Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Малхозова Фатима Муссовна

Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе
<
Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малхозова Фатима Муссовна. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.12 : Москва, 1999 166 c. РГБ ОД, 61:00-19/33-7

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические подходы к исследованию этнической толерантности в поликультурном регионе

1.1.Социальная психология межгруппового взаимодействия и взаимовосприятия 12

1.2. Этническая идентичность и этническая толерантность 17

1.3.Исследования межгрупповых отношений в поликультурных обществах в зарубежной и отечественной науке 28

1.4. Особенности межэтнического взаимодействия в республиках Северного Кавказа. Гипотезы исследования 54

2. Эмпирическое исследование этнической толерантности и интолерантности в поликультурном обществе

2.1.Характеристика объекта исследования. Методы исследования и основные показатели 73

2.2. Первичный анализ результатов эмпирического исследования по отдельным методическим блокам 80

2.3.Результаты корреляционного анализа данных исследования и их обсуждение 102

2.4. Результаты факторного анализа 108

2.5.Выводы эмпирического исследования социально-психологических особенностей этнической толерантности в поликультурном регионе. 124

Заключение 126

Введение к работе

Актуальность исследования. События последнего десятилетия, произошедшие в России, обусловили качественные изменения в социальной структуре общества, динамике и характере развития системы общественных отношений. Стремительными темпами происходит социальная дифференциация в обществе, формирование новых социальных групп, слоев. Этот процесс отразился на психологической атмосфере общества, в том числе на состоянии психологии этносов, наций и народов.

Причины межэтнических конфликтов, потрясших нашу страну, коренятся, с одной стороны, в нарушении традиций и обычаев народов, в стремлении к неоправданной унификации, с другой стороны - в политической конъюнктуре, в отношении к национальному вопросу, как к предмету спекуляции в политической борьбе.

Указанные причины, характерные для России в целом, особенно актуальны для Северного Кавказа Географическое, стратегическое и геополитическое положение этого региона, представляющего собой естественный мост между щтеилгоациями двух миров - Европы и Азии, бесконечные войны и вынужденные, насильственные миграции, которым подвергался Кавказ в течении всей своей истории, обусловили уникальную, даже в условиях многонационального государства, степень этнической мозаичности и этнокультурного многообразия.

Северный Кавказ - регион с естественной исторически сложившейся поликультурной средой обитания. Карачаево-Черкесия является частью этого региона. На наш взгляд, необходимо изучение социально-психологической специфики естественного формирования толерантного межэтнического взаимодействия в поликультурных регионах.

Взаимный интерес, уважение, толерантность в отношениях между странами, народами, и отдельными людьми становятся по истечении веков основой права и морали. И, действительно, толерантность принесла человечеству куда

больше прогресса и возможностей, а личности - свободы и прав, чем национальный эгоизм, религиозная и этническая нетерпимость.

Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры. Цель толерантности - объединение общества, достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных явлений и тенденций в сфере межнациональных отношений посредством восприятия «чужих» культур, обычаев, своеобразия как достойных, ценностных явлений. Толерантность в конечном итоге способствует сохранению и развитию этнического многообразия и, вместе с тем, политике компромисса, согласия, единства.

Тем не менее, несмотря на видимость общего согласия в необходимости культивирования толерантности, в современном мире идут глубинные процессы, подрывающие международное сотрудничество, порождающие острые межэтнические и межцивилизационньїе конфликты. В чем причина усиления нетерпимости, и есть ли путь преодоления или смягчения межцивилизационных противоречий? Не давая ответа на эти многообразные вопросы, трудно рассчитывать на выработку адекватного стратегического мышления, позволяющего определять ориентиры долгосрочной государственной политики.

В связи с этим особое значение приобретает познание психологических механизмов отражения этнокультурного взаимодействия в групповом сознании и роль социально-перцептивных образов как регуляторов внутригрупповой и внешнегрупповой активности этнических групп. Отсюда вытекает необходимость изучения социально-психологических закономерностей взаимоотношений этнических групп как единых и целостных субъектов межгруппового (межэтнического) взаимодействия и взаимовосприятия. Важно понимать социально-психологическую природу межгрупповых (межэтнических) процессов,

идущих в поликультурном обществе, способствующих или препятствующих толерантному межэтническому взаимодействию.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблемы этнической толерантности в поликультурном обществе в последнее десятилетие активно разрабатываются канадскими психологами (D.Berry, R.Kalin, MPleasants и др.) Ими был предложен множественный сравнительный подход, означающий анализ взаимных установок представителей разных этнических групп, в отличие от господствующего в американской психологии анализа установок этнического большинства по отношению к этническим меньшинствам. В их работах впервые были выявлены условия, способствующие возникновению этнической толерантности, а именно: позитивная этническая идентичность и географическая мобильность (Berry & Pleasants, 1984; Berry & Kalin, 1995).

В отечественной социальной и этнической психологии в последние годы активно ведутся исследования проблем этнической толерантности и этноцентризма (И.Б.Андрущак, С.Н.Ениколопов, Н.М.Лебедева, В.П.Левкович, Т.Г.Стефаненко, Г.У.Солдатова, П.Н.Шихирев, Е.И.Шлягина и др.). Отечественными исследователями также выявлены факторы, способствующие формированию этнической толерантности и интолерантности: валентность этнической идентичности и культурная дистанция, разделяющая этнические группы (Лебедева, 1997).

Вместе с тем, в отечественной этнической психологии мало эмпирических исследований в поликультурных регионах, напрямую нацеленных на анализ факторов, способствующих возникновению этнической толерантности или интолерантности. Постановка и осуществление этой задачи стали возможными благодаря накопленному в отечественной науке теоретическому и эмпирическому заделу в этнологии (С.А.Арутюнов, Ю.В.Бромлей, М.Н.Губогло, Л.Н.Гумилев, Л.МДробижева, В.А.Тишков и др.), этносоциологии (Н.Р.Маликова, М.Г.Савва, А.А.Сусоколов и др.), социальной и этнической психологии (В.С.Агеев, Г.МАндреева, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский,

А.А.Деркач, Г.Г.Дигиденский, А.И.Донцов, Н.М.Лебедева, Л.И.Науменко,

Т.Г.Стефаненко, Г.У.Солдатова, Л.А.Петровская, К.К.Платонов, Б.Ф. Поршнев, П.Н.Шихирев и др.), заложившему основы для реализуемого в этой работе теоретического и эмпирического подхода к исследованию этнической толерантности и интолерантности в поликультурном регионе, а также факторов, способствующих их формированию.

Цель исследования - выявить основные особенности этнической толерантности в поликультурном регионе и факторы, влияющие на формирование толерантности-шп,олерантности в сфере социальной перцепции межгруппового взаимодействия.

Объект исследования - основные этнические группы Карачаево-Черкесии (абазины, карачаевцы, ногайцы, русские, черкесы).

Предмет исследования - социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Карачаево-Черкесии.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

1. Провести анализ подходов к изучению этнической толерантности в поликультурных обществах в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучить и описать основные психологические особенности межэтнического взаимодействия на Северном Кавказе в историческом и современном ракурсе.

3. Выявить основные особенности социальной перцепции межэтнического взаимодействия в поликультурной среде Карачаево-Черкесии.

4. Исследовать и охарактеризовать факторы, влияющие на формирование этнической толерантности и интолерантности в процессе межэтнического взаимодействия в поликультурном регионе.

Гипотезы исследования:

1. Основой этнической толерантности в поликультурном регионе Карачаево-Черкесии будет являться социально-психологическая общность, образованная не по этническому, а по региональному (территориальному) признаку. Показателем существования такой общности будет являться близость ме

жэтнических установок и образов социальной перцепции у представителей разных этнических групп, основанная на их культурном сходстве.

2. Позитивная этническая идентичность (позитивные автостереотипьі и позитивные чувства, связанные с этничностью) будет способствовать формированию этнической толерантности в поликультурном регионе. Негативная этническая идентичность (негативные чувства, связанные с этничностью) и опыт этнической дискриминации будет способствовать формированию этнической интолерантности.

3. Выраженные установки на дифференциацию по этническому и религиозному признаку будут способствовать возникновению этнической интолерантности в поликультурном регионе. Отношение к группам с отличающейся культурой и религией является наиболее достоверным показателем уровня толерантности в поликультурном регионе.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, социальных и политических психологов, специалистов по этнопсихологии, истории и этнографии, в которых прямо или косвенно были поставлены и проанализированы важнейшие проблемы развития этносов и межэтнических отношений, этнического сознания и самосознания. В их числе - исследования, посвященные изучению этносов как субъектов межэтнических отношений (Л.Н.Гумилев, Ю.В.Бромлей, С.А.Арутюнов и др.), политологические (Р.Г.Абдулатипов, МН.Губогло и др.), социально-психологические исследования (Л.С. Выготский, Г.Г. Дигиленский, А.А. Бода-лев, Б.Ф. Ломов, Б.Ф. Поршнев, Г.М. Андреева и др.), исследования межэтнических отношений в русле психологии межгрупповых отношений и кросскультур-ной психологии (B.C. Агеев, П.Н. Шихирев, Н.М. Лебедева, Л.И. Науменко, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова и др.), работы, определяющие направление изучения природы, сущности и функций этнопсихологических явлений (А.А.Деркач, В.Г.Крысько и др.), исследования национально-психологических характеристик народов (А.Б. Мендяева, В.В. Смирнова, В.А. Сокольникова, К.А. Мантаева и

др.) Изучение межэтнических отношений во многом базируется на трудах зарубежных ученых, разрабатывавших проблематику психологии межгругшовых отношений (J.W. Berry, М. Pleasant, D. Horowitz, Н. Tajfel, J.C. Turner и др.).

В связи с большой сложностью, многозначностью, противоречивостью и динамизмом изучаемых в диссертации явлений этнической толерантности-интолерантности в поликультурном обществе, в работе были применены следующие методологические принципы как принцип историзма, развития, комплексности, комплементарности (взаимодополнительности). Особое внимание уделено положениям и выводам современной отечественной психологической науки о социально-психологической природе межэтнического взаимодействия и взаимовосприятия, позитивной этнической идентичности, этнической толерантности. Исходя из задач исследования, был применен психолого-социологический подход, разработанный на кафедре социальной психологии РАГС.

Методы исследования. В процессе эмпирического исследования использовалась совокупность методов, в основном направленных на актуштизацию социально-перцептивных образов межэтнического взаимодействия: метод этнических авто- и гетеростереотипов Д. Катца и К. Брели в модификации Н.М. Лебедевой (Katz, Braly, 1933), шкала социальной дистанции Е. Богардуса (Bogardus, 1959), преобразованная в шкалу социально-психологической близости, тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?» (Kuhn, McPartland, 1954), вопросы из анкет этнопсихологических исследований Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой и др. Исследование проводилось в 1997-98 годах.

Эмпирическую базу исследования составил опрос с помощью социально-психологической анкеты представителей пяти наиболее многочисленных этнических групп Карачаево-Черкесии: абазины, карачаевцы, ногайцы, русские, черкесы (N = 450 ). Опрос проводился в городе Черкесске и селах Прикубанского, Усть -Джегутинского, Адыге-Хабльского районов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Произведен теоретический анализ современных этнопсихологических исследований и эмпирическое исследование межэтнического взаимодействия в Карачаево-Черкесии, показавший, что в поликультурных регионах существуют основы как этнической толерантности: близость культур, межэтническая комплементарность, культурные механизмы урегулирования этнических конфликтов, так и этнической интолерантности: борьба за этнический статус, выраженность этнической и религиозной дифференіщации, процессы этномо-билизации.

2. Показано, что основой этнической толерантности в Карачаево-Черкесии является социально-психологическая общность, образованная не по этническому, а по региональному признаку. Показателями существования такой общности является близость межэтнических установок и образов социальной перцепции межэтнического взаимодействия.

3. Выявлено, что позитивная этническая идентичность (позитивные автостереотипы и позитивные чувства, связанные с этничностью) способствует формированию этнической толерантности в поликультурном регионе. Негативная этническая идентичность (негативные чувства, связанные с этничностью) и опыт этнической дискриминации способствуют появлению этнической интолерантности и установок на национальный эгоизм и разделение по этническому и религиозному признакам.

4. Выявлены факторы, влияющие на этническую толерантность: значимость этнической идентичности, установки на поддержание традиций, позитивное отношение к инокультурным группам, индивидуализм. Факторы, влияющие на проявление этнической интолерантности (нетерпимости): разность религий, убеждение в незыблемости этнических границ, маскулинность и психологические установки на агрессию.

5. Выявлены факторы, влияющие на религиозную дифференциацию (разделение) и интолерантность: значимость этнической принадлежности, коллективизм и негативное отношение к группам, исповедующим другую религию. Религиозной толерантности способствуют: невыраженность этнической идентичности, индивидуализм и позитивное отношение к группам иноверцев.

6. Установлено, что отношение к инокультурным группам (позитивные гетеро-стереотипы, установки на межэтнические браки, близкая социальная дистанция) является показателем подлинной этнической и религиозной толерантности в поликультурном регионе.

Практическая значимость результатов исследования. Основные результаты и выводы настоящего исследования могут найти применение при выработке рекомендаций теоретического и прикладного характера по осуществлению национальной политики в Российской Федерации в целом и в республиках Северного Кавказа в частности. Эмпирические данные и выводы исследования целесообразно использовать в качестве основы при организации социально-психологических служб в поликультурных регионах, а также при разработке учебных программ по этнической, социальной и политической психологии.

Научная обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы, реализацией комплексной методики исследования с привлечением апробированных социально-психологических методов исследования, обоснованностью выборки, применением методов математической статистики при обработке и оценке достоверности полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту. 1. Основой этнической толерантности в поликультурном регионе является социально-психологическая общность, образованная не по этническому, а по региональному (территориальному) признаку. Показателем существования такой общности является сходство межэтнических установок и образов со циальной перцепции у представителей разных этических групп, основанное

на их культурной близости (по измерению индивидуализм-коллективизм и

ценностным ориентациям), подтверждаемое результатами корреляционного

и факторного анализов.

2. Этнической толерантности в поликультурном регионе способствуют: позитивная этническая идентичность (позитивные автскггереотипы и позитивные чувства, связанные с этничностью), значимость этнической принадлежности, установки на поддержку и развитие традиций, позитивное отношение к инокультурным группам, индивидуализм.

3. Этнической интолерантности способствуют: негативная этническая идентичность (негативные чувства, связанные с этничностью), опыт этнической дискриминации, установки на разделение по этническому и религиозному признакам, маскулинность.

4. Позитивное отношение к группам с отличающейся культурой и религией является наиболее достоверным показателем уровня толерантности в поликультурном регионе.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практической конференции «Психология и практика» (1998г., г.Ярославль). Основные положения диссертационного исследования были изложены на заседаниях научных проблемных групп кафедры социальной психологии и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1997-1998 гг.). Результаты исследований отражены в 3-х публикациях автора, непосредственно посвященных теме диссертации, общим объемом 2,3 печатных листа

Этническая идентичность и этническая толерантность

В современных этнологических словарях нам не удалось найти определение поликультурного или полиэтнического общества. Ряд исследователей в своих работах подразумевают под поликультурными обществами такие государства, в которых существует множество (больше двух) этнических групп с выраженной численностью, вне зависимости от того, как долго они проживают на данной территории, являются ли «коренными» или мигрантами, «титульными» или «нетитульными». Предполагается, что данные этнические группы имеют равные права и в равной мере являются гражданами государства Для нашего исследования характерна некоторая специфика: из пяти обследованньгх нами этнических групп Карачаево-Черкесии к так называемым «коренным» народам относятся представители четырех этнических групп: карачаевцы, черкесы (эти два народа также могут считаться «титульными»), абазины и ногайцы. Коренное население - термин, употребляемый для обозначения наций, народностей, исторически сложившихся на определенной территории и давших название своему национально-государственному образованию. Впервые понятие «коренное население» в научных работах стало употребляться в второй половине 20-х годов. Широко оно употребляется и сегодня. Однако именно сегодня представляется необходимым уточнить это понятие. Надо сказать, что к коренным национальностям относятся не только те национальности, которые дали название государственным образованиям, но и другие, которые веками проживают на той или иной территории. Такое понимание указанного термина должно исключить оттенок «сортности» в отношении людей разных национатьностей, их противопоставление .(ТавадовТ.Г.Словарь-справочник.С 207) Сейчас, когда почти любое государство является этнически смешанным, поликультурным, необходим новый подход к понятию «коренной» -«некоренной», сгитульный» - «нетитульный», и наилучшим является подход, основанный на примате равенства всех этнических групп в поликультурных обществах, реализуемый в идеологии мультикультурализма, в основе которой лежит принцип интеграции.

Интеграция - такой принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им исходно культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании. Примеры такой интеграции существуют в виде полиэтнических обществ, исповедующих идеологию мультикультурализма, где разные этнические группы сохраняют свои культурные идентичности внутри общего каркаса, который объединяет их вместе, а закон, по крайней мере, в идеале, обеспечивает равные возможности для развития. Примеры интеграции в таком понимании достаточно редки, так как, на наш взгляд, человечество только подходит к признанию права различных культурных групп сохранять свою индивидуальность и к возможности научиться воспринимать данный факт без чувства личной ущемленности, что сплошь и рядом присутствует в межэтнических контактах (Лебедева, 1993).

Изучение этнических установок в поликультурных обществах в прошлом преимущественно сводилось к исследованию установок этнического большинства (или всего общества) по отношению к этническим меньшинствам. Социальная психология этнических предубеждений развивалась преимущественно в США и представляла собой установки белого большинства европейского происхождения по отношению к чернокожим, евреям и другим меньшинствам (Duckitt, 1994). Установки же меньшинств по отношению к этническому большинству и взаимные установки разных этнических групп по отношению друг к другу изучались намного реже. Однако, в поликультурном обществе более адекватным является множественный сравнительный подход, когда анализируются взаимные установки (аттитюды) представителей разных этнических групп (Веггу, 1984). Одними из немногих исследований установок этнических групп в поликультурном обществе являются исследование Бревера и Кемпбелла, изучавших зо взаимные аттитюды нескольких этнокультурных групп в Южной Африке (Brewer & Campbell, 1976) и исследование Берри и Калина, изучавших взаимные установки пяти наиболее многочисленных групп в Канаде (Berry & Kalin, 1979). В социально-психологических исследованиях предубеждений и интоле-рантности в межэтнических отношениях представлены два основных подхода: один, базирующийся на индивидуатьных различиях, и второй - на психологии межгруппового взаимодействия. Оба вьшіеупомянутьгх исследования межэтнических установок в поликультурном обществе основаны на втором подходе и фокусируются на таких проблемах, как этноцентризм, иерархия статусов этнических групп, согласованность межгрупповых установок, взаимность оценок между многочисленными этническими группами в поликультурных обществах ЮАР и Канады. Эти работы опирались на теоретические идеи, выраженные в работе Ле Вайна и Кемпбелла «Этноцентризм: теории конфликта установок и группового поведения» (Le Vine & Campbell, 1972).

Есть смысл вкратце охарактеризовать основные постулаты данного подхода Термин «этноцентризм» используется, с момента введения его в научный обиход Самнером в 1906 году (Sumner, 1906) для характеристики тенденций представителей групп воспринимать свою (или ингруппу) более позитивно, чем другие, внешние или аутгруппы. Этноцентрическая тенденция ингруппового фаворитизма (предпочтения «своей» группы) была выявлена в многочисленных эмпирических исследованиях во многих странах. Ле Вайн и Кемпбелл считали ее универсальной константой межгрупповых отношений. В исследовании Берри и Калина этноцентризм был обнаружен в межгрупповых аттитюдах всех пяти исследовавшихся групп: каждая группа оценивала рейтинг своей группы выше, чем рейтинг других групп.

Ингругшовой фаворитизм - сердцевина этноцентризма Этот феномен хорошо известен в социальной психологии благодаря исследованиям, проведенным не с этническими группами. В модели социальной идентичности Г. Тэдж-фела и Дж.Тернера утверждается, что ингругшовой фаворитизм универсален и проявляется даже при минимальных групповых различиях. (Tajfel & Turner, 1986).Такой фаворитизм, или «уклон», был выявлен в эмпирических исследованиях всех типов групп, реальных и искусственных, больших и малых, этнических и просто социальных (Mullen, Drown & Smith, 1992).

Особенности межэтнического взаимодействия в республиках Северного Кавказа. Гипотезы исследования

Современный Северный Кавказ - это российские Балканы. Существуют специфические особенности межэтнического взаимодействия как внутри республик, так и между народами разных республик. На Северном Кавказе есть такие республики, как Кабардино-Балкария, ,и-.о Северная Осетия-Алания, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесия. В каждой из названных республик в последние годы в процессе проведения современной реформенной политики проявляются особенности межэтнического взаимодействия, нередко связанные с некоторой напряженностью. Причины -самые разные, однако прослеживаются и некоторые закономерности, к которым можно отнести тот факт, что социальная и политическая напряженность, достигнув высокого уровня, часто трансформируется в межэтническую. Это происходило во всех регионах бывшего СССР, где были хоть какие-то основания для этнических конфликтов. То же происходит и на Северном Кавказе. Северный Кавказ - полиэтнический, или поликультурный, регион. Здесь живут русские, осетины, чеченцы, ингуши, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы, адыгейцы, кабардинцы, балкарцы, аварцы, лакцы, кумыки и многие другие народы с очень разной численностью. Между этими народами издавна существовали дружественные связи самого различного рода - военные, политические, экономические, культурные, и, наконец, родственные. Экономическое сотрудничество касалось таких отраслей, как животноводство, ремесло, обмен. Военное взаимодействие проявлялось в том, что представители разных кавказских народов помогали своим соседям отражать нападения. Было также взаимное влияние на искусство и духовную культуру. Наблюдаются общие черты в фольклоре, в религиозных верованиях северокавказских народов. Все вышеперечисленное, а также геополитическое положение северокавказских республик позволяет рассматривать живущие в них коренные народы как единую систему этнических групп, как некий суперэтнос. Это тем более обоснованно, что, помимо географического расположения, эти народы объединяют взаимосвязанные исторические пути развития, свое специфическое место в системе межрегиональных взаимодействий, и, самое главное, сходный менталитет и культура В основе такого объединения лежит этнокультурное, бытовое и психологическое родство, что позволяет говорить об общекавказской солидарности и существовании определенного психологического типа личности, при наличии, разумеется, культурных, языковых, религиозных и других различий между народами. Менталитет народов Северного Кавказа определяется двумя составляющими: с одной стороны, это сугубо горский менталитет, который формировался веками, а с другой стороны - советский менталитет, складывавшийся в «советский» период истории, который, хоть и был относительно непродолжительным, оставил значительный след. Горский менталитет несколько различен у жителей высокогорий и предгорий и жителей равнинных территорий. Жители гор экономически и социально зависели от жителей равнины, где были более благоприятные условия для хозяйствования, что проявлялось достаточно ярко в языковой сфере. Горцы знали язык жителей предгорий и равнин (Лавров, 1989). Эта особенность сохраняется как правило и поныне, хотя место языка-посредника в данное время принадлежит русскому языку. Ученые отмечают и другие особенности. С.А. Арутюнов пишет, что по мере углубления в горы нарастает «давность и влиятельность ислама, падает уровень урбанизации и европеизации, падает и доля русских в составе населения (от 70% в Адыгее до менее 9% в Дагестане). В этом же направлении возрастает и этническая мозаичность» (Арутюнов, 1995).

Предметом нашего рассмотрения являются однако, не различия, а те психологические особенности, которые характерны для всех северокавказских народов. Большинство северокавказских культур относится к типу трудномодер-низируемых, их характеризует стремление к сохранению привычного жизненного уклада. Высокая значимость традиционного культурного компонента для самосознания кавказских народов сохранялась всегда. В XVIII в. колониальная политика царизма обусловила разрушение многих традиционных культурных институтов (например, аталычества, которое, по существу, было запрещено царским указом. Это, кстати, явилось мощным ударом по связям народов Кавказа между собой). Сохранилась эта тенденция и в годы Советской власти. Между тем, культуры народов Северного Кавказа тяготеют к прошлому, об этом говорит активное возрождение традиционных социальных институтов. Возрождающиеся обычаи, праздники имеют, как правило, религиозный характер, определяемый «синтезом православия или мусульманства с местными верованиями, например, традиционный праздник первой борозды у абазин, старинный праздник Святого Хетага у осетин, празднование Сабантуя у ногайцев и др.» (Солдатова, 1998). Возвращается национальная и религиозная атрибутика в одежде, причем активна в этом молодежь.

Надо отметить, что на бытовом уровне в качестве одобряемого поведения принимаются поведенческие модели, наиболее приближенные к общечеловеческим ценностям и нормам. Это определяет высокий эгалитаризм северокавказских народов, и, следовательно, широкие возможности адаптации на Кавказе человека любой национальности. Не случайно русскоязычное население республик стремится следовать общему традиционному порядку жизни и перенимает обычаи коренных народов, особенно в сфере групповой взаимоподдержки.

До начала XX в. на Кавказе существовал обычай кровной мести. Некоторые исследователи отмечают, что этот обычай был характерен для горских народов всего мира (Иванова; Boehm, 1984). В 1920 годах он был запрещен советской властью. В 1990 годах, из-за потерь близких в конфликтах и войнах, мно- v гие горцы снова стали апологетами кровной мести, хотя это и не стало доминирующей поведенческой установкой (Солдатова, 1998). Институт кровной мести имел и другую, продолжающую его сторону - примирение кровников. То есть традиционные механизмы регулирования конфликтных ситуаций, противопоставляющие насилию четкую альтернативу - мирный договор, издавна являлись неотъемлемой частью менталитета северокавказских этносов.

Первичный анализ результатов эмпирического исследования по отдельным методическим блокам

В этот блок входят такие проблемы, как значимость этнической идентичности, основы республиканской идентификации, валентность этнической идентичности, владение родным языком, восприятие дискриминациии другие. А) значимость этнической принадлежности. Согласно результатам исследования большинство респондентов среди «коренных» народов Карачаево-Черкесии не согласны с этим утверждением: «Считаю, что современному человеку его национальность должна быть безразлична». По данным Г.Триандиса и его коллег, в коллективистских культурах больше аллоцентристских личностей, чем идеоцентристских (Triandis et al., 1985). Наши данные это подтверждают. Среди абазин, карачаевцев, ногайцев и черкесов как представителей более коллективистских культур выраженность эт-ноаффилиативных тенденций оказалась существенно выше, чем среди русского населения. Русские оказались единственной группой, где процент согласных с этим утверждением был выше, чем процент несогласных. Возможно, это отражает потребность русских в групповой идентификации с другими этносами Карачаево-Черкесии, основанной не по этническому признаку (см. таблицу 2). Для выявления места этнической идентичности в структуре самокатегоризации использовался тест Куна и Макпартленда «Кто я?», при помощи которого исследовалась субъективная значимость этнической идентичности. Нас интересовало, насколько часто респонденты используют этническую категорию в актуальном самоопределении, то есть при ответе на вопрос теста указывают свою этническую принадлежность. Результаты, полученные с помощью данного теста, представлены в таблице 3. Из таблицы 3 мы видим, что 27,1% респондентов всего массива указали свою этническую принадлежность, у 72,9% она не была актуализирована.

Выявлены значительные расхождения в этнических группах: максимальная значимость этнической принадлежности оказалась у черкесов (42,7% опрошенных), а минимальная - у русских (9,6%), то есть в 4,5 раза ниже, чем у черкесов и в 3 раза ниже, чем абазин и карачаевцев. Таким образом, для «коренных» народов Карачаево-Черкесии этническая идентичность оказалась более значимой, чем для русских, у которых характеристики групповой этнической идентичности менее выражены. Возможно, эти расхождения связаны с тем, что для русских этническая идентичность не является основой идентификации с другими народами Карачаево-Черкесии. Б) Основы республиканской идентификации. Для выяснения основ республиканской идентификации нами предлагался вопрос «Что роднит Вас с другими народами Карачаево-Черкесии?» Респондентам предлагалось выбрать наиболее значимые для них позиции из списка -«природа и пейзаж, географическое пространство», «общее историческое прошлое», «религия», «обычаи, обряды, традиции)), «язык», «черты характера». Данные ответа на этот вопрос представлены в таблице 4. Наиболее популярным ответом на этот вопрос у респондентов коренных народов Карачаево-Черкесии был ответ «обычаи, обряды и традиции». Это позволяет прийти к выводу, что для большинства черкесов, карачаевцев, абазин и ногайцев обычаи и традиции выступают основой республиканской идентификации и являются фактором объединения в более общее «мы», образованное не по этническому признаку.

Очень важным показателем явилось то, что для русских основой вхождения в такое общереспубликанское «мы» являются «черты характера», «природа, пейзаж, географическое пространство». Это свидетельствует о наличии культурной дистанции между культурами «коренных» этносов Карачаево-Черкесии и русскими, что находит отражение в сознании русских в выборе не этнической, а географической и психологической основ общереспубликанской идентификации. В) Валентность этнической идентичности. Валентность этнической идентичности определялась нами с помощью метода этнических стереотипов Катца и Брели (валентность автостереотипов) и с помощью вопроса о чувствах, связанных с этнической принадлежностью. Данные, полученные с помощью метода этнических стереотипов Катца и Брели, представлены в таблице 5. Как мы видим из таблицы, в сознании представителей всех обследованных этнических групп преобладают позитивные этнические автостег еотипы. Однако, следует отметить, что у ногайцев, черкесов и русских количество преимущественно позитивных автостереотипов несколько больше «условной нормы», выявленной в исследовании Н.М. Лебедевой с русскими старожилами Закавказья (70-75%) (Лебедева, 1989). Это свидетельствует об активизации механизмов психологической защиты в сознании представителей данных этнических групп, направленных на защиту позитивной этнической идентичности. По всей видимости, члены данных этнических групп ощущают угрозу позитивности своего этнического «мы-образа». Это может быть связано с усилением инокуль-турного влияния или с опасением утраты статуса своей этнической группой и стремлением повысить его в собственных глазах. Настораживает довольно высокий процент негативных автостереотипов у черкесов, что может свидетельствовать как о критическом восприятии характерных черт представителей своей этнической группы, так и об угрозе утраты позитивной идеттсфикации со своей группой. Анализ содержательных характеристик автостереотипа указывает на то, что наиболее часто указываемыми негативными автостереотипами были зависть (И), национальное высокомерие (10), хвастливость (6), что говорит о том, что значительный процент респондентов черкесской национальности осуждает чувство «национальной исключительности», характерное, по их мнению, для черкесов.

Характер чувств, испытываемых по отношению к собственной группе, и их изменения отражают динамику образа группы с точки зрения привлекательности - непривлекательности и влияют на взаимоотношения с другими группами. Судя по выраженности этноаффилиативных тенденций у титульных национальностей и русских в республике, мы фиксировали рост привлекательности собственной этнической группы.

Результаты факторного анализа

При анализе психосемантического или ментального поля социально-психологических установок на межэтническое взаимодействие выделилось 9 основных факторов (у всего массива опрошенных), описывающих 54,4 % общей дисперсии (Приложение №2). / фактор - вклад 2,43 (8,1%). Мы назвали его «Этничность не разделяет». В него вошли такие переменные: современному человеку его национальность не должна быть безразлична (-0,38); в своих поступках следует руководствоваться и национальными интересами (0,25); появление в семье человека другой национальности скорее всего не осложнит взаимопонимание (-0,36); народные обычаи и традиционный образ жизни устарели и не нужны современному человеку (-0,29); приобщение моего народа к мировой цивилизации важнее возрождения национальных традиций (-0,25 ). 109 Анализ переменных, вошедших в первый фактор, показал, что этническая принадлежность не воспринимается как очень значимая и разделяющая людей, и приобщение народа к мировой цивилизации считается важнее возрождения национальных традиций. 2фактор - вклад 2,18 (7,3%) получил название Индивидуализм . В него вошли такие переменные: коллективизм (-0,31); значимость национальной принадлежности (0,24); индивидуализм (0,28); надо стремиться поддерживать обычаи, традиции и образ жизни своего народа (0,27); исповедующим одну и ту же религию всегда легче понять друг друга (0,30); перед тем, как сделать что-то важное, я советуюсь с семьей и друзьями (0,29); обычно я жертвую своими интересами ради интересов своего коллектива (0,36); считаю, что интересы народа должны быть важнее проблем и интересов отдельной личности (0,34). В данном факторе проявилась ориентация на преобладание индивидуалистических тенденций над коллективистскими, на примат личности над группой в сознании респондентов всего массива. 3фактор - вклад 1,93 (6,5%) получил название «Этническая интолерант- ность». В него вошли такие переменные: негативные гетеростереотипы черкесов (0,36); негативные гетерскл-ереотипы русских (0,43); негативные гетеростереотипы абазин (0,34); негативные гетеростереотипы карачаевцев (0,30); негативные гетеростереотипы ногайцев (0,31); индивидуализм (0,21); для современного человека его национальная принадлежностьдолжна быть безразлична (0,20). Анализ переменных, вошедших в третий фактор, указывает на наличие этнической интолерантности, выражающейся в негативных этнических гетеро-стереотипах карачаевцев, черкесов, абазин, русских и ногайцев, и социально-психологических установках на национальную обособленность и национальный 110 эгоизм, а также на наличие индивидуапнстических тенденций в этническом сознании. 4фактор - вклад 1,88 (6.3%) получил название «Этническая идентич ность и толерантность». В него вошли такие переменные: индивидуализм (-0,34); коллективизм (0,38); важность национальной принадлежности (-0,35); надо стремиться поддерживать обычаи традиции, обычаи и образ жизни своего народа (0,21); исповедующим одну и ту же религию легче понять друг друга (0,25); присутствие человека другой национальности скорее всего осложнит взаимопонимание (0,21); принадлежность к разным национальностям не разъединяет людей (0,23); представители коренных национальностей должны иметь преимуществ перед другими из-за того, что они живут на своей территории (0,36); религиозность (0,25).

В этом факторе отражаются такие тенденции сознания респондентов: значимость этнической и религиозной идентичности и убежденность в том, что это не разъединяет людей и ориентация на равенство вне зависимости от этнично-сти и религии. 5фактор - вклад 1,51 (5,0%). Мы назвали его «национальная гордость и готовность к отпору». В него вошли следующие переменные: негативные чувства, связанные с этничностью (обида, ущемленность, униженность) -(0,22); позитивные гетеростереотипы черкесов (-0,20); позитивные гетеростереотипы абазин (-0,20); индивидуализм (0,26); интересы народа не должны быть важнее интересов отдельной личности (0,24); в жизни приходилось сталкиваться с негативным отношением к себе на национальной основе (-0,43); склонность отвечать агрессией на агрессию (-0,35). Анализ переменных, вошедших в этот фактор, указывает на связь между национальной ущемленностью (негативные чувства, связанные с собственной этничностью и переживания этнической дискриминации в прошлом) и склонностью к агрессии. Ill 6фактор - вклад 1.45 (4.9%) - мы назвали его «Коллективизм и толе рантность» В него вошли такие переменные: коллективизм (0.34); с другими народами объединяет общность территории (-0.41); руководствуются скорее личными интересами, чем национальными (-0.20); не отвечают агрессией на агрессию (0.24)

Анализ переменных, вошедших в данный фактор, говорит о том, что коллективизм в поликультурном регионе связан с установкой на толерантность, неагрессивность, на объединение не по этническому, а по территориальному признаку. 7фактор - вклад 1.33 (4.5) - получил название «Индивидуализм и чувство личного достоинства» В него вошли следующие переменные: с другими народами объединяет общность территории (-0.26); позитивная этническая идентичность (-0.23); важно получить признание заслуг за хорошо сделанную работу (-0.21); индивидуализм (0.27); развивать и сохранять национальную культуру могут люди не только этой национальности (0.20); народные обычаи и традиционный образ жизни устарели и не нужны современному человеку (-0.31); склонность отвечать агрессией на агрессию (-0.49). 8фактор - вклад 1.26 (4.2%) - называется «Национальная гордость».

В него вошли такие переменные: негативные гетеростереотипы карачаевцев (0.41); негативные гетеростереотипы ногайцев (0.26): значимость этнической принадлежности (-0.20); люди имеют право жить на любой территории вне зависимости от своей национальной принадлежности (-0.49); приобщение моего народа к мировой цивилизации важнее возрождение национальных традиций (-0.22); склонность отвечать агрессией на агрессию (-0.35).

Похожие диссертации на Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе