Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
1.1. Проблема духовно-нравственного развития в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Психологические особенности формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России 40
1.3. Психолого-педагогическая модель формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России 63
Выводы по главе 1 88
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
2.1. Экспериментальное изучение психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России 90
2.2. Программа формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России 117
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования 136
Выводы по главе 2 142
Заключение 144
Список использованной литературы 146
Приложения 169
- Проблема духовно-нравственного развития в психолого-педагогической литературе
- Экспериментальное изучение психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
- Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях социально-экономических реформ современное поликультурное общество порождает потребность в специалистах, способных преодолевать трудности личностной и профессиональной самореализации, готовых к самосовершенствованию и успешной деятельности в различных жизненных ситуациях.
В связи с этим особое значение приобретает профессиональная подготовка в вузе, обеспечивающая развитие у учащихся потребности в постоянном обновлении полученных знаний, творческой активности, самостоятельности и ответственности, осознании высоких жизненных смыслов (А.Г. Здравомыслов, В.П. Зинченко, Т.А. Флоренская, В.Д. Шадриков и др.).
Решение данных задач в учебно-воспитательном процессе вузов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) невозможно без формирования у курсантов духовно-нравственных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности по исправлению осужденных за преступления различной тяжести на основе духовно-нравственных ценностей, с одной стороны, и готовности противостоять их противоправным и аморальным провокациям – с другой.
Степень научной разработанности темы. Проблемы духовно-нравственного рaзвития личности всегда были в центре внимaния отечественной науки в области философии (Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, В.С. Соловьев и др.), социологии (А.Г. Здравомыслов, Ж.Т. Тощенко, И.А. Федоров, В.А. Ядов и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова и др.), педaгогики (В.А. Беляева, Д.С. Лихачев, Т.И. Петракова, М.И. Старов и др.) и психологии (Ш.А. Амонашвили, С.К. Бондырева, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков и др.).
Проблемы сущности и содержательных характеристик духовно-нравственных качеств личности в целом и личности курсантов в частности рассматривались в контексте: содержания духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Коваль, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.); ценностного аспекта межличностных отношений (С.С. Аверинцев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Л.М. Смирнов и др.); описания индивидуaльно-психологических особенностей курсантов военных вузов (А.В. Барабанщиков, В.М. Коровин, В.Л. Марищук, Н.Ф. Феденко и др.); специфики служебно-знaчимых качеств сотрудника ФСИН России (А.М. Киселев, В.Н. Котляр, Н.И. Татаркина, Л.Ф. Торопова и др.).
Однако эти исследования не дают в полной мере ответа на вопрос о психолого-педагогических детерминантах формирования духовно-нравственных качеств курсантов в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.
Таким образом, к настоящему времени сложились следующие противоречия между:
– подчеркиваемой в исследованиях важностью формирования профессиональных компетенций и духовно-нравственными качествами как необходимым компонентом их развития;
– накопленными научными знаниями о духовно-нравственном развитии личности и степенью изученности психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств;
– имеющимися исследованиями духовно-нравственных качеств и недостаточным вниманием ученых к формированию указанных качеств у курсантов вузов ФСИН России;
– известными фактами влияния на формирование духовно-нравственных качеств курсантов психолого-педагогических условий и факторов и их экспериментальной проверкой в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.
В связи с отмеченными противоречиями существует проблема недостаточной изученности психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России, что приводит к превалированию в образовательном процессе «знаниевой» парадигмы и недостаточному вниманию к духовно-нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности. Как следствие, при достаточном уровне профессиональных знаний не исключаются случаи негуманного обращения сотрудников с осужденными, коррумпированности, нарушения служебной дисциплины, конфликтности, текучести кадров и т. д.
Объектом исследования являются духовно-нравственные качества курсантов вузов ФСИН России.
Предметом исследования выступают психолого-педагогические объективные (внешние) условия и субъективные (внутренние) факторы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России.
Цель исследования состоит в разработке модели формирования духовно-нравственных качеств курсантов и ее апробации с использованием психолого-педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
– формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России детерминировано психолого-педагогическими условиями (содержание обучения, ценностно-ориентированная воспитательная среда, коллективное воздействие, единство педагогических требований и преемственность учебных и профессиональных традиций) и факторами (когнитивный, ценностный, коммуникативный, сензитивный и субъектный);
– процесс формирования духовно-нравственных качеств курсантов может быть качественно преобразован на основе психолого-педагогических технологий (активного приобретения духовно-нравственных знаний, их апробирования в практической деятельности и развития коллективно поддерживаемых ценностей).
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили его задачи:
-
Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению проблемы духовно-нравственного развития личности.
-
Исследовать формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России как психолого-педагогическую проблему.
-
Выявить и экспериментально обосновать психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России.
-
Определить уровневую типологию формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России.
-
Разработать психолого-педагогическую модель и технологии формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные идеи системности психических явлений (В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.); субъектного подхода к пониманию развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова, С.Л. Рубинштейн и др.); принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов и др.); методологические принципы целостного развития личности (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Д.И. Фельдштейн и др.).
Теоретической основой исследования являются концепции развития личности в образовательном процессе (Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов, И.Б. Котова и др.); духовности (Б.С. Братусь, В.В. Знаков, Н.А. Коваль, В.Д. Шадриков и др.); личностно-творческий подход (Д.Б. Богоявленская, В.И. Загвязинский, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин и др.); идеи В.А. Яковлева и его учеников (С.Б. Каверин, В.Н. Косырев, Р.П. Мильруд, М.И. Старов и др.) об условиях и механизмах духовно-нравственного формирования личности.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы, эмпирические методы: наблюдение, беседа, экспертный опрос, тестирование. Используемые методики: «Самоактуализация личности» (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина); «Психодиагностический тест» (В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский); «Поликоммуникативная эмпатия» (И.М. Юсупов); «Шкала оценки значимости эмоций» (Б.И. Додонов); тест-опросник «Волевые качества личности» (И.И. Купцов, Ю.Л. Еремкин); «Опросник определения уровней развития духовно-нравственных качеств курсантов» (Ю.С. Исмагилова). Математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования: корреляционный, кластерный, факторный анализ; критерии c2 Пирсона, Вилкоксона, Манна-Уитни и критерий знаков. Обработка производилась с использованием программного пакета SPSS 13.0 for Windows.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– выделены структура и смысловое содержание процесса формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России (духовно-нравственные знания, взаимодействие, саморегуляция и самореализация);
– определены психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов, подразумевающие реализацию факторов (когнитивный, ценностный, коммуникативный, сензитивный и субъектный) в специально организованных условиях (содержание обучения, ценностно-ориентированная воспитательная среда, коллективное воздействие, единство педагогических требований, преемственность учебных и профессиональных традиций);
– выявлены и описаны типы, характеризующие своеобразие уровней развития духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: продуктивный, потенциальный, репродуктивный и деструктивный;
– разработана модель формирования духовно-нравственных качеств курсантов и организована ее опытно-экспериментальная проверка в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:
– уточнено понятие «формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России», под которым понимается целостный процесс развития личности, основанный на усвоении духовно-нравственных знаний, навыков духовно-нравственного взаимодействия, духовно-нравственной саморегуляции и самореализации с учетом психолого-педагогических условий и факторов;
– систематизированы психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России;
– доказана эффективность и оптимизация процесса формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России при условии реализации разработанной психолого-педагогической модели в опытно-экспериментальной работе.
Практическая значимость работы определяется тем, что:
– подобран и апробирован пакет психодиагностического материала для изучения психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России;
– разработаны и апробированы в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России психолого-педагогические технологии: активное приобретение духовно-нравственных знаний, развитие коллективно поддерживаемых ценностей и апробация духовно-нравственных знаний в практической деятельности;
– материалы диссертационного исследования использованы при проведении учебных занятий по дисциплинам: «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Педагогическая психология», «Профессиональная этика психолога», а также кураторских занятий с курсантами.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России – это целостный процесс развития личности, основанный на усвоении духовно-нравственных знаний, навыков духовно-нравственного взаимодействия, духовно-нравственной саморегуляции и самореализации с учетом психолого-педагогических условий и факторов.
-
Психолого-педагогическими детерминантами формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России выступают условия (содержание обучения, ценностно-ориентированная воспитательная среда, коллективное воздействие, единство педагогических требований и преемственность учебных и профессиональных традиций) и факторы (когнитивный, ценностный, коммуникативный, сензитивный и субъектный).
-
Основными типами формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России являются: продуктивный, потенциальный, репродуктивный и деструктивный.
-
Реализация в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России психолого-педагогических технологий формирования духовно-нравственных качеств курсантов (активное приобретение духовно-нравственных знаний, развитие коллективно поддерживаемых ценностей и апробация духовно-нравственных знаний в практической деятельности) обеспечивает повышение уровня их духовно-нравственного развития.
Достоверность и надежность результатов диссертационного исследования обеспечивалась исходными теоретическими концепциями, реализацией принципов и положений современной психологической науки, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачам, использованием валидного и надежного психологического инструментария, репрезентативностью выборки испытуемых, корректным проведением качественного анализа и статистической обработки полученного фактического материала.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора, обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Академии ФСИН России и освещались в научных докладах на международных научно-практических конференциях (Воронеж, 2008 г.; Смоленск, 2008 г.; Тольятти, 2008 г.; Невинномысск, 2009 г.; Новокузнецк, 2009 г.; Тамбов, 2009 г.); на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах (Рязань, 2007–2010 гг.; Тамбов, 2010 г.).
Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Академия ФСИН России (г. Рязань) и Псковский юридический институт ФСИН России. В констатирующем эксперименте приняли участие 353 курсанта. Формирующий эксперимент проведен на базе психологического факультета Академии ФСИН России, в котором приняли участие 44 курсанта (две группы: экспериментальная и контрольная по n = 22). Исследование проводилось в период с 2007 по 2010 год.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами.
Проблема духовно-нравственного развития в психолого-педагогической литературе
Всестороннее рассмотрение проблемы формирования духовно-нравственных качеств предполагает изучение духовно-нравственного развития личности в целом и выявление сущности таких базовых понятий, как «дух», «душа», «духовность», «душевность», «мораль», «нравственность», в плоскости различных взглядов и подходов с целью научно обоснованного построения системы психолого-педагогических методов, обусловливающих эффективность решения обозначенной проблемы в деятельности образовательных учреждений.
Логическое содержание понятия «развитие», широко вошедшее как в науку, так и в обыденное сознание, не стало вполне ясным для общего понимания. Слово «развитие» ввел в науку английский ученый У. Гарвей [1578— 1674], который понимал развитие как «распрямление» того, что уже заложено в зародыше, то есть раскрытие, развертывание потенций (возможностей), заложенных в каждом живом существе [103].
По структуре элементов, составляющих объем понятия «развитие», его можно отнести к собирательным, вбирающим в себя множество обобщений. Развитие связывают с процессами движения, развертывания, созревания, изменения, превращения, новообразования, становления и накопления.
Необходимо отметить возросший интерес науки в целом к проблеме развития. Это связано с обстоятельствами, на которые обратил внимание Л.Ф. Ильичев: в настоящее время, подчеркивает он, «все отчетливее выявляется всеобщность феномена развития, невозможность игнорировать его при анализе самых различных сфер природной и социальной реальности. Идея развития приобретает поистине ключевое значение в духовном освоении и творческом преобразовании мира» [206; с. 11]. Существует понимание развития, построенного по законам формальной логики, которое заключается в том, что развитие есть движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому и т. п. Так, И.Н. Смирнов пишет: «...объективный характер развития, определяющий методологическое значение этого принципа, заключается именно в наличии момента качественного изменения, изменения от низшего к высшему, от простого к сложному» [201; с. 21].
В философских работах развитие раскрывается как процесс и результат целой системы изменений - прогрессивных и регрессивных, обратимых и необратимых, прерывных и непрерывных, стабильных и неустойчивых, количественных и качественных, связанных с усложнением и упрощением развивающегося объекта, направленных и стохастических и др. Н.А. Бердяев также обращал внимание на то, что развитие не есть простое отрицание прошлого (движение от старого к новому), а утверждение того, что в нем заложено, раскрытие вечных элементов бытия, разворачивание изначальных качеств, пребывавших в потенциальном состоянии [28; с. 175].
Вместе с тем не все изменения являются достаточными и необходимыми характеристиками развития. «В качестве изменений, которые могут служить характеристиками развития, выступают необратимые, закономерные, направленные качественные изменения организованных объектов, осуществляющиеся системным образом» [96; с. 25]. «Интегральный характер изменений, преемственность между этапами, целостность, относительная завершенность (результативность), структурность — характерные черты развития как единства изменений, их направленность и необратимость, качественный характер» [136; с. 153]. Соглашаясь с авторами этих утверждений (Л.И. Анцы-ферова, Д.Н. Завалишина, Е.Ф. Рыбалко, Л.Ф. Ильичев) считаем, что направленность позволяет процессу развития обрести внутреннюю линию движения через множество случайных отклонений; необратимость — не воспроизводить уже существующие структуры и функции; закономерность — отражает упорядоченность, устойчивость совершающихся преобразований. Таким образом, философские подходы к пониманию развития раскрывают содержательный спектр семантики понятия «развитие», а также его общие и фундаментальные характеристики.
Качественно новое содержание понятие и идея развития получили в психологии. На первый план психология поставила вопросы о сложности, многомерности и многоуровневости психического развития человека, движущих силах, закономерностях и детерминациях развития психики, критериях, механизмах, формах и направлениях развития. Проблема развития традиционно находится в центре внимания психологов, она обрела статус принципа, являющегося одним из старейших методологических принципов в науке.
В психологии существует достаточно большое количество различных концепций развития, однако для нашего исследования наиболее значимыми являются: принцип развития С.Л. Рубинштейна, объясняемый через категорию «деятельность»; концепция развития Л.С. Выготского и теория развития Л. Кольберга, рассматривающая восходящий характер развития, ведущая роль в котором принадлежит когнитивному фактору.
В науке получила широкое распространение идея системности развития. В принципе, как показал В.П. Кузьмин [120], идея развития и идея системности предполагают разные ракурсы, аспекты рассмотрения и выступают как взаимодополняющие, взаимосвязанные моменты. На наш взгляд, специфика применения системного подхода к развитию заключается не только в том, чтобы рассматривать развитие систем, но и в том, чтобы развитие рассматривать как систему.
Современное изучение развития человека рассматривается в различных областях психологического знания (общая психология, акмеология и др.). Однако наиболее широко данная проблема представлена в психологии развития и педагогической психологии, где она связывается с воспитанием детей и молодежи. Мы сочли необходимым упомянуть лишь о самых общих тенденциях исследования этого феномена. В нашем исследовании мы будем опираться на определение понятия «развитие», предложенное В.И. Слободчико 14 вым и Е.И. Исаевым: «Развитие - универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры» [200]. Обратим внимание на то, что развитие не требует обязательного появления новых форм, более сложных из более простых, но предполагает качественное преобразование имеющейся формы. На наш взгляд, такое представление о развитии помогает лучше решать воспитательные задачи в образовательном процессе.
Рассматривая категорию «развитие», указанные авторы различают телесную, душевную и духовную сторону бытия, относительно каждой из которых можно говорить о развитии.
В условиях русской этнической целостности на протяжении тысячелетия духовность традиционно воспринималась и понималась прежде всего как православное познание мира, осмысление взаимоотношений Бога и человека, понимание смысла жизни и предназначения отдельной личности и человечества в целом.
В православии личность всегда устремлена к высшему смыслу, без которого человек жить не может. Высший смысл жизни - это спасение души через стремление к самосовершенствованию, основным ориентиром которого являются заповеди Божий и православные ценности. Православие служит преображению человеческой личности посредством духовно-нравственного совершенствования человека в добродетели, святости, достижении даров Святого Духа [49; с. 12].
Экспериментальное изучение психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы в области формирования и развития духовно-нравственных качеств курсантов, изложенный в первой главе, подготовил базу и обусловил этапы практического исследования проблемы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России. В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования перед нами стоят следующие задачи:
- раскрыть психолого-педагогические факторы формирования духовно нравственных качеств курсантов;
- определить уровневую типологию формирования духовно-нравственных качеств курсантов;
- разработать и апробировать психолого-педагогические технологии формирования духовно-нравственных качеств курсантов в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.
Для решения перечисленных задач было проведено практическое исследование, которое представляло собой три взаимосвязанных этапа:
1. Констатирующий эксперимент. На этом этапе при помощи диагностических методов изучались уровни развития духовно-нравственных качеств курсантов, выявлялись факторы, детерминирующие процесс их формирования, происходил отбор групп для участия в формирующем эксперименте.
2. Формирующий эксперимент — опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование духовно-нравственных качеств курсантов с использованием психолого-педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.
3. Итоговая диагностика духовно-нравственных качеств курсантов на конец эксперимента. Задачей первого этапа было изучение духовно-нравственных качеств курсантов Академии ФСИН России (г. Рязань) и Псковского юридического института. В исследовании приняли участие 353 курсанта первого - пятого курсов, обучающиеся на юридическом, экономическом и психологическом факультетах.
В соответствии с выделенными нами компонентами, составляющими основу формирования духовно-нравственных качеств (духовно-нравственные знания, навыки духовно-нравственного взаимодействия, саморегуляции и самореализации), необходимо иметь четкое представление об уровне их развития у курсантов вузов ФСИН России.
Для измерения уровня самоактуализации была использована методика «Самоактуализация личности» (САМОАЛ). Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе Н.Ф. Калиной, в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В. Лазукин [64]. Мы избрали данную методику в качестве психологического инструментария, поскольку процесс самоактуализации тесно связан с процессом формирования и развития духовно-нравственных качеств, который предоставляет курсантам возможность вырабатывать в конечном итоге собственную систему ценностных ориентации. Опросник состоит из 100 пар утверждений. Задача испытуемого - в каждом случае выбрать из двух утверждений одно наиболее подходящее. Таким образом тест дает возможность получить показатели «стремления к самоактуализации» и данные по отдельным 11 шкалам (шкала ориентации во времени, шкала ценностей, взгляд на природу человека, высокая потребность в познании, стремление к творчеству, или креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, шкала контактности, шкала гибкости в общении). В соответствии с задачами нашего исследования для изучения компонента «духовно-нравственная самореализация» мы использовали показатели стремления к самоактуализации, а также данные по отдельным шкалам:
— ориентация во времени — показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом; высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих эк 92 зистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов; низкий результат показывают люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе);
- автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность и самоподдержка у Ф. Перлза, направляемость изнутри у Д. Рисмена, зрелость у К. Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность — это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от»;
- спонтанность — это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода и естественность.
Для изучения компонента «духовно-нравственные знания» использовались следующие шкалы методики САМОАЛ:
- шкала ценностей определяет отношение личности к высшим ценностям (истина, добро, красота, справедливость и т. д.). Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах;
- высокая потребность в познании предполагает бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Помимо указанных шкал, знания курсантов о духовно-нравственных ценностях и качествах исследовались с помощью разработанного нами опросника (прил. 1). Также нами был использован метод контент-анализа развернутых ответов на вопросы: «Хотели бы вы повысить уровень своего духовно-нравственного развития? Что, на ваш взгляд, представляет собой сущность понятий «духовность», «нравственность»? Хотели бы вы, чтобы в вузах ввели спецкурс, рассматривающий проблему духовно-нравственного развития? Считаете ли вы, что, повысив уровень развития духовно-нравственных качеств, можно избавиться от многих проблем современного общества?».
Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
В параграфе представлен сравнительный анализ эмпирических данных констатирующего и формирующего этапов исследования.
Анализ материалов, полученных в ходе и после проведения экспериментальной работы, позволил сделать сравнительный анализ данных уровней формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России. Он свидетельствует о том, что количество курсантов продуктивного и потенциального типов в экспериментальных группах возросло, а репродуктивного и деструктивного - уменьшилось.
До начала формирующего эксперимента курсанты подразумевали под духовностью в основном:
- «внутренний мир человека» - 27,3 %. Такой ответ свидетельствует о недостаточности знаний курсантов в данной области, неграмотности в суждениях и трактовках, так как они не учитывают, что внутренний мир человека охватывает как положительное в личности, так и отрицательное, как его достоинства, так и недостатки, иногда и пороки, то есть духовное и бездуховное;
- «связь с религией и верой» - 18,18 %. Следует отметить, что вера формирует в душе человека устойчивые представления о смысле жизни, своем предназначении, стремление к совершенству. Однако такое понимание божественного является достоянием лишь немногих слушателей. Большинство курсантов убеждены, что глубоко духовными следует считать лишь тех, кто верит в Бога, регулярно ходит в храм или увлекается религиозными ви 139 дами искусства. Данное поверхностное суждение не учитывает того, что религиозность может носить лишь внешний характер и вполне сочетаться с узостью интересов и даже открытыми пороками. Примером могут послужить выступления некоторых фанатиков от религии, которые готовы принести в жертву своих близких, родных и даже детей во имя иллюзорной идеи спасения своей или их души. Кроме того, многие курсанты сегодня согласны с мнением, что заметная часть современного общества пошла в храм не по зову сердца, а под влиянием моды на все религиозное и магическое;
- «саморазвитие на основе высших ценностей» — 18,18 %. С таким представлением связана попытка познать самого себя, свое место в жизни. Для этих курсантов духовность - все самое лучшее в человеке, без чего нельзя стать глубокой и цельной личностью.
После проведения эксперимента количество курсантов, рассматривающих духовность с позиции самосовершенствования, увеличилось до 54,5 % (остальные группы ответов составили по 18,18 %). На наш взгляд, такое распределение ответов свидетельствует о расширении и углублении представлений курсантов о духовно-нравственных ценностях, их взаимосвязи с успешным духовно-нравственным развитием.
В представлениях курсантов произошел переход от рассмотрения нравственности как абстрактных «норм морали» (до эксперимента- 45,4 %, после эксперимента - 18,18 %) к анализу этого понятия через «отношение к окружающим» (до эксперимента - 0 %, после - 27,3 %) и «поведение на основе моральных норм и нравственных принципов» (до эксперимента - 13,6 %, после - 40,9 %).
Группа курсантов, уверенных в том, что повышение уровня духовно-нравственного развития позволит избавиться от многих проблем современного общества, в экспериментальной группе выросла с 50 до 81,8 %, а в контрольной группе увеличилась с 47,6 до 57,1 %.
В средних величинах показателя потребности в познании к концу эксперимента прирост составил 2,5 балла (прирост по сравнению с исходными данными и данными КГ оказался статистически достоверным, р 0,01).
В целом в ходе эксперимента курсанты ЭГ стали проявлять большую активность на занятиях, чаще использовать при подготовке к семинарам дополнительную литературу, многие стремились собрать максимум полезной и интересной информации для выступления перед сокурсниками.
2. Духовно-нравственное взаимодействие. Программа формирующего эксперимента способствовала качественному изменению системы духовно-нравственного взаимодействия, определяющего самоотношение личности курсантов, отношение к другим людям и окружающему миру. У курсантов ЭГ по всем показателям коммуникативности (общительность, сензитивность, контактность, гибкость в общении) наблюдается заметное увеличение (по сравнению с исходными данными и показателями КГ, на уровне р 0,01). Увеличение показателей по методике «Поликоммуникативная эмпатия» и шкале «Взгляд на природу человека» интерпретируется как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, веры в могущество человеческих возможностей; честность, доброжелательность, чувствительность к проблемам окружающих