Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих Шаланкина Ольга Валентиновна

Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих
<
Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаланкина Ольга Валентиновна. Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13. - Москва, 2005. - 156 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования 18

1.1. Теоретический анализ проблемы исследования 18

1.2. Содержательная характеристика ценностных детерминант развития акмеологической культуры 26

Выводы по первой главе 54

ГЛАВА 2. Исследование ценностных детерминант развития акмеологической культуры государственных служащих 57

2.1. Результаты эмпирического исследования ценностных детерминант развития акмеологической культуры государственных служащих 57

2.2. Условия и факторы формирования у государственных служащих ценностного отношения к самосовершенствованию как детерминанты развития акмеологической культуры 91

Выводы по второй главе 122

Заключение 125

Список использованных источников и литературы 130

Приложения 144

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Конец XX в. знаменовался повышением интереса человечества к проблеме гуманизации труда человека. Активизировался поиск таких форм организации труда, которые обеспечивали бы не только повышение его производительности, но и развитие самого человека в профессиональной деятельности. Стало актуальным требование социального и психологического комфорта для человека труда, создание условий становления профессионализма и формирования зрелой личности работника. Практика показала, что эффективное личностно-профессиональное развитие невозможно без ценностного подхода к явлениям действительности.

Личностные ценности выступают как стержень личности, который обеспечивает возможность акме-ориентированных самоизменений, ценностные ориентации и ценностные отношения играют определяющую роль в процессе развития акмеологической культуры как личностного качества, обусловливающего эффективное акме-ориентированное саморазвитие, достижение акме, самоосуществление и становление человека как целостности (А.А.Деркач, Е.В.Селезнева, Л.А.Степнова и

ДР-)-

Практика позволила выявить противоречия в процессе

формирования ценностных детерминант развития акмеологической

культуры:

- между современным уровнем сформированное ценностной

ориентации на самосовершенствование у кадров управления и

потребностью в интенсификации процесса их саморазвития;

между необходимостью актуализации у государственных служащих потребности в саморазвитии и инертностью традиционной системы их подготовки и переподготовки;

между необходимостью оптимизации процесса формирования ценностного отношения к самосовершенствованию у государственных служащих и поиском акмеологических условий, обеспечивающих его продуктивное развитие.

Состояние проблемы исследования. Проблема ценностей относится к «вечным» проблемам философии, социологии, психологии и культурной антропологии.

Если аксиология как область философии исследует природу ценностей,
их связи между собой, с социальными и культурными факторами и
структурой личности (С.Ф.Анисимов, Ф. Брентано, Л.П.Буева,
В.А. Василенко, В. Виндельбанд, В. Вундт, Г.Я.Головных,

О.Г. Дробницкий, Э. Жильсон, А.Г. Здравомыслов, Ф. Иодль, М.С. Каган, . А. Камю, И.Кант, Л.Н.Коган, Н.С.Кузнецов, Ж. Леклерк, Р. Лотце, Ж. Маритен, А. Мейконг, Ф. Паульсен, Г. Риккерт, Ж. Сартр, В.П. Тугаринов, В. Франкл, М. Шелер и др.), то социология изучает ценности как элемент общественного сознания, функционирующий как нормы для личности (Э.Альберт, Р.Вильямс, Ф.Клакхон, П.И. Новгородцев, Т.Парсонс, К.Поппер, Н.Ресчер, М.Рокич, В.М. Хвостов, Ф.Штредбек и др.).

Психологический аспект исследований ценностей личности тесно связан с изучением ее внутреннего мира, общественного поведения, которое направлено на освоение и воспроизводство ценностей жизни и культуры (Б.Г.Ананьев, М.И.Бобнева, Е.А. Борковская, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Е.И.Головаха, Б.И.Додонов, А.И.Донцов, В.Д.Ермоленко, А.Г.Здравомыслов, Б.С.Круглов, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Н.И.Непомнящая, В.Б.Ольшанский,

Д.В .Пивоваров, Е.А.Подольская, Л.В.Разживина, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, Е.В.Субботский, Д.Н.Узнадзе, Р.Х.Шакуров, Е.Н.Шиянов, Е.В.Шорохова, В.А.Ядов и др.).

В рамках акмеологического подхода активно проводятся исследования, связанные со сферой жизненных ценностей, ценностных отношений, ценностных ориентации (С.А. Анисимов, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Н. Маркин, О.В. Москаленко, А.С. Огнев, Е.В. Селезнева, Ю.В. Синягин, Е.А. Яблокова и др.).

Достаточно изучены вопросы генезиса личностных ценностей в
зрелом возрасте в ходе личностного онтогенеза и закономерностей этой
динамики, роли и значения ценностей и ценностных ориентации личности
в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности,
осознания ценностного отношения в «проблемных» ситуациях
(Р.В. Гольников, Г.А. Гусева, М.Н. Демина, Н.П. Сащенко,

И.В. Бухтиярова, О.П. Калмыков, О.В. Кобелева, Л.Н. Радина). Изучение ценностного контекста, особенно его динамического аспекта, на фоне которого субъект выстраивает свой жизненный путь и приобретает личностный и профессиональный опыт, является одним из перспективных направлений акмеологических исследований, однако до сих пор никто не обращался к изучению категорий «ценность», «ценностные ориентации» и «ценностные отношения» как ценностных детерминант такого личностного качества, как акмеологическая культура.

Цель исследования - обосновать ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих.

Объект исследования — личностно-профессиональное развитие государственных служащих.

Предмет исследования - условия формирования ценностных детерминант развития акмеологической культуры государственных служащих и пути оптимизации этого процесса.

Гипотеза исследования:

Определенный тип системы личностных ценностей, а также целостная, непротиворечивая система ценностных ориентации, главенствующее место в которой занимает ориентация на самосовершенствование, а также ценностное отношение к самосовершенствованию выступают в качестве детерминант развития акмеологической культуры.

Разработка и внедрение в процесс подготовки и переподготовки государственных служащих технологий оптимизации процесса формирования ценностных детерминант развития акмеологической культуры позволит актуализировать самоизменения в ценностно-смысловых структурах личности, что создает позитивную тенденцию к развитию акмеологической культуры как личностного качества.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования.

  2. Дать содержательную характеристику ценностных детерминант развития акмеологической культуры личности.

  3. Эмпирически обосновать особенности реализации ценностных детерминант развития акмеологической культуры личности в различных сферах жизнеосуществления человека..

  4. Определить акмеологические условия оптимизации процесса формирования ценностного отношения к самосовершенствованию как детерминанты развития акмеологической культуры у государственных служащих в системе непрерывного образования.

  5. Разработать технологии оптимизации процесса формирования ценностных детерминант развития акмеологической культуры государственных служащих.

Теоретико-методологическую базу исследования составили научные положения о развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова,

В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.); об освоении деятельности и ее субъекте (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); о взаимовлиянии личностного и профессионального развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков); принципы единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), целостного изучения личности во всем многообразии ее проявлений (А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов), активности субъекта деятельности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); ценностно-смыслового подхода к исследованию личности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.); теории ценностей (О.Г. Дробницкий, Л.А. Микишина, В.П. Тугаринов и др.).

Исследование осуществлялось с позиций психолого-акмеологического подхода (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и развивающего эксперимента. Использовались изучение литературных источников, анкетирование, экспертный опрос, тестирование.

При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXCEL» и «Statistika for Windows-95».

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность эмпирического исследования составили 242 государственных служащих -студентов Российской академии государственной службы при Президенте РФ и Института повышения квалификации государственных служащих. В

развивающем эксперименте приняли участие 107 государственных служащих.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась
исходными методологическими принципами, теоретической

обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

  1. Показано, что личностные ценности выступают в качестве смысловых регуляторов жизнедеятельности человека; изменение иерархии личностных ценностей как высших смыслов бытия человека приводит к изменениям в направлении, темпе и эффективности его саморазвития; активизация процесса становления и развития личностных ценностей, обеспечивающих эффективность достижения акме и самоосуществление, связана с изменением иерархии социальных ценностей.

  2. Дана содержательная характеристика ценностных детерминант развития акмеологической культуры личности. Показано, что в качестве ценностных детерминант выступают высшие личностные ценности, ценностные ориентации и ценностные отношения личности.

Установлено, что ценностные детерминанты как составляющие структурного ценностного компонента акмеологической культуры, находясь во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими структурными компонентами акмеологической культуры личности, влияют на развитие функциональных компонентов этого личностного качества и сами испытывают их влияние. Влияние на формирование акмеологического самосознания как содержания когнитивного компонента проявляется в том, что все выделенные выше элементы акмеологического

самосознания могут быть реализованы только при непосредственном соотнесении с личностными смыслами, ценностями и ценностными отношениями, присущими личности. Формирование акме-мотивации как составляющей мотивационно-целевого компонента есть результат расхождения между представлением об «идеальном состоянии», обусловленным признанной системой ценностей, и знанием «реального состояния», т.е. между реальным Я и идеальным Я. Реализуя эмоциональный компонент акмеологическои культуры, человек реально строит или перестраивает образ самого себя, эмоционально анализирует свой ценностный мир, формируя установку на постоянное акме-ориентированное саморазвитие; выбор программы самокоррекции в рамках операционального компонента акмеологическои культуры зависит от системы ценностей, принятых личностью.

3. Эмпирически обоснованы особенности реализации ценностных детерминант развития акмеологическои культуры личности в различных сферах жизнеосуществления человека.

Установлено, что в систему ценностей государственных служащих в качестве наиболее значимых входят ценности саморазвития, карьеры, семьи, благосостояния и здоровья.

Показано, что развитие акмеологическои культуры как качества, обусловливающего эффективность достижения акме и самоосуществления, определяется наличием в ценностной системе личности ценностных противоречий и активностью человека в поиске путей для реализации противоречивых ценностей. Эмпирически доказано, что во всех выделенных группах государственных служащих ценность карьеры имеет больший личностный смысл, чем все другие ценности. В то же время все респонденты ощущают потребность в саморазвитии.

Эмпирически выявлены тендерные различия в реализации личностных ценностей. Установлено, что для женщин на первом месте

стоит потребность в семье, а у мужчин - в карьере. В то же время потребность в саморазвитии у мужчин находится на втором месте, а у женщин - на четвертом. Личностный смысл ценности саморазвития и в группе мужчин, и в группе женщин занимает третье место. Таким образом, показано, что мужчины наиболее сбалансированно реализуют такую личностную ценность как карьера, в наибольшей степени актуализируя свой личностный потенциал в этой области и ориентируясь на построение карьеры как на жизненную цель. В группе женщин одна из выделенных ценностей не реализуется сбалансированно. При этом наибольший дисбаланс характерен для ценности саморазвития: женщины считают себя достаточно компетентными в области саморазвития, однако не всегда актуализируют свой потенциал и не рассматривают саморазвитие как цель.

Установлены особенности сформированности ценностных детерминант развития акмеологической культуры в зависимости от стажа работы государственных служащих. Показано, что с увеличением стажа работы повышается потребность в саморазвитии при главенстве в сфере личностных смыслов ценности семьи. В то же время в самооценке компетентности, личностного потенциала и целеобразования значимых различий не выявлено.

Показана специфика реализации личностных ценностей у государственных служащих в зависимости от возраста. Установлено, что потребность в саморазвитии и его личностный смысл наиболее сбалансированно выражены у государственных служащих в возрасте 50 лет и старше. В то же время, вне зависимости от возраста, чувствуя себя компетентными в области саморазвития, государственные служащие не всегда рассматривают саморазвитие как цель своей деятельности и не актуализируют свой потенциал.

4. Определены акмеологические условия оптимизации процесса формирования ценностного отношения к самосовершенствованию как

детерминанты развития акмеологической культуры у государственных служащих в системе непрерывного образования.

Доказано, что ценностное отношение к самосовершенствованию в
процессе непрерывного образования государственных служащих
формируется, только если содержание и методы обучения затрагивают
ценностно-смысловое ядро личности, учитывают субъективный опыт
человека, т.е. его представления о явлениях окружающей
действительности, правила выполнения им действий, умственные,
практические и эмоциональные коды, личностные смыслы, установки,
стереотипы и т.п. На основе проведенного эксперимента были выявлены
основные типы отношения личности к самосовершенствованию.
Формальное, безличное отношение характеризуется несформированностью
компонентов структуры ценностного отношения к

самосовершенствованию, теряется личностная вовлеченность и смысловая определенность в обучении и деятельности. Для положительного аморфного, нерасчлененного отношения характерна сформированное^ лишь некоторых компонентов структуры ценностного отношения к процессу самосовершенствования; нередко игнорирование использования в своей профессиональной деятельности достижений науки, использование старых методов и приемов. Установлено, что люди с таким типом отношения считают, что самосовершенствованием заниматься необязательно. Людей с положительным познавательным отношением отличает профессиональная компетентность, квалификация, которая, к сожалению, не всегда находит свое применение на практике. Они вполне осознанно относятся к процессу самосовершенствования, но нередко оказываются не в состоянии (по разным причинам) постоянно и систематически самосовершенствоваться. Люди с положительным действенным, личностным, ценностным отношением характеризуются наличием системы и последовательности в профессиональной

деятельности, компетентностью, умением выделять и решать важнейшие стратегические и тактические задачи, находятся в постоянном поиске, готовы к внедрению инноваций в свою повседневную профессиональную деятельность. Показано, что особенностью этого типа людей является осознание процесса самосовершенствования как целенаправленного процесса по формированию своей личности, своего мировоззрения, сознания, поведения.

5. Разработана технология оптимизации процесса формирования
ценностных детерминант развития акмеологической культуры
государственных служащих с использованием метода проектов. Показано,
что связь проекта с личностными и профессиональными склонностями
студента, личностный интерес к выполнению проекта и нацеленность на
создание завершенного продукта, имеющего научно-практическое
значение, а также осуществление преподавателем консультационно-
координирующей функции обеспечивают переструктурирование системы
личностных ценностей студента и опережающее формирование
ценностной ориентации на самосовершенствование и положительного
действенного, личностного, ценностного отношения к

самосовершенствованию.

Экспериментально подтверждено, что формирование

акмеологической среды в процессе обучения, т.е. создание ситуативной совместной познавательно-творческой деятельности преподавателей и студентов, использование метода проектов, косвенное управление самообразованием студентов способствуют повышению уровня согласования в реализации ценностных детерминант развития акмеологической культуры во всех сферах жизнеосуществления.

Установлено, что в экспериментальных группах после завершения эксперимента выраженность реализации ценности саморазвития более чем в 2 раза превышали показатели реализации данной ценности в

контрольных группах. При этом в экспериментальных группах ценность саморазвития развита более сбалансированно, чем в контрольных.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная технология оптимизации процесса формирования ценностных детерминант развития акмеологической культуры личности может быть использована в процессе непрерывного образования кадров управления, психологами в практике индивидуального консультирования и психолого-акмеологического сопровождения процесса личностно-профессионального развития кадров управления, а также самими государственными служащими как одно из средств оптимизации процесса их саморазвития.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись как в ходе развивающего эксперимента, так и непосредственно в системе непрерывного образования государственных служащих, проходивших обучение в РАГС. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук, на Междисциплинарной аспирантской конференции «Государственность России и государственная служба: пути развития» (2002 г.), Международной научной конференции «Духовное становление личности в современных условиях» (Астрахань, 2002 г.); Международном научно-практическом семинаре «Социальная работа: опыт, проблемы, перспективы развития» (Астрахань, 2002 г.); научной конференции «Акмеология: итоги, проблемы, перспективы» (Москва, 2002 г.); 1-й международной научно-практической конференции «Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления» (Москва, 2004 г.); Международной конференции «Проблемы человека и общества в условиях становления новой России» (Москва,

2004 г.); Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, 2004 г.). Положения, выносимые на защиту

  1. Система ценностей человека, имея смысловую природу, выступает в качестве основания для образования новых смыслов, но лишь в контексте взаимодействия человека с миром в конкретной ситуации. Необходимо исходить из системы ценностей субъекта саморазвития как исходной установки и направляющей процесса развития акмеологической культуры личности. Это позволит прогнозировать спонтанные смыслообразования и обогащать ценностные ориентации.

  2. Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры личности, выступая как основание для саморазвития и критерии оценки его эффективности и достигнутого уровня, не являются чем-то внешним по отношению к акмеологической культуре, а входят в ее структуру в качестве ценностного компонента наряду с ментальным и креативным.

Наиболее значимой в ценностном компоненте акмеологической культуры является ценность непрерывного саморазвития, этапами которого выступают нелинейно взаимосвязанные процессы самоактуализации, самосовершенствования и самореализации.

Эффективность формирования акмеологического менталитета (ментальный компонент) определяется местом, которое занимает в иерархии личностных ценностей саморазвитие (ценностный компонент). Эффективность творчества как деятельности, обусловливающей акме-ориентированность жизнеосуществления (креативный компонент), определяется сформированной у личности ценностной ориентацией на самосовершенствование (ценностный компонент).

Ценностное отношение к самосовершенствованию выступает как детерминанта развития акмеологической культуры, т. к. является результатом освоения акмеологических знаний и значимых моделей

самоактуализации, самосовершенствования и самореализации в психологическом плане и преобразования этих знаний и моделей в индивидуальный опыт саморазвития.

3. Весь процесс жизнеосуществления человека можно представить
как совокупность различных сфер: потребностей, личностного потенциала,
компетентностей, личностных смыслов, целеобразования и целеполагания.
Сфера потребностей выражает внутреннюю мотивацию человека,
являющуюся движущей силой всей человеческой деятельности. Сфера
личностного потенциала выражает совокупность нескольких переменных:
индивидуального опыта и уровня готовности к его практической
реализации, уровня обучаемости, реального возраста и потенциала
личностно-профессионального роста. В сфере компетентности выражается
опыт человека в виде совокупности приемов, навыков, методик, способов,
технологий осуществления конкретной деятельности. Сфера личностного
смысла отражает принятие человеком социальных требований и
ценностей, включенность в социальное взаимодействие и ответственность
за свое жизнеосуществление не только перед собой, но и перед другими.
Сфера целеобразования и целеполагания отражает процесс формирования
целей и их выбора.

Уровень согласования в реализации . ценностных детерминант развития акмеологической культуры в различных сферах жизнеосуществления и особенности разрешения противоречий, постоянно возникающих между отдельными сферами, обусловливают эффективность развития этого личностного качества.

4. Структура ценностного отношения личности к
самосовершенствованию включает четыре компонента в: мотивационный,
связанный с осознанием ценностей саморазвития, с удовлетворением
потребностей личности, определяющих направление ее самореализации;
эмоциональный, находящий свое выражение в особом отношении к

процессу и цели самосовершенствования; интеллектуальный, определяемый стремлением к достижению более высокого уровня саморазвития; волевой, представленный в способностях преодолевать трудности в процессе самоосуществления.

Отношения к ценностям саморазвития проявляются у личности при наличии данных четырех элементов и значимых взаимосвязей между ними, что позволяет анализировать их как целостность. Рїменно признак целостности является важным критерием определения ценностного отношения личности к процессу саморазвития и самоосуществлению.

В процессе формирования ценностного отношения к самосовершенствованию можно выделить три основные этапа: возникновение личностного смысла, собственную жизнь личностного смысла в индивидуальном сознании личности, экстериоризацию ценностного отношения в практике самосовершенствования. Основной функцией ценностного отношения является регулирование самосовершенствования как целенаправленной познавательно-творческой деятельности. Ценностное отношение придает личности как субъекту самоосуществления качественную определенность, относительную устойчивость и целостность.

5. Инновационная стратегия формирования ценностных детерминант развития акмеологической культуры в системе непрерывного образования предполагает: признание саморазвития студента главной целью образования, а личности студента и преподавателя — основной ценностью образовательного процесса; выделение студента как субъекта саморазвития, развитие его способности и потребности жить в условиях постоянных перемен; природосообразность развития студентов, т.е. развитие их индивидуальности; разработку технологии обучения, которая органично соединяет личностно значимое для студента с общественно значимым; повышенное внимание к процессу формирования ценностного

отношения студентов к самосовершенствованию, а не только к прагматическому результату обучения; гуманный характер отношений между субъектами образовательного процесса.

Стратегия предполагает сознательную системную организацию управления процессом формирования ценностных детерминант развития акмеологической культуры. В этой системе можно выделить несколько компонентов: личность преподавателя; функция и строение знаний, которые осваиваются в процессе обучения, способы организации процесса их усвоения; социальная природа личностно-профессионального развития и саморазвития личности; критерии оценивания эффективности обучения.

Для формирования ценностных детерминант развития акмеологической культуры значима самостоятельная работа слушателей. В процессе самостоятельной работы реализуется одна из главных целей личностно-ориентированного непрерывного" образования - становление слушателей субъектами саморазвития. Смысловой опыт, опыт отношения слушателей к самосовершенствованию, приобретенный на лекционных и семинарских занятиях, фиксируется, приобретает реального носителя; происходит экстериоризация личностных ценностей человека в практике саморазвития.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Теоретический анализ проблемы исследования

В ходе становления акмеологии как комплексной гуманистически направленной интегративной науки фундаментально-прикладного характера исследование акмеологическои культуры личности становится все более актуальным.

Развитие акмеологическои культуры личности является главным системообразующим фактором достижения ею акме. Поэтому в основу разработки содержания, технологий, организационных форм акме-ориентированного образования должна быть положена концепция развития акмеологическои культуры. Такой подход обусловлен тем, что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности специалиста в любой области являются не столько специальные знания, освоенные профессиональные технологии, сколько общая и акмеологическая культура, обеспечивающая саморазвитие, выход за пределы нормативности, способность создавать и передавать акмеологические ценности. В решении проблем развития акмеологическои культуры важно не только овладение культурно-психологическим наследием, но и становление личности как субъекта культуры.

Термин «акмеологическая культура» начали использовать уже достаточно давно. Так, И.Э. Вегерчук, В.И. Деркач и О.Г. Коломиец рассматривают акмеологическую культуру в качестве интегрирующего основания для решения задачи приведения в соответствие жизненных возможностей и ограничений человека с реальными условиями жизнедеятельности. Акмеологическая культура синтезирует все востребованные составляющие общей и профессиональной культуры, актуализируясь и проявляясь в конкретных результатах труда в новой системе. Являясь по сути критерием развития и реализации творческого потенциала человека зрелого возраста, она очерчивает модель, алгоритм и технологию достижения им этой цели в измененных условиях [109].

Попытка раскрыть содержание понятия «акмеологическая культура» была сделана и Е.П. Кондратьевой. Она рассматривает акмеологическую культуру как личностную и деятельностную характеристику человека, включающую в себя как личностные общественно-значимые достижения человека, так и способы освоения действительности (рефлексивные, оргдеятельностные, психотехнологические и др.), которые он использует для достижения своих целей [71].

Е.В. Селезнева рассматривает понятие «акмеологическая культура» в двух аспектах: - внешнему наблюдателю акмеологическая культура раскрывается как система основных функций, личностных качеств и деятельностных проявлений, сформированное которой является- условием и-предпосылкой эффективного акме-ориентированного саморазвития как фактора достижения акме и самоосуществления. - с внутренней точки зрения акмеологическая культура - это личностное новообразование, которое обусловливает становление человека как целостности, продуктивность его саморазвития, оптимальность индивидуальной траектории достижения акме как ступеней самоосуществления и подлинность существования. Высокий уровень акмеологической культуры позволяет человеку осмысливать процесс саморазвития как жизненную ценность, создавать условия для самосовершенствования и самореализации в ходе жизнедеятельности, познавать, актуализировать, творчески проявлять свою самость.

Развитие акмеологической культуры как личностного новообразования приводит к постановке новых задач, открывающих возможности для новых жизненных выборов личности, для новых шагов к достижению акме и самоосуществлению [118].

Личность выбирает цели и целесообразные действия, ориентируясь не столько на сам предмет деятельности, сколько на ту роль, которую он может играть в жизни, в удовлетворении потребностей и интересов человека. Следовательно, значимость для личности предметов, людей, знаний, идеалов, целей, средств деятельности, качеств и отношений, то есть их ценность, выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности личности не только познавать, но и изменять предметный, социальный и свой внутренний мир [64].

Проблема ценностей относится к «вечным» проблемам, изучением которых занимаются науки о человеке (философия, социология, психология, культурная антропология). Основной акцент в исследованиях делается на изучении роли человека в познании мира и в отношении к нему, в целеполагании, в реальной деятельности и поведении. Именно ценности, являясь регулятором человеческой деятельности, во многом определяют стремления, действия, поступки, мысли и чувства людей.

В самом широком смысле под ценностями понимают некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Кроме того, ценности представляют собой некоторую точку отсчета при оценивании тех или иных событий [12], то есть выступают для человека как критерии [9], с помощью которых он определяет для себя смысл всего происходящего, и на основе которых формируются его мотивы [110].

Содержательная характеристика ценностных детерминант развития акмеологической культуры

Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры личности, выступая как основание для саморазвития и критерии оценки его эффективности и достигнутого уровня, не являются чем-то внешним по отношению к акмеологической культуре, а входят в ее структуру в качестве ценностного компонента наряду с ментальным и креативным.

Содержание ментального компонента составляют акмеологическая ментальность (то общее, что характеризует людей, ориентированных на постоянное саморазвитие, то есть ментальная среда, сформировавшаяся в результате субъект-субъектных обменов ментальностями) и акмеологический менталитет (результат включения человека в процесс саморазвития, акмеологический характер отношения личности к миру, восприятия, мышления, поведения.).

Содержание креативного компонента акмеологической культуры составляют творчество как деятельность, обусловливающая акме-ориентированность жизнеосуществления, и креативность как личностное свойство, обеспечивающее эффективность творчества.

Содержание ценностного компонента акмеологической культуры составляют высшие личностные идеалы и ценности, а также ценностные ориентации.

Любой компонент акмеологической культуры имеет свое собственное место в общей структуре, которая определенным образом координируется целенаправленностью модели. Все выделенные компоненты не являются абсолютно независимыми, а органически взаимосвязаны друг с другом.

Так, эффективность творчества как деятельности, обусловливающей акме-ориентированность жизнеосуществления (креативный компонент) определяется сформированными у личности ценностями непрерывного самосовершенствования и самореализации (ценностный компонент). В то же время понятие «акмеологическии менталитет» как одно из составляющих ментального компонента отражает тот факт, что в результате включения человека в процесс саморазвития само его отношение к миру, восприятие, мышление, поведение приобретают акмеологическии характер. Сознательное, индивидуальное положительное отношение к информации о себе и мире, которую личность получает в процессе жизнедеятельности, проявляется в оценке важности этой информации для саморазвития и в глубоком познавательном интересе к ней. При этом важность саморазвития выступает для человека как общественно значимая ценность, связанная с целями социума, а познавательный интерес - как личностная ценность саморазвития, связанная с личностным смыслом. Формирование ценностного компонента акмеологической культуры начинается с формирования высших личностных идеалов.

Идеал (французское ideal греческое idea идея, понятие, представление) в широком смысле слова понимается как совершенство, совершенный образец, совершенное воплощение чего-либо, высшая конечная цель стремлений, деятельности [125, с. 182; 101, с. 238].

С философских и психологических позиций можно определить идеал как обобщенный ценностно-нормативный образ должного будущего, результат предельно широкого обобщения социального жизненного опыта субъекта [69]. Идеал необходимо рассматривать как нерасчленимое, неструктурированное далее, образование сознания, имеющее духовно-практический, то есть оценочный и одновременно эмоционально-чувственный характер [97]. Выраженность в идеале высших духовных ценностей культуры позволяет трактовать идеал личности как феномен духовного чувства.

Одним из основных свойств идеала является его целостность. Однако, подчеркивая это свойство, исследователи выделяют в идеале как «большом» образе отдельные аспекты. Число аспектов, выделяемых разными авторами, различно.

Так, Н.Н. Никитина выделяет в идеале три аспекта: - предметный, реализующийся в функции личностной " идентификации; - операциональный, реализующийся в функции фантастического осуществления личности; - оценочный, реализующийся в смысложизненной функции [97]. Идеал, таким образом, функционирует как «компас», «маяк» и «рычаг» в движении личности по ее жизненному пути. Н.С. Кожеурова также описывает три аспекта идеала: предметный, Щг оценочный и программный. "По ее мнению, предметный аспект предполагает адекватное осознание тех условий, которые составляют наличное бытие и не удовлетворяют человека. Содержание оценочного аспекта составляет целостная, то есть рационально-эмоциональная оценка тех различий, которые имеются между сущим и должным. Программный аспект - это программа практических действий по преодолению разницы между сущим и должным, то есть по изменению своего существования [69]. Именно этот момент является ведущей стороной идеала личности, и именно он отличает идеал от мечтаний, фантазий, иллюзий.

Результаты эмпирического исследования ценностных детерминант развития акмеологической культуры государственных служащих

Система личностных ценностей определяет направление самоизменений человека и их механизмы.

В частности, направление самоизменений зависит от: - степени зрелости ценностной структуры как регуляторной системы поведения; - широты связей, наличия нескольких выспгих ценностей, которые обеспечивают потребность в смысле бытия; - содержательного разнообразия ценностей [63].

Нами было проведено исследование системы личностных ценностей государственных служащих, а также особенности их ценностных ориентации и эффективность реализации личностных ценностей (выборка 2002 г., N = 242).

При проведении исследования мы использовали следующее положение Е.В. Селезневой. По ее мнению, человек в каждый момент жизнеосуществления предстает в одной из следующих модальностей своей целостности: хочу - могу - умею - должен - добиваюсь - делаю [118].

Модальность «хочу» отражает материальные и моральные потребности личности, внутреннюю мотивацию человека и является движущей силой всех сфер человеческой деятельности [59]. Можно говорить о том, что в модальности «хочу» отражается мотивационно-смысловая интенция личности.

Модальность «могу» отражает личностный потенциал человека, который определяется как функция нескольких переменных: индивидуального опыта и уровня готовности к его практической реализации, уровня обучаемости, реального возраста и потенциала личностно-профессионального роста [49].

Модальность «умею» отражает уровень компетентности и рациональный опыт человека в виде совокупности приемов, навыков, методик, способов, технологий осуществления конкретной деятельности [59].

Модальность «должен» отражает принятие человеком социальных требований и ценностей как личностных смыслов, включенность в социальное взаимодействие и ответственность за свое жизнеосуществление не только перед собой, но и перед другими.

Модальность «добиваюсь» отражает процесс целеобразования как формирования целей и целеполагания как их выбора [93].

Модальность «делаю» отражает процесс осуществления всех остальных модальностей в реальных поступках.

Помимо этих модальностей существует модальность «знаю», которая характеризует интеллектуальный потенциал человека в виде накопленных гипотез, моделей, схем, теорий, методов, ощущений, представлений [59]. Однако эту модальность следует рассматривать как дополнительную по отношению к каждой из остальных.

Выделенные модальности, с одной стороны, выступают как отдельные грани целостности человека, с другой, - как глаголы управления, с помощью которых человек движется по своему жизненному пути.

В соответствии с выделенными Е.В. Селезневой основными модальностями человека как целостности был разработан опросник «Незаконченные предложения», который позволяет, в частности, выявить структуру личностных ценностей, уровень их актуализации, а также эффективность реализации (приложение 1).

Респондентам предлагают 15 стимулов, сформулированных в первом лице единственного числа. Смысловые стимулы объединены в пять групп в соответствии с выделенными нами модальностями человека как целостности. В каждую группу входят по три стимула, имеющих тождественное значение: - потребностная сфера выражается глаголами-стимулами «я мечтаю», «я хочу», «я желаю»; - личностный потенциал выражается глаголами-стимулами «я могу», «я в состоянии», «я способен»; - сфера компетентностей выражается глаголами-стимулами «я умею», «я обучен», «я имею навык»; - сфера личностных смыслов выражается глаголами-стимулами «я должен», «я обязан», «мой долг»; - сфера целеобразования и целеполагания выражается глаголами-стимулами «моя цель», «я добиваюсь», «я стремлюсь».

В бланках ответов необходимо завершить фразу. В зависимости от модальности глагола-стимула эта фраза приобретала вид суждения о смыслах, потребностях, целях, потенциале и компетентностях. Валидность отнесения высказываний к соответствующим типам категорий, категориям, смысловым единицам была установлена с помощью повторного кодирования другими экспертами.

Условия и факторы формирования у государственных служащих ценностного отношения к самосовершенствованию как детерминанты развития акмеологической культуры

Одним из условий формирования ценностного отношения к самосовершенствованию является внутренняя деятельность, позволяющая личности проблематизировать себя перед лицом ценностных содержаний [96] и формировать смысловые структуры как личные достояния, как результат самоопределения.

Понятие «внутренняя деятельность» интегрирует идеально-смысловую и практически-деятельностную стороны жизни целостного субъекта и несет идею самоопределения и саморазвития субъекта. Только в открытом отношении к миру, проблематизируя себя, человек способен утвердить свое мировоззрение, найти действительно ценные содержания культуры.

В процессе формирования ценностного отношения к самосовершенствованию можно выделить три основные этапа: возникновение личностного смысла, собственную жизнь личностного смысла в индивидуальном сознании личности, экстериоризацию ценностного отношения в практике самосовершенствования. На первом этапе человек решает особую задачу, «задачу на смысл», результатом которой является осознание личностного смысла, «значения-для-меня» процесса акме-ориентированного саморазвития. В результате сформированное в индивидуальном сознании отношение к самосовершенствованию интериоризируется и воплощается в виде личностного смысла. На втором этапе личностный смысл становится содержанием смысловой установки личности, проявляющейся в виде готовности к акме-ориентированным самоизменениям. Происходит ценностно-смысловое самоопределение личности как субъекта саморазвития. Заключительным этапом формирования ценностного отношения к самосовершенствованию является этап «движения» личностного смысла от индивидуального сознания к «продуктам» их самопреобразований. В теоретическом плане на данной стадии происходит экстериоризация ценностного отношения к самосовершенствованию в практике саморазвития.

Основной функцией ценностного отношения является регулирование личностно-профессионального самосовершенствования как целенаправленной познавательно-творческой деятельности. Ценностное отношение придает личности как субъекту самосовершенствования качественную определенность, относительную устойчивость и целостность.

Формирование ценностного отношения государственных служащих к личностно-профессиональному самосовершенствованию в процессе обучения будет возможно, если содержание и методы обучения затрагивают ценностно-смысловое ядро личности, учитывают субъективный опыт человека, то есть его понятия, представления о том или ином явлении окружающей действительности, правила выполнения им действий, умственные, практические и эмоциональные коды, личностные смыслы, установки, стереотипы и т.п.

Эффективность формирования ценностного отношения студентов к личностно-профессиональному самосовершенствованию повысится, если в образовательный процесс будут внедряться инновации. Инновационная стратегия формирования ценностного отношения студентов к личностно-профессиональному самосовершенствованию предполагает следующее: - признание саморазвитие студента главной целью образования, а личности студента и преподавателя — основной ценностью образовательного процесса; - выделение студента как субъекта саморазвития, развитие его способности и потребности жить в условиях постоянных перемен; - природосообразность развития студентов, то есть развитие их индивидуальности; - разработку технологии обучения, которая органично соединяет личностно значимое для студента с общественно значимым; - повышенное внимание к процессу формирования ценностного отношения студентов к личностно-профессиональному самосовершенствованию, а не только к прагматическому результату обучения; - гуманный характер отношений между субъектами образовательного процесса. »

Одной из многих возможных моделей реализации инновационной стратегии формирования ценностного отношения студентов к личностно-профессиональному самосовершенствованию является модель ситуативной совместной познавательно-творческой деятельности преподавателей и студентов.

Похожие диссертации на Ценностные детерминанты развития акмеологической культуры государственных служащих