Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки Бондарь Кирилл Владимирович

Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки
<
Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондарь Кирилл Владимирович. Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Бондарь Кирилл Владимирович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/495

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические подходы, посвященные проблемам ценностно смысловой сферы, в контексте музыкальной психологии 14

1.1. Ретроспективно-исторический анализ транспозиции психологии музыкального восприятия 14

1.2. Восприятие музыки и личность музыканта 40

1.3 Основные подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности 60

Выводы по главе 1 77

Глава II. Описание этапов и методик исследования 82

2.1 Этапы и процедуры исследования, выбор участников исследования

2.2 Описание диагностических мероприятий исследования

Выводы по главе II 104

Глава III. Эмпирическое исследование приобщённости к музыкальной культуре

3.1. Проверка валидности анкеты 106

3.2. Корреляционный анализ субшкал методик

3.3. Дискриминантный анализ значимых различий 132

Выводы по главе III 136

Заключение 140

Список литературы 143

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время музыка играет важную роль в повседневной жизни миллионов людей и, прежде всего, ее образовательный и воспитательный аспекты, влияющие на становление и развитие личности, ее ценностных ориентации. Определение феноменов музыки, формулирование её законов занимают центральное место в научной работе многих учёных. Социологи, психологи, искусствоведы, музыкальные педагоги и просто обычные люди, все они в той или иной мере подвержены постоянно меняющимися музыкальным тенденциям. Отчасти эти тенденции и подтолкнули психологов на более детальное изучение взаимосвязи человека и музыки и выделение из общей психологии самобытной отрасли -музыкальной психологии, или психологии музыки. Область музыкальной психологии является пограничной между сферой искусства и сферой науки о человеке (В.И. Петрушин). В современной музыкальной культуре можно констатировать наличие некоторых изменений, как структурных, так и функциональных.

Проблеме понимания того, что есть музыка, рассмотренной сквозь призму психологии, были посвящены теоретические разработки выдающихся музыкантов, психологов и педагогов - А.А. Алексеева, Л.Л. Бочкарева, А.Ф. Лосева, Г.С. Тарасова, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, В.И. Петрушина, Е.Е. Федорова, Б.М. Теплова и др.

Особый аспект - изучение ценностно-смысловых особенностей музыкантов: специфика, креативная направленность, выявление индивидуальных центраций. Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. Ценностно-смысловая сфера личности включает два основных компонента: ценностные ориентации и систему личностных смыслов (А.В. Серый, М.С. Яницкий). Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. Как общенаучные понятия, они способствует объединению исследуемых объектов различных наук.

Вследствие этого психологическая практика требует осмысления теоретических установок психологии музыки. Анализ исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы музыкантов, показал, что проблема процесса создания музыкального образа, актуализирующегося ценностно-смысловым содержанием музыканта как субъекта музыкального переживания, изучена недостаточно. Именно ценностно-смысловая сфера определяет особенности инициации креативного процесса в музыкальной деятельности, опосредуя специфические, свойственные именно данной личности музыкальные образы.

Таким образом, исследование ценностно-смысловой сферы людей,с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре обусловлено рядом противоречий:

-между усилением потребности в стимуляции эмоционально-эстетического развития и отсутствием реальных технологий достижения;

-между реальным механизмом восприятия музыки на уровне индивидуальной ценности и отсутствием описаний в психологии механизма психосемантического эффекта;

-между технологией интеллектуальной стимуляции и отсутствием направленного воздействия на принятие музыки как ценностной единицы.

Выявленные противоречия определили актуальность проблемы, которая состоит в необходимости исследования ценностно- смысловой сферы, определяющей особенности инициации креативного процесса в музыкальной деятельности, опосредуя специфические, свойственные именно данной личности музыкальные образы.

Цель работы - исследовать ценностно-смысловую сферу профессиональных музыкантов и любителей музыки.

Объект исследования - профессиональные музыканты и любители музыки в возрасте от 18 до 30 лет.

Предмет исследования - ценностно-смысловая сфера

профессиональных музыкантов и любителей музыки.

Гипотезы исследования:

-ценностно-смысловая сфера профессиональных музыкантов может отличаться от ценностно смысловой сферы любителей музыки;

-профессиональные музыканты и любители музыки могут иметь различные смысложизненные ориентации, образ мира и способы взаимодействия с ним;

-принадлежность к музыкальной культуре может оказывать существенное влияние на смысловые центрации и жизненные приоритеты;

-принадлежность человека к разным музыкальным группам может определяться субъективным и объективным критериями, обусловленными интенсивностью взаимодействия личности с музыкальной культурой и уровнем ценностно-смыслового отношения к ней.

Задачи исследования:

1 Провести теоретический анализ исследований по проблеме
смысложизненных и ценностно-смысловых ориентации личности с целью
определения понятий «смысл», «ценности» в контексте изучения ценностно-
смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки.

  1. Провести исторический обзор умозрений и работ учёных в разных культурно- исторических эпохах относительно музыкального восприятия.

  2. Рассмотреть особенности восприятия музыки людьми в зависимости от их личностно-типовых особенностей.

4 Подобрать и апробировать методики исследования ценностно-
смысловой сферы.

5.Разработать анкету-опросник, направленную на выявление приобщённости к музыкальной культуре.

6.Обобщить результаты эмпирического исследования, направленного на изучение ценностно-смысловой сферы личности профессиональных музыкантов и любителей музыки.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили следующие психологические работы:

- теории о ведущей роли креативности личности в музыкально-
творческом процессе (Г.Г. Нейгауз, Я.А. Зак, КН. Игумнов, Е.М. Тимакин);

- исследования творческой личности и ее развития в художественной
деятельности (П.А. Просецкий, В.А. Селиченко, Я.А. Пономарев, П.М.
Якобсон, М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, Б.М. Теплов, КВ. Тарасова, В.И.
Петрушин, А.Л Готсдинер, В.В. Медушевский, Г.Л. Ержемский);

положения о специфической роли образного ассоциирования в музыкальной деятельности (Н.И. Анчукова, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, Н.Н. Токина, Г. Орлов, О. Мессиан, И.Д. Рудь, И.И. Цукерман, Е.В. Назайкинский);

акмеология (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Г. Зазыкин, Е.Н. Богданов, Н.А. Коваль, В.Н. Маркин);

изучение ценностно-смысловой сферы взрослых в различных профессиональных контекстах (И.В. Абакумова, В.Н. Дружинин, А.В. Серый, М.С. Яницкий, Я.Л. Коломинский, Л.Н. Коган, В.А. Ядов). Методы исследования:

теоретический анализ психологических, культурологических и музыковедческих источников по проблеме исследования;

диагностическое эмпирическое исследование с использованием личностных тестовых методик, оценочных шкал;

- анализ, обобщение;

- статистическая обработка данных: ранговая корреляция по Спирмену,
U-критерий Манна-Уитни, дискриминантный анализ. Для компьютерной
обработки эмпирически полученных данных использовались стандартные
статистические методы и программы «Microsoft Excel 7.0» и «STATISTIKA
Stat Soft 6.0».

С учетом цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования использовались следующие методики психологической диагностики:

- Определение жизненных ценностей личности(Мш1-тест)(П.Н. Иванов,
Е.Ф. Колобова);

Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С.С. Бубнова);

Экспресс - диагностика социальных ценностей личности;

Тест смысложизненных ориентации (СЖО)(Д.А.Леонтьева); Методика «ценностные ориентации» М.Рокича; Анкета-опросник (К.В. Бондарь, И.В. Абакумова).

База исследования: Экспериментальная часть исследования проводилась в феврале- апреле 2010 года Всего в исследовании приняли

участие 150 человек. Из них 75 женщин и 75 мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. В первой группе представлены музыканты города Ростова - на- Дону, регулярно гастролирующие и участвующие в музыкальных мероприятиях. Вторую группу составили люди, не являющиеся музыкантами, но регулярно посещающие концерты и другие музыкальные мероприятия, имея богатую палитру музыкальных пристрастий. В третью группу вошли люди, не имеющие музыкальных пристрастий и индифферентно относящиеся к музыкальной культуре.

Научная новизна исследования.

-выявлены особенности трактовки восприятия музыки в контексте различных культурологических и психологических теорий учёных разных культурно-исторических эпох;

-конкретизированы научные представления о содержании, структуре, критериях и уровнях развития смысловой сферы личности, показана специфика ценностно-смысловой сферы людей, у которых в профессиональном контексте преобладают тембральные и образно-ассоциативные компоненты;

-выявлено и категоризировано понятие «приобщенность к музыкальной культуре», показана зависимость ценностно-смысловых особенностей личности от особенностей позиционирования музыки как индивидуально-личностной ценности;

-выделены и описаны содержательные характеристики особенностей смысловой сферы личности профессиональных музыкантов и любителей музыки. Опираясь на классификацию Т.Адорно, составлена типология людей, слушающих музыку. Выделены характерные типы отношения, характерные модусы реакции (такие как тип эксперта, буржуазный тип, тип эмоционального слушателя, тип «рессантиментного слушателя», тип развлекающегося слушателя, равнодушный тип);

-проанализированы особенности смысловой сферы (самооценка, направленность личности, приоритетные ценности) личности профессиональных музыкантов, любителей музыки и тех, кто не относится к музыкальной культуре как личностной ценности;

-выявлено, что ценностно-смысловая сфера профессиональных музыкантов характеризуется субъективным критерием, ориентированным на отношение к музыкальной культуре и определяющимся принятием ценностей в процессе аутогенной рефлексии.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретический анализ и обобщение диагностического материала позволило конкретизировать особенности ценностно-смысловой сферы музыкантов как специфической профессиональной выборки, для которой характерны особенные формы восприятия реальности через тембрально насыщенные мыслеобразы как основы индивидуального семантического пространства. Выявлено, что личностные особенности музыкантов в значительной степени зависят от осознания им целей и смыслов музыкального творчества, собственной роли и роли окружающих в этом

процессе, а также от направленности взаимодействия на развитие мотивационно-потребностной, познавательной, эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков, которые формируются у них в процессе реализации профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования.

Разработана и апробирована анкета-опросник для анализа выводов о тенденциях осмысления современной музыкальной действительности людьми с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы музыкантами, педагогами и психологами детских музыкальных школ, музыкальными теоретиками, а также при разработке учебных пособий по курсу «Психология музыки и музыкального восприятия» в средних и высших музыкальных и психологических учреждениях образования, на курсах повышения квалификации.

Достоверность полученных результатов исследования гарантирована:

- общей логикой построения исследования и целостным подходом к
решению проблемы;

- методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных
теоретических положений исследования;

- подбором комплекса диагностических методик, использованием
проверенных стандартизированных методик и корректной организацией
опытно-экспериментальной работы;

-статистическими методами обработки полученных в ходе эксперимента данных;

-результатами экспериментальной работы, практическим

подтверждением основных положений исследования.

Этапы исследования

Первый этап - научно-теоретический(2008-2009): были

сформулированы основные методологические положения, на которых строилось наше эмпирическое изучение проблемы. В процессе реализации данного этапа нас особо интересовали общее представление о музыке сквозь призму психологии на разных исторических этапах, теоретические представления о ценностно-смысловой сфере людей.

Второй этап - организационный (2008-2009): осуществлялось планирование научного эмпирического исследования, были сформулированы его цель, гипотезы и задачи, сформирована выборка, разработан методический инструментарий по сбору эмпирического материала, разработана и апробирована анкета- опросник и проведены пилотажные исследования.

Третий этап - психодиагностический (2009-2010): проводилось психологическое изучение трёх групп (музыканты, слушатели и не слушатели) по выделенным нами личностным параметрам.

Четвертый этап - констатирующий(2010): включал обобщение полученных результатов, выявление особенностей ценностно- смысловой

сферы у людей с разным уровнем приобщенности к музыкальной культуре . На этом этапе работы были сделаны выводы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная деятельность как профессиональный жизненный
контекст оказывает существенное влияние на когнитивные, эмоциональные и
личностные особенности и обуславливает ряд психологических
особенностей, характерных именно для данной профессиональной группы.

2. Профессиональные музыканты и любители музыки имеют различные
смысложизненные ориентации, образ мира и способы взаимодействия с ним,
специфика которых обусловлена особенностями тембрально насыщенного
мировосприятия и образным ассоциированием, которые детерминированы
контектом музыкальной деятельности;

3. Профессиональная принадлежность к музыкальной культуре
трансформирует ценностные ориентации личности как систему оценочных
отношений потребностного происхождения, непосредственно связанные с
интересами, идеалами, самоотношением личности и представляющие собой
высшие, смыслообразующие мотивы, а именно, осознанные человеком
смыслы его жизни, которые несут в себе потенциальную готовность стать
побуждающим мотивом в выборе основных жизненных ценностей;

4. Принадлежность человека к группам с различным ценностными
установками по отношению к музыкальной культуре можно рассматривать
как критерий уровня приобщенности к музыке. Уровень приобщенности к
музыкальной культуре определяется субъективным и объективным
критериями, при этом объективный критерий - это интенсивность
взаимодействия личности с музыкальной культурой. Субъективный - это
критерий, ориентированный на уровень ценностно-смыслового отношения к
музыкальной культуре определяющийся ценностно-смысловым принятием
музыки в процессе аутогенной рефлексии.

Апробация работы.

Диссертационное исследование выполнено в рамках проблематики НИР кафедры психологии развития и акамеологии факультета психологии ЮФУ «Акмеологические проблемы профессионального развития» (2005-2010). Диссертация завершена в 2010 г.

Данные, полученные в исследовании, используются в работе преподавателей психолого-педагогических дисциплин: «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Психология искусства», «Педагогика» в Южном федеральном университете.

Материалы исследования используются также при организации семинаров для преподавателей музыкальных школ и ГОУ СПО РО «Ростовский колледж культуры»г. Ростова-на-Дону.

Материалы диссертации докладывались на «Неделях науки» в ЮФУ (2008-2010 гг), а также на международных и региональных конференциях: 1У съезд Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 2007); ХХУ11 психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в

образовательных системах Южно-Российского региона Ростов-на-Дону» (Сочи, 2008), Межрегиональная научно-практическая конференция «Одаренность: стратегия инновационного развития» (Ростов-на-Дону, 2009); Международный педагогический форум «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2009); Международная научно-практическая конференция «Методология и практика образовательных технологий в условиях модернизации высшего образования» (Таганрог, 2009); ХХУ111 психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана» (Ростов-на-Дону, 2009).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объёмом 3,86 п.л.

Структура и объем диссертации:

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложений. Основной объём работы изложен на 160 страницах, содержит 12 рисунков и 3 таблицы. Список литературы содержит 202 наименования, из них 15 источников на английском языке, 8 ссылок на интернет-рессурсы и 1 аудиоучебник. Глоссарий содержит 14 терминов, приложения содержат 6 наименований.

Восприятие музыки и личность музыканта

Истоки науки о музыкальной психологии уходят своими корнями в ретроспективный туман античности. Можно сделать предположение, что с появлением первых внятных мелодий появились и носители первых эстетических суждений, касательно этих мелодий. Первые предпосылки научных подходов, в понимании музыки, можно обнаружить в работах античных философов.

На этой ранней стадии человеческой истории культуры музыка не представляет самостоятельного вида искусства. Первоначально она была сплавлена с другими видами общественной деятельности, оставаясь, как впрочем, и искусство вообще, всё ещё недифференцированным единством [80]. В своих истоках, пишет Денеш Золтаи, музыка сходна с трудом; как подлинный процесс производства, она направляет устремления на подчинение и присвоение чуждой, совершенно неизвестной, и поэтому пугающей природы; вследствие этого особенно значимы её существенные функции организации, гармонизации и усиление физических и духовных сил в интересах удовлетворения жизненно важных потребностей общества [там же]. Античные мыслители рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенной психологической настроенности этоса личности. В соответствии с этим античная музыкальная эстетика разработала довольно четкую классификацию этических свойств музыкальных ладов, ритмов, мелодий, инструментов, выделяя те из них, которые представлялись более подходящими для воспитания мужественной, героической личности [14]. Вообще учение об этосе, как характере физических, моральных и эстетических явлений, было центральным в музыкальной теории античности. Традиция такого понимания музыки коренится в древнегреческой мифологии, представлена в лирической поэзии (Терпандр, Алкей, Сапфо, Пиндар) [там же].

Одним из основополагающих понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях - не только в пении, танцах и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт», античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого - жизни Космоса, основанного на языке Вселенской гармонии [133]. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Аристоксен в 4 в. до н.э. подверг некоторые стороны его учения критике и пересмотру, выдвинув в качестве критерия оценки различных интервалов не абсолютную их величину, а слуховое восприятие. Это послужило источником спора так называемых каноников и гармоников [120].

Одна из самых главных проблем музыкальной эстетики Платона -убеждение в космическом.значении музыкальной гармонии. Так в "Тимее" он развивает теорию небесного гептахорда. По его словам, отношение между семью небесными планетами соответствует отношениям, которые лежат в основе музыкальных интервалов. От пифагорейцев Платон заимствует также движение в числовой природе музыкальной гармонии, которое он развивает в другом своём диалоге "Филеб". Однако помимо пифагореизма, в музыкальной эстетике Платона существуют представления, которые выходят далеко за пределы пифагорейской традиции: если Пифагор и его последователи сводили музыку к количественным отношениям, к определенным числовым пропорциям, то Платон превосходно понимал, что сложная и богатая сфера музыкального искусства далеко этим не исчерпывается. Поэтому помимо измерения и исчисления в музыке надо опираться на опыт и непосредственное чувство. Были у Платона и труды посвященные эвфонии (греч.- благозвучие), одной из категорий античной эстетики, предназначенной для оценки качества звучания любого звукового явления. Посредством эвфонии могли охарактеризовать силу и красоту человеческого голоса, особенно криков животных, эстетику тех или иных сочетаний букв в словах. Чаще всего категория применялась, чтобы оценить музыкальные звуковые явления, начиная отдельными произведениями и заканчивая регистрами ладами и интервалами.

Так же, считал Платон, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего разрушения нравов, чем отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады, утверждал Платон, в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало, ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразно им самим. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает индивиду возвыситься до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство с полисной общиной [133]. Аналогичные мысли, правда, значительно позже, высказывал знаменитый игрок в бисер - Г. Гессе: «Я живу в современном государстве «Чу», музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна, а его правительство в опасности» [65 с. 127].

Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело отвечать: «Аристотель». Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель заложил первые камни в основания многих наук [179]. Изучаемая дисциплина не является исключением. Аристотель разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. Музыка, звучащая в одних ладах делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Основываясь на этом убеждении, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад - мужественный, серьезный. Фригийский лад воспринимался им как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и размягчающий [17]. Вообще Аристотель всячески подчеркивал важность музыки в жизни человека. Музыка, по Аристотелю, способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи [там же].

Описание диагностических мероприятий исследования

Единственно, на что этот тип реагирует непосредственно, инстинктивно, — это «экскорбитантное», из ряда вон выходящее, так сказать, уже доступное измерению исполнение, например, головоломная виртуозность совсем в стиле идеала "show". Ему импонирует техника, средство как самоцель, и здесь он не далек от распространенного сегодня массового слушания. И, однако, он, как отмечает Адорно враждебен массам, ведет себя как представитель элиты. Его среда — буржуазия средняя, выше средней и с переходами к мелкой; его идеология чаще всего, должно быть, реакционна, и в области культуры консервативна. Почти всегда он враждебен новой музыке, если ее характер ясно выражен, — свой высокий уровень хранителя ценностей, человека с тонким вкусом, можно подтвердить ссылками на толпу, негодуя по поводу всех этих "безумных выходок". Конформизм, склонность к общепринятому в значительной мере определяют социальное лицо этого типа [10].

Количественно этот тип еще очень незначителен, даже в странах со старой музыкальной традицией, как Германия и Австрия, хотя он включает в себя гораздо больше представителей, чем второй. Но речь идет о ключевой группе. Она оказывает решающее влияние на официальную музыкальную жизнь. Здесь Адорно приводит в пример комитетских дам американских филармонических концертов. Именно они, по его мнению, направляют тот «фетишистский» вкус, который не по праву смотрит свысока на вкусы, насаждаемые индустрией культуры. И все большее число музыкальных ценностей, которыми распоряжается этот тип, превращается в товар организованного потребления.

К этому типу примыкает другой, который равным образом руководствуется не отношением к специфической внутренней организации музыки, а своей собственной ментальностью, независимой от объекта. Это тип эмоционального слушателя. Его отношение к музыке не такое «неподвижное» , как у потребителя культуры, но с другой точки зрения он уходит еще дальше от объекта: слушание музыки становится для него по существу средством высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации, часто источником иррациональности, которая только и позволяет вообще что-то чувствовать человеку, раз и навсегда погруженному в рациональную машину самосохранения. Такой подход не имеет почти ничего общего со структурой услышанного: функция музыки здесь — это по преимуществу функция высвобождения инстинктов. Музыка прослушивается в соответствии с таким закономерным явлением из области физиологии чувств: если ушибить глаз, возникает ощущение света, говорит Адорно.

Представители этого типа, действительно, особенно охотно обращаются к чувственной, эмоциональной музыке, например Чайковского; их легко заставить плакать. Переход к типу потребителей культуры постепенен, и в их арсенале тоже редко отсутствует ссылка на, как выражается Адорно, "эмоциональные ценности подлинной музыки" [10].

Эмоциональный слушатель менее характерен для Германии (возможно, под влиянием традиции уважительного отношения к музыкальной культуре) и более характерен для англосаксонских стран, где более сильный гнет цивилизации принуждает искать спасения в неподконтрольных внутренних областях чувства; он может играть определенную роль и в странах, где техническое развитие музыки отстало, прежде всего, в славянских странах. Как и в музыке, представители этого типа в своем поведении вообще наивны или, по крайней мере, настаивают на своей наивности. Непосредственность реакции подчас сочетается с упорным непониманием самой вещи, на которую он реагирует. Он не желает ничего знать, и потому его в принципе легко направить в ту или иную сторону. Музыкальная индустрия учитывает это в своих планах, например, в Германии и Австрии в жанре "синтезированной" народной песни уже с начала 30-х годов.

Трудно указать социальные корреляты этого типа, но можно признать за ними некоторую теплоту чувств. Вполне возможно, что он менее ожесточен и самодоволен, чем потребитель культуры, по сравнению с которым он — по понятиям официального вкуса — занимает более низкую ступень. Однако, к этому типу могут принадлежать как раз однобокие профессионалы, которые в этой области, не имеющей ровно никаких последствий для их жизни, компенсируют все то, от чего вынуждены отказываться в жизни. Масштабы этого типа: от ЛЕОДЄЙ, у которых музыка, какова бы она ни была, вызывает образные представления и ассоциации, до людей, у которых музыкальное переживание близко к снам наяву, к грезам. Родствен ему слушатель музыки чувственный более узком смысле слова, слушатель, который как гурман наслаждается изолированным звуком [10].

Часто они, возможно, используют музыку как сосуд, куда изливают свои эмоции страха, "свободно текущие", согласно психоаналитической теории; часто, отождествляя себя с музыкой, они заимствуют в ней эмоции, которые не находят в себе.

Сознательное отношение к музыке они смешивают с холодным отношением к ней и внешней рефлексией. Эмоциональный слушатель бурно возражает против попыток побудить его слушать музыку структурно, вероятно, возражает более бурно, чем потребитель культуры, который в конце концов, был бы готов пойти на это ради своей образованности. В действительности же адекватное слушание невозможно без аффективного участия личности. Но только в этом случае психическая энергия направлена на сам объект и сконцентрирована на нем, тогда как для эмоционального слушателя музыка есть средство для удовлетворения внутренних требований психической жизни. Он не желает передать свое "я" объекту, который вознаградил бы его за это чувством; он переосмысливает объект, превращая его в средство чистого самопроецирования.

Тип слушателя, являющийся резкой противоположностью эмоционального слушателя, вместо того, чтобы избегать благодаря музыке того «миметического» табу, который цивилизация накладывает на его чувства, усваивает его в качестве нормы своего собственного отношения к музыке, его идеал — статическое слушание музыки. Он презирает официальную музыкальную жизнь как истощившуюся и иллюзорную; но он не выходит за ее пределы, а, напротив, спасается бегством в те периоды, которые, как он думает, защищены от преобладающего товарного характера, от фетишизации. Но благодаря своей статичности, неподвижности он платит дань все тому же фетишизму, против которого выступает. Этот по преимуществу реактивный тип может быть назван «рессантиментным слушателем», т.е. воспроизводящим былые формы реакции на музыку. К этому типу принадлежат поклонники Баха, от которых я однажды защищал его самого, и еще больше те, кто в своих увлечениях бежит назад, в область добаховской музыки.

Адорновский «рессантиментный слушатель», протестуя против механизмов официальной музыкальной жизни, кажется нонкорформистом, но при этом он испытывает симпатию к организациям и коллективам как к таковым, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими и политическими последствиями. Свидетельство тому — фанатически-сектантские лица, в потенции готовые разъяриться, которые скапливаются на так называемых баховских вечерах и концертах старинной музыки. Сферы музыки, которые важно было бы воспринять, совершенно пропадают для них. Сознание слушателей этого типа предопределено целями их союзов, а эти союзы обычно — приверженцы ярко выраженной реакционной идеологии и архаических форм. Та точность интерпретации, которую они противопоставляют буржуазному идеалу музыкального showmanship (термин Адорно), становится самоцелью; ведь для них дело не в том, чтобы адекватно представить и познать смысл произведений, а в том, чтобы ревностно следить за точностью и ни на йоту не отступить от того, что они считают исполнительской практикой прошлых эпох, а это само по себе весьма сомнительно. Если эмоциональный тип внутренне тяготеет к пошлости, то рессантиментный слушатель — к ложно понятой строгости, которая механически подавляет всякое движение души во имя укорененности в коллективе. Когда-то они называли себя "музыкантами" и лишь под влиянием руководства, поднаторевшего в антиромантизме, оставили это имя. Психоаналитически это имя остается чрезвычайно показательным, так как представляет собой апроприацию именно того, против чего они выступают. Это выявляет их амбивалентность.

Расшифровка этого типа, считает Адорно, еще только предстоит в социальном отношении, но можно указать направление такой работы. Этот тип формируется обычно в более обеспеченных слоях мелкой буржуазии, перед которой всегда открыт путь в социальные низы. Несамостоятельность, зависимость этих слоев, все усиливавшаяся в течение последних десятилетий, постоянно мешала и мешает их представителям стать индивидами, которые определяли бы свое бытие внешне и благодаря этому могли бы развиваться и внутренне.

Корреляционный анализ субшкал методик

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Автор методики - Милтон Рокич начинал психиатром, но большую часть карьеры посвятил изучению ценностей, которые движут людьми. Он определил, что человек может стремиться к одной или нескольким из 18 ценностей, которые являются конечными (терминальными). Важность ценностей существенно варьируется по странам (между респондентами в одной стране - незначительно). Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Полный текст теста приведён в приложении 3.

Изучение представлений о современной музыкальной культуре и особенности взаимодействия человека с окружающим миром проводилось с помощью анкетирования, специально разработанного нами для нашего исследования. Анкета, как указывает И А. Мещерякова, это разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса, включающий: а) указание организации, проводящей опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но необязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели опроса и его адресата. Объем анкеты варьирует от 2-3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. Анкета малого объема чаще линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к др. Большие анкеты нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации (И. А. Мещерякова.) [143, с. 31-32].

Надежность данных анкетного опроса зависит от множества факторов, в том числе: 1) распространенность анкетного опроса в обществе; 2) правильный выбор адресата; 3) умение мотивировать его; 4) соответствие анкетных вопросов цели и задачам исследования (при этом вопросы, стоящие перед исследователем, должны быть переформулированы в те вопросы, которые он предлагает респонденту); 5) соблюдение правил построения опросника, учитывающих эффект научения (в начале помещают относительно простые фактологические вопросы, затем — касающиеся мнений и оценок и далее — вновь простые, обычно т. н. «паспортичка» — вопросы демографического характера, позволяющие получить сведения о респонденте); 6) понятность указаний по заполнению и возвращению анкеты; 7) четкость, понятность, доступность формулировок вопросов и ответов; напр. недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр.); 8) полнота и сбалансированность, списка предлагаемых ответов; 9) использование разных типов вопросов —открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных; 10) отсутствие намеков на желаемый ответ. Надежность результатов А. о. проверяется или повторением процедуры на той же группе, или использованием др. методик; анализом документов, наблюдением, опросом экспертов, групповой дискуссией и т. д.

К достоинствам анкетных опросов относятся: а) сравнительная экономичность; б) возможность охвата больших групп людей; в) применимость к самым различным сторонам жизни людей; г) хорошая формализуемость результатов; д) минимум влияния исследователя на опрашиваемого. Анкетный опрос, не свободен от недостатков (самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения). Кроме того, при заочных анкетных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д. (И. А. Мещерякова.) [там же]

На первом этапе этого исследования была разработана анкета, вопросы о музыке и музыкальной культуре, которые могут повлиять взаимодейстие человека с окружающим миром. Участникам анкетирования предлагалось ответить в произвольной форме на 16 вопрпосов приведенных в анкете.

Первый раздел анкеты был посвящен сбору информации об уровне приобщённости к музыкальной культуре у опрашиваемых.

Далее исследовалась оценка смысложизненной сферы в контексте современной музыкальной культуры.

Для анкетирования были выбраны три группы людей. В первой группе представлены музыканты города Ростова-на-Дону, регулярно гастролирующие и участвующие в музыкальных мероприятиях. Вторую группу составили люди, не являющиеся музыкантами, но регулярно посещающие концерты и другие музыкальные мероприятия, имея богатую палитру музыкальных пристрастий. В третью группу вошли люди, не имеющие музыкальных пристрастий и индифферентно относящиеся к музыкальной культуре.

Выбор группы для анкетирования был обусловлен тем, что люди, с разными уровнями приобщённости к музыкальной культуре включены в процесс взаимодействия с этой культурой могут дать данные, для диагностики и исследования ценностно-смысловой сферы.

Все анкетированные принимали участие в анкетировании на добровольной основе. Анкетирование было анонимным, чтобы избежать опасений людей по поводу возможности того, что информация из анкет будет иметь неприятные последствия при их дальнейшем жизни в обществе.

Дискриминантный анализ значимых различий

Из рисунка 12 и таблицы 3 видно, что основываясь на полученных данных мы с 92% вероятностью правильно дифференцировали «музыкантов» от «слушателей» и неслушателей». Основываясь на данных, полученных при помощи корреляционного анализа Спирмена и Дискриминантного анализа, мы можем говорить о следующих особенностях данной группы: люди, непосредственно вовлечённые в процесс создания и исполнения музыкальных произведений, как культурно-эстетических ценностей, показывают неудовлетворенность пройденным отрезком жизненного пути, его продуктивностью и осмысленностью. Именно этот факт, по нашему мнению, является оновной «движущей силой», определяющей особенности инициации креативного процесса в музыкальной деятельности, опосредуя специфические, свойственные именно данной личности музыкальные образы. В подтверждение гипотезы о том, что уровень приобщённости к музыкальной культуре может оказывать существенное влияние на смысловые центрации и жизненные приоритеты, можно отметить данные методики «Ценностные ориентации» Милтона Рокича: для музыкантов специфичным является направленность на образованность, творчество, красоту природы и искусства. Неспецифичными являются такие жизненные приоритеты как уверенность в себе, эффективность в делах, интересная работа и материально обеспеченная жизнь.

Основываясь на всё проведённое нами исследование, можно сформулировать психологическое наполнение понятия «приобщённость к музыкальной культуре». Приобщённость к музыкальной культуре - объективный критерий интенсивности взаимодействия личности с музыкальной культурой и цивилизацией музыкальных образов. Приобщённость к музыкальной культуре - субъективный критерий ориентированный на уровень ценностно-смыслового отношения к музыкальной культуре определяющийся ценностно-смысловым принятием в процессе аутогенной рефлексии.

Третья глава диссертационного исследования «эмпирическое исследование приобщённости к музыкальной культуре» содержит в себе данные корреляционного анализа Спирмена, непараметрического сравнения по U-критерию Манна-Уитни и дискриминантного анализа значимых различий. Основываясь на данных корреляционного анализа (ранговый коэф. корр. Спирмена), можно признать, что пункты анкеты с номерами 1,2,4,5,8,10,11,14 обладают высокой степенью прогностической валидности (р 0.08). Полученные данные позволяют говорить о высоком уровне осмысления и понимания музыкальной культуры, как части современного искусства, а полученные значимые различия указывают на то, что люди с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре могут иметь различные смысложизненные ориентации, образ мира и способы взаимодействия с ним. Это подтверждает одну из выдвинутых нами гипотез.

Во втором параграфе «корреляционный анализ субшкал методик» были приведены и интерпритированны данные всех субшкал методик. Далее, основываясь на корреляционном анализе (ранговый коэф. корр. Спирмена) были выявлены значимые различия по следующим субшкалам: СЖО:

Эффективность в делах Слуш Неслуш Муз(К=-0,373, р 0,05). Исходя из того, что в некоторых значимых различиях мы получили нелинейную связь, дополнительно нами было проведено непараметрическое сравнение по U-критерию Манна-Уитни. U-критерий Манна-Уитни статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Данный метод выявления различий между выборками был предложен в 1945 году Френком Уилкоксоном (F. Wilcoxon). В 1947 году он был существенно переработан и расширен X. Б. Манном (Н. В. Mann) и др. Уитни (D. R. Whitney), по именам которых сегодня обычно и называется. СЖО:

Результат: Слуш. Неслуш. Муз (R=-0,304, р 0,05) Основываясь на непараметрическое сравнение по U-критерию Манна-Уитни можно говорить о том, что в данном случае «слушатели» и «неслушатели» образовывают одну группу и данная субшкала хорошо дифференцирует музыкантов и «немузыкантов»;

Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С.С. Бубнова): Поиск и наслаждение прекрасным Слуш Муз Неслуш (R=0,295,p 0,05) Основываясь на непараметрическое сравнение по U-критерию Манна-Уитни можно говорить о том, что в данном случае «слушатели» и музыканты образуют одну группу людей «приобщённых к музыкальной культуре», а данная субшкала хорошо дифференцирует людей по степени их приобщённости к музыкальной культуре;

Методика «ценностные ориентации» М.Рокича: Инструментальные ценности: Образованность Муз Неслуш Слуш (R=0,254,p 0)05). Основываясь на непараметрическое сравнение по U-критерию Манна-Уитни можно говорить о том, что в данном случае «слушатели» и «неслушатели» образовывают одну группу и данная субшкала хорошо дифференцирует музыкантов и «немузыкантов»;

Эффективность в делах Слуш Неслуш Муз(К=-0,373,р 0,05). Основываясь на непараметрическое сравнение по U-критерию Манна-Уитни ()можно говорить о том, что в данном случае«слушатели» и «неслушатели» образовывают одну группу и данная субшкала хорошо дифференцирует музыкантов и «немузыкантов».

В целом, на основании данных корреляционного анализа Спирмена и критерия Манна-Уитни можно отметить, что количество полученных нами достоверно значимых различий, позволяют говорить о подтверждении таких гипотез, как: - уровень приобщённости к музыкальной культуре может влияет на ценностно- смысловые особенности людей - уровень приобщённости к музыкальной культуре может оказывать существенное влияние на смысловые центрации и жизненные приоритеты.

Далее был проведён дискриминантный анализ, и нами была поставлена задача наполнить психологическим содержанием понятие приобщённость к музыкальной культуре, и выявить влияние ценностей и смысложизнненых ориентации на её уровень. Дискриминантный анализ значимых различий показал, что с ошибкой не более 15% наши гипотезы нашли подтверждение в нашем исследовании, а основываясь на полученные эмпирические данные можно говорить, о присущих каждой группе индивидуально значимых ценностях и смысложизненных ориентациях.

Похожие диссертации на Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки