Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические предпосылки развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации 17
1.1. Рефлексия как полинаучная категория в контексте личностно-профессионального саморазвития учителя музыки 17
1.2. Учитель музыки как субъект педагогической рефлексии 53
1.3. Система работы по развитию педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации 78
Выводы по главе 1 129
Глава 2 Условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации 133
2.1. Изучение педагогической рефлексии учителя музыки в ходе курсов повышения квалификации 133
2.2. Реализация спецкурса «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки» с использованием модели рефлексивного саморазвития , 151
2.3. Развитие педагогической рефлексии учителя музыки на основе модели интонационно-смыслового восприятия музыки 170
2.4. Анализ результатов развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации 179
Выводы по главе 2 192
Заключение 195
Библиография 198
Приложения
- Рефлексия как полинаучная категория в контексте личностно-профессионального саморазвития учителя музыки
- Учитель музыки как субъект педагогической рефлексии
- Изучение педагогической рефлексии учителя музыки в ходе курсов повышения квалификации
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в экономической и политической структурах современного общества, закономерно определяют необходимость перестройки сфер общественного сознания. Базисная роль образования заключается в воплощении в жизнь стратегии воспитания современного человека, готового жить и действовать в новой исторической реальности. Для этого необходимо создать такую образовательную систему, в которой личность получила бы возможность равноценно развиваться и в интеллектуальном, и в духовном направлениях.
Успешное развитие образовательной среды как гуманитарной системы, отвечающей требованиям современного общества, возможно в том случае, если деятельность всех участников образовательного процесса будет основана на фундаментальных знаниях о человеке и детерминантах его развития, в том числе - на знании человека о самом себе как субъекте саморазвития. Одним из путей, ведущих личность к пониманию данных феноменов, может стать развитие рефлексии, которая определяется как «метод познания, не отвлечённый от внутреннего мира человека познающего, его экзистенциальных смыслов, его собственный, начальный способ обработки восприятия и воспринимаемого» (А.Маслоу). Одним из важнейших средств развития у человека рефлексии является музыка, поскольку она позволяет сосредоточиться на собственных чувствах, которые являются важной областью человеческой экзистенции, т.е. «жизни, осмысленной, состоявшейся, полной, целостной» (А.Ленгле).
Педагогическая рефлексия позволяет учителю выйти за рамки самой профессии, посмотреть на нее с позиций социального, культурологического знания, с позиций другого человека, выработать соответствующее суждение и отношение к ней. Особенно это важно для учителя музыки, учитывая духовно-ориентированный характер его профессиональной деятельности.
Развитие педагогической рефлексии учителя музыки в процессе профессионального образования предполагает выбор педагогических условий, природосообразных как самому феномену - рефлексии, так и содержанию той образовательной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность субъекта, т.е. музыки. Интонационная природа музыки и невербальный характер её воздействия на эмоционально-чувственную сферу человека представляют уникальную возможность развития педагогической рефлексии учителя музыки, что в свою очередь будет способствовать развитию рефлексивного самосознания ученика.
Потребность в развитии педагогической рефлексии учителя музыки обусловлена положениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которые указывают, что ключевую роль в модернизации образования играют квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры. Это, в свою очередь, предполагает наращивание в образовательных программах подготовки специалиста современных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих становление позиции учителя как субъекта саморазвития, ориентированного на самопознание, самосовершенствование, самоактуализацию, преодоление стереотипов в процессе профессиональной деятельности. Одним из инструментов решения проблемы совершенствования профессионализма педагогических кадров, в том числе и учителей музыки, является повышение квалификации, которое может рассматриваться как обогащение личностно-профессионального потенциала педагога. Рефлексия как профессионально значимое личностное качество неотделимо от процесса педагогической деятельности и служит важнейшей предпосылкой роста профессионального мастерства учителя.
