Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Особенности социокультурной адаптации к новым социо культурным условиям на этапе ранней юности 14
1.1. Теория социокультурного шока у беженцев и вынужденных переселенцев. Понятие этнической миграции и этнокультурной адаптации 14
1.2. Проблема социокультурной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев. Понятие социально-психологической адаптации и ее и основные признаки 30
1.3. Самоопределение как ведущий компонент становления личности в ранней юности. Трудности самоопределения в новой социокультурной среде старшеклассников-мигрантов 43
1.4. Проблема доверия в современной психологической науке. Кризис доверия как причина дезадаптации старшеклассников беженцев и вынужденных переселенцев в новой социокультурной среде в связи с личностным и социальным самоопределением 66
Глава 2. Характеристика выборки и описание методов эмпирического исследования 83
2.1. Характеристика выборки исследования 83
2.2 Описание методов и конкретных методик исследовния 86
2.3 Методы математической статистики, этапность исследония 92
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования кризиса доверия старшеклассников- мигрантов в связи с проблемами личностного самоопределения в новой социокультурной среде 94
3.1. Статистическое описание полученных данных по всем параметрам 94
3.2. Анализ результатов изучения особенностей доверия к другим и доверия к себе у детей мигрантов 96
3.3. Исследование и анализ общего уровня доверия у старшеклассников - мигрантов и не мигрантов 105
3.4. Изучение тенденций в построении межличностных отношений у старшеклассников - мигрантов в связи с кризисом доверия 108
3.4.1. Изучение особенностей проявления эмпатии 109
3.4.2. Изучение особенностей поведения во фрустрирующей ситуации у старшеклассников-мигрантов 113
3.5. Изучение и анализ личностных особенностей старшеклассников - мигрантов с выраженным кризисом доверия и с развитыми доверительными отношениями 126
3.6. Анализ результатов изучения особенностей временной компетентности у старшеклассников беженцев и вынужденных переселенцев 130
3.7. Анализ результатов изучения особенностей социально-психологической адаптации старшеклассников - мигрантов и вынужденных переселенцев 117
3.8. Факторный анализ полученных результатов исследования 141
Заключение 147
Список литературы 154
Приложения 172
- Теория социокультурного шока у беженцев и вынужденных переселенцев. Понятие этнической миграции и этнокультурной адаптации
- Самоопределение как ведущий компонент становления личности в ранней юности. Трудности самоопределения в новой социокультурной среде старшеклассников-мигрантов
- Анализ результатов изучения особенностей доверия к другим и доверия к себе у детей мигрантов
- Изучение особенностей поведения во фрустрирующей ситуации у старшеклассников-мигрантов
Введение к работе
Рост современных межэтнических или межнациональных миграций является серьезным вызовом мировым социальной, экономической и политической системам. Как известно, особая ситуация с этническими миграциями возникла в России после распада Советского Союза и образования на его бывшей территории независимых государств. Не менее тяжелая ситуация возникла и в связи с боевыми действиями в Чечне.
Всем известно, насколько огромна психологическая цена, которую вынуждены платить люди, оказавшиеся заложниками различных моделей государственного строительства. С одной стороны, ситуация, в которой оказываются люди, вынужденные по тем или иным причинам переехать в новое место проживания, приравнивается к числу сложноразрешимых жизненных ситуаций, которые в полной мере можно приравнять к экстремальным. Ситуация миграции связана с многочисленными лишениями, потерями и психотравмами различной тяжести, она может длиться годами, десятилетиями, а ее последствия часто распространяются и на следующие поколения. Она усугубляется тяжелейшими психологическими проблемами, связанными с социокультурной идентичностью, и необходимостью социальной адаптации к новым социокультурным условиям. При этом другая культура вынуждает мигранта отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила и способы поведения, что порой кажется ему непреодолимым препятствием.
С другой стороны, появление вынужденных мигрантов повышает уровень социальной напряженности в обществе, порождает страх конкуренции, ксено-фобные установки, поиски «виноватых». Все это приводит к появлению нового негативного социального феномена - мигрантофобии. Различия в ценностных ориентациях и установках, в поведении, в традициях и обычаях также препятствуют установлению доброжелательных отношений и продуктивных контактов между мигрантами и местным населением (22, 29, 71, 106, 119.120, 200 и др.). Особенно при этом страдают дети, которые оказываются наиболее уязвимой частью населения. Неокрепшая психика чрезвычайно травматична, и она оказывается особенно чувствительной ко всякого рода ограничениям, лишениям, эмоциональному неблагополучию в обществе.
Ростовская область является одним из наиболее многонациональных регионов Росси, где существует неослабевающий поток вынужденных мигрантов не только из Чечни, но и из всех республик Северного Кавказа, что провоцирует постоянную высокую межэтническую напряженность (М.В.Саава).
Вместе с тем серьезное изучение психологического воздействия и последствий миграции в России началось только в середине 90-х годов (120, 121, 199). И хотя в зарубежной психологии уже накоплен достаточно большой опыт изучения психологических особенностей мигрантов и миграции, специфические условия российской культуры, находящейся в процессе экономических и политических реформ, требуют детального анализа всех аспектов, влияющих на социально-психологические особенности мигрантов и миграции и современной России.
Значительную роль в процессах адаптации и вхождения в новую культурную среду играет система доверительных отношений человека с миром, в котором он живет. Как было показано в ряде исследований (Т.П. Скрипкина, О.Г.Фатхи, Р.Шо, П.Н.Шихирев и др.), доверительные отношения личности являются условием взаимодействия человека с миром, с одной стороны, и условием его субъектности, с другой. Сообщество ученых давно осознало, что именно доверие - стержневой элемент психологического благополучия человека в обществе. В этой связи, проблема доверия приобретает особую актуальность для изучения особенностей социальной и личностной адаптации мигрантов к новой социокультурной среде. Кризис доверия, спровоцированный переездом в новое место жительства, и необходимость адаптации к новой социокультурной среде, оказываются настолько травматичным событием в жизни переселенца, что ситуацию миграции с полным правом принято приравнивать к экстремальной (Г.У.Солдатова, Н.М.Лебедева и др.).
События последних лет с очевидностью показали, насколько важным становится изучение психологических механизмов и особенностей адаптации человека в экстремальных ситуациях.
Психологи, социологи, психофизиологии и представители других профессий неслучайно проявляют устойчивый интерес к результатам исследований по проблематике адаптации человека в стрессовых экстремальных ситуациях (Ю.А.Александровский , Л.И.Анцыферова, Г.А.Балл, Ф.Б.Березин, И.В.Варваров, Ф.Е.Василюк, В.И.Лебедев, Л.А.Китаев-Смык, Л.Н.Кузнецов, П.А.Кор-чемный, В.Н.Лоскутов, Б.Е.Нелюбин, Ю.С.Савенко, И.В.Соловьев, Е.В.Цуканова, В.И.Юсов и др.).
В последние годы эта проблема рассматривается в единстве с проблемой адаптационных возможностей личности, ее толерантности к стрессу, а также проблемой активности человека в экстремальных ситуациях. (Ю.А.Александровский, В.В.Березовец, Ф.Б.Березин, Л.А.Кнтаев-Смык, М.А.Котик, В.И.Лебедев, В.А.Петровский и др.)
Несмотря на огромный интерес исследователей к изучению и описанию механизма адаптации и его этапности, способов повышения адаптационных возможностей, а также поиску путей повышения толерантности к стрессу, обзор многочисленных работ позволяет констатировать, что они, не объясняют в полной мере действие этого механизма. Также до конца не выявлены способы адаптации к жизнедеятельности в экстремальных ситуациях, детерминанты активности в экстремальных условиях, а также методы, влияющие на расширение адаптационных возможностей человека.
С другой стороны, мировой гуманитарной наукой показано, что одним из важнейших условий благополучного психологического самочувствия людей, его психического здоровья, является доверие к миру и его различным сторонам. Доверие к миру связано с чувством безопасности, личностной идентичностью, устойчивостью и целостностью личности (Скрипкина Т.П.) В связи с этим, рассмотрение доверия в качестве одной из основных детерминант активности человека в экстремальных условиях, а также важным фактором повышения адаптационных возможностей и толерантности к стрессу приобретает особую значимость, как в теоретическом, так и в практическом плане, чем и определяется актуальность исследования.
Теория социокультурного шока у беженцев и вынужденных переселенцев. Понятие этнической миграции и этнокультурной адаптации
Под этническими миграциями понимаются случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное этнографическое или культурное пространство.
Подобные миграции существовали с древних времен, когда стихийные бедствия или войны заставляли людей перемещаться по планете. Примерами таких миграций в средние века могут быть известные походы великих путешественников и завоевателей (Александра Македонского, Христофора Колумба и др.), повлекшие за собой массовые миграции европейцев в иные страны и даже на другие материки.
В более поздние времена имели место вынужденные или добровольные перемещения последователей ортодоксальных культурных или религиозных течений в России (молокане, духоборцы, старообрядцы). Еще позднее - депортации целых народов с их исконных земель и последующее возвращение. В XX веке приобрела массовый характер так называемая «трудовая» миграция, когда из «непромышленных» регионов (Азия, Африка) люди перемещались в развитые индустриальные регионы с целью заработка, что также можно назвать примером этнической или этноизбирательной миграции. Итак, можно выделить четыре этапа этнических миграций: премещения в результате войн и стихийных бедствий, гонения на почве ортодоксальных религиозных или культурных убеждений, депортации по политическим и геополитическим мотивам и трудовая миграция. Неизбежным результатом массовых этнических миграций становятся межэтнические (межкультурные) контакты на групповом уровне, когда мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры. В современной науке описаны варианты этнических процессов, сопровождающих миграцию: ассимиляция, сегерация, маргинализация, интеграция и т.д.(198,199 ). По определению Дж.Эйченбаума (221), беженцами могут считаться те индивиды ( и их семьи), кто был вынужден бежать со своей родины спасаясь: - от реальных (или воображаемых) политических или религиозных гонений; - вследствие стихийных бедствий (наводнение, засуха и т.п.); - от разрушительных последствий войны. Общим для всех этих категорий людей является вынужденный характер эмиграции и неизбежность тягот и лишений, связанных с этим. Термин «беженец» (refugee) используется для акцентирования наиболее важных черт такого типа миграций. Этот феномен нельзя считать новым, по мнению исследователей миграций, он существует в международной практике со времени зарождения городов и наций. Наиболее массовый характер это явление приобрело в период после второй мировой воины, в результате чего появился даже специальный термин «перемещенные лица» («displased persons»).
Согласно оценке Р.Хардинга и Дж., Луннея в период с 1945 по 1969 г.г. около 45 миллионов людей было вынуждено покинуть свой дом подобным образом. Этнические миграции, появившись в человеческой истории, создали новую ситуацию, которая в психологическом плане требует от человека (и человечества в целом) трудной работы понимания и принятия как иного взгляда на мир, запечатленного в других этнических культурах, так и понимания этнических основ собственного существования (цит по 120, с.5). Массовость и напряженность современных этнических миграций породила потребность в знании психологических законов, которым подчиняется миграционное поведение.
Другое психологическое понятие, которое требует своего осмысления - это психологическая аккультурация. Термин психологическая аккультурация был предложен Т. Грейвсом с целью обозначения изменений, возникающих в индивидуальном опыте в результате культурных контактов. В настоящее время выделяют два уровня аккультурации. Это собственно аккультурация, под которой понимают процесс изменения в культуре группы. И психологическая аккультурация - процесс изменения в психологии индивида. (247). Процесс изменения в психологии индивида в связи с переселением в новую социокультурную и этническую среду, требует проведения специальных психологических исследований, посвященных поиску закономернойстей и механизмов социокультурной адаптации, поскольку, как известно, это процесс, протекающий весьма болезненно, так как он связан не только с глубокими личностными изменениями, но также затрагивает (часто весьма негативно) этническую идентичность.
Как известно, особая ситуация с этническими миграциями возникла на территории бывшего СССР после его распада и образования новых независимых государств. Особо тяжелая ситуация возникла на территории России в связи с боевыми действиями в Чечне. Эмпирическое изучение психологических особенностей миграции имеет определенные трудности и до последнего времени в научном сообществе ему не придавалось столь важное значение. Эти проблемы научное сообщество отрефлекс провал о только после распада СССР и возникновения огромного количества социальных, политических и психологических проблем в связи с огромным количеством беженцев и вынужденных переселенцев на территории России.
В соответствии с законами «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», был определен их статус: беженцы - это лица, не имеющие российского гражданства, а вынужденные переселенцы - граждане Российской Федерации, которым по тем или иным причинам пришлось сменить место жительства. По российским законам беженцы и вынужденные переселенцы, получившие соответствующий статус в Российской Федерации, имеют равные с гражданами России права на социальную защиту и медицинскую помощь, работу по найму или предпринимательскую деятельность, устройство детей в государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Наиболее авторитетный исследователь миграции, Г.У.Солдатова пишет о том, что всех вынужденных мигрантов на территории России можно условно разделить на три большие группы. Самая многочисленная из них пополняется из рядов 34 млн. русских, украинцев и белорусов, которые после распада Советского Союза остались за пределами Российской Федерации. Вторая по многочисленности группа - это вынужденные российские мигранты, покинувшие Чечню в результате военных действий. И третья, это — беженцы и лица, ищущие убежища, из дальнего зарубежья - из стран так называемого третьего мира, преимущественно Центральной Азии (Афганистан, Ирак) и Африки (Ангола, Конго, Сомали, Эфиопия и др.). Обобщающим для обозначения таких категорий, как вынужденные переселенцы, беженцы и лица, ищущие убежища, стало понятие «вынужденные мигранты». (163, с.9).
Самоопределение как ведущий компонент становления личности в ранней юности. Трудности самоопределения в новой социокультурной среде старшеклассников-мигрантов
Последнее десятилетие исследования личности в отечественной психологии свидетельствует о том, что личность рассматривается как субъект индивидуальной истории, как субъект целеполагания и осуществления выбора в жизненном и профессиональном самоопределении (23).
Современные представления о сущности личности как субъекте жизни (С.Л. Рубинштейн) в отечественной психологической науке предполагают усиление внимания к личностным характеристикам субъекта (1); (2); (16); (17); (18); (24); (27); (28); (47); (48); (49); (65); (83); (91); (122); (153); (191) и др..
Более того, проблема субъекта для современной отечественной психологии настолько укоренилась в теоретических и прикладных исследованиях, что степень ее разработанности позволяет ей стать стержневой для большинства исследователей в понимании сущности целостного активного человека (1); (16). С точки зрения субъектного подхода к исследованию проблем человека, развитие личности представляется не просто как усвоение системы социальных связей и отношений, а как активное взаимодействие личности с миром в их диалоге как самостоятельных суверенных субъектов.
В отличие от индивида, считает А.Н. Леонтьев, "личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, она ею порождается" (122, с. 195). История личности как субъекта начинается не с рождения, а много позже, когда у человека вырабатываются адекватные реальности представления об окружающем мире. С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев едины в том, что считать отправной точкой бытия личности как субъекта собственной жизни. Самое общее свойство человека как субъекта познания - его сознание - вырабатывается одновременно с формированием у него свойств субъекта собственной жизнедеятельности - игры, учения, труда (18); (173).
Таким образом, социальная активность личности как субъекта жизни выступает системообразующей и интегрирующей характеристикой ее жизнедеятельности. Один из наиболее известных исследователей человека как субъекта жизни, В.А. Петровский считает субъектность конституирующей характеристикой личности человека (154). Обобщение материалов по изучению личности позволило В.А. Петровскому предположить, что свойство субъектности неотделимо от состояния включенности личности в активную деятельность. Быть лич-ностыо, по В.А. Петровскому, - значит: а) быть субъектом собственной жизнедеятельности и строить витальные контакты с миром; б) быть субъектом предметной деятельности и производить предметы материальной и духовной культуры; в) быть субъектом деятельности общения и содействовать достижению взаимной представленности взамодействующих сторон; г) быть субъектом деятельности самосознания и осуществлять, бытие "собственного Я" в процессе онтогенетического развития (там же).
Подобное понимание субъектности личности находим в работах К.А. Абульхановой-Славской и Л.В. Сохань. К.А. Абульханова-Славская субъектно-стью называет "всевозрастающую степень и расширяющееся пространство" присвоений личностью современного культурного опыта (1, с.40), усиливающуюся готовность рсализовывать собственную стратегию жизни: "Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное свойство субъекта жизни" (там же). Одновременно с К.Л. Абульхановой-Славской проблему развития личности в процессе собственной жизни рассматривает Л.В. Сохань. "Такой способ жизнепроявлсния, - считает Л.В.Сохань,-предполагает наличие необходимых условий для свободы самоопределения и самовыражения личности, с одной стороны, а с другой - достаточно высокий уровень социальной и психологической зрелости личности, сознательное отношение ее к своей жизни и к самой себе, возвышение до уровня самостоятельного субъекта, то есть сознательного творца своих жизненных обстоятельств и хозяина своей судьбы" (83, с. 6).
Все исследователи личности, рассматривающие ее как субъекта собственной жизни, практически едины в том, кого считать субъектом. А.В. Бруш-линский определяет субъекта как "человека на высшем уровне активности, ценности (системности), автономности и т.д." (49, с. 6), "как вершителя своего жизненного пути" (48. с.З). Согласно А.В. Брушлинскому, "быть субъектом, т.е. творцом своей истории",- значит "инициировать и осуществлять изначалыю практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности, творческой, нравственной" (47, с.З). Подобное вышеприведенному понимание человека как субъекта находим в работе В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева "Психология развития человека" (191). Субъектом они называют носителя предметно-практической деятельности и распорядителя собственных сил.
Как мы видим, обобщенное представление о личности как о субъекте собственной активности состоит в определении ее места и роли в процессе постоянно меняющихся внешних условий. Самоопределяющаяся личность - человек как субъект социальной жизни, представитель современного ей общества и определяющий свободно свою позицию среди других (189). Личность, способная самостоятельно делать выбор жизненных целей, средств для их реализации, а также соответствующих жизненных обстоятельств, характеризуется особым строем индивидуальности, что дает ей возможность осуществлять особый вид человеческой деятельности - творчество как высшую форму самовыражения человека и самоопределение его в современном мире. Результатом самоопределения личности становится достижение ею зрелости как способности к самостоятельным и ответственным выборам с учетом своих возможностей и реальной ситуации. Их возрастной психологии известно, что жизненное самоопределение личности является основным новобразованием раннего юношеского возраста. При этом проблема жизненного самоопределения молодежи является предметом исследования философов, социологов, педагогов и, конечно же, психологов. Однако пока что отсутствует согласованность в определении понятия, которое обозначается термином «самоопределение». В психологическом словаре под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского самоопределение личности понимается как "сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях" (167, с.351). К.А.Абульханова-Славская предлагает под самоопределением понимать осознание личностью своей позиции внутри системы отношений (2). Под само-опредением личности понимают также высокую степень ее социальной автономности и самостоятельности (83). Один из ведущих исследователей данного феномена В.Ф.Сафин, считает такую точку зрения сходной с житейской и предлагает считать самоопределением «относительно самостоятельное функционально-процессуальное ядро, обладающее способностью предвосхищать реальное развитие личности и организовывать ее поведение» (179, с.23). Таким образом, можно выделить несколько точек зрения при осмыслении понятия жизненное самоопределение. Это формирование собственной позиции в жизни, это наличие автономности и самостоятельности, а также под самоопределением понимают относительно самостоятельное внутриличностное образование, некое функционально-процессуальное ядро личности. Исходя из предложенных точек зрения на понимание самоопределения, можно утверждать, что под самоопределением следует понимать способность личности самостоятельно, исходя из собственных потребностей и ценностей, делать выбор и ставить жизненнозначимые цели. Другими словами, самоопределившаяся личность - это самостоятельный суверенный субъект собственной активности.
Анализ результатов изучения особенностей доверия к другим и доверия к себе у детей мигрантов
Для определения общего уровня адаптации учащихся-мигрантов мы воспользовались методикой диагностики социально - психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (СПА). Опросник СПА включает в себя 101 вопрос. Вопросы группируются по нескольким показателям: Лживость, Принятие себя -Неприятие себя; Приятие других - Неприятие других; Эмоциональный комфорт - Эмоциональный дискомфорт; Внутренний контроль -Внешний контроль; Доминирование - Ведомость. По данным этих показателей определяются более общие: Адаптированность - Дезадаптированность, В итоге вычисляются в процентном соотношении такие интегральные показатели, как «Адаптация», «Самоприятие», «Приятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интерцаль-ность» и «Стремление к доминированию».
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, по вашему мнению, подходящий из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»: (0 - это ко мне совершенно не относится; 2 - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; 3 - не решаюсь отнести это к себе; 4 - это похоже на меня, но нет уверенности; 5 - это на меня похоже; 6 - это точно про меня). Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания». На выполнение данного теста отводилось 35-40 минут.
С помощью теста рисуночной фрустрации Розенцвейга мы исследовали по 88 веденческие реакции старшеклассников-мигрантов как способы разрешения проблемных, конфликтных ситуаций, причем, отдельно в своей национальной среде и в среде местного населения . К достоинствам теста относится высокая ретестовая надёжность и возможность приспособления для исследования различных социальных и этнических групп.
Тест направлен на изучение индивидуальных устойчивых особенностей реакции на фрустрацию. Индивидуальными переменными, выраженными в показателях теста, являются доминирующие направления реакции (порицание фрустрирующего фактора или себя, стремление нивелировать конфликтность ситуации, агрессия), пропорция типов этих реакций (подчёркивание фрустрирующего фактора, самозащита, потребность в разрешении ситуации), а также соответствие нормам группы, В отечественной этнопсихологии накоплен большой опыт использования данного теста в области исследования межэтнических ОТІІОШЄЕШЙ. Предложенная нами инструкция моделировала попадание испытуемого в свою этническую среду: "Представьте, что на картинке и говорящий человек и отвечающий одной с Вами национальности (Ваш земляк). Что, по-вашему, скажет отвечающий?" Так как испытуемый более или менее сознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем, то полученные профили ответов детей-мигрантов можно также считать показателем их этнической идентичности. С помощью этой методики процедура исследования занимала примерно 25-30 мин. Карточки с фрустрирующими ситуациями применялись как в групповой, так и в индивидуальной форме. Второе предъявление карточек моделировало взаимодействие с представителями коренного населения.
С помощью данной методики выявлялись индивидуальные личностные особенности испытуемых. Использовался модифицированный вариант HSPQ, который измеряет 14 факторов (свойств личности) содержит 142 вопроса, каждый вопрос имеет три варианта ответа, из которых требуется выбрать один.
Экспресс-диагностика эмпатии (автор И.М. Юсупов), Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и не знакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или пет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».
Обработку результатов исследования следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю»: 2,4,16, 18, 33; «всегда или да»: 2, 7, 11,13, 16, 18,23, Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа «всегда или да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегда или да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда или нет» для другого в следующих парах; 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28, После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма - 5 и более, то результат исследования недостоверен; при сумме равной 4 - результат сомнителен; если же сумма не более 3 -результат исследования может быть признан достоверным. При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины негативного отношения испытуемого у исследованию. Следует иметь в виду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантилизмом.
Изучение особенностей поведения во фрустрирующей ситуации у старшеклассников-мигрантов
С целью изучения особенностей поведения в сложной конфликтной ситуации, нами были изучены реакции учащихся-мигрантов на фрустрирующие ситуации, с помощью фрустрационного теста Розенцвейга. Тест, задуманный, как своего рода модель типичных житейских ситуаций, в которые могут попадать люди, дает возможность исследования межличностных отношений испытуемого. В целях нашего исследования, мы изменяли инструкцию к тесту, придавая ей различные формы. В первом предъявлении инструкция звучала следующим образом: «Перед Вами набор из 24 карточек с рисунками, на которых между двумя или тремя людьми вашей национальности что-то происходит. Наверху в левом квадрате написано то, что говорит один из персонажей. Вам нужно придумать, что в этой ситуации может ответить ему другой человек, над которым изображен пустой квадрат. Ответы следует вписывать в строчки бланка ответов, соответствующие порядковым номерам картинок (или в правые пустые квадраты прямо на карточке, или сообщать мне вслух - в зависимости от выбранного варианта тестирования). Записывайте (или говорите) первое, что приходит Вам в голову.
Длинные ответы придумывать не надо. Достаточно одного предложения или даже одного слова. Отвечать надо обязательно прямой речью, то есть Вам надо придумать то, что человек скажет в данной ситуации. Нельзя говорить о том, что человек сделает (например, расстроится, отойдет, промолчит, повесит трубку и пр.). Нельзя давать шутливые ответы. Возможно, в аналогичной ситуации Вы бы и отшутились. Но сейчас Вам надо придумать слова, которые может сказать человек, относящийся к происходящему па картинке серьезно. Ответы нужно придумать ко всем картшікам, не пропустив и не оставив без ответа ни одной. Если Вам все понятно, можно приступать к работе. Время работы не ограничивается, но желательно отвечать быстро, долго не раздумывая над фор.му-лировкой фразы. Если по ходу работы у Вас будут возникать вопросы, следует обратиться к экспериментатору». Во втором предъявлении в инструкции указывались люди других национальностей. В таблице 11 представлены данные о направлении агрессии и типе реакции на фрустрацию у старшеклассников-мигрантов при первом предъявлении стимул ьного материала, т.е. в ситуациях с людьми своей национальности. Получены следующие профили среднегрупповых показателей у старшеклассников-мигрантов: М 1 Е, NP ED OD. Это означает, что у старшеклассников-мигрантов в конфликтных ситуациях при «воображаемом» попадании в свою этническую среду преобладают преимущественно импунитивные реакции. Доминирование показателя импунитивного, то есть безобвинительного направления реакций означает, что в конфликтных ситуациях старшеклассники-мигранты не склонны осуждать себя или других, они готовы к избеганию фру-стрирующих ситуаций, стремятся к разрешению их через примиренческую, компромиссную позицию. Превалирование необходимо-упорствующего типа реакции (NP) демонстрирует стремление мигрантов решать конфликтную ситуацию в своей этнической среде конструктивным способом, также преобладание этого показателя свидетельствует об адекватности реагирования и увеличении потребности испытуемых в самостоятельном преодолении конфликтных компонентов ситуаций. Показатель интрапунитивности также достаточно выражен (27,1%)- он отражает стремление мигрантов в конфликтных ситуациях брать ответственность за происходящее на себя, достаточно высокий уровень развития самоконтроля -наличие этого умения является показателем социальной адапти-рованности в собственной этнической среде. В целом, на основании того, что испытуемые более или менее сознательно идентифицировали себя с фрустрированными персонажами, полученный профиль ответов мигрантов можно считать показателем их этнической идентичности. Позитивный образ «Мы» является одним из условий этнической толерантности. В своей национальной среде мигранты в коЕіфликтньїх ситуациях стремятся рассмотреть ситуацию примиряющим образом. Давались ответы типа: «Ничего страшного», «Ладно», «Не имеет значения» и т.п., особенно в тех случаях, где пострадавшим являлся сам мигрант. Кроме того, такое поведение наших испытуемых обусловлено национальными традициями воспитания, которые требуют от человека послушания, уважительного отношения к старшим, бережного отношения к младшим, соблюдения морали. Многие испытуемые отмечали, что такая ситуация, как «Ты слишком мал, мы с тобой не играем», не свойственна их национальному воспитанию и объясняли свое затруднение в выборе ответа тем, что у них «такого не бывает». Ситуация « Я не приглашу тебя на свой день рождения» также противоречит традициям кавказского гостеприимства. Из опыта непосредственного взаимодействия со школьниками-мигрантами, и из бесед с учителями школы известно, что в среде мигрантов высокая кооперация, круговая порука и внутригрупповая поддержка: старшие помогают младшим, младшие уважительно относятся к старшим и т.д. Этот факт соотносится с имеющимися в литературе описаниями национально-психологических характеристик народов Кавказа.
В частности, культ старших - одна из характерных особенностей кавказских народов, а в половозрастных отношениях высоко значимыми культурными ценностями являются такие качества как послушание, конформизм, покорность.
При анализе результатов изучения направления и типа реакции на фрустри-руюшую ситуацию при втором предъявлении, т.е. ситуации с людьми другой национальности выявились следующие тенденции (таблица 12)