Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях Евсеева Маргарита Леонидовна

Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях
<
Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евсеева Маргарита Леонидовна. Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2003 158 c. РГБ ОД, 61:04-19/25-7

Содержание к диссертации

Введение

1 Глава. Личностное и профессиональное развития актера как проблема педагогической психологии 12 стр.

1.1 . Психология личности и творческой деятельности актера 12 стр.

1.2.Теория и практика гештальт-терапии как движение к личностному развитию 20 стр.

1.3 Представления о структуре личности в психоанализе 27 стр.

Выводы по главе 1 39 стр.

2 Глава Общая характеристика наблюдений, психодиагностики и психотера личностных особенностей актеров 41 стр.

2.1 Общая характеристика наблюдений 41 стр.

2.2 Обоснование и описание методик исследования: -MMPI 43 стр.

-личностный тест Кеттэлла( 16. PF) 44 стр

-тест Люшера 46стр.

- тематический апперцептивный тест Мюррея Г .48 стр.

- методика «Рисунок человека» (РЧ) 50 стр.

- методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) 51 стр.

2.3 Гештальт-терапия личностных особенностей актеров 52 стр.

Выводы по главе 2 70 стр.

3 Глава Результаты гештальт-коррекции личностного и профессионального развития актера 72 стр.

3.1 Первичные данные 72 стр.

3.2 Анализ и интерпретация полученных данных 72 стр.

3.3 Динамика психотерапевтических данных 120 стр.

Выводы по главе 3 130 стр.

Заключение 135 стр.

В ыводы 137стр.

Библиография 140 стр.

Приложения 148 стр

Введение к работе

Актуальность исследования. Значительное ухудшение и нестабильность социально-экономической ситуации на современном этапе развития общества неизбежно приводят к отрицательным воздействиям на психическое и физическое здоровье личности. Глубокие, коренные изменения всего социального устройства жизни страны сопряжены с болезненной сменой или даже «ломкой» целостного, уже сформировавшегося образа мира и своего места в нем, что может привести к глубокому личностному и профессиональному кризису. Люди творческих профессий оказываются в этой связи достаточно незащищенным контингентом в силу присущей им сверхчувствительности и ранимости. В этом случае появление новых взглядов на проблемы творческой личности, ее кризисов и способов их преодоления, ставит перед педагогами ряд задач, треб>ю-щих междисциплинарного подхода для их решения.

Социальная и личностная дезадаптация, являющиеся спутниками кризисного состояния, нуждаются в комплексном изучении как со стороны педагогики и педагогической психологии, так и со стороны медицинской психологии, псиж-анализа и психологии развития.

Особо отметим, что в период интенсивно возрастающих нагрузок - социально-психологических, учебных и других, увеличивается число студентов творческих ВУЗов, которые, будучи дезадаптированными, не могут успешно справляться с обучением. Чрезвычайно актуальным в связи с этим является своевременная диагностика, позволяющая выявить наличие кризисного состояния, его причины, структуру и характер протекания, а также наметить те психические образования, с опорой на которые возможна помощь в разрешении кризиса.

В этой связи изучение структуры личности актеров, особенностей потреб-ностно-мотивационной сферы, ведущих защитных механизмов, оказывающих влияние на профессиональное становление актера невозможно переоценить. ГЬ-добное исследование позволит ответить и на вопрос о подборе адеватных мето-

б дов психологической коррекции для успешного разрешения кризисного состояния и дальнейшего личностного развития.

Целью диссертационной работы является исследование структуры личности актеров, выявление возможных нарушений и конфликтов, ведущих к стрессу и дезадаптации, разработка и апробация практических методик гештальт-терапии кризисных состояний актеров.

Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Анализ имеющихся в литературе теоретических представлений и эмпирических фактов, касающихся структуры личности, механизмов ее формирования, особенностей нарушений у лиц актерских профессий.

  2. Разработка общей схемы диагностического обследования структуры лич-ности актеров.

  3. Проведение эмпирического исследования, направленного на выявление .( структуры личности, специфики защитных механизмов, характера межличностного восприятия у лиц актерских профессий, находящихся в крі-зисном состоянии, а также выявление факторов риска социальной дезадаптации актеров.

  4. Апробация гештальт-терапевтической работы с актерами в кризисных состояниях с отслеживанием изменений в начале и в конце терапии.

' Объектом исследования является психическая природа кризисов студен-

тов актерского и балетмейстерского факультета РАТИ, актеров различных те
атров.
, Всего было исследовано 75 человек, 63% - мужчин, 37% - женщин. Воз-

! раст испытуемых в среднем - от 19 до 40 лет, средний возраст - 29,5 лет.

і ' Предметом исследования являются структура личности актеров в кри-

і зисных состояниях, особенности их психологических защит и защитных стра-

тегий (в терминах психодинамического подхода и гештальт-терапевтической
теории), участвующих в преодолении кризисов, определяющих специфичность
і взаимоотношений с окружающим миром.

Гипотезы:

  1. Типы структуры личности актеров отличаются по уровню зрелости личностной организации: структуре образа Я, характеру защит и паттерну отношений Я-Другой;

  2. В связи с критериями риска социальной дезадаптации для выделенных актерских типов предполагается специфический характер психологического воздействия в рамках гештальт-терапевтической концепции.

Методологической и теоретической основой исследования являются положения культурно-исторического подхода отечественной психологии, которые были развиты в работах Выготского Л.С, положения теории отношений Мясищева В.Н., а также их деятельностного опосредования Леонтьева А.Н., Талызиной Н.Ф. Важную роль сыграла специальная литература по вопросам психодинамической структуры личности и психотерапии. К ней относятся работы З.Фрейда, а также М.Кляйн, М.Балинта, Ф.Фейберна, Д.В.Винникотта, Г.Хартмана, Р.Шпица, М.Малер, О.Кернберга Э.Эриксона и др. Кроме того, мы использовали специальную литературу по общим вопросам искусства и эстетики, методики преподавания актерского мастерства и режиссуры, по педагогике и психологии творчества.

Эмпирические задачи исследования решались в рамках проективного подхода к изучению и психодиагностики базового конфликта и потенциала личности у людей актерской профессии.

Методы исследования.

Нами применялись следующие тесты:

1. MMPI (методика многостороннего исследования личности в варианте Ф.Б.Березина). Данная методика является эмпирически стандартизированной и позволяет получать результаты, определяющие структуру клинических синдромов, включая психологическую динамику и превалирующие защитные механизмы;

2. Личностный тест Кеттэлла (16 PF) один из широко используемых стандартизированных опросников личности. Тест основан на теории личностных черт. С помощью этого опросника определяется выраженность 16—ти свойств и факторов структуры личности;

  1. Тест Люшера. Данная методика основана на предположении о том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности;

  2. ТАТ (тематический апперцептивный тест). Главное достоинство ТАТ - получение глубинной и разнообразной диагностической информации. Аспектом надежности данной методики является ретестовая надежность (устойчивость к перетестированию). В рамках деятельностно-смыслового подхода то, что отражается в рассказах ТАТ, представляет индивидуальный образ мира обследуемого, многомерное и многоуровневое представление реальности, формирующееся на протяжении всей жизни субъекта, выполняющее функции регуляции практической деятельности и опосредующее любые процессы психического отражения (Леонтьев Д.А., 1983; Смирнов С.Д., 1985).

  3. Проективные рисуночные тесты — рисунок человека (РЧ), рисунок животного (РЖ). Данные тесты представляют собой проекцию базовых проблем индивида, оценивают на основе графических признаков рисунков уровень артикулированное, а также степени дифференцирэ-ванности образа "Я". Кроме того, циклы рисунков могут раскрыть психодинамические изменения в результате корригирования дисгармонических структур личности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Разработана и реализована системная схема психодиагностического обследования личностной структуры актеров;

  2. Структура личности актера в кризисных состояниях характеризуется диффузностью, недостаточной интеграцией образа Я и значимых Діу-

гих, примитивностью защитных механизмов. Выделяется феномен «фальшивого» Я применительно к личности актеров в кризисных состояниях;

  1. Основными личностными типами актеров в кризисных состояниях являются: истерический тип, параноидный тип, депрессивный тип, шизоидный тип;

  2. Основными внутриличностными факторами нарушения социальной адаптации актеров выступают противоречивые сочетания потребности в опеке и поддержке с высоким уровнем притязаний, агрессивностью в адрес окружения, а также низкая толерантность к фрустрации;

  3. Гештальт-терапия, проведенная с учетом типологии и индивидуальных особенностей образа Я актеров, способствует снижению социальной дезадаптации, а также актуализирует активный творческий поиск и самоизменение актеров.

Научная новизна исследования:

1. Развитие диффиренциально-психологического подхода к изучению и
функционированию личности актера;

2. Выявлены личностные типы актеров в кризисных состояниях и определе
ны основные мотивационные тенденции в связи с выбором профессии актера;

3 Получены результаты, позволяющие реализовывать стратегии и методы гештальт-терапии актеров с учетом личностной типологии и индивидуальных особенностей образа Я;

  1. Выявлены особенности структуры личности, конфигурации защитных механизмов и паттернов отношений у актеров со значимым Другим в кризисных состояниях;

  2. Выделен особый феномен «фальшивого» Я, применительно к актерам в кризисных состояниях, что является значимым для последующей психотерапевтической работы;

Теоретическая значимость заключается в выделении типологии структуры личности актеров, а также в определении методики гештальт-терапии их кризисных состояний.

Практическая значимость заключается в определении и описании специфики структуры личности актера, что позволяет решать не только научные проблемы (генеза, динамики такой структуры), но и практические задачи. Использование полученных данных делает возможным создание основы для оптимизации личностного и профессионального роста актера в процессе обучения профессиональной специфической деятельности.

Разработанный и апробированный комплекс методических процедур применяется в практической работе для диагностики уровня личностной адаптиро-ванности и создания программ по психокоррекции и психопрофилактике личностных дисгармоний с опорой на гештальт-терапию как наиболее продуктивный метод работы с актерами.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивались:

  1. репрезентативностью выборки;

  2. адекватностью методик целям и задачам исследования;

  3. комплексностью исследуемых показаний,

  4. количественным и качественным анализом полученного репрезентативного материала, его оценкой в динамике;

  5. взаимопроверкой полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования прошли:

  1. Результаты исследования включены в планы и программы обучения студентов театральных ВУЗов;

  2. Результаты исследования включены в учебные пособия (Гройсман А.Л.);

  3. Результаты исследования рекомендованы УМО Минвуза РФ;

11 Структура диссертации.

Диссертация общим объемом 158 страниц состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, содержащего 121 названий, из них 19 на иностранных языках, 5 приложений. Фактический материал отражен в 11 таблицах, 8 гистограммах и 22 рисунках.

Психология личности и творческой деятельности актера

Личностно-профессиональные особенности актера были предметом исследования сотрудников лаборатории педагогики и психологии творчества Российской академии театрального искусства. В диссертационном исследовании Д.Н.Абрамяна, посвященному общепсихологическим основам художественного творчества (1995), рассматриваются теоретико-методологические аспекты проблемы. Вместо традиционных попыток построения художественного творчества на основе одной психологической категории, автором была построена единая концепция художественного творчества с использованием непротиворечивой методологической модели, состоящей из комплексного использования всех базовых категорий, постулатов и принципов современной психологии. Вместо традиционных попыток экспериментальной эстетики найти всеобщий принцип восприятия "искусства вообще", автор предлагает все родственные эстетические категории (подражание, иллюзии, заражение, идентификации и др.) разбить на два класса понятий и сгруппировать вокруг двух наиболее системных категорий (вчувствование и идентификация). Понятие вчувствование раскрывает специфические особенности пространственных искусств. А понятие идентификации позволяет наиболее полно раскрыть психологические особенности зрелищных искусств (драматических искусств). Соответственно, если при методологическом осмыслении первых более эвристично внедрение категорий предметной деятельности, а при осмыслении вторых - категорий диалогического общения.

В результате анализа и обобщения указанных механизмов художественного творчества Д.Н.Абрамян делает выводы о формировании механизмов художественной идентификации, которые, формируясь первоначально в структуре ранних ритуально-обрядовых и зрелищных форм коммуникации, проникают в ткань современного искусства опосредовано - через вторичные порождения в детской игре. Детская игра с этой точки зрения интегрирует и трансформирует культуры предшествующих и последующих поколений искусств художников и публики. Далее автор делает вывод об индивидуальности художника, которая может быть истолкована в качестве процесса его индивидуализации.

Интегральные и междисциплинарные методологические представления об общепсихологических основах художественного творчества, высказанные Д.Н.Абрамяном, были более конкретно реализованы в эмпирических исследованиях диссертантов лаборатории педагогики и психологии творчества РАТИ -ГИТИС.

Так, например, А.И.Савостьяновым было показано, что «психологическое обеспечение личностного развития актера становится возможным сочетанием применения театрально педагогических и специфических методик с учетом личностных резервов психики и с опорой на учение К.С.Станиславского «перспективе роли и перспективе артиста»» (76, с. 17). В его работах проводились исследования эффективности влияния психокоррекционных методов на личность актеров и практическое их использование в процессе совершенствования профессиональной подготовки актеров. Он проводил когнитивно-эмотивные исследования психических состояний по методике Орлова Ю.М., разработал экспериментальную программу методов психологического обеспечения личностного развития актеров. Указанная программа включает в себя общеизвестные в театральной педагогике методы тренировки (или так называемые «актерские психотехники») памяти, внимания, воображения, новые методы развития «саногенно-го мышления» по методике Орлова Ю.М.

Было подчеркнуто позитивное изменение личностного профиля в процессе психокоррекции актера, показавшее снижение черт невротичности и импульсивности, эмоциональной лабильности. Однако обучение «саногенной рефлексии» показало и негативный эффект психокоррекции, что проявлялось в снижении профессиональной успешности актеров, в частности, это проявилось в снижении спонтанности, общительности и эмоциональной чувствительности. Ретроспективно можно сделать вывод о том, что применяемые А.И.Савостьяновым методики удовлетворяют не в полной мере и требуют дополнительного, в частности, гештальтистского подхода к психокоррекции актеров.

Отсутствие интегративных методик психокоррекции вызвало к жизни и в педагогической практике применение отдельных методов трансперсональной психотехники актера, о чем свидетельствуют исследования других сотрудников указанной лаборатории, работавших с измененными состояниями сознания артиста (А.В.Россохин, С.В.Славнов и др.).

Общая характеристика наблюдений

MMPI — миннесотский анкетный тест. В современной форме тест включает в себя 337 утверждений. Данные утверждения направлены на широкое определение различных аспектов и динамики психического состояния, определяют особенности и синдромологическую картину психопатологических явлений.

Данный тест направлен на многоуровневое исследование личности, так как охватывает важнейшие сферы, по которым они были первоначально квалифищ-рованы следующим образом: соматическая сфера; психологические характеристики; психопатологические нарушения.

Содержание работы по применению указанного теста имеет следующий вид:

Испытуемому предлагается набор утверждений, которые ему необходимо признать верными или неверными. Утверждения предъявляются испытуемому в виде брошюры, к которой прилагается бланк для ответов, а также стандартные инструкции, поясняющие как работать с брошюрой. Результаты тестирования обрабатываются и получают свое отражение в построении усредненного профиля, который включает в себя основные оценочные шкалы. Важное достоинство методики многостороннего исследования личности заключается в возможности построения усредненного профиля любой группы испытуемых.

При построении усредненного профиля в качестве показателей по отдел -ным шкалам используются средние для данной группы значения (Т - баллы), а методы вариационной статистики позволяют судить о принадлежности того или иного наблюдения к рассматриваемому ряду, о величине разброса и достоверности различий между усредненными профилями любых выделенных групп. Построение усредненного профиля любой группы, репрезентативной для исследуемой совокупности, нивелировании индивидуальных тенденций позволяет оценить характерные особенности, свойственные группе в целом.

С учетом того, что одной из целей данного исследования является диагностика личностных типов актеров, использование данного теста представляется наиболее целесообразным.

Личностный тест Кеттэлла (16 PF)

Личностный тест Кеттэлла (16 PF) один из широко используемых стандартизированных опросников личности.

Тест основан на теории личностных черт. Построение опирается на предположение о том, что человеческий язык включает все многообразие проявлений личности. Из 18 тыс. прилагательных, которые в английском языке могут быть отнесены к личности, выбирались качества, позволяющие описать наиболее различные сферы ее проявления. На базе этих прилагательных выделяются 16 факторов - обобщенных черт.

Его методология противоречива, о чем имеются замечания Ю.М Орлова В частности, нечеткая математизированность методики приводит к размытости и трудной дифференцированности между чертами и факторами личности. Но по данным ряда отечественных авторов, систематически использовавших опросник в области спортивной психологии, он заставляет считать его продуктивным методом факторной теории личности как одного из направлений прикладной психологии. (Рождественская Н.В. Гройсман А.Л., Мильман В.Э. и др).

Гуревич Л.М. подчеркивал, что Кеттэлл предпринял попытку создать концепцию структуры личности на объективных основаниях. Психические процессы неразделимы как отдельные психические параметры и включаются в системную концепцию факторов. В связи с этим нами не предпринимается попытка раздельного изучения психических процессов как нецелесообразная в интеграле предполагаемой концепции структуры личности.

Анализ и интерпретация полученных данных

ММРІ является основной методикой, позволившей выделить типологию актеров.

Проанализированные профили носили достоверный характер, но анализ результатов демонстрирует повышение показателей по шкале F, при этом показатели по шкалам L и К снижены. Это указывает на тенденцию к аггравации, то есть преувеличению тяжести своего состояния для привлечения внимания и получения помощи от окружающих. Кроме того, на фоне заниженных показателей по шкалам L и К, такое взаимоположение пиков свидетельствует о тенденциях к психологической обнаженности, эксгибиционистских чертах. Высокое F указывает на состояние сильной тревоги с сужением круга комфортности. В данном случае можно говорить о возможном наличии аутистических черт, что подтверждается пиком по 8 шкале. Также можно указать на тенденцию к проявлению психопатических черт у лиц, склонных к "богемному" поведению. Анализ профилей показывает высокую внутреннюю конфликтность, напряженность и тогда завышенные показатели по шкале F служат своего рода "криком" о помощи.

Из всего разнообразия сочетаний и конфигураций содержательных шкал мы хотели бы особо выделить следующие особенности: почти во всех графиках: ведущими пиками являются пики по 8 шкале (аутизация), по 6 (ригидность аффекта) что определяет наиболее выраженные личностные черты актеров. Эти шкалы отображают аналитический и изобретательный склад мышления. Наличие пика по 6 шкале указывает на черты ригидности мышления, что позволяет осуществлять построение устойчивых установок и концепции в свой адрес, позволяя сохранять приемлемое отношение к собственной личности, а также производить селективный отбор информации в своем окружении. Собственные аффекты представляются обоснованными и хорошо контролируемыми, а поведенческий стиль- четко определенным.

Преобладает абстрактно-аналитический стиль восприятия, проявляющийся в способности воссоздавать целостность образа на основании минимальной информации с обращением особого внимания на субъективно значимые аспекты больше связанные с миром собственных фантазий, чем с реальностью(8 шк). Такие личности ориентированы на творческую деятельность, обладают оригинальностью суждений и склонностью к абстракциям. Для них свойственна активность позиции, которая может усиливаться при противодействии внешних сил. При этом могут проявляться черты недостаточной гибкости, трудности переключения, растерянности, дезадаптации в ситуациях субъективно воспринимаемых ими как стресс. Они могут производить впечатление людей устойчивых к стрессу, но при этом возможно постепенное накапливание аффекта, который затем может проявиться эмоциональным взрывом и агрессивным поведением по отношению к окружающим.

Далее нами были выделены наиболее часто встречающиеся сочетания пиков, которые позволили выделить актерские типологии. Сочетание пиков 6,3 9 составляет истерический тип (20% от общего числа испытуемых). Оно указывает на превалирование истерических характеристик личности: демонстративность, яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивой самооценки, на которую существенное влияние оказывает значимое окружение. Лица, имеющие пик по 3 шкале, стремятся быть в центре внимания, используют стратегии поиска внимания и поддержки. Они склонны к фантазированию, которое преображает для них реальную ситуацию, для них характерны инфантильные способы решения конфликтных ситуаций. На незрелом и поверхностном уровне осуществляются их межличностные отношения. Для них затруднительна деятельность, требующая выдержки и планомерности. При этом, они хорошо адаптированы к ситуации, где необходимо осуществлять широкие, но кратковременные контакты, умение приспособляться, благоприятно выглядеть, способность вжиться в приемлемую или необходимую социальную роль.

Похожие диссертации на Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях