Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Филимонова Наталья Михайловна

Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа
<
Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Филимонова Наталья Михайловна. Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.12 : Москва, 1999 161 c. РГБ ОД, 61:99-19/314-0

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические подходы к изучению социальных установок 14

1.1.Генезис представлений об установке в отечественной и зарубежной психологии. 14

1.2. Анализ концепций о влиянии установки на поведение . 30

1.3.Психологическая адаптация и установка: взаимосвязь и взаимовлияние 42.

1.4. Основные уровни анализа и теоретические парадигмы гипотез исследований 53.

2. Особенности формирования социальных установок на северном кавказе и их влияние на процесс адаптации вынужденных переселенцев 57

2.1.Принципы и методы эмпирического исследования 59

2.2. Основные особенности психологической адаптации вынужденных переселенцев адаптации 67

2.3.Иерархическая система диспозиций коренного населения 80

2.4. Адаптация мигрантов к иной этноконтактной среде 99

Заключение 119

Список использованной литературы 123

Приложения 141

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования

Актуальность проблемы исследования объясняется спецификой
региона, каким является Северный Кавказ, традиционно занимающий
ведущие позиции в миграционных процессах России, являясь
исторически плотно населенным, трудоизбыточным,

многонациональным. В связи с кавказским кризисом, именно на пограничные районы Северного Кавказа устремилась основная масса переселенцев из горячих точек Нагорного Карабаха, Абхазии, Северной Осетии, Чечни.

В последние годы основной прирост населения в Республике Адыгея осуществляется лишь за счет миграции из районов национальных конфликтов, и, учитывая полиэтнический состав населения, особенно важно знать и владеть адаптациоными механизмами этой категории населения.

Одним из основных препятствий на пути адаптации к новым социокультурным условиям является проблема несформированности социальных установок вынужденных переселенцев, что в условиях межэтнической напряженности может привести к неадекватному, импульсивному поведению в отношении «враждебного», «чужого» социума, что, в свою очередь, внесет в сложные миграционные процессы хаос, пропитает поведенческие установки вынужденных переселенцев таким же содержанием. Местным населением также не приветствуется большой наплыв мигрантов на их территорию. Социологические исследования свидетельствуют, что в отношении приезда в регион беженцев превалируют отрицательные оценки: от 42 % в Ставрополе до 77% в Краснодаре.

Приезд мигрантов явился одной из основных причин углубления кризиса всех сфер жизнедеятельности; способствовал росту безработицы, преступности, повлиял на такие базовые диспозиции личности, как отношение к традициям, культуре, субменталитету северокавказских народов в целом.

Политические, экономические, социально-психологические противоречия социальной жизни выдвигают исследуемую проблему в

разряд актуальных. Чтобы ее разрешить потребуются усилия государственных и общественных институтов, учитывающих состояние российского общества в целом, его региональные, этнокультурные особенности. Однако социальные установки пока не стали предметом внимания практиков, не изучены как феномен социально-психологической жизни общества, не исследована степень их влияния на процессы адаптации вынужденных переселенцев.

Степень научной разработанности проблемы.

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной науке феномен установки известен давно, впервые соответствующий термин встречается у Спенсера (1864 г.) и разрабатывается далее такими учеными Вюрцбургской школы в Германии, как Кюльпе, Мессер, Ватт (171). Настоящий бум в исследовании установки произошел в США после выдвижения понятия аттитюда (социальной установки) У.Томасом и Ф.Знанецким (1918-1920 г.г.) именно в связи с изучением условий адаптации польских мигрантов в Америке (98).

Однако на практике аттитюд использовался больше при исследовании таких массовых информационных процессов, как формирование общественного мнения, рекламы, пропагандистского воздействия.

Значительный вклад в теоретическое изучение аттитюда внесли Г.Олпорт и Л.Тернстоун, П.Танненбаум, Т.Ньюком, Р.Крачфильд, К.Ховланд, А.Уинкер и др. (98,99). Содержательной стороне установки уделили внимание Ч.Осгуд, Т.Сусс, П.Танненбаум; оценочный аспект в установке выделили М.Смит, Д.Брунер, Р.Уайт; роль мотивации личности в процессе формирования установки определили К. Левин (113), Т.Ньюком (97). Закономерности установки на основе взаимодействия человека и социальных групп изучали М.Шериф и Х.Кентрил, которые сформировали теорию «Я - включенности», представляющую собой систему установок человека о самом себе (своеобразная Я-концепция), обнаружили такой эффект установки, как ассимилятивно-контрастные иллюзии (115).

Общим в их исследованиях является подход к изучению установок с позиций личности, при этом сфера деятельности ограничивалась областью индивидуального поведения.

Заслуга таких зарубежных психологов, как Д.Крич, Р.Крачфильд, И.Балачи, А.Уинкер, К.Ховланд, Д.Кац, состоит в том, что они объединили воедино все аспекты установок, изучаемых ранее изолированно друг от друга. Данные авторы представляли социальную установку как целостную систему установок (98). Особенно большое внимание они уделяли таким компонентам установки, как когнитивный и эмоциональный, а также такой стороне установки, как ассимилятивно-иллюзорный и контрастно- иллюзорный эффекты (115).

Д.Кац предпринял попытку объединить все имеющиеся в психологии теории установок; К.Ховланд, изучал процесс убеждения с бихевиористских позиций; А.Уинкер , занимаясь соответствием вербального поведения невербальному, пришел к выводу, что декларируемые установки слабо связаны с реальным поведением.

Отечественная психология продвинулась значительно дальше в изучении установок. Грузинской школой во главе с Д.Н.Узнадзе разработана целостная самостоятельная теория установки (147). Установка здесь представлена как первичный психологический феномен, организующий человеческое поведение. По мнению учеников Д.Н.Узнадзе, А.С.Прангишвили, Ш.А.Надирашвили , Г.В.Норакидзе и др. главная заслуга основателя общей теории установки состоит в том, что он вобрал все, что было известно до этого в зарубежных и отечественных исследованиях об установке, и на этой основе развил свое представление об установке, как «целостной модификации субъекта», готового к восприятию будущих событий, отличающихся направленностью действий и избирательной активностью (94-99, 113-117,147).

Особое внимание Д.Н. Узнадзе уделил неосознаваемым психическим процессам в ходе формирования социальных установок.

Его ученики М.С. Балиашвили, И.Т.Бжалава, Ш.А.Надирашвили, В.Г.Норакидзе, А.С.Прангишвили, Ш.Н.Чхартишвили, В.А.Челидзе и другие (15, 21, 98-100, 113, 164, 167) внесли свой вклад в развитие теории установки, открывая в них все новые свойства и качества, иллюзии и ошибки фиксированных установок. Например, ША.Надирашвили разработал концепцию уровней психической активности (98). Г.В.Норакидзе (95) внес свой вклад в изучение характера индивида,

который он называет диспозиционными установками личности (94).

Теоретической разработкой проблемы социальных установок с позиции теории деятельности занимались А.Г. Асмолов , В.А.Ядов, А.Н. Леонтьев ,Л.И. Божович, В.А. Петровский и другие (6, 7, 9, 108, 184), которые, в отличие от грузинской школы, первичной считают не установку, а деятельность.

В.Н. Мясищев (1941 г.) сформулировал концепцию «отношений личности» (90). Как подчеркивает сам автор, понятия отношения и установки близки друг другу, но в них есть и различия. Очень важной стороной вопроса В.Н.Мясищев считает возможность осознания установки, т.к. именно осознание служит условием возникновения и фиксации установок.

Актуальность и практическую значимость зарубежным течениям и отечественным теориям установок и их связи с этнокультурной адаптацией придают работы прикладного характера отечественных психологов и этнологов С. А. Арутюнова, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой , Г.У. Солдатовой , П.Н. Шихирева (4, 46, 47, 68-74, 136, 137, 170, 171). В зарубежной психологии нас заинтересовали в этой связи исследования А.Фарнхема, С.Бочнера, Г.Триандиса, Г.Келли, Э.Кэмпбелла(190, 193, 194, 196, 197).

Согласно теории аккультурации (этнокультурной адаптации), данная адаптация сводится к двум основным проблемам: успешной психологической адаптации (социальная поддержка, личностные переменные) и успешной социокультурной адаптации (знание культуры, аспект выраженности межіруїнк>вьтхустановок).

В завершение следует подчеркнуть, что влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев в нашей стране практически не исследовался.

Объект исследования - процесс адаптации вынужденных переселенцев.

Предмет исследования - влияние социальных установок на адаптацию вынужденных переселенцев.

Цель исследования - выявить основные социально-психологические особенности адаптации вынужденных переселенцев в условиях

Северного Кавказа, определить влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев. Задачи исследования;

- изучить генезис социальных установок, как феномен социально-
психологической жизни общества;

- исследовать адаптационные механизмы вынужденных
переселенцев, проявляющиеся в таких свойствах установок как
ассимилятивно-иллюзорный эффект и контрастно- иллюзорный эффект,
процессы объективации и регармонизации;

-выявить политические установки местных органов власти в отношении вынужденных переселенцев и степень их совпадения с реальным поведением;

-исследовать эмоциональный фон адаптации вынужденных переселенцев Республики Адыгея и Краснодарского края;

- выявить особенности этнокультурной адаптации (аккультурации) вынужденных переселенцев к коллективистскому типу культур северокавказских народов;

Гипотеза: 1. Одним из основных факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию вынужденных переселенцев, является социальная установка, в которой процессы объективации и регармонизации выступают как единый адаптационный механизм.

Гипотеза-следствие. Успешность данной адаптации зависит от проявления таких свойств установки, как ассимилятивно -иллюзорный и контрастно- иллюзорный эффекты:

-ассимилятивный эффект с помощью регармонизации способствует выборке из фиксированных установок, сформированных по старому месту жительства, того, что может быть полезным переселенцам по новому месту жительства;

-контрастный эффект с помощью объективизации способствует акцентированию сознания мигрантов на различиях между старой и новой средой обитания, тем самым влияя на формирование новых установок, адекватных изменившейся реальности.

Гипотеза 2. Декларируемые установки в отношении мигрантов в политической сфере расходятся с их реальным поведением (миграционной политикой в крае), что оказывает негативное влияние на

психологическую адаптацию вынужденных переселенцев, затрудняя формирование установок на успешную адаптацию и рождая недоверие к власти.

Гипотеза-следствие. Вследствие этого у вынужденных переселенцев в целях обретения социальной поддержки формируется не гражданская и национальная идентификация, а идентификация с первичной группой (семья, друзья, родственники).

Теоретико-методологическая база исследования.

В ее основе лежит принцип системности, который позволяет построить целостную, непротиворечивую концепцию сравнительного анализа, выявить сходства и различия в этнических и социальных установках вынужденных переселенцев и коренного населения.

В методологическом плане автор опирается на труды И.Ильина,
Н.Лосского, З.Фрейда, Г.Лебона, Э.Фромма, В.Франкла, К.Юнга,
А.Адлера, О.С.Анисимова, Г.А.Ковалева, В.А.Петровского,

И.Пригожина, Л.С.Выготского, Г.Триандиса, Г.Г.Шпета.

К этой группе примыкают труды по общей теории установки
Д.Н.Узнадзе, по теории аккультурации Дж.Берри, этнической
психологии Г.М.Андреевой, В.С.Агеева, А.Г.Асмолова, В.М.Бызовой,
А.А.Деркача, Б.А.Душкова, Н.М.Лебедевой, В.П.Левкович,

А.Б.Мулдашевой, В.Ф.Петренко, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, А.В.Сухарева, П.Н.Шихирева, Е.А.Яблоковой и этносоциологии Ю.В.Бромлея, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, И.С.Кона, Б.Ф.Поршнева, Г.В.Старовойтовой, В.А.Тишкова, Е.И.Филипповой.

Методы исследования: в исследовании применен синтез социально-психологических приемов и диагностик (КЦД, ДТО, метод ин - и аутгрупповой категоризации, метод культурных заимствований, методики «Типы этнической идентификации», «Этническая аффилиация», методика неоконченных предложений, тест М. Люшера и др.). Опираясь на представительную совокупность перечисленных методик, составлен многофакторный опросник. Результаты, полученные в ходе социально-психологических исследований и личных наблюдений, легли в основу теоретических обобщений, раскрывающих функционирование и смену установок вынужденных переселенцев в ходе их адаптации к специфическим условиям Северного Кавказа.

Достоверность и обоснованность полученных результатов

обеспечена теоретико-методологической проработкой проблемы, использованием апробированных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборки и значимостью полученных результатов; проверкой на практике основных научных результатов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

  1. Проведен анализ политических установок местных органов власти в отношении переселенцев, показавший расхождение декларируемых установок и реального поведения представителей региональных органов власти, защищающих свои узкие меркантильные интересы, а не потребности беженцев, и ущемляющие тем самым их гражданские и человеческие права. В Адыгее и Краснодарском крае ограничена прописка для приезжих; замалчиваются, игнорируются проблемы беженцев; в средствах массовой информации практически отсутствует миграционная тематика.

  2. Впервые исследованы проблемы адаптации мигрантов через призму политических и социальных установок с позиций теории установки Д.Н.Узнадзе и представителей его школы, раскрывших специфические приспособительные функции установки в условиях изменившейся среды обитания.

  3. Выявлены адаптационные механизмы установки на примере таких ее свойств, как ассимилятивно-контрастно иллюзорный эффект и таких процессов: как регармонизация и объективация. Ассимилятивный эффект с помощью регармонизации способствует выборке из фиксированных установок, сформированных по старому месту жительству того, что может быть полезным переселенцам по новому месту жительства. Как показали эмпирические исследования, это, в основном, коллективистские традиции народов Северного Кавказа. Контрастный эффект с помощью объективации способствует акцентированию сознания мигрантов на различиях между старой и новой средой обитания, с подключением временных модальностей (прошлого, настоящего, будущего), и формирует новые установки, адекватные изменившейся реальности.

4. Выявлены особенности этнокультурной и психологической адаптации вынужденных переселенцев, способствующие или мешающие адаптации мигрантов:

а) процесс формирования социальных установок, необходимый для
успешной адаптации вынужденных переселенцев, тормозится по
причине наличия у них:

- пониженного эмоционального фона (снижения уровня жизненных
притязаний, отсутствия связи между прошлым и будущим);

- недоверия к органам власти и коренному населению, что
приводит к деформации системы гражданской и этнической
идентификации;

- незнания языка титульного народа (способствует отдалению
коренного населения от приезжих, ущемляет интересы последних в
социальной и психологической сферах);

б) успешной адаптации вынужденных переселенцев способствуют
следующие факторы:

свойства установок: ассимилятивно - контратно иллюзорный эффект; процессы объективации и регармонизации, работающие в целом как единый адаптационный механизм;

культурные заимствования из коллективистских ориентации северокавказских народов, несущих в себе изначально хорошие адаптационные возможности;

наличие прежнего опыта совместного проживания с народами, принадлежащими к коллективистскому типу культур;

- неизменность природных, климатических, географических
условий проживания, что снимает проблему адаптации к данным
факторам.

Практическая значимость данного исследования определяется разработкой теоретического и эмпирического материала для изучения свойств и качеств установок, непосредственно отвечающих за успешную адаптацию вынужденных переселенцев. Результаты исследования позволяют не только определить степень эффективности адаптации мигрантов к изменившимся условиям среды, но и выработать на их основе политические рекомендации местным органам власти в отношении миграционной политики в крае, а также могут служить

основой разработки методов психологической помощи особо нуждающимся категориям переселенцев.

Разработана и впервые апробирована на конкретном эмпирическом материале методика ин- и аутгрупповой категоризации для выявления установочных образований вынужденных переселенцев и коренного населения, отвечающих за идентификационные механизмы адаптации. Апробация и внедрение результатов исследования.

Полученные в диссертации выводы докладывались на международной научно-практической конференции по адаптации детей беженцев и вынужденных переселенцев, организованной управлением по образованию и науке администрации г. Сочи и психолого-медико-социологическим центром г.Сочи в 1997 году.

Результаты работы находят применение в деятельности миграционных служб, органов социального управления и социальной защиты, при подготовке учебных курсов и пособий по социальной психологии, этнопсихологии, теории социального развития.

Автором разработан и читается спецкурс в филиале Адыгейского государственного университета: «Социальные установки как фактор этнокультурного развития общества».

Создан специальный психокоррекционный тренинг для детей, прибывших из «горячих точек», направленный на снятие стрессовых состояний, связанных с войной, апробирован и широко применяется в практической деятельности школьного психолога Кошехабльской средней школы № 1 Республики Адыгея.

Отдельные положения работы нашли отражение в соответствующих научных публикациях.

Положения, выносимые на защиту;

1. Главными адаптационными механизмами для вынужденных переселенцев выступают процессы объективации и регармонизации фиксированных установок, которые усиливаются такими свойствами установок, как ассимилятивно- контрастно иллюзорный эффект.

Ассимилятивный эффект, согласно нашей гипотезе, с помощью регармонизации способствует выборке из фиксированных установок,

сформированных по старому месту жительства, того, что может быть полезным переселенцам по новому месту жительства.

У большей части мигрантов имеются осознанные установки на сохранение у себя культурных заимствований тех народов, в среде которых они проживали долгое время, так как именно коллективистские традиции обладают хорошими адаптационными возможностями и, следовательно, будут помогать адаптации к новой среде.

Контрастно-иллюзорный эффект с помощью объективации способствует акцентированию сознания мигрантов на различиях между старой и новой средой обитания, и формирует новые установки адекватные изменившейся реальности.

2. Декларируемые политические установки официальных органов
власти в отношении мигрантов расходятся с их реальным поведением
(миграционной политикой в регионе), что затрудняет формирование
установок на успешную адаптацию и порождает недоверие к власти.

К категории «они» мигранты отнесли представителей власти, что говорит о проекции личных обид на местные и федеральные органы власти. Реальное поведение органов власти проявляется в замалчивании проблем беженцев в официальных средствах массовой информации; ограничении прописки для некоренного населения республики. Кроме того, национальная политика республики Адыгея, делающая акцент на обязательном владении двумя языками (адыгейским и русским) при поступлении на государственную службу, может привести к тому, что русское население будет отстранено от участия в делах республики, т.к. подавляющее ее большинство не владеет адыгейским языком.

3. Расхождение декларируемых политических установок и
реального поведения местных органов власти тормозит выработку
осознанных установок на идентификацию со своим народом,
государством по этническому и гражданскому признаку, вынуждает
мигрантов ориентироваться в первую очередь на себя, свою семью,
друзей, обретая в их лице социальную поддержку.

Таким образом, в исследовании подтвердился один из аспектов нашей гипотезы, что для русских беженцев основные социальные характеристики, такие как гражданство и национальность, стали не актуальными категориями.

  1. Пониженный эмоциональный фон адаптации самих мигрантов: снижение уровня жизненных притязаний, отсутствие значимых целей в будущем, отсутствие связи между прошлым и будущим также является важным фактором замедления процесса адаптации у вынужденных переселенцев.

  2. Формированию социальных установок вынужденных переселенцев, а, следовательно, их успешной адаптации способствуют особенности аккультурации данной группы респондентов:

а) наличие опыта совместного проживания с народами,
принадлежащими к коллективистскому типу культур; культурные
заимствования, несущие в себе изначально хорошие адаптационные
возможности;

б) неизменность природных, климатических, географических
условий проживания, что снимает проблему адаптации и к данным
факторам.

Структура диссертации определена задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Формирование социальных установок вынужденных переселенцев как социально-психологической группы имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение для решения важнейших задач общественной практики.

Анализ концепций о влиянии установки на поведение

Вернемся к социальным установкам, чтобы определить какое влияние они оказывают на поведение вынужденных переселенцев при адаптации к условиям Северного Кавказа. В школе Узнадзе Д.Н. считается, что весь характер поведения определяется мотивом, но для Узнадзе мотив - это не качества личности, выражающиеся в их внутренней побудительной оценке к переживаниям, аобъективный фактор, определяющий установку на целостное поведение.

Мотив или предмет, нужный для субъекта, приводит к возникновению поведения, и, таким образом, порождает у субъекта установку на выполнение этого поведения. Между тем, для Узнадзе очень важен в установке ее содержательный или объективный фактор, т.е. соотношение установки с объективными детерминантами ситуации, обуславливающими структуру поведения. В зависимости от того, непосредственно или опосредованно предмет, нужный субъекту вызывает установку на целостное поведение, Д.Н.Узнадзе выделяет план установки и план объективации. Так мы подошли к главному свойству, отличающему психику человека от психики животного, механизму объективации, "благодаря которому человек выделяет себя из окружающего мира и начинает относиться к нему, как к существующему объективно и независимо от него". Так как в плане установки осуществляются сиюминутные потребности, вызванные актуальным импульсным поведением, для него характерна непосредственная включенность субъекта в поведенческий акт, а в стадии объективации отличительная особенность установки заключается в ее социальной обусловленности, т.к. она является продуктом деятельности субъекта. Таким образом, механизм объективации позволил раскрыть новые свойства и качества установки, которые хорошо проявляются в различных формах установки, предложенных им. Это - непосредственные установки (установки практического поведения) и опосредованные установки двух видов: 1) индивидуальные установки, объективированные самим субъектом; 2) установки, опосредованные чужой объективацией - это готовые формулы воспитания и обучения, т.е. перед индивидом в этом случае стоит задача только усвоить общественно-исторический опыт. Это более сложная установка, возможная только при наличии теоретической потребности и независимого поведения, а так как, согласно теории Д.Н.Узнадзе, у человека не может формироваться поведение на базе нескольких актуальных установок, то непосредственная установка, отвечающая за практическое поведение, выключается и уступает место опосредованной установке, отвечающей за теоретическое мышление. Таким образом, Д.Н.Узнадзе, по нашему мнению, раскрьш главное свойство установок - последовательность их возникновения и затухания.

Далее Узнадзе обратил внимание на такую пару установок, несущих на себе характер закономерностей, как первичные установки и фиксированные установки. Как известно фиксированная установка характеризуется «готовностью к повторной актуализации определенного способа действия, реализующаяся при столкновении субъекта с теми условиями, на которые эта установка ранее была выработана». Определим закономерности поведения в зависимости от формирующих его установок: 1.Так, первичная установка - это состояние субъекта, модус, в котором заранее отражен характер поведения; 2.Первичная установка - это переходящее состояние: эта установка сама прекращает свои действия после того, как совершены акты поведения; 3.Первичная установка определяет ход течения сознания, никогда не вступая в ее пределы (т.е. первичная установка для субъекта всегда бессознательна); 4. Первичной установке присуща целостная природа! т.е. она не делится, и ей соответствует целостное поведение, так как в рей самой с самого начала предусмотрена структура готового поведения. Но главное в первичной установке то, что здесь еще н произошел процесс фиксации (закрепления) установки. 1 В отличии от первичной установки, фиксированная установка (или как ее называют вторичная установка), сохраняется в течение4всей жизни, находясь в неактуальном порядке до тех пор, пока не попадет в те условия, на которые она выработана. Затем, после появления этих условий на базе фиксированных установок, которых может быть у индивида неограниченное количество, развивается именно то действие, в котором она ранее была зафиксирована, независимо от того, адекватно это действие ситуации или нет, но это приводит к возникновению иллюзий, а соответственно, и ошибкам поведения, но, как считает Ш.Н.Чхартишвили (168, с.26), «иллюзии и ошибки фиксированной установки могут касаться только некоторых структурных моментов отдельных действий и операций, а основной каркас поведения остается неизменным». Далее в школе Узнадзе различают три уровня регуляции деятельности, основанных на смысловых, целевых, операциональных установках и их видах. Смысловая установка - скорее субъективное, чем объективное образование, т.к. проявляется в объектах, имеющих личностный смысл. Она содержит трехкомпонентную систему: -информационную или мировоззренческую, т.к. содержит взгляды индивида на мир и их направленность; -эмоционально-оценочную, включающую симпатии и антипатии индивида;- поведенческую - готовность действовать с тем объектом, который имеет для вас личностный смысл. I Смысловые установки выполняют также четыре функции: 1). функция инструментальная помогает индивиду прдобщиться к системе норм и ценностей конкретной социальной среды; 1 2). фущщия самозашиты помогает сохранить! личности неприкосновенность в напряженных ситуациях; 3). ценностно-экспрессивная функция помогает самоутверждению личности; 4). познавательная функция выражается в стремлении личности систематизировать все имеющиеся у него смыслы: норм, ценностей, личностных знаний. Целевая установка - вызывается целью и определяет устойчивый характер протекания действия. При прерывании действия отличаются динамической тенденцией к завершению прерванного действия (известный в социальной психологии эффект незавершенного действия). Операциональная установка проявляется в ходе решения задачи и опирается на наличие схожей ситуации из прошлого опыта, обнаруживается у людей в стереотипах поведения, мышления и т.д. Кроме того, Д.Н.Узнадзе выделяет импульсивные установки. которые актуализируются на потребности момента. Какие же взаимоотношения складываются между установками различных целей? А.С.Прангишвили, например, считает, что установки одновременно могут и направлять и побуждать поведение. Г.Олпорт (189) в своих исследованиях, по нашему мнению, приходит к правильной мысли, что одновременно установка не может оказывать и побудительное и направляющее влияние на поведение. Вполне логично он считает, что без направляющего действия установок человек был бы «растерян и сбит с толку», поэтому предлагает два типа установок: -мотивационные установки - побуждают поведение к действию; -инструментальные установки - непосредственно направляют это поведение.

Ошибкой Г.Олпорта было лишь то, что эти два типа установок он считал совершено независимыми от других. Как более элементарные эти установки, например, могут под влиянием целевой установки вплетаться в контекст действия (функция мотивационной установки) и определять его ориентацию (функция инструментальной установки). Механизм работы целевых установок следующий. Целевая установка, т.к. она относится к числу актуальных, нефиксированных установок, как мы уже знаем, возникает лишь при наличии цели в определенной ситуации. Когда цель, вызванная данной установкой достигается, целевая установка перестает существовать, а на ее место заступает инструментальная установка, которая в отличие от целевой установки, всегда существует как готовность к повторным действиям, лишь претерпевает ряд изменений, реализуясь очередной раз в действии.

Между первичными установками и фиксированными установками также существует определенная связь, иначе их называют: первичная установка - установка на будущее; фиксированная установка - установка на прошлое.

Основные уровни анализа и теоретические парадигмы гипотез исследований

В данном исследовании применен системный подход, положенный в основу трех парадигм: объективная или реактивная; субъективная или акциональная; субъективная или диалогическая. В традиционной аналитической методологии главное внимание уделялось поиску общих и универсальных законов, а мир воспринимался как статичный, монологичный, повторяющийся. Синергетическая парадигма принципиальное внимание уделяет категории времени, которое рассматривается как необратимое, наиболее характерное для современной стадии ускоренных социальных процессов: неустойчивости, темпоральности, нелинейности (И.Пригожин, П.Хаген., Г.А,Ковалев). Главный уровень анализа - социально-психологический, предусматривающий подход к человеку как члену социальной группы, через которую он склонен оценивать себя, строится на использовании моделей социальной идентификации Г. Тэжфела (195), Дж.Тернера; этнической толерантности Дж.Берри, М.Плизента (190). Второй уровень анализа - индивидуально-личностный, делающий акцент на удовлетворенности смыслом жизни. Третий уровень анализа - анализ кросс-кулыурных различий, где происходит измерение культуры по направлениям индивидуализм-коллективизм. Г.Триандис (195) считает, что в коллективистских культурах огромное влияние на жизнь индивида оказывает ингруппа, в то время как индивидуалистическим культурам это не свойственно.

В связи с психологическим измерением культур был сделан анализ политических установок коренного населения (титульного) по отношению к русскому. В нашем случае такой анализ национальных политик достаточно труден, т.к. на официальном уровне (местные средства массовой информации - СМИ) все обстоит благополучно. На уровне установок правящих национальных элит, наблюдается явная тенденция к дистанцированию русских от управления национальной политикой. По нашему мнению, только на уровне авто- и гетеростереотипов, отражающих массовое общественное сознание, можно выявить подлинную картину отношения к русским. Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что хотя исследованию установки уделили внимание многие отечественные и зарубежные психологи, нами было отдано предпочтение теории Д.Н.Узнадзе. Согласно теории установки, зарубежные (М.Шериф, Х.Кентрил, Р.Крачфилд, Д.Крич, И.Балачи) и отечественные (Д.Н.Узнадзе, Ш.А.Надирашвили, В.Г.Норакидзе, В.А.Челидзе) психологи особое внимание уделили такому свойству установки как контрастно-ассимилятивно иллюзорный эффект. Соответственно ему в установке можно выделить две стороны адаптивного процесса: процесс объективации и процесс регармонизации, работающие как единый адаптационный механизм.

Таким образом, целями нашего исследования являются: во-первых, выявление и обоснование социально психологические особенностей адаптации вынужденных переселенцев в условиях Северного Кавказа; во-вторых, определение влияния социальных установок на процесс адаптации мигрантов. Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи: Задачи исследования: -изучить генезис социальных установок, как феномен социальнопсихологической жизни общества; -исследовать адаптационные механизмы вынужденных переселенцев, проявляющиеся в таких свойствах установок как ассимилятивно-иллюзорный эффект и контрастно- иллюзорный эффект, процессы объективации и регармонизации; -выявить политические установки местных органов власти в отношении вынужденных переселенцев и степень их совпадения с реальным поведением; -исследовать эмоциональный фон адаптации вынужденных переселенцев Республики Адыгея и Краснодарского края; -выявить особенности этнокультурной адаптации (аккультурации) вынужденных переселенцев к коллективистскому типу культур северокавказских народов; Гипотеза: 1. Одним из основных факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию вынужденных переселенцев, является социальная установка, в которой процессы объективации и регармонизации выступают как единый адаптационный механизм. Гипотеза-следствие. Успешность данной адаптации зависит от проявления таких свойств установки, как ассимилятивно -иллюзорный и контрастно- иллюзорный эффекты: -ассимилятивный эффект с помощью регармонизации способствует выборке из фиксированных установок, сформированных по старому месту жительства, того, что может быть полезным переселенцам по новому месту жительства; -контрастный эффект с помощью объективизации способствует акцентированию сознания мигрантов на различиях между старой и новой средой обитания, тем самым влияя на формирование новых установок, адекватных изменившейся реальности. Гипотеза 2. Декларируемые установки в отношении мигрантов в политической сфере расходятся с их реальным поведением (миграционной политикой в крае), что оказывает негативное влияние на психологическую адаптацию вынужденных переселенцев, затрудняя формирование установок на успешную адаптацию и рождая недоверие к власти. Гипотеза-следствие. Вследствие этого у вынужденных переселенцев в целях обретения социальной поддержки формируется не гражданская и национальная идентификация, а идентификация с первичной группой (семья, друзья, родственники). В нашем исследовании на эмпирическом уровне мы рассмотрим более подробно те свойства и качества установок, которые будут способствовать выработке политических и социальных установок вынужденных переселенцев и местных органов власти, которые помогут адаптации мигрантов к изменившейся среде обитания, послужат в целом снижению межнациональной напряженности на Северном Кавказе.

Основные особенности психологической адаптации вынужденных переселенцев адаптации

Положение вынужденных переселенцев на момент опроса в ноябре-декабре 1998 года характеризовалось как умеренно благополучное, все они имели какую-то материальную поддержку (в форме пенсий, пособий, заработной платы или временных заработков для безработных, которые составляют 29% от всей выборки). Однако 90% всех опрошенных пришли в миграционную службу с целью улучшить свое жилищное положение, т.к. считали его нетерпимым и занимались поисками другого жилья, пытались что-то строить своими силами. На вопрос: «Хотели бы они вернуться назад, на прежнее место жительства, в случае урегулирования там обстановки?» - утвердительно ответили лишь 3 человека, а 4 человека ответили, что подумают, так как испытывают страх, остальные возвращаться не собираются, все их мысли были направлены на улучшение своей жизни на новом месте жительства. На вопрос анкеты: «Назвать самые жизненно важные для них проблемы?» - однозначно все отмечают материальные проблемы: «иметь крышу над головой, раздать долги за купленный дом, возможность работать и зарабатывать».

Вторым по значимости идет здоровье свое и детей, на третьем месте называют сложности в общении с местным населением, считают, что с ними трудно уживаться. И, наконец, четвертое - вынужденные переселенцы уделяют большое внимание образованию своих детей. Из данной диспозиционной иерархии ценностных ориентации вполне логично проходит мысль, что вынужденные переселенцы надеются только на себя, свое здоровье, а в будущем - на своих детей, заботясь об их здоровье и образовании. Особенности установок вынужденных переселенцев прослежены нами с помощью следующих индикаторов: индекс жизненной удовлетворенности, который определялся по таким параметрам, как энтузиазм (интерес к жизни), решительность, сила воли, целеустремленность, положительная оценка собственных качеств и поступков, эмоциональный тонус, оптимистическое мировоззрение, бодрость духа, агрессивность, фрустрации; следующими немаловажными индикаторами выступают толерантность -.интолерантность.

Пережив весь ужас войны, национальных трений и гонений, вынужденные переселенцы на новом месте сталкиваются с не меньшими трудностями в налаживании взаимоотношений с местными жителями, обустройством своей жизни. переселенцев, прибывших из зон межэтнических конфликтов являются такие экзистенциальные диспозиции, как ощущение сиротства и одиночества в этом мире, чувство неполноценности, унижение собственного достоинства, глубинный страх и чувство незащищенности, боль, страдание, отчаяние. На вопрос анкеты: «Какие чувства вы испытываете относительно своего теперешнего состояния?» - большая половина из них (64%) называют чувство неуверенности, беспокойства; 17% пали духом, однако 35% активно пытаются улучшить свое положение, уверены, спокойны, оптимистически надеются на лучшее, даже готовы помочь другим. Несколько иная картина наблюдается у русской части коренного населения, соответственно (51%; 7%; 23%). Содержательная наполненность данных оценок несет в себе информацию о снижении жизненного уровня вследствие общего экономического кризиса; у вынужденных переселенцев к этому еще добавляются проблемы приспособления к новой жизненной ситуации (см. диаграмму 1).

Это говорит о том, что базисные фиксированные установки, несущие в себе большой энергетический потенциал прошлого психологического опыта этой группы вынужденных переселенцев позволяет им держаться на плаву. Методика неоконченных предложений, используемая в нашей модификации, позволяет высветить несколько диспозиций, характеризующих их прошлое, настоящее, будущее, отношение к себе, отношение к окружающей среде. В отношении прошлого вынужденным переселенцам помогает выдержать испытания, выпавшие на их долю, прочное положительное отношение к своему детству, которое они оценивают как светлое, безмятежное, беззаботное, счастливое. Многие и свою довоенную жизненную ситуацию оценивают позитивно, отмечая, что до войны: «я была счастлива, не задумывалась о будущем, жила, работала и думала, что в спокойствии буду отдыхать на пенсии, не задумывалась о многом, а сейчас о многом жалею». Таким образом, в их оценках проскальзывают элементы горечи, осуждения себя за излишнюю доверчивость к Российской и региональной национальной политике, отмечая при этом, что «если бы я снова стал молодым, то я не жил бы в Узбекистане», «повела бы себя иначе во всем» и т.д. Однако есть и такие ответы: «я все повторила бы сначала», что говорит о том, что смысловые установки, являясь устойчивыми фиксированными образованиями, генерализуют ностальгические чувства о своей молодости, «чтобы все было как раньше». Несмотря на это, все 100% вынужденных переселенцев сделали бы все, чтобы забыть: «эту войну, боль, утрату близких», «ужас войны и национализм». В этом случае, согласно нашей гипотезы, контастно-иллюзорный эффект в смысловой установке актуализирует функцию защиты, которая помогает вынужденному мигранту сохранить неприкосновенность своих ведущих базовых диспозиций, на основе которых он пытаются мобилизовать себя на преодоление трудностей, отмечая, что: «Моя наибольшая слабость, заключается в том, чтобы не быть слабым», «быть тверже в своих убеждениях». Так, один из респондентов, главной своей слабостью считает, что он раньше часто уступал, а сейчас не может себе этого позволить. Основной костяк вынужденных переселенцев думает, что они «достаточно способны трудиться», «хорошо выполнять свою работу», «выйти из этого положения», «не отупеть и не погрязнуть» и «при этом помочь чем-то другим». Однако иррадиация целевых установок мигрантов в будущее, выполняя функцию стабилизации имеющихся поведенческих установок и направленности их на конкретную цель, характеризуется разбросанностью, непоследовательностью, разнополярностью актуальных установок данной части вынужденных переселенцев.

С одной стороны, они надеются: «на лучшее», что «что-то изменится», «на изменения в России», с другой стороны, будущее кажется им «мрачным, трудным», неуверены в нем, «очень далеким, но светлым». Свое будущее, смысл своей жизни видится им в счастье своих детей и внуков, а свою перспективу в старости обрисовывают так: когда я буду старым, «постараюсь помочь молодым», «постараюсь быть нужным», «чтобы меня не бросили», «спокойно дожить», «не ощущать себя обузой для близких». Такая амбивалентность в осмыслении жизненной ситуации говорит о том, что часть актуальных установок вынужденных переселенцев потеряла свою направляющую силу, т.е. из актуальных превратились в неактуальные, вследствие этого у данной группы респондентов наблюдается снижение уровня притязаний.

Адаптация мигрантов к иной этноконтактной среде

Как мы выяснили, живя на Кавказе, невозможно не иметь в своем багаже этнических установок, отвечающих за готовность личности воспринимать явления национальной жизни, иметь свою диспозиционную иерархию межэтнических отношений и соответственно им воспринимать и действовать в конкретной ситуации - толерантно или интолерантно. В методике неоконченных предложений был заложен блок вопросов, раскрывающих отношение испытуемых к окружающей среде, их этнические ориентации и предпочтения. При качественном анализе ответов на данные вопросы выяснилась толерантная предрасположенность вынужденных переселенцев к людям других национальностей. Подавляющее большинство из них считают, что «люди разных национальностей должны жить в дружбе между собой», «быть терпимыми друг к другу», «не должны подчеркивать преимущество своей нации», «все нации должны быть равны», а при близком общении с людьми других национальностей проецируют на них следующие чувства и отношения - «доброжелательна, не испытываю зла, вражды», «я не националистка, чувствую себя нормально», «не делю людей на национальности, а делю на плохих и хороших».

Другой респондент считает, что он сам обогащается при общении с людьми других национальностей. Однако есть и индифферентные ответы типа «мне все равно», которые по всей вероятности исходят из-за фрустрированных состояний вынужденных переселенцев, проявившихся в скрытых агрессиях, неудовлетворенности собой, что нашло свое отражение в ответах на конец такого предложения, как - «Из-за своей национальной принадлежности я часто чувствую себя» «немного закомплексовано», «обиду», «стыд и обиду». Третья часть всех испытуемых вообще проигнорировало это предложение, что также говорит о скрытых формах конфликта негативных переживаний по поводу стрессогенных событий. Еще большую эмоциональную разбросанность вызвало ассоциативное продолжение следующего предложения. Так респонденты отмечали, что «когда они слышат вокруг себя чужую речь, то испытывают»: «раздражение», «все нормально», «горечь», «нейтрально», «сострадание», «интерес, кто, откуда и т.д.». Такие ответы являются ярким подтверждением несбалансированности фиксированных установок, а актуальные их установки настолько разнополярно заряжены, что теряют свою направляющую силу.

На поведение вынужденных переселенцев очень сильное воздействие оказывают интенсивные установки, которые хорошо проявляются в таком феномене, как идентичность. В данном исследовании подтвердился один из аспектов нашей гипотезы, чтр для русских беженцев основные соцально-присоединяющие характеристики, такие как гражданство и национальность стали не актуальными категориями. У выходцев из Чечни преобладает личностная идентифицикация. Что касается групповой идентичности, для них очень важна семья. 100% всех респондентов из Чечни идентифицируют категорию «мы» со своей семьей и еще преобладает такая категория, как «свой круг», по всей вероятности, состоящий как раз из таких «групп взаимоподдержки». Остальные выходцы из Казахстана, Узбекистана, особенно Армении, демонстрируют свой гражданский патриотизм, идентифицируя себя с Россией. Как нам кажется, важную роль здесь сыграл сам процесс возвращения им статуса гражданина России через миграционные, паспортно-визовые службы, поэтому данный вопрос находится у них в зоне актуальных установок.

Идентифицируют себя на основе своей национальной принадлежности лишь 11% мигрантов. Для сравнения в Республике Адыгея идентифицировали себя на основе своей национальности 100% респондентов адыгейской национальности и 90% русских. Такая трансформация структуры идентичности у мигрантов кроется по всей вероятности в уязвимости их политических установок, отвечающих за идеологические взгляды личности. Вынужденные переселенцы, особенно выходцы из Чечни, осознают себя выброшенными из политической жизни тех республик, где они проживали (политическая элита не допускала русских к решению проблем, связанных с внутренними делами республики), с одной стороны. С другой стороны, и российское правительство не спешит проявлять к ним отеческую заботу и внимание. К категории «они» мигранты отнесли представителей власти 35%, что говорит о проекции обид в отношении себя к местным и федеральным органам власти. Такое невнимание проявляется в замалчивании проблем беженцев официальными средствами массовой информации (контент-анализ местных газет Республики Адыгея по частоте и объему в течение трех месяцев не зафиксировал на своих страницах наличие какой-либо миграционной тематики). Кроме того, национальная политика республики, делающая акцент на обязательном владении двумя языками (адыгейским и русским) при поступлении на государственную службу, может привести к тому, что русское население будет отстранено от участия в делах республики, т.к. подавляющее ее большинство не владеет адыгейским языком.

Однако, показательным, на наш взгляд, является отнесение к чужим в равной мере, как северокавказских народов, так и казаков, что говорит о внутреннем конфликте вынужденных переселенцев, с одной стороны, тяготеющих к казачеству, как силе, способной противопоставить себя военной угрозе на Северном Кавказе. С другой стороны, казачество не стало для беженцев родным, т.к. на бытовом уровне с ними не складываются отношения. Таким образом, формирование новых фиксированных установок данной группы респондентов затруднено плохой работой по регармонизации несовместимых (когнитивных, конативных, аффективных) компонентов старых установок, а отсюда постоянный конфликт между эмоциями, мыслями и поведением.

Похожие диссертации на Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа