Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия культуры Н.С. Арсеньева Довыденко Лидия Владимировна

Философия культуры Н.С. Арсеньева
<
Философия культуры Н.С. Арсеньева Философия культуры Н.С. Арсеньева Философия культуры Н.С. Арсеньева Философия культуры Н.С. Арсеньева Философия культуры Н.С. Арсеньева
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Довыденко Лидия Владимировна. Философия культуры Н.С. Арсеньева : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Довыденко Лидия Владимировна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2008.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/240

Введение к работе

Актуальность исследования. Осмысление культурного своеобразия России и ее цивилизационное самоопределение невозможно без обращения к идейному и философскому наследию русских мыслителей прошедших эпох. Особое место в истории русской культуры и философии занимает рубеж XIX-XX веков — период, получивший наименование русского религиозно-философского ренессанса. В эту эпоху наиболее полно реализовались основные черты русской философии, проявилась ее специфика. Идеи отечественных мыслителей, русская философская традиция в ее основных направлениях заняли достойное место в мировом философском процессе. В качестве особой заслуги русских мыслителей можно отметить неоднократно диагностированное ими состояние культурного кризиса. Вместе с этим отечественные мыслители указывали возможные пути преодоления кризиса современной культуры. Выход виделся им в сохранении национальных основ культурного творчества, в возвращении к традиционным ценностям, уходящим корнями в народную религиозность. Ценностно-духовный и философский потенциал русского религиозно-философского ренессанса до конца еще не исчерпан. Более того, он может быть вновь востребован в условиях обострения культурных и цивилиза-ционных противоречий современной эпохи. Созвучие проявлений культурного кризиса нашего времени и рубежа XIX-XX веков делает актуальным возвращение к творческому наследию русских философов.

Размышления отечественных философов о судьбах России и мировой культуры были продолжены в эмиграции. Представители русской эмиграции не только сохраняли, но и развивали многие идеи, высказанные в России в начале XX века. Среди продолжателей философского дела, оказавшихся на чужбине, был и Николай Сергеевич Арсеньев (1888-1977).

Актуальность идей Арсеньева состоит в том, что он не только увидел наиболее существенные признаки проявления духовного кризиса XX века: безверие, культурный разрыв с прошлым, девальвация традиционных духовно-нравственных ценностей, стирание критериев добра и зла, но и доказал, что пути выхода из кризиса находятся в культурологической плоскости — в обращении к ценностным основаниям жизни человека в обществе.

Степень научной разработанности проблемы

В отечественной и зарубежной научной литературе до сих пор нет комплексного исследования философского наследия Арсеньева. Посвященные ему работы носят характер вступительных или словарных статей, послесловий, комментариев, публикаций, воспроизводящих интеллекту-

альную биографию или касающихся отдельных сторон творчества Арсеньева.

В период пребывания Арсеньева за рубежом по мере выхода его книг появлялись небольшие отзывы и статьи в эмигрантских газетах и журналах (Н.А. Бердяев, Н.С. Полторацкий, П.Б. Струве, С.Л. Франк). После ухода Арсеньева из жизни ему был посвящен отдельный выпуск журнала «Записки русской академической группы в США» (1979, № 12), включающий статьи С. Оболенского, В.В Зеньковского, Р.Н. Плетнева, Г.А. Штаммлера. Здесь же приведена наиболее полная библиография работ Николая Сергеевича. Что касается изучения творчества Арсеньева в нашей стране, то оно началось совсем недавно. В конце ХХ-начале XXI вв. появились короткие публикации, посвященные биографии и мировоззрению Н.С. Арсеньева (А.А. Абрамов, В.М. Боровой, О.А. Мень, Л.Г. Филонова, В.Е. Хализев, С.С. Хоружий). Восточно-патристическая тема в работах Н.С. Арсеньева была освещена в диссертации И.А. Дорошина1. Конференция «Н.С. Арсеньев и русская культура» прошла в Российском государственном университете имени И. Канта в Калининграде в 2004 г. В сборник ее материалов вошли работы А.П. Лыскова, Н.В. Меднис, В.И. Савинцева, И.А. Спесивцева, Л.В. Довыденко.2 Арсеньеву был посвящен также ряд докладов на международной конференции «Русское зарубежье. Балтийские перспективы» (Калининград, 2005).

Целью исследования является системный анализ религиозно-философской концепции русской культуры Арсеньева.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

выявить своеобразие культурологической концепции Арсеньева с учетом влияния индивидуальных факторов жизни и исторических реалий того времени;

дать сопоставительный анализ современного понимания роли и значения творческой традиции в культурной жизни общества и взглядов Арсеньева;

уточнить нравственную концепцию Арсеньева в определении им категорий соборности, эсхатологизма, софийности;

проанализировать религиозно-философские основания литературной критики Н.С. Арсеньева;

Восточно-патристические традиции в религиозной философии Н.С. Арсеньева. Автореферат диссертации. - Саратов, 2004

" Н.С. Арсеньев и русская культура: Сб. науч. тр. / науч. ред. СВ. Корнилов. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. - 129 с.

- уяснить оценку Арсеньевым творческого синтеза западной и восточ
ной культуры.

Объектом исследования является идейное наследие Арсеньева, его философия культуры.

Предметом исследования выступают работы Арсеньева, посвященные изучению особенностей и характерных черт русской философии, предложенная им религиозно-философская концепция русской культуры.

Теоретико-методологические основы исследования.

В основе диссертационного исследования лежат методы герменевтического прочтения текстов Арсеньева; сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить взгляды Арсеньева с идеями его предшественников и современников; метод историко-философской реконструкции, дающий возможность воссоздать философию культуры Арсеньева в качестве законченной и оригинальной концепции; биографический метод; метод воспроизведения историко-культурного контекста, позволяющий объективно оценить и более рельефно представить теорию Арсеньева. В диссертации всесторонне учитывается философско-культурологические концепции М.С. Кагана, А.Л. Казина, Э.С. Маркаряна, Л.П. Воронкова, Ю.М. Резника, И.Г. Яковенко и др., а также исследователей русской эмиграции (М. Раев, А.И. Доронченков, А.Ф. Жуков, Н.П. Полторацкий, В.В. Зень-ковский, С.С. Хоружий и др.).

Научная новизна исследования выражается в следующих положениях:

- впервые проведено комплексное исследование религиозно-
философской концепции культуры Арсеньева;

введены в научный оборот как русскоязычные работы Арсеньева, отсутствующие в российских библиотеках («О Жизни Преизбыточествую-щей», «Единый поток жизни», «Жажда подлинного бытия»); так и его сочинения, изданные на немецком языке («Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwert in ihren geistigen Zusammenhangen», «Das heilige Moskau»), переводы которых также сделаны впервые;

в диссертации проведен анализ идейных и социокультурных истоков (западно-европейская философия, славянофильство, Ф.М. Достоевский, С.Н. Булгаков) и этапов формирования мировоззрения Арсеньева;

выявлены центральные понятия культурологической концепции Арсеньева: вера, христоцентричность, Любовь, Преображение;

в философском наследии Арсеньева вычленяются три раздела: 1) общественно-политические и религиозно-мистические проблемы; 2) учение о динамике культуры, живой «ткани» культуры, соборности, эсхатологиз-

ме и софийности, как определяющих чертах русского самосознания; 3) философское литературоведение.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

Концепция русской культуры Арсеньева представляет собой целостное, системное исследование основополагающих проблем православной культуры России, способствующее определению путей выхода из духовного кризиса. Она строится на анализе своеобразия религиозного опыта как православия, так и других конфессий, нравственно-этических основ общества и человека, проблем художественной культуры.

Ключевыми в религиозно-нравственной концепции Арсеньева являются понятия: «вера», «христианская культура», «духовность», «полнота жизни», «Жизнь Преизбыточествующая», «творческая динамическая традиция», «ткань жизни», — составляющие ее основу и дополняющие друг друга, характеризующие нравственную направленность учения.

- Арсеньев дает религиозно-нравственное истолкование культуры,
отождествляющейся с православной христианской традицией, которая
формирует социальное и духовное своеобразие России.

Социокультурные и этические идеи Арсеньева опираются как на философское наследие Запада, так и на достижения русской философии и культуры;

Эстетическая концепция Арсеньева носит духовно-религиозный характер и подчинена задаче исследования национального культурно-исторического опыта.

Арсеньев диагностировал кризис современной культуры, проявляющийся в утрате духовного начала в жизни людей, в войнах и революциях, прерывающих культурную традицию, в отчуждении людей, особенно молодежи, от ценностей высокой культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Содержащийся в диссертации анализ религиозно-философской концепции русской культуры Арсеньева позволяет целостно представить проблемы современной культуры России, ее динамику и кризисные явления. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебных курсах, разработке учебных пособий по философии, истории и теории культуры, могут служить основой для концептуально целостных курсов истории философии, культурологии, философии культуры, эстетики в вузах и других учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Различные аспекты диссертации нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях: Конференция молодых ученых. (Калининградский государственный

университет. 7-9 апреля 2004 г.), Международная научная конференция «Война и мир в русской словесности, истории и культуре: региональный и общероссийский аспекты» (12-14 мая 2005 г., Калининград); Научная конференция «Русское зарубежье: Балтийский регион» (9-Ю декабря 2005, Калининград — Светлогорск), Международная научная конференция «П.А. Флоренский и русская культура. К 125-летию со дня рождения мыслителя» (8-12 октября, 2007, Калининград).

Структура диссертации

Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Философия культуры Н.С. Арсеньева