Ю Л Красин, А А Нуруллаев, В Н, Петров, В М Соколов, М Б Хомяков, В А Лекторский, А.Ю Шадже, А В Шипилов, В В Шалин, О Ф Киреева, В А, Васильев и др

Особое значение при рассмотрении этноконфессиональ-ной толерантности имеет изучение проблем развития этносов Методологическая основа исследования этносов и этнических отношений заложена в работах В О Арутюняна, Ю В, Бромлея, Э Геллнера, Л.М Дробижевой, В А Тишкова, С.А Токарева и

др.

Вопросам формирования толерантности как культурной, этической и нравственной нормы в поликонфессиональном Дагестане уделяют внимание целый ряд дагестанских ученых, например 3 М Абдулагатов, М А Абдуллаев, Л X Авшалумова, А К Алиев, М Г Алиев, З.С Арухов, М В Вагабов, 11 М Bai абов. 3 Т Гасанов, К Г Гусаева, И П Добаев, Э Ф Кис-риев, Г М Курбанов, М Р Курбанов, С Ш Муслимов, С И Мур-тузалиев, М Г Мустафаева, К М Ханбабаев, М М Шахбанова, Г И Юсупова, М Я Яхьяев и др

Несмотря на это, в настоящее время в научной литературе нет четкого и однозначного понимания принципов этнокон-фессиональной толерантности, и недостаточно разработана методика их внедрения в повседневную жизнь общества Исходя из вышесказанного, следует, что проблема этноконфессиональ-ной толерантности остается малоизученной и требует глубокого и детального изучения, в том числе и на региональном уровне, что и обусловливает выбор темы данного исследования

Цель настоящего исследования состоит в философско-антропологическом анализе состояния и основных тенденций развития этноконфессионалыюй толерантности в современном Дагестане, что предполагает решение следующих задач

- провести теоретико-методологический анализ определения содержания понятия толерантность, выявляя при этом философский и религиозный подходы,

дать авторскую интерпретацию понятия «этно-конфессиональная толерантность» и раскрыть ее социально-культурное и антропологическое наполнение,

выявить основные факторы, препятствующие установлению этноконфессиональных толерантных отношений на современном этапе развития дагестанского общества,

на основе данных эмпирического исследования охарактеризовать особенности проявления этноконфессиональ-ной толерантности в Республике Дагестан,

сформулировать практические рекомендации по дальнейшему формированию толерантных установок в этнокон-фессиональной среде

Объектом исследования выступает этноконфессио-нальная сфера жизнедеятельности современного российского общества

Предметом исследования является процесс формирования и совершенствования этноконфессиональной толерантности как фактора гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в современном Дагестане.

Методологическая основа и теоретические источники исследования Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют, прежде всего, общенаучные принципы и методы и исследования принцип системности, всесторонности, историзма, принципы дополнительности и преемственности, аналитико-синтетический подход, системно-структурного анализа, субъектно-деятельностный подход, а также такие методы исследования как восхождение от абстрактного к конкретному, конкретно-исторический, сравнительно-исторический и ряд других методов

Исследование основано на идеях и концепциях классиков философской и религиоведческой мысли, трудах современных отеч ественных и западных исследователей, посвященных общетеоретической разработке подходов к феномену толерантности, изучению этнических и религиозных конфликтов и поиску путей их предотвращения и профилактики

Эмпирическая база исследования Исследование проводится с привлечением, в качестве эмпирической основы, данных авторского социологического исследования «Особенности

этноконфессиональной т олерантности жите лей г. Махач кала», которое было проведено в ноябре 2007г. методом стандартизированного интервью (опрошено 360 жителей г Махачкалы старше 17 лет) В процессе работы использовался сравнительный анализ научной литературы, периодической печати, статистических сборников, материалов конкретных социологических исследований, проведенных исследователями различных регионов страны. В ходе исследования был также использован ряд нормативно-правовых документов государственных органов власти, регулирующих этноконфессиональные отношения в России, на Северном Кавказе и в Дагестане.

Научная новизна диссертационного исследования связана с актуальностью темы, постановкой проблемы, не получившей достаточно полного философско-антропологического освещения в научной литературе В качестве конкретных элементов новизны выступают следующие положения

раскрыта антропологическая, социокультурная и религиозная значимость понятия «толерантность», а также противоположного ему термина «интолерантность» с точки зрения этноконфессиональных отношений,

предложена авторская интерпретация содержания понятия «этноконфессиональной толерантности» как социокультурного феномена и объективной необходимости в развитии современного общества,

выявлены основные факторы и условия, препятствующие процессу установления этноконфессиональной толерантности в современном российском обществе,

- введены в научный оборот эмпирические данные, характеризующие региональную специфику проявления этноконфессиональной толерантности

Положения, выносимые на защиту. В ходе диссертационного исследования полученные обобщения и выводы предлагаются как положения, выносимые на защиту, которые имеют не только теоретический интерес, но и практическую значимость

1 Проблема функционирования этноконфессиональных отношений в обществе тесно переплетается с проблемой социальной активности и социального действия индивида Этнокон-

фессиональную толерантность можно определить как готовность представителей различных национальных и конфессиональных групп к взаимоуважительному диалогу и сотрудничеству в целях утверждения согласия и взаимопонимания Социокультурная ценность этноконфессиональной толерантности, заключается в том, что при ее отсутствии принадлежность противостоящих сторон в этноконфликтной ситуации к различным конфессиональным культурам создает большую вероятность для ее развития в полномасштабный, затяжной, а нередко и насильственный этноконфессиональный конфликт

  1. Принцип этноконфессиональной толерантности не может являться универсальным принципом обеспечения стабильности этноконфессиональных отношений без учета условий и специфики той или иной страны В условиях диалектического взаимодействия глобализации и регионализации в России актуализируются традиционные формы культур народов Дагестана, которые взаимодействуют друг с другом, русской культурой, и не сводятся только к противостоянию или синтезу

  2. Особенности культурно-исторического взаимодействия народов Дагестана сформировали специфический базис для этноконфессиональной толерантности на основе близости культурных традиций, населяющих его народов, развитости механизмов, регулирующих конфликты, не доводящих их до межэтнических и межрелигиозных войн, а также благодаря наличию в республике исторического опыта мирного сосуществования полиэтнического и многоконфессионального населения

  3. Установки, влияющие на этноконфессиональную толерантность, позитивно коррелируют со значимостью этнической идентичности, установками на поддержание традиций, позитивным отношением к инокультурным группам, индивидуализмом Этноконфессиональной толерантности в Дагестане способствуют невыраженность этнической идентичности и позитивное отношение к группам иного конфессионального сообщества

  4. Объективные факторы неоднозначно влияют на этноконфессиональную ситуацию в Дагестане, что позволяет выделить группы типичных причин, влияющих на активизацию ин-толерантности и напряженности в социуме, к которым относят-

ся: 1) этническая неоднородность населения Дагестана, 2) поли-конфессиональность региона, 3) необходимость профилактики политико-религиозного экстремизма, 4) миграционные процессы в обществе

6 В реализации принципа этноконфессиональной толерантности как фактора мира и стабильности в Дагестане важную роль играют взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества, совершенствование их деятельности Залогом результативности работы этих институтов выступают последовательное проведение толерантной государственной национальной политики в Дагестане, учет интересов разных этнических и религиозных групп, планирование социально-культурных мероприятий, способствующих достижению согласия и гармонизации в этноконфессиональных отношениях, обеспечению мира и стабильности

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования позволяют углубить теоретические представления о сущности и содержании этноконфессиональной толерантности, систематизировать и концептуализировать новое знание о характере протекающей трансформации этноконфессиональных отношений В теоретическом плане результаты исследования позволяют расширить область научного применения понятия «этноконфессиональная толерантность», раскрыть диалектическую взаимосвязь между этноконфессиональной толерантностью и обеспечением мирного диалога между представителями различных этнических и религиозных групп, конструктивного переговорного процесса между ними

Они могут быть использованы органами государственной власти, вза имодействующими с религиозными и общ ест-венными организациями, участниками народной дипломатии и миротворческих миссий, представителями национально-культурных автономий и объединений, полномочными представительствами в регионах Российской Федерации в работе по реализации государственной национальной политики, гармонизации межнациональных отношений, формированию этнокон-

фессиональной толерантности и достижению согласия среди населения

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях Всероссийского и регионального уровня Основные положения диссертации отражены в 5 научных статьях общим объемом 4,25 усл. печ л Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Дагестанского государственного университета

Структура исследования Диссертация по структуре состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и библиографии.

Теоретико-философские основы толерантности

Если недавно понятие «толерантность» можно было встретить исключительно в научных трактатах, то сейчас любое печатное издание не обходится без употребления этого понятия. И в этом не было бы особенной проблемы, если бы мнения авторов по поводу содержания данного сложного понятия не расходились так значительно.

Проблема толерантности возникла еще в античные времена и наиболее остро стояла там, где народы с различными вероисповеданиями были вынуждены жить вместе в пределах великих империй. Первоначально, проблема толерантности возникла именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. В Древнем мире идеи и практика толерантности выражались, прежде всего, в терпимости к иноплеменным богам и культам. Древние правители, зачастую из политических соображений, мирились с почитанием покоренными народами своих национальных богов, нисколько не сомневаясь в том, что «чужие» боги столь же реальны, сколь и «свои». В этико-политической доктрине древнекитайского мыслителя Конфуция идеями толерантности пронизана норма «жень», основная мысль которых сводится к следующему рассуждению: «Чего сам не желаешь, того не делай другим».

В условиях религиозно-политической нетерпимости Средневековья идеи толерантности содержатся в политических воззрениях христианских ученых Ф. Аквинского, Н. Кузанского, М. Падуанского, В. Оккама.1 Политеистическим религиям, претендующим на истину, в меньшей степени, чем монотеизм, присуща слабая толерантность, терпимость к различным религиозным убеждениям. В дохристианском Риме побежденным народам было позволено иметь свои собственные культы, даже распространять их. Тем не менее, христиане были исключены из этой системы толерантности, но не по чисто религиозному основанию: их отказ от жертвоприношения страшил неотвратимостью божественного возмездия. Преследуемые христиане обращаются к римскому цезарю с призывами предоставить каждому человеку соответствующие права, соблюдать внутреннюю и внешнюю свободу вероисповедания. Особенно отстаивают толерантность Тертуллиан и Лактанций.

В то время, как вердикт Mailand 313 года каждому предоставляет свободу веры, разделяет государство и религию и отменяет любые земные или телесные наказания за религиозные проступки, уже в период патристики наступление раскола и ереси наводит такой ужас на епископов, что они начинают соединять религию с политическими отношениями, как это было при Старом Союзе. Переход к чужому культу подпадает под те же наказания, что и преступления против собственности, рассматривается как проступок против гражданского порядка.

Конечно, средневековое христианство не лишено толерантности. Оно допускает для веры свободу совести, когда насильственное обращение язычников становится исключением. Декрет Gratiani от 1150 запрещает даже принудительное крещение, что столетия спустя будет кодифицировано в кодексе Juris Canonici (1917), Каноне 1351. Отношение к евреям формально, и нередко и фактически толерантно, и в течение долгого времени христиане и магометане живут во взаимной терпимости. Но если вероотступника в исламе и еретика в христианстве всегда упрекают в высокомерии и в жестокосердии как бы на законном основании, но вне закона, то в XI и XII веках против них применялась смертная казнь, что сохранилось даже в начале эпохи Реформации. Более того, основа средневековой нетерпимости, вообще тесно связанная с духовными и мирскими делами, остается нетронутой в протестантских странах, с той лишь разницей, что здесь она скорее оказывается полезной государству, чем церкви.1

В период Возрождения идеи толерантности были связаны с восстановлением прав и достоинства человеческой личности, ее индивидуальности и независимости от церкви, а в движении Реформации -возникновением протестантского направления в христианстве, пересмотром фундаментальных догматов католицизма и формированием мировоззрения, отвечающего потребностям развития рациональных экономических отношений, которые сформулировал М. Вебер как «дух капитализма».

Качественным скачком в развитии идей толерантности стали пересмотр европейского опыта религиозных войн и признание конфессионального плюрализма. Компромисс католиков с протестантами явился первым практическим опытом толерантности в Европе, давшим толчок развитию либерализма в Новое время.

Прежде чем прийти к анализу философского понятия «толерантность», необходимо проанализировать понятия, близкие по значению к исследуемому объекту: терпение, терпимость, справедливость, ненасилие, а также противоположные по значению - нетерпимость, враждебность, конфликтность.

«Терпение», «терпимость», на первый взгляд, наиболее близки к понятию толерантности. Более того, толерантность в обыденном сознании трактуется именно как терпимость. Глагол «терпеть» словарь В. Даля определяет как нуждаться, страдать, быть кротким, смиряться.2 Прилагательное «терпеливый» характеризуется как спокойный, рассудительный, великодушный, снисходительный. В. Даль терпимым называет то, «что или кого терпят только по милосердию, снисхождению» . Но снисхождение, милосердие предполагают изначальное неравенство взаимодействующих сторон. При этом одна из сторон выступает в качестве носителя и дарителя милости, т.е. ее положение возвышено и приоритетно. Другая сторона унижена, она не заслужила, ей изначально не принадлежат равные блага, ей дарят милость. Толерантность в нашем понимании исходит из равенства сторон: и та, и другая является достойным и равноценным партнером. Терпимость обозначает склонность индивидов к великодушию, восприятию людей такими, каковы они есть, тогда как толерантность есть способность индивидов к осознанию своего долга перед другими.

Между терпимостью и толерантностью можно провести и еще одну грань различия. Терпимость можно выразить в следующей формуле: «Я тебя терплю, т.е. просто допускаю твое существование». Таким образом, терпимость не включает в себя обязательности взаимодействия. Толерантность же, наоборот, представляет активное общение, коммуникацию, диалог, взаимопроникновение интересов, ценностей в процессе общения.

«Справедливость» является еще одним понятием, содержание которого отчасти совпадает с содержанием понятия толерантность. Согласно словарю С.И.Ожегова, справедливость означает беспристрастие2, а оказать кому-либо справедливость значит «признать за кем-чем-нибудь какие-нибудь достоинства»3. Одной из сущностных сторон толерантности является признание ценности личности, умение выделить среди общего набора свойств и характеристик человека уникальные, и потому наиболее значимые особенности. Кроме того, справедливость состоит в установлении равноправных отношений между взаимодействующими сторонами.

Толерантность не сводится к равноправию, но основывается на нем как на одном из исходных пунктов.

Религиозные истоки толерантности

Конфессиональный аспект содержится в расширенном, более полном определении терпимости в словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона. «Терпимость, - говорится в нем, — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения...».1 Неоспоримым достоинством данного определения, на наш взгляд, является наличие в нем моральной основы толерантного отношения к представителям иных наций, народностей и религий.

Тесно увязывает толерантность с идеей религиозной свободы и справедливостью и немецкий ученый О. Хеффе. По его мнению «толерантность означает действенность и гарантии свободы других, точнее, уважение к другому мировоззрению и способам поведения, свободным в своей инаковости». Более того, он констатирует, что всеобщий принцип свободы и конкретизирующий его принцип толерантности обрели признание благодаря конфессиональной толерантности в результате продолжительного духовного и общественно-политического прогресса.

Вышесказанное позволяет признать этноконфессиональную доминанту в становлении и историческом развитии идеи толерантности. Но при исследовании этого феномена, прежде всего, необходимо иметь в виду именно его конфессиональную составляющую.

Принято считать, что идея конфессиональной толерантности появляется в Западной Европе в период Реформации, будучи обусловленной бесконечной чередой религиозных войн и потому выражающей некоторый компромисс относительно мирного сосуществования представителей разных вероучений. Если в качестве методологического основания конфессиональной толерантности рассматривать идею единства, то она начала разрабатываться еще в древнегреческой философии, в которой единство рассматривалось как общая идея Космоса и Логоса, так как «мысля Космос, открывали, что единство есть единство всего; мысля же Логос, открывали, что единство есть единство во всем или по всему»1. С появлением христианского мировоззрения представления по поводу «единства» изменились. Понятие единства стало применяться для понимания межличностных отношений и рассматривалось как «единство, осуществляемое в полноте общения совершенных личностей» .

Сам принцип конфессиональной толерантности обрел признание в результате продолжительного духовного и общественно-политического процесса. Поэтому чрезвычайно важное значение имеет рассмотрение истории формирования религиозных идей толерантности. Возникновение предпосылок конфессиональной толерантности как исторического феномена происходит в новозаветное время. Христос в качестве заповеди Бога к человеку объявляет принцип любви к ближнему. Позже апостол Павел, распространяя христианское учение, говорит о терпении, имел в виду мягкосердечное отношение к ошибкам других в духе терпимости и любви. Очень точно и емко об идее терпимости, выраженной в Библии, высказался О. Хёффе: «Дух Нового Завета состоит в терпении и любви; не только принятие веры, но и соблюдение со-причастия вере, есть акт свободы и благородства, который не может быть поэтому насильственным; церковь является свободной общиной в сфере не мирской, а духовной, где всякое принуждение бессмысленно, низводит действительное исповедание веры до нечто иллюзорного в высшей степени...» .

Конфессиональная толерантность получает обоснование в средневековой религиозной философии. М.Б. Хомяков показывает, что во II-III вв. из потребности примирения и поиска способа сосуществования языческой и христианской культур рождается новое направление в философии — христианская философия . В раннехристианской апологетике идея религиозной терпимости не только присутствует, но и многосторонне обсуждается отцами церкви, которые по данному вопросу разделяются на два противоположных лагеря. Сторонники идеи веротерпимости, среди которых можно назвать Св. Иустина Мученика, Феофана Антиохийского, Афиногора Афинского, признают существование социокультурной толерантности и в современной им греческой философии отыскивают основания для согласования язычества и христианства. Именно это понимание было в дальнейшем поддержано Православной церковью. Среди противников данных идей оказались Тертуллиан и Татиан Сириец, полагавшие, что философия порождает всяческие ереси, а потому языческая культура в целом должна быть уничтожена. Хотя и обоснование, и отрицание принципа толерантности представляются далеко небесспорными, но важна сама идея поиска разрешения социокультурных проблем в поле толерантности.

В отличие от античности в эпоху средневековья вопросы толерантности рассматриваются сугубо в рамках проблемы межрелигиозных отношений верующих. В этот период христианство ведет борьбу с неверными и еретиками, и толерантность оказывается необходимой в качестве своего рода инструмента для сохранения мира и согласия в обществе. Терпимость здесь выступает как вынужденное под давлением внешних обстоятельств отношение к другим.

Понимание конфессиональной толерантности начинает меняться в эпоху Реформации, что было обусловлено изменениями и в социально-политической, и в религиозной сферах. Среди возможных причин распространения идей толерантности в Европе и Северной Америке некоторые исследователи называют также экономические причины: нетерпимость в отношениях между людьми могла послужить значительным тормозом в расширении границ свободного предпринимательства и торговли. Наиболее значительной причиной, побудившей к дальнейшему утверждению принципа религиозной толерантности, является возникновение нового направления христианства - протестантизма, которое повлияло не только на межконфессиональные отношения верующих, но также наложило свой отпечаток на отношения церкви и государства. Средневековая борьба с еретиками перерастает в кровавые и жестокие религиозные войны. И если до сих пор, в Средние века, проблема религиозной толерантности не выходила за рамки ведения церкви, то теперь потребовалось государственное вмешательство в дела веротерпимости. Чрезвычайно возрастает актуальность идеи всеобщего мира в обществе в целом и религиозного мира, в частности. Возникший протестантизм предлагает свое решение назревшей проблемы через секуляризацию общества, в результате чего государство должно занимать в своей конфессиональной политике толерантную позицию.

Так, например, в работах немецкого философа XVI века Себастьяна Франка содержится всесторонняя аргументация в пользу всеобщего мира между религиями. Утверждается, во-первых, что, поскольку вера является глубоко личным переживанием каждого отдельного человека, насильственно склонять человека к принятию того или иного вероисповедания является делом не только бесплодным, но более того - грехом. Внешнее принуждение вызывает проявления плотского в человеке — злобу и агрессивность по отношению к тем, кто не хочет склоняться к принятию общей точки зрения. Во-вторых, из равенства всех людей перед Богом С. Франком выводится и равенство всех людей друг перед другом: «Каждый должен претерпевать от другого столько, сколько другой претерпевает от него»1. В-третьих, он полагает, что каждая нация несет в себе что-то доброе, сердечное, чем нельзя пренебрегать, но, наоборот, надо всячески поддерживать и способствовать раскрытию ее духовного потенциала.

Антропологические характеристики этноконфессиональной толерантности

Рассматривая толерантность как определенную мировоззренческую и нравственно-психологическую установку личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего, чуждые идеи, обычаи, культуру, нормы поведения и т.д., следует сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, нравы, поведение, поступки, обряды и т.д., которые неминуемо ведут к деградации, разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу и однозначно выявляется их разрушительная, негативная сущность. Отсюда трудности в оценках этих идей и соответственно личностные и общественные сложности в формировании определенного к ним отношения. С другой стороны, именно толерантное отношение, лишенное стремления сразу же запретить, заклеймить, позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, дискуссии и, тем более, от собственных убеждений.

Материальным выражением принадлежности человека к какому-либо убеждению является их объективирование посредством различных средств информации или организация групп по интересам, объединяющих сторонников данных убеждений. Это проявляется и в отношении к различным вероисповеданиям, и в отношении к национальной принадлежности. Как отмечает В.И. Гараджа, «каждая религия представляет один из типов отношения к миру, в каждой, как в зародыше, заключен соответствующий образ и стиль жизни больших масс людей, их этос...» .

Как свидетельствует история, в процессе общения, диалога разных культур, противостояния философско-мировозренческих позиций личные интересы людей довольно часто находятся в состоянии конфликта. Предотвратить вражду и антагонистическое противостояние разнородных интересов призвана именно толерантность. Поэтому современная ситуация в стране требует понимания трактовки этноконфессиональной толерантности в гуманистическом аспекте: найти в конфликтогенной ситуации ту меру, которая выступала бы как культуропорождающая структура диалога индивидов, консолидировала и духовно обогащала российское общество.

Формирование и развитие этноконфессиональной толерантности в Дагестане зависит от двух факторов: религиозного, который в отличие от национального, имеет свои, только ему присущие особенности. Религиозное возникло в плане мировоззренческом. И лишь позже, с проникновением во все сферы жизнедеятельности человека, распространилось на этнические, культурные, политические процессы и явления и находилось в тесном контакте с ними2. Длительное взаимодействие национально-этнических и конфессиональных компонентов в историческом развитии обусловливало глубокое проникновение религии в национальную психологию народов Дагестана. Наряду с собственно религиозно-культовыми предписаниями и нормами религиозно-этические предписания теперь включают и житейские правила, касающиеся вопросов труда, семейной жизни, отдыха, элементы нравственной мудрости. Все это способствовало тому, что религиозно-нравственные нормы стали необходимым моментом быта.

Этнические и конфессиональные факторы появились у народов Дагестана в различные исторические периоды. Национальный характер любого народа генетически обусловлен длительным эволюционным процессом. Особенности психического склада, типы мышления определяются не только исторически сложившимися традициями, социальной средой и воспитанием, но также наследственными задатками1. «В каждой нации, - писал Ф.Х. Кессиди, - представлены все типы темпераментов, разновидности склада ума и восприятия окружающей действительности... Более того, национальный характер не сводится просто к психическим особенностям народа, которые встречаются у него чаще всего. Национальный характер есть неповторимое сочетание отличительных черт данной нации. ...каждая нация - это своего рода индивидуальность, живая целостность, главными признаками которой являются особенности психического склада и типов мышления»2. XIX в. явился эпохой перерастания народов Дагестана в нацию, а эпоха зарождения религиозного относится ко времени существования первобытного человека. Однако национальные факторы существовали еще до появления самих наций. Дагестан дает яркий пример того, что описывать историю и культуру отдельных народов изолированно друг от друга, вне контекста взаимовлияния культур невозможно.

Если национальное возникает на конкретной родной, национальной почве того или иного народа, то религиозность имеет известную произвольность. В свое время христианство насильственно внедряли в быт и идеологию многих народов, чего нельзя сказать о национальном. Национальное имеет свои закономерности, оно развивается вместе с развитием самой нации и исчезает с ее исчезновением. В этом есть нечто общее с религиозным, которое тесно связано с живой историей народа, нации. Религия - это духовная потребность и она в виде языческих представлений возникла при родовом строе. Нация и национальное никак не могли возникать при таких общественных отношениях.

Понятие «мусульманин» означает принадлежность человека к мусульманской вере, это понятие, в сущности, означает не национальную, а конфессиональную принадлежность. Отождествление конфессиональной общности с национальной теоретически и практически неприемлемо, во-первых, потому, что она делит людей не по социальному, а по конфессиональному признаку, а во-вторых, совпадение национальной принадлежности и конфессиональной принадлежности не означает их тождества или нерасторжимости, поскольку эти понятия нельзя отождествлять.

Религия не выступает как признак национальной общности. Отождествление этих понятий отвергается различными критериями принадлежности к религиозной и национальной общности. В качестве одного из критериев национальной принадлежности выступает сознание этнической принадлежности, которое присуще практически всем людям. Сознание этнической принадлежности людей адекватно отражает факт этой принадлежности, и оно порождается общностью территории, языка и культуры.

Критерием религиозной принадлежности верующих является сознание принадлежности их к определенной конфессии, которое у мусульман в превратной, искаженной форме отражает их принадлежность к учению Корана и основанного на нем шариата.

Нетождественность религиозной принадлежности с национальной можно объяснить тем, что присущие понятию мифологические представления, религиозные чувства и религиозные действия не связаны напрямую с национальными признаками, хотя вплетаясь в национальный организм, могут фигурировать как национальная специфичность. Вместе с тем, усваивая национальную специфику народных традиций, обычаев, фольклорных произведений и приспосабливая ее к культу, духовенство конфессионализирует некоторые этнические особенности.

Перспективы и возможности формирования этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане

Важнейшим институтом формирования этноконфессиональной толерантности является само государство. Именно государство, его политика могут допускать или создавать климат неравенства, дискриминации и напряженности в обществе, но оно же обладает и всеми средствами обеспечения межэтнического согласия. Более того, только государство имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и проявлениям насилия. Обладая такими возможностями, органы государственной власти и управления в деятельности по формированию этноконфессиональной толерантности, наряду с развитием законодательной базы, обеспечивающей равенство конституционных прав и свобод для граждан любой расы, национальности и вероисповедания, свои усилия сосредоточивают на выработке национальной и федеративной политики на Северном Кавказе и Дагестане, направленной на достижение мира и согласия. В этой связи не удивительно, что именно в этом регионе неоднократно проводились встречи, совещания, конференции и другие важные мероприятия по вопросам национальной политики, достижению межнационального и межконфессионального согласия, формированию толерантности, обеспечению мира и безопасности.

Очевидно, что социально-экономические проблемы выступают мощными детерминантами этноконфессиональных противоречий. Создание гибкой, мобильной системы взаимодействия органов местного самоуправления и национально-культурных обществ выступает одним из важнейших путей формирования этноконфессиональной толерантности. В ее осуществлении следует учитывать: а) этносоциальный и этнопсихологический портрет этносов и этнических групп; б) типы и характеристики конкретных этнокультурных организаций; в) социально-экономические, этно-профессиональные показатели этнических социумов; г) правовые и политические проблемы межнациональных отношений; д) этнический, конфессиональный фактор в демографической ситуации и в миграционном притоке. Поскольку взаимные представления этнических и конфессиональных групп друг о друге порой полны заблуждений и негативных образов, следует активизировать межличностное, межкультурное общение, общественный диалог, который способствует снижению национальных предубеждений, предотвращению религиозных столкновений, конфликтов.

Для достижения этих целей в Дагестане используются различные формы и методы работы. Среди них: дни национальных культур и литератур; национальные праздники, юбилеи и памятные даты.

Органом исполнительной власти, который непосредственно реализует государственную политику в отношении религиозных организаций, координирует деятельность и обеспечивает взаимосвязь республиканских органов государственной власти и управления с религиозными организациями, является Комитет Правительства Республики Дагестан по делам религий. Он сосредоточивает свои усилия на работе по оказанию противодействия распространению религиозно-политического экстремизма. Активную консультативную помощь ему оказывает Экспертный совет, в состав которого входят представители государственных органов, общественных, религиозных организаций, научной интеллигенции, специалисты в области религиоведения.

При принятии важных решений по вопросам, связанным с формированием этноконфессиональной толерантности, профилактики экстремизма и т.п., учитываются мнения и рекомендации ученых республиканского отделения Общества исследователей религии и членов Комиссий по взаимодействию с религиозными организациями и противодействию религиозно - политическому экстремизму при городских и районных администрациях республики.

После принятия закона о запрете «ваххабизма» работа Комиссий по противодействию религиозно-политическому экстремизму, образованных еще в мае 1999 года, значительно активизировалась. Содействуя органам государственной власти в осуществлении мер по предупреждению и пресечению религиозного и политического экстремизма, эти Комиссии стали своего рода центрами по этой работе в городах и районах республики.

В связи с вооруженной агрессией бандформирований в августе 1999 года, плановая работа Комиссий сменилась комплексом чрезвычайных мероприятий по противодействию физической и идеологической агрессии со стороны экстремистов. Эффективно действовали в этот период, по мнению Комитета правительства РД по делам религий, члены Комиссий при администрациях городов Махачкала, Избербаш, Каспийск, Хасавюрт, Новолакского, Казбековского, Ботлихского, Ногайского и других районов. Были проведены многочисленные митинги, сходы жителей, которые приняли обращения их участников, решительно осуждающие вмешательство международных террористов во внутренние дела республики и поддерживающие целостность Российской Федерации.

При содействии членов комиссий в районах и городах были вскрыты факты нарушений федерального и республиканского законодательства, выявлены и взяты на учет лица, имевшие отношение к «ваххабизму», сочувствующие им и другие подозрительные лица, подготовлены материалы для правоохранительных органов1.

После разгрома вооруженных формирований, прикрывавшихся исламскими лозунгами, главным направлением деятельности Комиссий стала идеологическая, воспитательная работа с населением, разъясняющая сущность религиозного экстремизма и пути недопущения его распространения в обществе. С этой целью Комиссиями организовывались выступления ученых, представителей духовенства, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, проводились круглые столы, велись соответствующие рубрики в местных СМИ, изучалась деятельность религиозных организаций на предмет соответствия ее установленному законодательству. Проводились встречи с различными социальными группами, особенно молодежью, по разоблачению религиозного экстремизма. В мечетях верующим разъяснялись права и обязанности религиозных организаций. Анализировалась работа по государственной регистрации религиозных организаций. Изучалась деятельность религиозных образовательных учреждений - вузов, медресе, начальных школ. Составлялся банк данных о гражданах, выехавших на обучение в зарубежные исламские учебные заведения, а также вернувшихся по окончании учебы. Проводилась профилактическая работа с гражданами, имеющими отношение к «ваххабитскому» учению, с людьми, вернувшимися после обучения за рубежом, особенно из стран, известных своей приверженностью к религиозному экстремизму.

Так, например, администрацией г. Махачкалы в 2000 г. была разработана Программа противодействия экстремизму, включавшая в себя мероприятия, проводимые на уровне трудовых коллективов предприятий, учреждений, общественных организаций, этноконфессиональной элиты города. При Главе Администрации города действовал Консультативный Совет, состоящий из видных ученых столицы Республики, известных общественных деятелей, хозяйственных руководителей. Одна из секций Совета специально занималась проблемами религии и общества.

Здесь систематически проводились организационные и координирующие мероприятия с различными категориями населения города: городским активом, руководителями религиозных, молодежных, спортивных, организаций, лидерами общин (джамаатов), находящихся на территории г. Махачкалы. В Администрации готовились информационно-просветительские программы для телепередач и специальные материалы для газеты «Махачкалинские известия».

Похожие диссертации на Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане