Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста Гавриченко Оксана Владимировна

2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста
<
2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гавриченко Оксана Владимировна. Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 Москва, 2005 182 с. РГБ ОД, 61:05-19/285

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Психологическое место сказкотерапин в общечеловеческой культуре 11

1.1. Миф как предшественник сказки 11

1.2. Символ и архетип в мифах и сказках 22

1.3. Трансформация мифа в сказку 27

Глава II Особенности применения сказок в практической психологии 30

2.1. Место сказок и метафор в психологической науке 30

2.2. Сказочные истории как проективный метод коррекционной и диагностической работы 46

2.3. Основные особенности психического развития и типичные психологические трудности детей 5-6 лет 54

Глава III Эмпирическое исследование психодиагностических возможностей сказки в работе с детьми 5-6 лет .64

3.1. Обоснование и программа эмпирического исследования , 64

3.2 Пилотажное исследование диагностических возможностей метода сказочных историй 78

3.3. Методы основного исследования 82

3.4. Этапы проведения основного эмпирического исследования 87

3.5. Результаты основного исследования и их интерпретация 90

Заключение 119

Литература 123

Приложение 134

Введение к работе

Актуальность выбора темы исследования связана с тем, что рост количества детей дошкольного возраста, испытывающих психологические трудности, диктует необходимость создания надежных диагностических и коррекционных методов, адаптированных к содержанию типичных проблем летей этого возраста. В последние годы в практической психологии все чаще применяются методы сочинения рассказов или сказочных историй. Метод сказочных историй в работе с дошкольниками признан весьма авторитетным и обладает большими достоинствами (способствует установлению эмоционального контакта, не вызывает сопротивления, не требует специально разработанных технических средств, оказывает коррекционное воздействие уже в процессе диагностики). Однако, несмотря на широкое распространение этого метода, область его применения до сих пор не подвергалась теоретическому изучению»

Попытки обосновать качественные методики диагностики и прогнозирования предпринимались всегда, в том числе в рамках мантической практики (книга «И-Цзин») или античного толкования сновидений («Онейрокритика» Артемидора), однако они осуществлялись на донаучном уровне, Психология как наука содержит в себе одновременно несколько стадий своего развития. Это дескриптивная стадия (донаучная, на которой преобладает житейское обобщение фактов и использование ненаучных методов без обоснования их валидности). Можно сказать, что в настоящий момент применение проективных методов находится на этой стадии, потому что сказка доступна всем, но что она измеряет, никому не известно. Тем не менее, существует множество представлений о том> как тго нужно делать, которые никем не обосновывались и, таким образом, являются по своей сути научными предрассудками. Далее, это стадия естественнонаучная, на которой во главу угла ставятся объяснительные

связи и объективно проверяемые закономерности. Наконец, это стадия гуманитарная, на которой преобладают идиографические методы и изучаются частные закономерности, однако это изучение обоснованно, потому что свершился переход «от закономерности к событию». Именно этой стадии развития адекватен метод применения сказок в психологии.

В данный момент, обладая формой идиографического метода, сказочные истории продолжают существовать в практической психологии в своей донаучной, дескриптивной форме. Будучи одинаковыми внешне, способы применения метода отличаются по своему генезису. Замысел нашей работы заключался в том, чтобы изучить возможности использования метода сказочных историй в процессе диагностики психологических проблем дошкольников, определить его разрешающие способности и ограничения.

Особое сочетание приемов при сочинении историй в сказкотерапии обеспечивает высокую эффективность метода: сопереживая персонажам, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает терапевт посредством сказочного зачина, представляющего сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его ассоциации и переживания, что дает ему возможность справиться с психологическими трудностями. Обращенность воздействия одновременно к сознанию и бессознательному ребенка обусловлена применением психологической метафоры - образа, символически моделирующего некоторые аспекты проблемной ситуации ребенка.

В настоящее время в психологической практике по оказанию помощи взрослым и детям используется метод сказкотерапии. Отечественные специалисты в области сказкотерапии Т.Д. Зиикевич-Евстигнеева, И.В. Бачков, С,К. Нартова-Бочавер, О-В. Защиринская, Д.Ю. Соколов и др. определяют его как не просто одно из направлений

5 психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. «Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». В процессе психологического консультирования мы обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Это позволяет найти нужное решение» [49.С.8]

В то же время ребенок может и сам по просьбе психолога, который дает ему определенный посыл для сочинения сказки, придумать свою сказочную историю. В этом случае такая сказка уже становится проективным вербальным методом диагностики психологических проблем ребенка, поскольку содержит в себе главные свойства проективных методов; слабую структурированность материала (обеспечиваемую присутствием не целой сказки, а всего лишь ее посыла) и высокую творческую активность респондента. Собственная сказка ребенка наполняется метафорическими образами, которые сигнализируют психологу о наличии конкретных психологических проблем, которые могут не совпадать с запросом родителей или воспитателей. Таким образом, диагностическая сказка помогает психологу войти во внутренний мир ребенка.

Цель исследования: изучить область применения метода сказочных историй, определить его специфику, адекватность и границы возможного использования при диагностике психологических трудностей детей дошкольного возраста.

Можно предположить, что сила связи объективных психологических особенностей и содержания сказочной продукции детей не является константной величиной, а зависит от следующих независимых неременных.

6 Сказочные зачины представляют собой качественные независимые переменные различной силы и могут стимулировать актуализацию архетипических ситуаций, проблем личного бессознательного и осознаваемых проблем, Поскольку вербальное развитие детей отмечено влиянием гендерных особенностей, можно ожидать, что разрешающие возможности сказки в диагностике будут различаться применительно к задачам обследования мальчиков и девочек. Так как типичные проблемы детей отличаются по степени их презентированности в сознании, то и сила отражения этих проблем в сказочной продукции также может различаться, то есть сказочные истории обладает различной валидностью при изучении разных проблем, а также при обследовании мальчиков и девочек. Эти независимые переменные (содержание сказочного зачина, содержание личностной особенности и пол респондента) задают границы диагностических возможностей метода сказочных историй. Для изучения вклада каждой из этих переменных нами была составлена программа многомерного квазиэкспериментального исследования.

Гипотеза исследования: метод сказочных историй наиболее адекватен для диагностики таких психологических трудностей, как агрессивность, страхи, чувство одиночества и переживание подавленности (депрессивные состояния). Материалы, полученные при работе с этим методом с дошкольниками, имеют определенную тендерную специфику.

Социальный контекст развития мы определяем как систему взаимодействий ребенка, определяющих его актуальные переживания и жизненные трудности. Социальный контекст может включать отношения с родителями, между сиблипгами, со сверстниками. Личностные особенности мы определяли исходя из перечня типичных для старшего дошкольного возраста психологических проблем, заявленных в качестве запроса на консультацию практического психолога.

Объект исследования: диагностические возможности сказочных историй.

Предмет исследовании: специфика и границы применения метода сказочных историй в решении психодиагностических задач при работе с детьми дошкольного возраста.

Для выполнения основной цели диссертационного исследования нами предполагалось решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть с философских и психологических позиций место сказки в общечеловеческой культуре;

  2. Проанализировать существующие в зарубежной и отечественной психологии теоретические концепции использования метода сказочных историй в коррекционной и диагностической работе;

3- Разработать и реализовать программу исследования диагностических

возможностей метода сочинения сказочных историй.
4_ Оценить диагностические возможности (валидность и

репрезентативность) метода сказочных историй в его различных вариациях. 5. Определить особенности использования метода при работе с разными психологическими трудностями у мальчиков и девочек. Научная новизна. Результаты исследования представляют собой первую попытку научного обоснования психодиагностической эффективности применения метода сказочных историй. Обнаружено, что символический смысл сочиненной ребенком сказки действительно отражает объективные особенности личности и психологические проблемы ребенка. Определена степень достоверности и репрезентативности метода сочинения сказочных историй; выделены параметры их оценки, определены границы возможностей применения этого метода. Полученные результаты позволяют сформулировать показания и противопоказания в диагностической работе с методом сочинения ребенком сказочной истории.

Теоретическое значение работы состоит в том, что разработан алгоритм проверки достоверности и репрезентативности сказочных историй как диагностического метола, который может быть использован и в работе с другими качественными методами и выборками. Выделены достоинства и недостатки метода, отредактирован стандартный набор сказочных зачинов, из которых отобраны наиболее информативные с психологической точки зрения и отвечающие определенным психологическим проблемам дошкольников.

Практическое значение работы заключается в том, что полученные данные позволяют скорректировать процедуру и стимульный материал для применения метода сказочных историй в диагностической работе с дошкольниками. Но материалам исследования составлены рекомендации для практических психологов и воспитателей. Результаты использованы в образовательном процессе при подготовке спецкурса «Сказкотерапия в работе с 5-6 летними детьми» для обучения профессионалов (психологов и педагогов), на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Результаты используются также в программе психоразвивающих занятий с детьми в ряде московских консультаций.

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

теоретический анализ психологических, философских^

культуро;! огических источников ло проблеме исследования С^" использованием категориального аппарата и принципов психологии; эмпирическое исследование, направленное на выявление диагностических возможностей сказочных истории детей, включающее методы наблюдения, сочинения сказок и интервью. В процессе диагностической работы с дошкольниками применялись стандартизованные методики: «Несуществующее животное»; «Лесенка» В. Щур; методика для определения жизненных перспектив «10 жизненных событий» А. Кроника {детский вариант модификации

осуществлен на базе Психологической консультации «Институт Детства»).

методы качественною и количественного анализа данных,

полученных в ходе эмпирического исследования (метод экспертных

оценок, методы математической статистики, включающие подсчет хи-

квадрата распределения Пирсона, корреляционный анализ).

Положения, выносимые на защиту:

К Сказочные истории детей отражают их личностные особенности и

социальный контекст развития, т,о, сказки как диагностический метод

могут применяться в практике диагностической работы с

дошкольниками.

2, Диагностический метод сказочных историй наиболее адекватен для

диагностики таких трудностей психического развития, как

одиночество и чувство подавленности, страхи. При этом, данный

метод обладает не очень высокими разрешающими возможностями по

отношению к таким психологическим проблемам, как симбиоз

ребенка с кем-то из родителей, застенчивость.

3- Стандартные сказочные зачины, используемые в качестве

независимых переменных при сочинении детьми собственных

историй, обладают различной эффективностью и могут быть

проранжированы по степени их адекватности для диагностики

психологических трудностей детей.

4. Существует тендерная специфика материалов, полученных при

применении метода: сказки, сочиненные девочками, в большей

степени отражают их личностные особенности, чем сказки мальчиков.

Выборку составили 150 сказочных историй, авторами которых

являются дети из государственного образовательного учреждения № 289

центр развития «Детский сад» города Москвы (25 детей: 12 мальчиков и 13

девочек 5-6 лет). Сказки детей предлагалось оценить экспертам -

психологам. В нашем исследовании принимали участие 14 независимых

экспертов, практикующих в области психологической работы с детьми, с
профессиональным стажем от 3 до 15 лет. Следует особо отметить, что в
исследовании мы диагностируем здоровых дошкольников без очевидных
психических или физических патологий, у которых могут существовать
определенные психологические трудности, требующие

психокоррекционной работы.

Миф как предшественник сказки

Мифология - это огромный пласт культурного развития, в равной степени присущий всем этносам, а миф - важнейшее явление кулмурной истории. Своими истоками миф уходит в глубь веков, в первозданные дни и ни один современный миф не может не иметь предшественников в архетипической памяти человечества. Мифы и сегодня оказывают психологическое влияние на человека, так как они практичны и насущны, эмоциональны и аффективны, что отмечал еще представитель ассоциативной психологии, основатель экспериментальной психологии В. Вундт. Он одним из первых осуществил исследование мифологических проблем и рассмотрел вопрос возникновения мифа в историческом и психологическом смыслах. Исторический фактор связан с общими культурными условиями, психологический, в свою очередь, относится к внутренним, душевным мотивам человека и связан с общими свойствами человеческого сознания. «Миф оживляет предметы, он превращает объекты окружающего мира, равно как и самого человека, части его тела и его внутренние, душевные процессы, в особые чувствующие и стремящиеся существа» [21 .С.41]. Такую же эмоциональную насыщенность и эффективность мы видим и в сказках у разных народов.

Известный российский исследователь фольклора, литературовед В.Я. Пропп, проанализировал особенности волшебных сказок в своей работе «Исторические корни волшебной сказки», указывал на то, что формально миф не может быть отличен от сказки. «Сказки и мифы (в особенности мифы доклассовых народов) иногда настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и фольклористике такие мифы часто называют сказками. Между тем, если исследовать не только тексты, а социальную функцию этих текстов, то большинство их придется считать не сказками, а мифами. Такие мифы не «варианты», а произведения более ранних стадий экономического развития» [98.С. 14-15].

В. Вундт считал, что миф не исчез из жизни человека и связан с его индивидуальным сознанием. «Миф не представляет собой формы мысли, принадлежащей к невозвратному прошлому; он продолжает жить или стремится снова вернутся к жизни там, где он временно исчез» [21.С.41],

Мифология послужила исходным материалом для развития философии, первых научных представлений, литературы, художественного искусства. В психологии с помощью мифов и мифологических символов рассматривают содержание и особенность протекания психических процессов коллективного бессознательного. Подробно изучал психологические особенности мифологии основатель аналитической психологии К.Г. Юнг, который открыл в структуре личности существование коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное - это своего рода «намять поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. «Содержание коллективного бессознательного в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное -как воздух, которым дышат вес и который не принадлежит никому» [77.С.3511.

Юнг рассматривал бессознательное как живого посредника добра и зла одновременно. Частью этого коллективного бессознательного являются мифы и сказки. Именно их символический язык способен передать психологические состояния, которые переживает человек, выбирая тот или иной сказочный сюжет или героя. Юнг называл это содержание коллективного бессознательного «архетипом» - формой, организующий и канализирующий психологический опыт индивида. Любые персонажи волшебных сказок - добрые феи, злые волшебники, ведьмы, драконы и т.д. - являются архетипическими образами, представленными на глубинных уровнях психического. Образы мифов и сказок воздействуют на человека не зависимо от того, осознаем мы их или нет. Так как они являются психологическими реальностями коллективного бессознательного. К.Г. Юнг описывал психический феномен мифа и сказки через архетип, который он называл «Самостью». Юнговские архетипы - это устойчивые механизмы и формы, в которых существует и реализуется коллективное бессознательное.

Современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке, по сравнению с мифом, происходит ослабление или потеря этиологической функции, ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки, тогда как мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер. В своем исследовании психологии сказок M.-JL фон Франц говорит, что «причиной возникновения архетип и ческих рассказов (мифов) является личный опыт индивида, полученный им во сне или в виде обычных галлюцинаций, когда бессознательное содержание вторгается в жизнь конкретного человека. Подобный опыт всегда имеет сверхъестественную (божественную) природу. В первобытном обществе из такого опыта никогда не делали тайны, наоборот, он всегда становился предметом всеобщего обсуждения и постепенно прояснялся, в результате сопоставления его с другими фольклорными рассказами, близкими по теме. Таким образом, архетип иче с кий опыт получал развитие в форме слухов или молвы» [127.С.30].

Символ и архетип в мифах и сказках

Важнейшей чертой мифологического и сказочного мышления является символизм. В сказках и мифах есть нечто общее. Они представлены в языке символических образов, который типичен для бессознательной сферы личности. «Миф, а затем и сказка, оставаясь спонтанным и наивным продуктом психики, наилучшим образом выражает, что же есчь душа в действительности; сказка описывает структурные психические отношения» [158.С. 199-252],

«Символ - это шифр ценности, ситуации или персонажа, который изобрело бессознательное для сознания. Чтобы постичь основы всех вещей и высшую реальность. Символ представляет собой ключ для проникновения в душу данной культуры» [7.С.208].

О содержании символических образов в своих работах писали Д.Д-Фрейзер, Г. Адлер, К. Юнг, Д. Кэмпбслл, М.К. Мамардашвили, В.П. Зинченко и др. В символе обнаруживаются признаки того, чем он не является: так, в христианстве особое значение придается образу света, который рассматривается не как физическое явление, а как символ божественной благодати. Ю.М. Антонян подчеркивает, что символы не должны рационально объяснять мир; «они должны указывать на иррациональность, на нечто иногда недоступное всеобщему пониманию. Символы не только многозначны, но и порой противоречивы. Они включают в себя взаимоотвергающие понятия, как, например, добро и зло, ЖИ ЇНЬ и смерть» [7.С.204].

К. Юнг определяет символ через его «естественную» и «культурную» особенность. «Естественные символы возникают из подсознательного содержания психики и представляют собой бесчисленные вариации основных архетипических образов. Символы культуры обычно используются для выражения «вечных истин». Пройдя через множество превращений, они стали коллективными образами, принятыми цикилизацией» [159.C8G].

Анализ мифов и волшебных сказок - один из путей контактирования с архстипическими идеями, попытка связать индивидуальное сознание с коллективным бессознательным, которое является фундаментном нашей психической жизни. Логика мифа специфична. Я.Э. Голосовкер считал, что миф многосмыслен: «Воображаемый мир обладает часто большей жизненностью, чем мир физически данный, ибо воображаемый объект мифа не есть только выдумка, а есть одновременно познанная тайна объективного мира и есть нечто предугаданное в нем. Это обилие внутреннего содержания или бесконечность смысла мифа сохраняет нам мифологические образы на тысячелетия, несмотря на новые научные аспекты и новые понятия нашего разума или на новые реалии нашего бытия» [34.С.20]. Логика чудесного в мифе как бы произвольно играет категориями: временем, пространством, количеством, качеством, причинностью. «Играя пространством и временем, чудесное по своему произволу сжимает, растягивая или вовсе их снимает, не выходя при этом из предметной вещности мира» [34.С.20].

Так же и язык волшебных сказок является свидетельством богатой душевной и духовной жизни и его символизм - это дорога к бессознательным структурам психики человека. Анализ сказок является попыткой возвести мост к бессознательному, проникнуть внутрь образной системы.

Сами герои мифов и волшебных сказок представляют собой особый символ - архетип. Они по своему психическому содержанию относятся к человеческому виду вообще и не имеют своего источника в отдельном индивиде. Именно в сказках самые разнообразные архетипы представлены в наиболее полной форме. Это даст нам возможность осмыслить те процессы, которые совершаются в коллективном бессознательном и понять, как оно оказывает влияние на индивида. Каждый архетип является не только одним из аспектов коллективного бессознательного, но и представляет его в целом. Согласно Юнгу, «в мифах и сказках, как и в сновидениях, душа высказывается о себе самой, и архетипы становятся откровенным в их естественной игре друг с другом как «творение, претворенье, вечного духа вечное развлеченъе» [158.С. 199-252].

Выражение архетипа, по мнению Юнга, является основной ролью символа. Архетипы - это врожденные элементы человеческой психики, отражающие общие модели чувственного опыта, выработанные в ходе развития человеческого сознания, т.е, метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапы эволюции человечества. Существуют архетипы отца и матери, мужественности и женственности и т.д. Для Юнга архетипы - это «живые психические силы» [77.С.351-352]. Они не менее реальны, чем наши физические тела. Для духа архетипы являются тем же самым, что органы для тела,

Коллективное бессознательное с помощью мифов, легенд и сказок формирует установки, как отдельного человека, так и общества, готовность людей действовать и реагировать в определенном направлении. Это позволяет раскрыть сложное состояние народов и соответствующих психических состояний конкретного человека при анализе ого индивидуальных установок. Иметь установку - значит быть готовым к чему-то определенному. Коллективное бессознательное содержит в себе непреходящие образы и модели событий, которые в мифологии прешоряюсся в богов, демиургов-предков, героев и т.д., либо демонов, дьяволов, иные силы зла. Все эти персонажи - архетипы коллективного бессознательного. Любая из наций наследует мифологический опыт предшествующих поколений.

Место сказок и метафор в психологической науке

Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля говорится, что «сказка - это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» [38.С. 170]. СИ. Ожегов определяет жанр сказки как «повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил» [91.С.625], В словаре русского языка дается следующие определение сказки: «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил». [1 J2.C.190) Литературный энциклопедический словарь определяет этот жанр как «один из жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [71.С.383].

Литературовед и фольклорист В.Я. Пропп определил сказку как «особый мир, которому присущ свой особый сюжетный язык. Ни одно сказочное произведение не обходится без постоянных функций (их всего 31). Каждая функция - часть насыщенного сказочного мира, живущего по своим законам. Они созвучны восприятию жизни человека, который ассоциирует их со своим личным опытом» [98.С.43].

В,Я. Пропп в поисках сказочных инвариантов создал понятие «функции». Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено. Последовательность этих функций всегда одинакова. «Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Так, Баба-Яга, дающая золотое веретенце невесте Финиста-Ясна Сокола, фея, наряжающая золушку на бал, мертвец, который дарит Ивану меч, -выполняют одну и туже функцию Дарителя» [98,С. 56 ].

За основу своей классификацию он берет русские народные сказки из сборника А.Н. Афанасьева. На основе этих сюжетов он выделяет 31 функцию действующих лиц: Подготовительные функции. 1. Отлучка Родители уезжают; иарь идет на войну. 2. Запреї «Не ходи только в десятую комнату». 3. Нарушение Побежала Аленушка на улицу, заигралась. 4. Выведывание Стала ведьма вызывать. 5. Выдача «Но царевна все ж милее...» 6. Подвох Волк подорожает голосу мамы-козы. 7. Пособничество Царевна ест предложенное старухой яблоко. 8. Вредительетво Схватили гуси-лебеди Иванушку; (или недостача) заболел царь тяжелой болезнью. Завязка сказки состоит: 9. Посредничество «Иди, Матренушка, братца искать...» 10. Начинающееся «Позволь мне, царь, попытать противодействие счастье...» 11. Отправка Царевич отправляется в путь. Функции основной части сказки. ] 2. Первая функция дарителя Стала Баба-Яга вопросы спрашивать. 13«Реакция героя «Ты меня сперва накорми...» 14. Получение волшебного средства «Скажи: по щучьему велению...» 15. Перемещение в иное царство Долго ли шла Марьюшка, коротко... 16. Борьба Стал Иван биться со Змеем, 17. Клеймение Расцарапал ему змей всю щеку. 18. Победа Завертелся Кощей и сгинул. 19. Начальная беда или Вышла к Ивану из подземелья недостача л иквидируется Царь-девица. 20. Возвращение Сели на ковер, полетели домой. 21. Погоня Бросились гуси-лебеди вдогонку. 22. Спасение Бросила она зеркальце, разлилось море. На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный сюжет. Его В.Я .Пропп обозначает как «bis» и в нем действуют лжегерой (чаше всего брат или братья героя) Первая его часть (новое вредительство) аналогична функциям 8-15: 8 bis Братья похищают добычу. 10-11 bis Герой снова отправляется на поиски. 12-14 bis Герой снова находит волшебное средство. 15. bis Возвращение с новым средством домой. Далее при таком развитии появляются новые функции: 23. Неузнанное прибытие Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником портного. 24.Необоснованное Генерал заявляет Царю: притязания «Я - змеев победитель». 25. Трудная задача «Кто поднимет змеиную голову..». 26. Решение Подошел Иван, только тронул.., 27. Узнавание Показал он заветное колечко. 28. Обличение Рассказала все царевна, как было. 29. Трансфигурация Искупался Иван в молоке, вышел лучше прежнего. 30. Наказание Посадили служанку в бочку... 31. Свадьба, Получил Иван царевну, воцарение и пол царства

В.Я. Пропп говорит о том, что эти функции присутствуют в любой сказки всегда, но число их ограничено, и порядок, в котором они выступают но ходу развития сказки, неизменен.

Неизменным Пропп определяет и набор ролей, т.е. действующих лиц, обладающих своим кругом действий (т.е. имеющих одну или несколько функций. Этих ролей семь: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель, антагонист.

Вывод, который делает В.Я. Пропп в отношении структуры волшебной сказки следующий: «сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из указанных семи героев, а сюжет содержит в себе тридцать одну функцию (с возможными пропусками) в указанной последовательности» [99.С. 147].

Некоторые из современных лингвистов считают, что эта структура может быть применима и к большинству известных сказок других народов. Американский фольклорист С. Томпсон определяет сказку как «историю определенной длины, в которой существует множество мотивов и эпизодов. Действие его происходит в нереальном мире, в месте не точно определенном, где действуют неопределенные герои. Этот мир наполнен волшебством- В этом королевстве «как бы» скромные герои побеждают своих противников, завоевывают королевства и женятся на принцессах. Сказка - это поэтическое видение человека и его отношение к миру. Многие иска она придавала сил и уверенности тем, кто ее слушал, так как из нее идет внутренняя истина» [94.С28].

В отечественной и зарубежной психологии существует также ряд определений характеризующих психологические особенности сказки. Основатель психоаналитической теории коллективного бессознательного К.Г. Юнг подчеркивает, что «благодаря сказкам можно лучше всего научиться изучать сравнительную анатомию человеческой психики» [159.С\84].

Пилотажное исследование диагностических возможностей метода сказочных историй

Цель исследования: изучить проблематику психологических проблем детей дошкольного возраста, адекватным методом диагностики которых является метод сказочных историй, и определить границы применения этого метода.

Можно предположить, что сила связи объективных психологических особенностей и содержания сказочной продукции детей не является константной величиной, а зависит от следующих независимых переменных. Сказочные зачины представляют собой качественные независимые переменные различной силы и могут стимулировать актуализацию архетипических ситуаций, проблем личного бессознательного и осознаваемых проблем. Поскольку вербальное развитие детей отмечено влиянием гепдерпых особенностей, можно ожидать, что разрешающие возможности сказки в диагностике будут различаться применительно к задачам обследования мальчиков и девочек. Так как типичные проблелш детей отличаются по степени их презентированности в сознании, то и сила отражения этих проблем в сказочной продукции также может различаться, то есть сказочные истории обладает различной валидностью при изучении разных проблем, а также при обследовании мальчиков и девочек. Эти независимые переменные (содержание сказочного зачина, содержание личностной особенности и пол респондента) задают границы диагностических возможностей метода сказочных историй. Для изучения вклада каждой из этих переменных нами была составлена программа многомерного квазиэкспериментального исследования.

Цель исследования: изучить область применения метода сказочных историй, определить его специфику, адекватность и границы возможного использования при диагностике психологических трудностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: метод сказочных историй наиболее адекватен для диагностики таких психологических трудностей, как агрессивность, страхи, чувство одиночества и переживание подавленности (депрессивные состояния). Материалы, полученные при работе с этим методом с дошкольниками, имеют определенную тендерную специфику.

Социальный контекст развития мы понимаем как систему взаимодействий ребенка, определяющих его актуальные переживания и жизненные трудности. Социальный контекст может включать отношения с родителями, между сиблингами, со сверстниками. Личностные особенности мы определяли исходя из перечня типичных для старшего дошкольного возраста психологических проблем, заявленных в качестве запроса на консультацию практического психолога.

Объект исследования: диагностические возможности сказочных историй.

Предмет исследования: специфика и границы применения метода сказочных историй в решении психодиагностических задач при работе с детьми дошкольного возраста.

Для выполнения основной цели диссертационного исследования нами предполагалось решить следующие задачи: 1. Рассмотреть с философских и психологических позиций место сказки в общечеловеческой культуре; 2. Проанализировать существующие в зарубежной и отечественной психологии теоретические концепции использования метода сказочных историй в коррекционной и диагностической работе; 3. Разработать и реализовать программу исследования диагностических возможностей метода сочинения сказочных историй, 4. Оценить диагностические возможности (валидность и репрезентативность) метода сказочных историй в его различных вариациях. 5. Определить особенности использования метода при работе с разными психологическими трудностями у мальчиков и девочек.

Нас, прежде всего интересуют диагностические возможности метода сказочных историй, а именно: насколько мы можем быть уверены в объективности (свободе от проекций психотерапевта) диагноза, поставленного посредством диагностической сказки, и по каким параметрам мы можем классифицировать психологические проблемы, о которых метафорическим языком говорит нам ребенок, чтобы впоследствии оказать ему адекватную помощь и правильно построить коррекционную работу.

Самому процессу диагностики в практической психологии предается особое значение, и он «требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза» [1.С.46.]. Психодиагностические методики - это способ получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности человека. Методика всегда отрефлексирована и содержит в себе доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, а также их обоснование и интерпретацию. 1\С, Абрамова, говоря о психодиагностической методике, подчеркивает, что она «в свернутом виде является решенной психологической задачей, где есть способ получения психологической информации, возможные се варианты и значения этих вариантов» [1.С.47].

Похожие диссертации на 2 Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста