Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблема формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности в современной научной литературе 14
1.1. Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования 14
1.2. Межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность как условие профессиональной подготовки будущих специалистов 33
1.3. Особенности формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды 60
Выводы по главе 1 82
Глава II. Формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов (экспериментальное исследование) 85
2.1. Содержание, организация и методы экспериментального исследования 85
2.2. Программа по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов 98
2.3. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение 111
Выводы по главе II 128
Заключение 131
Список использованной литературы 135
Приложение 158
- Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования
- Особенности формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды
- Содержание, организация и методы экспериментального исследования
- Результаты экспериментального исследования и их обсуждение
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В связи с расширением экономических, политических и культурных связей между странами, развитием международных средств массовой коммуникации, миграцией рабочей силы возрастает потребность в специалистах с высоким уровнем развития межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности, позволяющим участвовать в эффективной коммуникации с представителями других этнических групп в личных целях и профессиональной деятельности. Актуальность теоретического изучения и экспериментального исследования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки обусловлена рядом противоречий. Во-первых, противоречием между потребностью специалистов, проживающих в полиэтнических регионах, в специальной подготовке к осуществлению профессиональной деятельности в условиях межэтнического взаимодействия и возможностью вузов выпускать именно таких специалистов, какие требуются для полиэтнических регионов. Программы, по которым в настоящее время ведется профессиональная подготовка психологов, одинаковы для всех регионов и не учитывают их этнического состава. Во-вторых, противоречием между потребностью будущих психологов в совершенствовании как общепсихологической, так и этнопсихологической подготовки и недостаточной разработанностью дисциплин предметной подготовки национально-регионального компонента. В-третьих, противоречием между ограниченными возможностями традиционно преподаваемых в вузах психологических дисциплин для развития межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов и необходимостью формирования у них толерантности и компетентности как основных элементов профессиональной и духовной культуры.
В этом контексте изучение межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности приобретает особую научную актуальность. На сегодняшний день достаточно широко исследованы: профессиональная подготовка педагогов-психологов с позиции личностно ориентированного подхода (И.В.Гравова, Л.П.Михальцова и др.); толерантность и её роль в обучении (А.Г.Асмолов, С.К.Бондырева, И.Б.Гриншпун, Г.У.Солдатова и др.); особенности подросткового и юношеского возраста (И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн и др.). Изучением образовательной среды и её влияния на становление индивида занимались В.Г.Бочарова, Т.Н.Малькова, Ю.С.Мануйлов, М.Н.Скаткин, В.И.Слободчиков и другие. Процессу формирования межэтнической толерантности посвящены работы Г.Н.Волкова, Н.М.Лебедевой, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, В.Ю.Хотинец, О.Е.Хухлаевой и другие. Исследования коммуникативной компетентности личности и её формирования представлены в работах А.А.Бодалева, С.В.Кондратьевой, А.А.Леонтьева, Н.Н.Обозова, Л.А.Петровской и многих других.
Большинство научных исследований по формированию межэтнической толерантности, выполненных до настоящего времени, было сосредоточено на работе с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и подростками. Старшим возрастам, в частности, студенческому возрасту, уделялось значительно меньше внимания. Только отдельные работы касались формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у будущих студентов-психологов, практически отсутствуют исследования, которые относятся к формированию соответствующих социально-психологических свойств у психологов, которым предстоит практическая работа с населением в полиэтнических регионах. Такова, например, ситуация в Сахалинской области, где проводилось настоящее исследование.
Анализ научной литературы, изучение реальной практики подготовки будущих психологов к профессиональной деятельности в условиях полиэтнической среды позволяют утверждать, что имеется объективная потребность в исследовании процесса формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у студентов-психологов именно в таких регионах.
Цель исследования – проанализировать особенности межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов и определить пути их формирования в условиях полиэтнической образовательной среды вуза.
Объект исследования – межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность как личностные свойства человека.
Предмет исследования – процесс формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у будущих психологов в условиях полиэтнической образовательной среды вуза.
Гипотезы исследования:
-
Процесс формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся в полиэтнической образовательной среде, возможен при соблюдении ряда условий и среди них:
наличие у будущих психологов коммуникативных склонностей и коммуникативной толерантности;
способность терпимо и уважительно взаимодействовать с представителями разных этнических групп;
умение разрешать межэтнические конфликты.
-
Успешное формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов возможно благодаря:
созданию условий для формирования у студентов понимания других этносов и толерантного отношения к ним;
использованию в образовательном процессе методов активного социально-психологического обучения.
Задачи исследования:
-
Проанализировать научные исследования о полиэтнической образовательной среде, МТиКК в образовании, в том числе и профессиональной вузовской подготовке. Определить в связи с этим исходные теоретико-методологические предпосылки исследования поставленной проблемы.
-
Изучить особенности формирования МТиКК студентов-психологов, обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды в вузе.
-
Разработать и апробировать комплексную программу формирования МТиКК студентов-психологов на основе методов активного социально-психологического обучения.
-
Сформулировать практические выводы, вытекающие из проведенного исследования.
Методологическую основу исследования определили: принцип системного подхода, согласно которому предмет психологического исследования рассматривается как многоуровневая и целостная реальность (П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов и др.); принцип детерминизма, раскрывающий причинную обусловленность изучаемых нами понятий в процессе формирования (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.); принцип единства сознания и деятельности, позволяющий правильно понимать сущность успешной адаптации студентов к полиэтнической образовательной среде в зависимости от того или иного вида деятельности в которую они вовлечены (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев и др.); принцип личностно ориентированного подхода к человеку, предполагающий, что в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющееся в единстве и противоречивости своего содержания (И.А.Зимняя, И.В.Гравова, Л.П.Михальцова, И.С. киманская и др.); положения, выдвинутые в теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин); этнокультурный подход к формированию личности (Г.Н.Волков, Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, В.Ю.Хотинец и др.).
Методы и методики исследования: теoретический анализ литературы, нормативно-правовых актов, документов; методы психологической диагностики, включающие: экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, Л.А.Шайгеровой; методика измерения этнокультурных установок Н.Д.Эристави; анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (Б.А.Федоришин); методика диагностика коммуникативной толерантности В.В.Бойко; формирующий эксперимент; методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» и НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия», В диссертационном исследовании участвовало 123 студента-психолога, из них в контрольной группе – 63 студента Современной гуманитарной академии (9 юношей, 54 девушки), в экспериментальной группе участвовало 60 студентов Сахалинского государственного университета (5 юношей, 55 девушек). Средний возраст испытуемых составил 20,5 лет.
Научная новизна исследования:
Определены теоретические подходы к формированию МТиКК как профессионально значимых свойств личности в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов.
-
Уточнены следующие понятия: «межэтническая толерантность» и «коммуникативная компетентность». В определении понятия «межэтническая толерантность» акцентировано внимание на том, что это интегративное личностное свойство, понимаемое как склонность человека терпимо и уважительно взаимодействовать с представителями разных этнических групп независимо от их социального статуса, вероисповедания. Коммуникативная компетентность понимается нами не только как владение вербальными и невербальными средствами общения, но и как умение воспринимать, чувствовать другого, сотрудничать с ним; умение эффективно взаимодействовать с представителями разных групп населения.
-
Выявлены психологические составляющие КК: коммуникативные склонности, коммуникативная толерантность.
-
Разработан и апробирован вариант программы формирования МТиКК студентов-психологов в полиэтнической образовательной среде вуза на основе активных методов социально-психологического обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
-
Раскрыты и систематизированы понятия «поликультурная образовательная среда», «этнокультурная образовательная среда».
-
Конкретизировано понятие «полиэтническая образовательная среда», понимаемая как часть образовательной среды, которая включает в себя совокупность условий, оказывающих влияние на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур.
-
Определены и содержательно раскрыты полиэтнически ориентированные формы учебной и внеучебной деятельности студентов, направленные на повышение уровня их МТиКК, формирование необходимых умений и навыков эффективного межличностного взаимодействия в условиях полиэтнической образовательной среды.
-
Выявлены основные направления формирования МТиКК в образовательном учреждении: а) обучение взаимодействию, взаимопониманию; б) обучение поведению в конфликтных ситуациях, возникающих на национальной почве.
-
Разработана и наполнена этнокультурным содержанием совокупность активных методов обучения и воспитания с целью формирования МТиКК студентов.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность являются основными элементами профессиональной культуры современного психолога, работающего в условиях полиэтнической образовательной среды и полиэтнического состава населения, и выступают существенными компонентами в их профессиональной подготовке.
-
Психологическими составляющими МТиКК как сложных интегративных свойств являются: терпимое и уважительное взаимодействие с представителями разных этнических групп; умение разрешать межэтнические конфликты; коммуникативные склонности; коммуникативная толерантность.
-
Условиями успешного формирования МТиКК студентов вуза являются: стимулирование интереса у студентов к изучению разных этнических культур; создание положительной установки на взаимодействие с различными этносами; введение в образовательный процесс вуза комплексных программ, предполагающих использование методов активного социально-психологического обучения (деловые и ролевые игры, социально-психологические тренинги).
-
Использование в образовательном процессе вуза активных социально-психологических методов обучения с этнокультурной направленностью может способствовать: а) позитивному принятию студентами межэтнического разнообразия своего полиэтнического региона; б) выработке эффективных стратегий поведения в конфликтной ситуации: готовности к сотрудничеству и компромиссу; в) терпимому и уважительному взаимодействию с представителями разных этнических групп.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлена и апробирована комплексная программа формирования МТиКК у студентов-психологов в вузе. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями, кураторами студенческих групп, руководителями структурных подразделений вузов в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в вузах. В дополнение к этой программе подобран комплекс психодиагностических методик, позволяющих определять уровень развития МТиКК.
Результаты диссертационной работы внедрены в практику работы ряда вузов (ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия») Сахалинской области и могут быть использованы при подготовке педагогов и психологов в других регионах России.
Достоверность результатов исследования обеспечена применением разнообразных, адекватных цели, объекту, предмету, задачам и методам исследования; строгой аргументированностью исходных теоретических положений; убедительной логикой организации и проведения формирующего эксперимента; статистически подтвержденными достоверными результатами проверки выдвинутых гипотез.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Сахалинского государственного университета (СахГУ), на научных и практических семинарах для психологов, педагогов, социальных работников (2007–2010), на ежегодных Международных, Региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях: II Региональной научно-практической конференции «Педагогическая наука и образование» (г. Южно-Сахалинск, 2008 г.); Международной конференции молодых ученых «Перспективы развития системного подхода в психологии» (г. Саратов, 2008 г.); Международной научной конференции XII Царскосельские чтения: «Становление Российской государственности на современном этапе» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.); III Региональной научно-практической конференции «Педагогическая наука и образование» (г. Южно-Сахалинск, 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Мозаика культур»: теория и практика поликультурного диалога в Азиатско-Тихоокеанском интеграционном поле» (г. Южно-Сахалинск, 2009 г.); научно-практической конференции «Формирование толерантности в молодежной среде: проблемы и практика» (г. Южно-Сахалинск, 2009 г.); VI региональной научно-практической конференции «Педагогическая наука и образование» (г. Южно-Сахалинск, 2010 г.); II региональной научно-практической конференции «Исследовательское обучение: проблемы и перспективы» (г. Южно-Сахалинск, 2010 г.); Международном симпозиуме: вчера, сегодня и завтра корейцев, насильно мобилизованных на Сахалин (г. Южно-Сахалинск, 2010 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты развития современного российского образования: проблемы и перспективы» (г. Южно-Сахалинск, 2010 г.).
Основные положения диссертации нашли отражение в 9 публикациях автора, в том числе в двух статьях в рецензируемых журналах, определенных ВАК РФ.
Научно-исследовательская работа продолжалась в течение 3-х лет и включала в себя три этапа.
Первый этап (2007–2008 гг.) – поисково-теоретический, направленный на выявление тенденций развития полиэтнического образования в нашей стране. В результате определилось проблемное поле исследования, конкретизация и уточнение категориального аппарата, что позволило выделить психолого-педагогические особенности, характеризующие готовность студентов-психологов к работе в полиэтнической образовательной среде.
Второй этап (2008–2009 гг.) включал разработку и апробацию программы изучения и формирования МТиКК студентов-психологов в полиэтнической среде вуза, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Третий этап (2009–2010 гг.) – решались задачи систематизации и обобщения полученных результатов, оформления выводов и текста диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 239 наименований, приложений. Общий объем работы 210 страниц. В тексте диссертации имеются 5 таблиц, 2 рисунка.
Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования
Современная социокультурная реальность характеризуется полиэтничностью [54, 7], что связно в первую очередь с тем, что Российская Федерация является многонациональной страной. Современную специфику полиэтнической среды России составляют не только проживающие здесь испокон веков, народы (представители тюркской и алтайской группы, монгольской и финно-угорской группы, представители Северного Кавказа и др.), но и высокий уровень миграции людей из бывших союзных республик. Полиэтничное общество понимается как общество социального и этнического разнообразия, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства [139, 59].
Вместе с этим мы наблюдаем возрастающий интерес людей, представителей того или иного этноса к своей культуре, языку, традициям, истории своего народа. Этот факт касается не только мигрантов, но и других народов, исторически проживающих в Российской Федерации. По мнению отечественньгх учёных, «в силу особенностей исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и соответственно национальное сходство» [88, 77]. На наш взгляд, при долгом проживании и взаимодействии разных этнических групп на одной территории происходят так называемые естественная ассимиляция культур (поглощение одной культуры другой) и инкультурация (овладение человеком иным этнокультурным опытом). Несмотря на это, мы наблюдаем также стремление народов сохранить свои культурные особенности. В настоящее время в разных регионах нашей страны появляются и функционируют различные этнические сообщества, диаспоры, и национальные центры, как, например, в Сахалинской области татарский центр - «Туган тел», Корейский культурный центр,- Киргизское общество, «Київська Русь» — украинская община и многие другие диаспоры и.центры. В таких сообществах различные этнические группы организуют и отмечают национальные праздники, обмениваются своими впечатлениями о жизни- в, новом регионе, своим опытом, помогают и поддерживают друг друга, обучают молодое поколение языку, истории своего народа, национальным обычаям и обрядам, национальному танцу, рукоделию, т. е. делают все возможное для сохранения традиций, культуры и языка своего этноса в новых условиях.
Поскольку российское государство является полиэтничным, включающим существоварше множества этнических общностей и диаспор, то одной из первостепенных задач и государства в целом и образования в частности, является создание условий для познания и понимания культур иных народов, развитие толерантных отношений между людьми, проживающими на одной территории и принадлежащих к разным этносам и расам, при сохранении самобытности каждой культуры и каждого этноса в отдельности. Так, например, в «Национальной Доктрине Образования в Российской Федерации» важное место занимает цель образования, направленная на «обеспечение исторической преемственности, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, формирование научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [128, 4—5.].
Говоря о целях образования, предусмотренных Национальной Доктриной, следует отметить, что в Законе Российской Федерации «Об образовании» термин «образование» определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Образование — это важнейшая сфера человеческой деятельности, оно является одним из тех социальных институтов, значимость которых только возрастает, по мере того как общество движется по пути прогресса. Современный отечественный ученый В". И. Слободчиков определяет образование как «универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм. социального наследования, механизм связывания, нацело некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени» [176, 4]. По словам М. А. Арефьева, «образование призвано формировать в сознании человека информационный образ, адекватный окружающему миру, который определяет поведение человека, ведущее к сохранению и развитию человеческой цивилизации в-целом» [92, 6].
Современный ученый Н. В. Козлов определяет цель современного образования как формирование такой картины мира, которая бы обеспечивала ориентацию людей в различных жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности [82].
Таким образом, анализируя , ряд официальных документов, научных трудов по проблеме «образования» (его определения целей и задач), мы предполагаем, что именно образование способно разрушать межэтнические границы, снимать предубеждения, способствовать более эффективному становлению всесторонне развитой и культурной личности, включению её в общемировое пространство, а также способствовать снижению межэтнических конфликтов за счет формирования адекватного отношения к представителям различных этнических групп.
Высшее образование также способствует включению будущего специалиста в сферу культуры в «... процесс освоения историко-культурного наследия, уникальности и самобытности разных регионов страны» [67, 8]. Например, по мнению А. А. Еромасовой, поставленные перед современным образованием задачи «...в значительной мере решает национально-региональный компонент» вуза.
Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена рядом факторов:
1) потребностью общества в конкурентоспособных специалистах-педагогического профиля, профессионально-направленных на сохранение самобытности и развитие национального самосознания подрастающего поколения;
2) адаптацией высших учебных заведений к местным условиям с учетом сложившейся культурно-образовательной среды региона;
3) необходимостью обоснования содержания подготовки педагогических кадров за счет введения в профессиональное образование программ национально-регионального компонента;
4) отсутствием достаточной разработанности данного вопроса в теории и практике вузовской деятельности [67, 8].
Существующая до недавнего времени единая, образовательная система практически не отражала, не учитывала национальную специфику регионов, тем самым не создавала основу формирования национального самосознания, что может быть обеспечено последовательным-региональным образованием.
Так, к примеру, по мнению ученого А. А. Рахкошкина, при отборе содержания образовательных программ профессиональной подготовки специалистов «...включается то, что отвечает требованиям доминантной культуры» [168, 105]. В связи с этим слабо учитываются реальности полиэтнического общества: иногда не отражаются национальные взгляды на значении тех или иных исторических событий, несмотря на то, что это определено в функциях, которые реализуются в процессе образования.
Как известно, образование в нашей жизни выполняет важнейшие функции социализации и профессионализации человека. Отечественные ученные (Бордовская Н. В., Мамонтова С. П., Реан А. А. и др.)-выделяют основные социально-культурные функции образования, к которым относятся следующие:
- образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения студента в мир науки и культуры;
- образование как практика социализации человека и преемственности поколений;
- образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства;
- образование обладает регулятивной функцией;
- образование как основа развития региональных систем и национальных традиций;
- образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
- образование рассматривается в качестве активного ускорителя культурных перемен преобразований в общественной жизни и в определенном человеке (приспособления к среде);
- образование обладает функцией коммуникации, а также разграничения и интеграции [104, 40].
Особенности формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды
Исходя из практической потребности успешной адаптации подрастающих поколений к условиям эффективной жизнедеятельности и к будущей работе в условиях полиэтнической среды, одной из целей современного образования является формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности, как учащихся школ, так и студентов вузов.
Как отмечалось нами ранее, изучению таких понятий как межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность посвящено достаточно большое количество научных работ (А. А. Бодалева, Н. Н. Обозова, Л. А. Петровской, Т. В. Поштаревой, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, Е. Н. Ткач, В. Ю. Хотинец и многих других). Прежде чем перейти к изучению особенностей формирования этих важных личностных качеств, отметим, что понимается под понятием формирование, как межэтнической толерантности, так и коммуникативной компетентности студентов.
Сам термин «формирование» является сложным процессом становления личности под влиянием внешних воздействий обучения, воспитания и социальной среды (Г. М. Коджаспирова). В ходе формирования человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. В результате формирования личности происходит духовное обогащение, освоение новых мотивов и потребностей, их преобразование и подчинение.
Формирование межэтнической толерантности, как отмечает Т. В. Поштарева, это «процесс приобретения индивидом объективных представлений, знаний об этнических группах и их культурах (в том числе и своей), опыта в области межэтнического взаимодействия, способствующих взаимопониманию и консолидации различных народов». Под формированием коммуникативной компетентности, понимают процесс приобретения индивидом способности эффективно устанавливать межличностные отношения с другими людьми, осуществлять гибкое управление процессом взаимодействия, обеспечивать взаимопонимание и разрешения конфликтных вопросов.
На наш взгляд, формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности — это взаимосвязанный комплексный процесс, заключающийся в приобретении студентами коммуникативных навыков взаимодействия с представителями разных этнических групп, учете этических особенностей собеседников по общению.
Процесс формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды вуза, есть длительный процесс становления коммуникативных, перцептивных свойств личности, формирования у студентов знаний о национально-психологических особенностях «своего» и «других» этносов, совершенствование толерантных черт личности, позитивного принятия межэтнического разнообразия своего полиэтнического региона.
Целью формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности в вузе является комплексная система мер по оптимизации межэтнического взаимодействия, становлению навыков межэтнического общения, закреплению социально желательных этнических стереотипов, уже имеющихся в репертуаре студентов, уменьшению нежелательных этнических стереотипов, снижению степени выраженности характеристик, которые мешают установлению согласия между этносами.
Конкретные же задачи должны определяться с учетом возрастных, индивидуальных, этнических особенностей студентов и обязательно принимать во внимание социально-экономическую и политическую ситуацию в регионе. Именно поэтому целесообразно начинать работу по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности со студентами вуза с психологической диагностики их коммуникативной сферы (коммуникативной толерантности, определения коммуникативно-характерологических особенностей и др.) и этнопсихологических особенностей (этнической идентичности, этнических, установок, этнопсихологических стереотипов, этнической толерантности и др.), а также с диагностики межэтнической напряженности в регионе их проживания.
Уровень межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности личности можно определить по целой совокупности показателей, к которым относятся: мотивационный, аксиологический (ценностное отношение к своей национальности), когнитивный (уровень знаний о культуре разных народов, населяющих регион), эмоционально-эстетический (эмоциональный отклик при восприятии произведений народного творчества), операционально-творческий (владение этнокультурой своего народа), поведенческого (поведение при межкультурном взаимодействии).
Специфика формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности слагается из социально-перцептивной готовности к процессу общения с людьми разных национальностей. Реализуется это, прежде всего, в высокой степени понимания, правильного учета своеобразия функционирования этнопсихологических особенностей представителей тех или иных наций, выражающейся в тщательной фиксации и учете:
— потребностей, мотивов и ценностных ориентации представителей конкретных национальных регионов, этническая специфика проявления которых существенно влияет на общение с ними;
— фактов, свидетельствующих о наличии несоответствия между потребностями и мотивами представителей конкретных национальных общностей и функционирующими в общественном сознании населения традиционными нормами делового, политического и межнационального взаимодействия между людьми;
— своеобразия проявления национального самосознания представителей конкретных национальностей.
Формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности является целью полиэтнического образования, условием реализации которого выступает полиэтническая образовательная среда образовательного учреждения [155, 92]. Как указывалось нами в предыдущих параграфах, функция полиэтнической образовательной среды заключается в обеспечении взаимопонимания и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. А для этого необходимо создать определенные условия, которые будут позволять студентам, во-первых, более широко постигать культурные ценности, нормы и образцы поведения своего и других народов, во-вторых, сформировать опыт позитивного межэтнического взаимодействия, и как следствие успешно адаптироваться в среде со смешанным этническим составом населения [45, 255].
Говоря о первом условии, отметим такие объекты окружающей среды краеведческого характера как природа, население и его быт и культура, памятники истории и культуры местного края. Здесь важно также наладить тесные связи с учреждениями культуры и искусства (посещение краеведческих и этнографических музеев, выставочных залов, функционирование кружков, клубов, секций, в основе деятельности которых лежит этнический аспект и др.), с общественными организациями (диаспорами, культурными центрами и др.), с профессиональными и любительскими коллективами (ансамбли и др.), принимать участие в разнообразных акциях и мероприятиях, способствующих консолидации общества, воспитанию в духе мира и взаимопомощи [45, 257].
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано вместе с тем обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации вуза, в ходе которой оптимально решаются задачи полиэтнического образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности.
Особая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.
В условиях полиэтнического региона одной из задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, наличие в библиотеках достаточного информационно-познавательного материала этнокультурной направленности (например, национальная художественная литература, разнообразный этнографический материал и др.).
Содержание, организация и методы экспериментального исследования
В соответствии с планом исследовательской работы нами было проведено экспериментальное исследование. Целью исследования являлось изучение особенностей формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов в условиях полиэтнической образовательной среды.
В качестве объекта экспериментального исследования выступили межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность будущих психологов.
Предметом экспериментального исследования являлся процесс формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у будущих психологов в условиях полиэтнической образовательной среды. С помощью специально разработанной и апробированной формирующей программы совершенствовать у студентов коммуникативные свойства личности (коммуникативные склонности, коммуникативные умения и навыки, коммуникативную толерантность); обеспечить необходимыми знаниями об этнопсихологических особенностях «своего» и «других» этносов; способствовать становлению толерантных черт личности (эмпатии, согласия, понимания и чувствительности партнера), позитивного принятия межэтнического разнообразия своего полиэтнического региона.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что процесс формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся в полиэтнической образовательной среде, будет эффективным, если в образовательном процессе вуза:
— создать условия для развития у студентов понимания других этносов и формирования толерантного отношения к ним;
— использовать методы активного социально-психологического обучения с целью формирования у студентов межэтнической толерантности, коммуникативных навыков и умений эффективного межэтнического взаимодействия;
— разработать, экспериментально проверить и внедрить в практику комплексную программу по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования для проверки выдвинутой гипотезы нами решались следующие основные задачи исследования:
— экспериментально исследовать уровень развития межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды;
— разработать и апробировать в образовательном процессе вуза комплексную программу по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов;
— осуществить итоговую психологическую диагностику уровня межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у студентов-психологов после внедрения комплексной формирующей программы в образовательный процесс вуза;
— сформулировать практические выводы, вытекающие из проведенного диссертационного исследования.
Психолого-педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Задачами констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента явилось определение актуального уровня развития у студентов-психологов межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности; установление взаимозависимости уровней развития межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности; разработка комплексной программы по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов, обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды. Констатирующая часть экспериментального диссертационного исследования охватывала период с октября 2007 года по ноябрь 2008 года. Исследовательская работа проводилась как со студентами экспериментальной (студенты СахГУ), так и контрольной (студенты СГА) групп.
Задачами формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента выступила апробация комплексной программы по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов в образовательный процесс вуза. Осуществлялся формирующий этап эксперимента в течение 2008 — 2009 учебного года в Сахалинской области на факультете психологии СахГУ со студентами, обучающимися по специальности «Педагогика и психология». В эксперименте принимали участие студенты 4 курса (60 человек) в возрасте от 19 до 22 лет.
Задачей контрольного этапа психолого-педагогического эксперимента явилось определение статистически значимых сдвигов в уровнях развития межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов в контрольной и экспериментальной группе до и после апробации комплексной программы по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов. В течение 2009 - 2010 гг. проводился контрольный срез, обрабатывались результаты.
С целью контроля эффективности разработанной и апробированной комплексной формирующей программы, из общего числа студентов, участвовавших в психолого-педагогическом эксперименте (123 человека), были сформированы две группы контрольная и экспериментальная. В контрольной группе принимало участие 63 студента Современной гуманитарной академии (9 юношей, 54 девушек), в экспериментальной группе участвовало 60 студентов Сахалинского государственного университета (5 юношей, 55 девушек). Средний возраст испытуемых составил 20,5 лет.
Общие социально-демографические данные студентов, принявших участие в5 психолого-педагогическом экспериментальном исследовании, представлены в таблице 1.
С целью формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов нами была разработана комплексная программа «Диалог культур: традиции и перспективы». Основными принципами программы стали: принцип единства сознания и деятельности, детерминизма, принцип личностно-ориентированного и этнокультурного взаимодействия субъектов в полиэтнической образовательной среде. В ходе реализации комплексной программы со студентами был прочитан спецкурс «Межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность личности в полиэтнической образовательной среде» (76 часов), проведен социально-психологический тренинг по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности личности (26 часов), а также научно-исследовательская работа со студентами проблемной группы «Содружество» и другие мероприятия (конкурс «Сахалин многонациональный», круглый стол «Проблема толерантности в молодежной среде Сахалинской области» и др-)
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение
Констатирующая1 часть экспериментального диссертационного исследования охватывала период с октября 2007 года по ноябрь 2008, года. Исследовательская работа проводилась как со студентами экспериментальной (студенты СахГУ), так и контрольной (студенты СГА) групп. Полученные нами в ходе диссертационного исследования экспериментальные данные подвергались анализу, математической обработке и обсуждению. На- данный момент не существует стандартизированных методик по выявлению коммуникативной компетентности, по этому наше исследование проводилось по методикам: «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой; методике, предназначенной для оценки коммуникативных и организаторских склонностей Б. А. Федоришина; методике измерения этнокультурных установок Н. Д. Эристави и методике для диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко. Полученные данные представлены в таблице 3.
Из приведенной выше таблицы, мы видим, что студенты-психологии обоих групп имеют средний уровень развития социальной толерантности (экспериментальная группа - 26,3 балла, контрольная группа - 27,3 балла) и толерантности как черты личности (экспериментальная группа - 26 балла, контрольная группа - 27,2 баллов), ниже среднего уровень развития этнической толерантности (экспериментальная группа - 24,5 балла, контрольная группа - 25,2 балла).
Показатель социальной толерантности у студентов в нашем исследовании определяется как склонность терпимо и уважительно относиться к людям из разных социальных общностей, проявляемую в отношении различных социальных групп, а также по отношению к некоторым социальным процессам (миграциям, кризисам и др.). Это говорит о том, что для студентов, обучающихся по специальностям социально-гуманитарного цикла, в частности для психологов, свойственны ориентированность на субъект-субъектные отношения в сфере профессий «Человек-человек», с чем и связано развитие социальной толерантности.
Средний уровень развития такого показателя как «толерантность как личностная черта» указывает на наличие у студентові обеих групп средне выраженных личностных черт, осознаваемых положительных установок и позитивных убеждений, которые определяют а) готовность личности воспринимать явления национальной жизни и межэтнических отношений и соответственно этому восприятию действовать в конкретной ситуации; б) открытое позитивное отношение к другим людям; в) активную нравственную позицию и психологическую готовность к межличностным взаимодействиям.
Уровень развития этнической толерантности на данных выборках свидетельствует о наличии как положительных, так и отрицательных установок в отношении людей, принадлежащих к разным этническим группам. Мы предполагаем, что средне низкий уровень толерантности у студентов вуза может быть вызван как возрастными особенностями студентов (юношеский максимализм), так и высоким уровнем миграции в область. Так, по неофициальным данным, ежегодно на территорию Сахалинской области прибывают более двух тысяч мигрантов. В результате этого возникают определенные проблемы: мигранты уклоняются от уплаты налогов, деформируется рынок труда, снижается уровень заработной платы местного населения, происходит нелегальный вывоз валюты за границу Российской Федерации и др. Все это способствует национальной и религиозной розни и приводит к развитию интолерантности в обществе. Тем более, если речь идет о таких процессах вусловиях замкнутого островного пространства.
По шкале поведения; в конфликтной ситуации (Методика; измерения этнокультурных установок Н; Д.. Эристави) испытуемые показали средний результат (экспериментальная? группа - 9,9 баллов, контрольная группа - 9,6 баллов); что говорит об их способностях в; некоторых ситуациях конструктивно разрешать межэтнические конфликты. Однако,, чаще всего испытуемые выбирают такие стратегии; поведения, в; конфликтных ситуациях как избегание и приспособление,.реже всего сотрудничество компромисс.
Уровень развития, способности к разрешению межэтнических конфликтов у студентов; выше среднего (экспериментальная группа - 22,3 балла, контрольная группа - 21,2 балла), что является: немаловажным. требованием в профессиональной подготовке психолога и проявляется в стремлении испытуемых к культурному обмену и взаимодействию в процессе межкультурного взаимодействия.
По І шкале: коммуникативные склонности (Анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей, предложенная Б. А. Федоришиным); студенты экспериментальной (11 баллов) и контрольной групп (10,2 балла) показали средний уровень. Что говорит, о том что они стремятся; к; контактам1 с людьми, не ограничивают круг своих знакомств отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой- устойчивостью, . как например, установление доброжелательного психологического контакта, учета особенностей объекта коммуникативного воздействия, выбора адекватных ситуаций и способов передачи информации.
Результаты диагностики коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), показали, что студенты-психологи обеих групп имеют средне низкие показатели (экспериментальная группа - 56 баллов, контрольная группа - 55,3 баллов). Данные показатели свидетельствуют о том, что студентам не во всех ситуациях взаимодействия свойственны уравновешенность в общении, способность к самоконтролю и самокоррекции; способность подстроиться под партнера по общению и др. Для профессиональной деятельности будущего педагога-психолога, высокий уровень развития коммуникативной толерантности очень важен, в связи с чем возникает необходимость её формирования в образовательном процессе вузе.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что в условиях полиэтнической образовательной среды в рамках традиционного обучения у , студентов-психологов обеих групп уровень развития межэтнической толерантности (способности терпимо и уважительно относится к другим этническим группам, способности разрешать межэтнические конфликты) и коммуникативной компетентности (коммуникативные склонности, коммуникативной толерантности) находится на не высоком уровне. Для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в полиэтническом регионе необходимо формировать у студентов-психологов данные личностные качества. Полученные данные послужили основанием для разработки программы с использованием новых форм, способов и средств учебного процесса, направленных на формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности.
Второй этап психолого-педагогического эксперимента заключался в апробации комплексной программы по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов в образовательном процессе ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет».
Для оценки эффективности внедрения разработанной комплексной программы «Диалог культур: традиции и перспективы» со студентами вуза на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента была проведена повторная психологическая диагностика.