Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера Немеров Евгений Николаевич

Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера
<
Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Немеров Евгений Николаевич. Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Курск, 2006.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/497

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Дух западноевропейской культуры очерчивает грани современного социокультурного пространства. Духовная ситуация, заявившая о себе на рубеже XX--XXI веков в своей драматической форме, есть главная констатация кризиса философии как таковой. Мысль в культуре философствования нашего времени уже отнюдь не является определяющей. Фаустовский дух кризисного сознания пропитывает современную духовную ситуацию. Кризис здесь понимается в смысле древнегреческого слова ХР1'0"11^ т0 есть СУД> СУД> связанный с потрясением фундаментальных основ человеческого бытия, с распадом традиционного гуманизма. Современный кризис - это кризис бытия человека в мире, архитектоника которого придвинута к крайним границам природного и исторического порядка вещей. Речь идет о кризисном сознании, как бы заново открывающем глубинный смысл вещей и событий, ведущих к так называемому «глобализму», который сейчас считается основной тенденцией политико-экономической реальности уже нового столетия. Вот почему важным представляется обращение к истокам мысли, задающей новый сюжет реальности самой по себе.

Переход от XIX к XX веку отмечен кризисной ситуацией, которая сложилась в культуре того времени и получила название проблемы кризиса культуры. Речь шла не о кризисе какой-то из сфер общественной жизни, для которой имелись уже достаточно устоявшиеся наименования: хозяйство, наука, политика, право, религия, нравственность. Проблема заключалась в утрате или нехватке некоторой специфической полноты жизни, интенсивности и насыщенности, которые были доступны предшествующим поколениям. Эта полнота представлялась чем-то не просто желательным или важным, но относящимся к самой сути человека, то есть к условиям подлинности его существования в качестве человека, к условиям его бытия самим собой. Эта полнота не была связана с какой-то отдельной сферой человеческой деятельности, но затрагивала их все в некоторой специфической форме единства. Понятие культуры выдвигается на первый план потому, что с его помощью были обретены искомые синтетичность и обобщенность, которые отражали комплексный характер имевшейся проблемы. Одним из аспектов этого кризисного состояния культуры стал кризис рациональности, неспособность человеческого разума ответить на вызов, который предъявляется цивилизации. Философия постепенно осознает, что разум, бывший движущей силой развития новоевропейской культуры

ГРОСН АЦИОН АЛ Ь Н АЯ'!

С,-Петербург

1 ОЭ 2№б&клSSi\

(которую О. Шпенглер называл фаустовской ), перестает выступать гарантом плодотворного движения по пути прогресса, вызывая все больше и больше проблем, особенно в духовной сфере. Интенсивное развитие науки и техники в этих условиях было не в состоянии способствовать развитию духовного мира и сохранению нравственных идеалов. Поэтому со второй половины XIX века ряд мыслителей активно начинают заниматься проблемой развития западноевропейской культуры, дальнейшими перспективами ее эволюции, поисками путей выхода из кризиса.

В работах многих философски мыслящих авторов экзистенциального толка, философии жизни и т.д. отчетливо выражена тревога по поводу ситуации, сложившейся в современном им обществе. В концептуальном осмыслении сущности и проявлений кризиса культуры ключевая роль принадлежит Георгу Зиммелю и Освальду Шпенглеру. Работы Георга Зиммеля, касающиеся этой проблемы, известны и изучены недостаточно основательно, чего нельзя сказать об Освальде Шпенглере и его основном труде «Закат Европы», вызывающем множество философских споров с момента своего появления. Многие идеи, высказанные этими авторами, остаются актуальными и по сей день, а некоторые проблемы в результате технического прогресса только усилились, поставив под угрозу само существование человека в мире.

Кризис культуры - это сложный социально-исторический феномен, находящий своеобразное и разноречивое отражение в сознании идеологов, философов, ученых. Хотя о нем и принято говорить в литературе не только как о факте, но как о чем-то почти наглядно воспринимаемом, тем не менее, это не есть нечто во всех отношениях очевидное, непосредственно наблюдаемое. Что представляет собой кризис культуры применительно к западноевропейской цивилизации? Какое отношение имеет классическая рациональность к данной проблеме? Почему философия уделяет всё больше внимания этой теме? Не специалисту на первый взгляд может показаться, что в век превосходства технологии рассмотрение этой темы не имеет никакого значения. По нашему мнению, выбор этой темы справедлив, поскольку проблема развития западноевропейской цивилизации находится в особых отношениях с бытием человека и тесно связана с вопросами нашего существования.

Все это свидетельствует о необходимости систематического исследования указанной проблемы.

Шпенглер О. Закат Европы: В 2т. - Т. 1. / Пер. с нем. И И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2003. С. 226.

Степень разработанности темы Проблема развития и кризиса фаустовского типа культуры неизменно вызывала особый интерес у исследователей. Существует не мало исследований, посвященных указанной тематике. В XIX веке вопрос кризиса западноевропейской культуры поднимался и рассматривался множеством мыслителей, такими, как Н. Я. Данилевский, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др. В русской философии от Ивана Киреевского до Владимира Соловьева и Льва Толстого вопрос о причинах религиозного кризиса европейской культуры один из самых популярных. Однако особый интерес к проблеме кризиса фаустовской культуры проявился на рубеже XIX-XX веков. Это было связано с появлением «Заката Европы». Освальда Шпенглера и ряда эссе о культуре Георга Зиммеля. Реакция на их выход в свет последовала мгновенно. Среди зарубежных авторов, которые первыми откликнулись на эти публикации, были такие исследователи, как Вальтер Беньямин, Герман Брох, Карл Йоель, Людвиг Курциус, Томас Манн, Фридрих Мейнеке, Отто Нейрат, Леонард Нельсон, Герман Шмоленбах и др. Как правило, их критика заключалась в отрицании идей, изложенных в этих работах, и поиске идейных предшественников концепции Освальда Шпенглера, вплоть до обвинений в плагиате. Немецкие критики, прежде всего, подчеркивали не оригинальность основной концепции Шпенглера.

Незамеченным появление «Заката Европы» не осталось и в России, что нашло свое отражение в выпуске сборника «Освальд Шпенглер и закат Европы» в 1922 году, который был составлен из статей Н. А. Бердяева, Я. М. Букшпана, Ф. А. Степуна, С. Л. Франка. Этот сборник, посвященный книге Шпенглера, не объединен общностью миросозерцания его участников. Общее между ними обнаруживается лишь в сознании значительности самой темы - осмысление духовной культуры и ее современном кризисе. Реакцией на выход этого сборника стали публикации В. Базарова, С. Боброва, К. Грасиаса.

Среди исследований, посвященных генезису западноевропейской культуры Нового времени, а так же ее одной из существенных сущностных характеристик — классической рациональности необходимо отметить работы А. А. Автономовой, П. П. Гайденко, М. А. Дичевой, И. Т. Касавина. М. К. Мамардашвили, Е. А.Мамчура, Н. С. Мудрагея, В. Г. Панова, В. Н. Поруса, Б. И. Пружинина, К. В. Рутманиса, Т. В. Торубаровой, М. С. Уварова, Ю. Ю. Черноскутова и др.

Специально изучением взглядов Георга Зиммеля по вопросу взаимодействия жизни и культуры занимались В. Е. Горозия, Л. Г. Ионин, А. Ф. Филлипов и др. Кроме того, исследования В.Е. Горозия посвящены

также проблеме отчуждения культуры. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить Ф.-П. Буркарда, В. Фабиана, И. Тиссесна, предпринявшие попытку рассмотрения вопросов, касающихся конфликтной сущности культуры. Необходимо отметить диссертационное исследование А. П. Кухтенкова, посвященное анализу трагедии культуры и трагического положения человека в культуре. Отдельных аспектов проблемы развития западноевропейской культуры в философском творчестве Освальда Шпенглера касаются в своих исследованиях Л. Березовая, Ю. Н. Давыдов, Т. Б. Карулина, К. А. Свасьян, Г. М. Тавризян, В. М. Толмачев и другие. Их работы содержат всесторонний и глубокий анализ шпенглеровских идей, связанных с проблемами развития и функционирования западноевропейской культуры. Среди иностранных исследователей необходимо назвать Д. Фелкена, А. М. Коктанека, Г. Мерлио, Й. Нейера, Л. Энглерта, чьи работы посвящены исследованию социокультурной ситуации появления «Заката Европы» и полемике вокруг идей, выдвигаемых в этой работе. Следует отметить также, что работы, посвященные анализу фаустовского типа культуры в концепциях Г. Зиммеля и О. Шпенглера, отсутствуют.

Объектом исследования является феномен культуры и его отражение в западноевропейской философии.

Предметом исследования являются особенности фаустовского измерения западноевропейской культуры в философских концепциях Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера.

Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является целостный анализ и реконструкция фаустовского типа культуры в философских концепциях Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера.

Реализация данной цели предполагает решение следующих основных задач:

экспликация и обоснование фаустовского типа культуры;

выявление истоков и основных конституэнтов «фаустовского духа», который является выражением кризиса классического рационализма;

анализ различий классического и неклассического рационализма;

определение особенностей ключевых концепций культуры в философии XVII-XVIII веков, свидетельствующих о формировании фаустовского типа культуры;

- реконструкция круга проблем, позволяющих конституировать
фаустовское измерение западноевропейской культуры в философских
концепциях Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера;

- выявление трагического измерения культуры в философии Георга
Зиммеля и Освальда Шпенглера;

- экспликация таких основополагающих понятий, как «фаустовский тип культуры», «антропоцентризм», «рационализм», «трагедия культуры», «морфология культуры», «физиогномика», «прасимвол».

Методологическая основа исследования. Исходными методологическими установками диссертационного исследования являются общенаучные принципы объективности, единства исторического и логического. При этом, по мере развития темы, акцент переносится с анализа исследуемого конкретного материала, прежде всего текстов Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера, на теоретическое осмысление и интерпретацию идей вышеназванных мыслителей.

В диссертации широко используется метод историко-философской реконструкции (ретроспекция), который применяется при анализе культурно-исторической ситуации появления философских работ мыслителей, а также комплексный подход к проблеме, позволяющий дать целостный анализ объекта исследования. При исследовании ключевых положений концепций указанных философов применялся компаративистский метод. Использовался опыт исследования западноевропейской философии в отечественной и зарубежной философии.

Источниковую базу исследования составляют философские труды Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера. Кроме того, в процессе исследования привлекались работы Р. Декарта, П. Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо, Ж. А. Кондорсе, И. Канта, Ф. Ницше. Использовались материалы ряда отечественных и зарубежных авторов, занимавшихся исследованием смежных проблем.

Новизна диссертационного исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые дается целостный анализ проблемы кризиса фаустовской культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В диссертационном исследовании выявлено понятие «фаустовский тип культуры», которое получает свое фундаментальное осознание как символ европейской культуры у О.Шпенглера. Зародившейся в период раннего средневековья на территории Западной Европы и достигший к XIX веку высшей точки своего развития, данный концепт становится тождественным понятию «европейский тип культуры».

  2. Определены основные различия классического и неклассического рационализма, которые выражаются в не одинаковом отношении к субъекту и объекту познания, применении альтернативной и дополнительной логики соответствующими видами рациональности, отказе от представления о возможности наличия Абсолютного Наблюдателя в неклассическом рационализме.

  1. Исследованы истоки и основные составляющие такого явления, как «фаустовский дух», выражающиеся в индивидуализме и стремлении достижения поставленных целей, ради чего возможно пренебрежение этическими, религиозными, правовыми нормами. К осуществлению своей цели носители фаустовского духа продвигаются последовательно, следуя тщательно разработанной стратегии, претворяя в жизнь цепочку логически обоснованных действий.

  2. В диссертационном исследовании доказано, что в ключевых концепциях культуры мыслителей XVII-XVUI веков — Р. Декарта, П. Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, представлены идеи, свидетельствующие о формировании фаустовского типа культуры как культуры рационалистической, с признанием разума, в качестве основной движущей силы развития.

  3. Выявлены истоки кризисных явлений в западноевропейской культуре на рубеже ХГХ-ХХ веков, в результате чего в диссертационном исследовании показано отсутствие основополагающей идеи, ведущей культурное развитие (Зиммель) и стремление к постижению бесконечного пространства фаустовским человеком. Эта интенция отражается в подчинении всего сущего, направленности на обладание абсолютным знанием и невозможностью в реальности достигнуть этого (Шпенглер).

  4. В диссертационном исследовании определено, что трагическое измерение культуры заключается в проявлении трагического конфликта, состоящего в том, что жизнь приводит к разрушению всех создаваемых ей самой форм (Зиммель). Фаустовская культура в конце XIX века переходит в стадию цивилизации, что ведет к обездушиванию феноменов культуры, исчезновению непосредственности и свежести жизни, ее интеллектуализации; последнее свидетельствует об исчерпании потенциала поступательного развития и упадке культурно-исторического типа (Шпенглер).

Теоретическая и практическая значимость. Материалы диссертационного исследования, разработанные в нем методологические подходы и полученные результаты позволяют понять суть подхода Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера к фаустовскому типу культуры, дополнить понимание феномена кризиса западноевропейской культуры. Материалы работы могут иметь научный интерес для тех, кто занимается историей западноевропейской философии конца XIX - начала XX веков. Содержание диссертационной работы может быть использовано при разработке учебных курсов по истории философии, философии культуры, культурологии.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования использовались при проведении лекционных и семинарских занятиях по философии и культурологии в Курском государственном университете и

Курском государственном медицинском университете. Кроме того, материал диссертации использовался при подготовки элективного курса «Философия культуры».

Апробация ключевых положений диссертации имела место в выступлениях диссертанта на научных и научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Пятые Илиадиевские чтения: Бытие и культура. История и современность» (Курск, 2004); 69-й итоговой научной сессии КГМУ и отделения медико-биологических наук Центрально-Черноземного научного центра РАМН (Курск, 2004); юбилейной научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70*летию КГМУ (Курск, 2005). Основные идеи представленной диссертации изложены в ряде публикаций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера