Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования Манойлова, Марина Алексеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манойлова, Марина Алексеевна. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.13 / Манойлова Марина Алексеевна; [Место защиты: Сев.-Зап. акад. гос. службы].- Псков, 2011.- 735 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-19/33

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в XXI веке. В сходстве исторических судеб, образа жизни и этнического сознания народов полиэтнических регионов заложены мощные основы для мирного, толерантного сосуществования и взаимного развития. Современное общество характеризуется интегративными процессами, взаимодействием разных этносов и видов человеческой деятельности, что предопределяет и новые проблемы в сфере образования.

На территории России существуют исторически сложившиеся полиэтнические регионы, где веками жили представители разных этнических групп (Поволжье, республики Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края и др.), а также регионы, которые граничат с несколькими государствами (в том числе и Псковская область). Живущие в этих регионах народы можно рассматривать как единую систему этнических групп, как полиэтнический и некий надэтнический социально-психологический феномен. Возрождение этнокультур становится силой, дающей возможность выдержать кризис самобытности, порождённый глобализацией.

Существуют следующие проблемы и противоречия:

1. У каждой этнической общности складывается неповторимое этносознание, этническая идентичность и этноменталитет. Этнос аккумулирует в себе опыт жизни, культуры и быта предшествующих поколений, т.е. каждый этнос имеет свой потенциал – силу психического, общественно-психологического и этноакмеологического отражения и созидания. Однако не существует специально организованных институтов исследования и развития этнического потенциала.

2. К числу перманентных проблем России как многонационального и полиэтнического государства относится проблема этнического сотрудничества и межэтнических конфликтов. В решении проблемы этнических отношений огромный ресурс заложен в образовательных программах целенаправленного развития полиэтнической компетеции как готовности и способности к гармоничному этническому взаимодействию, однако в современности отсутствует единая концепция развития полиэтнической компетентности.

3. Современные психология и педагогика, сталкиваясь с противоречием между универсализацией образования и усилением этнизации, не готовы предложить субъектам образования равных условий в удовлетворении этнообразовательных интересов и потребностей. В современном образовании проявляются случаи нетерпимости и насилия, связанные с национальной и религиозной неприязнью, взаимным нетерпимым отношением и этническим эгоизмом. В образовательной практике отсутствуют эффективные образовательные программы обучения личности в духе полиэтничности, толерантности, уважения прав и свобод других людей.

4. В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования государством ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования. Однако ориентация современного образования на мировой опыт, а не на национальные, этнические и культурные достижения может привести к исчезновению этнической специфики и тормозить развитие естественных потенциалов населения.

5. Существуют явные противоречия между очевидным, определяющим влиянием этнического потенциала на социализацию личности ребенка и неопределенностью образовательных условий и средств оптимального развития и использования этого потенциала в гармоничном развитии личности; между необходимостью целенаправленного полиэтнического сопровождения субъектов образования и неготовностью педагогов к решению данных проблем, недостаточностью образовательных программ, оптимизирующих этнический потенциал.

6. В современности количество межэтнического непонимания все нарастает, а практического решения в новых формах профилактики не существует. Решение проблемы становления и развития субъектов полиэтнического образования отсутствует в современной образовательной среде, отсутствуют психолого-акмеологические программы, направленные на раскрытие этнического потенциала и его развитие как одного из важнейших условий и факторов гармоничного развития личности.

Актуальность данного исследования детерминирована необходимостью создания акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности средствами этноакмеологии образования, опирающейся на полиэтнический потенциал субъектов образования. Ориентация на развитие этноакмеологии образования как нового научного направления акмеологии дана в работах В.П. Бранского, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, П.А. Сорокина.

Этноакмеология образования как новое направление акмеологии развивается на основе теории акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина), акмеологии управления (А.А. Деркач), акмеологии образования (А.А. Деркач, Н.В.Кузьмина, Н.П. Фетискин), психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), на теории развития и формирования психики ребенка в процессе взаимодействия со средой (В.И. Слободчиков); исследования по личностно - ориентированному образованию (В.Г. Асеев, Е.В. Бондаревская, Л.С.Выготский, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская); на социальную синергетику и теорию наций (В.П. Бранский), на концепцию о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философские и этнографические исследования и этнологические теории (Т.И. Герасименко, А.Г. Манаков, Г.Е. Марков, В.В. Пименов, А.П.Садохин, Т.Г. Грушевицкая); современные теории этноса и этнического развития (С.А. Арутюнов, В.П. Бранский, Л.Н. Гумилёв, Г. Гачев, Э.С. Маркарян, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, П.А. Сорокин, Н.Н. Чебоксаров, М. Мид); на концепции использования народного опыта в развитии детей (Н.Ц. Биткеев, Г.Н.Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, С.И. Фомина и др.).

В основе акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования находится идея повышения качества процесса и результата современного образования через развитие профессионализма личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Абдалина, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, М.А. Манойлова, Е.В. Селезнева, В.Н. Софьина, Л.В. Темнова и др.) средствами этноакмеологии образования.

Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования включает комплексное теоретико-эмпирическое исследование всех субъектов образования (учащихся, родителей, специалистов образования и студентов, будущих специалистов образования); рассматривает человека как личность в его этническом своеобразии, как субъекта деятельности, общения, познания и труда. Человек как субъект полиэтнической образовательной среды обладает этнопотенциалом: этнической идентичностью, этнической толерантностью, ценностными ориентациями, индивидуально-личностными и культурно-когнитивными особенностями, а также опытом полиэтнического взаимодействия.

Этническая толерантность – социально-психологическая характеристика, которая проявляется в способности и готовности к взаимодействию с этнофорами. Проблема межэтнической терпимости активно изучается многими исследователями в Институте Философии РАН (А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский), в Уральском МИОНе (М.Б. Хомяков), в Институте социологии РАН (Л.М. Дробижева) и мн.др. Разрабатывается содержание понятия этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Б.Риэрдон, Э. Киташов, В.А. Лекторский, Г.У. Солдатова и др.), исследуются признаки и проявления этнической толерантности (Г.С. Кожухарь, М.А. Манойлова, Питер П. Николсон, Б. Риэрдон). Этническая толерантность рассматривается как сложное установочное образование личности (М.С. Мириманова, Е.И. Шлягина, Л.Д. Цицюрская), ценностное отношение к людям (В.В. Кочетков, А.В. Никольский, Л.И. Семина). Проводятся исследования этнической толерантности в отношениях этнофоров (Ю.В. Арутюнян, А.Г.Асмолов, В.В. Бойко, Л.М. Дробижева, Д.Н. Клоков, В.Г. Крысько Г.В. Палаткина, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, Л.М. Романенко, П.В. Степанова, Т.Г.Стефаненко), также этническую толерантность исследуют в педагогическом взаимодействии (М.П. Бархота, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, В.Н. Галяпина, О.И.Еременко, Е.Ю. Клепцова, А.Т. Кинкулькин, М.А. Манойлова, Н.В. Морозов). Этническая толерантность – акме-форма полиэтнической компетентности. Психологическим ресурсом развития этнической толерантности является эмоциональный интеллект. Этническую толерантность можно развивать средствами полиэтнической образовательной среды.

Полиэтническая среда – сосуществование двух или более этнических субъектов/групп в одном сообществе, которые вступают в общение и взаимодействие. Полиэтническая образовательная среда – часть образовательной среды в целом, которая создается для развития полиэтнической компетентности субъектов. Полиэтническая образовательная среда оптимизирует становление и развитие этнической идентичности, этнотолерантности и этносознания, готовит субъектов к пониманию представителей других этносов, принятию этнического разнообразия как данности.

Полиэтническая компетентность основана на знаниях этносов и опыте полиэтнического взаимодействия, предполагает толерантность между этнофорами. Основой развития полиэтнической компетентности является позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности, а эмоциональный интеллект как психологический ресурс этнической толерантности. Для развития полиэтнической компетентности у специалистов и студентов необходимо: 1) исследование социальной потребности в специалистах с развитой полиэтнической компетентностью (ученики, родители); 2) диагностика существующего уровня развития полиэтнической компетентности (педагоги, студенты, будущие специалисты образования); 3) знание акмеологических условий и факторов развития полиэтнической компетентности как социальной ценности; 4) авторские акмеологические средства развития полиэтнической компетентности.

Цель исследования заключается в разработке акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования как базиса для обоснования нового направления акмеологии – этноакмеологии образования.

Объект исследования – полиэтническая компетентность субъектов образования (ученики начальной и средней школы, родители, студенты высших учебных заведений, специалисты образования).

Предмет исследования – условия и средства развития полиэтнической компетентности субъектов образования. К условиям будем относить значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня развития полиэтнической компетентности, а к средствам - акмеологические программы и тренинги, учебные дисциплины, направленные на достижение вершин в профессиональной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования основывается на принципах развития, сравнительности, детерминизма, гуманизма, деятельностного подхода, обосновывающих профессиональную компетентность личности в полиэтнической среде.

2. Полиэтническая компетентность субъектов образования представляет собой сложный феномен, имеющий гибкую структуру, меняющуюся в зависимости от конкретной среды; она включает в себя дифференциально-психологическую, социально-психологическую, аутопсихологическую, акмеологическую, специальную, этнокультурно-стереотипную, эмоционально-волевую компетентности, каждая из которых состоит из культурно-когнитивного, индивидуально-личностного и поведенческого компонентов личности.

3. Развитие полиэтнической компетентности будущих специалистов в вузе может осуществляться путем применения авторских образовательных программ, направленных на развитие этноидентичности, этносознания и этнотолерантности, обеспечивающих развитие полиэтнической компетентности в целом.

4. Акмеологические авторские программы развития полиэтнической компетентности субъектов образования будут способствовать становлению и развитию целостной полиэтнической образовательной среды, если:

- будет учитываться этнический потенциал как результат этнического самосознания, этнической идентичности и этнотолерантности, а также возрастные и деятельностные особенности субъектов;

- будут использоваться акмеологические программы комплексно и в отношении всех субъектов образования;

- будут включаться активные социально-психологические и акмеологические тренинги, оптимизирующие осознание этнической идентичности, развитие этносознания и этнотолерантности;

- будет периодически проводиться мониторинг оценки качества процесса и качества результата полиэтнического образования.

Задачи исследования:

  1. Определить содержание полиэтнической компетентности и обосновать авторскую систему деятельности по становлению и развитию полиэтнической компетентности субъектов образования.

  2. Осуществить анализ этнопотенциала (этнотолерантности, этнотенденций, удовлетворенности образовательной средой) учащихся общеобразовательной школы (начального, среднего и старшего звена обучения) и их родителей разных национальностей для обоснования социальной потребности в специалистах с развитой полиэтнической компетентностью.

  3. Осуществить сравнительный анализ уровня развития полиэтнической компетентности специалистов образования и студентов разных национальностей (русских, белорусов, латышей и эстонцев); определить специфику развития эмоционального интеллекта специалистов образования и студентов как психологического ресурса развития полиэтнической компетентности.

  4. Разработать и внедрить в деятельность муниципального образовательного учреждения: научно-практическую площадку «Полиэтническая компетентность в начальной школе» и акмеологические программы «Этническая толерантность младшего школьника», «Этническая толерантность подростка», «Этническая толерантность родителей» с целью оптимизации развития полиэтнической компетентности субъектов образования.

  5. Разработать и внедрить паспорт полиэтнической компетенции для студентов ФГБОУ ВПО и реализовать его требования в учебной дисциплине, акмеологических программах и тренингах.

  6. Осуществить анализ проблемы утраты полиэтнической компетентности в современном вузовском образовании в связи с переходом на европейскую модель обучения и разработать проект совершенствования качества акмеологической подготовки будущих специалистов образования.

  7. Разработать акмеологическую концепцию становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования как эмпирико-теоретическое обоснование нового научного направления акмеологии – этноакмеологии образования.

Методологической базой исследования являются:

- субъектный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.В. Знаков, С.П. Иванова, Е.Ю. Коржова, Е.А. Сергиенко);

- теории социализации и социально-психологического развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.Г. Асеев, С.А. Беличева, М.Р.Битянова, Л.И. Божович, А.Л. Журавлев, Г. Крайг, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, Т. Шибутани);

- теории поликультурного образования (А. Тойнби, Э. Мейлер, Н. Данилевский, Ю. Яковец, Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шаррельман), теории философии образования (С.В. Девятова, В.И. Купцов, Н.Р. Сидоров), акмеологии профессионализма (В.Г. Асеев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина), акмеологии образования (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Э.А. Максимова, М.А. Манойлова, Н.М. Полетаева, Н.П. Фетискин), теории проектирования национально - региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации (А.Б. Панькин), теории формирования «образа мира» (С.Д. Смирнов);

- теории этнологических особенностей личности субъекта, разрабатываемых в личностно - ориентированном образовании (Е.В. Бондаревская, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская), в этнопсихологии (Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько), в социальной синергетике и теории наций (В.П. Бранский); концепции о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философских и этнографических исследованиях и этнологических теориях; современных теориях этноса и этнического развития, антропологии (С.А. Арутюнов, Л.Н. Гумилёв, Г. Гачев, Э.С. Маркарян, Л.Г. Почебут, П.А. Сорокин, Н.Н. Чебоксаров, М. Мид и др.); концепции использования народного опыта в развитии детей (Н.Ц. Биткеев, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, С.И.Фомина и др.);

- компетентностный подход в образовании (В.И. Байденко, В.П. Бездухов, В.А. Болотов, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.В. Кузьмина, Э.А. Максимова, Н.Ф. Радионова, Дж. Равен, В.В. Сериков, В.Н. Софьина, Ю.Г.Татур, Н.П. Фетискин, А.В. Хуторской и др);

- структурно-системный и структурно-функциональный подходы к личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Н.И. Бондаренко, Ю.М. Забродин, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Л. Свенцицкий, В.Н. Софьина, Г.В. Суходольский, В.А.Ядов, В.А. Якунин и др.);

- теории активного социально-психологического и акмеологического обучения (И.А. Баева, Ю.Н. Емельянова, А. Либина, Г.И. Марасанов, Е.В. Сидоренко, Л.В. Петровская, Н.Т. Оганесян, П.А. Ситников);

- теории психологии трудных жизненных ситуаций и совладания с ними (Л.И. Анцыферова, Е.В. Битюцкая, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, Е.Ю. Коржова, Е.А. Сергиенко).

Общий методологической установкой эмпирической части являются: принцип изменения субъекта методами социально-психологического и акмеологического воздействия; созидательная деятельность субъекта опирается на этническую принадлежность и предварительную общекультурную, общеобразовательную, специальную (по конкретным областям научных и практических знаний) и профессиональную подготовку.

Методы исследования. В качестве организационных методов использовался сравнительный метод (сопоставление свойств выборок в зависимости от профессии, места проживания и возрастных особенностей), лонгитюдный (отслеживалось изменение уровня развития полиэтнической компетентности, этнической толерантности и эмоционального интеллекта до и после участия в акмеологических программах).

В качестве эмпирических методов исследования применялись: 1. Обсервационные методы (наблюдение, рефлексия); 2. Психодиагностические (тестирование, опрос); 3. Метод экспертной оценки.

В рамках формирующего эксперимента использованы методы психолого-акмеологического воздействия: тренинги, семинары, акмеологические программы, учебная дисциплина.

Методы обработки данных включали количественный анализ (математико-статистическая обработка данных), качественный анализ (дифференциация по группам и уровням), структурные методы (классификация и типологизация).

Достоверность и обоснование выводов и результатов исследования достигнуты благодаря использованию современных данных психологии и акмеологии, связанных с исследуемой проблемой; фундаментальным теоретическим посылкам, опирающимся на отечественные и зарубежные исследования полиэтничности и мультикультурности; всестороннему (включенному) исследованию субъектов полиэтнической образовательной среды; репрезентативности выборок исследования; использованию современных психолого-акмеологических методов теоретико-эмпирического исследования, соответствующих поставленным целям и задачам; продолжительности психолого-акмеологического исследования и полученным положительным результатам эмпирической работы; апробированию и внедрению в практику полученных результатов в рамках муниципальной научно-практической площадки и в рамках регионального компонента в вузе – дисциплины по выбору студентов, акмеологических тренингов, спецсеминаров, круглых столов; применению методов математической статистики и проверки достоверности полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования является междисциплинарной и включает современные акмеологические, психологические, педагогические, социальные и профессиональные концепции, определяющие гармоничное развитие субъектов образования с реализацией этнического потенциала.

2. Авторская система деятельности имеет этапы реализации акмеологической концепции, которые включают: 1) теоретическое обоснование акмеологического конструкта полиэтнической компетентности; 2) определение необходимого/достаточного уровня развития полиэтнической компетентности субъектов образования; 3) разработку методологического аппарата для исследования полиэтнической компетентности субъектов образования; 4) эмпирическое исследование уровня развития полиэтнической компетентности субъектов образования разных национальностей; 5) разработку и апробацию акмеологических программ, тренингов, учебной дисциплины, семинаров направленных на развитие полиэтнической компетентности субъектов образования; 6) оценку эффективности разработанных акмеологических программ и тренингов.

3. Полиэтническая компетентность является динамично развивающейся характеристикой, интегрирующей личностные качества, профессиональную компетентность и компетенции, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность на высокопродуктивном уровне. Полиэтническая компетентность включает в себя высокий/достаточный уровень развития этнотолерантности, этническую идентичность, этническое самосознание, этнокультуру, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение работать в многонациональном коллективе.

4. Выраженность этнопотенциала (этнической идентичности, этнотолерантности и этносознания) родителей находится на среднем и ниже среднего уровня развития. Динамика развития характеристик этнопотенциала учащихся средней школы будет неравномерной: в младшем школьном возрасте развито эмоционально-оценочное отношение к этнической общности, предубеждение будет предшествовать знанию; этнические знания становятся дифференцированными к старшему школьному возрасту.

5. Полиэтническая компетентность специалистов образования и студентов, будущих специалистов, будет иметь неравномерный характер становления и развития: полиэтническая компетентность будет меняться в зависимости от этнокультурной среды проживания (Псковская область, Эстония, Латвия и Белоруссии). Ситуация полиэтнического взаимодействия, в которой перманентно находятся специалисты и студенты Белоруссии и стран Балтии, дает больше возможностей для развития полиэтнической компетентности, чем для субъектов образования Псковской области.

6. Авторская система оптимизации развития полиэтнической компетентности субъектов образования является необходимым условием и фактором становления и развития целостной полиэтнической образовательной среды. Авторская система деятельности, включающая научно-практическую площадку в начальной школе, акмеологические программы для всех субъектов образования, акмеологические тренинги и учебную дисциплину для студентов, семинары и круглые столы для специалистов, успешно внедрена в средние и высшие образовательные учреждения г.Пскова, их эффективность доказана математико-статистическими методами.

Научная новизна заключается в том, что данное диссертационное исследование является междисциплинарным, которое базируется на современных акмеологических, психологических, педагогических, социальных и профессиональных концепциях. Впервые рассматриваются межэтнические отношения в образовании в рамках акмеологической концепции и компетентностного подхода.

Разработаны основы развития нового направления психологии развития, педагогической психологии и амкеологии – этноакмеологии образования; представлена ее целостная научно обоснованная концепция. Разработана и внедрена новая психолого-акмеологическая концепция развития полиэтнической компетентности субъектов образования с использованием активных методов обучения (тренингов), акмеологических программ, учебных дисциплин, научно-практической площадки в начальной школе, спецсеминаров и круглых столов. Разработана и представлена схема авторской системы деятельности по развитию полиэтнической компетентности субъектов образования.

Установлено, что полиэтническая компетентность представляет собой сложный феномен, который включает дифференциально-психологическую, социально-психологическую, аутопсихологическую, акмеологическую, специальную, этнокультурно-стереотипную, эмоционально-волевую компетентности, каждая из которых состоит из культурно-когнитивного, индивидуально-личностного и поведенческого компонентов личности. Выявлено, что акме-формой полиэтнической компетентности является этническая толерантность. Определены и содержательно охарактеризованы проявления этнической толерантности, описаны ее возрастные особенности. Внесен вклад в развитие позитивных межэтнических отношений субъектов образования.

Раскрыты генезис понятий и сущностные характеристики феноменов «полиэтническая компетентность» и «полиэтническое образование», представлены методы и методики психодиагностики полиэтнической компетентности и ее развития. Осуществлен сравнительный анализ уровня развития полиэтнической компетентности студентов и специалистов образования разных национальностей (русских, эстонцев, латышей и белорусов) и на основе результатов психодиагностики разработаны акмеологические программы.

Установлено, что важным условием развития полиэтнической компетентности является этнокультурная среда проживания, возрастные и деятельностные особенности субъектов образования, а средствами развития - акмеологические программы и их комплексное использование в отношении всех субъектов образования; включение активных социально-психологических и акмеологических тренингов; периодическое проведение мониторинга оценки качества процесса и качества результата полиэтнического образования. Выявлена социальная потребность – образ результата – специалиста с высоко/достаточно развитой полиэтнической компетентностью. Выявлены профессионально значимые качества личности специалиста образования, способствующие оптимальному развитию полиэтнической компетентности у учащихся и их родителей.

Вскрыты закономерности развития полиэтнического потенциала субъектов в онтогенезе, профессиональная и этническая специфика. Дан анализ особенностей компонентов полиэтнической компетентности, которые зависят от этнической среды, возраста, профессиональной деятельности и личностных особенностей субъектов. Научно обосновано внедрение авторской системы оптимизации полиэтнической компетентности субъектов образования. Внесен вклад в развитие позитивного общения и взаимодействия этнофоров образования.

Теоретическая значимость исследования: дополняются и уточняются концепции отечественных и зарубежных исследователей в области психодиагностики и психолого-акмеологического развития полиэтнического общения и взаимодействия субъектов образования; анализируются и объясняются общие эмпирические данные респондентов разных национальностей, характеризующие специфические особенности личности как представителя определенного этноса, социальную и этнокультурную ситуации развития и их влияние на уровень развития полиэтнической компетентности.

Одним из теоретических результатов является рассмотрение полиэтнической компетентности специалиста образования как системной характеристики личности и выделение ее компонентов, являющихся универсальными для высокопродуктивной профессиональной деятельности, имеющих гибкую структуру. Исследована динамика развития полиэтнического потенциала и полиэтнической компетентности субъектов образования. Расширен понятийный теоретико-методологический аппарат.

В результате диссертационного исследования решена важная научная проблема высшей школы – в теоретическом и научно-практическом плане - развитие полиэтнической компетентности студентов в процессе обучения в вузе и специалистов образования в рамках повышения квалификации; средней школы - развитие полиэтнического потенциала учащихся и их родителей. Выделены условия и факторы развития полиэтнической компетентности. Данное исследование открывает новые возможности для проведения теоретических, экспериментальных и прикладных исследований при реализации компетентностного подхода и разработки основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения в вузе, разработки и реализации программ дополнительного образования учащихся и их родителей в средней школе.

Решена на научно-теоретическом и практическом уровнях проблема развития полиэтнической компетентности субъектов образования в системе интеграции школа - вуз - дополнительное образование специалистов, разработаны методики диагностики и развития полиэтнической компетентности. Теоретическая значимость определяется также тем, что открываются возможности новых исследований, важных для реализации компетентностного подхода и акмеологического направления исследований в системе непрерывного профессионального образования.

Практическая значимость исследования определяется направленностью его результатов на расширение психолого-акмеологических знаний полиэтнической компетентности субъектов образования, развитие стратегий совладающего поведения у современной молодежи в полиэтническом взаимодействии: 1) разработана научно-практическая акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, ориентированная на профессиональное развитие специалистов и студентов, с учетом овладения конструктивными стратегиями поведения и развития профессиональной полиэтнической компетентности; 2) с целью изучения психологического ресурса полиэтнической компетентности специалистов и студентов, будущих специалистов образования, нашла свое применение авторская методика «Модель эмоционального интеллекта - МЭИ», адаптированная на Псковской выборке в 2006г.; 3) для проектирования модели выпускника по психолого-педагогическим специальностям, а также разработки основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения разработан паспорт авторской внутривузовской полиэтнической компетенции; 4) для оптимизации профессиональной деятельности специалистов образования и развития компетентности продуктивной организации процесса полиэтнического обучения и воспитания разработана и адаптирована авторская система деятельности (пять акмеологических программ, два акмеологических тренинга, спецсеминары и круглые столы, учебная дисциплина, научно-практическая площадка в начальной школе); 5) совместно с кафедрой психологии развития и образования факультета психологии разработаны и внедрены в работу Псковского государственного университета программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Психология развития, акмеология».

Материалы исследования адресованы педагогам и практическим психологам системы образования, преподавателям высшей школы, могут использоваться для оценки качества процесса и результата образования; заинтересованным в развитии позитивного полиэтнического взаимодействия и общения.

Внедрение. Полученные результаты позволили:

- разработать и внедрить в практику работы МОУ «Гуманитарный лицей» г.Пскова концепцию практической деятельности по развитию полиэтнической компетентности в начальной школе; акмеологические программы «Этническая толерантность младшего школьника», «Этническая толерантность подростка», «Этническая толерантность родителей»;

- разработать и внедрить в работу Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова авторские программы оптимизации акмеологического развития полиэтнической компетентности студентов и специалистов образования: 1. Учебная дисциплина по выбору студентов вуза: «Акмеологическое развитие личности будущего специалиста образования». 2. Акмеологический тренинг совладающего поведения в полиэтническом взаимодействии. 3. Акмеологический тренинг эмоционального интеллекта. 4. Акмеологические программы: «Этническая толерантность юношества» и «Этническая толерантность специалистов образования». 5. Семинары для специалистов образования: «Акмеологическое развитие личности в полиэтническом образовании», «Эмоциональный интеллект специалиста образования». 6. Круглый стол «Этническая толерантность в современном образовании»7. Программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Психология развития, акмеология».

Результаты теоретико-эмпирического исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития и образования, на ежегодных научно - практических конференциях факультета психологии, публиковались в сборниках научных статей, докладывались на региональных, областных, всероссийских и международных конференциях, публиковались в сборниках университета.

- разработать и внедрить в работу Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО): психолого-акмеологические рекомендации по развитию полиэтнической компетентности субъектов образования, развитию толерантности, предложены методы развития полисубъектного взаимодействия в школьной образовательной среде, а также методы развития социально-психологической и эмоционально-волевой компетентностей учителям, психологам и социальным работникам. Результаты эмпирического исследования обсуждались на заседаниях Центра практической психологии и научно - практических конференциях, публиковались в сборниках ПОИПКРО. Результаты обсуждались на семинарах и круглых столах с педагогами-психологами, социальными работниками и учителями школ, проходившими повышение квалификации в ПОИПКРО.

Апробация результатов диссертационного исследования представлена в содержании выступлений, тезисах и научных статьях:

- на Научно-практических конференциях г.Пскова: в Вестнике Псковского государственного университета (2007, 2011), Псковского областного института повышения квалификации работников образования (2000-2010), в сборниках научных статей преподавателей Псковского Вольного института (2004, 2005), Псковского филиала Московского социального университета (2006, 2008); г.Санкт-Петербурга: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта (2000-2008), ЛГУ им. А.С. Пушкина (2004), «Ананьевские чтения» - Санкт-Петербургский университет (2006, 2010), в ежегодных научно методологических и методических сборниках статей Санкт-Петербургской Общественной Академии акмеологических наук «Акмеология» (2005-2011), Международной научно-практической конференции СПбГИПСР (2009); Международной научной конференции 7-8 октября, г.Москва (2004); в трудах Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г.Новокузнецк (2006); Научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева, г.Н.Архэз (2007); в Ученых записках МГПУ, г.Мурманск (2007, 2010); на Международной конференции «Issues of Multiculturalism and Multilingualism in Modern Education System», г.Нарва (2008), Международной конференции по проблемам мультикультурной компетентности, г.Нарва (2010); Всероссийской научно-практической конференции, г.Махачкала (2009); Научно-практической конференции с международным участием, г.Балашов (2009); Всероссийской заочной научно-практической конференции, г.Старый Оскол (2009); Международном конгрессе, г.Кострома (2009); Межрегиональной научно-практической конференции, г.Старая Русса (2010); Всероссийской научной конференции, г.Шуя (2010); Международной научной конференции, г.Смоленск (2010); Международной научно-практической конференции, г.Одесса (2010).

- в научно - практическом журнале «Акмеология», г.Москва (2003-2011), в научно-методическом журнале «Акмеология образования», г.Кострома (2006, 2009); в журнале «Школьные технологии», г.Москва (2007), в журнале «Педагогическая диагностика», г.Москва (2007), в журнале «Образование и саморазвитие», г.Казань (2009, 2011); в «Вестнике университета (ГУУ)», г.Москва (2010, 2011).

О результатах исследования докладывалось на ежегодных сессиях Академии акмеологичеких наук, региональных и международных ежегодных НПК Псковского отделения Российского психологического общества, на ежемесячных заседаниях Псковского отделения Федерации психологов образования РФ, ежегодных научных конференциях преподавателей ПГПУ им. С.М. Кирова.

Этапы теоретико - эмпирического исследования

Первый этап (1998-2004гг.) – целью являлось теоретическое обоснование психолого-акмеологической концепции как базы этноакмеологии образования, эмпирическое выявление психолого-акмеологических особенностей субъектов полиэтнической образовательной среды. Был осуществлен историко - критический анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей к пониманию феноменов этнического потенцииала, полиэтнической компетентности, полиэтнического образования и акмеологического становления и развития его субъектов. Выявлены психолого-акмеологические особенности полиэтнической компетентности педагогов образовательной среды г.Пскова и Псковской области. Осуществлено эмпирическое исследование этнических особенностей учащихся младшего, среднего и старшего звена обучения г.Пскова и Псковской области. Разработаны и адаптированы акмеологические программы «Этническая толерантность» для учащихся, родителей, студентов, специалистов образования. Разработана программа научно-практической площадки «Полиэтническая компетентность в начальной школе».

Второй этап (2005-2007гг.) – целью являлось исследование полиэтнической компетентности специалистов образования и студентов - будущих специалистов, разработка акмеологической программы полиэтнической компетентности для студентов, будущих специалистов образования. Осуществлен сравнительный анализ уровня развития полиэтнической компетентности учителей г.Пскова и Псковской области, г.Витебска (Белоруссия), г.Нарвы (Эстония) и Даугавпилса (Латвия). Разработана и внедрена в обучение студентов в Псковском педагогическом университете учебная дисциплина по выбору «Акмеологическое развитие личности будущего специалиста образования» (2006-2007 уч.г.). Реализована программа научно-практической площадки «Полиэтническая компетентность в начальной школе» на базе МОУ «Гуманитарный лицей» г.Пскова.

На третьем этапе (2007-2009гг.) - целью являлось выявление психолого-акмеологических этнических особенностей студентов, будущих специалистов образования, проживающих в разных полиэтнических регионах (Россия, Белоруссия, Эстония и Латвия), сравнительное исследование уровня развития этнической толерантности, эмоционального интеллекта и этнопсихологических особенностей студентов вузов педагогических специальностей г.Пскова (Россия), г.Минска (Белоруссия), г.Нарвы (Эстония) и г.Даугавпилса (Латвия). Анализ уровня развития полиэтнической компетентности студентов разных стран. Разработаны акмеологические тренинги: тренинг совладающего поведения молодежи в полиэтническом взаимодействии и тренинг развития эмоционального интеллекта, которые адаптированы на студентах психолого-педагогических специальностей Псковского государственного педагогического университета им.С.М.Кирова в 2009г.

Четвертый этап (2010-2011гг.) - завершение эмпирических исследований, математико-статистический анализ эмпирических результатов и их интерпретация. Внедрение обобщенных результатов исследования, формирование научно-теоретической, методологической и методической базы для развития акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности, опирающейся на методы акмеологического развития, методы психолого-акмеологической диагностики, психокоррекции, сопровождения и профилактики.

База исследования. Исследование проводилось в период с 1998-2011гг. в г.Пскове, Псковской области, г.Минске и г.Витебске (Белоруссия), г.Даугавпилсе (Латвии), г.Нарва (Эстония). На базах: МОУ средней школы №50 г.Дно и средней школы №3 г.Печоры, Псковской области, Остенской средней школы Псковского района д.Ершово, МОУ средняя школа №25 г.Пскова, МОУ «Гуманитарный лицей» г.Пскова, Многопрофильный правовой лицей №8 г.Пскова, Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова, Псковского областного института повышения квалификации работников образования, Псковского Вольного института, Нарвского колледжа Тартуского университета, Даугавпилсского университета и Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, семи глав, выводов после каждой главы, заключения и четырех приложений. Основной текст диссертации изложен на 340 страницах и включает 14 таблиц, 81 рисунок. В работе представлены модели, диаграммы, схемы и графики. Всего 592 литературного источника, из которых 26 иностранных. Приложение представлено на 395 страницах.

Похожие диссертации на Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования