Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические условия нравственного развития старшеклассников Ветров Роман Юрьевич

Психологические условия нравственного развития старшеклассников
<
Психологические условия нравственного развития старшеклассников Психологические условия нравственного развития старшеклассников Психологические условия нравственного развития старшеклассников Психологические условия нравственного развития старшеклассников Психологические условия нравственного развития старшеклассников Психологические условия нравственного развития старшеклассников Психологические условия нравственного развития старшеклассников Психологические условия нравственного развития старшеклассников Психологические условия нравственного развития старшеклассников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ветров Роман Юрьевич. Психологические условия нравственного развития старшеклассников : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Ставрополь, 2005 179 c. РГБ ОД, 61:05-19/373

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы изучения нравственности 14

1.1. Психологические составляющие философских исследований нравственности 14

1.2. Проблема нравственности в работах психологов 50

1.3. Психологические условия развития нравственности личности 68

Выводы по первой главе 86

Глава 2. Организация экспериментального изучения нравственного развития личности 88

2.1. Диагностика уровней нравственного развития старшеклассников 88

2.2. Индивидуально-психологические особенности нравственного развития учащихся 104

2.3. Качественные изменения нравственного развития учащихся 124

Выводы по второй главе 139

Заключение 141

Список литературы 144

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена рядом причин как теоретического, так и практического характера.

Во-первых, в современной России происходит переоценка ценностей, когда меняются приоритеты и одни ценности выходят на свет, а другие отодвигаются в тень. При этом новые приоритетные ценности не всегда остаются с человеком надолго: сталкиваясь с очередными трудностями, он вынужден вновь менять приоритеты, сначала сбиваясь со счёта, в который уже раз он это делает, а потом и теряя смысл в необходимости подобного занятия. Всё это, безусловно, связано с общей нестабильностью в современном российском обществе, да, пожалуй, и в мире в целом. Поэтому в данной ситуации именно нравственность способна выступить основным регулятором в ситуациях жизненного выбора. Являясь одним из мотиваторов поведения, нравственность оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поведенческих актах.

Во-вторых, в современной науке круг вопросов, относящихся к духовно-нравственному развитию личности, становится особой областью психологического исследования. При этом многими исследователями (Б. С. Братусь, А. А. Деркач, В.В.Знаков, Н.А.Коваль, Л.А.Коган, Л.В.Опалев, И.Н.Семёнов и др.) отмечается, что любые изменения в социуме оказываются безуспешными, если они не находят опору в жизни личности, не подкрепляются адекватными изменениями в её нравственных ценностях.

В-третьих, анализ научной литературы показал, что проблема нравственности как психологического феномена

недостаточно разработана, что роль нравственности как регулятора поведения личности старшеклассника не выступала в качестве предмета специального психологического исследования (Л.Колберг, А.Маслоу, Э.Торндайк, Э.Фромм и др.).

Проблема нравственности привлекала к себе внимание мыслителей, начиная с античности (Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель, Пиррон, Эпикур, Зенон, Сенека, Плотин и др.). Обращались к ней представители средневековой философии (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Антоний Великий, Пахомий Великий и Др.), которые рассматривали нравственность с религиозно-философских позиций. Исследование феномена нравственности занимало важное место в работах ряда философов XV-XVIII вв. (Эразм Роттердамский, Джордано Бруно, Мартин Лютер, Дж.Локк, Антони Эшли Купер Шефтсбери, Дэвид Юм, Ж.Ж.Руссо и др.), в немецкой классической философии (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах и др.), в немецком иррационализме (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), в философии экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр и др.).

В зарубежной психологической науке нравственность изучалась в психоаналитических (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм и др.), поведенческих (Э.Торндайк, Джон Б.Уотсон и др.), гуманистических (А.Маслоу, К.Р.Роджерс, Г.В.Олпорт и др.) концепциях, в концепции развития нравственного сознания (Л.Колберг и др.).

В отечественной педагогической науке нравственность изучалась многими исследователями, начиная с конца XIX века и заканчивая более современными работами (Н.И.Пирогов, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко,

Н.Г.Айдемиров, В.М.Артёмов, Н.Н.Баркова, Л.П.Дехтерева, В.А.Зосимовский и др.).

В русской религиозной философии (В.С.Соловьёв,

- Л.Н.Толстой, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский,

П.А.Кропоткин, П.Д.Успенский и др.) нравственность

рассматривалась в тесной связи с духовным самоопределением

личности.

В отечественной философии советского периода (Л.М.Архангельский, В.И.Бакштановский, З.А.Бербешкина, О.Г.Дробницкий, В.Т.Ганжин и др.) отражено понимание нравственности как результата взаимодействия личности и общества.

В современной отечественной философии нравственность исследуется в связи с проблемами свободы (Л.А.Коган, \ У А.Г.Мысливиченко и др.) нравственной допустимости

(Л.В.Опалёв), сверхсознания (П.В.Симонов), а также на основе концепций, сочетающих религиозный и философский подходы (А.А.Гусейнов, Ю.А.Шрейдер и др.) гДе нравственность рассматривается как взаимодействие трансцендентального и биологического компонентов (Г.В.Платонов, А.Д.Косичев и др.).

В отечественной психологической науке нравственность рассматривалась в теории моральных отношений личности (В.Н.Мясищев), самосознания личности (И.С.Кон, В.В.Столин и др.), нравственность изучалась в связи с проблемами ответственности (К.Муздыбаев), правды и лжи (В.В.Знаков), как ™ высшее чувство (Р.С.Немов), как компонент духовности личности

(Н.А.Коваль).

Проблема исследования состоит в выделении психологической сущности нравственности, структуры нравственности и психологических условий, влияющих на л нравственное развитие старшеклассников.

Решение этой проблемы является целью исследования. Объектом исследования является нравственность как психологический феномен.

Предметом исследования - психологические условия нравственного развития старшеклассников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступающих в качестве гипотез:

наряду с нравственностью, выступающей как философский феномен, существует нравственность, выступающая \ У как феномен психологический;

нравственность как феномен вообще обладает разнородной внутренней структурой, основанной на многообразном представлении о нравственности в сознании людей (в коллективном сознании социума);

- нравственность как психологический феномен есть целостное динамическое явление, развивающееся как на сознательном, так и на бессознательном уровнях психики человека;

нравственность, выступающая именно как

психологический феномен, определяет значимость поведения в

условиях морального выбора, что обеспечивает гармоничные отношения человека с окружающими;

качественное нравственное развитие личности старшеклассника происходит под влиянием совокупности психологических условий, имеющих индивидуально-личностную ч ориентацию.

Для доказательства выдвинутых гипотез были определены следующие задачи:

изучить историко-методологические проблемы

нравственности как психологического феномена в отечественной и зарубежной литературе;

- определить структуру нравственности, компоненты, её составляющие; проявления, динамику и уровни развития нравственности старшеклассников;

- выявить на основе эмпирического исследования факторы, оказывающие влияние на нравственное развитие личности

V/ старшеклассника;

разработать практические рекомендации по осуществлению комплексной работы школьного психолога по диагностике и развитию нравственности у старшеклассников;

Теоретико-всетодоАогической основой данного

исследования явились теоретические положения активного отражения личностью окружающего мира (К.А.Абульханова- Славская, А.А.Бодалев и др.), «Я»-концепция личности (И.С.Кон, В.В.Столин и др.), идеи гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Р.Роджерс, Г.В.Олпорт и др.), идеи психоанализа (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм и др.), идеи бихевиоризма (Э.Торндайк, Джон

Б.Уотсон и др.), идеи духовного взаимодействия личности и

окружающего мира человека (Б.С.Братусь, В.И.Слободчиков и др.), акмеологический подход (Б.Г.Ананьев, А.А.Деркач,

В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, О.В.Москаленко, и др.), системный

подход (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и др.), положения

деятельностной теории личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,

ч А.В.Брушлинский и др.), теории общения и отношений

(Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев,

В.Н.Мясищев и др.), теории развития личности (А.Г.Асмолов,

Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

Выбор комплекса методов исследования определяется

целями и задачами диссертации. Применялись следующие методы:

1)Обзорно-аналитический метод, позволяющий изучить и

проанализировать по библиографическим источникам состояние

исследований по данной проблеме в отечественной и мировой

науке.

2)Психодиагностический метод, с помощью которого У; происходит фиксация и описание данных тестирования

нравственного развития старшеклассников.

3) Метод «поперечных срезов», предполагающий одновременное тестирование учащихся разных возрастов.

4) Экспериментальный метод, направленный на проверку наших научных гипотез, на выявление причин изучаемых явлений и оценку следствия действия этих причин: констатирующий и формирующий эксперименты, помогающие прослеживать изменения в структуре нравственного развития учащихся в процессе естественного и активного развивающего воздействия.

5) Метод многомерного статистического анализа

экспериментальных данных, позволяющий обобщить, привести в

систему количественные показатели, полученные в ходе эксперимента, и выявить скрытые в них закономерности.

Научная новизна исследования состоит:

- в раскрытии психологической сущности нравственности применительно к объекту исследования;

- в выявлении отличий и сходства «психологической» и «философской» нравственности;

в создании и обосновании кватро-структуры нравственности и системы психологических условий нравственного развития личности;

- в интерпретации и модификации стадий нравственного развития, предложенных Л.Колбергом в своей концепции нравственного развития личности;

- в авторском определении понятия «нравственность». Теоретическая значимость исследования заключается:

- в раскрытии психологических условий, определяющих развитие нравственности;

- в разработке положения об условности представлений об истинности и неистинности нравственности, нравственного поведения;

в исследовании динамики представлений о нравственности на сознательном и бессознательном уровнях психики человека;

в обосновании мотивации, обусловленной

долженствованием, как мотивации, обусловленной хотением. Практическая значимость исследования:

- определена совокупность психодиагностических методов тестирования нравственного развития старшеклассников, позволяющая глубоко и дифференцированно изучать структуру

нравственности как отдельного тестируемого, так и групп учащихся;

- разработаны методические рекомендации педагогическим работникам и практикующим психологам, направленные на организацию духовно-нравственного воспитания и развития личности старшеклассника;

- результаты исследования дают возможность не только психологически изучать процесс развития нравственности старшеклассников, но и осуществлять коррекцию;

материалы исследования были использованы на семинарских и лекционных занятиях в рамках курса «Психология и педагогика».

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими

позициями; интеграцией различных подходов к решению поставленной проблемы; структурой, содержательной

целостностью и логической последовательностью изложения материала; применением комплекса методов и средств исследования; сочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследования; аргументированностью теоретических положений и логических выводов работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и выводы исследования освещались в научных докладах и сообщениях на XXXII и XXXIII научно-технических конференциях Северо-Кавказского

государственного технического университета (Ставрополь, 2003, 2004), на VII региональной научно-технической конференции

Северо-Кавказского государственного технического университета (Ставрополь, 2003), на Всероссийской научной конференции «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения» (Карачаевск, 2004), на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета. Положения, выносимые на защиту.

1. Нравственность как психологический феномен является важным условием регуляции поведения личности для полноценного и гармоничного сосуществования человека и человека, человека и общества, социума и социума.

2. Нравственность как психологический феномен не может характеризоваться с позиций истинности-неистинности.

3. Нравственность имеет чёткую кватро-структуру, включающую в себя следующие проявления нравственности: 1) нравственность как качество; 2) нравственность как правила поведения; 3) нравственность как номинация; 4) нравственность как оценка.

4. Основными психологическими условиями качественного нравственного развития старшеклассников являются: сознательное признание необходимости существования авторитета, в его как единичных, так и комплексных проявлениях; умеренная тревожность как психологическая характеристика состояния человека, обеспечивающая личности грамотную оценку каждой конкретной ситуации, в которой он бывает задействован; самостоятельность как качество, необходимое для качественного и полноценного развития своего Я; разумность как качество, сочетающее в себе информированность

и умение правильно анализировать информацию и способствующее безопасному существованию личности.

Организация и этапы исследования. Базу проведения •N#4 исследования составили кафедра педагогики и психологии

высшей школы Северо-Кавказского государственного

технического университета, лицей-интернат для одарённых детей Ставропольского края при Северо-Кавказском государственном техническом университете, средняя общеобразовательная школа №23 города Ставрополя. Исследование проводилось в течение 2002-2005 гг.

Первый этап (2002-2003) включил в себя изучение философской, педагогической, психологической, научно- методической литературы по теме исследования. Разрабатывались рабочая гипотеза, цель, задачи, методика исследования. V; Проводились анализ и оценка современного состояния проблемы,

степени её разработанности.

Второй этап (2003-2004) был посвящен выделению основных направлений исследования, уточнялись теоретические положения и ключевые понятия, составляющие основу исследования. Проводились опытно-экспериментальные работы, направленные на проверку гипотез исследования.

Третий этап (2004-2005) использовался для анализа и уточнения данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, для обобщения результатов исследования,

• , формулирования заключительных выводов и методических

а, -- рекомендаций. На данном этапе оформлялась диссертационная

работа в целом.

Число респондентов, участвовавших в практической части исследования, 128 человек.

Стрзгктура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Психологические составляющие философских исследований нравственности

Проблема нравственности во всём многообразии её аспектов является одной из наиболее сложных в психологической науке. При анализе логики её развития в исторической ретроспективе, прослеживается многообразие взглядов, позиций и концепций. Кроме того, исторический анализ позволяет нам проникнуть в лабораторию научно-философского исследовательского поиска учёных - искателей истины нравственности, - и оказаться сопричастными их идеям и замыслам. Это даёт колоссальный эмоциональный и информационный материал и помогает, на наш взгляд, более продуктивно решать актуальные проблемы нравственного развития личности. Изучение данного феномена способно, на наш взгляд, дать возможность понять процесс формирования и развития нравственности в психике человека. Благодаря этому, мы сможем более качественно объяснять причины того или иного поведения, т.к., согласно научным взглядам Е.П.Ильина, нравственность является одним из мотиваторов, влияющим на формирование поведения [68, С.86]. Понимание причин, в свою очередь, поможет нам определить эффективные способы коррекции поведения в нравственное русло, а также выявить психологические условия нравственного развития личности.

Анализ научной литературы показывает тот факт, что нравственность, в подавляющем большинстве случаев рассматривается исследователями не как психологический феномен, а как феномен философский. Однако мы убеждены, что нравственность можно рассматривать и с психологических позиций, поскольку наша уверенность укрепляется, в том числе, тем фактом, что психология возникла на почве философии. Следовательно, даже та информация о нравственности, которую мы берём из философии в тот временной период, когда психологии как науки не существовало, может оказаться в большей степени психологически значимой, нежели философски. Данное утверждение мы оправдываем презумпцией исключения монистичности у философских идей: философские идеи могут быть полезны не только для философии, но и для других наук. Наличие в философии идей, полезных для психологии, объясняется как тем, что вопросы, изучаемые психологией, ранее, до возникновения психологической науки, рассматривались философами, так и тем, что отличительным свойством философии является её всеохватность, всесторонность, т.е. даже после появления такой науки, как психология, философия продолжила собственные исследования психологических проблем. Кроме того, нравственность является одним из тех институтов, которые подчёркивают тесную связь философии, этики и психологии. И философия, и этика, и, тем более, психология имеют то общее, что подтверждает эту связь, а именно обращение к психике человека. Мы утверждаем, что нравственность, несмотря на свою способность, благодаря философии и этике, существовать вне некоторого отдельного человека (нравственность есть то, что должно быть и как должно быть), всё-таки, оказываясь в сфере интересов данного человека, оказывает формирующее влияние на психологический анализ своего поведения и поведения окружающих. Более того, нам близка позиция психолога К.Р.Роджерса, который подчёркивает: «В наши дни большинство психологов считают себя оскорблёнными, если их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту реакцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю» [127, С. 211]. В силу сказанного, прежде чем рассматривать нравственность как психологический феномен, мы обратимся к философии и этике, где проблема нравственности имеет давнюю историю, что предполагает достаточную проработку данной проблемы.

Как верно отмечено у О.Г.Дробницкого, «о всяком изучаемом предмете можно высказывать суждения двоякого рода - говорить о том, каков он и что это такое. В первом случае мы имеем дело с описанием или теорией предмета, с конкретно-содержательным знанием о нём, во втором - с его определением» [55, С. 11]. В силу того, что психология не даёт нам определения нравственности, нам нужно научное определение данной категории, которое даёт этика, от которого мы могли бы отталкиваться в нашем исследовании. Также нам интересна и теория нравственности, а именно, как возникает и развивается нравственность в истории общества. Т.е. мы считаем необходимым, рассмотреть тот путь, который привёл к существующему определению нравственности, и самостоятельно убедиться в правильности конечного результата (определения нравственности).

Общепризнанным является тот факт, что основная трудность в развитии исследований нравственности связана именно с определением того, что есть нравственность. На сегодняшний день нет однозначного и общепринятого определения нравственности. Для нашего исследования важным является определение нравственности, предлагаемое нам «Толковым словарём русского языка»: нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [106, С. 414]. Рассмотрим ключевые слова. В указанном словаре находим следующие толкования значений: «внутренний» - «составляющий содержание, раскрывающий глубину, сущность, душу чего-нибудь» [106, С.85]; «духовный» - «1. См. дух [ 1 ] 2. Относящийся к религии, церкви» [106, С. 179]; «дух» - [ 1 ]: «сознание, мышление, психические способности» [106, С. 178]; «душа» - «внутренний, психический мир человека, его сознание» [106, С. 179]. Исходя из приведённых определений, мы делаем вывод, что внутренние, духовные качества человека - это качества, обусловленные его убеждениями, отражающими его сущность, которые, в том числе, могут быть основаны на религии. Как видим, используемый нами толковый словарь русского языка в данном случае оставляет для нравственности в её традиционном философско-этическом понимании шанс только в религии, поскольку, если допустить, что человек отторгает религию, то, в соответствии с рассматриваемым словарём, даже преступное его поведение будет нравственным, так как основано на его сущностных, сознательных убеждениях.

Психологические условия развития нравственности личности

Нравственное развитие личности является диалектическим процессом сложных и противоречивых изменений, поскольку многообразны и многогранны условия и факторы этого развития. Опираясь на исследования в области философии, этики и психологии, посвященные проблеме нравственности, мы поставили перед собой цель выявить психологические условия развития нравственности. Такая цель оправдана тем, что её достижение позволит нам, используя выявленные условия, оказывать воздействие на нравственное развитие личности. При этом мы понимаем, что, прежде чем изучать указанное воздействие, нам необходимо определить первоначальное, до воздействия, состояние нравственного развития личности. Для решения этой проблемы мы будем использовать методы исследования, которых придерживался Л.Колберг. В свою очередь, имея определённые представления о способах выявления «первоначального» уровня нравственного развития личности, возникает необходимость поиска психологических условий нравственного развития личности.

Выше мы указывали на то, что нравственное развитие личности связано с направленностью личности, т.е., главным образом, с интересами и склонностями человека. Исследования показывают, что интересы и склонности в большинстве случаев совпадают и развиваются вместе. Это положение имеет большое значение для учителя.

Безусловно, что подлинное педагогическое мастерство требует целенаправленного формирования каждой личности. Сказанное относится и к нравственному развитию. Историографический анализ отечественной и зарубежной литературы, а также анализ диссертационных исследований последних лет показал, что ни школьная, ни вузовская практика не располагает на сегодняшний момент универсальной современной системой психологических условий нравственного развития личности. Данный факт в достаточной мере затрудняет практическую деятельность школьного психолога.

Анализ источников, посвященных в той или иной степени вопросу морали, позволил нам выделить психологические условия, которые, на наш взгляд, влияют на нравственное развитие личности. При этом нужно отметить, что данные условия ранее не всегда рассматривались исследователями именно как условия. Иногда условия выступали в качестве критериев «истинной нравственности», иногда как факт психической природы человека. Таким образом, из анализа представленных исследований мы можем отнести к психологическим условиям следующие:

- сострадание;

- поведение, вызванное внешним воздействием («поступай как должно»);

- сильный дух индивида;

- защита слабого;

- ненарушение безопасности другого;

- авторитет воспитателя;

- характер человека;

- осознание человеком своей злой сущности;

- механическое повторение нравственных поведенческих актов, вырабатывающее привычку вести себя нравственно;

- формирование значимости нравственного поведения для человека;

- самостоятельность человека в принятии того или иного решения.

Сразу отметим, что такие условия, как «характер человека» и «сильный дух индивида», следует, на наш взгляд, рассматривать как одно условие. При этом не надо ошибочно полагать, что мягкость характера всегда характеризует слабую духом личность. Такая взаимосвязь прослеживается не всегда.

Остановимся на детальной характеристике обозначенных условий. Подойдём к решению задачи критически. Для нас не считается очевидным тот факт, что указанные условия являются единственными, способными повлиять на развитие морали у индивида. Также для нас не очевидно, что эти условия влияют на нравственное развитие только в позитивном смысле. Начнём мы с того, что вызывает у нас меньше всего сомнений. Дело касается такого условия, как авторитет воспитателей. Согласно психоанализу, свою «подпитку» нравственность берёт в психике человека из области его «Сверх-Я». Т.е. из области блока памяти, состоящем по большей части из информации, исходившей и(или) исходящей от авторитетных для данного конкретного индивида источников. Этими источниками, на наш взгляд, могут являться не только, что называется, одушевлённые предметы, но и неодушевлённые, в силу того, что авторитетным для человека могут являться, скажем, не только наставления родителей, старших друзей, учителей и т.д., но и, к примеру, улица, окружающий мир, лишённый периодического присутствия указанных авторитетных людей и им соответствующих. Улица может познакомить человека с ситуациями, в которых он будет сталкиваться, пускай, и не с теми людьми, к мнению которых данный индивид стремится прислушаться, но эти люди способны создать неблагоприятные условия для спокойного состояния психики этого человека. В результате для человека будет авторитетным самостоятельный вывод о том, что с этими людьми ему нужно быть начеку и по возможности, укоротить временной период совместного с ними взаимодействия. Ведь что может в подобном случае предложить человеку его «Оно»? Вполне вероятна ситуация, когда рассматриваемые «неблагоприятные» личности могут предложить «нашему» индивиду определённые источники удовольствия. В таком случае именно «мнение» «Сверх-Я» может оказаться авторитетным для человека, и он имеет шанс прислушаться не к своему «Оно», а к своему «Супер-Эго». Таким образом, мы видим, что область «Сверх-Я» является для человека источником авторитетного мнения. Мы можем предположить, что указанная область получает развитие за счёт накопления авторитетных для индивида источников. Параллельно с развитием «Сверх-Я» происходит развитие нравственности человека. Т.е. резонно предположить, что развитие нравственности личности происходит в процессе его воспитания авторитетными для него личностями. При этом мы подчеркнём, что нравственность эта всегда будет носить психологический характер, но не всегда философский. Поясним. Дело в том, что авторитетные лица могут воспитывать определённую личность в том числе и аморально с философской точки зрения. Однако психологическая структура нравственности будет при этом сохраняться: «нравственность есть осознанное использование индивидом правил поведения, обусловленных нравами другого индивида или группы лиц в данном промежутке пространства и времени, которое формирует и развивает у него представления о данных правилах поведения». И не важно, что эти правила поведения будут носить аморальный с философской точки зрения характер. Возможно, эта философская позиция будет заблуждением. Хотя, может и не будет.

Диагностика уровней нравственного развития старшеклассников

Одной из основных задач нашего исследования является разработка методических принципов и подходов, подбор и модификация конкретных тестов для оперативной диагностики нравственного развития старшеклассников.

Логика проектирования нашего исследования опиралась на теоретические положения организации психологических исследований, изложенные в работах по методологии психологических исследований (Р.Готтсданкер, В.А.Ганзен, В.Д.Балин, В.Н.Дружинин, Л.В.Куликов и др.).

В процессе исследования мы столкнулись с тем фактом, что ни школьная, ни вузовская практика не располагают какими-либо способами психодиагностики нравственного развития учащихся. Психологи на данном этапе нуждаются в как можно большем количестве удобного и приемлемого для практической деятельности психодиагностического инструментария. В этой связи нельзя не учитывать ряд современных тенденций, характерных для нашего общества.

1. Резко увеличился спрос на методическую литературу и психодиагностический инструментарий, который необходим для применения, обработки и интерпретации полученных результатов. Особым спросом стала пользоваться литература с подробным описанием тестовых материалов и ключей для обработки.

2. В то же время имеется большое количество пособий и сборников, содержащих диагностический материал сомнительного характера [93, С. 133-137].

3. Безусловен вред от использования искажённых тестовых материалов и возможных ошибок при проведении психодиагностических исследований, который может пагубно повлиять на судьбу человека.

Поэтому вполне очевидна необходимость использования надёжного психодиагностического инструментария, соответствующего нормам профессиональной этики [103]. Кроме того, логично выглядит стремление разработать в законодательном порядке разумную нормативную базу [93, С. 133-137].

Основываясь на данных, полученных в ходе теоретического анализа психологической литературы в области методологии, (А; выделим и сформулируем ряд психодиагностических принципов, которыми мы руководствовались в нашем исследовании:

1. Принцип политестовой диагностики, предполагающий комплексную диагностику функциональных и операционных компонентов познавательных способностей в их взаимосвязи.

2. Принцип научной эффективности экспериментальных данных, предполагающий их надёжность и валидность.

3. Принцип позитивно стимулирующей направленности, побуждающий к работе над совершенствованием своей деятельности.

4. Принцип коррекционности, предполагающий организацию формирующей и коррекционно-развивающей работы по результатам тестирования. При выборе методик, способных помочь в исследовании нравственного развития старшеклассников, мы столкнулись с недостаточным количеством подходящего материала. Это произошло в силу уже указанного факта: психологическое исследование нравственности проводилось лишь одним учёным -Л.Колбергом. Находясь в такой ситуации, мы предприняли следующие шаги: взяли методику учёного, интерпретировали и модифицировали её, плюс использовали психологическое тестирование, опросы, беседы, наблюдения в интересующих нас психологических целях.

Л.Колберг выделил шесть стадий, включенных в три уровня нравственного развития ребёнка.

Уровень 1. Преконвенциональная нравственность.

Стадия 1. Послушание и ориентация на наказание. Данная стадия Колберга подобна первой стадии нравственного мышления у Пиаже. Ребёнок полагает, что некие властные фигуры устанавливают фиксированный набор правил, которым он должен безусловно подчиняться.

Стадия 2. Индивидуализм и обмен. На этой стадии дети осознают, что не существует какого-то одного правильного взгляда, который исходит от властных фигур. Различные индивидуумы имеют разные точки зрения.

«Дети на стадии 1 и 2 говорят о наказании. Однако они воспринимают его по-разному. На стадии 1 наказание связано в уме ребёнка со злом; наказание «доказывает», что непослушание порочно. Напротив, на стадии 2 наказание - это всего лишь опасность, которой человек естественным образом хочет избежать. Хотя на стадии 2 дети иногда кажутся аморальными, у них всё-таки есть определенное представление о правильном поступке. Это понятие справедливого обмена или честной сделки, за которым стоит философия взаимных одолжений - услуга за услугу» [81, С. 199].

Уровень 2. Конвенциональная нравственность.

Стадия 3. Хорошие межличностные отношения. На этой стадии дети - которые теперь, как правило, достигают подросткового возраста - рассматривают нравственность как нечто большее, чем обычные сделки. Они полагают, что люди должны жить в соответствии с ожиданиями семьи и общества и соблюдать хорошие манеры.

Стадия 4. Сохранение социального порядка. Рассуждения, присущие стадии 3, срабатывают лучше всего в отноіпениях между двумя людьми, участниками которых являются члены семьи или близкие друзья и в которых один человек может предпринять реальные усилия, чтобы понять чувства и потребности другого и попытаться помочь. На стадии 4, напротив, респондент начинает больше беспокоиться об обществе в целом. Теперь упор делается на подчинении законам, уважении власти и выполнении своих обязанностей, с тем чтобы сохранялся социальный порядок. «Поскольку на стадии 4 испытуемые принимают нравственные решения с точки зрения общества в целом, они рассуждают как вполне зрелые члены социума» [81, С. 201].

Уровень 3. Постконвенциональная нравственность.

Стадия 5. Социальный контракт и индивидуальные права. На стадии 4 люди хотят, чтобы общество продолжало функционировать. Но исправно функционирующее общество - не обязательно хорошее общество. Тоталитарное общество может быть хорошо организовано, но едва ли оно является идеалом нравственности. На стадии 5 люди начинают задавать вопрос, что делает общество хоропіим? Они начинают размышлять об обществе с теоретических позиций, отстраняясь от собственного общества и рассматривая права и ценности, которое обязано поддерживать любое общество. После чего они оценивают существующие общества с точки зрения этих предварительных соображений. «Говорят, что они придерживаются «предобщественной» точки зрения» [81, С. 201].

На стадии 5 респонденты в основном полагают, что хорошее общество молено лучше всего представить в виде социального контракта, который люди свободно заключают, чтобы трудиться на всеобщее благо. Они осознают, что различные социальные группы внутри общества имеют разные ценности, но считают, что все разумные люди согласятся по двум пунктам. Во-первых, все они нуждаются в том, чтобы были защищены определённые базовые права, такие, как право на свободу и жизнь. Во-вторых, им нужны некоторые демократические процедуры для изменения несправедливых законов и улучшения общества.

Похожие диссертации на Психологические условия нравственного развития старшеклассников