Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов Карась Инна Сергеевна

Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов
<
Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карась Инна Сергеевна. Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Москва, 2005 194 с. РГБ ОД, 61:05-19/619

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования 10

1.1. Состояние разработанности проблемы 10

1.2. Сущностная характеристика социальной идентичности 32

1.3. Состояние идентичности современной молодежи 52

Выводы по I главе 70

Глава 2. Организация исследования особенностей социальной идентичности будущих педагогов Москвы и Калининграда 73

2.1. Организация и методы исследования 73

2.2. Изучение особенностей социальной идентичности будущих педагогов 89

2.3. Программа формирования социальной идентичности будущих педагогов 124

Выводы по II главе 138

Основные выводы и заключение 141

Список литературы и других использованных источников 144

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические особенности развития российского общества, в частности социальные изменения, вызванные геополитическими и социально-экономическими преобразованиями в государстве, неизбежно ставят россиян перед проблемой поиска новой социальной идентичности. В числе конфликтов и противоречий современной общественно-политической жизни кризис идентичности как отдельного человека, так и общества в целом приобретает тенденцию к нарастанию.

Социокультурные противоречия, социальная вариативность современного мира, неопределенность социальных ситуаций, многообразие принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, противоречивые аспекты взаимовлияния разных культур отражаются в самосознании различных групп населения, и прежде всего молодежи. Происходит стирание устоявшихся границ и ценности социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе - кризис идентичности наблюдается не только на уровне самосознания отдельной личности, но и в рамках поколений (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.Л. Иванова, Н.М. Лебедева, В.Н.Павленко, Т.Г. Стефаненко, О.А. Тихомандрицкая и др.).

Особую актуальность проблема социальной идентичности приобретает для жителей Калининградской области, социокультурное развитие которой предопределено историей ее образования и особенностями развития. В настоящее время территория области являет собой единое уникальное пространство диалога культур: российской - немецкой, российской — европейской. Социокультурное своеобразие региона связано с повышенной плотностью межкультурных контактов, ставших не только возможными, но и абсолютно неизбежными начиная с 90-х годов. Другой характерной чертой Калининградской области стала высокая интенсивность внутри-культурных контактов между представителями разных этносов и субэтносов, а также особенность политики заселения области. Своеобразие калининградской ситуации определяется удаленностью области от российского «материка», инокультурным окружением в социальном пространстве, оторванностью от исторических корней и спецификой протекания социального времени.

В этих условиях особое значение приобретает изучение не отдельных видов социальной идентичности: этнической, гражданской, семейной и других, а исследование целостной структуры социальной идентичности.

Проблема осложняется противоречиями между недостаточной научной проработанностью структуры социальной идентичности и социальным запросом на ее формирование, а также реальной необходимостью формирования социальной идентичности при отсутствии разработанных механизмов этого процесса. До настоящего времени недостаточно изученным остается вопрос о конкретных специфических особенностях развития социальной идентичности молодежи в различных регионах России. Недостаточно исследована трансформация основных идентификационных характеристик в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов-педагогов как ведущих агентов социализации.

Вышесказанное и определяет выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования - социальная идентичность.

Предмет исследования - процесс формирования социальной идентичности у студентов — будущих педагогов.

Цель исследования состоит в изучении региональных особенностей социальной идентичности студентов — будущих педагогов, проживающих в Москве и Калининграде, и разработка программы формирования социальной идентичности.

Гипотеза исследования.

Процесс формирования социальной идентичности у студентов — будущих педагогов обусловлен спецификой социокультурных условий проживания. Структура социальной идентичности студентов Калининграда отличается выраженностью региональной и национальной составляющих; в структуре социальной идентичности студентов Москвы наиболее весомой является профессиональная составляющая. Достижение и сохранение гармоничной (согласованной) социальной идентичности у студентов возможно через внедрение в образовательный процесс специально разработанной и апробированной программы, направленной на развитие социальной идентичности.

Исходя из цели исследования, были определены следующие исследовательские задачи:

1. Провести анализ проблемы социальной идентичности личности на основе сложившихся научных подходов.

2. Определить содержание понятия социальной идентичности и ее психологических составляющих.

3. Провести сравнительное исследование особенностей социальной идентичности будущих педагогов Москвы и Калининграда.

4. Разработать и апробировать программу развития социальной идентичности у будущих педагогов.

Организация и методы исследования.

Работа над темой исследования охватывает почти шестилетний период. Экспериментальная работа проводилась с 1999 по 2004 г. с охватом испытуемых в количестве 493 человек в возрасте от 17 лет до 21 года: это 214 студентов и 190 абитуриентов факультета педагогики и психологии Калининградского государственного университета и 89 студентов факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

В работе использованы методы:

Тест «20 утверждений» М. Куна и Т. Макпартленда, тест смысло-жизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева, семантический дифференциал Т.С. Барановой, предназначенный для исследования социальной идентичности, методика «Незаконченные предложения» В.Б. Ольшанского, шкала социальной дистанции Л.Г. Почебут, анкета по выявлению особенностей социальной идентичности студентов. При составлении вопросов для анкетирования использовалась техника построения «логических квадратов» Г.Г. Татаровой, модифицированные вопросы из анкет Г.С. Степановой, К.А. Тимошенко, а также контент-анализ открытых вопросов анкеты. В качестве дополнительных методов использовался метод наблюдения и неструктурированного интервью, позволяющие получить более широкую информацию по интересующей нас проблеме.

Обработка данных проводилась качественными и количественными методами. Для математической обработки результатов использовался статистический анализ данных с применением компьютерных программ «EXCEL» и «ДА-система».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют системный подход, принцип социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно-ориентированный подход (В.В. Рубцов, Н.Ю. Синягина и др.), а также подходы к анализу идентичности, выработанные в зарубежной (Дж. Марсия, Г. Тэджфел, Э. Эриксон) и отечественной психологии (Г.М. Андреева, Н.Л. Иванова).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они вносят вклад в разработку проблематики формирования и развития социальной идентичности у молодежи в современных социальных условиях. Расширяют представления о формировании социальной идентичности у студентов в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В работе конкретизированы и уточнены основные понятия, характеризующие процесс формирования социальной идентичности.

Научная новизна исследования. В работе уточнены и расширены представления о влиянии социокультурной среды на формирование и развитие социальной идентичности молодежи. Изучены особенности социальной идентичности студентов - будущих педагогов Москвы и Калининграда, обнаружены и отмечены различия в выраженности отдельных компонентов социальной идентичности.

Социальная идентичность в работе рассматривается как целостная система в единстве ее составляющих. Выделены три основных блока в структуре социальной идентичности студентов - будущих педагогов: «первичный» - социальная идентичность сконцентрирована на семье, друзьях и других близких группах; «профессионально - деловой», более широкая социальная идентичность, в которой выражены идентификационные характеристики по отношению к учебно-профессиональной позиции в обществе; «социумный» блок, включающий этнические, гражданские, локальные и религиозные характеристики.

В работе теоретически обоснован и экспериментально выверен комплекс диагностических, формирующих методик, предназначенных для психологической диагностики и последующего формирования социальной идентичности у студентов в условиях вуза, позволяющий достичь высокого развивающего эффекта.

Разработана Программа формирования социальной идентичности будущих педагогов.

Практическая значимость исследования.

Материалы проведенного исследования составили основу для разработки программ учебного спецкурса «Социальная идентичность личности» (36 часов) и тренинга социальной компетентности (28 часов), апробированных на факультете педагогики и психологии Калининградского госу дарственного университета, которые могут быть использованы в учебном процессе учреждений образования различного типа.

Эмпирические результаты и выводы диссертации могут использоваться в педагогической и психологической практике для оптимизации процесса становления гражданственности, развития толерантности и профессионального мастерства в современных социокультурных условиях.

Результаты исследования представляют интерес для органов власти, общественных организаций, средств массовой информации и могут быть использованы ими в целях формирования образа гражданина страны и укрепления демократических основ общества.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, математическими методами обработки и анализа данных, сочетанием теоретического анализа с экспериментально-прикладным, которые в ходе исследования сменялись, дополнялись и корректировали друг друга.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальная идентичность представляет собой сложную открытую динамическую системную характеристику личности и формируется в процессе взаимодействия с социальной реальностью.

2. Социальная идентичность включает в себя составляющие, отражающие принадлежность к социальным общностям, группам (гражданскую, национальную, региональную, профессиональную, семейную и др.), и содержит такие характеристики, как когнитивный компонент (представления об особенностях своей группы, осознание принадлежности к ней), эмоциональный компонент (оценка значимости своего членства и близости с группой), поведенческий компонент (присвоение специфичных для социальных групп форм поведения).

3. В структуре социальной идентичности студентов Калининграда и Москвы существуют отличия, социальная идентичность студентов Калининграда характеризуется эмоционально значимой региональной и национальной составляющими, социальная идентичность студентов Москвы характеризуется более весомой профессиональной составляющей.

4. Средством формирования гармоничной (согласованной) социальной идентичности у студентов - будущих педагогов выступает специальная программа, включающая диагностические, методические, организационные мероприятия, реализуемые в ходе учебного процесса в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора, звучали в докладах и обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Калининградского государственного университета, на кафедре психологии и педагогики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, на международном научном семинаре «Европейская и Российская идентичности: границы Европы и России» (Калининград, 2002г.), международной научно-практической конференции «Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества» (Калининград, 2003 г.), международном научном семинаре «Культура и идентичность в контексте глобализации: Россия, Европа, США» (Калининград, 2003г.), международной конференции «Европа и Россия: границы, которые объединяют» (Калининград, 2003г.), научно-практической конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО (Москва, 2004, 2005гг.).

Объем и структура диссертации. Текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка литературы и приложения, содержащего материалы экспериментального исследования и результаты статистической обработки данных.

Состояние разработанности проблемы

Активная разработка проблемы идентичности начата в 60-е годы двадцатого столетия. Теоретические и эмпирические исследования велись в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности. К. Леви Стросс в начале 70-х утверждал, что кризис идентичности станет новой бедой века и прогнозировал изменение статуса данной проблемы из социально-философского и психологического ее рассмотрения к исследованию на междисциплинарном уровне, и уже в 1980 году на всемирном конгрессе было представлено около двухсот междисциплинарных исследований персональной и социальной идентичности [12, 16].

Истоки изучения проблемы социальной идентичности лежат глубоко в истории психологии. У. Джемс в своей концепции осмысления личностью своей самотождественности, своих границ и места в мире, показал, что человек размышляет о себе в двух плоскостях, т.е. существует «два аспекта Я», отсюда и выделяются два аспекта идентичности. В личном аспекте, что создает личностную самотождественность, и в социальном аспекте. Социальное Я множественно и зависит от количества групп, мнение которых для личности имеет значение [40]. Широкое распространение термина «идентичность» как психологического понятия традиционно связывают с именем Э. Эриксона, впервые детально представившего понятие идентичности в работе «Детство и общество» (1950). Понятие «идентичность» для Эриксона многозначно. «Я могу, - пишет Эриксон, - рассмотреть субъективную суть идентичности более подробно: с биографической, патографической, теоретической точки зрения. В какой-то момент она будет отнесена к сознательному чувству индивидуальной идентичности; в другой - к бессознательному стремлению очертить личностный характер; в третьем - выступит критерием процесса эго-синтеза; и далее как факт внутренней солидарности с групповыми идеалами. Такой термин может показаться одновременно наивным и прямо соотносимым с концепциями психоанализа и социологии. Но даже если он останется двусмысленным, то он все же поможет разрешить сложные проблемы» [195, р. 101-102].

Э. Эриксон обращает внимание на непрерывность жизни и единство личности, на идентичность, формирование которой происходит на протяжении всей жизни человека. Понятие идентичности для Э. Эриксона соот- « носимо с процессом постоянного, непрекращающегося развития личности. Оно позволяет человеку ощущать себя в настоящем в связи с прошлым и будущим [178], «центр эриксонианской мысли - понятие неразделимой личности-в-мире» [222, р. 141]. Идея Э. Эриксона об идентичности как непрерывности, организованности не достаточно разработана в эмпирическом плане [48].

О.А. Симонова подчеркивает, что Э. Эриксон чаще говорит о чувствах, свидетельствующих о психосоциальном здоровье человека, которые есть следствие единства внутренней жизни. Поэтому в рамках концепции Э. Эриксона идентичность правомерно существует как способ думать о людях и в частности о себе, что дает зачительный терапевтический эффект [136]. Это понятие представляет собой методологическую ценностью для постижения нормы и патологии в существовании индивида в обществе, социализированных норм и условий адаптации, уровня самоконтроля и саморегуляции [26, 27, 30, 64].

Огромное значение Э. Эриксон уделяет кризису идентичности. Автор пишет о нормативной природе такого кризиса: «кризис» больше не вызывает в представлении неминуемую катастрофу, что в свое время затрудняло его понимание. Кризис теперь понимается как неизбежный поворотный пункт, критический момент, после которого развитие повернет в ту или иную сторону, используя возможности роста, способность к выздоровлению и дальнейшей дифференциации. О кризисе можно говорить во многих случаях: в процессе развития индивида или появления новой элиты, в процессе лечения индивида или в период тяжелых и быстрых исторических перемен [178, с. 25].

Э. Эриксон пишет о возможности преодоления ценностно-нормативного кризиса в обществе за счет силы собственной идентичности. Итальянский философ В. Хесле считает, что успешно преодоленный кризис идентичности является самым важным моментом развитой идентичности [167]; такое высказывание можно отнести и к Эриксону.

Э. Эриксон задает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру, и выделяет три основных уровня анализа человеческой природы (соответственно, идентичности): индивидный, личностный и социальный [16].

Именно из описания идентичности на социальном уровне можно получить представление о понятии «социальная идентичность». Термин «социальная идентичность» в чистом виде не встречается в работах Э. Эрик-сона. Автор рассматривает коллективную идентичность и групповое эго [178]. Важно подчеркнуть, что Э. Эриксон выделяет роль культуры в контексте социального развития человека, ибо идентичность складывается как результат уникального биографического опыта, совмещающего в себе особенности культуры определенного общества, его ценностной системы и общие черты социального взаимодействия. Идентичность обретает ценность для личности, так как гарантирует ее нормальную адаптацию в сети межличностных отношений, что происходит через осмысление человеком опыта в соответствующих социальных условиях.

Здесь важно провести различие между психосоциальной идентичностью и Эго-идентичностью, выделенных в работах Э. Эриксона.

Психосоциальная идентичность по своему смыслу есть важнейший аспект персональной идентичности индивида наравне с ее экзистенциальным измерением, по сути, это типичная характеристика индивидов, составляющих общество. Психосоциальная идентичность представляется как общее состояние, рождающееся на каждой стадии жизненного цикла, и показывающее результат функционирования индивида в определенной системе социальных связей. Психосоциальная идентичность дает человеку ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества - качество вполне осознанное и включающее себя непрерывность индивидуального опыта, идентификацию с групповым окружением, определение собственной социальной значимости через приятие или неприятие ролей, предлагаемых обществом [75].

Эго-идентичность - глубинный механизм целостности личности, ядро психосоциальной идентичности, единство эмоциональных и мыслительных процессов, которые дают возможность ориентироваться человеку в этом мире. «Чувство эго-идентичности есть вера в то, что собственная способность поддерживать внутреннюю тождественность и непрерывность соответствует тождественности и непрерывности того значения и образа, которые я вызываю у других» [193, р. 47].

Эго-идентичность частично не осознается, но выражается в «сердцевинном осознании индивидом самого себя как чувствующего и мыслящего создания, наделенного речью, которое может противостоять себе, может строить понятие о бессознательном Эго» [194, р. 18]. Американский психолог Н. Лейтес охарактеризовал основные аспекты «эго-идентичности» как чувство собственного существования; чувство своей отдельности от окружающих; чувство качества, то есть понимание специфики предметов и явлений окружающего мира, людей и отношений между ними; чувство отличия от других: оно связано с ощущением своей индивидуальности; чувство постоянства, что подразумевает ощущение себя человеком во временной перспективе; чувство целостности, связанное с комплексом ощущений себя как единого целого; чувство связанности: оно касается внутренних элементов того, что воспринимается как определенная психологическая целостность; влияние представлений о себе на чувство самости; стремление одновременно к постоянству и изменчивости [202].

К этим аспектам, фиксирующим психологическое содержание дан-; ного понятия, О.А. Симонова добавляет определение эго-идентичности как способа принадлежать данному обществу, конкретной исторической эпохе. Нельзя не согласиться с мыслью О.А. Симоновой, о том что на уровне повседневного языка, понятие идентичности, разработанное Эг-Эриксоном, включает такие значения, как быть независимой личностью; обладать последовательностью характера; быть в ладу со своим телом; чувствовать себя удобно с тем, кто ты и что ты есть [136].

Э. Эриксон рассматривает идентичность в двух плоскостях: как процесс, происходящий внутри индивида и составляющий его внутреннюю сущность, и как процесс, составляющий сущность социальной культуры индивида, то есть как процесс, который фактически представляет собой идентичность двух указанных идентичностей, задающую гармонию персональных переживаний и внешних событий: «Ведь мы имеем дело с процессом, локализованным в ядре индивидуальной, но также и общественной культуры, с процессом, который в действительности устанавливает идентичность этих двух идентичностей» [178, С.31].

Состояние идентичности современной молодежи

В последние годы в отечественной и зарубежной психологии исследование социальной идентичности у различных групп населения проводились многократно [22, 69, 80, 140, 174 и др.]. Прежде всего современные исследования посвящены трансформации социальной идентичности в изменяющемся обществе [44, 50, 57, 113].

Кардинальные изменения, происходящие в нашей стране затрагивают сразу несколько поколений, создавая неопределенность, усложняя противоречия и усиливая массовую дезориентацию, что влечет за собой среди различных групп населения утрату идентификации на индивидуальном, групповом уровне [61]. При этом важно учитывать, что наша страна многие десятилетия была изолирована от мирового сообщества идеологическими границами. Так, Т.Г. Стефаненко, отмечает, что в СССР в течение семидесяти лет проводился эксперимент по установлению социальной однородности населения, в результате которого были нивелированы многие социальные группы: сословия, крестьянская община, церковные приходы, разнообразные партии, землячества и др. Автор также отмечает, что идеологическая машина многое сделала для того, чтобы советские люди знали только одну страну, партию, молодежную, детскую организации [150, с.92 - 93]. С коренной перестройкой вместо исчезнувших социальных групп образовалась «социальная неопределенность».

Ф.Р. Малюкова полагает, что социальная замкнутость и однообразие групп, членом которых является индивид, приводят к снижению количества состоявшихся социальных идентификаций, что становится причиной привязанности, приверженности к однообразным нормам, ценностям, социальным позициям, установкам, и, в свою очередь приводит, к низкой дифференцированности когнитивной и эмоциональной оценок, «слитно-. сти» мышления и самоотношения, являющихся причинами неспособности реалистично оценивать личные характеристики [98].

Изучая социальную идентичность в условиях нестабильности общества исследователи выделяет так называемый кризис идентичности [7, 87, -218]. Так, Н.М. Лебедева и определяет его как ощущение утраты смысловой насыщенности прежних форм социальной идентификации и поиска новых, отвечающих базальной потребности человека в смысле и способствующих наиболее адекватной адаптации изменяющейся социальной реальности [87, 88].

Г.М. Андреева кризис идентичности определяет как особую ситуацию сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность. Автор отмечает, что кризис идентичности определяется как утрата позитивных представлений о совей группе и ценностных ориентиров [6]. Согласно концепции Г. Тэджфела и Д. Тернера, кризис социальной идентичности также определяется как утрата позитивной определенности группового членства [217].

Э. Эриксон пишет о кризисе идентичности: «Говоря об идентичности, нельзя отделить «кризис идентичности» отдельного человека от современных ему исторических кризисов, поскольку они помогают понять друг друга и действительно взаимосвязаны» [178, с. 32].

Ряд авторов считают одним из главных признаков наличия кризиса социальной идентичности резкое снижение или полное отсутствие самоидентификации индивида с крупнейшими социальными общностями, в первую очередь, этнической и гражданской [113, 144, 181]. Эмпирическим показателем наличия кризиса в работах В.Н. Павленко служит низкая степень идентификации себя с той или иной общностью (не выше 5 баллов по 10-балльной шкале [113]. Кризис гражданской идентичности Г.У. Солда-това констатирует на основании низкой частоты встречаемости упоминаний о своей гражданской принадлежности среди иных самохарактеристик, полученных с помощью теста М. Куна и Т. Макпартленда [144].

В.Н. Павленко предлагает разделить кризис социальной идентичности на объективно фиксируемый и субъективно переживаемый. Объективно фиксируемый кризис означает, что человек не отождествляет себя вообще или слабо отождествляет с этнической и гражданской общностями, причем это может сопровождаться или не сопровождаться субъективными переживаниями по данному поводу. Субъективно переживаемый кризис характеризуется тем, что человек не отождествляет себя с этнической и гражданской общностями, но стремится к такому отождествлению. По мнению автора, «отражением субъективно переживаемого кризиса социальной идентичности является наличие осознаваемого или неосознанного рассогласования между стремлением индивида к идентификации с основными социальными общностями и невозможностью осуществления этого в желаемой степени» [112]. Особенности социальной идентичности, проявляющиеся в условиях резких социальных перемен, были выявлены уже в 70-х годах двадцатого столетия в исследованиях Л. Зурчера, когда в ответах всех массивов анкет наблюдалось преобладание рефлексивного Я (около 70 %). Причиной усиления рефлексивного Я автор считает ускоряющийся темп социально-культурных перемен в обществе, который наблюдался в США в 1960-е годы. Затруднения при определении себя в терминах социальной позиции заметно снизились, когда социальная ситуация изменилась и стала более стабильной [223].

Е.А. Назарчук уточняет, что преобладание рефлексивного Я в ответах испытуемых соответствует большой свободе самовыражения в социальном поведении человека, большой когнитивной гибкости. При этом адекватность личностного типа с преобладанием рефлексивного Я нельзя понимать буквально: как свидетельствуют социально-психологические эксперименты, ему свойственны более высокие значения шкал стресса, социальной изоляции, отчуждения и беспомощности, чем это характерно для типа с преобладанием социального Я. Личностный тип с преобладанием социального Я соответствует стабильному и психологически комфортабельному состоянию человека, и характеризуется как относительно ригидный категориальный стиль суждений. В то время как личностный тип с преобладанием рефлексивного Я соответствует переходному и некомфортному состоянию. Что является оборотной стороной процесса личностной адаптации к изменяющейся и неопределенной социальной ситуации [106].

Однако в отечественной литературе можно встретить противоположную вышеописанной точку зрения: «при изменении требований и усилении нестабильности ситуации, а также неопределенности перспектив происходит осознание социальной составляющей идентичности» [135].

В исследованиях, проведенных Н.А. Шматко, Ю.Л. Качановым, и в сравнительном исследовании С.Г. Климовой обнаружено, что соотношение персональной и социальной составляющих идентичности для российского общества составляет 1 : 2, а для западных — 1 : 1 [38, 68, 69].

Крупномасштабные исследования социальной идентичности разных групп населения, в том числе молодежи, были предприняты в 1993-1994гг [37, 38, 171, 181]. Массовые опросы, проведенные по всероссийской репрезентативной выборке, свидетельствуют, что контуры социальных идентификаций личности в российском обществе формировались под сильным воздействием внешних объективных условий кризисного периода. Ломка прежних стереотипов и смена ценностно-нормативной системы привела к дезориентации человека в социальном пространстве, что выразилось в ослаблении чувства близости практически со всеми группами и общностями, и произошло это в течение всего лишь одного года.

Как показывают исследования социальной идентичности в условиях резких социальных перемен, менее всего испытывают «потрясения» идентификации в ближайшем кругу семейного и дружеского общения, более всего — политико-идеологические, а также гражданственные (чувства принадлежности к государственным общностям россиян, гражданству СНГ с сохранением на заметном уровне идентичности с «советским народом») [37, 38]. В условиях кризиса идентичности трудно найти свое место в широком социальном окружении, поэтому сфера определенности «Я» ближе располагается к тем социальным структурам, которые ближе, понятней, доступней для взаимодействия, как, например, семья, близкий круг друзей или коллега [38, 57].

Организация и методы исследования

Исследование особенностей структуры и формирования социальной идентичности будущих педагогов обосновано рядом теоретических положений и прикладных фактов раскрытых во введении и в первой главе диссертационной работы.

Изучение и анализ специальной литературы позволяет представить социальную идентичность как имеющую сложную, многоуровневую структуру и функционирующую в сложной системе взаимосвязанных внутренних психических и внешних социальных факторов. Такая природа идентичности оправдывает применение к ее исследованию системного подхода [93], требующего рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система.

В рамках системного подхода конкретный человек — компонент целого ряда социальных подсистем разного уровня, включенных в социальную систему. Ведущую роль в отношениях человека к миру играют те, которые определяются его принадлежностью к социальной системе. «Человек. .. одновременно выступает как член семьи, член определенного трудового коллектива (или рабочей группы), как представитель определенного класса, определенной нации, народа, как гражданин государства, как участник тех или иных социальных институтов и процессов и т. д. Многообразие подсистем, в которые включен человек, обусловливает и многообразие его социальных качеств. Позиция, занимаемая данным, конкретным человеком в социальной системе (и ее подсистемах), определяет направленность его деятельности, ее содержание и способы, а также сферу и способы общения этого человека с другими людьми, т. е. образ его жизни, как члена общества» [93, с.33-35].

Уникальность социальной позиции человека, образа его жизни и жизненного пути порождает и уникальность его личности. Важно отметить, что социальная система не только определенным образом влияет на развитие психических процессов, но определяет психологические свойства личности. (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Р. Лурия и др.)

Культурное видение и социальное видение — это просто два разных аспекта видения одного и того же феномена. В любом эмпирическом явлении социальной жизни невозможно отделить «социальную часть» от «культурной части», здесь налицо «бесшовное соединение» [62].

Понятие культуры выражает саму специфику общества как системы [176]. Человеческая культура как способ организации и развития жизнедеятельности людей, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе общественных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений к природе, людям, а значит, в совокупности качественного своеобразия отношений этнических субъектов к параметрам развития своей общности (социокультурные, климатические, географические, биологические и т.д.), в совокупности отношений с другими общностями, является важнейшим фактором формирования сознания [94, 163 с. 293], самоидентификация индивида определяется свойствами культуры.

Н.Л. Иванова пишет, что самосознание индивида, формирующееся внутри определенной культуры, находится под влиянием конкретных ее элементов. В социальном плане важнейшими структурами, в которых сосредоточены опыт и ценности культуры, являются различные социальные группы. Принадлежность человека к группе отражается в содержании его социальной идентичности [57].

Опираясь на вышеизложенные положения можно с большой долей уверенности утверждать, что в идентификационных характеристиках студентов разных регионов России проявятся особенности социальных условий их проживания, следовательно в структуре социальной идентичности исследуемых нами групп студентов вузов Калининграда и Москвы возможно существуют различия.

В рамках диссертационной работы социальная идентичность рассматривается нами как сложная открытая динамическая системная характеристика личности, которая формируется в процессе взаимодействия с социальной реальностью.

Социальная идентичность включает в себя составляющие, отражающие принадлежность к социальным общностям, группам (гражданскую, национальную, региональную, профессиональную, семейную и др.), и содержит такие характеристики, как когнитивный компонент (представления об особенностях своей группы, осознание принадлежности к ней), эмоциональный компонент (оценка значимости своего членства и близости с группой), поведенческий компонент (присвоение специфичных для социальных групп форм поведения).

Понимание личности при этом сводится к определению данному в словаре Б. Мещерякова, В. Зинченко, где она рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии обнаруживает способность стать личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности. В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду [21, с. 265]. Результаты исследований процесса формирования и развития социальной идентичности (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Г. Родригес-Томэ и др.), позволяет нам принять следующее: соединение в единое целое всех своих ролей и аспектов, то есть всего, что человек знает о себе как члене социума, и о своих психофизиологических особенностях, происходит к 20 годам, что соответствует возрасту студентов 3-го курса вуза. Таким образом, к 20-летнему возрасту можно говорить о сформированности социальной идентичности личности. Следует подчеркнуть, что важной характеристикой достигнутой идентичности является наличие целей в жизни человека.

Согласно теории социальной идентичности (Д. Абраме, М. Хогг, Тэджфэл, Дж. Тернер и др.), социальная идентичность складывается из тех аспектов, которые связаны с восприятием себя как члена определенных социальных групп, и может быть позитивной или негативной.

В том случае, когда человек не ощущает тождественности со своей группой, или слабо соотносит себя с ней, можно говорить о неопределенной социальной идентичности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко).

Эмоциональное, внутреннее принятие группы индивидом делает маловероятным его стремление уклониться от взаимодействия или действовать против интересов своей группы [13].

Похожие диссертации на Влияние социокультурных особенностей региона на формирование социальной идентичности будущих педагогов