Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Спирина Алена Вадимовна

Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста
<
Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Спирина Алена Вадимовна. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Спирина Алена Вадимовна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2009.- 259 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/253

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема воздействия восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 16

1.1 Восприятие телевизионных передач как один из видов художественного восприятия 16

1.2 Феноменология чувства страха и его проявление у детей дошкольного возраста 29

1.3 Феноменология агрессии и её проявление в дошкольном возрасте 38

1.4 Феноменология тревожности и её проявление в дошкольном возрасте 50

1.5 Просмотр телевизионных передач с элементами насилия как фактор стимулирования отрицательных эмоциональных состояний у телезрителей 62

1.6 Постановка проблемы. Гипотезы, задачи, методы и этапы исследования 75

Выводы по первой главе 82

ГЛАВА 2. Диагностическое исследование особенностей воздействия восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния дошкольников и культуры их телевосприятия 85

2.1 Особенности культуры телевосприятия у детей дошкольного возраста 85

2.2 Особенности воздействия просмотра телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния дошкольников но результатам констатирующего эксперимента 104

2.2.1 Особенности воздействия восприятия телепередач с элементами насилия на чувство страха детей дошкольного возраста 104

2.2.2 Особенности воздействия просмотра телепередач со сценами насилия на тревожность дошкольников 108

2.2.3 Особенности воздействия восприятия телепередач с элементами насилия на агрессию испытуемых 112

2.2.4 Общие тенденции воздействия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста 115

2.3 Факторы, детерминирующие воздействие просмотра телепередач с элементами насилия на уровни отрицательных эмоциональных состояний и культуры телевосприятия у дошкольников 120

2.4 Соотношение уровней отрицательных эмоциональных состояний и уровней культуры гелсвоенриятия и детерминирующих их факторов у детей дошкольного возраста 128

Выводы по второй главе 137

ГЛАВА 3. Нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников, возникших под влиянием просмотра телевизионных передач с элементами насилия посредством формирования культуры телевосприятия 140

3.1 Профилактико-коррекционная программа нивелирования отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников, возникших иод воздействием просмотра телевизионных передач с элементами насилия, в процессе формирования культуры телевосприятия 140

3.2 Закономерности и особенности овладения механизмами нивелирования отрицательных эмоциональных состояний и формирования культуры телсвосприятия 157

3.3 Динамика, факторы и условия реализации профилактико-коррекционнои программы нивелирования отрицательных эмоциональных состояний и формирования культуры телевосприятия 167

3.4 Рекомендации по преодолению негативного воздействия восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния дошкольников и формирование у них культуры телевосприятия 178

Выводы по третьей главе 184

Заключение 186

Литература 191

Приложения 212

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время, когда активизируются поиски инновационной реорганизации образовательного пространства, конструирования содержания и технологии учебно-воспитательного процесса, усиливается гуманистическая направленность образования в целях максимального развития и формирования личности, обостряется социальная потребность общества в воспитании психологически здорового, творчески развитого, хорошо адаптирующегося к сложным условиям жизни, нового поколения, начиная с дошкольного возраста — сензитивиого периода онтогенеза, имеющего особую значимость для всего последующего развития человека.

Однако многие исследования (Р. Бэрон, А.И. Захаров, К. Изард, Б.И. Кочубей, A.M. Прихожан, Т.Г. Румянцева, Ю.Л. Ханин и др.) свидетельствуют об увеличении от года к году детей с высокими уровнями отрицательных эмоциональных состояний (агрессия, тревожность, навязчивое чувство страха), которые, как известно, приводят к разного рода заболеваниям, искажают общение, эмоционально-волевую сферу, затрудняют интеллектуальную деятельность в напряженных ситуациях, снижают уровень умственной работоспособности, вызывают неуверенность в собственных силах, способствуют становлению отрицательного социального статуса личности (А.И. Захаров, A.M. Прихожан, А.А. Романов, А.Л. Фортунатов и др.).

В психолого-педагогической литературе можно найти сведения о коррекции указанных отрицательных эмоциональных состояний средствами игротерапии (А.А. Романов, М.И. Чистякова), смехотерапии (IO.E. Иванова, Н.Г. Кутепова, О.М. Попова), арттерапии (И.Ю. Ильина, И.С. Павелко), сказкотерапии (О.Н. Гречина, М.В. Осорина). В меньшей степени изучен вопрос о культуре телевосприятия как средстве коррекции отрицательных эмоциональных состояний, которые возникают у дошкольников под воздействием просмотра

телепередач с элементами насилия. Между тем, известно, что дети часто проводят время у телеэкрана, где в настоящее время транслируется очень много сцен насилия и их количество не сокращается (М.И. Жабский, К.А. Тарасов).

Возникли противоречия: между данными об увеличении сцен насилия на телеэкране и потребностью педагогики и психологии в научном обосновании их воздействия на повышение уровней отрицательных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста и ограниченным объемом сведений об их взаимосвязи, о потенциальных возможностях нивелирования у дошкольников высоких уровней чувства страха, агрессии, тревожности, возникших под воздействием просмотра телепередач с элементами насилия, путем формирования у них культуры телевосприятия. Указанные противоречия предопределили актуальность выбранной нами темы исследования: «Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить особенности воздействия восприятия сцен насилия в телепередачах на отрицательные эмоциональные состояния дошкольников и возможности их нивелирования средствами формирования культуры телевосприятия.

Объект исследования - сфера эмоционально-личностного становления детей дошкольного возраста средствами формирования культуры телевосприятия.

Предмет исследования - особенности эмоциональных состояний дошкольников, возникающих под влиянием телепередач с элементами насилия, и их нивелирование через целенаправленное формирование культуры телевосприятия.

Гипотеза исследования: многие отрицательные эмоциональные состояния у детей дошкольного возраста (чувство страха, агрессия, тревожность) детерминируются низкой культурой телевосприятия и, в том

числе, восприятием телепередач с элементами насилия. Формирование культуры телевосприятия может снизить эффект негативного воздействия СМИ на эмоциональную сферу дошкольников.

Данное предположение раскрывается рядом частных гипотез:

- степень воздействия на дошкольников телепередач с элементами
насилия обусловливается длительностью и частотой их восприятия,
характером отношения родителей к просмотру детьми телепередач
с элементами насилия, а также уровнем культуры их телевосприятия;

- высокие уровни отрицательных эмоциональных состояний, возникшие
под воздействием просмотра телепередач с элементами насилия
у дошкольников, могут быть снижены благодаря профилактико-
коррекционной работе с детьми (логотерапия, игротерапия, смехотерапия,
арттерапия, психогимнастика и т.п.), а также просветительской,
консультационной и тренинговой работе с родителями и педагогами,
предусматривающей организацию циклов лекций, консультаций,
нетрадиционных форм деятельности, направленных на изменение
их отношения к просмотру детьми телепередач с элементами насилия.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме воздействия восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста.

  2. Скомпоновать диагностический комплекс изучения отрицательных эмоциональных состояний, возникших под воздействием восприятия телепередач с элементами насилия, а также культуры телевосприятия у дошкольников.

  3. Выявить разброс данных в зависимости от характеристики особенностей восприятия телепередач с элементами насилия у детей дошкольного возраста.

  4. Разработать и реализовать на практике профилактико-коррекциониую программу нивелирования у дошкольников отрицательных эмоциональных

состояний, возникающих под воздействием просмотра телевизионных передач с элементами насилия.

  1. Проверить эффективность профилактико-коррекционной программы нивелирования у детей дошкольного возраста чувства страха, тревожности и агрессии, возникших под воздействием просмотра телепередач с элементами насилия, посредством формирования культуры телевосприятия.

  2. Разработать рекомендации для работников телевещания, дошкольных педагогов, детских психологов и родителей по преодолению негативного воздействия телепередач с элементами насилия на эмоциональную сферу дошкольников.

Методологические основы исследования определили теории, концепции и подходы, истинность и эффективность которых надежно подтверждена практически: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в частности, положение о зонах психического развития ребенка, его сензитивных периодах, движущих силах и закономерностях; теория становления личности ребенка (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теория А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина о ведущем виде деятельности; теоретические положения о сущности эмоциональной сферы, ее роли в жизни человека и динамике развития (П.К. Анохин, Г.М. Бреслав, В.К. Вилюпас, А.В. Запорожец, К. Изард, Е.П. Ильин, П.В. Симонов и др.); научные взгляды психологов о неизбежности выработки защитных механизмов в отрицательной среде у детей (P.M. Грановская, В.И. Журбин, А.И. Захаров, И.М. Никольская, Ы.Я. Сирота, 3. Фрейд); о самоценности дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и др.)

Теоретическую базу экспериментальной части исследования во многом определили исследования по проблемам детской тревожности (Б.И. Кочубей, Ы.Г. Кутепова, A.M. Прихожан, Ю.Л. Ханин, К. Хорни, 3. Фрейд), агрессии (Л. Берковиц, Р. Бэрои, Ю.Е. Иванова, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов), чувства страха (А.И. Захаров, О.М. Попова, А.Л. Фортунатов,

М.И. Чистякова, П.М. Якобсон), а также данные о роли СМИ в формировании личности ребенка и, в частности, культуры его телевосприятия (Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, Е.А. Захарова, Д. Лемиш, К.А. Тарасов, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.).

Методы исследования: в целях реализации поставленных задач
и проверки выдвинутых гипотез использовались: 1) теоретические методы.
анализ философских, психолого-педагогических, социально-психологических
и собственно психологических проблем возникновения отрицательных
эмоциональных состояний в зависимости от воздействия телепередач
с элементами насилия иа детей, а также особенностей телевосприятия
и культуры телевосприятия (фрагментарность, наивный реализм и др.);
2) эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент,
наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование;

стандартизированные и адаптированные тесты и методики; 3) методы математической статистики: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, корреляционный анализ и оценка значимости результатов.

Организация эксперимента: эксперимент проводился в старших и подготовительных к школе группах прогимназии № 17 и МУ ДОУ № 9 г. Шадрииска. В исследовании принимали участие 225 дошкольников, их родители и воспитатели.

Этапы исследования: первый этап - анализ основной философской, психолого-педагогической, социологической литературы по проблеме исследования, определение теоретических и методологических основ и структурных компонентов исследования (2003-2004 гг.).

Второй этан - проведение констатирующего эксперимента; выделение на его основе особенностей и уровней проявления отрицательных эмоциональных состояний и культуры телевосприятия, статистическая обработка полученных результатов и их систематизация (2004-2005 гг.).

Третий этан — разработка и реализация на практике профилактико-коррекционной программы нивелирования отрицательных эмоциональных состояний, возникших под воздействием просмотра дошкольниками телевизионных передач со сценами насилия, посредством формирования культуры телевосприятия; проведение контрольного эксперимента; систематизация, обобщение и интерпретация полученных результатов (2005-2007 гг.).

Четвертый этап - формулирование общих выводов, оформление диссертационного исследования (2008-2009 гг.).

Научная новизна исследования:

- решена теоретическая задача, посвященная изучению воздействия
телепередач с элементами насилия на эмоциональные состояния детей
дошкольного возраста (тревожность, чувство страха, агрессия), выявлению
возможностей нивелирования этих состояний в процессе формирования у них
культуры телевосприятия;

разработана и теоретически обоснована система диагностики культуры детского телевосприятия; скомпонован диагностический комплекс, предполагающий изучение тревожности, чувства страха и агрессии, возникших под воздействием просмотра телепередач с элементами насилия у детей дошкольного возраста;

доказано, что восприятие телепередач с элементами насилия вызывает у детей устойчивые проявления чувства страха, агрессии, тревожности;

разработана и апробирована программа нивелирования отрицательных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста, возникших под воздействием просмотра телевизионных передач со сценами насилия;

определены особенности психокоррекциоигюй деятельности, направленной на снижение уровня отрицательных эмоциональных состояний, возникших под воздействием восприятия телепередач с элементами насилия у детей дошкольного возраста, посредством формирования культуры телевосприятия (различия в поведении дошкольников с разными уровнями

отрицательных эмоциональных состояний в процессе профилактико-коррекционной работы), выявлены её закономерности (стадиальность, вариативность творческих решений, неравномерность, сензитивность, синхронность), механизмы (парадоксальная интенция, дискредитация поведения персонажей-агрессоров, обучение способам защиты от насилия и преодоления негативных эмоций), факторы (индифферентное отношение родителей, фрагментарность восприятия, наивный реализм, предпочтение персонажей-агрессоров и телепередач с элементами насилия), условия (систематическое обсуждение просмотренных телепередач, обучение оцениванию ребёнком нравственного и эстетического содержания телепередач, переориентировка предпочтений с телепередач с элементами насилия на детские, познавательные телепередачи).

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

- теоретически обосновано применительно к детям дошкольного
возраста содержание понятий «насилие на экране», «культура
телевосприятия», «наивный реализм», «глубина погружения»; определена
психологическая структура культуры телевосприятия;

теоретически разработана модель изучения особенностей культуры телевосприятия, отрицательных эмоциональных состояний, определены критерии и уровни их сформированное у детей в диапазоне пяти-семи лет;

разработаны теоретические основы и организационно-методические принципы коррекционио-развивающей работы и па их основе определено содержание программы формирования культуры телевосприятия как средства нивелирования отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в процессе восприятия телепередач с элементами насилия;

определены теоретические принципы реализации программы формирования у дошкольников культуры телевосприятия (разработка гибкого смыслового пространства, внутри которого заложено множество траекторий развития образа и его осмысление, осуществление взаимосвязи иповоплощений образа; создание у детей динамических представлений

о телеискусстве, его многомерности и полифоничности и др.), условия (последовательность и постепенность проведения заданий, создание богатой развивающей среды на материале кино- и телеискусства и др.), направления (работа с дошкольниками, их родителями, с педагогическим коллективом);

- получили существенное дополнение некоторые разделы возрастной
и педагогической психологии: закономерности развития психики ребенка,
личности дошкольника, формирование культуры телевосприятия у детей
дошкольного возраста в диапазоне 5-7 лет.

Практическая значимость исследования:

- скомпонованный в исследовании диагностический комплекс при
определенных условиях может быть использован практическими
психологами и педагогами в работе с детьми дошкольного возраста;

разработанная и апробированная в процессе диссертационного исследования парциальная программа формирования у дошкольников культуры телевосприятия как средства снижения высокого уровня отрицательных эмоциональных состояний, возникающих под воздействием просмотра телепередач с элементами насилия, может быть использована в практике дошкольного воспитания и в диапюстико-коррекциошюй работе практического психолога для оптимизации эмоционального и личностного становления детей дошкольного возраста;

описанные в диссертации теоретико-методологические данные и сделанные на их основе обобщения и выводы об особенностях воздействия восприятия телепередач с элементами насилия на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста могут быть успешно применены в массовой практике подготовки будущих воспитателей и психологов к работе в дошкольных учреждениях, при создании спецкурсов и в циклах лекций по психолого-педагогическим дисциплинам.

Достоверность и обоснованность полученных результатов
обеспечивается опорой на фундаментальные теоретические

и методологические положения развития личности дошкольника; благодаря

сочетанию количественного и качественного анализа экспериментальных данных и использованию методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования апробировались и излагались в ходе проведения экспериментальной работы в прогимназии № 17, ДОУ № 9 г. Шадринска; на Международных (Екатеринбург, 2005 г., Москва— Шадрииск, 29 марта, 28 ноября 2007 г.; 30 апреля, 28 ноября 2008 г.), Всероссийских научно-практических конференциях (Челябинск, 2005 г.; Шадринск, 2005 г.; Пенза, 2005 г.; Челябинск, 2006 г.); обсуждались на заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии, кафедры педагогики и психологии ГОУ ВЕЮ «ШГПИ», использовались при разработке и чтении спецкурса «Работа педагога по коррекции отрицательных эмоциональных состояний у детей разного возраста» для студентов факультетов информатики и истории и права ГОУ ВПО «Шадринского государственного педагогического института».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Степень воздействия телепередач с элементами насилия обусловливается длительностью и частотой их восприятия детьми, уровнем культуры их телевосприятия, характером отношения родителей к просмотру их детьми телепередач с элементами насилия (положительное, отрицательное, индифферентное).

  2. Воздействие телепередач с элементами насилия на детей с разными уровнями отрицательных эмоциональных состояний неоднозначно: высокоагрессивные дошкольники предпочитают телепередачи с элементами насилия и персонажей-агрессоров, не проявляют чувство эмпатии к жертвам насилия, обладают поверхностным погружением в мир телефильма; после просмотра телепередач с элементами насилия ведут себя агрессивно; высокотревожные дошкольники и дети с высоким уровнем чувства страха предпочитают персонажей-жертв, обнаруживают глубокое погружение в мир телефильма, называют большое количество объектов

страха, проявляют неуверенность в своих силах, во время восприятия сцен насилия вздрагивают, дрожат, плачут, в дальнейшем боятся находиться одни в комнате, в темноте, засыпать, так как предвидят, что могут увидеть во сне фрагменты с элементами насилия из просмотренных ранее телепередач.

Независимо от уровня отрицательных эмоциональных состояний все дети после просмотра телепередач с элементами насилия отражают увиденное в игровой и творческой деятельности, видят во сне персонажей-агрессоров и сцены с элементами насилия из телепередач, идентифицируют себя с экранными персонажами и копируют их поведение.

  1. В современных условиях воспитания и обучения у многих дошкольников существует обратная значимая корреляционная связь между уровнями культуры телевосприятия и уровнями негативных эмоциональных состояний (чувство страха, тревожность, агрессия).

  2. Высокие уровни отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников могут быть снижены средствами специально организованной деятельности за счет:

- просветительской и профилактической работы с родителями
и педагогами, предусматривающей организацию циклов лекций,
консультаций, нетрадиционных форм деятельности («Педагогическая
гостиная», «Театр-экспромт» и др.) по проблеме воздействия СМИ
на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;

- коррекционгю-развивающей работы с детьми, технологию которой
определяет система целей, принципов, сочетание методов логотерапии,
арттерапии, игротерапии, тестотерапии, смехотерапии, направленных
на нивелирование отрицательных эмоциональных состояний и формирование
культуры телевосприятия.

5. Эффективность нивелирования отрицательных эмоциональных
состояний и формирования культуры телевосприятия достигается благодаря
таким механизмам, как парадоксальная интенция, дискредитация поведения
персонажей-агрессоров, концентрация и вытеснение, усвоение норм

поведения, присвоение конструктивных способов защиты от насилия в жизни и на телеэкране и др.

6. Психокоррекционный процесс характеризуется стадиальностью, неравномерностью, вариативностью творческих решений, сензитивностью дошкольников к формирующим воздействиям, синхронностью формирования культуры телевосприятия и нивелирования отрицательных эмоциональных состояний.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 238 источников, в том числе 10 на иностранном языке и 11 приложений. Работа иллюстрирована 21 таблицей, 3 диаграммами, 1 гистограммой.

Феноменология тревожности и её проявление в дошкольном возрасте

Тревожность - это внутреннее переживание опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого (Н.Д. Левитов [90]); ощущение неконкретной неопределённой угрозы, неясного чувства опасности (Б.И Кочубей, Е.В Новикова [81]); реакция на экстремальный фактор, направленная на сохранение механизма деятельности, без сохранения её структуры (А.Б. Леонова, В.И. Медведева [93]); комплекс аффектов (страха, гнева, стыда, вины и т.д. (К. Изард [64]); сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия; временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов (A.M. Прихожан [140], [142]); беспокойство в неадекватной ситуации, то есть опасение и ожидание неблагополучия в ситуации, которая объективно для субъекта не тревожна, но он ждет непременно неблагополучного её исхода и заранее беспокоится (О.Б. Конева [76]); индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги; личностное образование или свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов [143].

В психологической литературе существуют различные воззрения на дифференциацию тревожности.

Р. Кеттел [цит. по 20], Н.Д. Спилберг [181] и Ю.Л. Ханин [208], [209] выделяют два основных вида тревожности: ситуативную тревожность, порождённую некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство и может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и представлять собой эмоциональную кратковременную реакцию, проявляющуюся в определенных ситуациях (характеризует состояние субъекта в определённый момент) и личностную тревожность, стабильную личностную черту, проявляющуюся в постоянной склонности индивида к переживанию тревожности в самых различных жизненных ситуациях, в том числе, и таких, которые объективно к этому не располагают, характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределённым ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное (относительно устойчивое образование).

3. Фрейд [203] рассматривает тревожность как эмоциональный процесс и выделяет: «объективную тревожное і ь», возникающую в реальной ситуации во внешнем мире, которая воспринимается индивидом как угрожающая и порождает эмоциональную реакцию, пропорциональную по интенсивности внешней опасности, и «невротическую тревожность» отличающуюся от объективной тем, что источник опасности находится во внутреннем мире в виде сексуальных и агрессивных влечений, которые были подавлены в детстве.

Помимо видов тревожности, в психолого-педагогической литературе дифференцируются её уровни: низкий, средний, высокий; нормальный, несколько повышенный, высокий, очень высокий, «чрезмерное спокойствие». Считается, что у каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - так называемая полезная тревожность, которая является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. При пониженном уровне тревожности субъект может проявить безалаберность и безответственность. Повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности и может привести к затруднению контактов с окружающим миром, заниженной самооценке, низкому уровню притязаний и мрачному пессимизму. Личности, относимые к категории высокотревожиых, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширітом диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряжённо, выраженным состоянием тревожности (A.M. Прихожан [140], [142], Е.И. Рогов [158]). В исследованиях тревожности внимание акцентируется также на механизмах её формирования. По утверждению Б.И. Кочубея [77], тревожность у детей вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает и отталкивает. В том случае, если ребёнку предъявляются противоречивые требования, он пытается совместить в своём поведении несовместимые правила и идеалы, в связи с этим возникают внутренние конфликты, которые очень часто сопровождаются осложнениями и во внешних отношениях между родителями, между семьёй и школой, между ребёнком и другими сверстниками.

Механизмы формирования тревожности рассматривал также А.И. Захаров [57], [59]. В своей работе «Семейный портрет в интерьере» он подробно описывает, как формируется тревожность в обыкновенной семье. По его мнению, отношения между супругами предопределяются их опытом отношений с родителями, и один или оба супруга, неосознанно переносят на отношения друг к другу свои проблемы детства; каждый из родителей «видит» ребёнка похожим па себя и заранее воплощает в нём идеализированный образ своего «Я». В таких семьях ребёнок рано или поздно становится эпицентром родительского конфликта, начинает проявлять тревожность, не зная, как угодить каждому из родителей, а последние пытаются преодолеть свой личностный кризис ценой развития тревожности и неврозов у детей.

А.Л. Венгер [26], описывая механизм формирования психологического синдрома «хронической неуспешпости», подчеркивает, что основной психологической особенностью данного синдрома является резко повышенный уровень тревожности - постоянное ожидание неудачи, возникновение которой связано с таким событием как смена социальной ситуации развития ребёнка. По мнению ученого, изменение социальной ситуации развития — закономерное явление, которое обусловлено тем, что с возрастом меняется место, занимаемое ребёнком в обществе. Изменения эти скачкообразны и знаменуют собой кризисы в психическом развитии, которые сопровождаются формированием синдрома «хронической неуспешности», связанного преимущественно с той сферой, которая в этом возрасте является ведущей.

Появление детской тревожности детерминируется внутренними и внешними факторами. К ним относят возраст, пол, национальность, а также социально-экономические, социально-культурные и социально психологические факторы.

Особенности воздействия восприятия телепередач с элементами насилия на чувство страха детей дошкольного возраста

На втором этапе данного исследования реализовывалась цель — выявить особенности воздействия просмотра телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния дошкольников.

Экспериментальное исследование состояло из нескольких серий. В первой серии мы решали следующие задачи:

1. Определить уровни чувства страха у детей дошкольного возраста.

2. Вывить особенности воздействия сцен насилия в телепередачах на объекты чувства страха в реальной жизни и в сновидениях.

3. Определить особенности воздействия просмотра телепередач с элементами насилия па поведение дошкольников.

Решение этих задач осуществлялось при помощи рисуночной методики «Что страшное снится, чего боишься днём?», методики «Страхи» А.И. Захарова, анализа продуктов детской деятельности (рисунок «страшного фильма»). Поведенческие проявления чувства страха у дошкольников выявлялись с помощью наблюдения, интервьюирования родителей и опроса воспитателей.

Анализ данных, полученных благодаря применению методики А.И. Захарова «Страхи», позволил распределить испытуемых по трем уровням чувства страха. Низкий уровень чувства страха — при использовании методики «Страхи» дошкольники называют от 1 до 7 объектов страхов из 29 предложенных экспериментатором. Чаще других указываются такие страхи, как боязнь смерти, нападения бандитов, страх смерти родителей. Средний уровень чувства страха — респонденты называют 9-12 страшащих их объектов. Чаще других указываются страх смерти, смерти родителей, боязнь животных, заразиться, заболеть, уколов, пожара. Высокий уровень чувства страха - дети боятся от 14 до 25 объектов страха: нападения бандитов, сказочных персонажей, страшных снов, смерти, смерти родителей, темноты, животных, стихий, войны, пожара, огня, боли, наказания, глубины, неожиданных резких звуков и т.п. Реже детьми указываются страх перед врачами, большими улицами, площадями, замкнутым пространством.

Обработка рисунков детей по методике «Что страшное снится, чего боишься днём?», состоящей из двух частей: страхи в реальной жизни и ночные страхи (страшные сны), также позволила выделить три уровня чувства страха.

Низкий уровень - испытуемые заявили, что они «ничего не боятся» и им «никогда не снятся страшные сны». Рисунки выполнены в ярких тонах. Персонажи изображены жизнерадостными, улыбающимися (у детей возникает чувство страха «когда лопается шарик», «когда солнце ярко светит»). Средний уровень чувства страха - в детских рисунках наличествует минимальное количество показателей чувства страха (от 2 до 5). Страх детей вызывают: «Живое дерево», «Шевелящийся шкаф», «Приснившаяся страшная темнота, ночь». Высокий уровень чувства страха - в иллюстрациях детей имеет место 5 и более деталей, указывающих на чувство страха. В реальной жизни дошкольников пугают «персонажи из фильмов ужасов: привидения, скелеты, мертвецы, чудовища», «незнакомые люди», «оружие (пистолет, нож), «война»; в страшных сновидениях фигурируют «летающий, как летучая мышь, Вампир, который всех кусает», «Зубная королева, которая хочет украсть автора».

На основе интерпретации иллюстраций детей к просмотренному ими «страшному» фильму были выделены три уровня чувства страха. Низкий уровень - дошкольники продуцируют сюжеты, не содержащие сцен насилия («Змея в поле», «Темный лес») и объекты, не имеющие отношения к телепередачам (цветы, кошку, девочку). Средний уровень - в детских работах встречается небольшое количество показателей, указывающих на проявления чувства страха: недорисованные фигуры персонажей, жирные линии, полуоткрытые рты («Акула преследует папу Немо» (мультфильм «В поисках Немо»), Человек-мутант («Люди-Х»). Высокий уровень — в детских иллюстрациях к страшному фильму встречаются от 5 и более деталей, свидетельствующих о наличии у них чувства страха. Рисунки выполнены в черных и серых тонах. На них изображено много крови, изобилуют жирные линии, гигантского размера персонажи, у которых открытые заштрихованные рты («человек весь в крови хочет напасть на девушку», «девочка-чудовище» (фильм ужасов «Звонок»).

Диагностический срез особенностей воздействия просмотра телепередач с элементами насилия на чувство страха детей обнаружил относительно большое количество дошкольников с высоким уровнем чувства страха. Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о том, что высокий и низкий уровни чувства страха имеют значимые различия (ф = 3,24 р 0,01) по ф -критерию Фишера.

Качественный анализ полученных данных позволил выявить следующие особенности воздействия просмотра телепередач с элементами насилия на чувство страха дошкольников. Дети с высоким уровнем чувства страха: - указывают от 14 до 25 (методика «Страхи» А.И. Захарова), возникших при просмотре телепередач с элементами насилия (страх смерти, нападения бандитов, сказочных персонажей, войны, пожара и т.д. (70%); - во время и после просмотра телефильмов с элементами насилия пугаются, вздрагивают, переживают из-за каждой мелочи, боятся идти по темному коридору (79%). - в реальной жизни и во сне (методика «Что страшное снится, чего боишься днём?») страшатся объектов из телепередач с элементами насилия (50%); - в детских иллюстрациях к «страшному» фильму встречаются 5 и более деталей, свидетельствующих о наличии у них чувства страха: рисунки выполнены в черных и серых тонах, изображено много крови (55%); Дошкольники с низким уровнем чувства страха: - сначала заявляют, что они «ничего не боятся» и им «никогда не снятся страшные сны» (методика «Что страшное снится, чего боишься днём?» (15%); - затем называют пугающими их от 1 до 7 объектов страхов из 29 предложенных (методика «Страхи» А.И. Захарова (15%); - рисуют сюжеты, не содержащие сцен насилия, и объекты, не имеющие отношения к телепередачам (рисунок «страшного фильма» (5%); - предпочитают просмотру телепередач прогулки на свежем воздухе и игры со сверстниками (10%).

Профилактико-коррекционная программа нивелирования отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников, возникших иод воздействием просмотра телевизионных передач с элементами насилия, в процессе формирования культуры телевосприятия

Целью формирующего эксперимента было выявить возможности нивелирования у дошкольников отрицательных эмоциональных состояний, возникших под воздействием просмотра телевизионных передач с элементами насилия, посредством формирования у них культуры телевосприятия в процессе выполнения специально организованной деятельности.

В ходе профилактико-коррекционной работы с дошкольниками решались следующие задачи:

1. Разработать профилактико-коррекциоиную программу нивелирования у дошкольников отрицательных эмоциональных состояний посредством формирования у них культуры телевосприятия.

2. Выявить закономерности, особенности и механизмы формирования у детей в диапазоне 5-7 лет с отрицательными эмоциональными состояниями, возникшими под воздействием просмотра ими телепередач с элементами насилия, культуры телевосприятия.

3. Определить динамику, факторы и условия снижения уровней чувства страха, агрессии и тревожности посредством повышения у испытуемых уровня культуры телевосприятия.

В формирующем эксперименте участвовали 25 детей дошкольного возраста 5-7 лет в экспериментальной группе и 100 детей 5-7 лет в контрольной группе из прогимназии № 17 и МУ ДОУ № 9 г. Шадринска Курганской области, их родители и воспитатели.

Эффективности осуществления разработанных профилактико коррекционных мероприятий способствовало соблюдение

психокоррскционных принципов, обозначенных в психолого-педагогических исследованиях [120]:

- принципа единства диагностики и коррекции, предложенного А.А. Осиповой [120], который стал основополагающим при составлении профилактико-коррекциопной программы - коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, родителями и коллективом прогимназии и ДОУ осуществлялась на основе проведенной комплексной диагностики уровней отрицательных эмоциональных состояний и культуры телевосприятия;

- принципа нормативности развития, предполагающего учет норм возрастного развития детей дошкольного возраста, «индивидуальных норм» для каждого испытуемого;

принципа системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, который реализовывался через развивающую задачу - сформировать у дошкольников эмоциональную устойчивость, негативное отношение к телепередачам с элементами насилия (культура телевосприятия), оптимизировать отрицательные эмоциональные состояния; коррекционную задачу - снизить высокие уровни агрессии, тревожности и чувства страха, а также профилактическую задачу - предупредить появление высоких уровней отрицательных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста и, в частности, возникающих под воздействием просмотра ими телепередач с элементами насилия; принципа комплексности методов психологического воздействия, выражающегося в интегрированных приемах, способствующих нивелированию отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников и формированию культуры телевосприятия, в качестве которых в профилактико-коррекциопной программе выступали приемы психогимнастики, аутотренинга, арттерапии, тестотерапии, альтернативных ролей, смехотерапии, обучения новым формам поведения, моделирования, методы вербального и невербального оценивания.

В качестве основных принципов построения профилактико-коррекционной программы выступили: принцип деятельности -профилактика и коррекция отрицательных эмоциональных состояний происходили в активной, значимой для ребёнка деятельности, каковой для него является игра, принцип интегративного подхода - проведение каузальной и симптомокомплексной психокорреісции в их взаимодействии; включение в коррекциониую работу методов различных теоретических концепций (бихевиоральных, психодинамических); принцип постепенности - поэтапное погружение детей в психокоррекционный процесс и постепенный выход из этого процесса, а также увеличение глубины и силы воздействий на детей от этапа к этапу коррекционной работы; многообразие экспериментального материала — использование в работе с детьми литературных произведений (сказки «Золушка», «Бременские музыканты», рассказ из Азбуки Л.Н. Толстого «Умная галка»), разнообразного иллюстративного материала, аудиокассет, мультфильмов; вариативность творческих решений - упражнение детей в способах преобразования тревожащих и страшащих образов и ситуаций при выполнении разных типов заданий, предполагавших формирование культуры телевосприятия; принцип структурирования — выделение компонентов основных понятий, фигурирующих в исследовании, ранжировка их по степени сложности, сопоставление прораижированных компонентов между собой и определение на этой основе стратегий и тактик формирующих воздействий; принцип уважения к личности ребёнка — построение особого типа коммуникации, предполагающей доверие между психологом и ребенком, безоценочное принятие ребёнка, неугрожающее поведение взрослого; систематичность работы с дошкольниками - проведение индивидуальных занятий не менее двух раз в неделю, групповых занятий - не менее одного раза в неделю. Кроме этого активно использовался принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы, соотношение которых корректировалось в процессе формирующих воздействий. Нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников и формирование культуры телевосприятия происходило через внедрение в работу следующих компонентов: информационно-познавательного — расширения у детей дошкольного возраста имеющихся знаний о телевидении, телепередачах, о создании кинофильмов, работе актеров, операторов, режиссеров; формирование культуры телевосприятия, в которую входят знания о нормативах продолжительности просмотра телепередач, о рекомендуемых к просмотру телевизионных телепередачах; знания, о том, как можно самим преодолевать негативное воздействие телепередач со сценами насилия, если дети случайно их посмотрели; - эмоционально-аффективного - получения поддержки со стороны экспериментатора и группы; научение эмпатийному переживанию и более точному пониманию и вербализации собственных чувств, эмоциональных состояний, персонажей-жертв из телепередач с элементами насилия; - поведенческого, который предусматривал моделирование новых форм поведения, выработку и закрепление способов поведения, связанных с противостоянием насилию в жизни и на телеэкране, повышение уверенности в своих силах, способствование созданию адекватной самооценки, приобретение навыков свободного общения.

Динамика, факторы и условия реализации профилактико-коррекционнои программы нивелирования отрицательных эмоциональных состояний и формирования культуры телевосприятия

Во время экспериментальной работы отчетливо прослеживалась динамика поведения испытуемых, продемонстрировавших разные уровни отрицательных эмоциональных состояний и культуры телевосприятия.

На первых занятиях дети с высокими и средними уровнями тревожности и чувства страха испытывали трудности в установлении контакта с экспериментатором и другими детьми, чувствовали себя неуверенно принимая участие в незнакомых играх. Высокоагрессивные испытуемые были раздражительными, отказывались выполнять задания, предпочитали учебным занятиям игру «в войну».

После шестого занятия и иадкоррекциопной работы дошкольники с высокими уровнями чувства страха и тревожности начали активнее участвовать в коррекциошю-развивающей работе и устанавливать контакт с экспериментатором, а высокоагрессивные дети смогли включиться в основную тренинговую группу.

Вес испытуемые участвовали в психогимнастических и релаксационных играх. Если на первых занятиях у высокоагрессивных дошкольников проявлялось нежелание играть или стоять рядом с некоторыми детьми (тревожными и неуверенными), то уже через пять занятий они стали принимать участие в общих играх с ранее отвергаемыми испытуемыми. Многим дошкольникам очень понравились психогимнастические и игротерапевтические упражнения, и они стали играть в эти игры вне коррекциоиных занятий.

После шестнадцатого занятия дошкольники, которым раньше нравились персонажи-агрессоры и телепередачи со сценами насилия, стали замечать и вышучивать их недостатки.

После двадцатого занятия испытуемые начали совместно с родителями изучать программу телепередач и выбирать те передачи, которые им можно смотреть.

После двадцать второго занятия дети, которые в начале экспериментальной работы не проявляли чувства эмпатии к жертвам насилия, стали сочувствовать сперва сверстникам из своей группы, если у тех что-либо не получалось или они попадали в неловкое положение, а затем и персонажам любимых телепередач.

Если еще к двадцать третьему - двадцать четвертому занятию многие испытуемые не овладели способами противостояния агрессии ни в жизни и ни на телеэкране, не знали, как преодолеть те отрицательные эмоции, которые возникают при случайном просмотре телепередачи с элементами жестокости, то после двадцать восьмого — двадцать девятого занятия многие из этих детей начали называть по несколько способов защиты от насилия в жизни и на телеэкране, несколько способов преодоления отрицательных эмоциональных состояний, которые возникли под воздействием просмотра телепередач с элементами насилия.

После тридцать пятого занятия исследуемые стали чаще называть в качестве предпочитаемых добрых, находчивых героев и юмористические, познавательные телепередачи и детские телепрограммы; научились различать телепередачи, где показывают реальные события и передачи с художественным вымыслом, при пересказе просмотренных накануне телефильмов, мультфильмов дошкольники стали выделять не только фрагменты, вызвавшие наибольшие впечатления, но также отмечали, чем начался мультфильм и чем он закончился. Многие дети заинтересовались тем, каким -образом создаются телепередачи, и уже сами в свободное от занятий время начали играть в съемки фильма или мультфильма, использовать раскадровку при свободном рисовании, изображать в клетках-кадрах новые мультфильмы и приносить их на занятие экспериментатору в подарок.

После тридцать восьмого занятия у дошкольников были зафиксированы проявления более высокого уровня культуры телевосприятия, чем на начальном этапе экспериментальной работы. На последнем занятии во время совместной викторины с родителями дети уверенно выполняли задания и даже в некоторых случаях поправляли родителей, если те были не правы в выборе телепередач, которые детям можно или нельзя смотреть.

В ходе формирования культуры телевосприятия и нивелирования высоких уровней отрицательных эмоциональных состояний, возникших под воздействием просмотра телепередач с элементами насилия, были выделены факторы, затрудняющие процесс психокоррекции испытуемых, к которым были отнесены:

- особенности развития психических процессов у детей (непроизвольность внимания, небольшой объем памяти, репродуктивное воображение, наглядно-образное мышление и др.), затрудняющие понимание инструїщий экспериментатора и следование им в ходе выполнения экспериментальных заданий; особенности восприятия телепередач: фрагментарность телевосприятия - дети запоминают из телепередач отдельные эмоционально-насыщенные фрагменты агрессивного содержания (...Двух маленьких детей убили...(«Грозовые ворота»); наивный реализм (...По телевизору всё правда..., ...Всё в фильмах показывают по-настоящему... и т.п.); трудность установления пространственно-временных связей (...Невесту убили..., потом ...Невеста встретилась с убийцей - плохой человек... («Труп невесты»); - предпочтение персонажей-агрессоров и телепередач с элементами насилия - многим детям нравятся телепередачи, где дерутся, стреляют, погони, нравятся агрессивные персонажи, например, «Терминатор» и т.п.; - идентификация дошкольников с понравившимися им героями, копирование их поведения - дети запоминают сцены насилия (образно и вербально), встретившись со сходным стимулом в жизни готовы воспроизвести те же самые формы поведения в игре (бегают и изображают стрельбу, приемы единоборств, разбрасывают по комнате игрушки, 169 изображают умирающего человека, жертву из телепередач); - дифференцированное отношение к сценам насилия на телеэкране — одни испытуемые проявляют чувство эмпатии к персонажам, а другие утверждают, что «им все равно», чтобы с ними не случилось; - особенности отношения родителей к просмотру детьми телепередач с элементами насилия - часть из них разрешает смотреть телепередачи с элементами насилия, часть не ограничивает время просмотра этих телепередач и только 5% родителей запрещает детям смотреть телепередачи содержащие насилие; - недостаточный объем эстетических представлений (дети не отличают высокохудожественные и малохудожественные телепередачи; не знают о культуре и красоте, которые они могут нести), небольшой объем знаний о теле-и киноискусстве, о нравственных категориях - дошкольники затрудняются определить, что хорошо, а что плохо; не различают категории добра и зла: при дифференцировке нравственных категорий называют несущественные признаки (положительного персонажа они узнают, потому что он «хорошо одет», «красивый», «сильный», «не обзывается», «стреляет во врагов», «спасает Землю» и т.п.; отрицательного персонажа - по тому, как он «дерется», «убивает и бьет людей», «убивает Землю», «крадет вещи», «одет как чучело, шляпа на боку» и т.п.); - отсутствие представлений о нормах поведения, функциях предметов, знании о том, как противостоять насилию в жизни и на телеэкране, и т.д.; - высокие уровни отрицательных эмоциональных состояний: на испытуемых с разными уровнями агрессии, тревожности и чувства страха по-разному воздействуют приемы, применяемые в профилактико коррекционной деятельности: на высокоагрессивных дошкольников эффективнее воздействуют игротерапия и смехотерапия, на высокотревожных испытуемых - арттерапия и индивидуальные беседы; у высокоагрессивных детей вызывают трудности игры драматизации, упражнения., требующие сосредоточенности, волевых усилий; 170 у высокотревожных дошкольников - игротерапия группового характера, игры, требующие инициативы. В соответствии с затрудняющими психокоррекционный процесс факторами проводилась надкоррскциоиная работа, которая предполагала: нивелирование особенностей детского телевосприятия — фрагментарности и наивного реализма, которые преодолевались путем специальных упражнений предложенных Е.А. Захаровой [61], а также авторских заданий, которые включали: дополнительные беседы, в ходе которых детям объяснялась сущность нраве і венных категорий в поведении героев, рассказывалось о процедуре создания телепередач, игре актеров; игры-расскадровки (рисунок фильма по клеткам-кадрам — имитация кинопленки) для закрепления представлений о создании мультфильмов; материалы киноискусства для расширения эстетического кругозора (музыка из мультфильмов и кинофильмов, изображения телеперсонажей, литературные произведения на основе которых создана та или иная телепередача и т.д.); - повторение некоторых заданий (детям понравилось задание «Телевизор» и экспериментатор по просьбе детей и для лучшего воздействия этого упражнения несколько раз повторил это задание и некоторые драматизации, переориентирующие с телепередач с элементами насилия на познавательные и детские телепередачи для лучшего закрепления); - дополнительную коррекцию отдельных эмоциональных состояний (застенчивости, очень высокого уровня агрессии и т.д.); предварительную и дополнительную обучающую работу, способствующую лучшему выполнению заданий (перед лепкой персонажей и страшащих фрагментов из фильмов, с деїьми проводились обучающие лепке из теста занятия: сначала лепили шары, кубы, бусы, цветы - с постепенным усложнением; перед играми драматизациями детям вначале рассказывался сценарий, затем экспериментатор просил детей повторить сценарий, затем каждый ребёнок повторял, что он будет делать и уже после этого проигрывалась сама драматизация).

Помимо сказанного детям давались задания, формирующие культуру тслсвосприятия, которые должны были выполняться вместе с родителями в домашних условиях, а также для совместной работы с воспитателями в группе.

В ходе исследования мы установили, что эффективность психокоррекционной работы обусловливается соблюдением следующих условий: создания богатой развивающей среды на эстетическом и нравственном материале кино- и телеискусства (использование музыкальных, литературных, художественных произведений из телепередач, приведение примеров положительных поступков персонажей из телепередач);

- проведения занятий в эмоционально насыщенной обстановке, в специально организованном экспериментальном пространстве, в благоприятное для проведения коррекционных занятий время, при конструктивном подходе к составу профилактико-коррекционных групп, в условиях сочетания индивидуальной и групповой форм занятий, при использовании эффективных дидактических методов и приемов;

- систематического обсуждения тех телепередач, которые смотрят дошкольники, обучение оцениванию их с точки зрения нравственной ценности и оценки значимым взрослым эстетического и нравственного содержания телепередачи;

Похожие диссертации на Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста