Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося Зыкова Маргарита Николаевна

Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося
<
Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зыкова Маргарита Николаевна. Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2002 180 c. РГБ ОД, 61:02-19/420-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психологическая теория фольклора

1.1 . Феноменология фольклора 10

1.2. Фольклор как содержание филогенетического опыта 12

І.З.Фольклортерапия: превентивный характер психолого-педагогического воздействия ] 9

1.4. Сравнительный анализ психолого-педагогического воздействия методами психотерапии и фольклоротерапии 34

1.5. Психолого-коррекционные и психотерапевтические возможности фольклора в контексте психолого-педагогического воздействия 46

1.6. Психолого-педагогический анализ фольклорного обряда 72

Глава 2. Экспериментальное изучение психолого-педагогического воздействия фольклора на личность учащегося

2.1. Организация, процедура и методы и исследования 97

2.2. Формирующий психолого-педагогический эксперимент 106

2.3. Обработка результатов, их анализ и обсуждение 119

Глава 3. Прикладные аспекты фольклоротерапии

3.1.. Половая идентичность и способы ее достижения (на материале русского обряда) 123

3.2. Фольклорные игры и формирование половой идентичности 144

3.3. Социальная реализация психолого-педагогического воздействия: фольклор и формирование этнической идентичности 150

Заключение 163

Библиография 167

Введение к работе

Сложившаяся в последнее десятилетие и развивающаяся сегодня ситуация в стране в значительной степени повлияла на возникновение проблем, связанных с организацией обучения и воспитания школьников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций в значительной степени затрудняют становление личности современного школьника, развитие и актуализацию его личностного потенциала. Интенсивные миграционные процессы, протекающие на фоне явных и скрытых межэтнических конфликтов, обостряют проблемы формирования этнической идентичности детей и подростков. Агрессивное влияние СМИ и рекламы выступают фактором, затрудняющим формирование поло-ролевой идентичности. Таким образом, сегодняшние дети и подростки оказываются в условиях, когда становление и гармоничное развитие личности затруднено. В связи с особенностями социальной ситуации в стране, представляется весьма значимым исследование возможностей психолого-педагогического воздействия на личность средствами национального фольклора.

Вместе с тем современная ситуация обучения школьника характеризуется значительным увеличением интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на его личность. Особое значение в этих условиях приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса, организация психолого-коррекционной работы со школьниками. Одной из

з важнейших задач психолого-педагогического воздействия является разработка

и внедрение эффективных методик, оказывающих значимое конструктивное

влияние на формирование личности школьника, разрешение им возникающих

психологических проблем и трудностей.

На пути решения этой задачи существуют проблемы, отражающие

противоречия концептуального характера и методического обеспечения:

недостаточное научное осмысление психолого-коррекционных возможностей национального фольклора и использования этого феномена как средства психолого-педагогического воздействия;

наличие противоречия между достаточно узкой направленностью той или иной методики, с одной стороны, и необходимостью обеспечения целостного воздействия на единую и неделимую личность, с другой. Пользуясь категориями педагогической психологии, можно сформулировать эту проблему как противоречие между потребностью учащегося как субъекта педагогического процесса в гармоничном развитии и ограниченной возможностью отдельной психолого-педагогической технологии, призванной создать условия для удовлетворения этой потребности;

наличие противоречия между целью психолого-педагогического воздействия и способом его осуществления. Известно, что целью такого воздействия является, в конечном счете, достижение конструктивных изменений в психике. При этом для многих учащихся сам визит к психологу, ощущение "специальности", "искусственности" коррекционного воздействия является дополнительным травмирующим переживанием. Выполнение специальных упражнений в ряде случаев воспринимается ребенком и подростком как "лечение", что может усугубить личностную проблему, привести к возникновению дополнительных проблем. Таким образом, налицо необходимость разработки и внедрения таких методик, где ребенок включался бы в самоценную деятельность, которая одновременно являлась бы содержанием психолого-педагогического воздействия;

противоречие, порождаемое применением методик, созданных в рамках определенного национально-культурного менталитета, к носителям иного. Американские, немецкие и т.д. методики могут быть действительно эффективными в условиях тех стран, где они созданы; но, будучи механически перенесены на российскую почву, они далеко не всегда подтверждают свою эффективность.

Нам представляется перспективным для разрешения означенных противоречий рассмотреть вопрос о создании методик психолого-педагогического воздействия, базирующихся на материале национального фольклора.

Существует достаточно много определений этого феномена. В рамках данной работы используется следующее рабочее определение: Фольклор — это 1) совокупность культурного продукта, древнейшая форма общественного сознания, в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых формул отражающая образы и отношения социально-культурного филогенетического опыта; 2) сам процесс такого отражения, спецификой которого является импровизационное воспроизведение (воссоздание) устойчивой формулы обряда. Фольклор первичен по отношению к искусству; в этой форме сознания в синкретическом виде содержатся зачатки искусства, религии, науки.

Объектом исследования является феноменология русского фольклора.

В качестве предмета исследования обозначим психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося.

Цель исследования состоит в выявлении специфики и механизмов психолого-педагогического воздействия фольклора на личность учащегося.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:

Фольклор может быть использован как целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на личность в рамках в рамках целостного подхода психолого-педагогической коррекции; этот феномен содержит все необходимые предпосылки для осуществления такого

воздействия на личность, которое может быть признано эффективным, исходя из сложившихся научных критериев эффективности и успешности психолого-педагогического воздействия.

Фольклор, являясь основанием генезиса различных видов искусства, религии, аккумулирует психолого-коррекционные и психотерапевтические возможности этих более поздних форм сознания и представляет собой феномен, формы проявления которого изоморфны структуре психологической проблемы.

Предполагается, что в результате психолого-педагогического воздействия, основанного на материале фольклора, будут достигнуты статистически значимые изменения позитивной направленности в структуре самосознания учеников.

В соответствии с выделенным объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

  1. В ходе теоретического исследования выявить и научно обосновать возможности фольклора в рамках задач психолого-педагогического воздействия;

  2. Выявить и раскрыть психологические механизмы и специфику психолого-педагогического воздействия фольклора на личность учащегося;

  3. Экспериментально проверить эффективность использования фольклора в рамках психолого-коррекционной работы;

  4. В соответствии с результатами исследования, разработать научно-практические рекомендации по использованию фольклора в психолого-педагогической работе.

Методологической основой исследования выступают положения философской антропологии, социальной и педагогической психологии о личности как уникальной - сложной и целостной одновременно - системе, способной к актуализации, раскрытию творческого потенциала; о возможности личностного роста в процессе усвоения и творческого воспроизведения преобразованного субъектом социокультурного опыта; о значении

б "помогающего", "поддерживающего" психолого-педагогического влияния в

целях содействия гармоничному развитию ребенка. Методологическую базу

исследования образует системный анализ, культурологический и

феноменологический подходы, В качестве специальной методологии

исследования выступает принцип единства сознания и деятельности,

лично стно-ориентированный подход.

Теоретической основой исследования являются теории и концепции, разработанные в рамках отечественной и зарубежной психологии и педагогики. К таковым относятся: фундаментальные разработки Л.С. Выготского, исследующие закономерности психического развития личности, возрастных кризисов; постулаты о структуре психики, выдвинутые К. Юнгом и творчески разработанные его последователями; исследования К. Юнга, В. Одайника, Д. Хаббэка, С. Грофа и Д. Хэлифакса (изучение влияния на личность обрядов инициации); А. Лосева, А. Леонтьева, И. Черепановой, М Линецкого (изучение речевых жанров фольклора в контексте суггестивной лингвистики); работы М. Мид, Дж. Фрезера, И. Хейзинга, Э. Тайлора (вопросы влияния ритуальных фольклорных действ на личность в плане аффективной организации жизни личности и общества); исследования Л. Выготского, В. Сухомлинского, А. Леонтьева, Ф. Фрадкиной, О. Газмана, С. Шмакова (фольклорные игры и их роль в психолого-педагогической работе); работы А. Гнездилова, О. Смирновой, Т. Зинкевич-Евстигнеевой (психотерапевтические возможности фольклорных сказок); работы В. Лебединского, В. Либлинг, Е. Баенской, О. Никольской (роль фольклора в оптимальном формировании аффективной сферы ребенка).

Степень разработанности проблемы. Существует значительное число научных работ, авторы которых обращаются к отдельным жанрам и формам фольклора как частным техникам психолого-педагогической коррекции. Исследователи, работающие в самых различных областях психологии, социологии, философии, педагогики (Мухина B.C., Лихачев Б.Т., Дерябо С.Д., Левин В.А., Пропп В.В. и др.) обращались к фольклору как феномену,

вызывающему интерес в контексте исследуемых проблем. Однако фольклор не стал до сегодняшнего дня предметом систематического научного психолого-педагогического исследования. Не являются научно обоснованными представления о возможности и эффективности использования фольклора как целостного образования в рамках задач психолого-педагогической коррекции; не раскрыта и не описана специфика и сущность механизмов психолого-педагогического воздействия фольклора на личность. Гносеологическое поле данного феномена в русле категорий педагогической психологии не сформировано, как и не определено его место в ряду методов психолого-педагогического воздействия. Имеющееся противоречие между относительной исследованностью субсистем феномена и недостаточной изученностью феномена как целостного и непротиворечивого явления (и, соответственно, возможностей его целенаправленного применения) впервые может быть разрешено в рамках данной работы.

Автор применял в исследовании методы, разработанные в отечественной психологической науке: аналитические, диагностические, структурно-функционального моделирования, методы активного обучения, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных. Научная новизна и теоретическое значение исследования:

а впервые феномен фольклора был исследован в контексте задач психолого-педагогической коррекции как целостный психологический феномен;

о выявлены и описаны механизмы психолого-педагогического воздействия фольклора на личность, раскрыта специфика такого воздействия;

а выявлены и подтверждены условия гармонизации воспитания и обучения школьников на фольклорных традициях, лучших образцах национальной культуры, что способствует гармоничному развитию личности в целом;

а на материале национального фольклора обоснованы условия социальной реализации психолого-педагогического воздействия фольклора;

s о разработана и апробирована коррекционная программа психолого-педагогического воздействия для школьников, имеющих психологические проблемы;

на материале фольклора разработана программа психолого-ледагогического воздействия, направленная на содействие становлению половой идентичности и самоидентичности детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

в ходе исследования раскрыты существенные для психологической и педагогической практики подходы к изучению влияния и воздействия фольклора на личность учащегося и способы реализации такого воздействия; разработаны и внедрены в образовательную практику музыкальных школ авторские психолого-педагогические фольклорные программы;

в процессе подготовки практических психологов активно используются теоретико-методологические положения, разработанные в ходе диссертационного исследования; полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке курсов лекций "Введение в специальность", "Практическая психология", а также при разработке и чтении различных спецкурсов «Психологическая теория фольклора», «Фольклоротерапия» и др.;

концептуальное и методическое решение многих проблем диссертационного исследования может быть рекомендовано в качестве исходного материала для групповой работы с детьми в практике школьных психологических служб и психологических консультаций; обнаруженные в диссертации механизмы психолого-педагогического воздействия фольклора и специфика обрядового действия могут способствовать образованию, воспитанию и развитию детей; результаты исследования могут быть использованы для обеспечения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и современной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. фольклор, рассматриваемый с позиций личностно-ориентированного
подхода как метод психолого-педагогической коррекции, содержит
основные предпосылки эффективного психологического воздействия на
личность:

  1. наличие специально организованного пространства для выражения, "отыгрывания" аффектов;

  2. наличие особой структуры фольклорного действа, выступающего как модель разрешения психологической проблемы;

  3. обусловленное спецификой феномена снижение напряжения, обучение и самообучение работе с проблемой, усвоение и творческое воспроизведение новых форм поведения и отношений.

  1. Психолого-педагогическое воздействие фольклора характеризуется синкретичностью, полимодальностью, наличием механизмов суггестии и аутосуггестии, атмосферой коллективного эстетического переживания, безоценочностью, импровизационностью.

  2. Осуществление психолого-педагогического воздействия фольклорными средствами позволяет аккумулировать возможности психокоррекции, осуществляемой методами арттерапии, психогимнастики, игротерапии, сказкотерапии - фольклор объединяет важнейшие содержательные компоненты названных методов в едином и непротиворечивом комплексе.

  3. Структура фольклорного обряда и психологической проблемы изоморфны, что позволяет использовать обряд для осуществления психолого-педагогического воздействия.

Организация исследования. Экспериментальное исследование психолого-педагогического воздействия фольклора на личность учащегося было организовано на базе Детской Школы Искусств города Светлогорска Калининградской области в период с 1993 по 1999 г. Всего в исследовании приняли участие 134 человека.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Отдельные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-методических и научно-практических конференциях: "Развивающаяся психология - основа гуманизации образования" (Москва-1998), "Практическая подготовка психологов в системе высшего образования" (Москва-1998), международной конференции «Личность ХХГ века» (Москва-1999), а также на региональных научно-практических конференциях (Калининград, 2000, 2001). Проблема диссертации обсуждалась на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы МОСУ.

Апробация идей осуществлялась в ходе чтения курсов лекций (1998-2001) по практической психологии, а также различных спецкурсов в Калининградском филиале МОСУ. Прикладной аспект исследуемой проблемы выразился в разработке фольклорных программ, которые прошли апробацию и внедрение в практику Детских Школ Искусств Калининградской области (г. Светлогорск, г. Краснознаменск), Калининградского Областного Учебно-Методического Центра дополнительного образования "Дом Учителя".

Основные положения исследования изложены в б опубликованных статьях.

Структура и объем диссертации. Работа выполнена на 180 листах, состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии и приложения. Библиографический перечень содержат 256 наименований, среди которых 17 на иностранном языке. В структуру диссертации вошло описание психолого-педагогического эксперимента, результаты которого отражены в 9 таблицах.

Феноменология фольклора

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

в ходе исследования раскрыты существенные для психологической и педагогической практики подходы к изучению влияния и воздействия фольклора на личность учащегося и способы реализации такого воздействия; разработаны и внедрены в образовательную практику музыкальных школ авторские психолого-педагогические фольклорные программы;

в процессе подготовки практических психологов активно используются теоретико-методологические положения, разработанные в ходе диссертационного исследования; полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке курсов лекций "Введение в специальность", "Практическая психология", а также при разработке и чтении различных спецкурсов «Психологическая теория фольклора», «Фольклоротерапия» и др.;

концептуальное и методическое решение многих проблем диссертационного исследования может быть рекомендовано в качестве исходного материала для групповой работы с детьми в практике школьных психологических служб и психологических консультаций; обнаруженные в диссертации механизмы психолого-педагогического воздействия фольклора и специфика обрядового действия могут способствовать образованию, воспитанию и развитию детей; результаты исследования могут быть использованы для обеспечения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и современной школе. На защиту выносятся следующие положения: 1. фольклор, рассматриваемый с позиций личностно-ориентированного подхода как метод психолого-педагогической коррекции, содержит основные предпосылки эффективного психологического воздействия на личность:

a) наличие специально организованного пространства для выражения, "отыгрывания" аффектов;

b) наличие особой структуры фольклорного действа, выступающего как модель разрешения психологической проблемы;

c) обусловленное спецификой феномена снижение напряжения, обучение и самообучение работе с проблемой, усвоение и творческое воспроизведение новых форм поведения и отношений.

2. Психолого-педагогическое воздействие фольклора характеризуется синкретичностью, полимодальностью, наличием механизмов суггестии и аутосуггестии, атмосферой коллективного эстетического переживания, безоценочностью, импровизационностью.

3. Осуществление психолого-педагогического воздействия фольклорными средствами позволяет аккумулировать возможности психокоррекции, осуществляемой методами арттерапии, психогимнастики, игротерапии, сказкотерапии - фольклор объединяет важнейшие содержательные компоненты названных методов в едином и непротиворечивом комплексе.

4. Структура фольклорного обряда и психологической проблемы изоморфны, что позволяет использовать обряд для осуществления психолого-педагогического воздействия.

Организация исследования. Экспериментальное исследование психолого-педагогического воздействия фольклора на личность учащегося было организовано на базе Детской Школы Искусств города Светлогорска Калининградской области в период с 1993 по 1999 г. Всего в исследовании приняли участие 134 человека. Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Отдельные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-методических и научно-практических конференциях: "Развивающаяся психология - основа гуманизации образования" (Москва-1998), "Практическая подготовка психологов в системе высшего образования" (Москва-1998), международной конференции «Личность ХХГ века» (Москва-1999), а также на региональных научно-практических конференциях (Калининград, 2000, 2001). Проблема диссертации обсуждалась на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы МОСУ.

Апробация идей осуществлялась в ходе чтения курсов лекций (1998-2001) по практической психологии, а также различных спецкурсов в Калининградском филиале МОСУ. Прикладной аспект исследуемой проблемы выразился в разработке фольклорных программ, которые прошли апробацию и внедрение в практику Детских Школ Искусств Калининградской области (г. Светлогорск, г. Краснознаменск), Калининградского Областного Учебно-Методического Центра дополнительного образования "Дом Учителя".

Организация, процедура и методы и исследования

С целью проверки выдвинутых гипотетических предположений нами было предпринято практическое исследование. В ходе данного исследования мы намеревались:

- сделать вывод о принципиальной возможности использования фольклора в качестве метода психолого-педагоги ческой коррекции;

- отследить объективные и субъективные личностные изменения участников экспериментальной и контрольной групп; - сделать выводы о возможности использования методик, основанных на материале фольклора, в качестве психодиагностических, собственно психокоррекционных (психотерапевтических), психопрофилактических. Этапы исследования.

1. Исследование самооценки и уровня тревожности у всех учащихся 2-3 классов (64 человека), сопоставление с данными об успеваемости учащихся.

2. Выделение экспериментальной и контрольной групп.

3. Проведение цикла коррекционных мероприятий с экспериментальной группой.

4. Ретест в экспериментальной и контрольной группах.

Исследование было построено в виде псшолого-педагогического эксперимента по квазиэкспериментальному плану. Данный план был выбран в силу того, что в условиях реального школьного обучения проведение процедуры строгой рандомизации, "уравнивания" экспериментальной и контрольной групп представляется невозможной.

Экспериментальная группа была образована из числа учащихся 2-3 классов ДШИ. До проведения эксперимента эти учащиеся были знакомы между собой, встречались на групповых занятиях, где составляли формальную группу (часть хора, группа по занятиям сольфеджио и теории музыки). Возраст участников группы составлял 8-9 лет. Всего участников группы - 11 человек, из них - 9 девочек и 2 мальчика. Все учащиеся отличались низкой успеваемостью, неуспешностью в овладении учебным материалом. Преподаватели индивидуальных дисциплин и родители учащихся отмечали зажатость, тревожность, неумение общаться со сверстниками, боязнь публичных выступлений. В ходе анализа документов, фиксирующих музыкальные данные ребенка при поступлении в ДШИ, а также дополнительной проверки (слуха, в том числе звуковысотного и тембрового различения, ритма, памяти) выявлено: у детей нет нарушений данных функций. Таким образом, источником низкой успешности обучения мы предположили наличие психологических проблем у детей. Контрольная группа была образована также из числа учащихся 2-3 классов, знакомых между собой, посещающих совместно групповые занятия. Возраст участников - 8-9 лет, всего участников - 11 человек, из них - 8 девочек и 3 мальчика. Контрольная группа была подобрана по результатом фронтального исследования самооценки и уровня тревожности всех учащихся 2-3 классов ДШИ. Из всей совокупности были выбраны те участники, чей уровень самооценки был в среднем ниже, чем в большинстве случаев, а уровень тревожности - высоким. Таким образом, по некоторым значимым параметрам было проведено уравнивание групп. Однако, поскольку строгой рандомизации проведено не было, исследование относим к построенным по квазиэкспериментальному плану.

Половая идентичность и способы ее достижения (на материале русского обряда)

Что такое идентичность? В уме сразу выстраивается синонимический ряд: тождественность, соответствие, равенство, конгруэнтность. Идентичность - способность субъекта относить себя (либо совокупность осознаваемых свойств) по определенным критериям к какой - либо системе; осознание себя в качестве отдельного элемента этой системы; как результат - представление о себе и представление себя объекту в рамках определенной системы.

Здесь необходимо разграничить понятие «идентичность» в категориях «субъект - объект». Идентичность объекта - это тождественность его самому себе (необходимо заметить, что данное утверждение - взгляд со стороны субъекта). Камень тождествен самому себе - идентичен. Субъект при взгляде на камень относит его по определенным критериям к «системе» камней; при этом данный конкретный камень выступает как отдельный элемент этой системы. В этом смысле можно утверждать, что феномены объективного мира, не имеющие психики, всегда идентичны сами себе в восприятии субъекта.

Другая ситуация возникает, когда речь идет об идентичности живого объекта, в частности, человека. Имеет смысл рассмотреть эту проблему с точки зрения субъекта и с точки зрения объекта, выступающего в качестве субъекта. Итак, идентичность человеческого объекта - это мысленное отнесение (субъектом восприятия) данного объекта к определенной системе в качестве отдельного ее элемента. Поскольку это всегда субъективный взгляд, постольку отнесение может быть сделано только в соответствии с самоидентичностью субъекта. Иными словами, речь идет здесь о приписывании объекту неких свойств, по которым субъект и категоризирует объект. Например: некий человек говорит о другом человеке, что тот - хороший. Что это значит? По совокупности произвольных критериев субъект отнес объекта к системе «хорошие люди» в качестве отдельного ее элемента. При этом очевидно, что критерии и способы построения систем у этого объекта в качестве субъекта совсем иные. Данный человеческий субъект вполне может не относить самого себя (воспринимая себя как объект) к системе «хорошие люди», либо может относить, но это будет другая система. То есть получается, что идентичность конкретной личности в восприятии ее субъектом как объекта и идентичность в восприятии самим объектом в качестве объекта различны.

Проблема еще более усложняется, если речь идет об идентичности и самоидентичности субъекта. На наш взгляд, идентичность - это взгляд субъекта на себя самого как на объект. Так человек может провести самокатегоризацию по определенным критериям, например: я - женщина, я -художница, я - русская, я - мать.

Это отнесение происходит по объективным безоценочным критериям. Субъект, мысленно рассматривая себя как объект, идентифицирует себя по тем или иным критериям с другими объектами: те, кто имеет детей и при этом принадлежит к женскому полу, относятся по этим признакам к системе «матери» и так далее.

При этом, однако, существуют еще и оценочные критерии: плохой -хороший, умный - глупый, успешный - неуспешный и т. д. Каким же образом и через какие механизмы происходит отнесение здесь? Вероятно, при взгляде субъектом на себя как на объект такое отнесение происходит через механизм уподобления и следования (подобно механизму силлогизма). Необходимо отметить, что отнесение себя к какой-либо системе по оценочным критериям, вероятно, происходит на базе безоценочных критериев (в случае восприятия субъектом себя как объекта).

Похожие диссертации на Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося