Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы свободы выбора как средства развития активности личности в учебном процессе 16
1.1. Философско-психологические аспекты понятия "личность" 16
1.2. Свобода выбора, ее специфические особенности и предпосылки для реализации 34
1.3. Личностно-ориентированное обучение как процесс раскрытия индивидуального потенциала личности, способствующий развитию ее активности 48
1.4. Роль технологий обучения в учебном процессе среднего профессионального образования
ГЛАВА 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию активности личности при создании условий и предоставлении свободы выбора в учебном процессе
2.1. Постановка и задачи эксперимента 80
2.2. Разработка и реализация технологии, ориентированной на предоставление свободы выбора в учебном процессе 94
2.3. Результаты эксперимента 126
2.4. Методические рекомендации по применению технологии обучения, включающую группу методов и приемов, направленных на предоставление студентам свободы выбора 15^
Заключение 166
Литература 172
Приложения 181
- Философско-психологические аспекты понятия "личность"
- Свобода выбора, ее специфические особенности и предпосылки для реализации
- Постановка и задачи эксперимента
Введение к работе
Переоценка ценностей уходящей эпохи и попытка по новому взглянуть на мир и место человека в нем, отразились на философском осмыслении того, что происходит с образованием в его отношении к обществу, культуре, человеку. Очевидностью является необходимость пересмотра многих устоявшихся представлений социально-педагогического мышления и выработки такого методологического подхода, который бы отвечал современному уровню развития цивилизации.
Особенностью современного этапа цивилизации является усиленное внимание к человеку, связанное с возрастанием роли личности, ее самосознания и свободы в общественных процессах. Духовная активность человека, как субъекта образования, должна получить такое направление, при котором он встает на путь образования самого себя, на путь сознательного и ответственного выбора способов мышления и действия, обеспечивающих сохранение жизни, культуры и природы. Происходящие в общественной жизни перемены ставят человека в положение, когда ему самому приходится выбирать свои жизненные ориентиры, определять свое отношение к действительности и свое место в ней, становиться творцом собственной судьбы. Положение ЛИЧНОГФИ и обшегФйй, наличие у нее возможностей для раскрытия и развития своих деятельностных сил, реализация свободы способствуют пониманию того, что разрешение существующих противоречий за висит от уровня развития каждого индивида, его активности.
В современных социально-экономических условиях необходимо развивать активность личности, способность осуще ствлять выбор, ставить и реалиэовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартов, оценивать свою деятельность на основе анализа, рефлексии, которая способствовала бы культивированию субъективности, органичности, целостности, ответственности. Особую актуальность эта задача приобретает в процессе подготовки педагогических кадров, способных эффективно выполнять свои профессиональные функции в условиях изменяющейся социально-педагогической ситуации в нашей стране.
Новые подходы в образовании к личности делают актуальным исследование качественного своеобразия личностно ориентированных образовательных систем. Личность становится субъектом деятельности благодаря активности. Активность, как относительно устойчивое свойство личности изменяется в течение всей жизни человека, а также и в процессе профессиональной подготовки студентов, и учебный процесс в значительной мере может влиять на ее развитие, если использовать технологии, ориентированные на личност-но-деятельный подход. Традиционные методы и приемы в обучении выполняли подчиненную роль и обслуживающую функцию образования в обществе, перетекание социокультурного опыта от одного поколения к другому.
Современные подходы к личности поставили перед образованием проблему поиска новых технологий обучения, направленных на развитие личности, раскрытие ее внутреннего потенциала, способности к самостоятельному поиску и принятию решений многих жизненно важных вопросов: выбор образовательной траектории и содержания подготовки, наиболее целесообразного для будущего трудоустройства, умение ориентироваться в мире информации, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях и т.д. Возможность использования и разработка новых технологий в настоящее время подкрепляется результатами исследований в области психологии личности и психологии деятельности.
Понятие "личность" является одним из центральных в философии, психологии, социологии и др. науках. Философ-ско-психологические аспекты личности раскрываются в работах философов И. Канта, Гегеля, Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, К. Маркса, 3. Фрейда, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, А. Сервера Эспинозы, Н. Вердяева, М. Бубера, Э.В. Ильенкова, М. Мамардашвили, И.И. Булычева, Г. В. Гребенькова, А.И. Артемьева и др., зарубежных психологов В. Маслоу, К. Роджерса, Ж. Пиаже, К. Левина, Г. Оппорта, Р. Кеттеля, отечественных - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К. к. Платонова, А. Г. Ковалева, Г.С. Батищева, А.В. Петровского, Б.Г. Ананьева, Н.И. Рейнвальд, А.Г. Ас-молова, Л.Н. Буевой, Л.И. Божович и др. Несмотря на различия в подходах к определению понятия, их объединяет по ложение, что формой бытия, способом существования личности является деятельность. Связь личности и деятельности рассматривается в работах вышеперечисленных отечественных психологов, а также у B.C. Мерлина, А. С. Прангишвили, Л.И. Божович, К.А. Абульхановой-Славской, ю.н. Давыдова, В. А. Лекторского, В.И. Слободчикова, Е.Г. Ксенофонтовой, С.Д. Смирнова, А.Н. Арлычева и др. Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым заложены основы деятельно-стного подхода в психологии, которые развиваются в трудах К. А. Абульхановой - Славской, П. Я. Гальперина, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова и др.
Условием становления, реализации и видоизменения деятельности является активность. Активность как ведущее свойство личности рассматривают Ковалев А.Г., Щукина Г.А., Асмолов А.Г., Петровский А.В., К.А. Абульханова-Славская , Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе. Активность носит сознательный и избирательный характер, индивид способен к целеполаганиго, а такая деятельность осуществляется свободно. Личность обладает атрибутом свободы благодаря своей родовой, субъективной активности.
В современной литературе свобода рассматривается в различных аспектах: свобода и необходимость (В.Ф. Асмус, Ю.М. Смоленцев); свобода и ответственность (Л.П. Буева, А.Г. Спиркин, И.С. Кон, А.В. Мельничук, В.М. Тугаринов, А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе); свобода и ее связь с жизнью (СИ. Шарипов, А. Абдульгина-Зарема, Л.А. Цыре нова, Т.И. Ойзерман) ; свобода и запрет (А.А. Белоусов); свобода и отчуждение (А.В. Камынин, А.А. Топорков). Свобода предполагает принятие решения, выбор цели и средств, способность и возможность реализовать принятое решение; ответственность за данный выбор. Предпосылкой реализации свободы выбора является психологическая готовность личности, а создание условий для реализации выбора - значимо для развития активности личности.
Активность в учебном процессе рассматривается как активная деятельность и проявляется в результате ее активизации по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения и т.д. Различные подходы к активизации выявлены в работах С. И. Архангельского, П. Я. Гальперина, Ю.К. Вабанского, И. Я. Лернера, М.И. Махмутова, Г.И. Щукиной, Т.А. Шамовой, В.В. Давыдова, А.А. Вербицкого, A.M. Матюшкина, В. Оконь, В.П. Симонова и др.
Современные подходы в образовании к личности выдвигают на первый план учет индивидуальных особенностей обучающихся, их личностный опыт. Специфика личностно - ориентированного образования рассматривается Е.В. Вондарев-ской, Д. А. Велухиным, В.М. Йеменским, В. В. Сериковым, М.В. Клариным, И.С. Якиманской.и др., которые отмечают, что в образовательном пространстве личности воссоздается система жизненных ситуаций, требующих проявление личностных функций студентов (учащихся) и их развитие, личного способа жизнедеятельности, выдвигая первоочередную задачу
- создание условий для проявления, развития и саморазвития личности. В этой связи перед педагогической наукой стоит задача разработки педагогических технологий обучения. Современные подходы к пониманию содержания "технология" мы находим у П.И. Пидкасистого, В.П. Вес лалько, Б.М. Кларинл, Л. Г. Ссмуишл й, Г. И. ИС иі -и-иі ;,
В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.
Возможность использования и разработка новых технологий обучения в настоящее время подкрепляется результатами исследований.
Проблема состоит в том, чтобы выявить условия, необходимые для развития активности личности и разработать технологии обучения, обеспечивающие реализацию этих условий.
Исходя из поставленной проблемы, мы сформулировали цель исследования: разработать технологию обучения, направленную на реализацию свободы выбора как одного из условий развития активности личности.
Объектом исследования является личностно-ориентированная технология обучения и ее применение в профессиональном образовании.
Предметом исследования является технология обучения, направленная на реализацию свободы выбора, как часть лич-ностно-ориентированного образования.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия "свобода выбора в учебном процессе", определить своеобразие и пределы свободы выбора в условиях среднего специального учебного заведения. 2.Разработать и экспериментально проверить технологию обучения, направленную на предоставление свободы выбора, как одного из условий развития активности личности. 3.Выявить различия в характере деятельности студентов при реализации свободы выбора и специфику их личностной мотивации при выборе.
4.Разработать рекомендации по использованию технологии обучения, направленной на предоставление свободы выбора студентам, как одного из условий развития активности личности в учебном процессе в средних специальных учебных заведениях.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой активность личности в учебном процессе повысится, если использовать личностно-ориентированную технологию обучения, направленную на предоставление студентам свободу выбора.
Методологическую основу исследования составляют фило-софско-психологические положения о личности, деятельности, активности; о свободе как деятельностной сущности человека; современные подходы к личностно-ориентированному обучению и технологиям обучения, направленным на развитие личности.
Для достижения целей исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ учебно-программного и методического обеспечения предметов социально-гуманитарного цикла в средних специальных учебных заведениях; моделирование форм, методов и приемов обучения, направленных на предоставление свободы выбора; диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседы); фиксированные педагогические наблюдение за деятельностью учащихся и студентов; составление карт-характеристик на учащихся и студентов; экспертные оценки, самооценка; педагогический эксперимент.
База исследования: экспериментальная работа проводилась в Учебно-педагогическом комплексе "Педколледж-лицей" № 5 в группах лицея и колледжа. Исследованием было охвачено 1223 учащихся и студентов.
Работа выполнялась в рамках целевой исследовательской программы "Гуманизация и гуманитаризация образования, теоретические основания проектирования современной системы подготовки специалистов", номер государственной регистрации 01.9.40 008640, проводимой Научно-исследовательским институтом высшего образования.
Основные этапы исследования:
Первый этап (1993 - 1994г.г.)- разработка научной концепции исследования; изучение философской, психолого-педагогической литературы по темо исследования; анализ
педагогического процесса в лицее и колледже и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин.
Второй этап (1994 - 1995г.г.) - разработка технологии обучения, включающей методы и приемы, направленные на предоставление свободы выбора в учебном процессе и способствующие развитию активности личности; отработка критериев уровней активности учащихся и студентов; проверка на практике некоторых методов и приемов по предоставлению свободы выбора, которые планировалось впоследствии применять в системе в экспериментальных группах.
Третий этап (1996 - 1999г.г.) - экспериментальная проверка разработанной технологии обучения, ориентированной на предоставление свободы выбора, ее влияние на изменение активности студентов в учебном процессе на основе бесед, анализа анкет, тестов, вопросников, наблюдений; анализ результатов эксперимента, их научное обобщение и оформление теоретических выводов; разработка рекомендаций по применению технологии личностно-ориентированного обучения в средних специальных учебных заведениях.
Научная новизна исследования состоит в том, что уточнено понятие "свобода выбора в учебном процессе", определено ее своеобразие и пределы в условиях среднего специального учебного заведения, разработана технология обучения, направленная на предоставление свободы выбора содержания, форм, методов и приемов обучения; выявлены дидактические условия и возможности развития активности лично с ти на основе технологии личностно-ориентированного обучения по предоставлению свободы выбора в учебном процессе, различия в характере деятельности студентов при реализации свободы выбора и специфика их личностной мотивации при выборе.
Практическая значимость. В ходе исследования разработана и практически реализована на примере преподавания курса философии технология обучения, направленная на предоставление свободы выбора в учебном процессе, которая включает методы и приемы, способствующие и побуждающие к выбору; разработаны методические рекомендации по применению данной технологии обучения в процессе преподавания в средних специальных учебных заведениях, которые могут быть использованы преподавателями в практической деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1.Методы и приемы обучения, направленные на предоставление студентам свободы выбора, являются частью технологии личностно-ориентированного образования. Их применение в обучении способствует развитию активности личности студентов средних специальных учебных заведений в учебном процессе.
2.Под свободой выбора в учебном процессе следует понимать возможность внутреннего самоопределения личности в выборе отдельных целей и задач учебной деятельности, содержания, форм, методов и приемов обучения из предложенных вариантов, которые соответствуют конкретной ситуации и способствуют раскрытию внутреннего потенциала личности, ее активности, побуждают к постоянному обогащению опытом
творчества и формированию механизма самоорганизации и са морнн.мим;-щии каждого студента.
3.Данная технология наиболее эффективна для применения в
условиях профессиональной подготовки, в частности, где учебный план, перечень дисциплин дают более широкие возможности для применения методов и приемов, направленных на предоставление свободы выбора, и где обучаются студенты, по возрастным особенностям относящиеся преимущественно к периоду ранней юности, которые осознают необходимость принятия решения о профессиональном будущем и ответственность за этот выбор; обладают определенной суммой знаний, мировоззрением для оценки окружающего мира, своего развития для выбора профессии; располагают концепцией своего "Я"; могут оценить соответствие между своей личностью и будущей профессией с точки зрения собственной пригодности и осознанно подходят к выбору в учебном процессе.
Результаты исследования внедрены в практику работы преподавателей социально-гуманитарных дисциплин педагогических учебных заведений г. Москвы и преподавателей Учебно-педагогического комплекса "Педколледж-лицей" № 5.
Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина (март 1995г.); совещании преподавателей педагогических колледжей (апрель
1995г., август 1997г1.); на Республиканской научно-практической конференции (г.Чебоксары, октябрь 1997г.); на Международных научно-практических конференциях (Москва, апрель, сентябрь 1996г., апрель 1998г.); на научно-практической конференции УПК "Педколледж-лицей" №5 (Москва, январь 1998г.). Проект технологии обучения, направленной на предоставление свободы выбора в учебном процессе, совместно с рядом работ Учебно-педагогического комплекса "Педколледж-лицей" № 5 отмечен Дипломом на Международной выставке "школа - 1998"(Москва, февраль 1998г.).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, определены методы научного исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость данной работы.
В первой главе "Теоретические основы свободы выбора как средства развития активности личности в учебном процессе" рассмотрены философско-психологические аспекты понятия "личность", "деятельность", "активность", философские основы "свободы выбора", ее сущность, специфические особенности и пределы в условиях среднего специального учебного заведения, проанализированы подходы к проблеме активизации учебного процесса, современное понимание со
держания и роли технологий в средних специальных учебных заведениях, направленных на развитие, активности личности.
Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по развитию активности личности при создании условий и предоставлению свободы выбора в учебном процессе" показан процесс разработки и реализации технологии, ориентированной на предоставление свободы выбора в учебном процессе, проанализированы и обобщены результаты эксперимента, разработаны методические рекомендации для преподавателей средних специальных учебных заведений по применению методов и приемов, направленных на предоставление свободы выбора и побуждающие к выбору, как часть личностно-ориентированной технологии обучения.
В заключении обобщены итоги исследования и изложены теоретические выводы.
Философско-психологические аспекты понятия "личность"
Новая образовательная парадигма, предполагающая в качестве приоритетной цели образования развитие личности, требует новых педагогических технологий. Формирование идеи личностно-ориентированного подхода в образовании связано с потребностями общества и с развитием науки, прежде всего, философии и психологии, в центре которых стоит личность. Развитие педагогических исследований в направлении личностно-ориентированных технологий невозможно без осмысления категории "личности" в философском и психологическом плане.
Один из известных исследователей личности А. Г. Асмо-лов отмечает особенности познавательной ситуации изучения личности, выраженной в многогранности феноменологии личности, междисциплинарном статусе этой проблемы, а также возросшем влиянии личности на судьбы исторического процесса и ответственности за эти судьбы перед прошлым, настоящим и последующими поколениями человечества /16/.
Понятие "личность" - одно из фундаментальных в современных гуманитарных науках, каждая из которых имеет свой аспект исследования и его концептуальное истолкование, зависящее от социально-экономических, идеологических, философских и научных представлений, детерминирующих "картину мира" данного общества в качестве наличной системы ценностей. То, что является бесспорным фактом и объектом многочисленных исследований для одних теорий, отодвигается представителями других подходов.
Проблема личности тесно связана с проблемой человека, с человекознанием, которое имеет по утверждению В.Г.Ананьева следующие особенности /9;10 /:
- превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;
- возрастание дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дробление на ряд более частных учений;
- объединение различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, построение синтетических характеристик человеческого развития.
Накопление эмпирического материала и теоретических положений, позволяющих продвинуться к объективно-истинному пониманию проблемы личности - многоплановый, диалектически противоречивый процесс.
