Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Медитация как предмет психологического и педагогического исследования
1.1. Понятие о медитации 7
1.2.Медитация как духовная практика 10
1.3. Медитация как педагогический процесс 14
1.4.Теоретико-мировоззренческие истоки и принципы медитации в восточных традициях 21
1.5.Религиозно-философские истоки и принципы медитации в западных традициях 54
Резюме 64
Глава 2. Научно-методические основы изучения медитации
2.1. Психофизиологические и психические механизмы медитативных состояний 65
2.2.Медитация в целях спортивного самосовершенствования 93
2.3.Медитация в целях личностного развития и оздоровления 105
2.4.Система методов и средств медитации 113
Резюме 127
Глава 3. Опыт педагогической разработки и апробации занятий медитацией
3.1. Правила организации и проведения сеанса медитации 128
3.2.Психологическая настройка, субъективные реакции и выход из медитации 139
3.3.Обучающие программы медитации для студентов 148
3.4.Организация исследования для апробации занятий медитацией 163
3.5.Результаты исследования эффективности занятий медитацией 171
3.6.Обусуждение результатов исследования 179
Выводы по диссертации 182
Практические рекомендации 185
Список литературы 188
Приложения 204
- Понятие о медитации
- Медитация как педагогический процесс
- Психофизиологические и психические механизмы медитативных состояний
- Правила организации и проведения сеанса медитации
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена социальными потребностями совершенствования теории и методов образовательной и воспитательной деятельности в педагогической работе с учащейся и студенческой молодежью. Медитация была изобретена учеными древних культур Востока и ныне приобрела широкую популярность в Западных странах в связи с ее большими развивающими и мобилизующими возможностями в воздействии на духовные и психические потенциалы личности. Очишенная от религиозно-мистических наслоений и религиозных догм медитация с психолого-педагогической точки зрения представляет собой специальный процесс обучения человека психическому сямояоэ-действию и духовному самосовершенствованию. Для людей европейской культуры это требует научного исследования и специально!: методической разработки проблем медитации в целях внедрения ео методик в педагогическую практику.
Новизна исследования заключается в теоретическом осмыслении медитации как психолого-педагогической технологии самосовершенствования с позиций восточной философии и отечественной психологии с учетом требований к ее усвоению на основе ценностей российской культуры. В исследовании впервые обобщен опыт обучающей медитации, получены новые экспериментальные подтверждения ее психологической эффективности в качестве метода психологического самообучения/самовоздействия и саморазвития внутреннего мира человека с западным менталитетом.
Т є оре тич э екая з нач имэ ст ь исследования выражается в анализе и развитии теории и методики медитации на научно-методической базе педагогической психологии, в создании авторской концепции медиталии как психолого-педагогического процесса, требующего определенных педагогических воздействий преподавателя медитации и обучающегося ей. В теоретическом плане автором Бпервые проведен сравнительно-сопоставительный анализ теоретико-мировоззренческих истоков и принципов различных школ и методов, приемов и процедур медитации с позиций как восточных, так и западных культурно-религиозных систем верований. Большое внимание в диссертации автор уделил теоретическому рассмотрению медитации в рамках психологии развития и акмеологии.
Практическая значимость исследования в том, что разработанные автором специальные программы медитации используются в практике спортивного обучения и спортивного савершенствования в восточных единоборствах, в работе со студентами физкультур-но-педагогичеекого ВУЗа в России.
Гипотеза исследования предполагала, что молодые люди и студенты российских ВУЗов малознакомы с идеями и методами медитации, что является существенным психолого-педагогическим резервом в совершенстювакйи теории и методов образовательной и воспитательной деятельности в системе подготовки молодых специалистов гуманитарного профиля.
Предметом исследования являлись особенности обучающей медитации как духовной практики и педагогического процесса.
Объектом исследования выступили различные эффекты медитации и их влияние на психическую сферу и деятельность занимающихся медитацией.
Цель исследования состояла в разработке педагогической системы методов и средств медитации для обучения студентов физку-льтурно-педагогического вуза приемам самосовершенствования, саморазвития и психической саморегуляции состояний.
Выборка испытуемых включала 135 чел., из них сл;ушателей семинаров по медитации 48 чел., студентов 82 чел., аспирантов и преподавателей 15 чел.
В задачи исследования входило:
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования по литера турн ым и ст очник ам.
2. Научно-методичеекая разработка специальных программ медитации для стзщентов, закимагошхся сповтом .
3. Исследование отношения к медитации и ее влияния на психическую саеру и личность занимающихся.
Методика исследования включала приемы педагогического наблюдения, опросы в виде беседы и внкетирования, методі©а пуль-сометрии /ЧСС/, метод самоотчетоь испытуемых. При обработке данных исследования использовались методы статистики по Г.В. Сух од оль скому/1998/.
Положения, выносимые на защиту:
1. Российская педагогическая и психологическая наука остро нуждается в разработке и апробации научно-обоснованных и з к-тивньи психолого-педагогических технологий самосовершенствования и самовоспитания личности.
2. Существующие философско-религиозные воззрения, теоретические концепции и различные методы медитации, имеющие хождение в спортивной, целительской и педагогической практике, не отвечают требованиям научности, что требует их изучения, систематизации, отбора педагогически работающих вариантов.
3. Создание эффективных программ обучающей медитации основывается на использовании предыдущих знаний и экспериментальных данных, учитывающих реальное отношение зэдшающихся избранным методом медитации.
Інробация материалов диссертации произведена автором на заседаниях отделения психопедагогики Балтийской Педагогической Академии; на заседаниях кафедры психологии СПбГАФК им.П.Ф.Лэс-гадста; в собственной тренерской и педагогической работе со спортсменами восточных единоборств; в научно-просветительской и лекторской деятельности автора как мастера боевых искусств, а также в публикациях по теме диссертации.
Структура диссертации включает 210 с тр.машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов по диссертации, практических рекомендаций, списка литературы на 185 источников, приложений. Текст включает иллюсграции: таблиц 4, рисунков 7.
Автор благодарит за помощь, научную консультации и руководство при подготовке диссертации проф.Г.Д.Горбунова, доцента, кандидата психологических наук А.Н.Николаева. В процессе работы над текстом диссертации автор неоднократно обращался за советами к доктору психологических наук, проф.И.П.Волкову и искренне благодарит его за оказанную помощь
Понятие о медитации
В последнее десятилетие /1988-1998 гг./ в России отмечен новый подъем массового интереса к Востоку. Слова "медитация", "йога", "астрая", "восточные единоборства" и т.д.становятся распространенными и едва ли не модными. К сожалению, очень часто встречаются искаженные представления о многих восточных концепциях духовного и физического развития человека, а некоторые христианские проповедники даже призывают отказаться от всего, что связано с восточными методами духовного развития человека как личности и индивидуальности, считая последние проявлением "козней дьявола", "магией" или "колдовством". Наконец, другие люди говорят: "Йога и медитация - это, конечно, хорошо, но не для нас. У нас, на Руси, своя духовная традиция!" Однако, пример русской семьи Рерихов свидетельствует о несостоятельности таких утверждений: русская духовность не противоречит восточным религиозно-философским концепциям и методам духовного развития человека, взятым в их высшем синтетическом смысле человекознания /Б.Г.Ананьев/.
Для того чтобы устранить эти искаженные представления и тем самым восстановить справедливость, необходимо сначала детально исследовать, что такое "медитация", какое значение она имеет в реальности и для чего практикуется на Востоке и ныне на Западе.
Слово "медитация" происходит от латинского яЙКй(ш Гп, что означает "размышляю", "обдумываю". Латинское " аналоги и в других языках: русское "думание" или "умное делание", санкритское "дхьяна", греческое "медомаи" и др. Сейчас в научно-популярной психологической литературе довольно прочно закрепился западный эквивалент "транс". Понятие "транса" более знакомо западному ученому в связи с исследованиями гипноза и созданием методов наведения транса с помощью внушения /М.Эриксон, 1980; Г.Горбунов, 1986/.
Кроме того, в качестве синонима медитации можно понимать ж такое близкое понятие, известное даже по средневековым философским трактатам, как "созерцание" или "самосозерцание". Свами Бхактиведанта также определяет медитацию как "мысленное созерцание" какого-либо объекта.
Как отмечает ведущий в Санкт-Петербурге специалист по восточным единоборствам проф.С.Г.Гагонин, "медитация" - европейский термин, охватывающий одновременно три различных понятия, всегда четко разграничиваемых буддистами, то есть внимательность, сосредоточенность и мудрвсть" /Конзе 3., 1993/.
Медитация - это средство достижения такого состояния теда и души, которое замечательный русский писатель Михаил Првшвян называл "собранностью". У него читаем: "Рано встал и росистым утром под звонкую песню соловья собирал в себя радость бктжя. Вот как отчетливо вижу теперь происхождение тревоги своей I слабости: это бывает, когда забываешь собраться... Способность собирать себя самого и есть вот именно обретение свободы и, конечно, сшш. Для этого нечего жалеть времени, потому что собранный в себе человек меньше подвергается случайностям, отнимающим время".
"Собранность" - это также состояние оптимальной боевой готовности спортсмена или солдата к выполнению трудного задания. В вышеуказанных случаях под "медитацией" подразумевается длительное размышление о каком-то предмете, явлении или процессе, происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума, при котором все остальные, посторонние объекты не проявляются в сознаний медитирующего. Например, попробуйте длительное время думать о каком-либо предмете и вы скоро обнаружите, что мысли рассеиваются и перескакивают на другие предметы или явления. Вместе с переключением сознания на другие объекты многие свойства первого предмета так и остаются нераскрытыми, и для возвращения к их анализу человек должен прилагать определенные умственные усилия. Понятно, было бы хорошо, с одной стороны, не испытывая напряжения, размышлять так» чтобы ни одно из интересующих свойств объекта не осталось бы нераскрытым, а с другой стороны, получить максимум информации за самое короткое время. Bee это требует качественного нового уровня мышления, т.е.перехода на более высокие уровни познания, что и достигается благодаря медитации.
Медитация как педагогический процесс
Искусством медитации как духовной практике самостоятельно овладеть невозможно, нужна педагогическая поддержка учителя /гуру/. Поэтому С.Г.Гагонин формулирует требования к преподавателю медитации и к его ученику /33: 23/.
Педагог медитации должен быть не только теоретиком, но обязательно и практиком медитации, так как во время обучения наряду с передчеи знаний о методе и его обоснованием необходимы совместные практические занятия, которые могут иметь место и в дальнейшем, особенно, в предсоревновательном и соревновательном ммкроциклах. Во всяком случае до тех пор, пока спортсмен высокой квалификации нуждается в личном тренере, немаловажным фактором их совместной успешной деятельности могут служить совместные медитативные занятия. Однако, педагог должен помнить о том, что медитация это такая сфера, в которой не может шеть место принуждение.
Необходимо пошить о том, что сомнение и доверие это две стороны одной медали, но, если ученик преодолел свое сомнение по отношению к учителю, к его методике и начал сотрудничество, то сомнению не Должно быть места. "Если есть сомнение, - пишет С.Г.Гагонин, - то не может быть содружества, особенно в спорте высших достижений, когда тренер и спортсмен должны составлять единое целое. Тем не менее, не следует забывать, что сотрудничество должно быть творческим. Это значит, что тренер и ученик Должны идти своим путем, никого не имитируя, так как оригинал всегда лучше, чем копия" /33: 231/.
Некоторые медитационные школы требуют от начинающих большого прилежания, например, традиционная Крийя-йога. Здесь важно следовать всеобъемлющей программе изменения поведения, например, вегетарианству, воздержанию и т.п. Другие школы, напротив, принимают каждого, кто готов регулярно медитировать, считая это основной предпосылкой успеха. Но есть одно общее условие -овладеть медитацией можно только с помощью наставника.
Сразу же выразим наш мнение: конечно, встречаются отдельные природные таланты, которым искусство медитации дано, так сказать, от Бога, но эти исключения лишь подтверждают правило. У педагога возможен вопрос: не эгоизм ли уходить на 20-40 минут в себя? И может быть действительно медитация, как вше недавно утверждали ее критики, ведет "к выключению человека из жизни общества, к десоциализации личности?".
Но ведь медитирующий, постоянно совершенствуясь, становится более активным, жизнерадостным, работоспособным, что идет на пользу не только ему самому, но и его окружению. Медитация -не побег от мира, а способ функционировать в мире.
Медитируя, вы познаете неизвестные до сих пор сферы вашей внутренней жизни, открываете неизведанный духовный мир, и ваш физическое восприятие изменяется. Как при путешествии за границу вам необходима карта страны, куда вы направляетесь, так и при познании собственного "Я" вам нужен проводник или кто-то, кто научил бы вас "читать" вашу "внутреннюю карту". Можете ли вы гарантировать, что при самостоятельном изучении вы не упустите важные указания по практике медитации? Только при отсутствии успеха, когда медитация покажется вам трудным и утомительным занятием или если у вас появится чувство, что вы вообщэ не можете успокоиться, только тогда вы заметите, что происходит что-то не то. Наставник поможет вам избежать подводных рифов. При квалифицированном обучении во врет различных ситуаций ученик будет более открыт и восприимчив, чем если он попытается овладеть техникой медитации в одиночку,
С педагогической точки зрения, чтобы правильно овладеть медитацией, необходим наставник - учитель или педагог медитации Не обязательно во что-то верить и чего-то ждать от учителя, он сам знает, что нужно дедахь с учеником, чтобы тот овладел медитацией. Так как медитация, если ею заниматься систематически, - не что иное, как техника, она "действует" независимо от того, верите ли вы лично в ее действенность или относитесь к этому скорее скептически. Ваш личный опыт подскажет вам в дель-нейшем, как лучше всего к ней относиться: нейтрально воспринимать происходящее, верить, что вы способны развиваться или управлять своим организмом.
Мы часто встречались со случаями, когда лвди, настроенные в начале критически, достигали более глубоких медитационных состояний, чем те, которые изначально были экзальтированы. Особенно важно состояние естественности. Некоторые медйтационные способы не требуют определенных поз тела, например, сидения в позелотоеа. Рекомендуется усесться поудобнее, прямо. Учитет, что ваше положение соответствует внутреннему. Уже одно сидение в прямом, неподвижном положении постепенно приводит сознание в спокойное состояние. Поэтому во многих способах медитации придается большое значение оптимальной для медитирования сидячей позе.
Психофизиологические и психические механизмы медитативных состояний
Как же работает медитация на психофизиологическом и психическом уровнях организации нашего сознания? В настоящее время во всех изучающих сложные системы науках, от квантовой физики до нейрофизиологии, отвергаются как анахронизм попытки объяснить то или иное явление одной единственной причиной.
В различных странах мира, в первую о-фредь в США, Японии, ФРГ, Голландии, Дании, Швеции и др., были проведены научные исследования медитации. При этом использовалось самое совершенное оборудование для выявления происходящих в организме электрофизиологических и психофизиологических, метаболических и биохимических изменений. На основании полученных экспериментальных результатов, изучения отчетов медитирующих, опроса их родных и близких, а также психологического тестирования многие исследователи приходят к выводу, что занятия в группах медитации веди к изменениям, не отмечавшимся в контрольных группах. Эти изменения свидетельствовали об улучшении психического здоровья, благоприятных сдвигах в личностных характеристиках, повышении способности к самореализации личности.
Медитация, как можно считать, вызывает изменения на всех уровнях функционирования человека, от психологического до молекулярного, причем реакции, наступающие на одном уровне, могут выполнять роль пускового механизма для других уровней организации деятельности че.товекр.
Одним из наиболее интересных механизмов, выделяемых многими исследователями, является изменение доминантности полушарий в процессе медитации. Он заслуживает того, чтобы уделить ему особое внимание как механизму работы психики человека.
Древние восточные учения, а позже проницательные писатели, философы и психологи отмечали полярный характер целого ряда качеств человеческой психики. Они видели различие между интуицией и рассуждением, воображением и анализом, артистичностью и критицизмом, подсознанием и сознанием, вдохновением и трудом. Полярность психики стала объектом изучения законов психической деятеяьности с конца 30-х годов XX века.
Русский ученый, академик И.П.Павлов пришел к делению людей на художественный и мыслительный типы: "Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни - художники во всех родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. - захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие"- мыслители - именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается /Павлов И.П. Полн.собр.соч. - М.-Л., 1951. - Т.З, кн.2, с.213/.
Как физические, так и психические ощущения во время медитации были бы немыслимы без соответствующей деятельности мозга. Поэтому функционирование мозга во время медитации постоянно привлекало внимание исследователей /76/.
Особый интерес представляют изменения во время медитационных упражнений, отражающиеся в диаграммах биотоков мозга. Эле-лектроэнцефалограмма /ЭЭГ/ отображает электрическую активность мозга. В определенных точках черепа крепят электроды и измеряют электрические колебания. Записанные биотоки расшифровывают по следующим параметрам: частота,амплитуда, форма, распределение и частотность. Различные по частоте виды биотоков соответствуют различным физическим и психическим состояниям: дельта-волны: сон /менее 4 герц/; тета-волны: сонливое состояние, засыпание, а также радостное, спокойное, субъективно приятное состояние и творческие процессы /4-7 герц/; альфа-волны: расслабленное бодротвование /8-13 герц/; бета-волны: активное мышление, концентрация /более 13 герц/,.
Электрическая активность мозга у медитирующих выглядит более синхронно, части мозга начинают работать гармонично и пульсируют в определенной степени в едином ритме. Это напоминает марш солдат на параде: солдаты двигаются упорядоченно в едином строю и ритме. Их маршировка выглядит гармонично и единообразно.
Хотя по кривым биотоков мозга и нельзя судить о содержании мыслей и качестве мышления, но вполне можно определить степень общего состояния и синхронизацию основной биологической активности мозга, которая является общэй предпосылкой для устойчивости, мобильности и ясности умственных процессов.
Исследователи мозга долгое время искали на ЭЭГ специфяче-ские признаки медитационного состояния, пока в в 1974 г.Лайвин при помощи нового метода обработки данных не обнаружил когерентность.
Правила организации и проведения сеанса медитации
Важно свести к минимуму внешние помехи, отвлекающие внима-ние. Поэтому желательно медитировать в относительно изолированном от шума, спокойном месте. Занимающийся должен быть также уверен в том, что на протяжении сеанса ему никто не помешает, Скажите своим близким: "От 7-Ю до 7-30 я медитирую. Прошу в это время мне не мешать". Объясните им, что человек, внеяап-но выведенный из состояния медитации резким внешним вмешательством, испытывает неприятные ощущения, своего рода шок. По это:! причине желательно выключить телефон.
Лучший временем даля медитации является ранее утро, т.е.до работы или учебы. Но медитацией можно заниматься в любое удобное время, однако не раньше, чем через 2 часа после приема особенно если она была обильной, поскольку процессы пищеварения помешают вам оставаться во время медитации расслабленным и в то же время не впасть в дремоту и в сон. Спортсмены обычни медитируют перед тренировкой, либо перед отходом ко сну вечером.
Лучше всего изо дня в день придерживаться одного и того же врвен-.:. Удобно увязывать медитацию с ежедневно повторяющимися в вашем расписании "операциями" и делать ее утром после пробуждения или вечером перед ужином. Можно и перед отходом ко сну, взять время для медитации в плотно спрессованном распорядке дня студента или спортсмена? Можно встать на 20 минут раньше и это окупается. Человек становится более собранным и лучше использует время в течение дня. И по мере того, как у за-нимающзгося образуется привычка, раннее вставание становится уже не в тягость.
Когда работы много, выбрать время для медитации бывает особенно трудно. Но в эти периоды медитация нужна больше, чем когда-либо, и именно тогда важно найти дхч нее время. В любом случае после работы, физической или умственной, пауза необходима. И если эту паузу заполнить медитацией, человек приобретает новые силы.
Возможно медитировать в транспорте, если вы едете и сидите Б метро, в трамвае, в автобусе и вам не помешают. Привычка медитировать во время езды на транспорте полезна, т.к.экономит время, однако такая медитация менее эффективна, чем в своей комнате.
Выбор метода медитации определяется индивидуальными особен-ноет—ли занимающегося. Различия между людьми бывают велики во всех отношениях. Опыт показывает, что одним подходит концентрация на предмете или символе, другим на звуке, третьим на дыхании тт т.д. Заранее установить, какой метод лучше работает именно для вас, трудно. Нами разработаны несколько программ медитации, при создании которих автор, наряду с собственным опытом, руководствовался пришедшим из глубины веков наставлениями учителей Востока и методиками современных западных специалис тов /Э.Эшелмен, М.Маккей и др./. Последовательно выполняя каждую из программ по 4-6 недель вы сможете через определенное время составить представление о том, какой метод или сочетание методов подходят больше всего для вас лично и остановиться на своей программе медитации.
Далее, вам необходимо выбрать позу. Почему рекомендуется медитировать в определенных позах? Потому, что принятие определенной позы может провести границу между вашей обычной повседневной деятельностью и медитацией, и тем самым облегчит концентрацию внимания на объекте.
Вовсе не безразлично, в какой позе медитировать. Давно известно, что каждой позе соответствует определенное внутреннее состояние. Не случайно в армии используется стойка по команде "смирно": грудь вперед, живот втянут, руки по швам, стой и не шевелись. Именно такая поза создает готовность к восприятию комак и последующего беспрекословного их выполнения.
В медитации поза должна быть удобной, но в то же время оказывать на упражняющегося определенный мобилизующий эффект. Почти F.-e восточные школы медитации придают большое значение прямому держанию туловища, только в трансцендентальной медитации такого требования нет. Здесь считается, что можно заниматься и сидя в мягком кресле.