Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции Шайгерова Людмила Анатольевна

Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции
<
Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шайгерова Людмила Анатольевна. Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2002 218 c. РГБ ОД, 61:03-19/204-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Идентичность личности в ситуации миграции 13

1. Идентичность личности: структура и содержание 13

2. Идентичность и адаптация личности в ситуации миграции 25

2.1. Идентичность и культура 25

2.2. Изменения этнической и культурной идентичности 32

2.3. Идентичность и негативный жизненный опыт 49

2.4. Изменение идентичности в условиях социальной изоляции и депривации 61

Глава 2. Исследование изменений идентичности личности в ситуации вынужденной миграции 66

1. Объект исследования 66

2. Структурные и содержательные изменения идентичности у вынужденных мигрантов 69

2.1. Психическое здоровье и идентичность 69

2.2. Посттравматическое стрессовое расстройство и идентичность 82

2.3. Социокультурная адаптация и идентичность 88

2.4. Межгрупповые отношения и идентичность 95

3. Кризис идентичности 105

4. Защитные механизмы и стратегии поддержания позитивной идентичности в ситуации вынужденной миграции 123

Глава 3. Психологическая помощь вынужденным мигрантам в адаптации к новой среде и в преодолении кризиса идентичности 133...

1. Принципы психологической помощи вынужденным мигрантам 133

2. Формы и методы психологической помощи в преодолении кризиса идентичности. 148

2.1. Индивидуальные методы 148

2.2. Групповые методы 153

Заключение 166

Литература 169

Приложения 188

Приложение 1. Методы исследования 188

Приложение 2. Результаты обработки данных 205

Введение к работе

Актуальность. Глобальные перемены, произошедшие в России в конце двадцатого столетия, определили кардинальные изменения идентичности как у отдельных личностей, так и у целых групп людей. Если, например, в США проблема идентичности стала актуальной в середине прошлого века, в период наплыва иммигрантов, обострения расовых и социальных различий, проблем коренных народов (Erikson, 1968), то в отечественной науке всплеск интереса к ней закономерно пришелся на 1990-е годы - период значительных политических и экономических событий на постсоветском пространстве. К исследованию идентичности активно обратились психологи, социологи, историки, этнологи, философы (Андреева, 2000; Антонова, 1996; Ачкасов, 1999; Белинская, 2001; Галкина, 1990, 1993; Дробижева, 1990, 1991, 1997; Климов, 2001; Лебедева, 1996, 1999; Павленко, 1997а,б, 2000; Павленко, Корж, 1998; Романова, 1995; Рыжова, 1994; 1997; Солдатова, 1991, 1996, 1998, 2001а; Стефаненко, 1997, 1999в; 2001; Тишков, 1997а,б; Ядов, 1994а,б, 1995). На фоне изменения географической карты России, роста межэтнической напряженности и развития этнических конфликтов в ее различных регионах большую значимость стала приобретать проблема трансформаций идентичности у особой категории населения -мигрантов, численность которой в стране за последние годы резко возросла. Серьезные изменения идентичности у мигрантов возникали всегда, в любых странах и в любые периоды истории, однако в нынешней социально-политической ситуации, складывающейся в России, когда все общество находится в поисках новой идентичности, эта проблема у мигрантов стоит особенно остро.

В последние десятилетия миграция выдвинулась в ряд важнейших мировых проблем. Миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалых масштабов. Покидая свою родину, мигранты неизбежно сталкиваются не только с экономическими проблемами, но к с другой культурой, новым образом жизни, неприятием со стороны принимающего населения. Пораженческие настроения, чувство тупика, опасности и ощущение безнадежности, путаница ролей, ценностей и чувств особенно характерны для вынужденных мигрантов - переселенцев и беженцев. В отличие от добровольной миграции, нацеленной на улучшение жизненных условий,

вынужденная миграция — такой вид перемещения людей, когда они, "спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно покидают места своего постоянного жительства и ищут убежища на других территориях - в границах государства своей гражданской принадлежности или за его пределами" (Вынужденная миграция и права человека, 1998, с.З). По данным Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН) в мире к началу двадцать первого века насчитывалось свыше 11,5 миллионов беженцев, которые по различным причинам в поисках убежища и безопасности покинули свои страны и пересекли международные границы. Внутренних перемещенных лиц, вынужденно покинувших места проживания, но оставшихся в пределах своих стран, еще больше - по разным оценкам их от 20 до 25 миллионов человек. Большинство из них поменяли место жительства в связи с трагическими событиями на родине, оказавшими на них сильное воздействие. Психическое здоровье вынужденных мигрантов подорвано преследованиями, военными действиями, моральным давлением, лишениями, потерями. В результате у них развивается посттравматическое стрессовое расстройство, возникают различные психологические проблемы, психосоматические заболевания и симптомы. Но все же, как показано в ряде исследований, на психическое здоровье вынужденных мигрантов значительно большее воздействие оказывают не столько события, послужившие причиной переселения, сколько первые годы пребывания на новом месте (Beiser, Turner & Ganesan, 1989; Westermeyer, Vang & Neider, 1983). Культурный шок, стресс, связанный с адаптацией, усугубляют психологические проблемы вынужденных мигрантов.

В последние годы вынужденная миграция на территорию России осуществлялась из всех стран ближнего зарубежья, из горячих точек самой России и из дальнего зарубежья, в связи с чем понятие "вынужденные мигранты" стало обобщающим для обозначения таких категорий, как вынужденные переселенцы, беженцы и лица, ищущие убежища.

Наиболее многочисленную группу вынужденных мигрантов в России составляет русскоязычное, преимущественно русское, население из бывших республик Советского Союза. В результате распада СССР только за первые 5 лет (с 1992 по 1996 годы) Россия получила за счет бывших партнеров по Союзу почти 3 миллиона

вынужденных переселенцев, покинувших места прежнего проживания вследствие роста межэтнической напряженности, этнических и военных конфликтов (Население России, 1997). Вынужденная миграция внутри самой России связана в основном с военным конфликтом в Чечне, из которой продолжает прибывать в безопасные районы как русскоязычное, так и коренное население. В результате ведущихся в Чечне военных действий, по самым скромным оценкам, более 350 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома.

Еще одна категория вынужденных мигрантов на территории России - беженцы и лица, ищущие убежища из дальнего зарубежья (преимущественно из стран Центральной Азии и Африки). Точное их число неизвестно, так как большинство из них нигде не зарегистрированы. Управлением Верховного Комиссара по делам беженцев ООН к началу 2001 года зарегистрировано свыше 38 тысяч вынужденных мигрантов из Афганистана, Ирана, Ирака, стран Африки. На самом деле иностранных мигрантов в России значительно больше. Подавляющее большинство из них (свыше 70%) составляют мигранты из Афганистана, покинувшие родину в течение последних десяти лет в результате преследований моджахедов и талибов. Если в отношении вынужденных мигрантов из СНГ российские власти разрабатывают законы и различные программы их поддержки, то миграционная политика в отношении мигрантов из дальнего зарубежья практически не дает им возможности легально жить и работать в России. Большинство из них, даже те, кто зарегистрированы в УВКБ ООН, в соответствии с российскими законами находятся на территории России нелегально. Десятки тысяч мигрантов из стран третьего мира, получивших отказ в статусе беженца, остаются лицами, ищущими убежища, не имеющими законного права жить и работать в России.

Попадание личности в другую социокультурную среду, наряду с общим ухудшением психического здоровья, неминуемо приводит к серьезным изменениям идентичности. В свою очередь, негативные преобразования идентичности становятся основным препятствием на пути психологической адаптации личности к новым условиям. Появление на территории Российской Федерации в конце 80-х - начале 90-х годов первых вынужденных мигрантов поставило перед российским обществом проблему комплексной адаптации этой группы людей, пополнившей самые

обездоленные и уязвимые слои населения. Вынужденные мигранты - одна из групп населения, которая в современной России наиболее остро нуждается в защите и всесторонней помощи. Ряд неправительственных и международных организаций оказывают вынужденным мигрантам на территории России материальную, медицинскую, социальную и юридическую помощь. Практическая деятельность и исследования психологов в этой области {Калиненко, 2001а,б; Солдатова, Шайгерова, Шлягина, 1994; Солдатова, Шайгерова, 1994; Солдатова, Шайгерова, 1998; Солдатова, Черкасов, Шайгерова, 2000; Солдатова, Шайгерова, 2001а,б; Солдатова, Шайгерова, 2002; Солдатова, Шайгерова, Калиненко, Кравцова, 2002; Хухлаев, 2001а,б; Шайгерова, 2001) привлекли внимание такого рода организаций к психологическим проблемам мигрантов и к осознанию ими необходимости поддержки программ психологической помощи. Поиск адекватных путей и способов психологической помощи людям, вынужденным в результате миграции адаптироваться к жизни в новой социокультурной среде, настоятельно требует изучения психологических проблем вынужденных мигрантов и выявления основных психологических факторов, способствующих или препятствующих их адаптации.

Цель исследования: изучение изменений идентичности личности в ситуации вынужденной миграции и разработка адекватных методов психологической помощи в преодолении кризиса идентичности, способствующих восстановлению целостности и интегрированности личности мигранта и повышению успешности его социокультурной адаптации.

В соответствии с главной целью исследования были поставлены следующие задачи:

Теоретические: провести обзор существующих подходов к изучению идентичности, проанализировать исследования ее структуры и содержания; проанализировать трансформации идентичности личности в ситуации вынужденной миграции; исследовать взаимовлияние изменений идентичности личности мигранта и процесса его адаптации в новой социокультурной среде.

Методические: с учетом кросскультурного аспекта сконструировать и апробировать программу методов для диагностики особенности изменений структуры и содержания идентичности личности в ситуации вынужденной миграции.

Эмпирические: провести эмпирическое исследование, направленное на выявление психологических проблем личности и изменений ее идентичности в ситуации вынужденной миграции и проанализировать его результаты.

Практические: разработать и апробировать специализированные методы индивидуальной и групповой психологической помощи, направленные на преодоление негативных изменений идентичности личности в ситуации вынужденной миграции.

Предмет исследования: идентичность личности в ситуации вынужденной миграции.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступили представители разных категорий вынужденных мигрантов, в настоящее время проживающие в Москве и других регионах России: вынужденные переселенцы, беженцы и лица, ищущие убежища из стран ближнего зарубежья, Чечни и Афганистана. В целом в исследовании приняли участие 531 человек.

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы культурно-исторического подхода, развиваемого на основе работ Л.С. Выготского (Выготский, 1984) и историко-эволюционный подход в психологии личности, разрабатываемый А.Г. Асмоловым (Асмолов, 1996а,б; 2001а).

Наиболее существенную роль в разработке теоретико-методологической основы исследования сыграли концепция психосоциальной идентичности и представления о кризисе идентичности Э.Эриксона (Erikson, 1967); теория социальной идентичности Г.Тежфела и его коллег (Tajfel, Turner, 1986) и социальной самокатегоризации Дж.Тернера (Turner, 1987); гипотеза о формировании сознания по типу идентификационной матрицы С.Московичи (Moscovici, 1984), концепции межэтнической напряженности и этнических конфликтов (Солдатова, 1998; Burton, 1990; Coser, 1958; Fisher, 1990).

Важную методологическую основу для исследования идентичности в процессе адаптации личности составили отечественные этнопсихологические исследования и западная кросскультурная психология (Асмолов, Шлягина, 1984; Лебедева, 1993; Левкович, Ланкова, 1985; Науменко, 1992; Павленко, 2001; Павленко, Таглин, 1992;

Солдатова, 1988, 1998; 2001а; Стефаненко, 1999а,б; Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993; Brislin, 1980; Deschamps, 1999; Gudykunst, Ting-Toomey, Chua, 1988; Hofstede, 1983, 1984; Hui, 1984; Markus, Kitayama, 1991; Triandis, 1986, 1987, 1994); теории аккультурации и культурного шока {Berry, 1990; Furnham, Bochner, 1986; Oberg, 1960) и теория неадаптивной активности личности (Петровский В.А., 1996).

Мы опирались также на выделившийся в последние годы в отечественной психологии подход непосредственно к проблеме вынужденной миграции, определивший начало формирования теоретико-методологической основы для оказания психологической помощи мигрантам в России (Асмолов, 20016; Гриценко, 1999; Лебедева, 1993; Солдатова, Шайгерова, Шлягина, 1994; Солдатова, 1998, 20016; Тарабрина, Агарков, Халъкельберг, 1998; Soldatova, 1992, 1997). При рассмотрении вынужденной миграции как экстремальной ситуации важной основой послужили этнокультурная концепция посттравматического стресса (Ferrada-Noli, 1996; Ferrada-Noli, Sundbom, 1996; Marsella, Friedman, Gerrity, Scurfield, 1996), динамически-смысловая концепция посттравматического стрессового расстройства (Магомед-Эминов, 1996; 1998; 2001), исследования посттравматического стрессового расстройства в отечественной психологии (Тарабрина, 2001; Тарабрина, Щапова, 1998; Тхостов, Зинченко, 2001).

При разработке культурно опосредованного подхода к психологической помощи вынужденным мигрантам мы опирались на модели личности в гуманистической психологии (Маслоу, 1997,1999, 2001; Олпорт, 1998; Роджерс, 1999) и логотерапии (Лэнгле, 2001; Франки, 1990, 1996, 2000, 2001), а также на межкультурный подход в психотерапии и этнопсихотерапию (Пезешкиан, 1996; Draguns, 1996; Ivey, Bradford-Ivey, Simek-Morgan, Cheatham, Pedersen, Rigazio-DiGilio, Sue, 1997; Koss-Chioino, Vargas, 1992; Sue, 1988; Sue D.W., Sue D., 1999).

Методы исследования. Опираясь на теоретико-методологическую основу, с 1991г. мы разрабатывали программу психодиагностики для изучения особенностей изменения идентичности. Программа пополнялась и видоизменялась в зависимости от конкретных целей и задач каждого исследования. Нами применялись известные методы и их модификации, направленные на изучение идентичности личности и психологических проблем, вызываемых изменениями идентичности - Тест Куна-

Макпартленда "Кто Я" (Kuhn, McPartland, 1954,), Типы этнической идентичности (Солдатова, 1998), Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (Тарабрина, 1984), Диагностический тест отношений (Солдатова, 1998), Символический тест отношений (Общая психодиагностика, 1987; Burns, 1979), Метод цветовых выборов Люшера (Собчик, 1990). В 1999 г. в дополнение к существующей программе нами была модифицирована методика Дембо-Рубинштейн (Практикум по психодиагностике, 1989) и специально разработаны "Опросник выраженности симптомов посттравматического стресса у вынужденных мигрантов" для изучения взаимосвязи идентичности и психического здоровья в ситуации вынужденной миграции, а также "Экспресс-методика определения субъективных различий в восприятии среды обитания" (Солдатова, Черкасов, Шайгерова, 2000), подготовленная с целью выявления взаимосвязи между идентичностью и социокультурной адаптацией различных категорий вынужденных мигрантов.

Для получения представлений о причинах миграции, общих проблемах вынужденных мигрантов, социально-демографических характеристиках, сложностях адаптации проводилось специально разработанное стандартизированное интервью. В тех случаях, когда проведение интервью было затруднено, применялось анкетирование.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась следующими моментами. Обследование разных категорий вынужденных мигрантов проводилось на основе единой эмпирической программы, адаптированной в зависимости от конкретной выборки и с соблюдением основных принципов проведения эмпирических исследований. При проведении исследования с участием беженцев и лиц, ищущих убежища из Афганистана, используемые методики были адаптированы в контексте афганской культуры и переведены на язык дари профессиональными переводчиками и носителями языка; исследование проводилось с участием переводчика. Для сравнения средних в разных группах респондентов применялся критерий Стьюдента (T-test) для независимых групп. Для сравнения средних внутри одной группы был использован парный критерий Стьюдента. Различия считались значимыми при уровне р<0,05.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что (а) исследована проблема изменения идентичности личности в ситуации вынужденной миграции; (б) рассмотрено взаимовлияние изменений идентичности и процессов адаптации личности вынужденного мигранта к новой социокультурной среде; (в) выявлены основные психологические проблемы личности, обусловленные негативными изменениями идентичности в ситуации вынужденной миграции; (г) исследованы механизмы кризиса идентичности личности мигранта; (д) выявлены специфические защитные комплексы и стратегии поддержания позитивной идентичности личности в ситуации вынужденной миграции.

Практическая значимость, (а) Разработаны и апробированы методы и программы индивидуальной и групповой психологической помощи вынужденным мигрантам, направленные на преодоление негативных изменений идентичности личности в новой социокультурной среде, (б) Программы психологической помощи включены в работу Научно-практического центра "Гратис", осуществляющего Программу психологической помощи УВКБ ООН беженцам и лицам, ищущим убежища, из дальнего зарубежья и внедрены в деятельность психологов региональных приемных Российского Красного Креста в рамках программ "Миграция населения" и "Помощь перемещенным лицам на Северном Кавказе и Юге России", (в) Тренинговые программы, направленные на формирование целостности и интегрированности личности, включены в деятельность по осуществлению Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".

Основные положения, выносимые на защиту

  1. В ситуации вынужденной миграции изменения идентичности становятся центральной психологической проблемой личности. Изменения идентичности у вынужденных мигрантов определяются переживанием личностью негативных жизненных событий, перемен, культурных различий, социальной изоляции и депривации.

  2. Форма и глубина преобразований идентичности у вынужденных тесно взаимосвязана с процессом адаптации личности в новой социокультурной среде. Основными факторами, влияющими на процесс адаптации личности, являются:

особенности принимающего общества; степень различий между мигрантами и принимающим обществом; наличие социальной поддержки; индивидно-личностные особенности мигрантов.

  1. Высокий уровень стрессогенности событий, предшествовавших отъезду и спровоцировавших миграцию, и сложный процесс адаптации в новой социокультурной среде приводят к тому, что изменения идентичности личности в ситуации вынужденной миграции достигают уровня кризисных. Кризис идентичности у вынужденных мигрантов проявляется в глубоких множественных преобразованиях ее содержания, происходящих как на личностном, так и на групповом уровнях.

  1. В процессе совладания с негативным жизненным опытом в ситуации вынужденной миграции активизируются защитные механизмы и стратегии, направленные на поддержание позитивной идентичности личности. Наряду с этим формируются специфические защитные комплексы, которые могут иметь как позитивные, так и негативные последствия для личности.

  2. Преодоление кризиса идентичности - важнейшее условие успешной адаптации личности в ситуации вынужденной миграции. Помощь в преодолении кризиса идентичности возможна через коррекцию нарушений мотивационно-потребностной сферы, восстановление позитивной идентичности, ее целостности и интегрированности, развитие конструктивных стратегий совладания с кризисной ситуацией, встраивание и интегрирование в содержание идентичности личности ценностей и элементов принимающей культуры.

Апробация работы. Материалы исследования были представлены на конференции "Актуальные проблемы современной психологии" (Харьков, 1993); Международной конференции "Immigration, Language Acquisition and Patterns of Social Integration" (Jerusalem, Israel, 1994); Международной научной конференции "Права человека в диалоге культур" (Москва, 1998); 3-м международном конгрессе этнографов и антропологов (Москва, 1999); семинарах и круглых столах по программам Российского Красного Креста "Миграция населения" и "Экстренная помощь перемещенным лицам на Северном Кавказе (Москва, 1999, 2000, 2001, 2002); Международной конференции "Толерантность и поликультурное общество" (Нальчик,

2001). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова 22 мая 2002г.

По материалам диссертации опубликовано 35 печатных работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, и приложений, включающих описание методов, составивших эмпирическую программу исследования, и результаты статистической обработки данных. Список литературы включает 312 наименований, из них 165 на иностранных языках. Объем основного текста диссертации - 168 машинописных страниц.

Идентичность личности: структура и содержание

Понятие идентичности, интенсивно исследуемое в течение нескольких десятилетий в зарубежной психологии {Гофман, 2000; Apter, 1983; Breakwell, 1993; Brewer, 1991; Codol, 1987; Deaux, 1992, 1993; Deschamps, Devos, 1998; Deschamps, Morales, Paez, Worchel, 1999; Doise, 1988,1998; Doise, Sinclair, 1973; Dubar, 2000; Epstein, 1978; Erikson, 1967, 1968, 1995a,6; Hogg, 1988; Hogg, Abrams, 1988; Jarymowicz, 1992, 1998; Jenkins, 1996; Marcia, 1966, 1980; Moscovici, 1984, 1988; Parsons, 1968; Ruano-Borbalan, 1998; 7a//e/, 1978; 7a//e/, 7wrrcer, 1986; 7wmer, 1985, 1987; Turner, Onorato, 1999; Waterman, 1985; Zander, Stotland, Wolfe, 1960; Zavalloni, 1973), с конца 80-х годов прошлого века оказалось также в центре внимания представителей различных отраслей отечественной психологии {Андреева, 2000; Антонова, 1996; Белинская, 2001; Галкина, 1990, 1993; Климов, 2001; Лебедева, 1996; Павленко, 1997а,б, 2000; Павленко, Корж, 1998; Романова, 1995; Рыжова, 1994; 1997; Солдатова, 1988; 1991, 1996, 1998, 2001а; Стефаненко, 1997, 1999в; 2001; Ядов, 1994а,б, 1995). Порождая множество научных споров, термин "идентичность", в частности, при обсуждении его взаимосвязи и пересечения с такими понятиями, как самосознание, самость, Я-концепция, образ Я, не приобрел однозначной трактовки. В то же время обзорные, теоретико-аналитические и эмпирические работы, посвященные изучению идентичности, позволяют нам, не углубляясь в историю развития этого понятия, остановиться на тех аспектах, которые наиболее важны в контексте исследования идентичности в процессе адаптации личности в новой социокультурной среде. Особенно значительными в связи с этой проблемой нам представляются следующие вопросы: структура и содержание идентичности, анализ взаимосвязи личностной и социальной идентичности, а также механизмы формирования идентичности.

Существует множество попыток выделить структурные элементы идентичности, уровни, измерения, виды, разбить ее на гипотетические составляющие. До настоящего времени так и не сложилось единого представления о структуре и содержании идентичности. Эти вопросы впервые были подняты в концепции психосоциальной идентичности Э. Эриксона, который продолжил психоаналитическую традицию, однако, в противоположность представлениям классического психоанализа, перенес акцент с "Оно" на "Я". Идентичность, по Эриксону, представляет собой конфигурацию, возникающую в детстве путем успешного эго-синтеза и ресинтеза и постепенно объединяющую конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли (Erikson, 1967). Эриксон выделил такие аспекты идентичности как индивидуальность, тождественность и целостность, единство и синтез; социальная солидарность. Под индивидуальностью понимается сознательное ощущение собственной уникальности и отдельности; тождественность и целостность предполагают ощущение внутреннего единства, непрерывности между человеком в прошлом, настоящем и будущем. Единство и синтез заключаются в ощущении внутренней гармонии, синтезировании в единое осмысленное целое образов себя. Важным аспектом выступает социальная солидарность - ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для других и соответствует их ожиданиям и восприятию. В своих работах Эриксон особо подчеркивал адаптивный характер поведения индивида, интегрирующим качеством которого выступает идентичность. Она определяется Эриксоном как чувство органической принадлежности индивида к его эпохе и типу межличностного взаимодействия, свойственного этой эпохе, ч Идентичность предполагает гармонию присущих личности идей, образов, ценностей и поступков с доминирующим в данный исторический период социально-психологическим образом человека, принятие социального бытия как своего {Erikson, 1968).

Концепцию Эриксона часто критикуют за неясность изложения, отсутствие четких определений и недостаток логики. Тем не менее, именно его идеи и представления не только привлекли внимание к проблеме идентичности, но и составили основу для дальнейшего всестороннего теоретического анализа и эмпирических исследований.

Развивающий теорию Эриксона А. Ватерман выделяет в качестве элементов идентичности цели, ценности и убеждения личности. Все эти элементы представлены в четырех важнейших сферах человеческой жизни, каждая из которых вносит значимый вклад в формирование идентичности: (1) профессиональная; (2) религиозные убеждения и мораль; (3) политические взгляды; (4) набор социальных ролей - тендерных, супружеских, семейных. Элементы идентичности формируются в результате выбора среди различных альтернатив в период юношеского кризиса идентичности и составляют основу для определения жизненного направления и поиска смысла жизни. Идентичность рассматривается как с процессуальной, так и с содержательной сторон в их единстве и взаимосвязи (Waterman, 1985).

Дж.Марсиа, также основывающийся на теории Эриксона, определил идентичность как динамическую структуру, объединяющую потребности, способности, убеждения, индивидуальную историю. Структура идентичности личности развивается по мере решения человеком разнообразных жизненных проблем. В соответствии со статусной моделью идентичности Марсиа идентичность личности в каждый определенный момент находится в одном из четырех статусов: достигнутая идентичность, преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий. Каждый статус формируется в зависимости от соотношения двух параметров: наличия или отсутствия кризиса и сформированности или отсутствия единиц идентичности целей, ценностей, убеждений, интересов, способностей. Достигнутая идентичность свойственна человеку, прошедшему период кризиса и сформировавшему личностно значимые для него элементы идентичности. Преждевременная идентичность характерна для личности, никогда не переживавшей кризис идентичности, но обладающей определенным набором единиц идентичности, сформировавшегося вследствие идентификации со значимыми людьми, а не в результате собственного выбора. Диффузная идентичность присуща человеку, не имеющему сформировавшихся элементов идентичности и не прошедшему кризис идентичности, либо не сумевшему разрешить его. И, наконец, мораторий - статус человека, находящегося в состоянии кризиса, пытающегося его разрешить и еще не сформировавшего личностно значимые единицы идентичности (Marcia, 1966, 1980).

Структурные и содержательные изменения идентичности у вынужденных мигрантов

В качестве объекта исследования выступили представители различных категорий вынужденных мигрантов, в настоящее время проживающие на территории Российской Федерации: беженцы, вынужденные переселенцы и лица, ищущие убежища из Чечни, стран ближнего зарубежья и Афганистана. Исследования, анализ которых представлен в работе, проводились автором или при его участии с 1991 по 2002 годы, в период активизации миграционных процессов. Появление каждой из категорий вынужденных мигрантов связано с различными военными, политическими или межэтническими конфликтами в самой России, в ближнем или дальнем зарубежье. Условия, в которых мигранты проживают в настоящее время, их материальное положение, уровень безопасности и социальной незащищенности в каждом конкретном случае существенно различается - одним удалось наладить свою жизнь и сделать ее достаточно стабильной, другие продолжают оставаться остро нуждающимися в жилье, материальных средствах, правовой защите.

В целом в исследовании в разные годы принял участие 531 человек: 1. 1991г. - русские вынужденные переселенцы из Баку (38 человек). После бакинских погромов 1990 года в спешном порядке большая часть русскоязычного населения была вывезена из Баку в разные регионы России, в том числе в Москву и Московскую область. Это были первые вынужденные мигранты современного периода истории России, поэтому не существовало законодательной базы для определения их статуса и механизмов социальной помощи. В связи с этим они оказались в ситуации, когда их статус, положение и дальнейшая судьба были совершенно неопределенными. В настоящее время такая категория считается вынужденными переселенцами. За прошедшее десятилетие многим из них самостоятельно удалось устроить свою жизнь, но, тем не менее, и сейчас некоторые продолжают жить в подмосковном пансионате. Исследование проводилось в Москве, на базе созданного в 1990 году Комитета русских беженцев, и в подмосковном пансионате "Ватутинки", куда эти люди были поселены сразу после приезда.

1994г. - русскоязычные вынужденные переселенцы из Грозного (40 человек). Во время очередного обострения ситуации в Чечне русскоязычному населению было предложено переселиться в Северную Осетию. На границе Северной Осетии с Ингушетией, в довольно опасном в то время месте под названием Попов хутор, для них был построен специальный поселок, с жителями которого мы проводили исследование. Большинство из поселенцев были представителями русского казачества. Они сами участвовали в строительстве поселка и в его охране. 1998г. - беженцы и вынужденные переселенцы из ближнего зарубежья (69 человек). В 1998 году было проведено исследование, объектом которого стали представители русскоязычных вынужденных переселенцев, обращающихся за помощью в общественный комитет "Гражданское содействие", а также проходивших курс реабилитации в медико-реабилитационном Центре Федеральной миграционной службы России "Ватутинки 1".

1999г. - вынужденные переселенцы из ближнего зарубежья (220 человек). К 1999 году из стран СНГ на территорию России уже перебралось большинство тех русскоязычных жителей, которые решили вернуться на историческую родин) из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Украины, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Эстонии, Грузии. География заселения ими России довольно обширна, в то же время существуют края и области с наибольшим наплывом вынужденных переселенцев. Именно в этих регионах Российский Красный Крест открыл в своих приемных психологические консультации для беженцев и вынужденных переселенцев. В настоящее время сеть этих консультаций охватывает 22 региона. В 1999 г. была предпринята первая попытка включения психологической помощи в систему комплексной поддержки вынужденных мигрантов в шести областях: Воронежской, Кировской, Омской, Орловской, Ростовской и Тамбовской. На базе этих консультаций региональными психологами после прохождения ими обучающего семинара в Москве, организованного совместными усилиями Российского Красного Креста и Научно-практического центра психологической помощи "Гратис", по единой психодиагностической программе было проведено исследование.

5. 1998-2000 гг. — беженцы и лица, ищущие убежища из Афганистана на территории России (79 человек). В 1998 году Российский Красный Крест нашел возможность открыть Центр социально-психологической адаптации и реабилитации беженцев и лиц, ищущих убежища, из дальнего зарубежья. Позднее, в 1999 году, подобную программу поддержало Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН, которую до настоящего времени выполняет НПЦ "Гратис" (рук. Г.У.Солдатова). На базе этих центров нами была адаптирована с учетом особенностей афганской выборки программа психодиагностики идентичности и проведено исследование.

6. 1998-2002гг. - беженцы и лица, ищущие убежища из Афганистана и стран Африки (85 человек). Обширный материал для исследования идентичности личности в ситуации вынужденной миграции был получен также на основе наблюдения, бесед, анализа процесса и результатов психологического консультирования клиентов-граждан Афганистана и стран Африки на базе Научно-практического центра психологической помощи "Гратис" и Центра социально-психологической адаптации и реабилитации беженцев и лиц, ищущих убежища, Российского Красного Креста.

Ряд исследований проводился в рамках следующих проектов и программ: "Этническая идентичность, национализм и разрешение конфликтов в Российской Федерации", 1994 г. (рук. Л.М.Дробижева), "Принципы и методы психологической помощи вынужденным мигрантам" (1998-1999гг., №98-06-08113а, рук. Г.У.Солдатова) и "Формальные и неформальные объединения мигрантов: формы и способы социально-психологической адаптации в новой социокультурной среде" (2001-2002гг., №01-06-00163а, рук. Г.У.Солдатова) при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Программа Российского Красного Креста "Миграция населения", "Программа психологической поддержки беженцев и лиц, ищущих убежища" УВКБ ООН (рук.Г.У.Солдатова).

Принципы психологической помощи вынужденным мигрантам

При оказании психологической помощи вынужденным мигрантам необходимо учитывать, что негативные изменения идентичности обусловлены комплексностью их психологических проблем, возникающих в результате пережитых экстремальных событий и сложностей адаптации в новой культурной среде. Множественная травматизация личности в ситуации вынужденной миграции часто делает невозможным самостоятельное совладание с возникающими проблемами, в то же время существует целый ряд факторов, препятствующих обращению вынужденных мигрантов к психологу. Специфика состояния вынужденных мигрантов требует от оказывающего помощь психолога решения специальных задач, которые не возникают в обычной практике. Обобщение зарубежных исследований в области оказания психологической и психотерапевтической помощи мигрантам и этническим меньшинствам (Agger, Jensen, 1990; Albert, Adamopoulos, 1980; Brislin, 1981; Brislin, Landis, Brandt, 1983; DiNicola, 1986; Falicov, 1983; Fukuyama, 1990; Kinzie, 1978; Littlewood, 1992; Locke, 1990; Paniagua, 1994; Wittkower, Warnes, 1974), проведенных нами эмпирических исследований и опыта практической работы позволили выделить основные проблемы и сформулировать следующие принципы оказания психологической помощи в восстановлении целостности и интегрированности личности в ситуации вынужденной миграции (Солдатова, Шайгерова, Калиненко, Кравцова, 2002).

Целенаправленное формирование мотивации и ожиданий клиента— вынужденного мигранта. Мотивы, побуждающие вынужденных мигрантов обращаться к психологу, их запросы и ожидания существенно отличаются от таковых в обычной психоконсультационной и психотерапевтической практике. В обычной ситуации человек, обращающийся за помощью к психологу или психотерапевту, достаточно ясно осознает наличие у себя проблем, с которыми не может справиться самостоятельно. Приняв решение пройти консультирование или курс психотерапии, он изначально имеет достаточно высокий уровень доверия к специалисту и определенные ожидания, поэтому вопрос о причинах обращения не ставит человека в тупик. В отличие от этого вынужденные мигранты далеко не всегда приходят на прием по собственной инициативе - часто их направляют к психологу врачи, социальные работники, сотрудники общественных организаций. Связано это во многом с тем, что в России отрасль психологической и психотерапевтической помощи все еще находится на стадии становления, и прибегают к такой помощи люди, достаточно осведомленные и просвещенные. Многие же вынужденные мигранты не имеют представления, кто такой психолог, и чем он занимается. Наличие же смутных представлений о психологической помощи тоже препятствуют обращению к психологу, так как в этом случае часто путают психологию и психиатрию, и люди боятся, что их сочтут "сумасшедшими".

Особенно непривычна психологическая помощь для беженцев из Центральной Азии, представляющих коллективистские культуры, в которых в качестве буфера, смягчающего стресс, действует мощная социальная поддержка, осуществляемая родственниками и знакомыми, в то время как в индивидуалистских западных культурах эти функции традиционно берут на себя психотерапевты (Росс, Нисбетт, 1999).

Кроме того, вынужденные мигранты, находясь за чертой бедности, главной причиной своих проблем считают материальные трудности. Нельзя сказать, что они не замечают негативных изменений в себе и в отношениях с окружающими, но большинство думают, что эти проблемы "снимутся" сами собой, как только будут решены материальные, жилищные и юридические вопросы, а обращение к психологу считают излишним.

При работе с обычным клиентом психолог, как правило, на первой же встрече выявляет его запрос и ожидания. Сразу выяснять у вынужденного мигранта, какие личностные проблемы привели его к психологу, и что он надеется изменить в себе, вряд ли имеет смысл. Если запрос есть, он, скорее всего, социальный или медицинский. Часто вынужденные мигранты, особенно из Центральной Азии, не делают больших различий между врачом и психологом, ожидая от последнего медикаментозной помощи. Это сопряжено не только с отсутствием представлений о профессиональной психологической помощи, но и с ориентацией на поиск внешнего воздействия — "делающего что-то с ними", "делающего их здоровыми".

Требуется тщательная и иногда длительная работа над тем, чтобы совместно сформулировать психологическую проблему клиента. Этому препятствует либо преувеличение клиентом своих симптомов, либо преуменьшение. Преувеличивать свои проблемы клиент может в надежде на то, что его признают нетрудоспособным и это даст ему возможность получать пособие или позволит надеяться на переселение в западную страну. Преуменьшение симптомов возможно из страха, что его признают психически больным. Прежде всего, нужно четко и ясно разъяснить, в решении каких проблем помогает психологическое консультирование, и предоставить возможность сделать свой выбор - нужна ли ему такая помощь. После того, как решение принято, запрос сформирован, методы работы разъяснены, необходимо работать над реалистичностью ожиданий, так как часто вынужденные мигранты ждут быстрых и конкретных результатов, продолжают рассчитывать на лекарственную поддержку и надеяться на возможность через психолога добиться социальной и материальной помощи. Как правило, бывает трудно отграничить чисто социальные проблемы и адресовать их социальным работникам, и психологу приходится частично принимать на себя функции последних (транслировать проблемы в соответствующие инстанции, содействовать клиенту в получении информации и т.д.).

Похожие диссертации на Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции