Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Нилеш Кумар Мешрам

Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ
<
Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нилеш Кумар Мешрам. Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Нилеш Кумар Мешрам; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 136 с. РГБ ОД, 61:08-9/145

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Религиозно-философские основания культуры буддизма 11

1.1 Религия Будды и её духовно-исторические истоки 11

1.2 Социально-философские представления в культуре классического буддизма 27

Глава II Духовно-нравственные ценности буддизма 52

2.1 Духовные традиции стран Северного буддизма 52

2.2 Многообразие форм буддийской традиции на Востоке, Западе и в России 73

Заключение 119

Список литературы 124

Введение к работе

Актуальность темы. Постоянное совершенствование человека, трансформации его ценностного мира являются решающим условием развития общества и культуры. Духовное совершенствование человека, обогащение его новыми знаниями становятся условиями гармонического развития личности. Важную роль в этом играют ценности, и в первую очередь религиозно-духовные. Они культивируются в обществе традиционными религиями: христианством, буддизмом, исламом и др.

Проблема влияния духовных ценностей на личностное становление человека является актуальной, особенно в настоящее время в связи с возросшим интересом к религиозно-философским учениям. Развитие мировой культуры имеет тенденцию к взаимодействию между традиционной восточной цивилизацией и современной европейской индустриально направленной цивилизацией. Поэтому возрастает интерес к буддийской культуре и ее духовным ценностям. Оригинальность и самобытность буддизма привлекали внимание российских философов, великих путешественников, этнографов, как в прошлом, так и в настоящем. В этом: направлении работали: Ф.И. Щербатский, О.О. Розенберг, A.M. Позднеев, С.Ф. Ольденбург, Г.Ц. Цибиков, Н.М. Прживальский и др. 0.0. Розенберг одним из первых обратил внимание на проблему личности в контексте учения о карме как основе философии буддизма. Буддизм определил культурный облик многих стран современного Востока. В современном сборнике статей "Буддийский взгляд на мир" под редакцией Е.П. Островской и В.И. Рудого, опубликованном в 1999 году, например, рассматривается влияние буддизма на восточную философию.

Интерес к религиоведческому исследованию проблемы философско-исторических оснований ценностей буддизма в России связан с переосмыслением многих устоявшихся представлений. Он обусловлен новыми духовными ориентирами в жизни российского общества, теми изменениями, которые происходят в духовной жизни россиян и их

ментальности. Обращение к изучению буддизма на материалах восточных регионов России даёт возможность показать культуру России буддийского вектора (Сибирь, Забайкалье, Алтайский край, Тува и др.).

Глобализационные процессы привели к оживлению культурного обмена между Востоком и Западом, Востоком и Россией как страной и цивилизацией. Эти процессы особенно актуальны для современной многонациональной и поликонфессиональной России. Буддизм в культурной жизни России опирается на опыт многих народов и судьбы исторических личностей (художник Рерих, философ Блаватская, просветитель Цибиков и др). Проявления буддийской составляющей в культурном пространстве Запада и России указывают на необходимость анализа религиозно-философской и этической сторон буддизма.

Антропологическая актуальность исследования буддизма связана с тем, что он подвергает сомнению современную парадигму исследования человека как носителя рационального знания. Учение буддизма делает акцент на важности непосредственного опыта и интуитивной мудрости, то есть на первый план выходит религиозная составляющая буддийского* учения. В русле буддийских идей многие проблемы, поставленные европейской культурой, такие как разорванность сознания, феминизм, атомизм и эгоцентризм личности вообще снимаются.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения буддизма вызывала большой интерес у российских и зарубежных ученых. Исследовали буддизм с точки зрения особенностей его традиционной культуры россияне Н.В. Абаев1, А.С. Агадженян2, К.М. Герасимова3, Н. П. Дралова4, Т.В. Ермакова5, Е.П. Островская6, В.И. Рудой7 и др., индийские

Абаев Н.В. Чань буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. —М.: Наука, 1989.

2Агадженян А.С. Буддийская этика // Религиоведение / Энциклопедический словарь. —М.: Академический Проект, 2006.

3 Герасимова К.М. Буддизм и онтология традиционных верований //
Буддизм и культурно-психол. трэд, народов Востока. —Новосибирск: 1990.

4 Дралова Н. П. буддийский взгляд на мир. —СПБ.: Андреев и сыновья, 1994.

авторы В.П. Варма8, К. Кришнамурти9, М. Пипалайн1 , В. Баруах11, Р: Санкритяйн12, Т.Т.Чау13, Н.Н. Сарма14 и др., англоязычные авторы В. А. Смит15, А. Лиллие16, Дж.Р. Картер17, Л.Ланкастер18, С. Т. Страусе19, Т. В. Р. Давиде20, А. Вадделл21, Дж. П. МкДермотт22 и др.

Описывали и изучали буддизм с точки зрения особенностей этой мировой религии представители буддологии. Так, например, в книге Т.В. Ермаковой «Буддийский мир глазами российских исследователей XIX — первой трети XX века. Россия и сопредельные страны» (СПб., 1998) рассказывается о влиянии буддизма на традиционные культуры восточных народов России (калмыки, буряты, тувинцы и др.), вводятся в научный оборот неопубликованные работы, архитвные материалы.

5 Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XLX- первой трети
XX века. —СПб., 1998.

6 Островская Е. П., Рудой В. И. Классическая буддийская» философия. — СПб.:
Востоковедение, 1999.*

Рудой В.И. Классическая буддийская религиозно-философская, мысль: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, д-ра филос. наук: 09.00.03 / ЛГУ. —Л., 1990.

8 Varma V. P. Early Buddhism and Its Origins. — Delhi: Munshiram Manoharlal, 1973.

9 Krishnamurthy K. A Dictionary of Buddhist Terms and Terminologies, Delhi: South Asia
Books, 1999.

10 nDDDDDD DDDDD, DDDDDD пашо, nDODDD, 2002, DD.119 (Пипалайн M., Введение
Типитаки, Дели,2002. Здесь и в последующем перевод с хинди и английского языка
авторский - Нилеш Кумар Метрам).

1' Baruah V. Buddhist Sects and Sectarianism. —Delhi: Sarup, 2000.

12 ппаппоаппап ааасш, паапа ddddd, пппаппап;апппаппо, 2005, . 60-67 о
(Санкритяйн Р. Философия Буддизма. — Аллахбад: Китабмахал, 2005.)

13 Chau Т. Т. The Literature of the Personalities of Early Buddhism, Translated by Sara Boin-
webb. —Delhi: Motilal Banarasidas, 1999.

14 Sarma N. N. Asvaghosa's Buddhacarita: A Study. — Kolkata, Punthi Pustak, 2003.

15 Smith V. A. Asoka : The Buddhist Emperor of India. —New Delhi: AES, 1997.

16 Lillie A. Buddha and Buddhism. —Delhi, Asian Educational Services, 2000.

17 Carter J. R., Malinda P. The Dhammapada. —New York, 1987.

18 Lancester L. Buddhist Literature: Its Canon, Scribes and Editors// The Critical Study of Sacred
Texts, ed. Wendy D. O'Flaherty. —Berkeley, 1979.

19 Strauss S. T. The Buddha and His Doctrine. —Kolkata: R. N. Bhattacharya, 2003.

20 Davids T. W. R. Buddhism : Its History and Literature. — New Delhi: Asian Educational
Services, 2000.

21 Waddell A. The Buddhism of Tibet or Lamaism. —New Delhi: Aryan, 1996.

22 McDermott J. P. Development in the Early Buddhist Concept of Kamma/Karma. —New
Delhi: Munshiram Manoharlal, 2003.

Большой интерес для исследователей буддизма в России представляют современные периодические издания. Например; альманах «Orient», который содержит сведения, посвященные буддийской культуре. В Петербурге издавался в последнее десятилетие XX века буддологический журнал «Гаруда». Журнал «Буддизм России» (до 1995 года под названием «Нартанг Бюллетень»), содержит обзор новинок буддийской литературы, переводы буддийских текстов, сведения о важных событиях в жизни буддистов России. Учёными Санкт-Петербургского Университета и Института Востоковедения издается альманах «Буддизм в переводах». Авторы альманаха дают представление о разнообразии буддийских традиций. Среди переводов буддийской философской классики отметим издания, осуществлённые Е.А. Торчиновым , А. И. Андреевым . Существует значительная литература, посвященная буддийской культуре в Санкт-Петербурге. Это работы таких петербурговедов, как Н.П. Анциферов , M.G. Каган , Г.С. Лебедев , М.С. Уваров28, К.Г. Исупов29.

Проблемы, межкультурного взаимодействия в прошлом и настоящем становились предметом осмысления многих философов и культурологов.

Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: трансперсональные состояния и психотехника. - СПб.: Востоковедение, 1997; Его же. Введение в будцологию: Курс лекций. - ; Его же. Даосские практики. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.

2 Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. - СПб.: СПбГУ, 2006.

25 Анциферов Н.П. Город как выразитель сменяющихся культур. -Л.: Брокгауз и Ефрон, 1926. 2 Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. - СПб.: Славия, 1996.

Лебедев Г.С. Регенерация топохрона: проблемы освоения исторического наследия в современном урбанизме // Художественная культура на рубеже веков: состояния, противоречия, перспективы. Материалы конференции. СПб., 1998.

28 Уваров М.С. Петербург с высоты птичьего полета // Жизненный мир
поликультурного Санкт-Петербурга: Материалы международной

практической конференции 6-9 октября 2003 / Под ред. Л.М. Мосоловой. -СПб.: Астерион, 2003.

Исупов К.Г. Диалог столиц вчера и сегодня // Жизненный мир
поликультурного Санкт-Петербурга: Материалы международной

практической конференции 6-9 октября 2003 /Под ред. Л.М. Мосоловой. - СПб.: Астерион, 2003.

Они представлены в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, К. Ясперса и др. Анализ места буддизма в современной культурной жизни освещен в

пг\ її *2«2 ЗО

работах В.В. Бараева , А.А. Вигасина , Т.П. Григорьевой , Е.В. Завадской , С.Н. Иконниковой34, В.Е. Кемерова35, В.Г. Лысенко36, В.М. Монтлевич37, Е.А. Островской38, А.А. Терентьева39 и других авторов, уделяющих внимание проблемам философии культуры и вопросам религиоведения.

Буддийские духовные ценности ориентируют человека на решение проблем реальной жизни посредством воздействия на его внутренний мир. Буддизм как религия и-философия имеет практическое значение для решения реальных жизненных проблем, поскольку ориентирован на моральную сторону жизни общества и человека. Влияние буддизма и его системы духовных ценностей на западную культуру и традиционную культуру восточных народов России стало объектом интереса автора настоящего исследования, потому что-до сих пор не был предпринят соответствующий религиоведческий анализ. Данная работа восполняет этот пробел, акцентируя внимание на анализе философских и этических ценностей буддизма и влияния классического буддизма на становление Северного буддизма.

Объект исследования. Особенности культуры буддизма в её религиозно-этическом своеобразии и динамике исторического развития.

Бараев В.В. Буддизм в России. Россия и современный мир 1995. 31Вигасин А.А. Изучение индийской» культуры в России в первой трети ХГХ века. Индия. Ежегодник. —М.,1986.

Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. — М.: Наука, 1979.-

33 Завадская Е.В. Василий Васильевич Верещагин. —М.: Иск-во, 1986.

34 Иконникова С.Н. Диалог о культуре. —Л.: Лениздат, 1987.

35 Кемеров В.Е., Коновалова Н.П. Восток и Запад: судьбы диалога. —Е.: Урал Наука, 1999.
36Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия// Философия джайнизма —М.: Изд. Вост.
литература РАН,, 1994.

37Монтлевич В.М. Буддизм на Севере России.// Наука и религия. -1990.

38Островская Е.А., Социально-антропологическое исследование буддийских

мирских общин Санкт-Петербурга. Автореф.» дис... канд.

социологических наук. - СПб.: СПбГУ, 1998.

39 Терентьев А.А. Буддизм. История и культура. - М.; 1989.

Предмет исследования. Философские и этические ценности классического буддизма и его воздействие на формирование Северного буддизма.

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование опирается на широкий круг религиоведческих, исторических, философских и культурно-антропологических работ. В качестве источников в нём использованы оригинальные исследовательские работы на английском и русском языках, языке хинди. В целом исследование основывается на историко-сравнительном методе, методе абстрагирования, системном подходе, что дает возможность наиболее полно представить теоретические основания познаваемого объекта.

Цель исследования: исследование философских и этических ценностей культуры классического буддизма с религиоведческих позиций' для выявления особенностей формирования. Северного буддизма.

Задачи исследования:,

1. Выявить. специфику духовно-нравственных ценностей
традиционного классического буддизма.

2. Дать сравнительный анализ религиозно-философских учений1
классического буддизма и буддизма Севера (ветви Махаяны).

3. Показать влияние духовных ценностей буддизма на формирование
социально-нравственных качеств европейца и россиянина.

Научная новизна исследования:

1. Дан комплексный анализ философских и этических ценностей
буддизма с целью выявления степени его влияния на Северный буддизм.

2. Проведен анализ основных проблем взаимодействия культур Запада
и Востока в контексте многообразия форм буддийской традиции.

3. Выявлена роль и определено значение духовно-нравственных
ценностей традиционной буддийской культуры для этнических культур
востока России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственные ценности традиционного буддизма оказывают существенное влияние на русскую и европейскую культуры. Преодолевается ограниченность существующих подходов к пониманию места буддизма в мировом культурном процессе. Путем анализа трудов западных мыслителей (Ницше, Шопенгауэра, Юнга и др.) и теоретических источников буддизма выявлено их философское, мировоззренческое и этическое взаимовлияние.

2". На современном' этапе духовные- ценности философии буддизма трансформируются и приобретают новые характеристики. Мы считаем, что ценности морально-этического характера буддизма и христианства в основе своей совпадают. Они являются приоритетными в основании механизма, разрешения современных социальных противоречий.

3. В.связи с тенденцией глобализации, страны, исповедующие буддизм и опирающиеся на его культуру, осваивают новые культурные пространства, в том числе и в России,. оказывают значительное- влияние на социокультурные изменения в мировом масштабе..

Теоретическая/ и практическая- значимость исследования. Положения и выводы диссертации существенны, для- понимания и анализа буддизма как религиозно-философского и этического учения, особенностей его бытования в европейской и российской культурах. Выводы работы найдут свое применение в дальнейших исследованиях религиоведческих проблем взаимодействия буддизма и христианства, восточной и западной культур. Материалы диссертации полезны для исследования истории Северного буддизма (ветвь Махаяны), в том числе-буддийской традиции у народов Сибири, Алтая, Прибайкалья.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, можно использовать в процессе преподавания культурной антропологии, религиоведения, культурологии: Они использованы для подготовки авторского курса «История и теориям

буддизма», который диссертант читает в высших учебных заведениях республики Индия.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы работы получили отражение в сообщениях на международных и межвузовских конференциях:

Международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава сотрудников и аспирантов СПбГАУ 2005 г. (Сборник материалов конференции «Культура и образование в XXI веке»);

Ежегодные межвузовские конференции «Царскосельские чтения» 2006, 2007 гг.;

Межрегиональная межвузовская научно-практическая конференция 18 мая 2006 года «Правовая реформа в России: проблемы и перспективы развития»;

шесть публикаций.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации более 130 страниц текста, список литературы включает в себя более 150 наименований источников на русском и английском языках, языке хинди.

Религия Будды и её духовно-исторические истоки

Буддизм — религиозно-философское учение, которое легло в основу этой первой по времени возникновения мировой религии (наряду с христианством и исламом) . Буддийскую литературу, насчитывающую многие тысячи сочинений, можно условно разделить на две большие категории: во-первых, каноническую (религиозную) литературу, которая считается откровениями самого исторического Будды, сообщённая потомкам его первыми и прямыми учениками. Сюда же относятся и объяснения догматов, обычаев и моральных требований буддизма, сделанные древними авторами. Следует заметить, что каноническая литература создавалась в Индии и на Цейлоне в течение последних двух-трех столетий до н. э. и первых веков н. э. Языками этой литературы былипалийский и санскрит. Во-вторых, это более поздние догматические и философско-исторические сочинения, которые комментируют и развивают основополагающие идеи буддизма в соответствии с взглядами и принципами многочисленных религиозно-философских школ и направлений этой мировой религии.

Отметим, что буддизм как мировая религия - это не только учение буддистов, но и многосторонняя (культурная, политическая, социально-экономическая и т. д.) деятельность Сангхи как буддийской общины. Буддист должен уверовать в три сокровища: «Будду, учение Будды (Дхарму) и буддийскую общину - Сангху, поверить всей душой и всем-сердцем-в« то, что только в этих сокровищах состоит для него единственное спасение от потока перерождений».

Каноническая литература известна под палийским названием Типитака (санскритское. — Трипитака), что буквально означает «тройная корзина» и переводится обычно как «три корзины закона (учения)». Тексты, писавшиеся первоначально на пальмовых листьях, держались когда-то в плетёных корзинах. Наиболее полно сохранилась палийская версия3 Типитаки, созданная философской и религиозной школой тхеравады, которую многие буддологи, специалисты по истории и учению Будды, считают самым ортодоксальным направлением в буддизме. По преданию, собравшись вместе после смерти Будды в городе Раджагриха, монахи выслушали сообщения его-ближайших учеников.. Упали рассказал об установленных Буддой правилах поведения; монахов, Ананда — о поучениях основателя новой религии, высказанных в виде притч и бесед, Кашьяпа — о философских размышлениях учителя. Это предание объясняет деление Типитакш на три основные части; — Виная-питака («корзина устава»)42, Сутта-питака. («корзина поучений») и Абхидаммапитака («корзина толкования-учения», или «корзина чистого- знания»)43. В различных направлениях буддизма . встречаются- и другие принципы группировки: культовых, и религиозно-философских текстов Типитаки.

Легенды, сказания? входящие; в текст палийской Типитаки, складывались в течение нескольких веков и первоначально передавались изустно. Запись этих преданий была произведена впервые лишь в I веке до н. э. на Цейлоне. До нас дошли только значительно более поздние списки, причем различные школы и направления изменяли: впоследствии многие места текстов Типитаки. Поэтому в, 1871г. в Мандалае (Бирма) был созван специальный буддийский собор; на котором 2400і монахов путем: сверки различных списков и переводов, выработали унифицированный текст Типитаки. Этот текст вырезали затемі на 729 мраморных плитах, каждая» из которых была поставлена в отдельном миниатюрном островерхом храмике. Так был создан своеобразный городок-библиотека, культурный центр буддистов — Кутодо .

Наиболее ранней частью палийской Типитаки является Виная-питака. Она подразделяется на три раздела (Сутта-вибханга, Кхандхака и Паривара). Сутта-вибханга содержит изложение и пояснения Патимоккха-сутты, являющейся ядром Виная-питаки. Патимоккха-сутта — это перечисление возможных проступков, что могут быть совершены монахами и монахинями буддийской общины (сангхи), и следующих за этими проступками наказаний. В комментариях к правилам поведения монахов включены в пространные рассказы о-том, какие события явились поводом для установления Буддой того или иного правила. Эта часть начинается рассказом о том, как во время своих странствий с целью распространения учения Будда пришел в деревню-Каландака около Вайсали и склонил своей проповедью к вступлению в. монашество некоего Судинну, сына богатого ростовщика. В это время в стране разразился- голод. Судинна решил пойти в Вайсали, где у него было много состоятельных родственников, чтобы получить милостыню. Мать-узнала о его приходе и убедила жену Судинны встретиться с ним и попросить подарить ей сына. Судинна уступил ее просьбе. Вернувшись в общину, он раскаялся и сообщил о своем грехе собратьям; Будда сделал строгий выговор Судинне и установил правило, по которому монах, виновный в половом невоздержании становится недостойным быть, монахом .

Социально-философские представления в культуре классического буддизма

Эпоха, в которую жил Будда, была временем великого культурного перелома, или, по словам К.Ясперса «осевым временем». К 6 веку до н. э. в религии древней Индии политеистическое почитание обожествленных сил природы оформилось в обряды жертвоприношения, совершавшиеся жрецами-брахманами . В основу культа были положены два собрания сакральной литературы, составленные жрецами: Веды, сборники древних гимнов, песнопений и литургических текстов, и Брахманы, сборники наставлений по совершению обрядов. Позднее к религиозным идеям, содержавшимся в гимнах и толкованиях, прибавилась вера в реинкарнацию, сансару и карму. Жрецы-брахманы, полагали, что раз боги и все другие существа суть проявления единой высшей реальности (Брахмана), то освобождение может принести только союз с этой реальностью. Их размышления отражены в позднейшей ведийской литературе (Упанишады, 7 - 6 вв. до н. э).

Современные норвежские философы Гуннар Скирбекк и Нильс Гильс пишут: «Одной из центральных тем учения Упанишад является идея вечного «хоровода» рождения и смерти. Эта идея положена в основу учения о переселении душ (реинкарнации) живых существ, предполагающего их возрождения после смерти. Вечно возобновляющийся цикл, заключенный между рождением и смертью, называется сансара. Именно в таком цикле воспроизводится вновь и вновь наиболее глубокая «сущность» (Атман) человека. Некоторые из Упанишад, видимо, предполагают, что Атман является неизменным субстанциальным (ср. с досократической философией) и отличается от сознающего «Я», или «Эго»... Другим важным положением Упанишад является отождествление Атмана и брахмана. Трудно найти адекватный перевод слова «брахман». Возможно, его следует понимать как абсолютное, всеобъемлющее или божественное. В таком случае отождествление Атмана с брахманом означает, что Атман тождественен с абсолютным или божественным. Подобные воззрения имеются и в западном мистицизме, где человек (или его душа) может быть одно и тоже с Богом. Такое единство предполагает аскетический образ жизни, проповедуемой как индийской философией, так и западным мистицизмом. Его представителем позднем средневековье;был Майстер Экхарт».

Согласно преданию; сразу после кончины Гаутамы около 500 его последователей собрались в Раджагрихе, чтобы изложить учение в том: виде, в, каком они его запомнили. Были сформированы доктрина и правила поведения; которыми руководствовалась монашеская; община (сангха). Впоследствии это направление получило название тхеравада («школа старейшин»); По мере роста численности буддистов, иг распространения буддизма стали происходить расколы. Подобная1 практика характерна для всех религиозных движений.

Ко временам Ашоки (3 в. до н.э.) насчитывалось уже 18 различных «школучителей» . Наиболее важными были первоначальная ортодоксальная тхеравада; сарвастивада, махасангхики; В? конце, концов; между ними произошел, так- сказать, территориальный; раздел. Школа тхеравады: перешла в;Южную Индию и Шри-Ланку (Цейлон);. Сарвастивада поначалу приобрела; популярность в Матхуре на севере; Индии, но потом распространилась, к северо-западу вплоть до Гандхары. Махасангхики были- вначале активны, в Магадхе, а позднее закрепились на юге.Индии.

Специфика теории школы, сарвастивада заключается; в онтологии; т.е:. в философии бытия; философии одновременного существования- прошлого; настоящего и будущего. Это объясняет и ее название:, сарвам-асти- «все есть». Все три вышеупомянутые школы остаются ортодоксальными по=своей сути, но сарвастивадины и махасангхики, которые пользовались санскритом, а не пали, выказывали тенденцию к более свободному истолкованию смысла высказываний Будды. Что касается тхеравадинов, то они стремились сохранить в неприкосновенности древние догматы. Распространение буддизма получило сильнейший новый импульс, когда мирским последователем этой религии стал третий царь из древнеиндийской династии Маурьев (4-2 вв. до н. э). В одном из своих наскальных эдиктов Ашока поведал о раскаянии за кровопролитие и страдания, которые он причинил людям, и о своём решении следовать путем моральных завоеваний (дхарма). Это означало, что он намерен править, руководствуясь принципом праведности, внушая эту праведность и в собственном царстве, и в других странах.

Духовные традиции стран Северного буддизма

Религиоведческий и культурфилософский подходы к этике и философии буддизма позволяют выявлять основополагающие духовные ценности культуры буддизма в целом. В первую очередь, это антропологизм буддийского учения, то есть направленность на человека, постижение его природы и попытка определить место индивидуума в мироздании. Это, в частности, характерно для учения Анатмавада , которое восходит к проповеди самого исторического Будды. По одному из текстов Сутта-питаки, Будда в диалоге с другим философом, Саччакой, вынуждает его признать, что ни один из пяти уровней индивидуальной психофизической организации, соответствующих: телесности, ощущениям, представлениям, интенциональным установкам и сознанию не соответствует понятию Атмана (Душа). С одной стороны, это потому что индивид никак не может влиять на них (следовательно, они не относятся к его Я). А с другой - каждый из них является «непостоянным и несчастным».

Вера в Атмана обусловливает привязанность человека к Я, закабаляет чувством «моего» и является корнем всех тех эгоцентрических стремлений, которые и являются основным препятствием для «освобождения». Как пишут петербургские авторы «цель медитации - восхождение человеческой души (Атмана) к Абсолюту - Брахма. Переживание мистического единства, слияние части и целого выступает в индийской философии (философия буддизма - естественная и необходимая часть древнеиндийской философии -Н.К.М.) как первый и главный метод познания (путь джнаны)... Восхождение Атмана к Богу - Брахме представлялось в виде движения психической энергии, которая в сонном, свернутом состоянии пребывает в каждом человеке... В индийской философии различают два основных элемента души. Первый - Атман (искра Брахмы) — одинаков у всех людей, неуничтожим, вечен, именно благодаря его наличию существует возможность познать Брахму. Второй элемент души — Манас. Это индивидуальное сознание, накопленное данным человеком, его жизненный опыт». В одной из проповедей, названной «О ноше» и содержащейся в китайской версии Трипитаки, Будда, уже достигший «просветления», в ответ на вопрос о том, что такое «ноша» (бхара), называет пять «групп привязанностей» (скандхи), а понятие «ноши» разъясняется им как желание человека, стремление к объектам как материальным, так и духовным, избавление же от нее - избавление от этого желания109.

Философская разработка анатмавады восходит уже к 3 в. до н.э., когда, после буддийского собора под эгидой Ашоки в Паталипутре, буддийские ортодоксы-стхавиравадины и традиционалисты в. культуре, решаются подавить еретическое с их точки зрения учение школы ватсипутриев. Последние пытались ввести, помимо пяти «групп» (скандхи) дхарм, еще и некоторую квазиперсону (пудгала), которая могла бы как-то локализовать единство индивидуального опыта и механизм реинкарнации110. Для философии буддизма характерно не только обращение к индивидуальному, но и желание постичь всеобщее, закономерное. В этом ключе происходило постижение закона всеобщей причинности.

Будда Шакьямуни проанализировал во время просветления все звенья (нидана) пребывания в круговороте сансары, в мире страданий, бесконечных рождений и смертей. Он установил, что живые существа состоят со всем в мире не в отношениях одновременности пребывания в нем (сабху, сахабху), а в отношениях взаимообусловленности, которые можно выразить формулой: «при существовании этого возникает то». Закон демонстрирует всеобщую причинно-следственную зависимость. Он имеет как индивидуальный, так и космический аспект. Наряду с теорией дхарм и другими элементами философии буддизма закон причинности входит в парадигму, то есть систему взглядов, определяющих буддийское мировоззрение. На основании закона о всеобщей взаимообусловленности разъясняется пустотность мира и его единство. Всеобщая зависимость, относительность приводит к представлению о единстве мира, в котором нет самостоятельных, независимых сущностей, все выступает как потенция, вероятность, единица описания, номинальное, имеющее только имя. Согласно учению буддизма, рано или поздно человечество придет к полному спасению через исчерпание кармы и прекращение создания предпосылок для появления новых семян аффектов и кармических последствий112.

Буддийская философия выступила основой религиозного учения буддизма «о четырёх благородных истинах», на которых зиждется вся традиционная буддийская культура. Сам Будда был главным образом учителем этики и социально-религиозным реформатором, но не философом . Знакомство с его учением указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания. Когда кто-нибудь задавал Будде метафизические вопросы о том, отлична ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир, вечен он или невечен и т. д., - он отказывался отвечать. Он считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых нет достаточных возможностей, приводит лишь к образованию различных пристрастных мнений.

Многообразие форм буддийской традиции на Востоке, Западе и в России

Характеризуя буддизм в историко-культурном и религиоведческом аспектах, необходимо выявить его значение, место И роль в российской традиционной культуре, а значит выявить причины становления этого религиозно-культурного явления на территории России. Буддизм в России -явление, которое носит чертыуникальности.и неповторимости но-и, конечно же, сохраняет общие для всего классического буддизма религиозные, философские, культурно-этические традиции. Они в буддизме складывались на основе и в-полемике с существующими, в V веке до н.э. культурными и философскими традициями, и, в-первую очередь, с распространённым в, Индии ведизмом.

Попытка объяснить сложность мира наличием божества- или-божественной интуиции-И ответственностью человека - это непреходящая дилемма духовной культуры прошлого и современности. В русле буддийского учения- она находит своё решение в разработке основ, созерцательной практики и- опирающейся, на её опыт свободного философского диспута. Буддийская концепция практики отразилась в атомистическом плюрализме, она по сей день направляет человека к интеллектуальной свободе. Буддисты утверждают, что личного Я не существует, ибо реально во времени развертывается поток психофизической жизни. Этот поток элементарных моментальных состояний (дхарм) включает в себя пять составляющих (скандх). 1. Материальный компонент (чувственное восприятие цвета, формы, звука, вкуса, запаха, осязаемого). 2. Чувствительность (оценка тех ощущений, которые дают чувства по критерию приятное — неприятное - нейтральное). 3. Понятия (артикулируемая речь). 4. Формирующие факторы (компоненты сантаны, благодаря которым она сохраняет свою целостность). 5. Сознание.

Поскольку явления не обладают независимой объективной реальностью, они существуют условно. Однако вещи, которые предстают перед нами, выглядят так, как будто «где-то там» обладают некоторого рода объективностью или собственным существованием. То есть, существует расхождение между тем, какими вещи нам представляются, и тем, как они существуют. Буддисты говорят, что мир иллюзорен, потому что о вещах нельзя сказать, ни что они существуют, ни что они не существуют144. Явления не являются просто проекциями ума или порождениями сознания. У внешних явлений иная природа, отличная от ума.

Смысл утверждения, что все явления суть просто наименования, в том, что они существуют и обретают самотождественность посредством того, что мы их именуем или обозначаем. Это не значит, что нет явлений помимо имен, обозначений и ярлыков, но скорее, что если мы начнем объективный анализ в поисках сущности каждого явления, она окажется необнаруживаемой. Явления не способны выдержать этот анализ, следовательно, они не существуют объективно. Но поскольку они существуют, то должен быть некоторый уровень существования. Одним из таких уровней становится обрядовая практика. Буддийские ритуалы давно стали неотъемлемой частью культурных традиций народов Востока, а в России - Бурятии, Тувы и Калмыкии, вошли в повседневность их культур.

Современный российский буддолог пишет: «Буддизм в Сибири в і настоящее время развивается как результирующая традиционной буддийской ] культуры, пришедшей из Тибета и Монголии и культуры российской. В истории и культуре России буддизм играл и продолжает играть значительную роль. Если в странах Запада и США буддизм был экспортирован в начале XX в., то в России уже более 250 лет история народов, исповедующих буддизм, тесно переплетается с историей Российского государства. Важнейшую роль в распространении буддизма как мировой религии сыграла его философия и неразрывно связанная с ней практика духовного преображения человека, позволяющие этой традиции с успехом адаптироваться к новым социокультурным условиям. Бужжизм в России сумел воспроизвести эффективную систему трансляции религиозной традиции, существующую в Тибете и Монголии».

Ритуальные действия сопровождают людей во всех ключевых этапах жизни, являются частью религиозных и календарных праздников, таких как наступление нового года, день рождения и уход в нирвану Будды Шакьямуни и других великих учителей. К ритуалам можно отнести регламентированность общения мирян с монахами и ламами, правила поведения в1 храмах и других культовых местах. Наиболее ярко ритуал проявлен в монастырской и йогической практике. Многие его формы не имеют аналогов в мировой культуре, например, сооружение песочных мандал, і костюмированные танцы лам и величественные инициации-посвящения. В I отличие от народных обычаев, любая деталь буддийского ритуала не ? случайна и многосторонне осмысленна. Она осмысливается философски и религиозно.

Похожие диссертации на Философские и этические ценности буддизма : религиоведческий анализ