Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология поведения политика в телевизионной ситуации Ершов Александр Викторович

Психология поведения политика в телевизионной ситуации
<
Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации Психология поведения политика в телевизионной ситуации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ершов Александр Викторович. Психология поведения политика в телевизионной ситуации : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.12 : СПб., 2000 134 c. РГБ ОД, 61:01-19/73-9

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретический анализ проблемы поведения политика в телевизионной ситуации 11

1.1. Специфика общения опосредованного телекамерой 11

1.2. Феномены отрицательного влияния ситуации телесъемки на поведение политика 34

1.3. Критический анализ существующих методов подготовки политика к телевизионному выступлению 41

2. Исследование психологических факторов, способствующих отрицательному влиянию телевизионной ситуации на поведение политика 53

2.1. Связь личностных--оео&едаостей телеведущего с экспертной оценкой его телеэфире. 53

2.2, Влияние личностных особенностей политика и особенностей ситуации телесъемки на поведение политика.. 73

2.3 Влияние- фактора замещения реального соеседаиша телекамерой на конгруэнтность поведения политика (констатирующий эксперимент) 85

3 Формирование конгруэнтности поведения политика в ситуации 92

3.1. Психологический механизм формирования неконгруэнтности іговедения политика в телевизионной ситуации 92

3.2. Роль экранного "Я" - образа в формировании конгруентного поведения политика в телевизионной ситуации (формирующий эксперимент) 103

3.3. Описание метода формирования экранного "Я"-образа 116

Выводы 123

Список литературы 127

Введение к работе

Выступление в телеэфире сегодня является неотъемлемой частью профессиональной деятельности политика. Однако, политик может быть достаточно опытным оратором, не испытывающим проблем в прямом контакте с аудиторией, но именно в телевизионной ситуации, в ситуации опосредованного контакта с аудиторией его опыт публичного общения оказывается недостаточным. В арсенале политиков пока нет специальных методов, позволяющих подготовиться к телевыступлению, опираясь на специфику последнего. Существует достаточное количество относительно эффективных методов подготовки человека к публичному выступлению, методов оптимизации "предэфирного" состояния, публицистических рекомендаций по подготовке к телевизионному выступлению, однако большинство из них лишь приблизительно учитывают специфику общения в телевизионной ситуации. Поэтому выявление этой специфики и создание релевантных методов подготовки политика к телевыступлению является актуальным для повышения эффективности профессиональной деятельности политика.

Кроме того, проблема поведения в телевизионной ситуации искусственно обостряется самими политиками и, в первую очередь, их консультантами, которые именуют себя имиджмейкерами. Большинство начинающих политиков, а также чиновников, не склонных к публичной деятельности, находятся под впечатлением мифа, якобы выступление перед телезрителями - это какая-то особенно сложная разновидность сценического мастерства, для освоения которого требуется умение вживаться в некий обязательный имидж, который понравится аудитории. Попытки . 5 "одеть" на себя этот имидж, как правило, оборачиваются обратным эффектом - аудитория испытывает сознательное или бессознательное недоверие к выступающему. Это обусловлено не только особенностями общения с телекамерой, но и спецификой восприятия человека на телеэкране, поскольку телеэкран обладает специфической способностью обнажать истинное лицо выступающего. Скрыть элементы актерства и лжи оказывается почти невозможным.

Настоящее диссертационное исследование является результатом девятилетнего опыта подготовки людей к выступлению в телевизионном эфире (сначала телеведущих, а затем и политиков). В нашем исследовании мы предприняли попытку изучить специфику телевизионной ситуации с научной точки зрения и на этой основе создать специальный метод оперативной оптимизации поведения политика в телевизионной ситуации.

Объект исследования: ведущие телепрограмм петербургского телевидения (15 человек), кандидаты в депутаты и депутаты законодательных органов власти в пяти регионах и областях России (30 человек), кандидаты в Государственную Думу Российской Федерации (5 человек), кандидаты на посты мэра и губернатора, мэры и губернаторы шести городов и областей России (9 человек).

Предмет исследования: Психологические механизмы отрицательного влияния телевизионной ситуации на коммуникативное поведение политика.

Цель исследования: Разработать теоретическую и практическую базу для оптимизации коммуникативного поведения политика в телевизионной ситуации.

Задачи исследования:

1. Описать психологические особенности системы "политик - телевизионная ситуация"

2.Определить критерии эффективности поведения политика в телевизионной ситуации.

3.Выявить психологические особенности личности политика и особенности телевизионной ситуации, способствующие неэффективному поведению политика в телевизионной ситуации.

4.Разработать пути нейтрализации отрицательного влияния телевизионной ситуации па эффективность поведения политика.

Гипотезы:

1.Политик в телевизионной ситуации подвержен ее влиянию в меру своих психологических особенностей и особенностей ситуации телесъемки.

2.Формирование в сознании выступающего позитивного экранного "Я" - образа является необходимой предпосылкой для оперативной оптимизации поведения политика в телевизионной ситуации.

Программа и методы исследования:

Наличие специфических трудностей у политика во время выступления перед телекамерой является очевидным фактом. Однако, прежде чем говорить о нейтрализации этого феномена, нам предстояло еще доказать, что он имеет своим источником именно специфику телевизионного выступления, а не является частной формой проблематики публичного выступления. Таким образом, программа исследования включала в себя несколько

7 промежуточных исследований, каждое из которых основывалось на результатах предыдущего.

Методы исследования определялись содержанием поставленных задач и специфическими особенностями объекта исследования. Применялись следующие методы:

Анализ литературы, посвященной специфике выступления в телевизионной ситуаций.

Включенное наблюдение за выступающими.

Экспертная оценка.

Методы математической статистики (корреляционный и факторный анализ).

Психологическое тестирование.

Беседа.

Констатирующий и формирующий эксперимент.

Методологические основы исследования:

Работа построена на основе деятельностного подхода в психологии, изложенного в работах Ананьева Б.Г., Леонтьева А.П., Суходольского Г.В., Рубинштейна С.Л., и др., с опорой на концепцию психологии политической деятельности Юрьева А.И.

Научная новизна работы. В диссертационном исследовании впервые в отечественной психологии изучена специфика поведения политика в телевизионной ситуации и разработана методика его оптимизации.

Прикладное значение работы. Предложенные приемы нейтрализации отрицательного влияния телевизионной ситуации на поведение политика могут быть активно использованы политическими психологами в педагогической и практической деятельности.

8 Апробация работы. Результаты исследования апробированы в сообщениях по теме диссертации, сделанных на заседаниях кафедры политической психологии СПбГУ, научно-практической конференции "Журналистика в 1994 году" (1995 год, МГУ), межвузовском научно-практическом семинаре "Социологическое обеспечение деятельности СМИ" (1995 год, СПбГУ), научно-практической конференции "Выборы в российской федерации: федеральный и региональный аспекты" (1999 год, Санкт-Петербург).

Материалы теоретического и экспериментального исследования использовались в курсе лекций, проводимых на факультете психологии СПбГУ и на курсах повышения квалификации руководителей администраций Северо-Западного региона Северо-Западной Академии Государственной службы при Президенте РФ.

Результаты работы активно применялись в практике консультирования ведущих телепрограмм (более 150-ти человек), политиков и чиновников разного уровня (более 100 человек).

Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, глоссария, трех глав и заключения. Прилагается список использованной литературы.

В первой главе "Теоретический анализ проблемы поведения политика в телевизионной ситуации" проводится анализ научной, публицистической и научно-практической литературы, посвященной изучаемому вопросу. Раскрывается специфика системы "политик - телевизионная ситуация" в отличие о ситуации прямого контакта с аудиторией. Описываются феномены отрицательного влияния телевизионной ситуации на политика.

9 Дается анализ существующих методов подготовки человека к выступлению перед телекамерой.

Во второй главе "Исследование психологических факторов, способствующих отрицательному влиянию телевизионной ситуации на поведение политика" ищется ответ на вопрос, какие психологические факторы способствуют отрицательному влиянию телевизионной ситуации на политика. Описываются экспериментальные исследования, выявляющие критерии эффективного поведения политика в телевизионной ситуации, а также личностные особенности политиков, способствующие отрицательному влиянию телевизионной ситуации на их поведение.

В третьей главе "Формирование конгруэнтности поведения политика в телевизионной ситуации" раскрывается механизм взаимной обусловленности психологических факторов отрицательного влияния на конгруэнтность поведения политика.

Для нейтрализации этих влияний предлагается метод формирования позитивного экранного "Я" - образа. Описываются процедура и результаты формирующего эксперимента.

Положения, выносимые на защиту: .L. Конгруэнтность является основным критерием эффективности поведения политика в телевизионной ситуации.

Под конгруэнтностью мы понимаем согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование. В телевизионной ситуации политик должен сохранить присущую ему согласованность вербального и невербального поведения.

10 2^ Самооценка политика является главным фактором, определяющим меру его подверженности отрицательному влиянию телевизионной ситуации.

3^ Замена "живой" аудитории телекамерой является главным фактором отрицательного влияния телевизионной ситуации, что проявляется в затруднении реализации политиком ориентационной фазы и фазы контроля коммуникативной деятельности.

4ч Для успешной и оперативной нейтрализации отрицательного влияния телевизионной ситуации на поведение политика в первую очередь необходимо формирование в сознании выступающего позитивного экранного "Я" - образа.

Феномены отрицательного влияния ситуации телесъемки на поведение политика

В результате детального изучения проблемы мы можем обозначить следующие основные особенности телевизионной ситуации, которые могут негативно влиять на поведение политика: 1. Пространственная неопределенность. Влияние этой особенности провляется в том, что выступающий не знает, куда ему лучше всего смотреть во время выступления и как соразмерять силу подачи голоса с расстоянием до телекамеры. Выступающий по собственному опыту в качестве телезрителя знает, как нелепо выглядит человек на телеэкране, который обращается в одну телекамеру, в то время как в этот момент его снимает совершенно другая. Привычка смотреть в объектив именно той телекамеры, у которой горит красная лампочка, приобретается только с опытом. Сама телекамера может находиться на разном расстоянии от выступающего - от одного до двадцати метров и у выступающего невольно появляется тенденция соразмерять Силу подачи голоса с видимым расстоянием до телекамеры. 2. Жесткая регламентация времени. Особенно если речь идет о прямом эфире. Выступающий осознает, что, если он что-35 то не успеет сказать, то он уже не будет иметь такой возможности. Поэтому он стремиться заранее подготовить сообщение таким образом, чтобы умудриться за отведенное время сказать все самое важное. В результате сообщение становиться высококонтекстуальным, лишенным конкретики. Речь становится торопливой и сбивчивой. 3. Заданность "правил игры". Как правило политик выступает в телепрограмме, которая уже имеет определенную сложившуюся форму и жанр. Более того, политик редко имеет возможность смотреть телевизор, поэтому как правило знакомится с "правилами игры" только незадолго до съемки, а иногда и во время самой съемки. Если имидж "скандалиста" не входит в ролевой репертуар политика, то ему приходится потратить немало усилий, для того, чтобы привести свое поведение в соответствие с установленной формой телепрограммы. Проблема заключается в том, что эти усилия видны телезрителям и их интерпретация может быть самой негативной для политика. 4. Отсутствие реального собеседника (особенно в случае монолога в объектив телекамеры). Эта особенность является основным специфическим отличием телевизионной ситуации от ситуации прямого контакта с аудиторией, поэтому к ее амдяз мы обратимся отдельно. 5. Яркий ослепительный свет осветительных приборов. Этот свет порой даже не позволяет видеть телекамеру. Если глаза выступающего очень чувствительны, либо у него не было времени адаптироваться, то на экране мы видим прищурившегося человека, который на фоне адаптированного ведущего выглядит неестественно. 36 6. Высокая температура воздуха. На российских региональных телестудиях часто отсутствует нормальная вентиляция на съемочной площадке. Кроме того, осветительные приборы так нагревают воздух,что выступающий начинает потеть даже если не испытывает волнения.Между тем, на телеэкране это выглядит именно как результат резмерного волнения. Известны случаи когда от жары выступающие даже теряли сознание.

Теперь обратимся к феноменам отражения негативного влияния телевизионной ситуации в поведении политика. Эта часть изложения базируется на наших собственных наблюдениях за политиками, выступающими перед телекамерой, а также собственных субъективных ощущениях политиков.

В ситуации реального телевизионного выступления негативное влияние телевизионной ситуации может выражаться самым разным образом. Главное, что поведение политика существенно отличается от обычного поведения при общении с "живой" аудиторией, даже в том случае, если перед "живой" аудиторией он тоже испытывает "сценическое" волнение.

Вслед за В.А.Лабунской (1986) под невербальным поведением личности мы понимаем "социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков". К элементам 37 невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотны характеристики голоса, его временная и пространственная организация.

Первое, что бросается в глаза, когда мы наблюдаем отрицательное влияние телевизионной ситуации на политика, - это характер кинесики (жесты, мимика, позы, взгляд).

Жесты становятся очень неконгруэнтными, они либо "зажимаются" - чаще это бывает, когда политик стремится с самого начала занять неподвижную позу, либо, наоборот, жесты становятся слишком "раскованными", возникает ощущение, что политик либо превратидся в актера, либо он с помощью таких жестов помогает себе сформулировать мысль. Сразу отметим, что неадекватная раскованность жестикуляции не является специфически телевизионной, в отличие от скованности движений.

Мимика претерпевает похожие изменения. Чаще всего выражение лица испуганное или растерянное. Становятся заметными мышечные зажимы, как правило, на лбу, или в районе губ. Улыбки, прищуры и прочие демонстративные проявления становятся слишком нарочитыми, "специальными".

В позе также очевиден мышечный зажим. Как правило, он выражается в неестественно оттянутых назад, приподнятых или, наоборот, опущенных плечах. Чувствуется, что все тело напряжено. Голова стремиться не менять своего положения относительно туловища.

Взгляд становится испуганным, глаза "бегают", когда взгляд попадает непосредственно в телекамеру, он становится "стеклянным" и пустым.

Не меньшие изменения претерпевает и акустическая система отражения. В первую чередь меняется ритмико-мелодическая 38 сторона речи. Ритм становится рваным, несоответствующим ритму

Критический анализ существующих методов подготовки политика к телевизионному выступлению

Подготовки к выступлению перед телекамерой, нам найти не удалось. Как правило, в рамках традиционных видов психотерапии или психотренинга отдельные авторы затрагивают проблематику телевизионного выступления, но приводимые рекомендации основаны только на теоретических ассоциациях с методами подготовки к публичному выступлению перед "живой" аудиторией, которые экстраполируются на телевизионную ситуацию. Совершенно очевидно, что какие-то из существующих психотехнических приемов могут помочь при подготовке к 42 телевизионному выступлению, вопрос только в том, какие именно, и учитывают ли они специфику телевидения. Наша собственная практика, а также практика коллег показывает, что при использовании разнообразных подходов какой-то один изних помогает, но редко представляется возможным ответить на вопрос, какой именно. Даже если какие-то приемы используются вполне осознанно и целенаправленно, как правило они воздействуют на ,какую-то часть видимой симптоматики, не устраняя центральной проблемы. Почти все исследователи-практики сходятся во мнении, что главная проблема при выступлении на телевидении - отсутствие уверенности в себе. Предполагается, что если человек научится быть уверенным в себе, то проблема будет разрешена. Однако, даже если предположить, что это так, остается вопрос, почему достаточно уверенные в себе при выступлении перед "живой" аудиторией люди, вдруг теряют эту уверенность перед телекамерой? Ответу на этот вопрос отчасти и посвящено наше исследование. Однако, чтобы не "изобретать велосипед", зафиксируем те методы и рекомендации, которые, пусть частично, но достигают поставленных целей. В первую очередь мы обратимся к опыту тех, кто имеет реальный опыт в решении таких задач. Лиллиан Браун, известный американский имиджмейкер, рекомендует "Разрушить кольцо страха и беспокойства, определив цепочку шагов, которые дадут вам уверенность и возможность управлять своим состоянием. Ваша цель заключается в том, чтобы овладеть ситуацией, сохранить самообладание и сделать то, зачем вы сюда пришли... Планируйте, как Вы будете выглядеть на сцене, выбирайте подходящую одежду, а когда Вы будете уверены, что выглядете хорошо, - забудьте о своей внешности. ...Работайте над 43 своей речью, выбирайте нужные слова до тех пор, пока вы не будете убеждены в том, что речь хороша и что Вы знаете ее на зубок. ...Ознакомьтесь с особенностями помещения, сцены или площадки на улице, где вам придется выступать. Проговорите речь про себя дома, повторяя каждый жест, движение, действие, которое Вы должны совершить до начала речи. Ничего не

оставляйте на волю случая. Все неожиданности должны быть сведены к минимуму"1. Далее автор подробно описывает подробности того, как и где оратор должен сделать глубокий вдох или придать лицу доброжелательное выражение. И после того, как оратор в конечном итоге оттренирует уход со сцены, он, по мнению Браун, сможет обрести уверенность и научится спокойно общаться с аудиторией. Другими словами, автор предлагает в качестве рецепта скурпулезный учет всех возможных нюансов выступления и их многократную репетицию. На первый взгляд, на такой подход нечего возразить, однако, если подобный тренинг может оказаться достаточным для выступления перед "живой" аудиторией, то для выступления на телевидении он явно малоэффективен и даже вреден. Выше мы показали, что любая "заученность" на телеэкране будет особенно отчетливо видна, а фиксация выступающего на "исполнении отрепетированной роли" не позволит ему проявить свое личностное начало. Кроме того, отрепетировать все нюансы можно только в идеале. На практике это невозможно. Более того, если такой оратор окажется в непредвиденной ситуации, если разученный им алгоритм поведения окажется неуместным, он рискует оказаться в полной растерянности. Мы так подробно описали советы, касающиеся 1 Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб.: Питер Пресс, 1996. - с. 144. 44 публичного выступления перед "живой" аудиторией, поскольку, говоря о выступлении перед телекамерой, Л.Браун практически не меняет своих рекомендаций. Их суть остается прежней: сначала как можно больше узнать информации об условиях выступления, а затем с учетом этих условий многократно отрепетировать свое выступление. В этом есть свое рациональное зерно. Во-первых, знание того, что ты хочешь сказать, действительно является первым необходимым условием успешного выступления как перед телекамерой, так и без нее. Во-вторых, для облегчения фазы ориентации необходимо заранее знать условия общения. Однако является ли это достаточным? Почему люди, уже не раз побывавшие в телеэфире, продолжают испытывать дискомфорт? Браун совершенно правильно замечает, что "некоторые люди могут легко разговаривать с аудиторией, но находят трудным говорить в камеру, так как они очень зависят от живой реакции слушателей... В этом случае вам не удастся выйти из положения, притворившись, что разговариваете со снимающим вас оператором, так как вы не видите его лица... Смотрите прямо в камеру, будто видите в ней собеседника. Представьте, что это ваш близкий друг. Или постарайтесь вообразить, что вы говорите с каким-то отдельным слушателем, который страстно желает услышать то, что вы говорите. Даже, если вас в действительности слушают миллионы людей, вам все равно нужен этот один-единственный." В этой рекомендации есть два очень важных момента:

Влияние личностных особенностей политика и особенностей ситуации телесъемки на поведение политика..

Параметр "естественность-раскованность" можно рассматривать как близкий по содержанию к конгруэнтности, которую в первой главе мы теоретически определили основным специфическим условием эффективности поведения человека в телевизионной ситуации. Для того, чтобы присущий политику в прямом контакте с аудиторией уровень конгруэнтности сохранился и в телевизионной ситуации, необходимо, чтобы политик был естественным и раскованным. 74 Экспертная оценка эффективности поведения политика в телевизионной ситуации. Группе экспертов, специалистов по проведению предвыборных кампаний в количестве шести человек, были предъявлены короткие видеофрагменты (не более 20 секунд) выступлений политиков в реальной телевизионной ситуации. Всего было предъявлено 15 фрагментов, смонтированных один за другим. Это были те самые политики, которые приняли участие в констатирующем эксперименте, описанном в третьем параграфе настоящей главы. Предварительно в режиме группового обсуждения были сформулированы основные критерии эффективного выступления политика. Большинство экспертов сошлись во мнении, что основными критериями являются естественность, искренность, харизматичность, обаяние и прочие критерии, перечислять которые не имеет смысла, поскольку главная задача ведущего дискуссии была не составить максимально полный перечень критериев, а побудить экспертов выделить один главный критерий, который связан именно со спецификой телевидения и является непременным атрибутом всех перечисленных критериев. В результате дискуссии все эксперты сошлись на том, что главным критерием и условием эффективного выступления является наблюдаемая телезрителем искренность политика, которая предполагает обязательное совпадение всех компонентов вербального и невербального поведения политика на телеэкране. Этот критерий мы обозначили конгруэнтностью. Затем экспертам было предложено оценить уровень конгруэнтности поведения каждого из 15 политиков по 10-ти балльной шкале, где "0" - полная неконгруентность, "10"75 абсолютная конгруэнтность. Демонстрация видеофрагментов была непрерывной, оценки выставлялись одновременно с просмотром видеофрагментов. Ни один из экспертов не был лично знаком с выступающими политиками, в то время как экспериментатор имел возможность наблюдать этих политиков в нетелевизионных ситуациях. Это было главным критерием отбора видеофрагментов, поскольку целью этой части исследования было определить, существует ли связь между экспертными оценками конгруэнтности поведения политика в телеэфире, и тем, насколько его поведение в телевизионной ситуации отличается от присущего ему поведению в прямом контакте с аудиторией (собеседником1), Сопоставление результатов экспертной оценки с нашей собственной оценкой того, насколько отличается поведение конкретного политика в телевизионной ситуации от присущего ему в других ситуациях показало, что существует прямая зависимость - чем выше экспертная оценка конгруэнтности, тем меньше изменений претерпело поведение политика, попавшего в телевизионную ситуацию. Опираясь на эту закономерность мы сочли возможным под конгруэнтностью поведения в телевизионной ситуации понимать не просто согласованность вербального и невербального поведения, а отсутствие субъективно ощущаемых и объективно наблюдаемых различий между поведением в ситуации прямого и ситуации опосредованного контакта с аудиторией. Такое «сужение» критерия важно для нас по двум причинам. Во-первых конгруэнтность, понимаемая как атрибут искренности, требует серьезной долговременной психотерапевтической работы, поэтому мы не можем включать эту работу в процесс подготовки политика к выступлению в телеэфире. Во-вторых, очень трудн( формализовать критерии согласованности вербального ] 76 невербального поведения, в то время как сравнительная оценка поведения политика в телевизионной ситуации в отличие от его поведения в нетелевизионной ситуации гораздо легче и надёжнее для использования в дальнейшем исследовании Теперь присмотримся к тому, какая существует, и существует ли связь между конгруэнтностью и самооценкой, подобная той, которую мы с помощью психологического тестирования выявили на группе испытуемых телеведущих. Самооценка (определение, взятое из психологического словаря под редакцией А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского) -«оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека.»

Роль экранного "Я" - образа в формировании конгруентного поведения политика в телевизионной ситуации (формирующий эксперимент)

Для проверки гипотезы о том, что формирование позитивного экранного "Я"-образа является главным условием нейтрализации отрицательного воздействия телекамеры на политика ,был проведен формирующий эксперимент. Если гипотеза верна, то после проведения соответствующих мероприятий по формированию позитивного экранного "Я"-образа отрицательное воздействие телекамеры (телевизионной ситуации) на политика должно если не исчезнуть, то, по крайней мере, ослабнуть.

В эксперименте приняли участие только 16 политиков, поскольку сам прием формирования позитивного экранного "Я"-образа был найден нами сравнительно недавно, когда уже закончилось рабочее взаимодействие с большинством политиков, принимавших участие в описанных выше исследованиях. Эксперимент также проводился в рамках реальной работы по подготовке политиков к выступлению в телеэфире. Техническое оснащение эксперимента: Телевизор, телекамера (видеокамера), соединенная с телевизором, осветительный прибор, позволяющий смоделировать обстановку в телевизионной студии. Характеристика участников эксперимента Средний возраст - 40 лет Пол - 14 мужчин и две женщины 104 Независимая переменная экперимента - процедура ознакомления с позитивным экранным "Я"-образом. Зависимая переменная эксперимента - степень конгруэнтности политика во время выступления перед телекамерой в лабораторных условиях. 1 серия эксперимента. (Экспериментальная группа) В этой серии учавствовали 8 испытуемых - 7 мужчин и одна женщина. ЭТАП №1 Фиксирующий отрицательное воздействие телекамеры на испытуемого. Пространственное расположение видеоаппаратуры, испытуемого и психолога изображено на рис.3. Психолог находится вне поля зрения испытуемого. Испытуемый садится напротив видеокамеры. За видеокамерой располагаются осветительные приборы. Видеокамера демонстративно включается, зажигаются осветительные приборы, направленные в сторону испытуемого. Как и на всех последующих этапах, ведется видеозапись. Видеозапись этого этапа в последующем станет эталоном, в сравнении с которым мы будем оценивать эффективность проведенных мероприятий 107 Инструкция испытуемому: "Давайте попробуем выступить перед телекамерой. Сейчас я ее включу и по команде "Тишина в студии... Работаем" вы начинайте выступление" Продолжительность этапа не болгее трех минут. Главная задача - получить фрагмент видеозаписи, фиксирующий интенсивность проявления симптомов отрицательного влияния телекамеры на испытуемого. ЭТАП №2. Фиксирующий эталон речевого поведения испытуемого.

Пространственное расположение испытуемого, видеоаппаратуры и психолога изображено на рис.4. Психолог садится напротив испытуемого. Видеокамера располагается за его плечом таким образом, чтобы быть максимально близко к воображаемой линии, соединяющей глаза испытуемого и экспериментатора, но при этом чтобы голова экспериментатора не пересекала воображаемую линию, соединяющую объектив видеокамеры и лицо испытуемого. Видеокамера находится во включенном состоянии, но ничто не должно дать понять испытуемому, что камера записывает происходящее (красный сигнальный огонек должен быть выключен, камера должна быть настроена, сфокусирована, но как бы выключена после проведения первого этапа). На данном этапе инструкция испытуемому как таковая отсутствует. Психолог должен побудить испытуемого таї рассказать сущность предстоящего выступления самому психологу чтобы "он (психолог) понял". Количество затраченного времени н осуществление этого этапа не влияет на результаты всег 108 эксперимента, поэтому оно не лимитируется.

Главная задача этапа получить видеофрагмент, на котором испытуемый достаточно продолжительное время говорит, обращаясь к психологу, не испытывая «телевизионного» дискомфорта. ЭТАП №3 Формирующий позитивный экранный "Я"-образ. Задача этапа дать возможность испытуемому сформировать позитивный экранный «Я»-образ: получить визуальную обратную связь от себя самого и таким образом зафиксировать в подсознании диапазон приемлимых с его точки зрения самопроявлений. Пространственное расположение испытуемого, видеоаппаратуры и психолога изображено на рис.5. Психолог находит-ся вне поля зрения испытуемого. На месте телекамеры устанавливается телевизор, соединенный видекабелем с видеокамерой. Телевизор показывает то, что в данный момент снимает видеокамера. Видеокамера расположена максимально далеко от испытуемого, но почти на одной линии с левым (правым) верхним углом телевизора. Видеокамера расположена и сфокусирована на испытуемом таким образом, что задняя панель телевизора не попадает в кадр, а на экране крупным планом виден испытуемый. Голова испытуемого на экране располагается ближе к тому краю экрана, который в свою очередь ближе к воображаемой оси, соединяющей объектив видеокамеры и глаза испытуемого. Это необходимо для того, что у испытуемого было максимальное впечатление, что он смотрит сам себе в глаза на телеэкране.

Похожие диссертации на Психология поведения политика в телевизионной ситуации