Содержание к диссертации
Введение
Часть I. Аналитический обзор литературы: «Анализ возможностей применения художественных форм самовыражения в тренингах, направленных на развитие личности подростков» 12
1. Художественное творчество и развитие личности 12
1.1. Психологические концепции художественного творчества 12
1.2. Практическое ' применение художественных форм самовыражения в психологии 24
1.2.1. Понятие арт-терапии и особенности данного метода 24
1.2.1.1. Истоки и развитие арт-терапии 24
1.2.1.2. Формы арт-терапии 28
1.2.1.3. Техники арт-терапии 32
1.2.2. Понятие гештальт-терапии и особенности данного метода 36
1.2.2.1. Теоретические основы гештальт-терапии 36
1.2.2.2. Формы и техники гештальт-терапии 37
1.2.3. Использование творческого самовыражения в рамках
других психологических и психотерапевтических подходов 40
1.2.4. Применение художественных форм самовыражения в психологии обучения и воспитания 48
2. Трудности психического развития подростков и некоторые особенности психологической помощи им 50
2.1. Развитие самосознания и эмоционально-оценочной сферы подростка .50
2.2. Влияние художественных форм самовыражения на различные сферы личности подростка 56
2.3. Особенности тренинговой формы работы с подростками 59
Выводы 63
Часть II. Экспериментальное исследование роли художественных форм самовыражения (ХФС) в развитии личностной сферы подростков в ходе психологического тренинга 6
1. Методы и организация исследования 65
1.1. Обоснование проблемы исследования 65
1.2. Респонденты 66
1.3. Методы исследования 68
1.4. Ход исследования 74
2. Результаты исследования 76
2.1. Результаты первого этапа исследования 76
2.1.1. Первая серия эксперимента (9 классы) 76
2.1.2. Вторая серия эксперимента (10 классы) : 80
2.1.3. Анализ результатов первого этапа исследования 83
2.1.3.1. Анализ результатов психодиагностического исследования 83
2.1.3.2. Анализ процесса тренинговых занятий 85
2.1.4. Обсуждение результатов первого этапа исследования 87
2.2. Результаты второго этапа исследования 91
2.2.1. Общая характеристика второго этапа исследования 91
2.2.2. Третья серия эксперимента (9 классы) 92
2.2.3. Четвертая серия эксперимента (10 классы) 96
2.2.4. Анализ результатов второго этапа исследования 100
2.2.4.1. Анализ результатов психодиагностического исследования 100
2.2.4.2. Анализ процесса тренинговых занятий 102
2.2.5. Обсуждение результатов второго этапа исследования 104
2.3. Результаты третьего этапа исследования 107
2.3.1. Общая характеристика третьего этапа исследования 107
2.3.2. Пятая серия эксперимента (9 и 10 классы Навигацкой школы) 108
2.3.3. Анализ результатов третьего этапа исследования 113
2.3.3.1. Анализ результатов психодиагностического исследования 113
2.3.3.2. Анализ процесса тренинговых занятий 114
2.3.4. Обсуждение результатов третьего этапа исследования 114
3. Сравнительный анализ результатов исследования 116
4. Обсуждение результатов исследования 118
Заключение 121
Библиографический список 123
Приложения 137
- Техники арт-терапии
- Вторая серия эксперимента (10 классы)
- Анализ результатов психодиагностического исследования
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Каждый возрастной период психического развития человека характеризуется специфическими особенностями и сложностями протекания. Наиболее ярко они проявляются в подростковом возрасте. Как известно, в психологии уделяется достаточно много внимания изучению возможностей психологической помощи подросткам, переживающим кризисные моменты личностного роста. В настоящее время создаются и внедряются оригинальные программы психологического сопровождения трудных подростков, разрабатываются новые методы развития познавательной и личностной сфер, совершенствуются известные приемы и формы индивидуальной и групповой работы. Многие психологи отмечают, что они достигают значительных результатов в развитии личностной сферы подростков, используя тренинги личностного роста, которые способствуют развитию самосознания, эмоциональной сферы, определенных личностных свойств, социально-психологической компетентности, межличностных взаимодействий, а также эрудиции в области психологических знаний (И.В. Дубровина, Ю.М. Жуков, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере, Л.А. Петровская, A.M. Прихожан, Н.А. Рождественская, К. Рудестам, Р. Смид, Ю.И. Фролов).
В последнее время наряду с использованием психотехнических приемов в практику тренингов личностного роста активно внедряются методики, заимствованные из различных психотерапевтических школ. В частности, используются художественные формы и средства самовыражения (ХФС), заимствованные из арт-терапии, гештальт-терапии и других подходов. Многие психологи-практики отмечают, что применение ХФС воздействует на различные сферы личности комплексно, обеспечивая тем самым более гармоничное развитие в процессе тренинга (Л. Гантт, Р. Гудман, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, М. Мауро, Г.М. Назлоян, Д. Остер и П. Гоулд,
Н. Роджерс, В. Стюарт, К. Уэлсби, СМ. Шурухт). Однако в некоторых исследованиях показано, что использование психотерапевтических приемов в тренинге личностного роста может оказывать слишком сильное воздействие, что приводит к негативному результату, например, выходу показателей самоотношения за пределы адекватных значений (К.А. Серебрякова, Ю.Е. Борздыко). Таким образом, проблема исследования состоит в том, чтобы раскрыть положительные и отрицательные условия влияния художественных форм самовыражения (ХФС) на развитие личностной сферы подростков в процессе психологического тренинга.
Цель исследования: изучить специфические особенности применения ХФС в тренингах личностного роста для подростков.
Объект исследования: развитие личностных свойств подростков с помощью психологических тренингов.
Предмет исследования: особенности влияния ХФС и психотехнических приемов в психологическом тренинге личностного роста подростков.
Гипотезы исследования:
1. Тренинг личностного роста (на примере тренинга развития позитивного самоотношения) для подростков, в котором используются по преимуществу художественные формы самовыражения, может оказывать слишком сильное воздействие на компоненты самоотношения, при котором показатели по некоторым из них выходят за верхнюю и нижнюю границы адекватных значений.
2. В работе с подростками оптимальные результаты воздействия тренинга позитивного самоотношения, базирующегося на применении ХФС, достигаются, если основные упражнения, направлены как на развитие этого свойства, так и на учет негативных эмоциональных проявлений, возникающих в ходе тренинга, а также на совершенствование межличностных взаимодействий.
3. Художественные формы самовыражения и психотехнические приемы, используемые в тренинге развития самоотношения подростков, воздействуют на разные стороны (компоненты) самоотношения и личностные свойства.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы, посвященной рассмотрению функций и природы ХФС, особенностей подросткового возраста, особенностей тренинговой формы работы с подростками и возможностей использования ХФС для развития у них личностной сферы.
2. Разработать две программы тренинга личностного роста подростков, направленного на развитие позитивного самоотношения: с использованием ХФС и с использованием психотехнических упражнений.
3. Изучить эффективность влияния каждого тренинга на самоотношение подростков.
4. На основании полученных результатов усовершенствовать программу тренинга, основанного на применении ХФС.
5. Изучить эффективность влияния усовершенствованного тренинга на самоотношение и некоторые эмоционально-волевые свойства подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения культурно-исторической теории о периодизации психического развития ребенка (Л.С. Выготский), отечественные теории формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), теория активных методов обучения (Т.Ю. Базаров, А. А. Бодал ев, Ю.М. Жуков, А.Г. Лидере, В.Я. Ляудис, Л.А. Петровская).
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, метод срезов и формирующий эксперимент в форме психологического тренинга.
Методики исследования: методика исследования самоотношения («МИС» СР. Пантелеева); сокращенный вариант опросника Кеттелла (фактор С «эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость», фактор G «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения», фактор I «жесткость — чувствительность», фактор О «уверенность в себе -тревожность», фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», фактор Q4 «расслабленность - напряженность», фактор MD — аналог шкалы лжи); тренинг развития самоотношения подростков, состоящий из психотехнических игр и дискуссий; тренинг развития самоотношения подростков, включающий ХФС в качестве основных упражнений; тренинг развития самоотношения и эмоционально-волевой сферы подростков, состоящий из психотехнических игр и дискуссий; тренинг развития самоотношения и эмоционально-волевой сферы подростков, включающий ХФС в качестве основных упражнений.
Для математической обработки данных исследования применялся компьютерный статистический пакет SPSS версия 10.0. Проверка выборок на нормальность распределения осуществлялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, проверка на значимость различий полученных данных осуществлялась с помощью Т-критерия для зависимых выборок.
Экспериментальную базу исследования составили 160 подростков, учеников 9-10 классов школы №590 г.Москвы и 9-10 классов специального общеобразовательного учреждения «Навигацкая школа».
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивается методологическими принципами, положенными в основу исследования, теоретическим анализом поставленных проблем, достаточным объемом выборки респондентов, использованием методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, а также применением методов математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: Впервые изучено влияние ХФС, используемых в тренинге самоотношения подростков, в сравнении с психотехническими приемами. Установлено, что тренинги, направленные на развитие позитивного самоотношения подростков, в которых используются художественные формы самовыражения, могут оказывать слишком сильные воздействия на определенные компоненты самоотношения, и выходить за верхнюю и нижнюю границы адекватных значений.
Показано, что оптимальные результаты воздействия таких тренингов достигаются, если основные упражнения, базирующиеся на применении ХФС, направлены не только на развитие этого свойства, но и на снятие негативных эмоциональных проявлений, возникающих в ходе тренинга, а также совершенствование межличностных взаимодействий.
Установлено, что художественные формы самовыражения и психотехнические приемы, воздействуют на разные стороны (компоненты) самоотношения и личностные свойства. Тренинги развития самоотношения с помощью ХФС снижают тревожность, внутреннюю конфликтность и самообвинение, повышают уверенность в себе. Тренинги развития самоотношения с помощью психотехнических упражнений способствуют снижению тревожности и напряженности, однако при этом, у подростков наблюдается полное самопринятие, имеющее положительную окраску с оттенком некоторого самодовольства.
Практическая значимость исследования. Научно обоснованы, разработаны, апробированы и внедрены тренинговые программы, направленные на развитие личностной сферы подростков, в которых используются художественные формы самовыражения. Полученные результаты могут применяться в рамках специальных программ развития личностной сферы подростков в психологических службах общеобразовательных школ и других учебных заведениях, психологических центрах, службах и консультациях для детей и подростков. Их можно также использовать в учебных курсах по педагогической и возрастной психологии, а также спецпрактикумах для студентов, готовящихся к практической работе с подростками.
Положения, выносимые на защиту:
Художественные формы самовыражения являются эффективными средствами психологического воздействия на развитие личностной сферы подростков, благодаря широкому набору выполняемых ими функций (коммуникативной, познавательной, развивающей, компенсаторной и защитной).
Применение ХФС в тренинге развития самоотношения подростков, может оказывать негативное влияние, проявляющееся в том, что определенные компоненты самоотношения выходят за пределы адекватных значений.
В тренингах развития самоотношения оптимальное влияние ХФС на личностную сферу подростков достигается в результате сочетания упражнений, направленных не только на развитие данного свойства, но и на снятие негативных эмоциональных проявлений, возникающих в ходе тренинга, а также совершенствование межличностных взаимодействий.
Художественные формы самовыражения и психотехнические приемы, используемые в тренинге личностного роста у подростков, воздействуют на разные стороны (компоненты) самоотношения и личностные свойства. Тренинги личностного роста, направленные на развитие самоотношения с помощью ХФС, способствуют снижению тревожности, внутренней конфликтности и самообвинения и повышают уверенность в себе. Тренинги для подростков, направленные на развитие самоотношения с помощью психотехнических упражнений, способствуют снижению тревожности и напряженности, однако при этом, у подростков наблюдается полное самопринятие, имеющее положительную окраску с оттенком некоторого самодовольства.
Апробация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова в 2008г. Материалы исследования докладывались и обсуждались на Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» в 2004г. (Москва), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2005г. (Москва), Пятой городской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников» в 2008г. (Москва).
Структура работы: текст диссертации состоит из введения, двух глав - обзора литературы и описания эмпирического исследования, обсуждения результатов исследования, заключения, списка литературы и 10 приложений. Список литературы состоит из 173 источников, из них 26 на английском языке. Объем основного текста работы составляет 136 страниц.
Техники арт-терапии
1) Составление коллажа. Эта техника рекомендуется на начальных этапах работы, т.к. нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт клиентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе. Эта техника используется как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые клиентом картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении (Мауро М., 2000).
2) Лепка из пластилина, глины. Пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний. Одним из ограничений может быть то, что некоторые клиенты боятся испачкать руки. Поэтому требуется некоторое время для привыкания, чтобы человек работал с полной отдачей.
3) Рисунок. Самая распространенная техника, использующаяся в арт-терапии. Эффективность применения на начальных этапах работы зависит от возрастной группы. Например, с подростками и взрослыми лучше применять начиная с 3-4-го занятия, так как с течением жизни выработались стереотипные способы рисования. К тому же, вначале может возникать сильное сопротивление, аргументирующееся словами: «Я не умею рисовать». Чтобы преодолеть эти сложности для начальной работы с подростками и взрослыми используется составление коллажа и лепка из глины (Прихожан A.M., 2000).
При рисовании в начале работы клиенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости. На последующих этапах арт-терапевтического процесса пациенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.
Одним из необычных способов рисования является бодиарттерапия. Этот метод представляет собой живопись по лицу или телу. Этот метод облегчает и ускоряет переход из негатива в позитив, без которого невозможно прервать контакт с самим собой и перевести взгляд на собеседника, преодолеть стереотипность мышления. А в общих чертах грим способствует снятию напряжения и эмоциональной разрядке (Назлоян Г.М., 2001).
4) Использование фотографии в качестве художественной формы самовыражения. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие - с их созданием в ходе занятий или между занятиями. При создании фотографий участники могут самостоятельно выбирать для себя тему и любые объекты для съемки, либо ведущий группы предлагает им ту или иную тему, например «Прекрасное и безобразное», «Мир взрослых и мир детей» и т.д. Эти темы могут быть связаны с запросом клиента или группы и актуальной для них психологической проблематикой (Копытин А.И., 2003).
5) Использование других материалов в процессе творческого самовыражения. Такими материалами могут служить: разноцветная ткань, мех, нитки, разные емкости, куски бумаги (даже обои), игрушки, различные природные материалы и многое другое. Главным принципом становится свобода в выборе средств для выражения своих чувств, мыслей, переживаний, отношений. В результате такой работы получаются своеобразные трехмерные инсталляции, которые также являются художественной формой самовыражения.
6) Движение и танец. Техники, включающие в себя различные способы передачи мыслей и чувств с помощью тела (построение «живых» портретов, скульптур, а также невербальная презентация эмоциональных состояний, чувств, переживаний, особенностей характера, настроения и прочее) не являются чисто арт-терапевтическими, так как скорее заимствованы из смежных терапевтических направлений (драматерапии, танцевальной терапии, телесно-ориентированной терапии). Однако они с успехом применяются в рамках арт-терапии в качестве разогревающих техник, либо комплексно с художественной деятельностью, что способствует большему самораскрытию и осознанию себя.
Вторая серия эксперимента (10 классы)
. Анализ результатов психодиагностического исследования.
Как следует из описания эксперимента, варьировалась одна переменная, а именно: воздействие методик ХФС на динамику самоотношения в ходе психологического тренинга. Результаты проведения тренингов представлены в Таблице 2.
Сначала анализировались результаты диагностики самоотношения до и после экспериментального воздействия. Прежде всего, были рассмотрены значения шкалы «закрытость», так как в данном опроснике она выступает аналогом «шкалы лжи». Мы видим, что в обеих группах эта шкала находится в зоне нормальных значений. Единственное, что мы можем отметить, это -некоторое повышение шкалы «закрытость» при повторном тестировании в 9-м классе, но, так как показатели не выходят за пределы нормы и повышение не является статистически значимым, мы не рассматриваем эти данные как фактор, снижающий достоверность полученных результатов.
В обеих первых экспериментальных группах (составленных из 9-ти и 10-классников, с которыми проводился тренинг, основанный на применении ХФС), мы наблюдаем один и тот же феномен: снижение уровня «самообвинения» и «внутреннего конфликта». В целом, это говорит о том, что у подростков снизилось количество сомнений в себе, возникающих на общем негативном эмоциональном фоне. Однако, у десятиклассников значения самообвинения вышли из зоны адекватного проявления, и это следует рассматривать как отрицательный эффект тренинга.
Положительным фактором является увеличение у девятиклассников значения фактора самоуверенность, что говорит об усилении у них отношения к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которого есть за что себя уважать. На наш взгляд, усиление уверенности в себе особенно важно для подростков именно этого возраста.
Как мы видим, у десятиклассников не произошло практически никаких изменений по этому фактору. То есть, можно говорить о том, что эта структура у десятиклассников является более устойчивой (возможно, это связано с переходом в старшие классы). Вместе с тем, у десятиклассников выше критической величины 7 увеличилось значение шкалы «самоценность», то есть ощущение ценности собственной личности и предполагаемой ценности своего «Я» для других. Эта шкала связана с эмоциональной оценкой себя, богатством внутреннего мира. Можно предположить, что структура «самоценности» закономерно формируется на основании стабильности структуры «самоуверенности».
Как показывают полученные данные, до начала тренинга у девятиклассников наблюдалось повышение по шкале «самопринятие». После проведения тренинга этот пик сохранился (если рассматривать шкалы как профиль), хотя среднее значение по этой шкале несколько снизилось (не на уровне значимых различий).
Анализируя результаты, полученные во вторых экспериментальных группах (составленных из 9-ти и 10-классников, с которыми проводился тренинг, основанный на применении психотехнических игр), следует обратить внимание на то, что после тренинга в обеих группах статистически значимо увеличились значения фактора «самопривязанность», хотя они и сохранились в зоне адекватного проявления фактора. Помимо этого, у девятиклассников снизилась внутренняя конфликтность. Ввиду отсутствия других положительных сдвигов, факт снижения внутренней конфликтности можно трактовать как подтверждающий ранее высказанную гипотезу о выработке защитного механизма в условиях недостаточной сплоченности группы.
Важным доводом в пользу правильности нашего анализа является то, что в контрольных группах по 8-ми факторам не наблюдается значимых различий при повторном тестировании. Это, во-первых, подтверждает надежность выбранной диагностической методики, а, во-вторых, является свидетельством того, что изменения, произошедшие у респондентов в ходе тренинга в первых и вторых экспериментальных группах, нельзя назвать случайными. Единственным изменением, произошедшим в ходе повторного тестирования в контрольной группе (10 класс) во второй серии, является повышение по 9-ой шкале. Это изменение можно трактовать как средовое случайное, так как на контрольную группу не было оказано какого-либо специального психологического воздействия.
Дополнительным источником анализа к психодиагностическому исследованию являются рисунки подростков на первом и последнем занятии, так как 1-е и 8-е занятие в обеих экспериментальных группах строились по одинаковой программе. Рисунки, выполненные на первом занятии, имеют содержательное сходство: в основном это реалистичное изображение себя. Рисунки подростков на последнем занятии в первой и второй экспериментальных группах отличаются: в группе с применением методик ХФС рисунки носят более эмоциональный характер, отношение к себе здесь выражено цветом, а не формой; во второй экспериментальной группе содержание рисунков практически не изменилось (сохранилось реалистичное изображение) (см. приложение 10).
Также следует обратить внимание на рисунки подростков 10-го класса состоящие из двух частей. Можно предположить, что, взрослея, подростки начинают осознавать конфликт, который может быть между «Я» реальным и «Я» идеальным. Они ставят перед собой вопрос о строении собственной личности и пытаются найти на него ответ. В девятом классе двойных рисунков не было (см. приложение 10). Несмотря на сложность интерпретации коллажей (это и не входило в наши задачи), можно выделить некоторые интересные закономерности, которые выявились в ходе исследования. У мальчиков работы символизируют норму взрослого мужского поведения, которая популяризируется в наши дни: часто встречаются автомобили, красивые женщины, загородные дома, алкоголь. У девочек, наоборот, чаще встречается атрибутика их повседневной жизни: плюшевые игрушки, подарки, праздники, сердечки, вкусная еда и т.д. По-видимому, эти коллажи отражают желаемый образ «Я», а не реальный (см. приложение 10). Кроме того, встречаются нестандартные коллажи. Например, Плешков Вадим сделал коллаж, значение которого пояснил очень коротко: «Я не такой, каким меня видят». Действительно, коллаж можно интерпретировать как защитные, агрессивные реакции, направленные на окружающих (акула с человеческим глазом, клыки и когти под человеческими глазами).
Как и в рисунках себя, встречаются коллажи, разделенные на две части. Например, у Коп. Иры: «Я - на улице, и я - дома». Следует также обратить внимание на заполненность листа, количество картинок, наклеенных друг на друга. Например, у Кук. Иры (10 стенов по шкале «внутренний конфликт») лист оказался практически незаполненным. Можно сделать вывод, что она не хочет раскрываться, заявлять о себе. Вообще из всей 1-ой экспериментальной группы 9-го класса, эта девочка была самой замкнутой и на первых занятиях практически не говорила. Только после 5-го занятия начала более или менее откровенно говорить о своих чувствах и переживаниях.
Анализ результатов психодиагностического исследования
Сравнительный анализ результатов, полученных на трех этапах эксперимента, говорит о следующем:
На выборке подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе, мы получили изменения, сходные с изменениями в экспериментальных группах, состоящих из обучающихся в специализированном учебном заведении. Так у первых мы прослеживаем следующую общую тенденцию:
В группах, в которых в процессе тренинга применялись методики ХФС, наблюдается снижение тревожности, количества обвинений в собственный адрес, внутренней конфликтности, повышение уверенности в себе и стремление осознавать свои поступки и поведение. В то время как в группах, где в процессе тренинга не использовались методики ХФС, также наблюдается снижение внутренней конфликтности, напряженности, но при этом появилась некоторая расслабленность, отсутствие желания меняться, удовлетворенность имеющимся положением дел. То есть, и в тех и в других группах мы наблюдаем общее снижение напряженности и тревожности, но это снижение носит различный характер: в группах, где использовались методики ХФС, это снижение более продуктивное, так как влечет за собой мобилизацию внутренних ресурсов, стремление осознавать свое поведение и в соответствии с этим менять его. А в группах, где не использовались методики ХФС, такое изменение влечет за собой излишнюю удовлетворенность собой, что может негативно сказываться на всех сферах жизни подростка.
Что касается подростков, обучающихся в специализированном учебном заведении, то мы наблюдаем похожую тенденцию в различии влияния тренингов с использованием ХФС и без их использования. Также в группе, где использовались ХФС, мы видим снижение тревожности и внутренних негативных переживаний. Результаты в группе данной выборки, где тренинг не включал методики ХФС, практически не отличаются от результатов, полученных, на выборке подростков из общеобразовательной школы. Следовательно, результаты, полученные нами в ходе второго этапа исследования не случайны и мы можем утверждать, что художественные и психотехнические приемы действительно специфическим образом воздействуют на личностные структуры подростков.
Так же мы видим, что за счет усовершенствования программы тренинга нам удалось снять неблагоприятные эффекты, которые наблюдались на первом этапе исследования, когда в экспериментальной группе, состоящей из 10-классников, художественные формы самовыражения дали настолько сильный эффект, что показатели компонентов самоотношения, на которые воздействует тренинг, вышли за границы адекватных значений (см. таблицу 2). Как показано выше, в дальнейшем тренинг был расширен за счет включения в него небольшого количества упражнений, направленных на снятие негативных эмоциональных проявлений, возникающих в ходе тренинга, а также совершенствование межличностных взаимодействий.
. В результате, в последующих сериях эксперимента этот эффект не повторился.
Таким образом, можно сделать вывод, что тренинги, в которых применяются художественные формы самовыражения, в тех случаях, когда они имеют достаточно узкую направленность на изменение определенных личностных структур, могут оказывать слишком сильное воздействие на них - слишком снижая или увеличивая их выраженность. Этот эффект снимается, когда в тренинг, составленный из упражнений, основанных только на ХФС, расширяется за счет включения небольшого количества упражнений направленных на снятие негативных эмоциональных проявлений, возникающих в ходе тренинга, а также совершенствование межличностных взаимодействий.
.Также следует соотнести возрастные особенности и результаты проведения тренинга. Как мы видим в десятом классе ряд показателей по шкалам самоотношения вышли за границы адекватных значений. Возможно это связано с возрастными особенностями участников. В обзоре литературы мы говорили о том, что у старших подростков углубляется процесс становления самосознания, а следовательно и самоотношения. Можно предположить, что самоотношение у десятиклассников находится в зоне ближайшего развития, именно поэтому они оказались более чувствительны к тренингу, что привело к выходу некоторых показателей самоотношения за границы адекватных значений.
Наблюдаются некоторые различия и в самом процессе тренинговых занятий в разных группах. Прослеживаться тенденция, которая отличает динамику в первых и вторых экспериментальных группах: так, в группах, где используются только психотехнические игры и упражнения, этап сопротивления носит более выраженный характер, чем в группах, где используются ХФС. Это проявляется в появлении чувства скуки, вялости, большой закрытости и разобщенности участников группы.
Что касается различий процесса тренинга, проведенного на разных выборках, то при проведении занятий в Навигацкой школе приходилось преодолевать очень сильное сопротивление, которое выражалось в нарушении правил, отказе выполнения некоторых видов упражнений, несмотря на то, что участники добровольно посещали занятия.
4. Обсуждение результатов исследования.
Наше исследование посвящено изучению условий применения методик, разработанных в психотерапии и основанных на художественных формах самовыражения, в тренингах
Анализ литературы показал, что по своей направленности художественные формы самовыражения соответствуют задачам психического развития подростков, и на этом основании они должны найти свое законное место в арсенале средств психологического воздействия, которые используют практические психологи.
В развивающем эксперименте установлено, что ХФС действительно могут успешно использоваться в тренингах личностного роста подростков, однако, без реализации определенных условий эффективность их воздействия может значительно снижаться. Установлено, что в узконаправленном тренинге развития самоотношения у десятиклассников, в котором используются ХФС, значения по шкалам самоотношения могут выходить за пределы адекватных значений. Этот отрицательный эффект снимается, если расширить программу тренинга за счет включения упражнений, направленных на снятие негативных эмоциональных проявлений и развитие взаимодействий. Таким образом, в модифицированный вариант тренинга, во-первых, включались упражнения, направленные на осознание и отреагирование возникающих в ходе тренинга эмоций, которые не являются предметом специального рассмотрения в группе. Во-вторых, в нем использовались упражнения на совместную продуктивную деятельность. Используя эти упражнения, мы исходили из того, что слишком «благодушное» состояние, которое вызывает тренинг, основанный на применении ХФС, и который характеризуется неадекватно высокими значениями по шкале «самоценность» и низкими - по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», можно адекватизировать в ходе тренинга, если его участники «переживут» опыт общения в совместной творческой деятельности.