Вопрос развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации является полидисциплинарным, что актуализирует его рассмотрение с опорой на философское, психологическое, педагогическое, культурологическое знание. В этой связи, могут быть вы делены научные предпосылки, с учетом которых выстраивалась концепция диссертационного исследования:
философско-методологические основы исследования рефлексии как способности, формирующей представления о внутреннем мире человека, о его самости, ведущей к самопониманию, развитию духовности, раскрываются в работах Р.Барта, А. Бергсона, Ж. Бодрийяра, Х.Г. Гадамера, Ф.Гегеля, Э. Гуссерля, Дж.Декарта, Дж.Дьюи, И.Канта, Э.Кассирера, В.А. Лефевра, Г.Лейбница, Дж.Локка, Ж. Маритена, Г. Маркузе, А.Маслоу, X. Ортега-и-Гасета, Ж. П.Сартра, П. Тейяр де Шардена, К. Ясперса, М. Фуко, М. Хайдеггера, Й. Хейзинги, У. Эко, А.Г. Асмолова, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, Л.С.Выготского, И.А. Ильина, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамарда-швили, Ф.Т.Михайлова, В.И. Слободчикова, С.Л. Франка, Ф.Шлейермахера, А.Шопенгауэра и др;
психолого-педагогические аспекты развития рефлексии как фактора личностного и профессионального саморазвития, как механизма взращивания смыслов в образовательном процессе, осмысления сущности, условий развития рефлексивности человека в культурно-историческом и социокультурном пространстве, обнаружены в работах К.Э.Изарда, А.Ленгле, А.Маслоу, К.Роджерса, К.А.Абульхановой-Славской, Н.А.Бердяева, Л.С.Выготского, В.В.Знакова, Н.Б.Крыловой, А.М.Лобка, Ф.Т.Михайлова, А.Б.Орлова, А.А.Реана, С.Л.Рубинштейна, В.И.Слободчикова, И.С.Якиманской и др. - педагогическая рефлексия, как механизм личностно-профессионального саморазвития учителя в процессе повышения квалификации, рассмотрена в контексте идеи гуманитаризации образования в работах Н.А.Аминова, С.Г.Вершловского, В.Г.Воронцова, Г.П.Звенигородской, А.В.Карпова, Л.Н.Куликовой, Е.А.Климова, А.В.Коржуева, М.А.Косова, М.И.Лукьяновой, ч Л.М.Митиной, А.К.Марковой, Э.М.Никитина, Н.А.Переломовой, И.Н.Семенова, В.А.Сластенина, С.Д.Степанова, Ю.И.Турчаниновой, Н.Б.Шмелевой и др.; рефлексия, как педагогическая проблема учителя музыки связанная с развитием музыкального восприятия и музыкального мышления, рассматривалась в контексте работ Б.Асафьева, Т.В.Адорно, А.Л. Готсдинера, Б.И. Додонова, Л.Я. Дорфмана, Г.В.Иванченко, Д.Б.Кабалевского, М.С.Красильниковой, Е.Д.Критской, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, С.И.Олефир, Е.М.Орловой, В.И.Петрушина, В.М.Подуровского, О.С.Рудневой, Л.С.Самсонидзе, Т.В.Себар, М.С.Старчеус, Н.В.Сусловой, К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, А.В.Тороповой, Т.В.Чередниченко, Т.В.Челышевой, Л.В.Школяр и др.
Вместе с тем не получили подробного освещения вопросы развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации, что позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления и практической разработки указанных аспектов во взаимосвязи и, соответственно разработки и внедрения в практику повышения квалификации учителей музыки условий, средств, подходов, способных обеспечить развитие педагогической рефлексии и навыков ее использования в процессе педагогической деятельности.
Следствием недостаточной разработанности вопросов развития педагогической рефлексии учителей музыки в процессе повышения квалификации являются противоречия между:
необходимостью совершенствования педагогического мастерства в непрерывном профессиональном образовании, в соответствии с современными требованиями и недостаточной методологической обеспеченностью данного процесса;
изменившимися требованиями к личности учителя музыки и его профессиональной деятельности, необходимостью развития у него педагогической рефлексии как личностного и профессионально значимого качества, основанного на способности осознавать, оценивать и анализировать собственные личностные качества и профессиональную деятельность, и неопределенностью условий, отсутствием системы работы, обеспечивающих эффективность этого процесса в ходе повышения квалификации;
необходимостью опоры на интонационно-смысловую модель восприятия музыки в процессе развития педагогической рефлексии, учитывая универсальность и силу влияния музыки на человека, и недостаточным использованием этого ресурса для развития педагогической рефлексии учителя музыки в ходе повышения квалификации.
Обозначенные противоречия актуализируют проблему поиска и реализации условий, которые позволят обеспечить развитие педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации, учитывая то, что спонтанного нарастания рефлексии не происходит, т.к. ее развитие является следствием влияния внешних и внутренних детерминант. Актуальность и неразработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации».
Объект исследования: процесс повышения квалификации учителя музыки. . .
Предмет исследования: условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.
Гипотеза исследования: развитие педагогической рефлексии учителя музыки как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих осознавать, критически анализировать и определять пути конструктивного совершенствования собственной личности и педагогической деятельности, будет осуществляться более эффективно, если в ходе повышения квалификации будут созданы следующие условия:
- создана и реализована модель рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки; - реализован спецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки»;
- создана и реализована модель рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, выдвинутая гипотеза может быть подтверждена или опровергнута решением следующих задач:
Определить научные предпосылки проблемы исследования и рассмотреть понятие «рефлексия» как полинаучную категорию в контексте личностно-профессионального саморазвития учителя музыки.
Выявить и обосновать условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения его квалификации и охарактеризовать учителя как субъекта педагогической рефлексии.
Определить критериально-диагностические параметры модели педагогической рефлексии учителя музыки как основу диагностики, выявляющей динамику развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения его квалификации.
Разработать и реализовать спецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки», способствующий актуализации и обретению знаний учителем о феномене «рефлексия», раскрывающий возможности ее развития средствами музыки.
Обосновать возможность развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе реализации модели рефлексивного саморазвития, основанной на интонационно-смысловом восприятии музыки.
В ходе экспериментальной работы подтвердить эффективность условий развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.
Теоретико-методологической базой исследования явились теоретические положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целост ности процессов и явлений окружающего мира и социокультурного пространства, в котором личность испытывает потребность в глубинном, сущностном самоизменении, реализующемся посредством рефлексии; о творческой природе личностного, духовно-нравственного становления человека; о рефлексивном образовании, способствующем саморазвитию человека, сохранению его целостности; о рефлексивном саморазвитии как способе самопознания, ведущем к самоактуализации, самораскрытию внутренних потенциалов и их реализации в профессиональном и личностном направлениях; о рефлексивном постижении музыкального смысла в процессе восприятия музыки.
Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы, были избраны следующие методы исследования:
теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, музыковедческой литературы, научной периодики; классификация и синтез методологических подходов к личностно-профессиональному саморазвитию через рефлексивные механизмы; моделирование процесса рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки;
эмпирические: педагогическое наблюдение и анализ профессиональной деятельности учителей музыки; анкетирование, беседа, устный и письменный опрос учителей в ходе курсовой подготовки; педагогический эксперимент; анализ продуктов рефлексивной деятельности участников процесса;
- математические: шкалирование критериально-диагностических параметров педагогической рефлексии; регистрация полученных данных в таблицах, диаграммах, графиках.
Перечисленные методы легли в основу экспериментальной работы и обеспечили целостность исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.
Исследование проводилось на базе Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО). В исследовании приняли участие 157 человек, среди которых - учителя музыки, музыкальные руководители дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, студенты музыкального отделения педагогического колледжа №1, г. Владивостока.
Организация исследования.
Логика и этапы исследования основывались на ведущих принципах методологии педагогических исследований: определение цели и задач исследования, разработка исходной рабочей гипотезы, анализ и интерпретация основных теоретических положений, характеризующих проблему исследования, уточнение понятийного аппарата, разработка программы исследования, модели рефлексивного саморазвития, критериально-диагностической базы, программы спецкурса.
Исследование проводилось поэтапно в течение шести лет в период с 1998 по 2004 годы.
I этап (1998-2000гг.) был посвящен теоретическому анализу философской, психологической, педагогической, методической литературы в контексте проблемы личностного саморазвития; вырабатывалось представление об объекте и предмете исследования; изучалось состояние проблемы развития педагогической рефлексии учителя музыки и возможности ее решения в процессе повышения квалификации; определялась степень ее актуальности; создавалась общая концепция исследования; выявлялись и обосновывались условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации; осуществлялся подбор практического материала, разрабатывалась программа спецкурса и модель личностного саморазвития средствами музыки, определялась база исследования, осуществлялся констатирующий эксперимент, разрабатывалась программа исследования.
II этап (2000- 2002гг.) включал корректировку концепции; планирование и проведение опытно-экспериментальной работы, направленной на реализацию условий развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации; преобразующий эксперимент, проверку выдвинутой гипотезы и обозначенных в ней положений; апробацию спецкурса «Педагогическая рефлексия как средство личностно- профессионального саморазвития учителя музыки» и модель рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки.
Цель опытно-экспериментальной работы состояла в том, чтобы эмпирическим путём доказать эффективность условий развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения его квалификации.
III этап (2002-2005гг.) был направлен на проведение итогового замера, обработку результатов экспериментальной работы, уточнение выводов, оформление материалов в диссертацию.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Обоснована концептуальная идея исследования о необходимости целенаправленного развития педагогической рефлексии учителя музыки, учитывая отсутствие фактов спонтанного нарастания рефлексии;
Определены и обоснованы условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации. Уточнено содержание понятий «рефлексия», «педагогическая рефлексия», сформулировано понятие «рефлексивной деятельности учителя музыки» как педагогической стратегии, реализующейся посредством саморазвития, самопознания.
Определены основные условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.
Разработан спецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки», способствующий актуализации личностно-профессиональных смыслов и обогащению знаний учителя музыки о педагогической рефлексии, направленной на эффективное использование духовно-нравственного потенциала музыкального искусства, как средства саморазвития личности.
Создана и апробирована «Модель рефлексивного саморазвития», обогащающая опыт рефлексивной деятельности учителя музыки, как в процессе повышения квалификации, так и в собственной профессиональной деятельности.
Доказано, что реализация спецкурса, модели и создание гуманитарной образовательной среды являются необходимыми условиями, способствующими более эффективному развитию педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании научных предпосылок и условий развития педагогической рефлексии учителей музыки в процессе повышения квалификации и обогащении на этой основе теории и методики постдипломного образования учителей музыки. В результате исследования:
проведено системное исследование концептуальных подходов к пониманию феномена развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации;
уточнено содержание понятия «педагогическая рефлексия», понимаемое как процесс получения аутентичной информации учителя музыки о самом себе как личности и профессионала, выступающий в качестве механизма самопознания и саморазвития;
раскрыта логика развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе реализации спецкурса «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки»;
описаны структурный (профессиональный и личностный) и содержательный (когнитивный, эмоциональный, деятельностный) компоненты педагогической рефлексии учителя музыки, раскрыты показатели, их определяющие;
- раскрыт механизм «наращивания» педагогической рефлексии в процессе реализации модели, основанной на интонационно-смысловом восприятии музыки.
Перечисленные положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке различных аспектов теории, связанных с проблемой развития педагогической рефлексии учителя музыки и вопросов постдипломного образования учителей данной категории.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработана и практически реализована модель рефлексивного саморазвития учителя музыки на основе принципа интонационно-смыслового восприятия музыки; обоснован механизм «наращивания» педагогической рефлексии учителя музыки; разработан и внедрен спецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки»; очерчена сфера практического применения научно-методических материалов по личностному саморазвитию в процессе рефлексивной деятельности, которые могут быть использованы в практике курсов повышения квалификации учителей музыки, а также в их собственной профессиональной деятельности; разработаны и в процессе поэтапной диагностики применены критериально-диагностические параметры педагогической рефлексии учителя музыки, позволяющие выявить уровень и динамику развития педагогической рефлексии учителей музыки.
Материалы и результаты исследования внедрены в практику повышения квалификации учителей музыки и способствовали повышению эффективности постдипломного образования данной категории.
Достоверность результатов исследования обеспечивается синтезом философских, психолого-педагогических, культурологических подходов в обосновании ведущих идей рефлексивного образования и рефлексивного саморазвития; применением методов и методик, адекватных цели, задачам и гипотезе исследования; положительными результатами опытно-экспериментальной работы в системе постдипломного профессионального образования, доказавшей правомерность положений разработанной гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования систематически обсуждались на заседаниях кафедры психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), кафедры профессиональной педагогики и психологии Сибирского государственного технологического университета (Сиб-ГТУ), кафедры педагогики и психологии Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО), кабинета «Искусство» ПИППКРО, музыкального отделения Владивостокского педагогического колледжа №1; нашли своё отражение в выступлениях автора на краевых, городских и районных семинарах, краевых научно-практических конференциях на базе ПИППКРО (Владивосток, 1998 г., 2000 г., 2001 г., 2003 г., 2004 г.), межвузовских и международных конференциях (ВГУЭС, 2003 - 2005г. г.). Результаты работы отражены в публикациях автора в педагогических журналах: «Приморская школа», «Вестник ПИППКРО», в научных сборниках: Интеллектуальный потенциал вузов -на развитие дальневосточного региона России: сб-к материалов международной конференции (ВГУЭС), Гуманная педагогика - путь преобразования человека и мира: сб-к материалов конференции (МГУ, 2005 г.), Хабаровском государственном педагогическом университете (2005г.) Материалы исследования апробированы в процессе курсов повышения квалификации учителей образовательной области «Искусство»: учителей музыки, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, а также в ходе реализации авторской программы на занятиях со студентами музыкального отделения Владивостокского педагогического колледжа №1 в течение учебного семестра.
На защиту выносятся следующие положения: 1. «Педагогическая рефлексия» - полинаучная категория, понимаемая как личностно-профессиональное качество, благодаря которому учи тель музыки, как субъект педагогической рефлексии, обретает способность к самоактуализации, самопониманию, самоидентификации, саморегуляции, самооцениванию в каждом из трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности.
2. Развитие педагогической рефлексии является педагогической стратегией, задаваемой в логике курсов повышения квалификации и, может рассматриваться как выбор и реализация совокупности педагогических условий, обеспечивающих обретение учителями представлений о феномене «рефлексия», рефлексивной практике; накопление опыта рефлексивного саморазвития и рефлексивной педагогической деятельности в процессе повышения его квалификации.
В основе диагностики уровня и динамики развития педагогической рефлексии учителя музыки лежат критериально-диагностические параметры: структурный (профессиональный и личностный компоненты), содержательный (когнитивный, эмоциональный, деятельностиый компоненты) и уровневый параметры.
Развитие педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации обеспечивается реализацией спецкурса «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки» и опорой на модель рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки, что способствует приобретению и усвоению знаний о феномене «рефлексия», о взаимообусловленности рефлексивных процессов и личностно-профессионального саморазвития, о возможности развития рефлексии средствами музыки, об участии рефлексивных механизмов в развитии музыкального восприятия и музыкального мышления.
Объем и структура работы: объем основного текста диссертации изложен на 199 страницах. Диссертация состоит из введения, двух глав, за ключения, библиографического списка 252 наименований и 7 приложений (33 страницы). Текст иллюстрирован таблицами и диаграммами.
Рефлексия как полинаучная категория в контексте личностно-профессионального саморазвития учителя музыки
В условиях реформирования российской системы образования особенно актуальной становится задача качественной подготовки педагогических кадров и включение их в систему непрерывного педагогического образования, характеризующуюся многоступенчатостью, могоуровневостью, многофункциональностью, гибкостью и динамичностью.
Анализируя современные тенденции развития системы непрерывного педагогического образования, необходимо отметить, что важным фактором качественной подготовки педагогических кадров является выбор учреждением, осуществляющим непрерывное педагогическое образование стратегии, ориентированной на идеи гуманистической и экзистенциальной философии, гуманистической психологии, андрогогики и педагогики саморазвития. Именно эта стратегия, по мнению ряда ученых (К.Роджерс, С.Г.Вершловский, Л.Н.Куликова, Ю.И.Турчанинова, Э.Н. Гусинский, Н.А. Переломова и др.) способна обеспечить личностно-профессиональное саморазвитие педагога, механизмом которого является рефлексия. Педагогическая рефлексия является качественным показателем профессионального уровня учителя, способного решать актуальные задачи современного образования.
Интеграционные процессы, происходящие во всех областях научного знания, нашли свое отражение в теории и практике профессиональной педагогики. Это проявляется во взаимопроникновении на единой методологической основе собственно педагогических, философских, психологических, культурологических, социологических, искусствоведческих и др. знаний.
Для нашего исследования очень важно понимание механизма, обеспечивающего процесс личностно-профессионального саморазвития. В качестве механизма саморазвития мы рассматриваем рефлексию, прочно вошедшую в оборот профессиональной педагогической терминологии и позиционируемую как значимое профессиональное и социально-психологическое качество личности.
Рассматривая рефлексию, как полинаучную категорию, мы акцентируем внимание на некоторых аспектах, которые представляются наиболее важными в рамках нашего исследования.
Философско-методологическими основаниями исследования рефлексии послужили научные положения философской герменевтики, трансцендентальной феноменологии, философии экзистенциализма, гуманистической психологии др.
Термин «рефлексия» несмотря на достаточно определённое конвенциональное значение в философии, психологии, педагогике, социологии имеет разные определения.
Философский энциклопедический словарь приводит следующее определение рефлексии: рефлексия (от позднелатинского reflexio - обращение назад), принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
Понятие «рефлексия» имеет свои истоки, свой вектор развития и особенности наполнения смыслом. Рожденная еще античной философией (Сократ, Аристотель, Платон) проблема рефлексии получила мощный импульс для своего развития в эпоху Возрождения, вместе с усилением внимания к человеку, его природе. Изначальное философское понимание рефлексии сводилось к мыслительному процессу и к наблюдению за деятельностью души и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
«Рефлексивная традиция» восходит к философскому учению Сократа, объявившего предметом познания самих себя, определив тем самым самопознание основной задачей человеческой деятельности.
Впервые в науку термин «рефлексия» ввел Р.Декарт. Он отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного [72].
Новое содержание понятие получает в эпоху Просвещения: принцип рефлексивности в философии становится мировоззренческим принципом. Дж. Локк, приверженец материалистических позиций, определил рефлексию как источник чувственного, эмпирического познания, когда "наблюдения индивида направляются на внутренние действия сознания". Рефлексия по Дж.Локку - это «наблюдение ума, направленное на свою деятельность. Способность же ума разделяться на наблюдающего и наблюдаемого есть рефлексивная способность ума»[136].
Дж. Локк, отвергая концепцию врожденных идей Декарта, высказывает идею об опытном происхождении знания. Локк различает два вида опыта - чувственный опыт (ощущения) и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания. При этом рефлексия становится внутренним опытом в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств. Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии, в которой неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания и самоанализу собственных психических состояний. Таким образом, рефлексия — это внимание к тому, что происходит в нас. Локк считает, что все идеи происходят от ощущения или рефлексии, дающих опыт, на котором основывается все наше знание. Наблюдение доставляет нашему разуму весь материал для мышления. Оно может быть направлено на внешние предметы или внутренние действия ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем. Например, идею восприятия и идею воли мы получаем от рефлексии [136].
Учитель музыки как субъект педагогической рефлексии
Во втором параграфе мы рассматриваем педагогическую рефлексию как необходимое условие, обеспечивающее эффективность и качество педагогической деятельности учителя музыки.
Одна из уникальных характеристик человека - это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. «Достигнув определенного уровня профессионализма, человек как бы запускает механизм "самости", в результате чего у него активизируется потребность самопознания, самоопределения, эффективного самоуправления, ориентированное на непрерывное саморазвитие, стремление к творческой самореализации» [216,С52].
Как только человек начинает ставить перед собой задачи самореализации своей личности в деятельности, он неизбежно обращается к самопознанию себя как профессионала, начинает рефлексировать по поводу своего вклада в опыт профессии.
Педагогическая рефлексия учителя музыки рассматривается нами как комплекс личностных и профессиональных качеств, позволяющих реализовать педагогические цели и задачи, связанные с развитием личности школьников, используя при этом духовный опыт всех поколений, представленный разнообразными видами искусства, в том числе и музыкального.
Учитель музыки, обладающий педагогической рефлексией, способен глубже понять природу музыкального искусства, созданного человеком и обращенного к человеку, наполненного духовным содержанием, которое он, благодаря рефлексии, сумеет раскрыть и для себя, и для своих учеников.
В период смены образовательной парадигмы возрастает роль искусства как уникального явления человеческого бытия, которое формирует культуру восприятия человеком окружающего мира. Концепция художественного образования определяет искусство как «важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание, ненавязчивость ввода ребёнка в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям и к самому себе. Поэтому, «художественные дисциплины по самой своей сути, должны быть направлены на формирование внутреннего мира человека, его духовно-нравственного облика» [106, С.8-15].
Речь здесь идёт о формировании у детей целостного восприятия мира. Это, по мнению О.С.Рудневой, может быть обеспечено только «гармоничным сочетанием логического и образного восприятия» [185, С. 159-160].
В этом, по мнению Рудневой О.С., заключается одна из важнейших проблем современного художественного и, в частности, музыкального образования. Для того чтобы обеспечить это гармоничное сочетание, замечает автор, сегодня необходимо подходить к изучению музыки не «извне», в рамках традиционно-научного сознания, а «изнутри» как объекту, выражающему «субъектно-творческое отношение человека (композитора) к окружающему миру в его художественной специфике» [185, С. 165].
Такой подход требует от современного учителя музыки переосмысления не только роли и значения своего предмета, но и поиск новых, эффективных форм, методов и средств, используемых в собственной педагогической деятельности.
Переосмыслить, в данном случае, это значит, «отрефлексировать», заглянув в «себя», увидеть и сопоставить имеющийся опыт с новыми целями и задачами образования, наметить новые контуры своего профессионального образа. Определить вектор личностного «самоизменения» и механизм профессионального «самодостраивания», ведущий к достижению новых образовательных целей и решению поставленных задач. Справиться с этой задачей в одиночку учителю, безусловно, трудно. Существенную помощь в этом призваны оказывать институты повышения квалификации.
Программы повышения квалификации работников образования строятся с учётом новых требований к личности учителя. В.А. Сластенин, опираясь на мнение известных учёных Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, А.И. Щербакова и др., считает, что полноценное формирование личности учителя зависит от жесткой структуры способностей и личностных качеств и определённой расположенности к этой профессии. Он утверждает, что «овладеть педагогической профессией и педагогическим мастерством можно лишь на индивидуальном уровне» [196, С. 142].
Рассматривая педагогическую рефлексию с позиции компетентно-стного подхода, мы обратились к работе М.И.Лукьяновой «Психолого-педагогическая компетентность учителя», в которой дана характеристика социально-психологических качеств личности. Качества, обуславливающие профессиональное мастерство учителя к которым, в первую очередь, автор относит рефлексивность, гибкость и эмпатичность, являются профессионально значимыми.
Изучение педагогической рефлексии учителя музыки в ходе курсов повышения квалификации
Изучение педагогической рефлексии в профессиональной деятельности учителей межкурсовой период осуществлялось в форме экспертной оценки деятельности учителей музыки на соответствие заявленной квалификационной категории. Автор данного исследования выступал в роли председателя экспертной группы, изучающей профессиональную деятельность учителей музыки Приморского края на соответствие требованиям высшей квалифика 134 ционной категории в период с 1997 по 2004 год. В ходе этой работы, было установлено, что подавляющее большинство учителей направляют свои педагогические усилия либо на формирование знаний, умений и навыков, используя методики специального музыкального образования, либо, на расширение музыкального кругозора школьников. Что, безусловно, не соответствует новым требованиям, в свете обновления содержания музыкального образования. Это обстоятельство стало побудительным фактором поиска новых психолого-педагогических механизмов повышения эффективности и качества профессиональной деятельности учителя музыки, одним из которых является педагогическая рефлексия.
Теоретическое обоснование необходимости создания критериально-диагностической базы исследования педагогической рефлексии учителей музыки, описанное нами в разделе 1.3. как условие развития педагогической рефлексии учителя музыки показывает, что сам факт проведения диагностики выводит подсистемы личности педагога из равновесия и становится одним из способов формирования мотива повышения профессиональной компетентности [136а, С.49].
Входная диагностика рефлексивности учителей музыки по методике Карпова ставила своей целью, во-первых, определить уровни рефлексивности испытуемых на начальном этапе эксперимента, с целью проверки условий гипотезы, направленных на развитие педагогической рефлексии учителей музыки в процессе повышения квалификации, во-вторых, на стимулирование мотивации повышения профессиональной компетентности, выраженной уровнем педагогической рефлексии.
Данная методика исследует две основные сферы реализации рефлексивных процессов: личностную и профессиональную. В первом случае определяется способность испытуемого к рефлексивному анализу собственного мышления, сознания, деятельности, во втором - анализ содержания сознания другого человека, рассуждения за него, понимание его позиции и мотивов. Базируется методика на принципе ситуационного моделирования и включает набор вопросов из 17-ти жизненных ситуаций с тремя вариантами поведения, один из которых должен выбрать испытуемый. Варианты выбора указывают на степень рефлексии субъектом своих действий и деталей предполагаемого поведения, представляющих для него важность. Исследование выявляет комплексную характеристику уровня индивидуальной меры выраженности свойств рефлексивности и измеряется тестовыми баллами, переведенными в стены. При интерпретации результатов целесообразно исходить из дифференциации индивидов на три основные категории. Результаты диагностики, равные 7 стенам или большие, свидетельствуют о высокоразвитой рефлексивности. Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов - индикаторы среднего уровня рефлексивности. Показатели меньше 4-х стенов - свидетельство низкого уровня развития рефлексивности [95].