Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие духовной культуры муниципальных служащих Давлетяров Арман Илюбаевич

Развитие духовной культуры муниципальных служащих
<
Развитие духовной культуры муниципальных служащих Развитие духовной культуры муниципальных служащих Развитие духовной культуры муниципальных служащих Развитие духовной культуры муниципальных служащих Развитие духовной культуры муниципальных служащих
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давлетяров Арман Илюбаевич. Развитие духовной культуры муниципальных служащих : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Давлетяров Арман Илюбаевич; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2008.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/97

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Необходимость изучения духовной культуры муниципальных служащих продиктована двумя обстоятельствами.

Во-первых, в связи с глобальными социально-экономическими и политическими изменениями в стране произошла потеря смыслообра-зующих ценностей, растрата духовного опыта прошлых поколений, возросла доминанта материального успеха, но не духовного совершенствования. Вследствие этого граждане страны испытали и продолжают испытывать особое состояние фрустрированности, вызванное отсутствием ключевых духовных жизненных ориентиров, осознанием неконтролируемости жизненных событий и собственной незначимости как субъектов общественной жизни. Достижение относительной социальной и экономической стабильности в стране в последние годы позволило выдвинуть на первый план вопросы духовного роста современного российского общества. Особая роль здесь отводится служащим органов государственного и муниципального управления. Являясь представителями государственной власти, они, по сути, выступают для граждан страны гарантами стабильности, благополучия и возможностей для активной, деятельной жизни, которые обеспечивает государство. В то же время, являясь носителями социо-культурных нормативов общества и руководствуясь в своей деятельности общечеловеческими морально-нравственными принципами, муниципальные служащие могут задавать населению культурный образец современного российского гражданина.

Во-вторых, каждый муниципальный служащий является сотрудником административного органа управления. На сегодняшний день в практике управления кадровый подход сменяется подходом управления человеческими ресурсами. Муниципальный служащий не должен выступать винтиком, выполняющим отдельную функцию в работе большого механизма. В противном случае мы имеем формальное выполнение чиновниками всех функциональных обязанностей, которые не отражаются на общем благополучии населения (но в ряде случаев заметно отражаются на благополучии чиновника). Муниципальные служащие -это наиважнейший ресурс органов муниципального управления, обладающий широким спектром наличных и потенциальных возможностей, реализация которых сделает действенной систему муниципального управления. В этом случае, говоря о развитии духовной культуры му-

ниципальных служащих, мы говорим о развитии человеческого капитала муниципального управления, где каждый субъект руководствуется в своей самореализации высшим ориентиром - акме.

Состояние разработанности проблемы исследования. Несмотря на значительное число работ, посвященных изучению феномена духовной культуры, это понятие до сих пор не имеет категориальной закрепленности в научной литературе. Традиционно данная проблема рассматривалась в рамках философского, теологического, этического подходов. Акмеологи-ческая наука обратилась к рассмотрению духовной культуры как неотъемлемому элементу описания всех сложных взаимоотношений человека в его неразрывной связи с миром. Понятие духовной культуры выступает для исследователей тем единым основанием, которое позволяет углубленно подойти к таким единицам анализа психического мира человека, как «смысл», «переживание», «значение», «самость», «ценность», «символ», «образ мира», «Я-концепция», «саморазвитие», отражающие взаимосвязанные стороны его жизнетворчества.

Проблема духовной культуры стала объектом размышлений таких исследователей, как А.Г.Асмолов, Н.А.Бердяев, Б.С.Братусь, Л.П.Буева, Ф.Е.Василюк, А.И.Зеличенко, В.П.Зинченко, И.М.Ильичева, М.С.Каган, Р.Л.Лившиц, В.А.Пономаренко, П.В.Симонов, В.С.Соловьев С.Л.Франк, В.Н.Шевченко и др.

В настоящее время важнейшей задачей является не только определение сущности духовной культуры и выявление ее динамики по мере профессионализации личности, но и определение возможностей оптимизации процесса развития духовной культуры муниципальных служащих.

Цель исследования: выявить акмеологические особенности и условия развития духовной культуры муниципальных служащих и пути оптимизации исследуемого процесса.

Объект исследования: структура и функции духовной культуры муниципальных служащих.

Предмет исследования: акмеологические особенности развития духовной культуры муниципальных служащих.

Гипотеза исследования: духовная культура муниципального служащего представляет собой системное, экзистенциальное качество социально зрелой, акмеологически ориентированной личности. В процессе развития духовной культуры происходит наполнение служащим своей профессиональной деятельности нравственным смыслом, понимание своего долга, осознание высокой социальной значимости своего труда. Ду-

ховная культура выступает основанием для выбора способа осуществления профессиональной деятельности и проявляет себя в плоскости отношений муниципального служащего с миром, с окружающими людьми и отношения к самому себе. Задачи исследования:

  1. Обобщить основные подходы к исследованию духовной культуры муниципальных служащих.

  2. Уточнить сущностную характеристику и структуру духовной культуры муниципальных служащих.

  3. Определить критерии, показатели и уровни развития духовной культуры муниципальных служащих.

  4. Осуществить акмеологический анализ результатов эмпирического исследования развития духовной культуры муниципальных служащих.

  5. Составить алгоритм оптимизации процесса развития духовной культуры муниципальных служащих.

Методологической основной исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых: философов, социологов, психологов, акмеологов, специалистов в области управления государственной службы; общенаучные принципы единства науки и практики, системности, методологические положения акмеологического и личностного подходов.

Теоретической основой исследования выступают научные работы, рассматривающие вопросы: общей акмеологии и профессионализма (К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, А.А. Бодале-ва, Л.С. Выготского, А.А. Деркача, В.П. Зинченко, Е.А. Климова, П.А. Корчемного, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, К.К. Платонова, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, А.А. Реана, И.Н. Семенова, Е.А. Яблоковой, М.Г. Ярошевского и др.); теории и практики развития духовной культуры личности (О.С. Анисимова, Г.Г. Габуния, А.И. Зеличенко, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Н.А. Коваль, Д.А. Леонтьева, Ю.А.Огородникова, В.А. Пономоренко, Е.А. Сусловой, А.К. Уледова, В.Д. Шадрикова, В. Франкла, Э. Фромма и др.); культуры труда и профессиональной культуры личности (С.А. Анисимова, Г.В. Безродной, Н.Н. Зарубиной, Ю.П. Исаева, Н.И. Кузьминова и др.); психологии профессиональной деятельности государственных служащих (В.Г. Асеева, О.С. Анисимова, В.М. Герасимова, А.А. Деркача, А.С. Гусевой, В.Г. Зазыкина, Л.Г.

Лаптева, В.Г. Михайловского, А.Ю. Панасюка, И.Н. Семенова, Е.А. Сусловой, А.П. Федоркиной, Е.А. Яблоковой и др.)

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; психологические методы: анкетирование, направленное на выявление представлений государственных служащих о состоянии духовной культуры российских чиновников; методика определения личностной направленности И.Д. Егорычевой; тест смысложизненных ориентации Д.А.Леонтьева; самоактуализационный тест Л. Я. Гозмана, М.В. Кроза; методика ценностных ориентации М. Рокича; опросник «Социально-психологический анализ индивидуальных моделей мира» Г.Н. Ма-люченко, В.В. Смирнова; методы математической статистики; психолого-акмеологическое проектирование условий развития духовной культуры муниципальных служащих.

Эмпирическую базу работы составили результаты исследования психолого-акмеологических условий развития духовной культуры муниципальных служащих. Выборочная совокупность исследуемых составила 60 человек в возрасте от 27 до 54 лет (из них 24 мужчины и 36 женщин), в том числе:

муниципальные служащие администраций Балашовского, Романовского, Самойловского районов Саратовской области - 30 человек;

муниципальные служащие префектур Северо-Восточного, Южного и Юго-Восточного административных округов г. Москвы. - 30 человек.

Этапы исследования

На первом этапе (2005 - 2006 г.) был проведен анализ литературы по проблеме исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разработан ход констатирующего эксперимента, подобраны диагностические средства и группы испытуемых.

На втором этапе исследования (2006 -2007 г.) проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась обработка и анализ полученных данных. По результатам экспериментального исследования была разработана программа формирующего эксперимента.

На третьем этапе исследования (2007 - 2008 г.) проводился формирующий и контрольный эксперимент, результаты которого обработаны и проанализированы. На основании всех полученных результатов были сделаны обобщающие выводы по работе.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, н их научная новизна

Обобщены основные подходы к пониманию духовной культуры муниципальных служащих. В каждом рассмотренном подходе духовная культура связывается с отдельной стороной жизнедеятельности человека: религиозно-церковной жизнью и стремлением к познанию высшей реальности (религиозный подход); общественной жизнью и направленностью на созидательно-преобразующую деятельность (социологический подход); системой ценностей, целей и смыслов человека и их проявлениями в его деятельности (аксиологический подход); системой отношений человека к миру, с миром и себе в мире (экзистенциально-гуманистический подход). В исследовании применен акмеологический подход, наиболее полно и системно раскрывающий изучаемое явление: отдельные стороны духовной культуры, раскрытые в других подходах, интегрируются и анализируются сквозь призму содержания профессиональной деятельности муниципального служащего, его развития и самосовершенствования, направленного на оптимальное функционирование в системе профессиональных отношений, отстаивание интересов государства и гражданина.

Уточнена сущностная характеристика духовной культуры муниципальных служащих. Доказано, что духовная культура служащего органов муниципального управления есть результат его собственного развития и самосовершенствования. Содержание духовной культуры составляет совокупность качеств сознания и деятельности, проявляющихся в способности муниципального служащего выходить за пределы безусловно необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями бытия, строить свою жизнь в соответствии с представлениями о назначении человека, его достоинстве и совершенстве, противостоять давлению, оказываемому извне. В профессиональной деятельности духовная культура отражает способность работника осуществлять свою работу на основе устойчивых нравственных ценностей, стремление к непрерывному профессионально-личностному совершенствованию и творческой самореализации. Показано, что в основе процесса развития духовной культуры профессионала лежит активная деятельность субъекта труда по раскрытию личностного смысла профессии.

Определены уровни развития духовной культуры муниципальных служащих: 1) предметный или внешний уровень (привнесение человеком в свою жизнь предметных атрибутов духовности); 2) инструментальный уровень (проявления духовности есть средства достижения конкретных

целей, заданных человеком); 3)смыслового уровня (духовность есть фундамент, основа профессиональной позиции человека и способа его жизнедеятельности).

Осуществлен акмеологический анализ результатов эмпирического исследования развития духовной культуры муниципальных служащих. Выявлено, что в среде муниципальных служащих не выработано единого понимания природы и значимости духовной культуры. При убеждении многих служащих в том, что духовная культура составляет морально-нравственное основание их профессиональной деятельности и жизни в целом, среди муниципальных служащих присутствуют мнения о том, что духовная культура ограничивается общекультурными или религиозными воззрениями человека, которые в минимальной степени отражаются на результатах его труда. Доказано, что возможности для развития духовной культуры муниципальных служащих заложены внутри их личности. Эмпирические данные показали, что по мере профессионального развития и самореализации происходит изменение их ценностно-смысловой сферы, формируется представление о контролируемости жизненных событий и прежде всего о значении собственной активности в реализации жизненных планов.

Составлен алгоритм оптимизации процесса развития духовной культуры муниципальных служащих, который предполагает последовательную актуализацию действия следующих факторов: а) внешних по отношению к личности муниципальных служащих и их профессиональной деятельности (социально-экономические, политические, общекультурные и национальные особенности того государства, к органам управления которого принадлежат служащие); б) заложенных внутри профессиональной деятельности (ее содержанием, целями); в) связанных с индивидуально-психологическими особенностями личности служащих (уровень профессиональной компетенции, особенности профессиональных устремлений и перспектив профессионального развития и т.д.).

Практическая значимость работы заключается в описании условий и факторов, а также в разработке алгоритма оптимизации развития духовной культуры муниципальных служащих, предполагающего движение от широких общественных условий к модернизации системы профессиональной подготовки и стимулированию личностной активности каждого служащего. Разработана программа развивающих занятий, в процессе реализации которой создаются особые условия, способствующие становлению активной, творческой, самостоятельной жизненной позиции, определению

служащими своего внутреннего потенциала, раскрытию личностного смысла своей профессиональной деятельности как основания формируемого духовного отношения к миру.

Сформулированные в работе научно-практические рекомендации могут быть использованы как в процессе профессиональной подготовки служащих, так и в организации деятельности органов муниципального управления.

Положения, выносимые на защиту 1. Применение акмеологического подхода позволяет определить развитие духовной культуры муниципальных служащих как процесс и результат его личностного и профессионального самосовершенствования, детерминируемого активной смыслопостигающей и смыслообразующей деятельностью субъекта труда.

2. Духовная культура муниципального служащего имеет системное
строение, образованное тремя плоскостями отношений личности профес
сионала, определяющих характер его жизнедеятельности: подсистема от
ношений с миром (плоскость «Я - Мир»), подсистема отношений с окру
жающими людьми (плоскость «Я - другой») и подсистема .отношений к
самому себе (плоскость «Я - Я»).

  1. Развитие духовной культуры муниципальных служащих носит по-уровневый характер: 1) предметный или внешний уровень - на котором человек привносит в свою жизнь предметные атрибуты духовности или начинает демонстрировать определенные действия, исполнение которых также связывается в сознании людей с высоким уровнем духовного развития; 2) инструментальный уровень - на котором проявления духовности есть средства достижения конкретных целей, заданных человеком; Ъ)смысловой уровень — на котором духовность есть фундамент, основа позиции человека и способа его жизнедеятельности.

  2. Развитие духовной культуры муниципальных служащих определяется комплексным воздействием трех групп факторов. Первую группу составляют внешние факторы, которые определяются социально-экономическими и политическими условиями, способствующими оптимизации взаимодействия органов муниципального управления с населением: создание действенной нормативно-правовой базы, пересмотр стандартов высшего профессионального образования по специальностям государственного и муниципального управления, государственная пропаганда работы органов муниципальной службы. Вторую группу составляют факторы, заложенные в самом процессе деятельности муниципальных служащих:

прежде всего это четкое определение целей, задач, функций, прав и границ полномочий. Третью группу составляют внутриличностные факторы, которые определяют возможности профессионального развития и саморазвития муниципального служащего: уровень сформированное и гармоничность ценностно-смысловой сферы личности, ведущие мотивы деятельности, устойчивые формы взаимодействия с окружающими людьми.

5. Алгоритм оптимизации развития духовной культуры муниципальных служащих представляет собой движение от социокультурного и общественного уровня (формирование социокультурного контекста) к уровню профессиональной деятельности (модернизация высшего профессионального образования и подготовки муниципальных служащих), а затем личностному уровню профессионала (посредством создания службы психолого-акмеологического сопровождения деятельности муниципальных служащих).

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена научной аргументированностью теоретических положений, не противоречащих имеющимся научным достижениям; использованием стандартизированных взаимодополняемых исследовательских методик; сравнением результатов, полученных с использованием лонгитюдного метода и метода поперечных срезов; применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2008г. Материалы исследования отражены в публикациях общим объемом 1 п.л. и могут быть использованы при разработке мероприятий по оптимизации развития духовной культуры муниципальных служащих.

Структура и объем диссертации Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, в том числе на иностранном языке, таблиц, рисунков, приложений.

Похожие диссертации на Развитие духовной культуры муниципальных служащих