Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов Калмыкова Елена Михайловна

Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов
<
Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калмыкова Елена Михайловна. Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Калмыкова Елена Михайловна; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ин-т].- Улан-Удэ, 2008.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-19/341

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема самоактуализации личности и ее этнической идентичности в современной психологической литературе 13

1.1. Концепция самоактуализирующейся личности в зарубежной и отечественной гуманистической психологии 13

1.1.1. Проблема самоактуализации личности в зарубежной психологии 15

1.1.2. Отечественная гуманистическая психология и теория самоактуализации личности 35

1.2. Самоактуализация личности и проблема этнического самосознания 47

1.3. Самоактуализация личности современного студента 61

Выводы по первой главе 73

Глава 2. Организация и методический инструментарий исследования самоактуализации личности и ее этнической идентичности 76

2.1. Организация сбора эмпирических данных 76

2.2. Методическое обеспечение исследования 80

Выводы по второй главе 94

Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей самоактуализации личности и ее этнической идентичности 96

3.1. Этнопсихологическая характеристика самоактуализации личности студентов различных этносоциальных групп 96

3.2. Взаимосвязь самоактуализации личности и ее этнической идентичности 115

3.3. Взаимосвязь особенностей направленности и самоактуализации личности студентов различных этносоциальных групп 143

3.4. Роль этнопсихологического тренинга в развитии самоактуализации личности студентов 154

Выводы по третьей главе 181

Заключение 183

Библиографический список 189

Приложения 207

Введение к работе

Современное общество предъявляет повышенные требования к уровню развития личности и, прежде всего, к уровню ее самосознания. В настоящее время существует множество критериев, оценивающих уровень развития личности. Например, социальная продуктивность, эмоциональная зрелость, творческие способности и т.д. Все эти критерии являются парциальными, относятся к какой-либо одной стороне личности и не дают возможности оценить ее гармоничность, личность как целостность.

В рамках гуманистической психологии родилась теория самоактуализирующейся личности, основоположником которой является Абрахам Маслоу. Он определяет самоактуализацию как «стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций». Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать. Но не всегда удается актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Этому могут мешать какие-то внешние, а также внутренние факторы, являющиеся своеобразным тормозом личностного роста человека.

Актуальность темы обусловлена особой значимостью вопросов самоактуализации в условиях современного неустойчивого полиинформационного мира. Специалисты отмечают, что характерной чертой современного человека является его относительная социальная и психологическая дезадаптация, связанная с быстрым темпом изменений, происходящих в обществе, и переоценкой системы ценностей, идеалов и мировоззрения. Специфика мирового развития в настоящее время находит своеобразное выражение, с одной стороны, в процессах глобализации на нашей планете, а, с другой, – в сложных проявлениях этнокультурной дифференциации–интеграции этносов, сопровождаемых ростом национального самосознания. Одним из оснований актуальности данной проблемы является потребность многих психологов и консультантов во всестороннем измерении ценностей и некоторых особенностей поведения человека, имеющих наибольшее значение для его роста и становления как личности.

Самоактуализация определяется как стремление, процесс реализации и результат личностных возможностей человека, наиболее полное и позитивное использование им своего потенциала, процесс полноценного развития, саморазвития, самопознания, самосовершенствования, сбалансированное и гармоничное развитие всех аспектов личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Шостром, Д.А. Леонтьев, Н.И. Полубабкина и др.).

Следующий момент, обусловливающий актуальность нашего диссертационного исследования, заключается в спорах по поводу роли этничности в развитии личности. Одни считают, что в условиях глобализации этническая идентичность теряет свою роль в индивидуальной судьбе человека. Другие, напротив, отмечают, что унификация современного общества и личности только усугубляет проблемы психического и духовного развития. Отмечая возрастание роли этнических факторов в жизни как общества в целом, так и отдельной личности, логичным является предположение о значимой роли этничности в развитии личности.

Формирование личности связано с социальными ценностями и любые элементы образа «Я» формируются под влиянием непосредственного этнокультурного окружения, того этнического пространства, в котором личность развивается. Игнорирование этнической составляющей в структуре личности обусловливает нивелирование этнических традиций, ценностей, что упрощает понимание сущности человека.

Между тем, в проведенных зарубежными и отечественными психологами исследованиях самоактуализации личности вопросу о влиянии на ее становление этнических особенностей не было уделено достаточного внимания. В современных условиях высшая школа сегодня является важнейшим социальным институтом, влияющим на социализацию личности как активного субъекта общественного производства и носителя общественных ценностей. Перед современным студентом стоит проблема профессионального самоопределения как процесса его интеграции в социально-профессиональную структуру общества. Этот процесс реализуется на личностном уровне. Выбор профессии связан с выбором того или иного вуза, специальности, с перспективами самоактуализации не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах: общественной деятельности, семейной жизни, собственных увлечений.

В данном исследовании разрабатывался подход к проблеме развития самоактуализации личности студента через активизацию процесса этнической идентичности и развитие личностной толерантности средствами психотренинга. Этнопсихологический тренинг, как активный метод обучения толерантности, является важной составляющей психолого-педагогической программы этнического воспитания молодежи. Программа этнопсихологического тренинга со студентами направлена на осознание этнической обусловленности поведения и общения человека, преодоление этнической предубежденности и этноцентризма, что в итоге должно способствовать воспитанию личностной толерантности и развитию самоактуализации личности.

Для продвижения в указанной проблематике существенное значение имеет изучение особенностей самоактуализации личности студентов в различных этнических группах. Полученные здесь результаты позволят сделать более целенаправленной воспитательную работу как в этнически однородных, так и в полиэтнических коллективах.

Цель исследования – теоретическое и экспериментальное изучение этнопсихологических особенностей самоактуализации личности и выявление психологических условий для ее развития у студентов.

Объект исследования – самоактуализация личности студентов.

Предмет исследования – этнопсихологические особенности самоактуализации личности и возможности ее развития у студентов.

Гипотезы исследования:

  1. Этнопсихологические различия могут выражаться как в качественной специфике отдельных параметров самоактуализации личности, так и в их доминировании у студентов различных этносоциальных групп.

  2. Существует взаимосвязь между особенностями самоактуализации личности и проявлениями ее этнической идентичности.

  3. Этнопсихологический тренинг является эффективным средством развития самоактуализации личности студентов.

В соответствии с целью диссертационного исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению проблемы самоактуализации личности и ее этнической идентичности.

  2. Дать этнопсихологическую характеристику самоактуализации личности студентов.

  3. Определить взаимосвязь особенностей самоактуализации личности и типов ее этнической идентичности у студентов различных этносоциальных групп.

  4. Проанализировать связи между показателями самоактуализации личности и особенностями направленности личности студентов.

  5. Выявить возможности использования программы этнопсихологического тренинга, направленного на развитие самоактуализации личности.

Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип системного подхода к изучению личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев и др.); гуманистические теории самоактуализации в зарубежной отечественной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Б.Г. Ананьев, Н.И. Полубабкина и др.), а также теоретические положения, связанные с формированием этнического самосознания и определением этнической идентичности (В.Ф. Сафин, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.).

Методы исследования. Решение исследовательских задач достигалось посредством применения ряда общенаучных методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, беседа, эксперимент. Для диагностики особенностей самоактуализации личности и ее этнической идентичности использовались следующие психодиагностические методики: «Опросник личностной ориентации» Э. Шостром, методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, методика экспресс-диагностики направленности личности (МЭДНЛ) (модификация методики В. Смекалы и М. Кучеры на выявление личностной направленности) и диагностический тест отношений (ДТО) Г.У. Кцоевой.

Организация и база исследования. Психологическое исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2004-2005 гг.) была определена методологическая основа исследования, выбрана тема работы, осуществлен теоретический обзор литературы по изучаемой проблеме. Была установлена база проведения исследования: Бурятский государственный университет (БГУ), Агинский филиал БГУ, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова (БГСХА), Агинский филиал БГСХА, Агинская буддийская академия, буддийский университет «Даши-Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева, Байкальский филиал Гуманитарного института (г. Москва). В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов вышеназванных учебных заведений в возрасте 18-25 лет в количестве 324 человек.

На втором этапе (2005-2006 гг.) был осуществлен сбор данных констатирующего эксперимента с помощью вышеуказанных методик и тестов. Полученный материал был систематизирован и подвергнут количественному анализу.

На заключительном, третьем, этапе (2006-2007 гг.) исследовалась взаимосвязь уровней самоактуализации личности и типов этнической идентичности. Степень достоверности выявленных тенденций устанавливалась с помощью процедур статистического анализа.

На данном этапе был проведен формирующий эксперимент, в котором приняли участие 3 тренинговые группы по 12 человек. Данное исследование было направлено на выявление роли этнопсихологического тренинга, способствующего развитию толерантного отношения к своей и другим этническим группам, и, в свою очередь, влияющего на повышение уровня самоактуализации личности. Исследовались уровни и особенности самоактуализации, этнического самосознания и личностной толерантности до и после проведения тренинговой сессии.

По окончании исследования были сформулированы выводы, разработаны предложения и рекомендации по практическому применению выводов при решении конкретных задач.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что с концептуальных позиций исследован феномен самоактуализации личности студента как структурного образования. В диссертации впервые рассмотрены особенности самоактуализации личности студентов в аспекте этнопсихологии. Выявлены характеристики основных параметров самоактуализации личности студентов различных этносоциальных групп.

Экспериментально доказаны различия в корреляционных связях между различными параметрами самоактуализации личности и типами ее этнической идентичности, которые составляют этнопсихологическую специфику в строении и структуре данного качества у студентов русской и бурятской национальности. Так, более высоким показателям самоактуализации личности соответствуют менее выраженные гиперидентичные проявления этнической идентичности и, наоборот, низким показателям самоактуализации личности соответствуют более выраженные проявления гиперидентичности.

Установлена положительная и отрицательная связь между параметрами самоактуализации личности и типами ее этнической идентичности; при этом место этнической идентичности в структуре самоактуализации личности студентов изменяется в зависимости от среды, в которой обучаются студенты. Выявлено, что в этнически однородной образовательной среде этническая идентичность в большей мере обусловливает проявления самоактуализации личности. Для полиэтнической образовательной среды характерна менее выраженная связь между этнической идентичностью и проявлениями самоактуализации личности.

Экспериментально доказана возможность развития самоактуализации личности студента в ходе специально разработанного этнопсихологического тренинга.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при составлении программ психологического сопровождения личности, а также при разработке воспитательных программ, направленных на развитие самоактуализации личности студентов. Предложенные методические средства позволяют выявить особенности самоактуализации личности и психологические условия ее развития у студентов.

Полученные данные могут быть использованы при подготовке специальных курсов по этнопсихологии и психологии личности.

По результатам проведенного опытно-экспериментального исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и специалистов, занимающихся воспитательной работой в вузе.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Самоактуализация как системное качество личности имеет свою этнопсихологическую специфику у студентов, принадлежащих к различным этносоциальным группам.

  2. Этнопсихологические особенности самоактуализации личности проявляются, с одной стороны, в степени выраженности ее показателей в различных этносоциальных группах, с другой – в характере их доминирования в целостной структуре данного качества.

  3. Существует специфика связей между показателями самоактуализации личности и типами ее этнической идентичности: более высоким показателям самоактуализации личности соответствуют менее выраженные гиперидентичные проявления этнической идентичности и, наоборот, низким показателям самоактуализации соответствуют ярко выраженные проявления гиперидентичности.

  4. Этнопсихологический тренинг, направленный на повышение личностной толерантности, является эффективным средством развития самоактуализации личности в студенческом возрасте.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (2004–2007 гг.); были отражены в публикациях и докладах на следующих научно-практических конференциях: 1) VII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», г. Томск (апрель 2003 г.); 2) II Международной научной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе», г. Балашов (сентябрь 2005 г.); 3) Байкальской международной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения П.Р. Атутова «Образование и глобализация», г. Улан-Удэ (июнь 2006 г.); 4) Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», г. Москва, МГППУ (март 2007г.); а также на научно-практических конференциях Новосибирска, Пензы и Улан-Удэ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 227 наименований и приложений.

Проблема самоактуализации личности в зарубежной психологии

Психологические проблемы самоактуализирующейся личности рассматриваются в концепциях Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Особое место в разработке теории самоактуализирующейся личности принадлежит А. Маслоу. Самоактуализирующейся личностью А. Маслоу [100] называет такую личность, которая более совершенна, более полно функционирует и живет более насыщенной жизнью по сравнению со средней личностью. Такая личность развивает свои уникальные способности и потенциальные возможности, она свободна от самоограничений и эмоциональной неуравновешенности. Внешне ее поведение характеризуется непосредственностью, спонтанностью, легкостью, демократизмом, доброжелательностью. В иерархии мотивов, согласно А. Маслоу, мотив самоактуализации занимает высшее положение.

Более подробно его концепция самоактуализирующейся личности изложена в книге «Новые рубежи человеческой природы» [102], где наряду с понятием «самоактуализация» А. Маслоу использует понятие-сплав «полная человечность». Под понятием-сплавом он имеет в виду сплав фактов и ценностей. По его мнению, введение этого понятия поможет продвинуться от интуитивного эвристически начального этапа ко все большей определенности, надежности, внешней валидизации, что, в свою очередь, должно повысить научную и теоретическую ценность, полезность данного понятия. Он считает, что понятию человечности в исследовательских целях может быть придана количественная характеристика, позволяющая исследователю теоретически уяснить, что понятие может быть дескриптивным и количественным — и одновременно нормативным. Иными словами, можно сказать, что этот человек ближе к полной человечности, чем тот. Или даже мы можем сказать, что этот человек более человечен, чем тот. Рассматриваемое понятие - действительно объективно-описательное, поскольку оно не связано с нашими желаниями и вкусами, нашей личностью и нашими неврозами; наши неосознаваемые стремления, или страхи, или тревоги, или надежды гораздо легче исключить из понятия полной человечности, чем из понятия психологического здоровья. А. Маслоу утверждает, что слова-сплавы в научном отношении обладают преимуществом по сравнению со словами более близкими к чистой нормативности и, вместе с тем, позволяют избежать еще худшей ловушки -веры в то, что наука должна быть обязательно свободной от ценностей и ненормативной, то есть - не человеческой. Понятия-сплавы и слова-сплавы позволяют нам участвовать в нормальном движении науки и знания вообще от его феноменологических и опытных предпосылок к большей надежности, валидности, уверенности, точности, к большей вовлеченности других людей и согласию с ними [102].

Абрахам Маслоу считает понятие «степень человечности» более полезным, чем такие как «социальная компетентность», «человеческая эффективность» и т.п. Прежде всего, последние понятия слишком внепсихологичны и не учитывают в достаточной - мере качество сознания, внутрипсихологические или субъективные способности, такие, например, как способность наслаждаться музыкой, размышлять и созерцать, смаковать; ароматы, слышать свои «внутренние голоса» и т.п. Между тем, ладить со своим внутренним миром не менее важно, чем быть компетентным в сфере окружающей действительности и социальных отношений. Еще важнее, с точки зрения теоретической интеллигентности и исследовательской стратегии, то, что эти понятия менее объективны и в меньшей степени поддаются количественной характеристике, чем перечень свойств, образующих понятие человечности.

Согласно А. Маслоу, понятие «полная человечность» - это «психологическое здоровье». Следствием этого является замена или параллельное употребление понятия «снижение человечности» вместо «невроза» [102]. Последний термин полностью устарел. Невроз принято рассматривать ныне в определенном аспекте — как некоторое поддающееся описанию патологическое состояние, существующее в настоящее время как вид заболевания или нездоровья. Но его также рассматривают диалектическим образом - одновременно и как некоторый вид движения вперед, к здоровью и полной человечности, однако движения неуклюжего, робкого, осуществленного ощупью, под эгидой страха, а не мужества - но при этом охватывающего будущее так же, как и настоящее. Ключевым понятием является потеря или недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей, при этом уместно говорить о степени и количестве. Кроме того, понятие «снижение человечности» в большей мере допускает возможность внешнего наблюдения через поведенческие проявления, то есть его легче исследовать, чем, например, тревогу, навязчивость или вытеснение. Удается поместить в единый континуум все традиционные психиатрические понятия, все отклонения и торможения, имеющие своими источниками нищету, эксплуатацию, угнетение, низкий уровень образования, порабощение и т.п. и вместе с ними - более новые ценностные патологии, экзистенциональные и характерологические расстройства, возникающие у людей из экономически привилегированных слоев. Сюда же укладываются и «снижения человечности», вызванные наркоманией, психопатией, авторитаризмом, преступностью и другими явлениями. Их нельзя назвать «болезнями» в таком же медицинском смысле, как, например, опухоль мозга.

Это радикальный отход от медицинской модели - отход, которого давно ожидали. Строго говоря, как отмечает А. Маслоу, термин «невроз» означает болезнь нервов. Это реликт, без которого мы вполне можем обойтись сегодня. Использование термина «психическое здоровье» ставит невроз в один ряд с язвами, травмами, вирусными инфекциями, переломами костей и опухолями. Но к настоящему времени люди убедились в том, что правильнее связывать невроз с духовными расстройствами — сомнениями по поводу целей и смысла жизни, сожалением или гневом по утраченной любви; потерей мужества или надежды, отчаянием перед лицом будущего, ощущением того, что жизнь прожита напрасно или что нет шансов на радость и любовь, и т. п. Все это - падения с высоты полной человечности, полного воплощения человеческой природы. Это утрата человеческих возможностей - тех, которые могли бы быть и которые, возможно, еще сохранились.

А. Маслоу полагает, что помочь индивиду придти к полной человечности можно только через осознание им своей идентичности. Очень важная часть этого - знание того, чем этот индивид является: биологически, с точки зрения темперамента, конституционально, как представитель вида. Знание его способностей, желаний, потребностей, а также того, для чего он пригоден, его, можно сказать призвания или судьбы также являются неотъемлемыми компонентами идентичности человека.

Выражаясь ясно и недвусмысленно, абсолютно необходимым аспектом. этого знания о себе является то, что ученый называет «инстинктоидным» знанием своей внутренней биологии, своих животных и видовых качеств.

Таким образом, невроз трактуется Абрахамом Маслоу как неудача личностного роста. Это неудача в достижении того, чем индивид мог стать и даже должен был стать, если бы, выражаясь биологически, он рос и развивался беспрепятственно. Но его человеческие и личностные возможности оказались упущены, его мир и сознание - сужены, способности - подавлены. А. Маслоу приводит пример замечательного пианиста, который не может, однако, играть перед аудиторией, превышающей определенное количество человек, или пример индивида, страдающего фобией, вынужденного избегать высоты или толпы. Человек, который не может учиться, или спать, или есть многие продукты, оказывается ограниченным, сниженным в своих возможностях точно так же, как человек, которого ослепили. Когнитивные потери, утрата удовольствий, радости, моментов экстаза, потеря компетентности, неспособность расслабиться, ослабление воли, боязнь ответственности, - все это снижение человечности. Это процесс, который может быть либо обратимым, либо необратимым.

Самоактуализация личности современного студента

Термин «студент» - латинского происхождения, в переводе на русский язык он означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями. Студент — это представитель специфической социальной категории людей, готовящихся к производственной деятельности.

Под «студенчеством» понимается социально-демографическая группа, характеризующаяся определенной численностью, половозрастной -структурой, определенным общественным положением, территориальным распределением и т.д. Это своего рода особая фаза, стадия социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возросла. Оно является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали студенчество доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, статус студента давал получившим его людям значительные привилегии. Но, несмотря на это уже в 19 - начале 20 вв. студенчество отличалось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.

Студенчество составляет особую группу, которая пополняет ряды интеллигенции. Главное направление в жизни студентов — учеба, развитие своего интеллекта, духовный и нравственный рост, овладение профессией. Личность студента - это личность молодого человека, готовящегося к высококвалифицированному выполнению функций специалиста в той или иной области трудовой деятельности. В ходе обучения у студента должны быть сформированные необходимые для этого качества, знания, навыки, умения, а также характеристики самоактуализирующейся личности.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности, увеличивается количество женщин.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

В настоящее время в научной литературе еще не дано достаточно полного определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества.

В книге ростовских социологов Б. Рубина и Ю. Колесникова «Студент глазами социолога» [154. С. 30] дано следующее определение студенчества: «Студенчество - это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве». Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, - пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, — как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность» [154. С. 39].

Другой исследователь, А.Н. Семашко, пишет, что «было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, так как оно отвечает всем установившимся признакам» [90]. В подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.

Выделяя студенчество как особую социальную группу, А.Н. Семашко отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы «множественность» происхождения не сглаживалась определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.

Представляют определенный интерес определения студенчества А.С. Власенко [28] и Т.В. Ищенко [67]. А.С. Власенко пишет: «Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в науке, культуре является главным и, в большинстве случаев, единственным занятием» [28. С. 54].

Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня — представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи» [67. С. 243].

Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, заключающуюся в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Этнопсихологическая характеристика самоактуализации личности студентов различных этносоциальных групп

В экспериментальном исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов факультета иностранных языков Бурятского государственного университета и Агинского филиала БГУ, Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова и Агинского филиала БГСХА, Агинской буддийской академии, Буддийского университета «Даши-Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева, Байкальского филиала Гуманитарного института (г. Москва). Всего было исследовано 324 человека.

Исследовались уровни самоактуализации личности, типы этнической идентичности испытуемых - студентов разных вузов бурятской и русской национальности Агинского Бурятского округа и Республики Бурятия. Распределение количества опрошенных относительно критерия национальности следующее: русских - 31,85% и бурят — 68,15%.

Следующим важным критерием сравнения результатов исследования выступает направление выбранного студентами образования: гуманитарное, естественное и духовное, получаемое в высших учебных заведениях Агинского округа и Бурятии.

Для определения уровня самоактуализации испытуемых использовалась методика «Опросник личностной ориентации», разработанная Э.Шостром. Самоактуализация является обобщенной характеристикой психического здоровья личности. В психологической практике низкая степень самоактуализации личности является следствием и причиной авторитарной практики обучения и воспитания, манипулирования людьми с помощью жестких оценок и указаний, ригидности поведения и низкой сензитивности к другим людям, низкой креативности и неразвитости познавательных потребностей.

Напомним, что ЛиО состоит из перечня вопросов, содержащего 150 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношения человека к миру, другим людям и к самому себе. Задача испытуемого состоит в том, чтобы из двух вариантов суждений выбрать то, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.

Рассмотрим результаты тестирования по первой шкале «Отношение времени». Говоря о показателях этой шкалы, нужно отметить, что чем больше показатель, тем в большей мере можно сказать о человеке, что он живет по принципу «Здесь и теперь». Чем ближе полученный числовой результат по данной шкале к 0,13, тем более исследуемый человек по данной характеристике соответствует самоактуализирующейся личности. Для нормального человека показатель приближается к 0,2. Для несамоактуализирующейся личности показатель больше 0,33.

Распределение студентов всей выборки по шкалам «Временная компетентность» и «Внутренняя опора» можно представить в виде следующей таблицы.

Анализ по шкале «Отношение времени» показывает, что ни у одного из испытуемых показатель не приблизился к 0,13, то есть во всей выборке отсутствуют самоактуализированные личности. В основном же у всех испытуемых показатели разбросаны в диапазоне от 0,28 до 2,4, т.е. больше 0,13 (100%). У 8,8% испытуемых показатель принадлежит отрезку до 0,33, что свидетельствует о наличии большей временной компетентности по сравнению с остальными студентами, принимавшими участие в экспериментальном следовании. Таким образом, полученный показатель относится к промежуточному результату и обозначается как «норма». Соответственно, чем показатель по шкале «Отношение времени» выше 0,33, тем более временно некомпетентным является испытуемый и тем в большей степени у него доминируют чувства вины, раскаяния, сожаления, обвинения и обиды. Такой человек поглощен незначимой деятельностью и нерефлексируемой концентрацией, это, так называемый, «занятой человек», который всегда избегает встречи с самим собой. К временно некомпетентным личностям, согласно полученным результатам по опроснику ЛиО, относится подавляющее большинство - 91,2% от общего числа участников эксперимента.

Среднее значение по шкале «Отношение времени» равно 0,95, что больше допустимого коэффициента 0,33. Это указывает на то, что по шкале «Отношение времени» в нашей выборке испытуемых не наблюдается процесса самоактуализации.

Таким образом, анализ основной шкалы «Отношение времени» показал, что практически все испытуемые являются временно некомпетентными. Факт абсолютной временной некомпетентности, несомненно, связан со сложностью данного явления, необходимостью его развития и формирования сознательно. Это довольно сложный процесс, требующий больших затрат эмоциональных и душевных сил, некомпетентным же проще находиться в своей нише - мечтая о будущем или сожалея о прошлом.

Для развития гармоничной личности необходимо рациональное использование времени жизни, широкая и разносторонняя жизненная перспектива, формирование которой должно быть основано на познанных закономерностях и механизмах психологического времени в масштабе, включающем основные жизненные цели человека. Ориентация на настоящее не подразумевает озабоченность человека только текущим моментом, а скорее, определяет заботу о прошлом и будущем в равной мере.

Вторая основная шкала «Отношение опоры» выявляет следующие показатели: внутренняя направленность и внешняя направленность личности. Чем выше показатель этой шкалы, тем больше испытуемый опирается на самого себя. Для самоактуализирующейся личности показатель равен 0,33. Это значит, что внутренняя направленность превышает внешнюю направленность. Для несамоактуализирующейся личности показатель равен 1. В этом случае внутренняя направленность близка по своей силе к внешней направленности.

Анализируя полученные результаты в данной выборке, мы пришли к следующему: внутренняя направленность характерна для 22% испытуемых, внешняя направленность - 47,8%, у 30,2% испытуемых числовой показатель меньше коэффициента 1, что соответствует норме, но не является оптимальным для самоактуализирующейся личности, согласно Э. Шостром.

Роль этнопсихологического тренинга в развитии самоактуализации личности студентов

Целью данной экспериментальной части нашего исследования явилось выявление роли этнопсихологического тренинга, способствующего этническому воспитанию, развитию толерантного отношения к своей и другим этническим группам, и влияющего на повышение уровня самоактуализации личности.

Под этническим воспитанием понимается привитие индивиду навыков идентифицирования себя со своим этносом и интегрирование в другие этнические общности.

Э.Л. Нитобург, О.А. Романова, В.Ю. Хотинец [195] считают, что осознание своей этнической принадлежности - один из основных компонентов этнического самосознания.

Духовный уклад человека, народа, группы в реалии сочетается и переплетается с другими реальными условиями исторической действительности. Духовный уклад любого народа — меняющаяся величина, но неизменно присутствующая при любом социальном переживании. Духовный же уклад индивида заключается в духе его народа, к которому он себя причисляет.

Осознание органического единства с общечеловеческой культурой, также осознание своей этнокультурной особенности и общности, должно базироваться на принципе диалога культур.

В теории гуманитарного мышления четко обозначена концепция диалогичности культур. Реализация и активное ее использование в педагогическом процессе осуществляется в рамках школы диалога культур, автором которой является B.C. Библер, положивший диалогичность в основу педагогической концепции [32].

Культура любого народа всегда апеллирует к сопоставлению, сравнению, она не только то место, где рождаются смыслы, но и то пространство, где они обмениваются, «проводятся» и стремятся быть переведенными с одного языка культуры на другой.

Нет культуры, которая не знала бы операции сравнения как одной из самых характерных ее особенностей, поскольку всякая культура - материал для сравнения и любое сравнение образует факт культуры.

Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально. Соединение в сознании «своего» и «чужого» не приводит к снижению национального самосознания, не ослабевает национальных чувств. «Чужое» -жизнедеятельное, новое, неожиданное не только не размывает границ «своего». Оно переосмыслено, преобразовано в свое, постепенно становится его неотъемлемой частью, обогащает содержание, объем, значимость своего. Особую важность проблема этнического воспитания личности, на наш взгляд, приобретает в юношеском возрасте. Именно в этот период, благоприятный для формирования личности, происходит формирование самосознания, осознание себя в системе общественных отношений. Развивая это положение, можно сказать, что осознание себя в системе межэтнических отношений - важный аспект формирования самосознания. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием интеллектуальных способностей. В период юношества для человека характерно ясное, четкое и устойчивое ощущение своих этнических особенностей и этнической общности. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов помогают осознать равноправие различных культур, важность места и роли каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного общения и взаимоотношений, преодолеть межэтнические барьеры.

Множество негативных и деструктивных явлений среди современной молодежи, наблюдаемые в последнее время (жестокость, отчужденность, повышенная агрессивность экстремистской направленности), побуждают обратиться к рассмотрению проблемы этнического воспитания личности и формирования толерантных установок.

Эксперимент проводился в 3 этапа:

1) разработка методологического обоснования эксперимента, подбор батареи методов и психодиагностических методик для реализации поставленной цели;

2) проведение занятий этнопсихологического тренинга, направленного на развитие толерантности и повышение самоактуализации личности;

3) исследование уровней и особенностей самоактуализации, этнического самосознания и этнической толерантности до и после проведения тренинговой сессии.

Степень достоверности полученных данных устанавливалась с помощью процедур математико-статистического анализа.

В исследовании приняли участие студенты бурятской и русской национальности третьего курса факультета иностранных языков Бурятского государственного университета: 3 тренинговые группы по 12 человек - 1 группа - контрольная, 2 группы - экспериментальные. Состав данных тренинговых групп этнически неоднороден, т.е. это этнически смешанные группы, что, в свою очередь, имеет определенные достоинства и недостатки. К достоинствам неоднородных групп можно отнести следующие:

участники группы имеют возможность ознакомиться с самыми разнообразными мнениями по поводу обсуждаемых проблем и увидеть различные формы поведения в одних и тех же ситуациях;

участники могут получить важную для них обратную связь от людей, не похожих на них самих;

неоднородная группа представляет больше возможностей для неадекватных этнопсихологических аспектов восприятия себя и окружающих.

Недостатками неоднородных групп считаются следующие факты:

для получения видимых результатов групповой работы возможны большие временные затраты;

сплоченность группы достигается большими усилиями;

в начале работы существует опасность конфликтов, поскольку участникам трудно быстро наладить взаимодействие.

Для определения уровня самоактуализации испытуемых использовалась методика «Опросник личностной ориентации», разработанная Э. Шостром.

Результаты тестирования фиксировались в виде 2-х основных шкал, включающих в себя две подшкалы, и 10 вспомогательных шкал. Таким образом, у нас имелись данные по каждому испытуемому, отраженные в 14 шкалах опросника на специальном бланке. Основную же информацию об уровне самоактуализации личности несут шкалы «Отношение времени» и «Отношение опоры», поэтому интерпретация начиналась с них, а затем уточнялись детали самоактуализации личности при помощи дополнительных шкал.

Рассмотрим результаты входного тестирования по первой шкале «Отношение времени», проведенного до тренинговой сессии. Говоря о показателях, полученных по данной шкале, нужно отметить, что чем больше показатель, тем в большей мере можно сказать о человеке, что он живет по принципу «Здесь и теперь». Чем ближе полученный числовой результат по данной шкале к 0,13, тем более исследуемый человек по данной характеристике соответствует самоактуализирующейся личности. Для нормального человека показатель приближается к 0,2. Для несамоактуализирующейся личности показатель больше 0,33.

Результаты распределения студентов по шкале «Отношение времени» до и после проведения эксперимента можно представить в виде рисунков 19, 20.

Похожие диссертации на Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов