Введение к работе
Актуальность исследования. Ключевым фактором развития личности, согласно Л.С. Выготскому и Л.И. Божович, является формирование гармоничного взаимодействия эмоциональных и когнитивных процессов в психике (межфункциональных взаимодействий), обусловленное влияниями культуры.
В то же время, многими исследователями отмечается нарушение гармоничного развития личности ребенка, рассматриваемое как кризис детства. Это выражается, в частности, в сочетании раннего взросления по одним показателям с длительным сохранением инфантильности — по другим. Основная причина кризиса детства, согласно исследованиям, состоит в том, что психолого-педагогические воздействия, принятые в современной практике воспитания, не всегда учитывают возрастные особенности психического развития детей. Например, сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте заменяется «школьными» формами обучения. (А.Л. Венгер; В.И. Слободчиков; Б.Д. Эльконин; В.В. Ковалёв и др.). В частности, фабулой игровой деятельности дошкольника могут являться сказки (как элементы сказочно-мифологической стороны культуры), имеющие большое значение для развития его личности (К. и Ш. Бюлер; А.В. Запорожец; В.В. Зеньковский и др.).
Сегодняшняя «сказочная культурная ситуация» многолика. В сказочных текстах наблюдается тенденция к рационализации содержания и формы (особенно в авторских сказках). Интенсивные, эмоционально обедненные, односторонние информационные и технотронные воздействия (посредством телевидения, компьютера и т.п.) все более вытесняют доступный и близкий эмоционально-насыщенный «сказочный мир» из жизни дошкольника. Вследствие «этнокультурной мозаичности» (В.А. Тишков) современного общества, содержание сказок становится крайне разнородным в этнокультурном отношении (исчезают образы родной природы, примешиваются экзотические природные и культурные элементы и т.п.). В связи со сказанным, исследование роли этнокультурной специфики содержания сказок (как элемента культуры) в процессе психолого-педагогических воздействий, направленных на формирование гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений ребенка, представляется актуальным для развития личности ребенка в современных культурно-исторических условиях.
В исследованиях отмечается также, что нарушение гармоничного развития личности дошкольников деформирует весь процесс становления личности в более поздних возрастах (А.В. Запорожец, М. Монтессори и др.)
В то же время, «белым пятном» в отечественных и зарубежных исследованиях является проблема влияния на развитие личности ребенка межкультурных различий содержания сказочного материала (например, русские и зарубежные сказки), а также сказочного материала, содержание и форма подачи которого исторически изменялись в рамках одной культуры, (в частности, русских народных сказок и исторически более поздних и более сложных авторских (К. Д. Ушинский); устная или исторически более поздняя видеоформа подачи сказочного материала и пр.).
Теоретико-методологические основы исследования. Методологической основой работы являются принципы системности в изучении личности и развития системы отношений личности (А.Ф. Лазурский; В.Н. Мясищев; Б. Г. Ананьев), положения культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.С. Выготский), а также положения и подходы к изучению развития личности Л.И. Божович, А.В. Запорожца и др.
В качестве теоретической основы исследования мы использовали разработанный на основе указанных выше положений этнофункциональный подход к развитию личности (А.В. Сухарев). Одним из базовых понятий этого подхода является этносреда — внутренняя и внешняя среда человека (психологические, антропо-биологические характеристики, а также социокультурное окружение, ландшафт, климат, животный и растительный мир и др.) как система этнических признаков. Согласно данному подходу, этнофункцициональное развитие личности повторяет общий план последовательности и содержания этапов исторического развития этносреды. При этом вводится понятие идеального прообраза естественного развития этносреды (т.н. архегения этносреды), к которому «стремится» развитие личности. Этнокультурная мозаичность современного общества учитывается в данном подходе с помощью введения понятия этнической функции (Ю.В. Бромлей) элементов как культуры, так и других элементов этносреды (в частности, образного содержания сказок, как элементов сказочно-мифологической стороны культуры). Те или иные этнические признаки, объединяющие личность с определённой этносредой являются этнофункционально согласованными по отношению к ней и имеют этноинтегрирующую функцию, элементы же, разъединяющие человека с этносредой имеют этнодифференцирующую функцию (т.е. являются этнофункционально рассогласованными). Например, для ребёнка, родившегося и проживающего в средней полосе России этноинтегрирующими будут такие элементы этносреды как заяц, волк, медведь, берёзка, этнодифференцирующими же будут являться ягуар, тролль, пальма и т.д.
Нарушение этнофункционального развития личности может проявляться в этнодифференцирующих показателях, разъединяющих личность и архегению ее этносреды: этнофункциональном рассогласовании содержания сказочно-мифологичской стадии, ее «выпадении», «задержке» и «забегании» последующих стадий, что, согласно с результатами исследований может обусловливать широкий спектр нарушений психологической адаптированности личности. В целом, восстановление в процессе психолого-педагогических воздействий системы отношений личности с архегенией ее этносреды способствует повышению адаптационного потенциала личности, показателей ее эмоционального и умственного развития. Если это восстановление осуществляется в оптимальные возрастные периоды, то психолого-педагогические воздействия имеют воспитательные цели, если позже — то коррекционные (А.В. Сухарев). В соответствии с архегенией этносреды можно выделить несколько последовательных стадий развития личности. Наше исследование касается только содержания сказок, т.е. «сказочно-мифологической» стадии. Оптимальный возрастной интервал для прохождения данной стадии — 2-5 лет. В ранее проведенных исследованиях установлена связь между наличием в данном возрасте в представлениях ребенка этноинтегрирующих фольклорных сказочных образов и повышением контроля личностью эмоциональной сферы и повышением степени гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон его отношений (В.В. Тимохин; Е.А. Выдрина и др.).
В соответствии со сказанным, целью исследования было выявить роль этнической функции содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, в развитии гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков.
Объект исследования — развитие личности детей и подростков.
Предмет исследования — влияние этнической функции содержания сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий, на степень гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков.
Гипотеза исследования. Психолого-педагогические воздействия на детей и подростков, осуществляемые на этноинтегрирующем сказочном содержании, обусловливают повышение степени гармоничности взаимодействия сторон их отношений, а использование этнодифференцирующего материала обусловливает снижение данной степени.
Задачи исследования:
-
Проведение анализа научных исследований, посвящённых развитию личности ребёнка, роли сказок и их содержания в этом развитии.
-
Проведение констатирующего и формирующего экспериментально-психологического исследования роли этнической функции содержания сказок в формировании гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков.
-
Подведение итогов исследования, формулировка рекомендаций по оптимизации психолого-педагогических воздействий на детей и подростков.
Методы исследования. Общим методическим принципом исследования явилось сочетание номотетического и идиографического подходов и использование их в прямом (констатирующий эксперимент) и обратном (формирующий эксперимент) логическом доказательстве. Для решения поставленных задач использовались: метод экспериментально-психологических срезов, корреляционный анализ, клинический метод структурированного этнофункционального интервью, метод Роршаха. Достоверность результатов определялась по c2-критерию Пирсона (р < 0,05).
Эмпирическая база исследования. В эксперименте приняли участие воспитанники детских садов «Радуга», «Рябинушка» (г. Химки) и «Муравушка» (г. Обнинск) — 114 человек в возрасте 4-5 лет; учащиеся школ №1316 (г. Москва) и №1 (г. Химки) — 48 человек в возрасте 15-16 лет. Всего экспериментом было охвачено 162 человека, по 50 % мальчиков и девочек в каждой группе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нём раскрыто влияние этнической функции содержания сказок на развитие личности дошкольников и подростков в процессе психолого-педагогических воздействий. Результаты исследования имеют также значение для разработки проблемы влияния содержательной стороны воспитания на развитие личности ребёнка-дошкольника, а также влияния этнической функции содержания психолого-коррекционных воздействий на их эффективность у подростков.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных результатов в психолого-педагогической практике: в воспитательной работе с детьми; в психологическом консультировании педагогов и родителей, для целей психопрофилактики. Полученные результаты позволяют также учитывать влияние этнической функции содержания воспитательных и психокоррекционных воздействий при составлении различных психологических и педагогических программ.
Апробация работы. По теме исследования были сделаны доклады: на международной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (г. Балашов, 18-20.09.2003 г.); на международной конференции «Психология системного функционирования личности» (г. Саратов, 28-30.06.2004 г); на расширенном заседании факультета психологии Государственной академии славянской культуры (09.10.2006 г.). Основные результаты исследования освещены в центральных психологических изданиях.
Результаты внедрения. Результаты диссертационного исследования были внедрены в практику работы детского отделения Московского областного онкологического диспансера МЗ РФ (г. Балашиха), МОУ начальная школа – детский сад «Рябинушка» (г. Химки), МДОУ Центр развития ребёнка – детский сад №5 «Радуга» (г. Химки) и используются в циклах лекций и семинаров в ГОУ ВПО Государственная академия славянской культуры (г. Москва).
Положения, выносимые на защиту
-
Этническая функция содержания сказок может способствовать как снижению, так и повышению степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений у детей и подростков в процессе психолого-педагогических воздействий.
-
Этноинтегрирующее содержание сказок, используемых в процессе воспитания детей 4-5 лет, обусловливает у них повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон их отношений.
-
Этнодифференцирующее содержание сказок, используемых в процессе воспитания детей 4-5 лет, обусловливает у них снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений.
-
Этноинтегрирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на подростков в возрасте 15-16 лет, обусловливает у них повышение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений.
-
Этнодифференцирующее содержание сказок, используемых в процессе психолого-педагогических воздействий на подростков в возрасте 15-16 лет, обусловливает у них снижение степени гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений.
Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, заключение, выводы, список литературы и приложения.