Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Черватюк Анна Петровна

Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе
<
Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Черватюк Анна Петровна. Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08, 13.00.02 : Москва, 2000 212 c. РГБ ОД, 61:01-13/719-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ТУРИЗМА 17

1 . Туризм, его социокультурные функции и типология 17

2. Формирование музыкальной культуры как компонента общехудожественной подготовки специалиста сферы туризма 41

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ТУРИЗМА В ВУЗЕ 66

1. Основное содержание опытно-экспериментальной работы и система записи аккордов для гитары 66

2. Методика обучения игре на гитаре и пению под свой аккомпанемент 114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 149

ПРИЛОЖЕНИЕ 168

Введение к работе

Актуальность исследования. Прогрессивные социальные преобразования происходят лишь при свободном и полном раскрытии интеллектуального и духовного потенциала его граждан в сферах науки, образования, просвещения, художественного творчества. Эти сферы человеческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой и, в свою очередь, являются слагаемыми такого значимого общественного явления, как культура. Развитие культуры ведет к прогрессивному изменению личности, преобразованию ее внутреннего мира на фоне совершенствования всего общества.

Негативные процессы, происходящие в современном обществе, такие, как духовный кризис общества, девальвация высших человеческих ценностей, отказ от идеалов гуманизма, вызывают сегодня большую тревогу. Общественное внимание привлекают проблемы состояния и развития национальной культуры, формирования целостной, творческой личности с высоким уровнем общей, нравственной и эстетической культуры и приоритетом высших человеческих ценностей и идеалов в процессе осуществления профессиональной, социальной и культуротворческой деятельности.

Особенно остро эта проблема стоит в высшей школе, цель которой -обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных осуществить прогресс в различных областях общественной жизни, нравственное оздоровление нации, процветание государства.

В настоящее время вузы культуры и искусств становятся центрами научно-исследовательской и практической деятельности в сфере общего и культурологического образования, опираясь на лучшие традиции российского гуманитарного образования, современный педагогический опыт и новые информационные технологии.

Ключевая задача вузов культуры и искусств - воспитание гармоничной, духовно богатой личности с системой общечеловеческих ценностей и высокими жизненными идеалами, с глубокими культурологическими знаниями и желанием постоянного приумножения и реализации творческого потенциала; формирование через синтез глубоких общекультурологических и узкопрофессиональных знаний специалиста с новым мышлением, умеющего претворять в жизнь культурную политику в современных условиях становления рыночных отношений.

Новые образовательные концепции, направленные на формирование глубоких культурологических знаний специалистов высшей квалификации социокультурной сферы, обусловили активизацию научных исследований по этой проблеме и появление ряда инноваций в данной области.

На базе Московского государственного университета культуры и искусств ведутся исследования по проблеме включения музыкальных дисциплин в процесс подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма, которая являет собой уникальную возможность соприкоснуться с историей и культурой мирового сообщества, изучить ранее неизвестные страницы жизни разных стран и народов, международный опыт по организации развлекательных, культурно-досуговых и игровых программ, возможности преобразования общества в сфере экономики и государственной политики.

Туризм способен обеспечить тесную связь между культурой, наукой и образованием. Целенаправленное эстетическое образование будущих специалистов сферы туризма предоставит обществу не просто высококвалифицированные кадры, но представителей и миссионеров мировой и отечественной культуры, четко определив их гуманистическую роль. Глубокие эстетические знания помогут дипломированным специалистам в правильном выборе воспитательных задач при осуществлении профессиональной деятельности, создании благоприятной

5 атмосферы для раскрытия творческого потенциала туристов, проявления у них интереса и бережного отношения к уникальным памятникам культуры и искусства - результатам творческой деятельности человечества.

Искусство, органично сочетающее философские и религиозные идеи, духовные и эстетические идеалы, имеет большое значение в постановке и разрешении основных вопросов бытия и сознания. Его исключительность состоит в гармоничном сочетании эмоционального и интеллектуального и передаче этой гармонии личности.

Нисколько не умаляя значения любого из видов искусства (а особенно их синтеза) в гармоничном развитии человека, отметим, что именно музыка всегда занимала и занимает особое место в эстетическом воспитании.

Целостные, глубокие знания по музыкальному искусству ведут к более эффективному, всестороннему развитию специалиста сферы туризма любой специализации, помогут ему осуществлять свою профессиональную деятельность на принципиально новом, высоком творческом уровне.

С целью более глубокого изучения музыкального искусства предлагается сочетать приобретение студентами специальности сферы туризма вуза теоретических музыкальных знаний с практическими навыками игры на музыкальных инструментах, популярных в туристской среде, и пением под свой аккомпанемент, что принесет значительную пользу для последующей профессиональной деятельности. Кроме того, владение музыкальным инструментом - эффективный способ пропаганды музыкального искусства в процессе организации и осуществления туристско-экскурсионной деятельности.

Подготовку специалистов сферы туризма осуществляют специальные факультеты и кафедры вузов. Учебные планы этих факультетов, как установлено, имеют достаточную наполняемость специальными дисциплинами, однако эффективность обучения не отвечает, на наш взгляд, современным требованиям. Этот пробел в какой-то мере можно восполнить

6 введением в учебный процесс дисциплин музыкального искусства, связанных с формированием у студентов музыкально-теоретических знаний и приобретением навыков практического освоения музыки с использованием ускоренных и высоко эффективных авторских систем и методик обучения. Мы предположили, что именно музыкальное искусство обеспечит формирование у студентов культурно-эстетических потребностей, пробудит интерес к учебе, освоению специальности руководителя сферы туризма. Такие руководители должны обладать творческим мышлением, а музыкальное искусство, как известно, развивает именно эту способность.

Говоря о музыкальном искусстве, уместно заметить, что ещё в XVIII веке известный французский композитор и музыкальный теоретик Жан Филипп Рамо высказал мысль о том, что музыка - это глубокая наука. Научность музыки, её связь с точными науками, и особенно с математикой, на наш взгляд, очевидна. Российским ученым, профессором П.А.Черватюком на базе точных наук созданы универсально-алгоритмическая система и методика ускоренного обучения музыке профессионалов на любой ступени их подготовки, к которой мы и решили обратиться в своём исследовании и проверить её эффективность при обучении студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе. Эта альтернативная система направлена на активизацию и развитие музыкальных способностей учащихся, их музыкального слуха и творческого мышления.

В нашем исследовании мы пришли к убеждению, что музыка, её песенно-романсовый жанр, является важнейшим фактором повышения культурного уровня индивида, эффективным средством профессиональной подготовки специалиста сферы туризма.

Здесь большое значение имеют и заранее подготовленные программы музыкальных выступлений, которые следует накапливать в период обучения в вузе. Эти программы будут применены молодым специалистом в ходе его дальнейшей работы по организации внутреннего и международного туризма.

В учебные планы специальности сферы туризма, наряду с лекционными музыкально-теоретическими дисциплинами, необходимо смелее вводить индивидуальные занятия по обучению игре на одном из музыкальных инструментов, развивать у студентов практические навыки пения под свой аккомпанемент. Мы, в соответствии с собственным опытом и желанием студентов, которое они высказали при анкетировании, рекомендуем использовать в учебном процессе классическую (шестиструнную) гитару, которая, без преувеличения, является в народе самым популярным музыкальным инструментом, и здесь можно достичь особого успеха. Под свой аккомпанемент на гитаре можно быстро и качественно научиться исполнять голосом песни и романсы, а также играть инструментальные произведения из классического гитарного репертуара.

Исследуя эту проблему, мы разработали и экспериментально проверили (1997 - 2000 гг.) блок учебного плана и программу «Музыкальное искусство» для студентов вуза специализации «Менеджмент туризма», а также написали и опубликовали учебно-методическое пособие «Гитара и пение под свой аккомпанемент», где рассмотрели вопросы подготовки студентов сферы туризма в области музыки. В результате мы предлагаем ввести в учебный план специальности сферы туризма дисциплины: «История музыки разных стран и народов, основы теории музыки и гармонии», «Гитара и пение под свой аккомпанемент», «Вокально-инструментальный ансамбль гитаристов и синтезатор».

Выдвинутые нами отдельные положения и рекомендации убедительно говорят о необходимости проведения исследований в данной области, поскольку до настоящего времени проблема подготовки специалиста сферы туризма с таких позиций не рассматривалась.

Исходя из вышесказанного, мы видим актуальность проблемы нашего исследования в несоответствии уровня подготовки специалистов сферы туризма современным требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалистов данной области.

Нами накоплен некоторый опыт по совершенствованию форм и методов работы в этой сфере, проанализирован процесс обучения студентов, рассмотрены и научно обоснованы факторы и условия, влияющие на творческое развитие, активизацию учебно-воспитательного процесса, направленного на подготовку специалистов сферы туризма, механизмы повышения эффективности формирования у студентов профессиональных знаний, умений и практических навыков.

Решая научно-теоретические и практические задачи, поставленные в исследовании, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности групповых форм обучения и разработали педагогическую систему обучения музыке специалистов сферы туризма.

Степень разработанности проблемы. Изучение и анализ научной литературы позволили выявить незначительное число исследований, посвященных вопросам профессиональной подготовки специалистов сферы туризма. Так, И.С.Томиловым раскрыты педагогические аспекты подготовки туристских кадров в условиях регулирования рыночных процессов, Л.П.Овчинниковой определены основы формирования информационной культуры менеджера туризма, Т.В.Кудрявцевой исследована проблема подготовки менеджеров туризма в системе дополнительного образования, Н.А.Гультяевой прослежено влияние изобразительного искусства на формирование профессиональных качеств специалистов сферы туризма. Имеются труды и других авторов, которые мы рассматриваем в первой главе. Однако проблема подготовки высококвалифицированных кадров для сферы туризма с использованием музыкального искусства с позиций музыкальной педагогики до настоящего времени не рассматривалась.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили необходимость ее детального исследования, что и определило выбор настоящей темы.

Объект исследования - профессиональная подготовка специалиста сферы туризма в вузе.

Предмет исследования - условия, обеспечивающие повышение эффективности комплексной подготовки специалиста сферы туризма в вузе средствами музыкального искусства, формирование музыкальных знаний, вокальных и инструментально-исполнительских умений и навыков.

Цель исследования - создать целостную модель специалиста сферы туризма, отвечающую современным требованиям общества к его профессиональной, социокультурной деятельности, и на этой базе разработать научно обоснованную систему музыкальной подготовки специалиста сферы туризма в вузе.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

1) охарактеризовать учебно-воспитательный процесс подготовки кадров для сферы туризма в России;

2) разработать концептуальную модель современного специалиста сферы туризма, совершенствование профессиональной подготовки которого осуществляется средствами музыкального искусства;

3) выявить специфику музыкального обучения студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе и научно обосновать систему музыкальной подготовки специалиста сферы туризма;

4) экспериментально апробировать систему, методы и приёмы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе, проанализировать их эффективность и разработать конкретные рекомендации по внедрению в учебно-воспитательный процесс.

Гипотеза исследования. В основе предложенной автором системы обучения музыкальному искусству лежит синтез базовых музыкально- теоретических знаний и практических (исполнительских) умений и навыков. Такая система, по нашему мнению, способна стать важным и неотъемлемым компонентом подготовки высококвалифицированного специалиста сферы туризма в вузе, внести существенный вклад в его профессиональное становление, формирование эстетического вкуса и музыкальных знаний, приобретение необходимых исполнительских навыков. В итоге подобный подход способен оказать положительное влияние на формирование музыкальной культуры как важной составляющей общей культуры специалиста сферы туризма.

Методологической основой работы являются диалектический метод познания, системно-комплексный и целостный подходы, принципы личностно-ориентированной педагогики гуманистической направленности.

Диалектический метод познания заключается в создании и применении универсального подхода к предмету исследования на основе синтеза различных научных знаний: философских, культурологических и педагогических теорий, выработанных человечеством в процессе исторического развития науки и культуры.

Системно-комплексный подход предполагает структурное изучение сложного объекта, анализ всех его компонентов, выявление связей и противоречий между ними, их взаимовлияния и процессов изменения. Это позволяет, с одной стороны, исследовать туризм как уникальное явление в системе культуры, как социокультурный феномен, появление и распространение которого обусловлено развитием основных форм культуры - материальной, духовной и художественной, а с другой - рассмотреть туризм как сложную систему, многочисленные компоненты которой связаны с различными сферами деятельности человека - экономикой, политикой, образованием, культурой, искусством и др., находящимися в тесной взаимосвязи и взаимодействии с системой туризма.

Целостный подход предполагает рассмотрение профессиональной подготовки специалиста в процессе обучения в высшей школе на основе синтеза гуманитарных, естественнонаучных, социально-экономических, профессиональных, а также специальных дисциплин. Целостный подход позволяет более эффективно осуществлять подготовку специалиста сферы туризма в вузе, его профессиональное становление, формирование необходимых знаний, умений и навыков, общей и эстетической культуры.

Суть принципов личностно-ориентированной педагогики - в утверждении уникальности и неповторимости личности, первостепенной важности и необходимости всестороннего ее развития. Определение человека как высшей ценности, его гармоничное развитие и реализация личностного потенциала провозглашаются основным смыслом педагогической деятельности.

Применение принципов личностно-ориентированной педагогики, их гуманистическая направленность в учебно-воспитательном процессе в высшей школе способствуют формированию высокой нравственности, культуры поведения и общения, стремления к творческому созиданию, целостного мировоззрения личности, адекватного восприятия происходящих процессов и явлений современного мира, что активизирует процессы самопознания, познания человеком окружающего мира, самосовершенствования и, как результат, способствуют самореализации личности в научно-теоретической, профессиональной и социокультурной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили положения, выдвинутые ведущими учеными в области философии, педагогики, психологии и культурологии: Э.Б.Абдуллиным, Ю.Б.Алиевым, Б.Г.Ананьевым, А.И.Арнольдовым, А.А.Ароновым, Л.Г.Арчажниковой, А.Г.Асмоловым, Ю.К.Бабанским, Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой, Н.А.Бердяевым, А.А.Вербицким, Л.С.Выготским, ПЯ.Гальпериным,

Л.С.Зориловой, В.И.Петрушиным, В.А.Разумным, М.Я.Сарафом, М.Н.Скаткиным, В.А.Сластениным, С.Д.Смирновым, Б.М.Тепловым, А.Я.Флиером, Г.М.Цыпиным.

При исследовании поставленной проблемы были использованы труды авторов, в которых рассматриваются общие проблемы, различные аспекты и особенности профессиональной подготовки специалистов разных направлений: Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной,

Л.Г.Арчажниковой, Ю.К.Бабанского, Н.К.Баклановой, А.А.Вербицкого, Г.М.Галуцкого, В.И.Горлинского, А.Д.Жаркова, Е.И.Ждановой, В.И.Закутского, И.А.Зимней, Л.С.Зориловой, А.С.Каргина, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Н.В.Кротовой, В.Г.Кузнецова, Ю.М.Лагусева, Б.Т.Лихачева, Е.И.Максимова, В.И.Петрушина, Л.А.Рапацкой,

З.А.Решетовой, В.С.Садовской, В.А.Сластенина, Л.А.Соловьёвой, К.С.Станиславского, Ю.А.Стрельцова, Г.М.Цыпина, П.А.Черватюка, В.И.Черниченко, В.М.Чижикова, Л.В.Шаминой.

При обосновании актуальности данного исследования мы опирались на труды авторов, в которых раскрывается сущность музыкально-эстетического воспитания, рассматривается процесс формирования эстетической и общей культуры личности: Г.В.Арзямовой, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьева, Н.А.Ветлугиной, Л.Г.Дмитриевой, Е.Р.Ильиной, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова, З.П.Морозовой, М.Г.Плоховой, В.А.Разумного, В.Н.Шацкой, Л.В.Школяр.

Тщательному анализу подверглись исследования по различным направлениям подготовки высококвалифицированного специалиста для сферы туризма в вузе: Н.Н.Агеевой, И.Л.Беккер, Н.И.Волошина, М.Г.Воронцовой, Б.В.Емельянова, В.А.Квартальнова, Т.В.Кудрявцевой, Я.Е.Парция, Н.Т.Пироженко, В.Б.Сапруновой и др.

Особое внимание в нашем исследовании обращено к научно-методическим трудам по музыкальному искусству, учебникам по теории музыки и гармонии, школам-учебникам и учебно-методическим пособиям по гитаре: П.С.Агафошина, А.Д.Варфоломоса, В.А.Вахромеева, П.О.Вещицкого, Б.Л.Вольмана, А.М.Иванова-Крамского, М.Каркасси, Е.Д.Ларичева, А.А.Люблинского, В.А.Манилова, В.А.Молоткова, Л.М.Морген, Е.В.Назайкинского, А.Г.Николаева, Л. В.Панайотова, Э.Пухоля, А.Сеговия, И.В.Способина, А.А.Степанова, П.А.Черватюка, В.И.Яшнева. Методы исследования;

1) изучение литературы по философии, педагогике, психологии, экономике, менеджменту, маркетингу туризма, экскурсоведению, теории и методике социально-культурной и досуговой деятельности, эстетике, истории искусств, музыкознанию, теории музыки, сольфеджио, гармонии, гитаре, синтезатору; наблюдение за преподаванием специальных дисциплин (туристского и музыкального циклов), истории искусств и гитары; анализ учебных планов, программ, учебников, учебно-методических пособий и учебно-воспитательной литературы; педагогический эксперимент;

5) проведение целенаправленного педагогического наблюдения на различных этапах обучения музыкальному искусству студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе;

6) обобщение результатов теоретико-практической работы со студентами в классе гитары и пения под свой аккомпанемент;

7) анкетирование, связанное с вопросами подготовки специалиста в области туризма и музыкального искусства.

Анализируя научную и учебно-методическую литературу по специальности «Гитара», которая применяется в учебных заведениях начальной, средней и высшей ступеней обучения в России и за рубежом, мы пришли к выводу, что в отечественных и зарубежных трудах обучение игре на гитаре предлагается осуществлять на классическом гитарном репертуаре.

В этих трудах полностью отсутствуют научно-теоретическая и методическая база исполнения музыкальных произведений голосом под свой гитарный аккомпанемент, методы и приемы такого обучения, а также практические установки и упражнения, направленные на развитие певческого голоса и выработку практических навыков игры аккомпанемента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждены: выбором исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, задачам, логике исследования, экспериментальной работой, проводимой с опорой на достижения современной педагогики и психологии, методику музыкального воспитания и профессионального образования.

Важнейшим компонентом профессионального мастерства специалиста сферы туризма является общая культурологическая и искусствоведческая подготовка. При этом музыкально-практические умения и навыки рассматриваются нами не только как адекватная проекция полученных знаний на определённый вид музыкальной деятельности, но и как средство приобщения к музыкальному искусству, ведущий фактор формирования музыкальной культуры специалистов сферы туризма.

Научная новизна исследования состоит: в принципиально новом подходе к содержанию подготовки специалиста сферы туризма в вузе с акцентом на социокультурное значение его профессиональной деятельности, ее гуманистическую направленность, соответствующие требованиям современного общества; в анализе состояния подготовки студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе и её соответствия современным требованиям; в использовании блока музыкальных дисциплин при подготовке специалиста сферы туризма в вузе с целью формирования его музыкальной культуры, приобщения к миру музыкального искусства; в разработке и экспериментальной проверке методов и приемов ускоренного обучения музыке студентов немузыкальных специализаций; в предложенной системе записи аккордов, оптимизирующей овладение студентами навыками игры на шестиструнной гитаре.

Практическая значимость исследования заключается в предложенной комплексной технологии обучения музыке студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе; в разработке эффективных методов и приемов обучения игре на гитаре и пению под свой аккомпанемент, которые могут широко использоваться в немузыкальных вузах различного профиля, а также при обучении учащихся начальных и средних специальных учебных заведений, что будет активно влиять на эстетическое воспитание обучаемых, формирование их музыкальной культуры как важного компонента общей культуры личности.

Апробация и внедрение. Результаты опытно-экспериментальной работы проверялись в учебном процессе Московского государственного университета культуры и искусств в классах «Гитара и пение под свой аккомпанемент» и «Вокально-инструментальный ансамбль гитаристов и синтезатор». Предложенная нами методика обучения студентов немузыкальных вузов рассматривалась в Российской международной академии туризма, а также использовалась в Детской школе искусств № 9 им.М.А.Балакирева г.Москвы в работе с учащимися 5-7 классов, где в настоящее время наша система и методика ускоренного обучения игре на гитаре и пению под свой аккомпанемент нашла широкое применение в учебном процессе. Нами издано учебно-методическое пособие «Гитара и пение под свой аккомпанемент» (6,2 п.л.) для студентов специализации «Менеджмент туризма», а также осуществлены публикации в научных сборниках, состоялись выступления автора по теме диссертационного исследования на научно-практических конференциях и круглых столах,

16 проводимых в рамках межвузовских семинаров по проблемам профессионального образования. На защиту выносятся: новый комплексный подход к проблеме профессиональной подготовки специалиста сферы туризма в вузе с использованием музыкального искусства, способствующего активизации учебно-воспитательного процесса и повышения эффективности обучения студентов; разработанная и научно обоснованная система музыкальной подготовки специалиста сферы туризма, методика обучения музыкальному искусству, игре на гитаре и пению под свой аккомпанемент; выявленные теоретические и методические основы ускоренного овладения практикой игры на гитаре и пением под свой аккомпанемент, новая запись аккордов на струнах грифа гитары, изображенных на бумаге; система, методы и приёмы обучения музыке на песенно-романсовом репертуаре, исполняемом голосом под свой гитарный аккомпанемент, которые могут быть использованы также в специальных учебных заведениях начального и среднего звеньев.

Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения.

Туризм, его социокультурные функции и типология

В процессе развития научного знания формировались различные подходы к определению понятия «культура», познанию ее феномена, что связано с проблемой многогранности этого явления.

Современный взгляд на культуру заключается в понимании культуры как особой формы бытия, которая развивается и изменяется в процессе и под воздействием трех основных сфер деятельности человека - материальной, духовной и художественной, тесно взаимосвязанных между собой.

На основании выделения трех главных видов человеческой деятельности культуру рассматривают как уникальное общественное явление и вычленяют три основных сферы культуры, обладающие, однако, тесной взаимосвязью и взаимозависимостью:

- материальная культура,

- духовная культура,

- художественная культура.

Понятие «материальная культура» включает в себя совокупность предметных результатов человеческой деятельности - материальных благ, основным условием появления которых является физический и умственный труд человека или коллектива единомышленников. Культура становится «второй природой», связующим звеном между естественной природой и социальной.

Созданная материально-техническая база, социально-экономические достижения общества являются основой духовной культуры. Уровень ее развития характеризуется совокупностью ценностей, идеалов, социальных норм, а также традиций, обрядов и обычаев конкретного общества. Духовная культура «...определяет формы жизнедеятельности, способ общественного производства, характер реализации общественного развития. От ее состояния во многом зависит восприимчивость общества к новым технологиям, степень гуманизации общественных отношений, содержание всей системы общественных связей» (148. С.329). Таким образом, духовную культуру можно определить как «систему коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам» (170. С.300).

Художественная культура представляет собой особую сферу объединения материальной и духовной культур в процессе художественной деятельности людей - художественного творчества.

Эти три основные сферы культуры, взаимодействуя между собой и взаимодополняя друг друга, формируют специфический способ существования человека.

Уровень развития культуры, как правило, характеризуется:

- ступенью научно-технического прогресса - наличием и степенью внедрения новых информационных и производственных технологий, научных открытий и результатов исследований;

- качественными и количественными характеристиками производства и потребления материальных и духовных благ;

- развитием сфер образования, просвещения, естественных и гуманитарных наук, искусства;

- интенсивностью развития государственных и общественных институтов;

- степенью социальной, профессиональной, творческой активности населения;

- способностью общества и отдельных его групп к восприятию достижений в области техники, высоких информационных технологий, науки, образования, просвещения, искусства;

- содержанием и эффективностью действующих норм права, моральных принципов, традиций и обычаев, отношением к общечеловеческим ценностям и идеалам. Развитие культуры ведет к прогрессивному изменению личности, преобразованию ее внутреннего мира идей и окружающего мира вещей, является процессом «...развития самого человека как общественного существа, как целостной и гармонической личности, способом существования человека как субъекта деятельности, мерой его индивидуального - творческого, социального, эстетического и физического -совершенствования» (245. С. 167) на фоне совершенствования всего общества.

Процесс непрерывного развития общества обусловливает появление новых, все более сложных социокультурных человеческих потребностей, которые требуют новых эффективных способов их удовлетворения. Результатом поиска является, как правило, формирование и развитие новых культурных сфер, новых направлений социокультурной деятельности людей.

Развитие культуры не только обусловливает совершенствование существующих социальных явлений, общественных отношений, но и приводит к развитию новых организованных форм жизнедеятельности людей, формированию новых областей научного знания, новых направлений научных исследований, к появлению новых общественных институтов, социокультурных систем и явлений.

Одно из таких сравнительно молодых социокультурных явлений -туризм, зародившийся в XIX веке как особая сфера человеческой деятельности и получивший массовое распространение лишь в XX веке, после Второй мировой войны. Основой и главным условием его развития и процветания является высокий уровень культуры общества - материальной, духовной и художественной. В свою очередь туризм способен обеспечить благоприятные условия для дальнейшего быстрого и эффективного развития всех сфер общественной жизнедеятельности, так как представляет собой сложную социальную систему, функциональными подсистемами которой являются сферы экономики, политики, образования, здравоохранения, культуры и искусства.

Уровень развития туризма является одновременно показателем благосостояния общества и одним из условий обеспечения этого благосостояния, поэтому многие государства мира включили туризм в сферу своих приоритетных интересов, всесторонне поддерживая развитие туристской деятельности. Огромный потенциал туризма был оценен и российскими структурами власти, а также широкой общественностью (196, 215).

Туризм является той областью общественного бытия, тем «пространством», где реализуются конституционно закрепленные права человека на отдых, свободу передвижения, оздоровление, образование (106).

Формирование правовой базы сферы туризма началось сравнительно недавно. Только в 1996г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности Российской Федерации», а также Федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ» (Федеральный Закон от 24.11.96 №132-Ф3, принят Гос.Думой 04.10.96, одобрен Советом Федерации 14.11.96). Эти документы установили правовые основы туризма в РФ, внесли ясность в терминологическую базу сферы туризма, а также определили принципы государственной политики в этой отрасли народного хозяйства, порядок использования национальных туристских ресурсов, подтвердили права человека в сфере туризма, закрепленные изначально в Конституции РФ.

Формирование музыкальной культуры как компонента общехудожественной подготовки специалиста сферы туризма

Поскольку туризм охватывает все сферы жизни общества и деятельности людей (экономику и политику, науку и культуру, профессиональную, досуговую, социально-культурную сферы), содержание профессиональной деятельности специалиста сферы туризма может быть разнообразным. Для эффективного функционирования и развития туристской отрасли требуются высококвалифицированные экскурсоводы и методисты, менеджеры и турагенты, инструкторы, профессиональные организаторы досуга, аниматоры, специалисты-практики в области искусств.

Требования, предъявляемые наукой управления к специалистам сферы туризма, составляют комплекс обязательных качеств, характеристик, составляющих их профессиональную компетенцию.

Наравне с общими гуманитарными, формирующими мировоззрение, и узкопрофессиональными знаниями, умениями, навыками от менеджеров требуются: «- высокое чувство долга и преданность делу;

- честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

- умение четко выражать свои мысли и убеждать;

- уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии предприятия;

- способность быстро восстановить свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность» (176. С. 16).

Н.Т.Пироженко, исследуя методологическую базу профессиональной подготовки менеджеров туризма, отмечает значение создания модели менеджера-педагога: «Туристский менеджмент.. .характеризуется возрастанием роли лидерского поведения менеджера, педагогическим содержанием самой туристской деятельности. Ее основные принципы -гуманизация и гуманитаризация, педагогическое творчество. Профессиональная подготовка специалиста включает усвоение не только знаний, навыков по технологии туризма, но и формирование качеств, которые охватывают весь спектр понятия «культура личности» (160. С.З).

Даже никогда ранее не изучавший теорию управления педагог, социальный работник, специалист социально-культурной сферы узнает в вышеперечисленных характеристиках требования, предъявлявшиеся и предъявляющиеся к нему педагогическими, психологическими, социальными и культурологическими науками.

Действительно, деятельность менеджеров очень специфична, так как представляет собой синтез общих культурологических, гуманитарных и узкоспециализированных наук. Менеджер сферы туризма в процессе своей деятельности активно воздействует как на социокультурную и экономическую сферы в целом, так и на отдельных индивидуумов -туристов.

Т.В.Кудрявцева в кандидатской диссертации «Формирование профессиональной подготовки менеджеров туризма в системе дополнительного образования» рассматривает туризм как отрасль общественного производства с широким спектром предоставляемых услуг, которые удовлетворяют, в зависимости от своей основной направленности, экономические, социальные, гуманитарные потребности личности и общества в целом.

Основываясь на маркетинговых исследованиях туристского рынка, сферы туризма в целом, системы подготовки кадров в этой области, а также на идее разделения труда на рынке туристских услуг по профессиональным функциям (описаны В.А.Квартальновым, Н.Н.Агеевой), автор предлагает модель «узкопрофильного» обучения в системе дополнительного образования, выделяя основные социально-профессиональные группы специалистов в сфере туризма (хозяйственно-экономических руководителей, специалистов и исполнителей). Следует обратить внимание на многочисленные труды Б.В.Емельянова, известного деятеля в сфере культурно-воспитательной работы советского периода. Так, его фундаментальный труд - учебное пособие «Экскурсоведение» в 3-х частях (90) - широко освещает все аспекты экскурсионной работы как отрасли культурно-просветительной деятельности - экскурсионную методологию, теорию, методику. Автор анализирует принципы формирования и основные составляющие профессионального мастерства экскурсовода, указывает на роль искусства в экскурсиях, интегрирует в свою методику научные и практические достижения педагогико-психологических наук, а также элементы маркетинговых и социологических исследований.

И.Л.Беккер в кандидатской диссертации «Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков» затрагивает одну из самых актуальных социальных проблем современного общества - проблему формирования экологического мышления - и в связи с этим рассматривает путешествия по родному краю, родной стране как комплекс эффективных методов и средств социализации, формирования и развития жизненно необходимых нравственных качеств личности подростка.

Многие факторы - как внешние (экономические, политические, социальные), так и внутренние (личностные, психо-физиологические, психологические) - обусловливают требования, предъявляемые к специалисту сферы туризма, определяют содержание профессиональной подготовки в вузе. Однако можно выделить комплекс основных качеств, знаний, умений, навыков, которым и должен обладать специалист сферы туризма любой специализации. Базируется этот комплекс на обобщении результатов многочисленных практических и теоретических исследований в сфере туризма и связанных с ним отраслей, а также с учетом требований, предъявляемых обществом, культурной, социальной, образовательной, экономической, туристской политикой государства.

Современные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке специалиста сферы туризма в вузе:

- профессиональная компетентность в области туризма, обеспечивающая высокий уровень конкурентоспособности на рынке труда (глубокие и разносторонние знания в области туристики, а также общие и специальные, отраслевые экономические, юридические знания);

- высокий уровень общей и духовной культуры личности (нравственная культура, культура поведения, культура общения, тактичность, гуманность, интеллигентность, толерантность, объективность, широкий научный, творческий потенциал, высокая степень ответственности за принимаемые решения, осуществляемую деятельность, результаты профессиональной деятельности, постоянная потребность в самосовершенствовании, осознание необходимости непрерывного самообразования и осуществление этого процесса);

- гуманитарная подготовка, формирующая систему стройных историко-культурологических и искусствоведческих знаний, эстетическую культуру личности специалиста, эстетический вкус, широкий культурный кругозор;

- фундаментальная психолого-педагогическая подготовка (умение применить глубокие знания по педагогике и психологии в процессе работы с людьми, оказание воспитательного, развивающего воздействия на участников туризма, владение методами и приемами вовлечения туристов в коллективную культурно-досуговую деятельность, приобщение к художественному творчеству, исполнительству, оказание помощи в самораскрытии, совершенствовании личности);

- развитое теоретико-научное и творческое мышление, умение профессионально проводить исследовательскую, прогностическую деятельность; - знание методологических основ социально-культурной деятельности, методики организации и осуществления культурно-досуговой деятельности для организации досуга туристов на высоком профессиональном уровне его наполнения эстетическим компонентом; развитый организаторский талант, коммуникативные способности;

- умение самостоятельно принимать решения, работать в коллективе, предотвращать и разрешать профессиональные, социальные и межличностные конфликты.

Высшая цель профессиональной деятельности специалиста сферы туризма - и он должен это со всей ответственностью понимать - достижение наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности туристов, приобщение детей, подростков, взрослых к различным формам досуговой деятельности, самодеятельного творчества. Постоянные контакты с людьми требуют от специалиста отношения к личности клиента-туриста как высшей ценности. Если не ставить перед собой таких высоких целей, то содержание всей деятельности специалиста - профессиональной, социальной, художественно-творческой - вскоре обмельчает.

Основное содержание опытно-экспериментальной работы и система записи аккордов для гитары

Переходя к характеристике опытно-экспериментального обучения студентов специализации «Менеджмент туризма» Московского государственного университета культуры и искусств, необходимо остановиться на рассмотрении психолого-педагогических аспектов подготовки специалистов сферы туризма в области музыкального искусства.

Проблема музыкальной подготовки студентов немузыкальных вузов (специальностей) в определённой степени созвучна проблемам андрагогики, поскольку овладение базовыми музыкальными знаниями, умениями и навыками осуществляется в период, соответствующий физической и интеллектуальной зрелости обучающегося, что не имеет аналога в музыкально-педагогической практике. Напомним, что термин «андрагогика» предложен немецким ученым К.Каппом в 1833 году для обозначения отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых (Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. Т. 1.- М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.-С.36.).

В настоящее время наблюдается смещение временных границ профессионального самоопределения личности, сопровождающееся ранним, по сравнению с предыдущим десятилетием (80-е годы), вступлением в производственную деятельность. Проведённое нами анкетирование студентов 1 курса специализации «Менеджмент туризма» МГУКИ убедительно доказывает этот факт. В этой связи объектом педагогического воздействия в данном случае выступает личность, достигшая определённого уровня самоактуализации, что и было учтено нами при разработке системы музыкальной подготовки специалистов сферы туризма и создании методик преподавания учебных дисциплин «История музыки разных стран и народов, основы теории музыки и гармонии» и «Гитара и пение под свой аккомпанемент».

Вышесказанным в значительной мере обусловливается психологический настрой студентов на учебную деятельность, который, с одной стороны, характеризуется глубокой осознанностью необходимости получения знаний, овладения умениями и навыками в области профессиональной сферы, с другой - определяется направленностью на восприятие личностью воздействия гедонистической функции обучения.

При создании методики обучения мы также опирались на общедидактические принципы, среди которых: принцип научности, связи теории с практикой, сознательного усвоения знаний, наглядности, систематичности и последовательности, а также доступности и прочности усвоения знаний с учетом индивидуального подхода в обучении.

Специфика музыкального обучения взрослых состоит в необходимости обеспечения условий, способствующих интенсификации данного процесса, поскольку овладение музыкально-практическими умениями и навыками требует значительных временных затрат и предполагает осуществление музыкальной подготовки с детских лет.

На начальном этапе опытно-экспериментального обучения нами выяснялось, в какой мере студенты специализации «Менеджмент туризма» прикасаются к различным видам искусств: театру, музыке, кино, живописи, скульптуре, архитектуре. Устные ответы студентов были самыми разнообразными. Исходя из этого и учитывая пожелания студентов, мы решили более глубоко изучить учебный план специализации «Менеджмент туризма» в вузе и в целях его совершенствования провели анкетирование студентов этой специальности в Московском государственном университете культуры и искусств. В анкету мы включили вопросы, касающиеся учебного плана, методики преподавания специальных и других дисциплин, что позволило нам выяснить интерес студентов к различным научным дисциплинам и видам искусства.

Похожие диссертации на Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе