Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Вишнякова Наталия Федоровна

Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии
<
Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вишнякова Наталия Федоровна. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 : Москва, 1996 394 c. РГБ ОД, 71:97-19/20-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основы развития креативности в акмеологии

1.1. Креативность как научная проблема 18

1.2. Методологические подходы к исследованию креативности 30

1.3. Категория креативности в акмеологии 44

1.4. Креативность как личностная категория 58

1.5. Креативность как процесс развития 72

Глава 2. Основные тенденции развития профессиональной акмеологии

2.1. Современное состояние проблемы профессиональной акмеологии 83

2.2. Профессиональная акмеология и ее взаимосвязь с педагогической психологией 89

2.3. Особенности акмеологического периода самоактуализацйи и развития творческой индивидуальности 101

Глава 3. Эмпирическое исследование креативности в профессиональной акмеологии

3.1. Методика и этапы экспериментального исследования креативности 108

3.2. Диагностика и создание тестовой методики на определение уровня креативности взрослой личности 123

3.3. Исследование динамики развития ' креативности в профессиональной акмеологии 155

Глава 4. Становление и развитие креативной акмеологии как новой отрасли знаний

4.1. Становление креативной акмеологии как новой отрасли знаний 195

4.2. Тенденции и закономерности развития креативной акмеологии 206

4.3. Принципы креативного обучения и воспитания 219

4.4. Специфика инновационного процесса в креативной акмеологической практике 235

4.5. Акмеологические проблемы формирования профессионального творчества 248

Глава 5. Управление творческим процессом в креативной акмеологии

5.1. Рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом 261

5.2. Моделирование косвенного управления процессом обучения 269

5.3. Психологические особенности косвенного управления процессом воспитания 295

Заключение 306

Библиография 315

Приложения 337

Введение к работе

Актуальность исследования психологических основ развития креативности в профессиональной акмеологии определяется социальной и практической значимостью проблемы самосовершенствования творческой личности взрослого человека и его самоактуализации в профессиональной деятельности. Необходимость изучения проблемы креативности в профессиональной акмеологии объясняется прежде всего возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность во всех сферах производства и недостаточной разработанностью психологических основ

*

развития креативности в акмеологии.

Социальная значимость изучения психологических закономерностей креативности в период творческой зрелости специалиста обусловливается тем, что, во-первых, она определяет продуктивно-созидательную направленность личности и составляет основной стержень ее социальной ориентации в жизни, во-вторых, является базовым детерминантом профессионального творчества и, в-третьих, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в социальной

сфере.

Методологической основой исследования явились научные идеи ученых в следующих областях: акмеологии — Б.Г.Ананьева, В.М.Бехтерева, ААБодалева, А.А.Деркача, Н.В.Кузьминой, В.Н.Мясищева, М.М.Ковалевского, Н.А.Рыбникова и др.; психологии творчества — Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, В.Н.Пушкина, И.М.Розет, О.К.Тихомирова, М.Г.Ярошевского и др.; педагогической психологии — В.ВДавыдова, И.В.Дубровиной, И.А.Зимней, А.Б.Орлова, В.В.Рубцова, Д.И.Фельдштейна, М.Я.Якиманской и др.; психологии высшего образования — Л.А.Кандыбовича, А.К.Марковой, Н.Н.Нечаева, А.Т.Ростунова, С.Д.Смирноваті др.

Исследования креативности в психологии творчества в соответствии с их направленностью объединяются в две группы:

концептуальные, ориентированные на изучение проблемы создания общепсихологической теории творчества на основе интеграции социально значимых результатов исследования, — Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров и др.;

эмпирические, направленные на выявление интеллектуальной активности, личностных характеристик и способностей к творческой деятельности, — Д.Б.Богоявленская, Д.Н.Завалишина, Т.Б.Климин, А.Ю.Козырева, Л.М.Попов, И.М.Розет, В.А.Романец и др.

Наряду с глубокими исследованиями проблемы креативности в психологии творчества следует признать, что эти достижения в области профессиональной акмеологии относительно скромны. К тому же эти исследования недостаточно подкреплены экспериментальными данными и их обобщениями, без которых невозможно познать психологические особенности и механизмы становления творческой зрелости специалиста.

Более того, на современном этапе становления концептуальных основ акмеологии произошло некоторое отставание профессионального образования от психологической науки, что является одним из самых парадоксальных последствий синергетической взаимообусловленности кризиса образования и изменения парадигмы развития фундаментальных наук. Парадокс современного состояния образования заключается в том, что фундаментальные исследования в психологической науке не всегда востребованы в профессиональной практической деятельности специалиста.

Авторитет высшего образования в определенной мере снижается, а стремление личности к базовым знаниям и интерес к традиционному

обучению падают во всем цивилизованном мире.

Ориентированность традиционной системы профессионального образования на прошлый исторический опыт является одной из причин его кризиса. Творческое обучение и самовоспитание являются альтернативными по отношению к традиционной системе образования. Они ориентируют личность на проектную детерминацию будущего и требуют в силу этого кардинально новых научных и практических подходов.

Вскрыв существующие противоречия, определив социальный заказ общества на творческую личность и обобщив накопленный опыт, можно аргументированно раскрыть психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии, репрезентативно доказав ее роль в формировании творческой зрелости личности в процессе ее самоактуализации. Таким образом, в данной работе креативность исследуется не только как феномен мышления, но и как интегрированная личностно-созидательная категория профессиональной акмеологии. Она развивается в процессе самоактуализации в период становления творческой зрелости

специалиста.

Творческий подход к акмеологии, осуществленный в данном исследовании, позволяет выделить новую отрасль научного знания и условно назвать ее "креативная акмеология". Творческое развитие взрослой личности

в инновационной системе креативной акмеологии основано на проектной

детерминации личностных резервов, включая психологическое про-

гнозирование в процессе познания перспектив личностного роста, уровня

и качества творческого потенциала с целью формирования творческой зрелости специалиста.

Объектом исследования является взрослая личность в период становления ее творческой зрелости.

Предмет исследования — концептуальные основы развития креативности как интегрированной личностно-созидательной категории профессиональ-

ной акмеологии.

Цель исследования — разработка психологических основ развития креативности в процессе самоактуализации личности в период становления ее творческой зрелости и эмпирическая апробация их в инновационной практике.

Задачи исследования.

1. Теоретические:

1.1. Проанализировать методом сопоставительного историко-методологического анализа основные научные позиции и взгляды специалистов в области акмеологии и психологии творчества на проблему

развития креативности у взрослой личности в профессиональной

деятельности.

1.2. Определить методологические подходы к изучению категории

креативности в акмеологической науке, изучить особенности современного

состояния и тенденции креативного развития взрослой личности в профессиональной акмеологии. Обосновать креативность как интегрированную многоуровневую личностно-созидательную категорию, выявив

диалектическую трехмерность ее структуры.

  1. Изучить основные тенденции развития креативной акмеологии как новой отрасли знаний, выявить закономерности и принципы творческого обучения и самовоспитания в период творческой зрелости специалиста в процессе самоактуализации личности в акмеологической практике.

  2. Раскрыть содержание категориально-понятийного аппарата креативной акмеологии: "креативная личность", "творческий потенциал", "творческая и интеллектуальная активность", "рефлексивная креативность", "творческая индивидуальность", "креативный процесс и развитие", "самоактуализация", "творческая зрелость".

  3. Смоделировать основные этапы рефлексивного управления творческим процессом обучения и воспитания с позиции креативной акмеологии.

2. Эмпирические:

2.1. Выявить основные показатели креативности и определить
корреляцию между теми специфическими особенностями личности,
которые могут иметь непосредственное отношение к проявлению

креативности в профессиональной деятельности, изучить специфику и динамику их развития.

2.2. Экспериментально разработать систему выявления уровня творческих
способностей личности и построения психологического креативного
профиля для ее сравнительной характеристики, составления корреля
ционных плеяд для социальных групп, созданных по профессиональным и
личностным признакам с целью нахождения общих факторов креативности.

\

2.3. Раскрыть в процессе экспериментального исследования особенности

креативной личности в связи с этапами ее формирования; определить индивидуальные детерминанты творческой зрелости, профессионально-

творческого развития и саморазвития личности.

2.4. Экспериментально апробировать разработанный автором комплекс
инновационных учебных программ.

Гипотеза исследования:

Креативность как интегрированная многоуровневая личностная
категория акмеологии, характеризующаяся диалектической трехмерностью
ее составляющих: процессуальной, результативной и личностной, является
созидательным источником творческой зрелости специалиста в процессе
самоактуализации.

Развитие креативности способствует становлению творческой зрелости специалиста в процессе самоактуализации личности и достижению им личностной, профессиональной и духовной вершин (акте). При высоком уровне самоактуализации креативной личности творческая зрелость специалиста является более устойчивой, продуктивной и продолжительной в жизненной реальности.

На основе реально существующей взаимосвязи профессиональной акмеологии и психологии творчества, в качестве основного предмета исследования которых выступает креативная личность, открывается перс-пектива создания новой отрасли психологических знаний — "креативная акмеология".

В акмеологической практике оптимальной является система косвенного управления творческим процессом с позиции рефлексивно-креативного подхода.

Методы исследования.

1. Теоретико-методологические: сопоставительный историко-мето-дологический анализ; системно-структурное моделирование, включающее сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизацию, аналогию и классификацию позиций представителей различных научных школ.

  1. Психолого-диагностические: мониторинговый метод исследования, включающий диагностику с целью выявления творческих способностей, личностных особенностей и коррекции креативного развития взрослой личности в процессе инновационного обучения; лонгитюдный метод исследования, состоящий из обследования студентов педвузов и учителей -новаторов Республики Беларусь на протяжении ряда лет (1988—1996 гг.). На основе общей выборки (1191 испытуемый) выялялись закономерности, психологические особенности креативности и динамика ее развития. Применялись методы психологического наблюдения и диагностики, включавшие проективные и стандартизированные тесты; экспертные оценки специалистов; созданная автором диагностическая методика "Креативность"; тренинги как активная форма группового рефлексивного обучения и психокоррекции индивидуального саморазвития.

  2. Статистическая обработка и анализ данных исследования.

Достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, опорой на современные теории в акмеологии и психологии; адекватностью методов исследования его целям и задачам; сопоставительным анализом теоретического материала и опыта, выводами исследования, сделанными на основании качественного и количественного анализа экспериментальных данных, репрезентативных выборок в процессе эмпирической апробации разработанного комплекса программ по про-фессиональной и креативной акмеологии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

  1. Впервые концептуально обоснована интегрированная многоуровневая личностно-созидательная категория креативности в профессиональной акмеологии. Исследованы основные закономерности креативности, выявлена ее диалектическая трехмерность с процессуальной, результативной и личностной позиций. Дифференцированы содержательные и критериальные уровни категории креативности.

  2. Исследованы психологические основы развития креативности как категории профессиональной акмеологии на разных уровнях: теоретико-методологическом, экспериментальном и верификационном. Проанализи-

рованы методологические подходы и психологические предпосылки изучения креативности, отраженные в синергетической тенденции саморазвития, аксиологической рефлексии, включающей ключевые ценности креативности, и выявлены основные закономерности ее развития. Выделены личностные факторы, которые, реализуясь в креативном процессе, верифицируются в креативном результате в ходе самоактуализации креативной личности.

  1. Выявлены основные тенденции современного состояния проблемы профессиональной акмеологии как науки о закономерностях развития взрослой личности, расширена сфера изучения возрастных этапов достижения акте в период творческой зрелости специалиста в процессе его самоактуализации.

  2. Впервые на основании проведенного сопоставительного теоретико-методологического анализа и эмпирического исследования аргументированно обосновано введение новой отрасли знаний, условно обозначенной нами как "креативная акмеология". Она рассматривается как полиструктурное, социально детерминированное творческое образование, функ-

ционирующее в созидательной акмеологической системе. Обобщены и

проанализированы достижения психологии творчества и педагогической психологии в аспекте акмеологической науки.

5. Разработаны и обоснованы основные тенденции становления и раз-

и \j

вития креативной акмеологии, определен ее понятийно-категориальный аппарат. Охарактеризованы основные категориальные понятия креативной акмеологии: "креативная личность", "творческая и интеллектуальная активность", "творческий потенциал", "творческая зрелость", "творческая индивидуальность" и сферы их самоактуализации: инновационный процесс освоения новшеств, представляющий собой сложное динамическое новообразование, выражающееся в модернизации, модификации, рационализации и изобретении инновационных технологий.

6. Обоснован креативно-рефлексивный подход к управлению творческим процессом, выявлены оптимальные условия, этапы и инновационные методы косвенного управления им. Экспериментально доказаны творческие

возможности и перспективы косвенного управления инновационной практикой. Построены модели поэтапного косвенного управления обучением и воспитанием будущих специалистов в функциональном, структурном и динамическом аспектах.

7. Выявлены критериальные уровни креативности в процессе творческой зрелости личности и ее доминирующие ориентации.

Теоретическая значимость результатов проведенного исследования состоит также в том, что оно вносит вклад в развитие акмеологии как науки и как инновационной практики, изучая взрослого человека в период

достижения им вершин творческой зрелости.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. Впервые разработана комплексная тестовая методика "Креативность", которая является валидной экспресс-диагностикой творческих способностей личности. Экспериментально полученная диагностическая информация дает возможность определять креативный профиль личности, который позволяет наглядно выявить не только уровни креативных факторов, но и зависимости между ними. Тест дает возможность интерпретировать механизмы психической регуляции на основе предпочтения жизненных ситуаций испытуемым и выявить искомые количественные и качественные параметры креативности личности в их сравнении и динамике развития. В нем представлена система интегрированных качеств креативности: творческое мышление, оригинальность, любознательность, воображение, интуиция, эмоциональность и эмпатия, чувство юмора и творческое отношение к профессии.

  2. Проведенное мониторинговое исследование креативности и динамики творческой зрелости личности в индивидуальной, групповой и коллективной формах позволило экспериментально диагностировать творческие склонности отдельной исследуемой личности, социальных групп, составленных по профессионально-личностным признакам и общим факторам креативности, присущим многим творческим личностям.

3. Проведенное исследование впервые позволило выявить интегральный
показатель креативности
и составить формулу подсчета уровня креативности

по среднему значению, стандартному отклонению и вкладу каждого фактора в новую интегральную характеристику креативности.

  1. В процессе экспериментального исследования раскрыты особенности креативных проявлений и самоактуализации личности в период ее профессиональной зрелости. Изучены реальные возможности индивидуальной детерминанты креативного и профессионального развития и саморазвития личности в период ее творческой зрелости.

  2. Впервые в акмеологической науке внедрена в систему переподготовки специалистов новая специализация "Психология творчества". Данная специализация утверждена Министерством образования и науки Республики Беларусь. В Республиканском институте высшей школы при Белорусском государственном университете осуществляется переподготовка учителей-новаторов и психологов по новой специализации "Психология творчества" с целью формирования творческой зрелости специалиста, работающего в области креативной акмеологии.

6. В процессе апробации результатов исследования разработаны и
внедрены в учебный процесс высшего образования (педвузы, институты
повышения квалификации и переподготовки кадров) новые учебные планы,
вариативные учебные программы по специализации, комплекс учебных
пособий и практикумов по креативной акмеологии: психология творческого
обучения; психология творческого воспитания; основы психолого-пе
дагогического мастерства; основы психолого-педагогического творчества.
Экспериментально выявлены оптимальные инновационные технологии
обучения с внедрением рефлексивно-креативной практики, включающей
социально-психологические тренинги. Разработанный модульный про
граммный комплекс позволяет внедрять новые специальности и осу
ществлять переподготовку специалистов в области акмеологии.

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что изучение проблемы креативности в профессиональной акмеологии необходимо вывести на комплексный концептуальный уровень, на котором открываются

новые возможности поиска резервов в развитии креативности и творческой зрелости специалистов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Психологическое содержание понятия "креативность" как ин
тегрированной многоуровневой личностно-созидательной категории
профессиональной акмеологии.

  1. Логика развития психологического познания креативности на основе реально существующей взаимосвязи профессиональной акмеологии и психологии творчества обусловила возникновение новой отрасли знаний — "креативная акмеология".

  2. Основные закономерности креативной акмеологии представлены тремя

группами: первая раскрывает процессуальную динамику созидательных

тенденций в креативной акмеологии; вторая характеризует взаимосвязь продуктивного результата и творческого процесса; третья определяет формы организации креативного процесса и механизмы косвенного управления. В особую группу выделяются закономерности личностно-креативного развития специалиста.

4. Психологическая трактовка понятия "самоактуализация" как процесса

саморазвития потенциальных возможностей человека, полной реализации их в профессиональной деятельности и жизненной реальности.

  1. Становление и развитие творческой зрелости специалиста в процессе самоактуализации креативной личности является продуктивным периодом жизни человека при достижении им личностной, профессиональной и духовной акте (вершины) на протяжении всего акмеологического онтогенеза.

  2. Диагностика креативных особенностей личности рассматривается как творческий процесс тестирования с целью диагноза, прогноза и психокоррекции ее креативного развития.

7. Разработанная модель косвенного управления творческим процессом представляет собой систему опосредованной его регуляции на основе инновационных методов воздействия, рефлексии и сотворческого партнерства.

Личный вклад соискателя. Исследование представляет собой результат двадцатилетней работы соискателя над проблемой креативности в педагогической психологии и профессиональной акмеологии.

На первом этапе (1975—1978) обобщался опыт работы педагогов-новатбров. По инициативе Республиканского совета молодых ученых в педагогических вузах и школах Украины и России создавались творческие группы ученых и педагогов-новаторов. Автор был одним из их организаторов (г. Москва, Винница, Кривой Рог и Мелитополь), руководил Центром психолого-педагогической инноватики.

Второй этап (1978—1980) был посвящен теоретической и опытно-экспериментальной работе в процессе обучения в аспирантуре в НИИ художественного воспитания при Академии педагогических наук СССР. При НИИ ХВ АПН СССР в школе №345 Бауманского района в Занков-ской лаборатории проводился эксперимент по диагностике и развитию творческого потенциала учащихся в эстетической деятельности. Была

создана инновационная методика развития творческой активности личности в процессе музыкальной импровизации. На основе теоретической и опытно-экспериментальной работы была написана и защищена канди-

датская диссертация по теме "Развитие творческой активности младших школьников".

На третьем этапе (1981—1988) осуществлялось практическое воплощение основных научных и прикладных стратегий исследования творческой активности личности в эстетической деятельности. Будучи заведующей кафедрой теории и методики музыки, соискатель организовала "Центр одаренных детей в эстетической деятельности" и провела исследование проблемы детской и профессиональной одаренности, применяя лонгитюдный метод, включающий регулярное обследование экспериментальных групп на протяжении с 1979 по 1995гг. В это время были созданы учебные программы для высших учебных заведений: "Основы

музыкально-педагогического мастерства", "Основы педагогического творчества" и "Практикумы креативности". Автор занимался внедрением нововведений и обобщением опыта педагогов-новаторов в высшую и среднюю школу, созданием банка данных в области инноватики.

На четвертом этапе (1989—1992) исследователь руководил научной работой соискателей и студентов по проблеме творческого развития личности, проводя лонгитюдныи эксперимент среди студентов педвузов и учителей-новаторов Республики Беларусь. Были диагностированы свы-

ше 1191 человека, среди которых педагоги-новаторы, практические психологи, студенты вузов. После обработки результатов комплексного исследования полученные данные были опубликованы в Республиканских сборниках.

На пятом этапе (1993—1995) соискатель руководил комплексным исследованием, утвержденным Министерством образования и науки Республики Беларусь по теме "Концепция креативного образования", разрабатывал и выполнял исследование государственной темы-заказа Министерства образования Республики Беларусь: "Гуманитаризация образования в Республике Беларусь: содержание, вариативность, стандарты, преемственность". Будучи руководителем кафедры психологии и педагогики в РИВШиГО, соискателем было создано новое приоритетное для Республики Беларусь направление по повышению квалификации и переподготовки практических психологов и педагогов-новаторов по специализации "психология творчества" (Приказ от 12.07.1994 г. №337 "О расширении переподготовки кадров по новым перспективным направлениям гуманитарных знаний в РИВШиГО"). Соискателем был составлен учебный план, разработаны учебные программы и тренинговые практикумы по креативной акмеологии. Проведены экспериментальное исследование и диагностика в группах практических психологов по выявлению динамики креативного развития и корреляционное сопоставление полученных результатов в группах практических психологов, которые обучались при кафедре психологии и педагогики РИВШиГО и педагогами-новаторами РБ. На основе проведенного исследования и разрабо-

тайной концепции креативного образования, созданной соискателем, были написаны комплексные программы и учебные пособия: "Психология креативного обучения", "Психология креативного воспитания", комплекс программ по профессиональной акмеологии "Основы психолого-педагогического мастерства", "Основы психолого-педагогического творчества" и монография "Креативная психопедагогика". Все исследования соискателя оформлены в виде докторской диссертации.

ВНЕДРЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные теоретико-методологические положения и практические разработки исследования изложены в монографиях, книгах, статьях, учебно-методических пособиях. Общее количество публикаций по теме исследования — 77, из них 5 монографий и 12 программ и учебных пособий

для вузов.

Внедрение результатов исследования осуществлялось:

  1. Открытием новой специализации "Психология творчества" по специальности "Психолог" в Республиканском институте высшей школы при Белорусском государственном университете и практической верификацией ее в систему переподготовки специалистов высшей школы.

  2. Разработкой учебного плана, учебных программ, учебников и прак-

тикумов по курсам: "Психология креативного обучения", "Психология креативного воспитания", "Основы психолого-педагогического мастерства", "Основы психолого-педагогического творчества", "Конфликтология", "Методика работы с одаренными детьми".

3. Созданием диагностической методики исследования "Креативность"
и внедрением ее в мониторинговый процесс экспериментального ис
следования творческих склонностей личности среди студентов педвузов,
педагогов-исследователей гг.Гродно, Витебска, Могилева, Бреста и
педагогов-новаторов Республики Беларусь.

  1. Внедрением разработанных тренингов по креативному развитию личности, деловому общению, управлению коллективом.и конфликтологии среди руководящего состава школ и вузов: ректоров, проректоров, заведующих кафедрами и деканов университетов, директоров гимназий и лицеев Республики Беларусь.

  2. Проведением авторских курсов по учебному плану переподготовки психологов по специализации "Психология творчества", включая активные формы обучения по совершенствованию творческой индивидуальности, тренинги по развитию творческого потенциала и личностного роста, апробированные в РИВШ при БГУ, и внедрением их практическими психологами в Гродненской, Брестской, Могилевской, Гомельской и Минской областях Республики Беларусь.

  3. Разработкой и внедрением системы научно-методического обеспечения массового психолого-педагогического всеобуча учителей и родителей с помощью радиопередач по первой программе радио в прямом эфире по теме: "Психологические особенности одаренной личности и развитие творческой зрелости специалиста".

Результаты исследования докладывались на научных конференциях и освещены в монографиях и учебных пособиях по психологии творчества и профессиональной акмеологии.

Креативность как научная проблема

Социальный заказ на исследование механизмов развития творческого потенциала личности обусловил особую актуальность проблемы креативности. Динамическая личностная характеристика творчества выражается в креативности и ее основных показателях. Однако парадокс заключается в том, что если креативность является научно установившейся категорией в психологической науке, то само понятие "креативность" еще не нашло достойной дефиниции в психологических словарях и не имеет достаточной научной интерпретации в психологии творчества.

Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (от англ. creativity - творческость). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (Я.А.Пономарев, А.М.Матюш-кин, И.Н.Семенов, Н.В.Кипиани и др.), а его исследование связывается с закономерностями мышления (О.К.Тихомиров, Н.Г.Алексеев, С.М.Бер-нштейн, В.С.Библер, В.Н.Пушкин, Э.Г.Юдин).

Исследования целого направления в психологии творчества, известного под названием креативность, проводили следующие зарубежные ученые: М.Воллах, Дж.Гилфорд, Б.Гизелин, С.Медник, В.Смит, П.Торренс, К.Тейлор, Х.Трик, Д.Халперн и др. Однако, как отмечают авторы Н.Т.Алексеев, С.М.Бернштейн, Б.Гизелин, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, Х.Е.Трик, Н.Г.Фролов, Э.Г.Юдин, М.Г.Ярошевский, исследования креативности не были достаточно результативными. Анализируя и обобщая существующие понятия и определения креативности у зарубежных исследователей, Р.Холлменн пишет: "Креативность представляет собой сплав восприятий, осуществленных новым способом (Маккеллар), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых сочинений (Меррей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Лассуэль), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар), трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Ги-зелин)" [405, 121].

Но большинство психологов делает акцент в определении креативности на особенностях или качествах личности. Дж.Гилфорд считает, что креативность и творческий потенциал могут быть определены как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению [402, 96].

Дальнейшее рассмотрение природы креативности основывается на анализе основных экспериментальных подходов к ее изучению. В самом общем виде их можно объединить в две большие группы в соответствии с направленностью.

К первой группе следует отнести исследования общепсихологической и концептуальной направленности (С.Л.Рубинштейн, 1941; К.Дун-кер, 1965; Д.Б.Богоявленская, 1983; Я.АЛономарев, 1976; О.К.Тихомиров, 1969 и др.). Психологи этой группы исследовали методологические основы психологии творчества, его закономерности и механизмы творческой деятельности. В психологии творчества остро стоит проблема создания общепсихологической теории (Б.Ф.Ломов, О.К.Тихомиров, Я.А.Пономарев), способность интегрировать социально значимые результаты исследований различных направлений психологии.

Вторую группу составляют экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа, ориентированные на выявление и описание личностных характеристик и способностей к творческой деятельности, интеллектуальной активности, получивших название креативность. В рамках накопленного эмпирического материала возможно заменить относительную разносторонность и пестроту полученных результатов, однако подчеркивается обобщенность дифференциально-психологической проблематики (Д.Б.Богоявленская, 1983; Д.Н.Завалишина, 1985; Т.Б.Климин, 1984; А.Ю.Козырева, 1994; Л.М.Попов, 1983; И.М.Розет, 1991; В.А.Роменещ, 1971).

В последние годы креативность активно исследовалась такими психологами, как Л.Н.Алексеева, А.Г.Виноградов, И.Н.Семенов, Т.А.Ребеко, Н.В.Кипиани, В.Р.Пятрулис и др. Творчество рассматривается как сущность активности психит, основа ее развития с позиции системного анализа психологической установки в теории творчества (Н.В.Кипиани, 1987); типы научного творчества в связи с анализом различных средств деятельности (Н.Г.Алексеев, 1975 и Э.Г.Юдин, 1971); творческая интеллектуальная активность как процедурное творчество (П.С.Альтщуллер, 1994; Л.Н.Алексеева, 1988; А.Г.Виноградов, 1990); рефлексия как средство творческого понимания и значение ее в организации творческого процесса (И.Н.Семенов, 1990; С.Ю.Степанов, 1982; В.Р.Пятрулис, 1988 и др.).

В настоящее время обозначилось несколько основных аспектов исследования креативности: предметно-процессуальный и рефлексивный (процесс решения творческой задачи); личностный (особенности креативной личности); продуктивно-результативный и социально-управленческий (условия креативного развития, самовыражения и косвенного управления сотворческим процессом обучения и воспитания). Изучению различных вопросов предметно-процессуального и личностного аспектов креативности, а также взаимодействию этих уровней посвящено значительное число работ современных отечественных (А.В.Брушлинский, Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, Д.И.Фельдштейн, В.Л.Худак, М.Г.Яро-шевский) и зарубежных (Дж.Гетцельс, Дж.Гилфорд, Б.Гизелин, У.Гор-дон, М.Воллах, В.Смит, С.Медник, Л.Торренс, Х.Трик, Д.Халперн, Р.Хол-лменн и др.) психологов.

В современной и зарубежной психологам творчества в отношении предметно-процессуального уровня утвердилось представление об этап-ности творческого процесса (возникновение проблемы, инкубация, интуитивное решение, формализация идеи, верификация). Его центральным звеном считается интуитивный этап (А.В.Брушлинский, А.Кестлер, А.Н.Лук, В.А.Моляко, Я.А.Пономарев, Т.Рибо, Р.Уоллес, П.М.Якобсон и др.). П.Торренс определяет креативность как возникновение чувственности к проблемам, связанным с недостатком знания, идентификацией трудностей, процессом возникновения догадок и формированием гипотез (Торренс П.Р., 1996). Ведутся исследования на социально-психологическом и социиально-управленческом уровнях — детерминантах творчества (В.П.Карцев, Р.Пиви, Б.Холлеран, П.Холлеран, В.Л.Худаков, Ф.Эн-дрюс, М.Г.Ярошевский и др.). Имеются работы по проблеме организации, а также управления коллективным творчеством путем функционально-ролевой дифференциации коллектива (Ч.М.Гаджиев, В.П.Карцев, М.Г.Ярошевский и др.).

Современное состояние проблемы профессиональной акмеологии

Акмеология (от греч. акте - вершина) - это наука о закономерностях психического развития взрослого человека и ективных факторах, содействующих или препятствующих достижению личностных и профессиональных вершин творческой зрелости. Акмео-логическая наука формировалась такими учеными, как Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, М.М. Ковалевский, Е.С.Кузьмин, Н.В.Кузьмина, Н.А.Рыбников, т.е. научной элитой Петербургского университета.

Понятие "акмеология" в психологическую науку впервые ввел Н.А.Рыбников в 1928г., обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Н.А.Рыбников, один из первых сотрудников Психологического института РАО, занимался проблемами педагогической и возрастной психологии, психологии памяти и вопросами акмеологии. Он создал Биографический институт, цель которого состояла в систематизации и изучении человеческих биографий. Н.А.Рыбников планировал создать Центр всестороннего, систематического, длительного изучения человека на всех стадиях его развития. "Наряду с детством, должен быть изучен и зрелый возраст (акмеология), и старческий (геронтология). Все эти три основные ступени человеческой жизни должны изучаться согласованно, это изучение должно взаимно дополнять друг друга и в отно-шении методов, и в отношении целей..." [289, 16].

Акмеология как наука о закономерностях зрелого периода взрослой личности тесно взаимосвязана с психологией и ее основными направлениями. Она как система имеет несколько структурных составляющих, выражающихся в научных направлениях: — история акмеологии; — профессиональная акмеология; — акмеология личности и коллектива; — экспериментальная акмеология; — прикладная акмеология.

История акмеологии на основе теоретико-методологического анализа исследует историю становления и развития акмеологии как науки.

Профессиональная акмеология изучает психологические закономерности профессиональной зрелости взрослой личности на всех этапах ее профессионального становления.

Акмеология личности изучает психологические закономерности развития личности - период ее акте, т.е. вершин физической и интеллектуальной зрелости.

Экспериментальная акмеология исследует "возрастную изменчивость структуры интеллектуальных функций взрослых, таких как мышление, память, внимание, интеллект" (Б.Г.Ананьев). История акмеологии в историко-центрической направленности связана і историей психологии. Профессиональная акмеология (Н.В.Кузьмина) : профессионально-центрической направленности взаимосвязана с педаго гическои и возрастной психологией. Акмеология личности в личностно центрической направленности взаимообусловлена психологией личности. акмеология

Б.Г.Ананьев, в своей экспериментально-центрической направленности взаимосвязана с экспериментальной психологией. И прикладная акмеология (В.Деркач, С.Ю.Степанов, С.Н.Маслов, Е.А.Яблокова [314]) в эм-пирико-центрической направленности взаимосвязана с прикладной психологией. В акмеологии объектом исследования являются взрослые люди.

Предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов развития зрелого человека, достижение вершин (акте) созидательной зрелости в процессе профессиональной самоактуализации. "В пору самореализации его творческой, т.е. созидательной зрелости, когда на смену процессов воспитания образования, обучения (основные понятия педагогики) приходят процессы самореализации в форме самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, связанного с реализацией творческого замысла и получением искомого результата" - пишет Н.В.Кузьмина [166 , 41].

Исходя из того, что зрелость и в том числе профессиональный рост личности является самым длительным периодом в жизни человека, который развивается по индивидуальному сценарию, имеющему и общие тенденции развития, необходимо серьезно исследовать и создавать благоприятные условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Н.В.Кузьмина выделяет основные аспекты акмеологических иссле-дований творческого потенциала и определяет их основные особенности и критерии. "Таким образом, объектами акмеологии являются вершины, реальные и "условные", подбираемые в исследовательских целях... Основные элементы проявления творческого потенциала специалиста — предмет сравнительного акмеологического исследования: 1) индивидуальные свойства испытуемых (пол, возраст, структура семьи, порядок рождения, состояние здоровья); 2) уровень продуктивности деятельности в решении исследуемых классов творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже среднего); 3) интегративные схемы информационного самообеспечения, роле-вого взаимодействия, анализа обратной связи в решении творческих задач; 4) психологические предпосылки продуктивного решения творческих задач (система отношений, установки, ценности, направленность, мотивация); 5) способности, структура компетентности; 6) когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта в решении творческих задач; 7) структура умелости (гностические, проектировачные, конструктивные, коммуникативные, организаторские); 8) влияние контекста (т.е. профессионального, непрофессионального, семейного окружения); 9) социальное влияние - оценка, поощрение, социальная роль; 10) психологическая готовность к перестройке деятельности в поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, интер-нальность, экстернальность, догматизм, интуиция); 11) спосбы учета системы ограничений и предписаний к решению творческих задач, диктуемых профессией и производством; 12) способы учета системы преписаний и ограничений к решению задач, диктуемых нравственными принципами.

Уже перечень основных элементов акмеологического исследования свидетельствует о сложности, многоплановости, необходимости системности, комплексности, междисциплинарности [ 166, 46].

Методика и этапы экспериментального исследования креативности

При изучении креативности существуют разные точки зрения на проблему организации эксперимента, что объясняется особой сложностью предмета исследования. Объект научного познания в области креативности рассматривается с нескольких точек зрения: с позиции внешних целостных объектов как результата творческой деятельности, внутреннего структурного строения как творческого потенциала и понимания объекта научного познания как компонента целостной личностной системы. Всякая сложная система состоит из структурированных элементов, совокупность которых обеспечивает ее стабильность. Вычленение элементов структуры в эксперименте важно для осознания всей системы. Изменение элемента часто разрушает целое или приводит к созданию качественно новой системы. Взаимосвязь этих точек зрения достигается путем развития научного познания по спирали, т. е. постоянного возвращения к исходному уровню, но при более высоком его осознании. Спиралевидный характер научного познания исследуе-. мого явления предполагает постоянное возвращение к сущности путем сравнения с более высокой позицией его рассмотрения.

Креативность характеризуется комплексом созидательно-личностных особенностей человека, позволяющих успешно создавать социально и личностно новый продукт в материальной и духовной деятельности. Основными показателями проявления креативности являются творческое мышление, оригинальность, воображение, интуиция, эмоциональность и эмпатия.

Дискуссионность проблемы диагностики креативности отражена в различных психологических исследованиях (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.М.Матюшкин, А.В.Петровский, Я.А.Пономарев, В.Р.Пятрулис, Л.Е.Тафель, О.К.Тихомиров, Д.Холмс и др.) однако, в настоящее время актуальным и являются исследования в области научно обоснованных диагностических методик креативности (Д.Б.Богоявленская, Л.А.Венгер, М.Воллах, Я.Гетцелс, К.М.Гуревич, Р.Джексон, Н.Коган, Н.И.Непомнящая, А.М.Матюшкин, С.Медник, Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин, Д.Холмс, Б.Холеран, П.Холеран, Ф.Эндрюс и др.).

В зарубежной экспериментальной психологии психодиагностика связана с созданием диагностических методик, предназначенных для выявления креативности и дивергентного мышления (Guilford J.Р., 1964), а также изучения личностных особенностей, способствующих развитию креативности (Torrance Е.Р., 1967; Goldman R.J., 1967; Holmes D.S., 1976).

П. Торренс определяет креативность как возникновение чувствительности к проблемам, поэтому идеальные тесты должны быть чувствительными к каждой креативной операции. Он считал, что тест является своеобразной миниатюрной моделью творческого акта.

Если Дж.Гилфорд создавал тесты исследования креативности, предназначенные для определения способности с максимальных погружением в этот фактор, то Е.Торренс разрабатывал их для выявления комплекса креативных способностей: беглости, гибкости, оригинальности мышления и т.д.

Тест Медника (Mednick S.A., 1962) выявляет в процессе формирования новых комбинаций ассоциативных элементов творческое мышление, связанное с пригодностью и полезностью.

Исследователи Гетцелс и Джексон (Getzels J.W., Jackson Ph.W., 1962); Воллах и Коган (Wallach М.А., Kogan N.. 1965) разрабатывали творческие тесты для работы с детьми. Однако у них отсутствуют научно обоснованные критерии креативности.

Малоизвестным является тест Л.М.Чессела на определение оригинальности личности (Chassel L.M., 1916). Однако, Л.М.Чессел не предлагает критерии оригинальности в тесте, что делает его затруднительным его применение в психодиагностической практике. К малоизвестным относится и опросник креативности (творческих способностей), разработанный руководителем исследовательской лаборатории ВМФ США Д.Холмсом (Holmes D.S., 1976). Он содержит единственную шкалу: креативность выборочно (в случайном порядке). Приведем в качестве примеров несколько вопросов из опросника Д.Холмса: вопрос № 3: "Я более независим в суждениях, чем другие"; вопрос № 13: "Я более авторитарен, чем большинство людей"; вопрос № 23: "Я беззаговорочно отдаюсь делу, которое соответствует моим убеждениям"; вопрос № 33: "Я менее свободен от торможений и ограничений, чем другие" [268].

Однако тест имеет вопросы, которые коррелируют с уровнем самооценки, типа "Я более... чем другие" (большинство людей) и не всегда адекватно соответствуют показателю креативности.

Исследования, проводимые зарубежными психологами Р.Л.Беднаром и С.А.Паркером (Bednar R.L., Parker С.А., 1965) в аспекте выявления уровня креативности, показали, что при помощи тестов не было обнаружено существенных изменений в показателях, характеризующих креативные способности студентов колледжей на протяжении первых трех лет обучения [382, 133-136].

Исследования Я.Бентли (Bentley J.C.) позволили установить от-щ сутствие корреляции между креативными способностями студентов колледжей и академической успеваемостью студентов. Этот факт он объясняет особенностью академичесских экзаменов, когда предъявляются требования к репродуктивным способностям, памяти и знаниям студентов, а не к способности студентов творчески их использовать в реальной практике [383, 269-272].

По данным исследования зарубежных психологов (Р.Мэнсфильд, Т.Буссе, 1981; Д.Фиске, 1988), опросники креативности имеют умеренную положительную связь с творческой (научной) продуктивностью (количеством и качеством статей, книг, разработанных концепций).

В.Р.Пятрулис (1988) предлагает свой опросник креативности, в который он включил следующие качества творческой личности: интуитивность, фантазию (интеллектуальные качества), стремление к творчеству, новизне (мотивационные качества), гибкость, оригинальность, критичность, инверсивность, "ребячливость" (характерологические качества личности). Он предложил все вопросы оценивать с позиции "Я", "Мой идеал". По проведенному исследованию В.Р.Пятрулиса, рефлексия собственной креативности имеет средней силы положительную связь с суммарной научной продуктивностью и продуктивностью дивергентного мышления (соответственно г = 0,57, р = 0,001 и г = 0,56, р = 0,001), а представленние об "идеальной" креативной личности — с продуктивностью мышления (г = Т),44, р = 0,001) [268, 13].

Выявлена ограниченность традиционного способа диагностики креативности с помощью опросников, основанных на идентификации обследуемого, с идеальным представлением о творческой личности. Такой подход имплицитно предполагает адекватность рефлексии. Идеальное представление о творческой личности выполняет функцию регулятора самооценки и рефлексии. Однако идеальное представление о творческой личности у всех испытуемых разное и это необходимо учитывать, проводя исследования по выявлению "идеальной модели" и соотнесению ее с ответами по тесту.

Становление креативной акмеологии как новой отрасли знаний

На основании проведенного сопоставительного теоретико-методологического анализа и экспериментального исследования появляется необходимость перехода к теоретическим обобщениям и аргументированному обоснованию введения новой отрасли психологических знаний. В результате современного развития психологической науки появились возможности для сотворческих форм диалога акмео-логии со смежными науками и связи их с акмеологической практикой. Накопленный научный опыт в акмеологии обогащается смежными науками, причем каждая из них заинтересована в продуктивном диалоге.

Новое направление рождается тогда, когда концептуальная основа исследуемого явления приближается к накопленной опытом критической массе. Исходя из синергетической закономерности эта динамическая система позволяет соединить научные области в сфере креативного направления. На первом этапе зарождения нового направления в акмеологии оно является персонифицированным. После массового внедрения социальный статус, обогащаясь знаниями смежных наук, получает реальную возможность расширяться за счет более глубокой дифференциации в определенных научных областях знаний. При этом новые знания в сфере акмеологии получают возможность заимствовать накопившийся неоценимый опыт исследований в других научных областях. Так появилась необходимость на основе взаимозависимости психологии творчества и акмеологии предложить новое направление и условно обозначить его как креативная акмеология, которое позволяет с позиции психологии творчества исследовать и открыть в процессе анализа новые аспекты традиционных концепций в психологии личности и педагогической психологии, внедрить и верифицировать их в акмеологической науке, акцентируя ее творческий статус. "Иначе говоря, акмеология исследует саму жизнь зрелого человека как творчество. В связи с этим отсчет творческих решений можно вести не только от истории человечества, - пишет Н.В.Кузьмина. - Акмеология точкой отсчета творческих решений рассматривает жизнь человека, его индивидуальную судьбу, его творческий поиск самого себя, своих способностей, своего стиля, своей индивидуальной системы работы, приносящей результаты, удовлетворяющие или неудовлетворяющие его самого и других" [166, 43]. В акмеологической науке, которая изучает психологические закономерности периода зрелости личности и достижения ею вершин творческой деятельности, а также тенденции развития творческого потенциала и индивидуальности, возникает потребность и появляется реальная возможность выделить новую отрасль психолого-акмеологического знания — креативную акмеологию, взяв за основу механизмы творческого развития личности в области психологии творчества и адаптировать их в акмеодогическую науку. Введение термина креативная акмеология обосновано необходимостью исследовать креативность как устоявшуюся психологическую категорию в акмеоло-гической науке и практике (Рис. 4.1)

Креативная акмеология, являясь новой отраслью знаний в акмео-логической и психологической науках, позволяет на основе креативно-профессиональной направленности создавать такие учебные дисциплины, как: психология креативного обучения взрослых; психология креативного самовоспитания; основы психолого-педагогического мастерства; основы психолого-педагогического творчества.

На основании взаимодействия акмеологии с психологией личности появляется возможность для создания системы прикладной акмеологии, включающей акмеологические технологии, способствующие совершенствованию развития творческой индивидуальности и ее личностного роста.

Мы осознаем, что всякая попытка построения модели креативной акмеологии опирается больше на непознаваемые, чем на познаваемые процессы. И чем глубже и отчетливее вырисовывается внутренняя архитектоника акмеологии, тем яснее выступают паттерны того, что еще неизвестно. Однако для науки необходимо не только глубоко аргументировать актуальность, предмет и цель исследования, а и концептуально обосновать их, определив закономерности, основные тенденции развития, принципы и понятийно-категориальный аппарат новой отрасли знаний.

Креативная акмеология как наука может показаться парадоксальной с позиции фундаментальных парадигм в психологии. Однако она представляет современный, еще не устоявшийся, но специфически самостоятельный общекультурный научный факт. "Так или иначе, но резонно поставить вопрос: не должен ли всякий, достаточно креативно значимый факт быть не только фактом для познания, а и фактом общекультурным?" - ставят риторический вопрос философы [5, 143].

Аргументируя необходимость разработки специальных теорий в общей теории психологии, Б.Ф.Ломов пишет: "Первое, с чего начинает новая дисциплина, это попытка применить сложившуюся теорию в новой сфере реальности. Но обычно оказывается, что этого недостаточно, и тогда появляется потребность в разработке специальной теории. Благодаря дифференциации психологической науки возрастает, если можно так сказать, "мощность фундамента", на котором строится общая теория. При этом благодаря "перекрытию" проблематики специальных дисциплин в области фундаментальных проблем появляется возможность множественной проверки выдвигаемых гипотез и концепций" [189, 64-65].

Может возникнуть полемика о том, целесообразно ли обогащать понятийный аппарат акмеологии категориями креативности и выделять креативную акмеологию как специфическую отрасль знаний. Вместе с тем уже не возникают проблемы и споры по поводу, например, экспериментальной акмеологии. Экспериментальные механизмы, которые входят в структуру общей акмеологии, точно так же, как и креативные механизмы, присущи многим психическим процессам, таким, как воображение, творческое мышление, ассоциативные связи, интуиция и др., входящим также в структуру общей акмеологии, но в более узком аспекте. Появляется необходимость в обновлении психолого-акмеологической науки (а этого требует каждая фундаментальная наука), пересмотра некоторых устоявшихся, но далеко не бесспорных позиций, не дающих оптимальных результатов на современном этапе развития акмеологии. С усилением доминирующего креативного направления появляется возможность предложить альтернативную и поэтому не единственную концептуальную позицию, воплощающуюся в креативной акмеологии.

Похожие диссертации на Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии