Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Бондаренко Марина Анатольевна

Воспитание нравственных качеств у студентов вузов
<
Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов Воспитание нравственных качеств у студентов вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондаренко Марина Анатольевна. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов : 13.00.08 Бондаренко, Марина Анатольевна Воспитание нравственных качеств у студентов вузов (На примере отечественной литературы) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2006 284 с. РГБ ОД, 61:06-13/2232

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научные и прикладные основы воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы 17

1. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы 17

2. Сущность и содержание воспитания нравственных качеств у

студентов вузов на примере отечественной литературы 41

3. Исследование современного состояния практики преподавания отечественной литературы 66

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы 88

1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментального исследования 88

2. Критерии и показатели оценки эффективности воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы 99

3. Динамика и результаты опытно-экспериментальной работы, оценка эффективности воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы 107

Глава III. Основные пути и условия повышения эффективности воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы в современных условиях 132

1. Оптимизация содержания и структуры изучения отечественной литературы 132

2. Совершенствование педагогических технологий изучения отечественной литературы 149

3. Повышение уровня профессионального мастерства преподавателей вузов 176

Заключение 191

Библиографический список 199

Приложения 219

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях профессиональное образование призвано реализовать важнейшую задачу воспитания у будущих специалистов тех нравственных качеств, которые обеспечат успешное развитие российской государственности. Реального успеха в укреплении отечества можно достичь только при условии воспитания граждан и патриотов, высоконравственных и творческих личностей. Данное положение нашло отражение в «Программе развития и воспитания в системе образования России», где подчеркивается необходимость «сохранения исторической преемственности поколений; развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирования духовно-нравственных качеств личности» .

В годы «перестройки» под флагом борьбы с социалистической моралью и идеологическими перегибами предыдущей эпохи вопросы нравственности практически ушли из сферы педагогического внимания и из числа общественно значимых проблем. В эти годы социальной нестабильности в российском образовании возобладали разрушительные тенденции, которые практически исключили реализацию высшей школой системной воспитательной функции, исчезнувшей в том числе и из всех нормативных документов. В результате главными «воспитателями» стали откровенно пропагандирующие безнравственность, бескультурье и насилие средства массовой информации. Не случайно в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации подчеркнуто, что наибольшую опасность в сфере духовной жизни общества представляет его «неспособность обеспечивать формирование у подрастающего поколения, а затем и поддержание необходимых нравственных ценностей, патриотизма и граждан-ской ответственности за судьбу страны» .

Растет отчужденность молодых россиян от культурно-исторического прошлого, разрушается привлекательность нравственных идеалов, носителями которых выступали их отцы и деды. Следствием этого становится трагический

1 Бюллетень Министерства образования РФ / Высшее и среднее профессиональное образование. -2002. -
№4.-С. 32.

2 См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 29
сент.

4 разрыв между поколениями. Наблюдается деградация традиционного для России патриотического сознания, вырабатывается стойкое нежелание трудиться и защищать свою Родину.

Значимость воспитания нравственных качеств у студентов подтверждается статистикой постоянного роста негативных тенденций в молодежной среде, которую отличает неверие в социальный прогресс, духовная апатия, нравственный нигилизм, потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые были выработаны предыдущими поколениями и обеспечивали приемлемую социальную идентичность. На этом фоне широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 по 2000 год число лиц, совершивших преступление в возрасте от 18 до 24 лет, увеличилось в 2,5 раза. В 2000 году более половины всех преступлений (53,6%) были совершены молодыми людьми в возрасте от 14 до 29 лет. Удельный вес молодежи, совершившей преступления, связанные с оборотом наркотиков, - 55,3%, притом отмечается постоянный рост вовлекаемой в этот оборот студенческой молодежи. До 80% наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость СПИДом среди потребителей наркотиков принимает характер эпидемии: по расчетам экспертов, общее количество ВИЧ-инфицированных граждан России уже превысило 1 млн человек, и среди них 75% - несовершеннолетние и молодежь. Это заставляет все чаще задумываться о том, что непринятие всех возможных мер приведет к потере Россией целого поколения. При этом проводимые социологические опросы1 среди студентов и старшеклассников выявляют увеличение (до 47%) числа молодых людей с общей неблагополучной, пассивно-потребительской и индивидуалистически-приспособленческой, направленностью образа жизни. В результате манипуляций общественным сознанием, осуществленных в последнее десятилетие, 59% молодых людей однозначно негативно оценивают историю СССР, 30% респондентов являются потенциальными эмигрантами, 40% солидаризируются с Дж. Морганом в утверждении: «То, что

1 См.: Папкова T.A. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. - 2002. - № 5; Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. - 2003. -№11; Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. - 2002. - № 10; Гурин Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика. - 1995. - № 4; Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества// Социологические исследования. -2003. - № 1 и др.

5 нельзя сделать за деньги, можно сделать за большие деньги». Только 2% опрошенных молодых людей видят себя в будущем учеными, педагогами, писателями, 10% - государственными служащими, зато 70% - предпринимателями, имеющими собственное дело. До 30% молодых людей хотят жить в свое полное удовольствие, 34% пессимистически ставят прогноз будущему страны; для 65% опрошенных нормой является употребление алкоголя. Негативны тенденции в брачно-семейных отношениях: по разным подсчетам, от 43 до 60% студентов одобряют добрачные, внебрачные и беспорядочные сексуальные отношения; 10% студентов уже успели заключить брак и развестись. Значительным спросом среди молодежи пользуется откровенно бездарное, безликое, примитивное массовое искусство, которое, по словам одного из виднейших отечественных драматургов B.C. Розова, «совершает скрытую агрессию, наносит удар в самую сердцевину общества, отменяя понятия о совести, стыде, долге ... калечит дух наших детей»1. Все это заставляет говорить о серьезной деформации, которая произошла прежде всего в структуре нравственных представлений молодого поколения.

Нарастание негативных тенденций, как показало проведенное исследование, связано в том числе с постепенным снижением эффективности воспитания в образовательном процессе вузов. «Студенчество утрачивает черты, присущие российской интеллигенции: бескорыстное служение обществу, тягу к знаниям. Часто они вытесняются карьеризмом, делячеством и эгоцентризмом» , - указывается в материалах VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений.

Это ставит перед педагогикой высшей школы задачу поиска таких технологий нравственного воспитания студентов, которые будут соответствовать вызовам XXI века. Один из путей решения данной проблемы, как показывает всесторонний анализ ситуации, - совершенствование теории и практики изучения отечественной литературы, способной стать ориентиром в нравственном воспитании личности, в подготовке специалиста, обладающего востребованными обществом нравственными качествами.

1 Бобыльков А. Виктор Розов: Идет неравный бой // Новый Петербург. - 2003. - № 33. - С. 5.

2 Постановление VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений // Бюллетень Ми
нистерства образования РФ: Высшее и среднее профессиональное образование.-2003.- № 1.-С. 29.

Подтверждением этому служит проведенная в ходе исследования систематизация сложившихся в современной науке представлений о влиянии искусства на структуру сознания и деятельности человека, позволяющих выделить литературу в качестве важнейшей компоненты воспитания нравственных качеств личности, и обоснование особой роли отечественной литературы в этом воспитании, восходящей к своеобразию исторического развития России.

Вместе с тем, как показал диссертационный анализ, в практической деятельности высших учебных заведений потенциал отечественной литературы в воспитании нравственных качеств у студентов недостаточно востребован. Анализ практики свидетельствует, что в вузах накоплен определенный опыт данной работы. Однако изучение педагогической деятельности преподавателей показало, что значительная их часть (около 48%) не использует всех возможностей учебных дисциплин в целях нравственного воспитания студентов, не в полной мере владеет методикой воспитательной работы. Недостаточно используются интеграционные возможности отечественной литературы, мало применяются проблемно-деятелыюстная и личностно ориентированная педагогические технологии, в наибольшей мере способствующие формированию личности студента, нередко из процесса изучения отечественной литературы исключаются значимые с точки зрения воспитания нравственных качеств у студентов произведения, авторы, а иногда и целые эпохи. Основными причинами данных тенденций является недостаточная научная разработанность проблемы воспитания нравственных качеств у студентов на примере отечественной литературы; неподготовленность преподавателей воспитательной работе в вузе; низкая мотивация данной деятельности, относимой прежде всего к компетенции средней общеобразовательной школы; недостаточная профессиональная культура преподавателей. Такая ситуация создает объективные препятствия для практической реализации целей воспитания нравственных качеств у студентов средствами отечественной литературы.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что отдельные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в трудах отечественных педагогов, психологов и социологов. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что отдельные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в трудах отече-

7 ствсппых педагогов, психологов и социологов. Так, нравственная составляющая в воспитании студентов вузов рассматривается в работах А.В. Барабанщикова, Л.И. Божович, В.И. Вдовюка, Н.Е. Грибановой, СВ. Кульнсвич, Н.В. Падеро, В.М. Пустовалова, Е.Л. Рудневой, Н.А. Савотиной, И.С. Чальцевой, М.Б. Яну-кян1 и др. В ряде указанных сочинений прямо или косвенно обосновывается высокая роль отечественной литературы в нравственном воспитании студентов высших учебных заведений. В последние годы выполнено несколько диссертационных исследований, посвященных нравственному воспитанию школьников и учащихся средних специальных учебных заведений средствами литературы .

Проведенный теоретический анализ имеющихся исследований показывает, что в условиях изменений, происходящих в системе высшего образования, ряд научных и прикладных положений воспитания нравственных качеств у студентов на примере отечественной литературы требует совершенствования. Внимание к данному вопросу отражается в проводимых научно-практических конференциях, в изданных по результатам их работы материалах3. Вместе с тем, как показало целенаправленное изучение различных источников, воспитание нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы пока

1 См.: Барабанщиков А.В. Как повысить качество воспитания // Известия методического центра профес
сионального образования и координации научных исследований. - М.: МВД России, ГУК. - 1996. -№ 2;
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1996; Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика
и совершенствование профессионально-этической подготовки советского офицера: Дис. ... д-ра пед. на
ук. - М., 1983; Грибанова Н.Е. Формирование нравственной культуры будущего учителя на занятиях по
иностранному языку: Дис. ... канд. пед. наук. -Липецк, 2001; Кульневич СВ. Личностно ориентирован
ное воспитание: концепция, содержание, реализация: Дис. ... д-ра пед. наук. - Р-н-Д., 1995; Падеро Н.В.
Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования: Дис.... канд.
пед. наук. - Кемерово, 2004; Пустовалов В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего
учителя. - Дис.... канд. пед. наук. - Оренбург, 2001; Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования
жизненных и профессиональных ценностных ориентации студентов: Дис. ... д-ра пед. наук. - Кемерово,
2002; Савотина Н.А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе: Дис. ... д-ра
пед. наук. - М., 2006; Мальцева И.С. Воспитание нравственных ценностей студентов в процессе общест
венно-педагогической деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-на-Дону, 2004; Янукян М.Б. Формиро
вание нравственных ценностей студенческой молодежи (на примере лингвистических дисциплин): Дис.
... канд. пед. наук-Карачаевск, 2004.

2 См.: Берченко Т.В. Формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в
системе их литературного развития: Дис. ... канд. пед. наук. - Мурманск, 2004; Бесова А.К. Духовно-
нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классов:
Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000; Тотиева А.Н. Формирование нравственных ценностей старшекласс
ников в учебном процессе. На примере обучения литературе: Дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ,
2002.

1 См.: Духовное и нравственное воспитание студентов в технических вузах: Тезисы республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2001; Задачи нравственно-патриотического воспитания студентов и учащейся молодежи в современной России: Тезисы докладов и сообщений III межвузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 2001; Духовно-нравственное воспитание студентов средствами национальной культуры: Материалы «Круглого стола» и научно-практической конференции, посвященной 2000-летию христианства. - Бийск, 2001 и др.

8 еще комплексно не исследовалось. Недостаточно разработаны содержание, критерии, уровни и условия воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы.

Актуальность проблемы, теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная и прикладная разработанность обусловили выбор темы научного исследования, определили его объект, предмет, цель и задачи.

Объектом исследования является нравственное воспитание студентов вузов, а предметом - сущность, содержание и структура воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы, а также пути повышения его эффективности в современных условиях.

Цель исследования заключается в уточнении и обосновании сущности, содержания и структуры воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы, выявлении основных педагогических путей повышения его эффективности в современных условиях.

В соответствии с этим были определены и решались следующие основные задачи:

  1. Проанализировать отечественный историко-педагогический опыт, современное состояние воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы.

  2. Уточнить и обосновать научные и прикладные положения воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы.

  3. Разработать целевую программу повышения эффективности воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы и проверить ее в ходе опытно-экспериментальной работы.

  4. Выявить и обосновать основные пути повышения эффективности воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы в современных условиях, разработать практические рекомендации.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в настоящее время обострилось противоречие между растущими требованиями к нравственному воспитанию студентов вузов, признанием значимости в этом процессе отечественной

9 литературы и недостаточным уровнем использования ее возможностей в нравственном воспитании студентов.

Предполагается, что существенно повысить влияние отечественной литературы на воспитание нравственных качеств у студентов вузов возможно на основе оптимизации содержания и структуры изучения отечественной литературы, совершенствования педагогических технологий изучения отечественной литературы, а также повышения профессионально-педагогического уровня преподавателей вузов.

Методологическими и теоретическими основами исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира; синергетический подход к пониманию сущности педагогического процесса; общенаучные мировоззренческие представления о факторах формирования и развития личности, о человеке как главной цели педагогической деятельности, о гуманизирующей роли искусства и его целостном воздействии на жизненные установки человека, о влиянии литературы на формирование нравственности. Организация, содержание и методика исследования осуществлялись с учетом требований принципов исторического подхода, объективного анализа исследуемого процесса, творческого решения поставленных задач и инновационных подходов к выбору исследовательских технологий.

При разработке концептуальных основ диссертационного исследования были использованы труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых в области общей теории воспитания (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинский; И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак и др.)1; сочинения русских писателей и философов по вопросам духовно-нравственного развития личности (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.И. Герцен, И.А. Ильин, Н.С.

Лосский, B.C. Соловьев, Н.Г. Чернышевский и др.) .

1 См.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М., 1903;
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 т. Т. 1. - М., 1983;
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979; Песталоцци И.Г. Избранные педагогические со
чинения: В 2-х т. - М., 1981; Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. - М., 1981; Корчак Я. Вос
питание личности. -М., 1992.

2 См.: Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 тт. T.6, 8. - М. 1981-1982; Бердяев Н.А. О назначении че
ловека. - М., 1993; Булгаков С.Н. Сочинения: В 2-х т. - М., 1993; Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании
и образовании. - М., 1990; Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993; Лосский Н.О. Условия абсолют-

Решению задач исследования способствовали труды в области истории отечественной литературы (В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Л.И. Сараскина, Н.Н. Скатов, В.Н. Топоров, Б.М, Эйхенбаум и др.)1; психологии восприятия искусства (Л.С. Выготский, О.А. Крив-цун, А.Н.Леонтьев, Л.Г. Раппопорт, С.А. Рубинштейн и др.)2; технологии воспитания нравственных качеств личности, в том числе через отечественную литературу (Ю.П. Азаров, Л.С. Айзерман, А.А. Аронов, М.П. Бахтин, Ю.Б. Борев, В.И. Вдовюк, И.З Гликман, П.Н. Городов, Г.А. Гуковский, В.П. Давыдов; В.В. Данилов, В.Д. Днепров, Н.И. Киряшов, В.М. Коротов, Н.С. Кравчун, Л.И. Маленкова, Е.В. Перевозная, М.А. Рыбникова, В.Я. Слепов; Н.Е. Щуркова и др.) ; инновационных технологий обучения и воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондарев-ская, Е.Н. Ильин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.).

Методы и база исследования. Диссертационное исследование велось с применением комплексной методики, сочетающей теоретические и эмпирические методы, и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Использовался анализ исследований в области педагогики высшей школы, а

ного добра.-М., 1991; Соловьев B.C. Собрание сочинений. - Т. 6.-СПб., 1906; Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения.-Т. 3. —М., 1951.

1 См.: Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. - М., 2003; Лихачев Д.С. Развитие русской ли
тературы X - XVII веков. Эпохи и стили. - Л., 1973; Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и ис
следования. - СПб., 1997; Овсянико-Куликовский Д.Н. Статьи по теории литературы. - М., 1978; Сара
скина Л.И. Не мечом, а духом... - М., 1989; История русской литературы XIX века / Под ред. Н.Н. Скато-
ва. - М., 1987; Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. Избранные труды. - СПб., 2003;
Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет. - М., 1987.

2 Выготский Л.С. Психология искусства. - СПб., 2000; Кривцун О.А. Психология искусства. - М., 2000;
Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения: В 2-х т. - М., 1983; Раппопорт Л.Г. Искусство и
эмоции.-М., 1968; Рубинштейн С.А. Основы общей психологии.-СПб., 1999.

3 См.: Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985; Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения.
- М., 1983; Аронов А.А. Воспитывать патриотов. - М., 1989; Бахтин М.П. Эстетика словесного творчест
ва. - М., 1986; Вдовюк В.И. Содержание и сущность самовоспитания // Психология и педагогика высшей
военной школы. - М., 1989; Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2003; Городов П.Н. Оп
тимизация процесса воспитания в высшей школе. - М., 1983; Гуковский Г.А. Любовь к Родине в русской
классической литературе. - Саратов, 1943; Давыдов В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших
военных учебных заведений в процессе обучения: Дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1978; Данилов В.В. Лите
ратура как предмет преподавания. - М., 1917; Днепров В.Д. Искусство человековедения: Из духовного
опыта Л.Н.Толстого. -Л., 1985; Киряшов Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики
комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1981; Кравчун Н.С.
Развитие теории и практики воспитания советских воинов: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1973; Маленкова
Л.И. Человековедение. - М., 2000; Перевозная Е.В. Нравственное воздействие литературы. - Минск,
1981; Рыбникова М.А. Избранные труды. - М., 1985; Слепов В.Я. Морально-психологическая подготовка
будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны: Дис. ... д-ра пед. наук. -
Л., 1973; Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.

3 См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001; Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. -№ 4; Ильин Е.Н., Мер-тенс СВ. Давайте соберемся: Новые возможности урока общения. - М., 1994; Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.-Рига, 1995; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М., 1998.

также анализ философской, исторической, социологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблемам, связанным с темой исследования. Применялись теоретические методы: моделирование, проектирование, обобщение опыта и др. Среди эмпирических методов активно использовалось педагогическое наблюдение; изучение, анализ и оценка документов и результатов деятельности; анкетирование; тестирование; беседы; анализ независимых и самохарактеристик; экспертная оценка; статистические методы обработки полученных в ходе эксперимента данных.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Академии труда и социальных отношений, ее Краснодарском и Челябинском филиалах. Кроме того, исследовательский материал был получен из других экспериментальных вузов (Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова).

Основу опытно-экспериментальной работы составил педагогический эксперимент, который осуществлялся в период с 2000 по 2005 год в три взаимосвязанных этапа. Базовым экспериментальным вузом явилась Академия труда и социальных отношений и два ее филиала.

Первый этап (2000-2001гг.), подготовительный, включал в себя сбор и изучение научной информации, анализ опыта работы по изучаемой проблеме; выбор объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач; определение и уточнение рабочей гипотезы; отбор групп для участия в эксперименте; разработку комплексной целевой программы воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы, критериев, показателей и оценок уровня их сформированное.

Второй этап (2001-2003 гг.), основной, состоял непосредственно в проведении педагогического эксперимента по реализации комплексной целевой программы воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы; проводилась проверка выдвинутой гипотезы, публикация методических материалов по исследуемой проблеме, анализ результативности проводимого эксперимента; апробировались основные пути и условия совер-

12 шенствования воспитания нравственных качеств у студентов на примере отечественной литературы.

Третий этап (2004-2005 гг.), заключительный, включал в себя обобщение, анализ и систематизацию полученных в ходе эксперимента результатов, подготовку научных статей и монографии по теме исследования, оформление результатов исследования в виде диссертации, корректировку теоретических выводов и практических рекомендаций. Результаты эксперимента обсуждались на заседаниях Ученого совета, учебно-методических комиссий экспериментальных вузов, деканатов и кафедр, в индивидуальных беседах с работниками учебных отделов, преподавателями и студентами.

Общий объем проделанной работы представлен следующими показателями: изучено и проанализировано более 250 источников по различным отраслям научных знаний (диссертации, монографии, научные статьи, учебные пособия, учебники и пр.); осуществлен анализ 38 учебных планов, более 70 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин, более 180 индивидуальных планов работы преподавателей в экспериментальных вузах; проведено более 40 групповых и 100 индивидуальных бесед со студентами, преподавателями и кураторами студенческих групп. Были опрошены 18 заведующих кафедрами, 214 преподавателей различных дисциплин, более 400 студентов, около 20 сотрудников Академии труда и социальных отношений и ее филиалов. Разработан спецкурс «Психолого-педагогические основы воспитания нравственных качеств у студентов в учебном процессе» для слушателей факультета дополнительного профессионального образования Академии труда и социальных отношений. Материалы исследования отражены в монографии и ряде публикаций в научных журналах.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выявлены основные тенденции развития процесса воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы, а также его современное состояние.

  2. Уточнены и обоснованы научные и прикладные положения о сущности, содержании и структуре воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы.

  1. Опытно-экспериментальным путем апробирована целевая программа совершенствования воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы; разработаны критерии и показатели оценки эффективности данного процесса.

  2. Обоснованы основные пути повышения эффективности воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы в современных условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявленные историко-педагогические тенденции, характерные для различных этапов становления и развития нравственного воспитания студентов средствами отечественной литературы: а) в дооктябрьский период: духовно-нравственное целеполагание обучения с момента зарождения образовательной системы на Руси; законодательное закрепление нравственного основания просвещения; признание системообразующей роли отечественной словесности в воспитании нравственных качеств личности; расширение нравственного воздействия отечественной литературы на студентов за счет деятельности педагогов-подвижников; государственное ограничение в учебном процессе реального влияния отечественной литературы на студентов; б) в советский период: увеличение доли исследований в области нравственного воспитания студентов; ориентация воспитательного процесса на утверждение идеологических ценностей в изучении отечественной литературы; разработка вопросов нравственного воспитания средствами литературы в системе среднего образования; чрезмерное усиление технократической направленности в подготовке специалистов; в) в современный период: разрушение устоявшихся традиций воспитания студентов в вузах; недооценка необходимости целенаправленного развития у студентов нравственных качеств; необоснованная критика сложившихся в советское время систем воспитания; в последние годы - активизация поиска новых подходов к воспитанию нравственных качеств у студентов, адекватных поставленным обществом задачам; интенсификация исследований по созданию гуманистической модели подготовки специалиста, актуализирующей вопросы нравственного воспитания на примере отечественной литературы.

  1. Выявленные и обоснованные сущность воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы как целенаправленно и сознательно осуществляемый педагогами процесс организации деятельности обучаемых по овладению нравственным опытом, аккумулированным в отечественной литературе; структура (субъект, объект, цель, задачи, закономерности, противоречия, принципы, методы, формы, средства, результат, условия, обеспечивающие эффективность воспитания нравственных качеств у студентов средствами отечественной литературы); содержание, включающее нравственное формирование, нравственное развитие и нравственное самовоспитание.

  2. Разработанная и опытно-экспериментальным путем проверенная целевая программа совершенствования воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы, включающая в себя цели, задачи и состоящая из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. Критерии эффективности процесса воспитания нравственных качеств у студентов: когнитивный, чувственно-эмоциональный, мотивационно-рефлексивный и деятельностный.

  3. Основные пути и условия повышения эффективности воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы в современных условиях: оптимизация содержания и структуры изучения отечественной литературы, направленного на воспитание нравственных качеств у студентов (адекватное отражение цели в содержании изучения отечественной литературы; паритетное сочетание познавательного и ценностного компонентов в структуре изучаемого курса; использование интеграции учебных предметов; рациональный отбор материала, имеющего нравственную направленность; использование методов поискового, проблемно-деятельностного и личностно ориентированного обучения и др.); совершенствование педагогических технологий изучения отечественной литературы (максимальное использование диалоговых механизмов, дискуссионных форм организации учебного процесса; сочетание неординарного подхода, творческой активности и нравственной направленности; широкое применение коллективных форм деятельности; применение форм и элементов проблемного обучения, способствующих формированию межличностных отношений; усиление мотивации изучения отечественной литературы и

15 др.); повышение уровня профессионального мастерства преподавателей вузов (постоянное самосовершенствование; развитие творческого сознания педагогов; освоение современных технологий преподавания, их творческое осмысление и переработка; изучение опыта отечественных и зарубежных специалистов и проекция его на собственный опыт; повышение общекультурной эрудиции и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение научной задачи совершенствования воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы. Разработанные и обоснованные теоретические положения воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы способствуют обогащению современных педагогических представлений о сущности, содержании, структуре и путях его совершенствования и могут быть использованы в других научных исследованиях по проблемам нравственного воспитания студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно предназначено для преподавателей вузов: полученные выводы и сформулированные на их основе прикладные рекомендации, научно обоснованная и экспериментально проверенная целевая программа совершенствования воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы могут быть использованы в процессе обучения студентов вузов. Внедрение данной программы может способствовать повышению уровня сформированное нравственных качеств у студентов, что отвечает запросам общества и задачам, стоящим перед высшей школой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные и прикладные основы апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы. Теоретические положения и практические рекомендации, содержащиеся в научном исследовании, докладывались и обсуждались: на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы преподавания лингвистических дисциплин в вузах» в г. Москве в 2003 году; в научном сообщении «Воспитание нравственных качеств у будущих специалистов по связям с общественностью средствами отечественной литературы» на заседании кафедры русского языка и кафедры связей с общественностью АТиСО. Часть материалов ис-

следования включена в монографию «Изучение отечественной литературы: Вопросы нравственного воспитания студентов средствами отечественной литературы». Полученные результаты апробировались путем внедрения в деятельность преподавателей в АТиСО, ее филиалов, в МГОПУ им. М.А. Шолохова и получили положительную оценку.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений: Глава I. Научные и прикладные основы воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование воспитания нравственных качеств у студентов вузов на примере отечественной литературы. Глава III. Основные пути и педагогические условия повышения эффективности воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы.

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, нравственного самосовершенствования, нравственных ценностей имеют самую древнюю историю, восходя к заре человечества.

В жизни отдельного социума значение нравственности особенно возрастает в пограничных ситуациях, каких сегодня наблюдается достаточно большое число: экологические и техногенные катастрофы, этнические конфликты, локальные войны, угроза мирового терроризма, социальные взрывы, политическое противостояние, межконфессиональные столкновения и т.д. Не менее важны нравственные ориентиры в судьбе и становлении отдельной личности, так как в их огсутствие человек рискует остаться дезориентированным в социальном пространстве, поэтому проблема нравственного воспитания была и остается наиболее значимой.

Традиционные нравственные категории - совесть, справедливость, милосердие - являются важнейшими, определяющими, или «генерализованными»1 ценностями славянской и в частности русской культуры.

Слово «нравственность» восходит к общеславянскому «norvb». В Словаре древнерусского языка И.И.Срезневского представлены варианты воспроизведения слова «нрав» в различных древнерусских текстах: «нравъ», «нъравъ», «ндравъ»2. Многозначность слова формируется с самого начала зарождения письменности, давшей возможность зафиксировать этот процесс. Прилагательное «нравный» («нравьныи»), производное от «нравъ», толкуется в словаре как «добродетельный». Уже в XII веке оно используется в значении «относящийся

Жизненные силы русской культуры: Пути возрождения в России начала XXI века. - М.: 18 к нравам, общественной морали, нравственности». С XVI века в значении «моральный, нравственный» употребляется прилагательное «нравообычный»1. Само же слово «нравъ» имеет в древнерусском языке следующие значения: стремление, желание; доблесть, достоинство; разум; мнение; обычай, привычки (добрый, благой нрав - добродетель, доблесть, нравственность - злой нрав - зло, порок); прав, характер; образ действия. Нрав как «добродетель» употребляется в древнерусских текстах с XII века; как «нравственный облик, образ жизни, поведение» - с XIII; как «душевный склад, характер» - с XV. Таким образом, уже в освоенности и многозначности слова «нрав» заложено то основание, которое дало возможность при осмыслении новой социально-общественной, философской категории наделить ее исконным по происхождению именем - «нравственность», закрепленным в Словаре Академии Российской в 1794 г., и прилагательным «нравственный», появившимся в словниках в 1780 г., а не ограничиваться заимствованными в XVIII синонимами «мораль» и «этика».

Общественные науки рассматривают нравственность и нравственные качества как важнейшие элементы организации общества, через которые выражается заинтересованное отношение человека к миру и самому себе. Они служат важным фактором социально-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений.

Характеризуя нравственность, А.Г. Здравомыслов выделяет следующие особенности этой категории. Нравственность возвышает личность, ибо ее деятельность мотивируется такими понятиями, как долг, честь, совесть, справедливость, что, в свою очередь, связано с такими качествами человека, как гордость, чувство собственного достоинства, и побуждает задуматься о жизненном призвании, цели, смысле самого существования. Вторая особенность нравственности заключается в том, что все нравственные побуждения, моральные нормы осуществляются только в сложной борьбе мотивов. Работа нравственного сознания личности, связанная с выбором, проходящим путь трудного принятия решения через все «за» и «против», осуществляемого как сознательно, так и бессознательно, оказывается важнейшим средством формирования человека. Третьей особенностью является то, что практическая мораль, подкрепляемая

1 Словарь русского языка XI - XVII вв. Вып. 11 - М.: Наука, 1986. - С.437. обычаями, не всегда совпадает с нравственными предписаниями, так как нравственные нормы формируются на разных уровнях общности.

«Нравственный поступок и нравственное поведение предполагают готовность отстаивать нравственные принципы. Моральная зрелость человека обусловливает его готовность брать на себя ответственность за происходящее, не искать оправданий собственной пассивности, бездеятельности в объективных обстоятельствах и не дожидаться, что те вопросы, которые он может, а иногда и должен решать, будут решены другими людьми или что стечение обстоятельств само собою приведет к заранее обусловленному позитивному результату»1.

Нравственная сфера сознания личности выступает важнейшей мировоззренческой основой всех аспектов ее жизнедеятельности, и формирование этой компоненты является главной сущностной функцией образования. Наиболее устойчивой ценностной доминантой отечественной культуры является ориентация ее на идеальную, духовную сферу, неукорененность в настоящем и обращенность в прошлое и будущее, преобладание социальных ориентации над индивидуально-личностными (формирование такой модели веками происходило за счет исторических, геополитических, психологических, природных факторов), следовательно, позитивную роль в формировании нравственной структуры личности могут сыграть только те идеи и ценности, которые генетически связаны с ядром отечественной культуры.

Эффективно решить задачу воспитания нравственных качеств личности система образования сможет лишь в случае максимально полного воспроизводства специфики отечественной духовности, в основе которой всегда лежала вера, а не знание, почему и приоритет отдавался не образованию в его западной версии, а просвещению. Н.В. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» так сформулировал суть просвещения: «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь»2. Мы не случайно опираемся здесь на мнение одного из самых значительных русских писателей и мыслителей. Отли 20 чителыюй особенностью нашей литературы с момента зарождения стала ее неразрывная связь с духовной жизнью нации, а влияние ее на все стороны общественной жизни, и в первую очередь на формирование нравственного сознания нации невозможно сравнить ни с каким иным влиянием.

Формирование образовательной системы Руси и развитие отечественной книжности и литературы с самого момента зарождения шли по одному, общему пути. Блестящим образом это отразится в общественной истории нового времени, когда основные педагогические идеи будут выражаться в трудах русских писателей: М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, Н.И. Новикова, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А.Г. Одоевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого и др.1

В основе формирования нашей отечественной литературы, как и формирования любой национальной литературы, лежит устное народное творчество, или фольклор, который является коллективным творчеством, создававшимся на протяжении всей истории народа, соединившим в себе опыт многих поколений. В фольклорных произведениях закрепились представления, верования, нравственные устои, традиции, сомнения, переживания народа. Именно фольклор в значительной мере определил путь, по которому будет происходить развитие отечественной литературы, и способствовал тому, что она стала одной из богатейших литератур мира, внесшей уникальный и неповторимый вклад в мировую сокровищницу человечества.

Вторым фактором, определившим особенности становления отечественной литературы, явилось то, что возникает она одновременно с принятием христианства и под непосредственным влиянием Византии. В отличие от западноевропейских литератур, формировавшихся на остатках античности, древнерус-екая литература переживает процесс трансплантации византийской литературы, памятники которой «продолжают самостоятельную жизнь в новых условиях и иногда в новых формах, подобно тому как пересаженное растение начинает жить и расти в новой обстановке»2. Г.В. Скотникова, исследуя феномен византийской культурной традиции, приходит к следующему обобщению: «Древняя Русь опиралась не на отдельные памятники византийского искусства и заимствовала не от случая к случаю (что нередко имело место на Западе), она восприняла всю византийскую культуру как непосредственный источник и фундамент, на котором и воздвигла собственную культуру»1. Византия же осознавала себя преемницей тысячелетних культурных традиций античности, которые во многом определяли развитие византийской литературы, но проникнута она была православным христианским мировоззрением. А православная церковь, в отличие от западной, католической, закрепила за собой преобладание этического начала над рассудочным. Таким образом, древнерусская литература соединила в себе ценности двух наиболее развитых культур - византийской и народной, в которых этический, нравственный компонент играл важнейшую роль.

Организация, содержание и методика опытно-экспериментального исследования

Современная наука рассматривает эксперимент как важнейший источник познания и главный критерий истинности теоретических гипотез1. Как источник объективных данных об изучаемом явлении, эксперимент в то же время становится и средством познания, с помощью которого формируется научное экспериментальное и теоретическое знание. Поэтому эксперименту отводится ведущее место в научных исследованиях, в том числе и педагогических, где он призван решить две основные задачи: проверить гипотезу об эффективности предлагаемых методов, форм, средств и приемов обучения и получить опытные данные в процессе целенаправленного изучения педагогического явления.

Рабочая гипотеза настоящего исследования состояла в следующем: эффективность воспитания нравственных качеств у студентов средствами отечественной литературы существенно повысится, если оптимизировать содержание и структуру изучения отечественной литературы, совершенствовать педагогические технологии изучения отечественной литературы; повысить уровень профессиональной культуры преподавателей.

Целью опытно-экспериментального исследования явилась проверка разработанной комплексной программы совершенствования воспитания нравственных качеств у будущих специалистов по связям с общественностью средствами отечественной литературы и обоснование основных путей повышения его эффективности.

В соответствии с указанной целью ставились следующие задачи: осуществить апробацию комплексной программы совершенствования воспитания нравственных качеств у студентов средствами отечественной литературы, проверить ее функционирование; выявить положительный опыт в реализации путей совершенствования данного воспитательного процесса; обосновать и апробировать критерии и показатели его эффективности; осуществить педагогический анализ полученных результатов; уточнить пути и педагогические условия совершенствования воспитания нравственных качеств у студентов средствами отечественной литературы.

В основу изучения отечественной литературы легли следующие принципиальные положения: процесс изучения отечественной литературы создает возможности для формирования мировоззрения, взглядов, убеждений и нравственных качеств, необходимых современному человеку; нравственный потенциал произведений отечественных писателей порождает особую систему гуманистических ценностей-убеждений; в процессе изучения отечественной литературы формируются такие важнейшие нравственные качества личности, как гуманизм, патриотизм, познавательная потребность, эстетический вкус, эмоциональность, толерантность и др.; нравственные категории общения являются более важными, чем учебно-теоретические задачи; личность преподавателя оказывает непосредственное влияние на формирование ценностного сознания студента; основополагающим методом общения между людьми как в учебной, так и во всякой иной сфере деятельности является духовный контакт и диалог; формирование творческого аспекта личности - важнейшая задача учебного процесса; развитие рефлексивно-оценочных свойств личности, направленных на самооценку, самовыражение, самосовершенствование и самопознание становится важнейшей частью учения; процесс саморазвития и нравственного совершенствования является системным, непрерывным, не прекращающимся с получением высшего образования. Поскольку местом применения комплексной программы является профессиональная высшая школа, важнейшая предпосылка эффективности ее функционирования - четкое представление о той сфере деятельности, для которой готовится специалист. В нашем случае это потребовало выявления представлений о сфере деятельности специалистов по связям с общественностью, требований к уровню их подготовки и квалификации, анализа специфики образовательного процесса.

Исходя из специфики подготовки специалистов по связям с общественностью нами была разработана схема изучения отечественной литературы с учетом базовой школьной подготовки студентов и интеграционных возможностей курса отечественной литературы, взаимодействия его со значительным числом общеобразовательных и специальных дисциплин, изучаемых студентами в вузе. Это определило направленность учебной деятельности, в которой шло параллельное развитие литературных знаний и умений, развитие профессиональных знаний, умений и навыков и воспитание нравственных качеств у студентов за счет продуктивной системы форм организации учебного процесса и нравственного потенциала отечественной литературы.

Исследование проходило в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На первом этапе было проведено общее исследование проблемы, обнаружившее достаточно незначительную ориентированность образовательного процесса на воспитание нравственных качеств у студентов, выявлены особенности структуры и содержания нравственных качеств современных студентов, разработана комплексная программа совершенствования воспитания нравственных качеств у студентов средствами отечественной литературы, создана модель изучения отечественной литературы; проведен констатирующий эксперимент.

Результаты, полученные во время первого этапа, позволили определить основные условия проведения второго, основного этапа опытно-экспериментального исследования, содержанием которого явилась апробация комплексной программы воспитания нравственных качеств у студентов средствами отечественной литературы (Приложение 1) и основных путей и педагогических условий его совершенствования. Третий, заключительный этап исследования состоял из обработки полученных в ходе первых двух этапов данных, их анализа и сопоставления, на основании которых были сформулированы основные результаты и выводы эксперимента и разработаны практические рекомендации по воспитанию нравственных качеств у студентов в процессе изучения отечественной литературы.

Основой опытно-экспериментального исследования явилось систематическое целенаправленное наблюдение над учебно-воспитательным процессом Академии труда и социальных отношений. На предварительном этапе исследования выявилась готовность всех опрошенных студентов, независимо от специальностей, изучать отечественную литературу. Данная готовность, как показало исследование, базируется на осознании студентами уровня своего литературного образования как недостаточного, желании на новом возрастном этапе и на более высоком уровне понимания осмыслить величайшие классические произведения, на стремлении совершенствовать себя в личностном, эстетическом и духовном плане.

Методика проводимого опытно-экспериментального исследования представляла собой совокупность следующих методов: констатирующий и формирующий эксперименты; педагогическое наблюдение; обобщение личного опыта; изучение опыта других преподавателей; беседы со студентами и преподавателями; анкетирование; тестирование; опросы; анализ творческих заданий и самооценок; интервьюирование; анализ результатов деятельности и др.

Задачей констатирующего эксперимента было выявить уровень сформированное нравственных качеств у студентов, особенности их структуры и содержания, изучить представления студентов о нравственных категориях, их интересы, планы, склонности, что позволило смоделировать содержание и организацию процесса изучения отечественной литературы, направленного на воспитание у студентов нравственных качеств.

Констатирующим экспериментом были охвачены студенты, абитуриенты и слушатели подготовительных отделений трех вузов Москвы: Академии труда и социальных отношений, Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, а также Краснодарского и Челябинского филиалов Академии труда и социальных отношений. В исследовании принял участие 181 человек, что позволило получить достаточные по объему данные относительно нравственного развития современного студенчества и сформировать совпадающие по основным нравственным параметрам контрольные и экспериментальные группы.

Всем участникам исследования была предложена анкета (Приложение 2), целью которой явилось выявление объема представлений о нравственных качествах и уровня их сформированности. Кроме анкетирования, был проведен ряд индивидуальных и групповых бесед, что в совокупности с непосредственным педагогическим наблюдением и оценкой помогло определить уровень сформированности нравственных качеств у респондентов, проанализировать наиболее значительные факторы влияния на воспитание нравственных качеств современного студенчества и подготовиться к апробации разработанной нами программы изучения отечественной литературы, направленной на воспитание нравственных качеств у студентов. Кроме того, в ходе констатирующего эксперимента была подготовлена база критериальной оценки воспитания нравственных качеств у студентов в процессе изучения отечественной литературы.

Результаты констатирующего эксперимента позволили определить основные условия и пути организации формирующего эксперимента, проходившего на базе социально-экономического факультета АТиСО. Экспериментальные группы составили студенты первого курса - 48 человек, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Возраст респондентов на начало эксперимента - 17 - 19 лет, из них 73% девушки (35 человек) и 27% юноши (13 человек). Такое соотношение характерно для вузов социально-гуманитарной направленности и в незначительной степени варьируется в зависимости от специальности, более того, соотношение девушек и юношей в группах, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», приближается к среднему показателю. Студентов-москвичей в экспериментальных группах - 28 человек (примерно 58%), приехавших на учебу в Москву из других регионов России (Владимирская, Курганская, Рязанская, Читинская, Ярославская и другие области и края) - 20 человек (41,7%). В состав контрольных групп вошли 52 человека, и по всем параметрам он был аналогичен экспериментальным. Задачей формирующего эксперимента явилась проверка эффективности системы мер, направленных на воспитание нравственных качеств у студентов средствами отечественной литературы. Обучение как в экспериментальных, так и в контрольных группах соответствовало всем требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов данного профиля, однако в контрольных группах оно проходило с применением стандартных методик, тогда как в экспериментальных в процессе изучения отечественной литературы была использована комплексная программа воспитания у студентов нравственных качеств.

В экспериментальных группах было проведено предварительное исследование с целью выявления общего уровня литературного образования, настроя студентов на освоение курса, литературных предпочтений, определения предрасположенности студентов к коллективной, индивидуальной, творческой деятельности и пр. Результаты исследования послужили базой для дальнейшей разработки процесса изучения отечественной литературы, направленного на воспитание нравственных качеств.

Данная анкета (Приложение 3) выявила, что студенты экспериментальной группы достаточно разнообразно проводят свой досуг, литература занимает приоритетное место в его организации у 14,58% респондентов, значительное - у 52,08%, незначительное у 29,17%, вообще не читают художественных произведений 2,08% опрошенных. При этом 85,41% любят читать русскую классическую литературу. Среди предпочитаемых литературных жанров лидируют исторические произведения (56,25%), на втором месте находятся лирические жанры (45,83%), на третьем - фантастика (39,58%). Достаточно большой процент опрошенных любит читать приключенческую литературу (33,3%) и детективные произведения (27,08%).

Большинство респондентов определило уровень своего литературного образования как средний (70,83%), 8,33% опрошенных считают его низким, 20,83% - высоким. Одновременно с этим почти половина респондентов (47,91%) затруднились оценить, достаточны ли их знания в области литературы, 45,83% посчитали их недостаточными, и только 6,25% отвечавших на вопросы анкеты уверены, что их литературное образование можно считать законченным. Последние данные убедительно показали, что абсолютное большинство опрошен 94 ных студентов готово и хочет продолжать свое литературное образование. Мы думаем, что данный факт, в частности, связан и с тем, что почти половина респондентов (47,91%) предполагают наличие у себя литературных способностей, которые хотели бы развить. Одновременно с этим почти 60% студентов (58,33%) сознались, что сочинения в школе писали с использованием готовых текстов и значительное число программных художественных произведений либо вообще не читали, либо читали в сокращенном виде.

Это определило последние места в рейтинге форм проведения практических и семинарских занятий таких форм организации ученой деятельности, как детальный анализ художественных произведений и создание и обсуждение сочинений творческого характера. Лидером здесь стали деловые и творческие игры, на втором месте находятся диспуты, на третьем - чтение и обсуждение докладов.

Оптимизация содержания и структуры изучения отечественной литературы

Задачей литературного образования является прежде всего утверждение в душах и сердцах людей общечеловеческих ценностей - Добра и Красоты. Именно эти ценностные категории составляют стержень личностных ценностей - нравственных и эстетических, а духовным орудием нравственной и эстетической оценки являются совесть и вкус. «Совесть является обязательным признаком человеческой личности. Совесть - внутренняя необходимость морального действия. Совесть - внутренний суд, который человек ставит над самим собой, и тот, кто не способен к угрызениям совести, находится в моральном отношении вне человечества... Совесть - бескорыстное чувство ответственности перед собой, перед людьми, перед миром...социальная солидарность, втеснившаяся в душу и ставшая внутренней силой личности» , - так прекрасно сказал в своей книге «Литература и нравственный опыт» В. Днепров. Ни с совестью, ни со вкувкусом человек не рождается, он их обретает в процессе вхождения в культуру и общественную жизнь.

Выжить и состояться в современном мире человек может, только усвоив те нравственные идеалы, которые выработаны, познаны духовным опытом человечества. В ситуации, когда из лексикона почти исчезли такие традиционные, выношенные веками нравственные категории, как совесть, честь, милосердие, сострадание, великодушие, отзывчивость, когда эти понятия перестали быть социально значимыми, невозможно говорить о будущем государства.

Как показывают исследования, нравственность не пустое слово для современного студента, но задача высшей школы состоит в том, чтобы довести ее установки в сознании молодого поколения до уровня жизненного закона.

Такую задачу можно решить успешно только в случае сочетания в содержательной части предлагаемого студентам курса гуманитарных дисциплин, в том числе литературы, теоретических положений программного материала с актуальными практическими аспектами. При этом преподаватель должен быть заинтересован не столько в изложении определенных фактов, предусмотренных программой, сколько в том, чтобы с их помощью затронуть личностные интересы и проблемы студентов. Для этого в учебном процессе должны быть задействованы все инструменты, имеющиеся сегодня на вооружении у педагогики, чтобы активизировать и умственную деятельность студента, и напряженное духовное переживание, чтобы привлечь студента к раздумьям над общечеловеческими проблемами и над осмыслением своих отношений с окружающим миром.

В этом поиске нельзя не согласиться с теми положениями методологии гуманитарного образования, которые были предложены В.С.Сизовым в его монографии «Гуманитаризация образования: стратегии и методология»1, где выделены следующие положения: личностно-ориентированный подход к процессу обучения; всемерное формирование свободомыслия и широты стратегий мышления; широкое использование активных и поисковых форм обучения.

Литературное образование должно стать прежде всего базой для общения личностей, для формирования умения взаимообщения участников этого процесса, для того, чтобы студенты учились сопереживать другим, учились уважать в каждом уникальную личность. В этом видится залог развития лучших человеческих качеств личности, ее нравственности, ее душевной щедрости, красоты внутреннего мира, ее гуманистической направленности.

Одно из основных направлений по пути повышения качества обучения, способствующее формированию нравственных качеств у студентов, - оптимизация учебного процесса, структура которого и успешное функционирование обеспечивается взаимосвязью и взаимовлиянием главных составляющих: содержания обучения, учебной и научной деятельности преподавателя, средств обучения, форм и методов обучения, учебной работы студентов1.

Целенаправленный подход к построению процесса изучения отечественной литературы, ориентированного на воспитание нравственных качеств у студентов, определил выделение нами следующих принципов обучения:

- ориентированность на развитие устойчиво сформированных нравственных качеств личности будущего специалиста по связям с общественностью;

- соответствие содержания курса отечественной литературы современным тенденциям развития науки, личностным особенностям студентов и задачам, поставленным обществом перед высшим образованием;

- оптимальное сочетание в процессе изучения отечественной литературы современных методов и средств обучения, в том числе методов активного, проблемного и личностно-ориентированного обучения;

- рациональное использование в процессе изучения отечественной литературы разнообразных форм организации учебного процесса, способствующих формированию личностных и профессиональных качеств будущего специалиста;

- целенаправленность и систематичность воздействия на сознание студентов с целью формирования и развития нравственных качеств и потребности саморазвития.

Ведущим параметром оптимизации содержания учебной дисциплины является рациональный отбор учебного материала, в том числе программного.

Программа курса «История отечественной литературы» (Приложение 5) разрабатывалась исходя из задачи формирования личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, чувств, творческих Егачал и роли отечественной литературы в этом процессе.

Эта программа является ведущей составляющей частью программы «История мировой и отечественной литературы и искусства», составленной в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Связи с общественностью».

Создавая программу по истории отечественной литературы, мы прежде всего учитывали роль литературы в формировании миропонимания человека, его национального самосознания, идеалов, системы ценностей. На основании этого целью изучения отечественной литературы стало формирование духовно богатой, активной и творческой личности, интеллектуальное и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала литературы. Это определило отбор наиболее значимого материала, выбор авторов и произведений и ориентацию содержания курса на нравственную проблематику.

Помимо традиционных и хорошо знакомых студентам авторов и понятий, позволивших обеспечить эффект преемственности и создавших необходимый уровень для освоения новой информации, мы ввели в этот курс ранее неизвестные имена, тем более что многие из произведений, созданных этими авторами, имеют небольшие формы, что дает возможность использовать их в ограниченном по времени аудиторном общении. При этом особое внимание мы уделили истории древнерусской литературы и литературы XVIII века, учитывая малое знакомство с этими периодами в школе, а также значительный вклад этих эпох в становление русской культуры и самосознания нашего народа, а также литературе XX века как периоду не только качественно новому, но и наиболее сложному, связанному с изменением исторических форм культуры и появлением новых эстетических идей.

Программное содержание курса изучения отечественной литературы является мощным арсеналом средств мировоззренческого, интеллектуального, эстетического и нравственного формирования студентов. Примером тому может служить изучение раздела «Древнерусская литература». Уже анализ тематики произведений, созданных в Древней Руси, дает представление о нравственных приоритетах наших предков: высокий патриотизм, интерес к темам общественного и государственного строительства, внимание к человеку и сочувствие ему, осмысление исторической роли русского народа и ощущение ее значимости, идеи мира, согласия и братолюбия, стремление к единению, осуждение раздора, прославление мужества и мудрости, любовь к природе, оптимизм, долг, честь, человеческое достоинство - все это ложится в основу монументального, единого ансамбля древнерусской литературы. Такое представление о содержании и настрое древнерусской литературы способствует осознанию студентами теснейших связей литературы далекого прошлого с проблемами сегодняшнего дня и формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на жизнь, не формальному, а живому восприятию и уважению истории, ощущению своей укорененности в ней.

Древнерусская литература дает также и великолепные образцы ораторского искусства, и уже наиболее ранний из дошедших до наших дней памятников - «Слово о Законе и Благодати» первого митрополита из русских Илариона служит примером этому. Д.СЛихачев таким образом оценивает это произведение: «Слово»... полно гордости успехами христианской культуры на Руси, и как удивительно, что при всем том оно лишено национальной ограниченности. Ила-рион не ставит русский народ выше других народов, но говорит о равноправии всех народов мира, приобщившихся к христианству. Это совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания, и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическая организация речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают «Слово» Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства»1. Введение таких, публицистических по форме и сути произведений активизирует не только познавательные, но и эмоционально-ценностные и профессиональные ориентации будущих специалистов по связям с общественностью.

Изучение отечественной литературы XVIII века предусматривает значительное расширение по сравнению с первоначальным представления о масштабах и многообразии словесности эпохи Просвещения. Ограниченная начальная база соответствует ограниченному пониманию роли русских писателей XVIII века в формировании общественного сознания, общественного мнения, а также в развитии науки и просвещения. Публицистический характер значительной части созданных в эту эпоху произведений, отражающий прежде всего активный, созидательный настрой писателей, желающих принести максимальную пользу Отечеству и народу, инициирование и проведение реформ в области языка и литературы, отстаивание самобытности отечественной культуры, создание сатирических и памфлетных жанров, публичное обсуждение на страницах произведений важнейших государственных, политических, социальных вопросов, постановка проблем крепостного права и формы государственной власти, осмысление долга гражданина перед Отечеством, отражение в литературе демократических идей, просветительство, формирование у современников интереса к отечественной истории, значительный вклад в становление национального самосознания, развитие журналистики - тот круг вопросов и проблем, который предусмотрен программой изучения отечественной литературы этого периода. Отобранный материал способствует как созданию базы необходимых систематических знаний, так и при оптимальной организации учебного процесса воспитанию нравственных качеств студентов, их личностных и профессиональных черт, прежде всего нравственных.

Изучение отечественной литературы XIX века также построено с учетом логической преемственности новой и уже знакомой информации, на активном использовании нового материала для углубления пройденного, притом взаимодействие этих составляющих происходит на всех уровнях - когнитивном, эмоционально-ценностном, креативном и операционном.

Особое внимание в данном разделе уделяется нравственно-философским исканиям русских писателей, демократическим тенденциям в развитии отечественной литературы, проявляющимся в отражении в ней передового мировоззрения эпохи, в поисках социально-нравственных идеалов, в изображении обычного, рядового человека как уникальной, неповторимой и потому интересной лич 138 ности, гуманистическим идеалам писателей, многообразию тем, жанров, идей, оценок, идеалов, стилей, способов художественного мышления, мировому признанию и значению русской литературы. Представление о масштабности литературы XIX века расширяется в том числе и за счет введения в программу изучения творчества тех писателей, которые практически не известны выпускникам школ (более 30 персоналий). Такое расширение не только позволяет судить о богатстве отечественной словесности, но и формирует многоуровневое сознание студентов.

При разработке данного курса приходится учитывать и такой важный факт, как отсутствие в ряде случаев достаточной довузовской подготовки. Вышедшие за порог средней школы молодые люди в силу негативных тенденций, развившихся в среднем образовании в последнее десятилетие, оказались обделены в плане той нравственной, духовной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной нагрузки, которую могли бы получить, но не получили. К примеру, как показали наши исследования, только 8 процентов выпускников средних школ полностью прочитали «Войїгу и мир» Л.Н.Толстого, остальные прочитали роман либо частично, либо в кратком изложении, либо не знакомы вообще (хотя признавать чтение «краткого изложения» за знакомство также не приходится). Анализ только этого аспекта изучения отечественной литературы XIX века выявляет значительные пробелы не только в общей базовой подготовленности студентов-первокурсников, но обнаруживает лакуны прежде всего в нравственной составляющей личности.

Похожие диссертации на Воспитание нравственных качеств у студентов вузов