Проблема человека, личности на протяжении веков находилась в центре философских исканий. в истории философии понятия человек и личность шли в неразрывном единстве, с понятием "личность" связывали сущность человека и его место в мире и истории (предназначение) . Личность рассматривали как индивидуальное выражение и субъекта общественных отношений, деятельности и общения людей. Традицию раскрытия внутренней сущности человека и его связи с миром положила античная философия, которой были сформулированы основные проблемы философии человека - его природы, сущности, предназначения, соотношения души и тела, разумности и внутренней субъективности, рассматривая личность как отношение/105; 185/. В средние века к личности подходят как к особой сущности, "индивидуальной субстанции" рационального характера, основу которой составляет свобода, которая мыслится как присоединение к богу, личное совершенствование, любовь к близким и связь со всем человечеством, ключевым понятием христианского мировоззрения является "воля", а личность - субъект воления /11/. Философия Х1У - ХУ11 в. в. склоняется к антропоцентризму, провозглашая раскрепощение личности, выдвигая на первый план активность человека, возлагая большие надежды на разум, закрепляя его право на самостоятельное духовное и физическое развитие/79/. В ХУ111 в. личность ставится в зависимость от среды /105/, а немецкая классическая философия в лице И. Канта утверждает, что человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет свободно подчинять свое "я" нравственному закону "...человек есть субъект морального закона...", всякая личность - "есть цель сама по себе"/67,465/. Марксистская традиция исследования человека заключена в определении сущности человека, которая не "...абстракт, присущий отдельному индивиду, а совокупность всех общественных отношений" /94,3/.
XX век называют антропологическим ренессансом, усилением внимания к. человеку, раскрытию различных граней его сущности и существования. Представители различных направлений расставляют свои акценты на понятии "личность". 3. Фрейд и его последователи считали, что человек - это "вещь в себе", закрытая система сознательного и бессознательного, природа наделила его определенными , биологически обусловленными стремлениями и развитие личности служит реакцией на удовлетворение или фрустрацию стремлений/180/. Э. Фромм определил человека как изначально социальное существо "... сущность человека... есть противоречие, коренящееся в самих условиях человеческого существования" /181,51/ и показал , что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, другим людям, природе и самому себе "Человека можно определить как живое существо, которое может сказать "я", которое может осознать самого себя как самостоятельную величину...он должен принимать решения, осознавать себя и окружающих его людей в качестве разных лиц, у него должна быть развита способность ощущать себя субъектом своих действий"/ГЗЗ,477-478/.
Свобода выбора, ее специфические особенности и предпосылки для реализации
Активность человека носит сознательный и избирательный характер, личность способна к целеполаганию, а такая деятельность осуществляется свободно. Человек обладает атрибутом свободы благодаря своей родовой активности.
Э.В. Ильенков подчеркивает синонимичность "личности" и "свободы". Свобода - это развитая способность человека преодолевать препятствия, действовать не только согласно известным стереотипам, но и применительно к неповторимым ситуациям, особенностям материала(65).
Понятие свобода - одна из основных Философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями. В истории социально - философской мысли наиболее распространенной была традиция исследования проблемы свободы в ее соотнесении с необходимостью и занимала умы еще античных и средневековых философов. Решение антиномии "свобода или необходимость" зависело от того, к какому из направлений тяготели философы - к эссенциалиэму, где исходным была сущность человека, объективно обусловленная, детерминированная внешними силами, свобода выступала как эманация необходимости (Аристотель, средневековые мыслители, Гегель), или к экзистенциализму, которое видело в человеке существо, независимое от каких бы то ни было внешних обстоятельств, свобода - первичная реальность (Сократ, философия жизни, экзистенциалисты, персоналисты) /105/.
На наш взгляд, человеческая реальность не может быть ограничена сущностными определениями, заранее предрешающими жизненный путь, и человек не может быть замкнут в собственном мире. Специфика человеческого бытия, как отмечает Л.А. Цыренона, заключена в возможности и способности но быть полностью обусловленным существом, пассивно приспосабливающимся к устоявшейся и независимой от него действительности, но существом свободным, вступающим в необходимые отношения и одновременно пребывающим над ними и вне их, стремившимся дать собственный смысл и значение окружающему его миру. Самореализация, как способность к свободному целеполаганию и творению собственного бытия, означает возможность для человеческого индивида стать личностью, автором собственной жизни на объективных предпосылках и условиях его бытия/184/. Спинозовская трактовка свободы, как познанной необходимости, содержит возможность проявления необходимости как результата казуальных отношений и как следствие природы вещей, вытекающих из логики существования и сущности самой вещи, была характерна и для марксистской философии, осмысливая онтологическую проблему свободы, к. Маркс связывал ее с проблемой отчуждения. С ХУ11 в. вид диалектического, независимого от чьей-либо воли, отрицания субъективных помыслов и действий и противопоставление им на определенном этапе их развития, получил название отчуждения/68/. Эта проблема была осмыслена и глубоко раскрыта Гегелем и Л. Фейербахом. Отчуждение Гегель рассматривал как объективное, необходимое, многоплановое и развивающееся явление. Оно предстает как результат рефлексии, а рефлексия как метод преодоления отчуждения /68/. Л. Фейербах считал, что причина отчуждения состоит в психологическом состоянии человека (в чувстве страха, неуверенности, неопределенности) и его снятие происходит через осознание человеком самого себя, череэ просвещение. Дав высокую оценку представителям немецкой классической философии по осмыслению проблемы отчуждения, К. Маркс подверг критике у Гегеля положение об уничтожении отчуждения как чисто духовный акт, у Фейербаха - о религиозном отчуждении и выдвинул положение, что Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения является экономическое отчуждение, или отчужденный труд/94/. Маркс отмечал, что осмысливая проблему выбора, как проблему освоения людьми отчужденных от них экономических и политических сил общественного развития, свобода выступала в качестве деятельности людей по практическому освоению необходимости и была связана в основном с политической борьбой, предполагала создание структур, ограничивающих индивидуальную свободу субъектов.
Постановка и задачи эксперимента
Экспериментальная работа была направлена: 1)на разработку технологии обучения, ориентируемой на создание условий и предоставление свободы выбора студентам в учебном процессе; 2) на выявление изменений в активности личности в связи с использованием разработанной технологии в учебном процессе.
При постановке задачи эксперимента мы исходили из следующих теоретических положений:
1.Личность - это индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений. Личность проявляет себя в деятельности, которая является специфическим способом человеческого бытия, активного отношения человека к миру, направленного на его целесообразное изменение и преобразование, осуществляется сознательно и охватывает разные формы человеческой активности. Активность -это всеобщая форма существования человека и условие реализации его как личности, субъекта деятельности, она детерминирована изнутри, а реализуется во вне, в поведении. Активность - это самоорганизация, саморегуляция, формирование личности себя как субъекта деятельности; она носит сознательный и избирательный характер, личность способна к целеполаганию, а такая деятельность осуществляется свободно. Личность становится субъектом деятельности благодаря активности. Личность обладает атрибутом свободы благодаря своей родовой, субъективной активности, а свободная деятельность является высшим и наиболее последовательным воплощением активности. Под свободой мы понимаем способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохраняя возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков. Свобода включает в себя : познание объективных законов природы, общества и своей собственной природы; принятие решения, выбор цели и средств, ведущих к ее достижению; способность и возможность реализовать принятое решение и ответственность за тот вариант, который выбран. Свобода всегда ограничена в рамках ответственности, как ее субъективного выражения сообразно с необходимостью, которая очерчивает границы свободы. Под свободой выбора мы понимаем самостоятельность личности в принятии тех или иных решений, реализуемых в действиях, которые являются наиболее желательными и значимыми из всех возможных и помогают достичь поставленных целей. Неизбежность выбора вытекает из природы человеческой деятельности и структуры окружающего мира. Мы исходим из того, что свобода выбора в учебном процессе среднего специального учебного заведения - это самостоятельность и активность студента в определении содержания, форм, методов и приемов обучения, которые осуществляются осознанно с учетом целеполагания, помогают достичь поставленных целей по овладению знаниями и профессиональными умениями, позволяют проявить свои способности, выйти за рамки предписанного, реализовать себя как. свободную личность, свобода выбора в учебном процессе имеет свои пределы, которые обусловлены спецификой и регламентацией процесса обучения в профессиональном учебном заведении, дидактическими единицами учебных дисциплин (стандартами), личностными факторами участников процесса обучения. J.Одной из предпосылок реализации свободы выбора является психологическая готовность личности, уровень развития его субъектности. Субъектность - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как. разум, чувства, побуждения, воля, способности и характер, на которые необходимо опираться преподавателю в развитии активности личности. Обучаемый является прежде всего носителем индивидуального, субъектного опыта и стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы.