Введение к работе
Актуальность исследования. Современное российское образование, находясь в общем мировом образовательном пространстве, решает в качестве одной из важнейших задач формирование человека культуры, наделенного не столько знаниями, сколько умениями воплощать творческие замыслы в собственный опыт. Это соответствует культуротворческой парадигме образования, актуализирующей возрождение национальных устоев, воссоздание традиций народа для приобщения нового поколения к системе культурных ценностей.
В Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года указывается на необходимость привлечения подрастающего поколения Чувашии к процессу передачи народных традиций и участию в самодеятельном народном творчестве в целях сохранения культурного наследия народов Чувашской Республики как части общечеловеческой культуры.
Значительными возможностями для решения этой задачи располагает образовательная область «Технология», организующая знакомство школьников с этническими традициями рукотворчества путем их освоения в практической деятельности. В соответствии с требованиями дисциплины «Технология» в обучении реализуется тендерный подход, что важно при освоении тех видов деятельности, которые традиционно считаются женскими. В этой связи возникает необходимость рассмотрения содержания предмета «Технология» и видов деятельности учащихся с точки зрения имеющихся в программе обязательных тем и сложившихся традиционных национальных видов рукоделия. Для девочек это - ткачество, шитье, вышивка, вязание и др., то есть традиционные женские ремесла.
Особая роль в сохранении, воссоздании и передаче народных культурных традиций через восприятие основ народного искусства, привитие школьникам творческих знаний и практических умений в области народных ремесел отводится учителям технологии, поэтому важнейшей задачей профессионального образования является подготовка учителей, умеющих понимать и оценивать народное искусство с позиций духовной, художественной и воспитательной ценности, изготавливать, воссоздавать и творчески интерпретировать традиционные образцы рукоделия.
Степень разработанности проблемы. Выдающиеся педагоги прошлого Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев в качестве важнейшей педагогической задачи ставили приобщение детей к национальному искусству как неотъемлемой части духовной жизни народа, считая национальное искусство эффективным средством воспитательного воздействия, помогающим формировать нравственный идеал, определять эстетический облик народа, его коллективную мудрость, культуру в целом.
Феномен народного искусства рассматривается в трудах искусствоведов А. В. Бакушинского, И. Я. Богуславской, Г. К. Вагнера, В. М. Василенко, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыкова, А. К. Чекалова и др.
Проблеме использования народного декоративно-прикладного искусства и художественного творчества в работе с детьми посвящены труды
Н. А. Горяевой, Б. М. Неменского, С. Н. Новикова, В. Н. Полуниной, Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова и др.
Историографический анализ культуры народов Поволжья широко представлен в трудах ученых-этнографов В. Н. Белицер, Н. И. Воробьева, Н. И. Гаген-Торн, К.И.Козловой, Т.А.Крюковой, .В.К.Магницкого, Н. В. Никольского, И. Н. Смирнова, А. А. Фукс и др.
Исследованием материальной и духовной культуры чувашского народа занимались такие ученые, как: Н. И. Ашмарин, В. Ф. Каховский, В. К. Магницкий, Н. В. Никольский. В исследованиях А. Г. Григорьева, Г. Н. Иванова-Оркова, Е. П. Кондратьевой, Г. А. Никитина, М. И. Скворцова,
A. А. Трофимова и др. определено место и роль чувашского народного искусст
ва в процессе воспитания.
Опыт Симбирской чувашской учительской школы по подготовке народных учителей на основе традиционных женских ремесел широко освещен в трудах А. И. Иванова-Ехвета, Н. Г. Краснова.
Возможности использования народных традиций воспитания, включающих народные виды рукоделия как средства формирования трудолюбия, смекалки, творчества, в современном образовательном процессе в различных аспектах широко представлены в трудах Г. Н. Волкова, Л. В. Кузнецовой, Т. Н. Петровой, М. Г. Харитонова и др.
В диссертационных исследованиях последних лет рассматриваются различные аспекты проблемы использования народного декоративно-прикладного искусства в учебном процессе вуза (О. В. Атаулова, Д. А. Гусев, А. А. Ефимова, Е. Т. Кисимисов, Н. Н. Пучкова, Н. Б. Смирнова, С. Г. Соколова и др.). В этих работах подчеркивается важность того, что будущий учитель должен знать искусство и культуру своего региона, самостоятельно изучать и включать их изучение в образовательные программы.
Проблемы профессиональной подготовки будущего учителя технологии в контексте современного образования рассматриваются в трудах В. П. Атутова,
B. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева и др.
В этой связи следует отметить, что проблема целенаправленной подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел остается до сих пор неразработанной. Так, не получили научно-методического обоснования вопросы применения потенциальных возможностей традиционных чувашских женских ремесел в развитии творческого мышления, пространственного воображения, эстетического вкуса обучающихся в процессе художественно-технологической деятельности, нет должного теоретического обоснования условий эффективного их использования в подготовке учителей технологии в контексте региональной системы образования, отсутствуют методические рекомендации по подготовке студентов к использованию в работе со школьниками традиционных чувашских женских ремесел.
Налицо явное противоречие между потребностью системы профессионального педагогического образования в использовании традиционных чувашских женских ремесел в подготовке учителей технологии и неразработанностью научно-методических основ совершенствования данного процесса.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия совершенствования подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел?
Целью исследования является теоретическое выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел.
Объект исследования - система профессиональной подготовки учителей технологии в педагогическом вузе.
Предмет исследования - процесс совершенствования подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что процесс совершенствования подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
актуализации педагогического потенциала традиционных чувашских женских ремесел в содержании теоретической, методической и практической подготовки студентов;
реализации индивидуального подхода в обучении с учетом творческого потенциала студента и средовых факторов (местных этнических, семейных традиций женских ремесел);
разработке и внедрении в учебный процесс спецкурса «Национальные традиции рукотворчества»;
использовании новых информационных технологий в обучении;
обеспечении прикладной направленности технологической практики (изготовление национальной сувенирной продукции);
направленности тематики курсовых и дипломных работ на разработку практических вопросов включения традиционных чувашских женских ремесел в содержание школьного технологического образования.
В соответствии с выявленными противоречиями, поставленной проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать традиционные чувашские женские ремесла как историко-культурный и педагогический феномен.
Проанализировать образовательные программы подготовки учителей технологии в контексте использования традиционных чувашских женских ремесел.
Определить критерии, показатели и уровни готовности учителей технологии к профессиональной деятельности на основе традиционных чувашских женских ремесел.
Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел.
Общую методологическую основу исследования составили: философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений как наиболее общей закономерности существования мира; идеи о творче-
ском развитии личности; концепции системного, деятельностного и культурологического подходов к подготовке будущих специалистов; общенаучные положения о становлении и формировании личности в процессе познания, деятельности и общения.
Частная методология исследования опирается на концепцию взаимодействия этнического и общечеловеческого (Г. Э. Ахтямова, Г. Н. Волков, Л. В. Кузнецова, Д. С. Лихачев, Т. Н. Петрова, К. Д. Ушинский и др.).
В основу исследования положены государственные программно-нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Закон Чувашской Республики «Об образовании», Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 г., Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050502 «Технология и предпринимательство», Республиканская программа сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2006-2010 годы.
Теоретическую основу исследования составили: концепции высшей профессиональной школы как ведущего звена системы непрерывного образования (О. А. Абдуллина, С. И. Архангельский, В. А. Сластенин и др.); теоретические основы определения содержания образования (В. В. Краевский, И. Л. Лернер и др.); системный подход к педагогическому процессу (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. Г. Максимов и др.); лично-стно-ориентированный подход в обучении (В. И. Андреев, С. И. Архангельский, И. Я. Лернер и др.); идеи народной педагогики (И. А. Андреев, Г. Н. Волков и др.); теория и методика обучения народному искусству (И. Я. Богуславская,
B. М. Василенко, А. С. Канцедикас, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова и др.);
концепции эстетического воспитания в процессе изучения народного искусства
(Б. Т. Лихачев, Э. Д. Меджитова, Б. М. Неменский, М. А. Некрасова,
Р. Д. Рондели, Л. В. Шевчук, А. С. Хворостов и др.); теория и методика препода
вания технологии (М. И. Гуревич, О. А. Кожина, А. В. Леонтьев, М. Б. Павлова,
Дж. Питт, И. А. Сасова, В. В. Сапожников, В. Д. Симоненко и др.); труды чу
вашских историков-этнографов, лингвистов, искусствоведов и педагогов
(В. Ф. Афанасьев, Н. И. Ашмарин, К. В. Иванов, Л. В. Кузнецова,
C. М. Михайлов, Н. В. Никольский, А. А. Трофимов, И. Я. Яковлев и др.) в об
ласти материальной и духовной культуры чувашского народа, народных про
мыслов, традиций, обычаев.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, исторической, этнографической и методический литературы, а также архивного материала в целях выявления степени разработанности проблемы и пути ее дальнейшего решения; анализ диссертационных исследований, монографий, публикаций по теме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование и беседа со студентами, преподавателями и
учителями технологии; тестирование; метод самооценки; анализ результатов деятельности педагогов, продуктов творческой деятельности учителей технологии и студентов; опытно-экспериментальная проверка основных положений диссертационного исследования (педагогический эксперимент); методы математической обработки результатов эксперимента.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе тех-нолого-экономического факультета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, МОУ «Чемуршинская средняя общеобразовательная школа» Чебоксарского района Чувашской Республики. Разными видами исследования было охвачено 104 студента, 10 преподавателей вуза, 54 учителя технологии, работающих в образовательных школах Чувашской Республики.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2005-2006 гг.) проводилось изучение опыта подготовки будущих учителей технологии в педагогических вузах России; был осуществлен анализ нормативных документов высшего профессионального образования по подготовке учителя технологии: ГОС ВПО по специальности 050502 «Технология и предпринимательство», учебные планы, рабочие программы; формулировалась гипотеза исследования, определялись цели и задачи; проводился констатирующий эксперимент; разрабатывались критерии, показатели и уровни готовности учителей технологии к профессиональной деятельности на основе традиционных чувашских женских ремесел, а также педагогические условия для проведения экспериментального исследования.
На втором этапе (2006-2008 гг.) проводился формирующий эксперимент в целях проверки гипотезы, выявления и реализации педагогических условий совершенствования подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) были проанализированы результаты и обобщены итоги опытно-экспериментальной работы, формулировались научные выводы, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
раскрыта специфика традиционных чувашских женских ремесел с точки зрения историко-культурного (национальное своеобразие, обусловленное историей и культурой народа, вобравших в себя европейско-азиатские черты) и педагогического (образовательная, развивающая, воспитательная функции) феноменов;
выявлены трудности, испытываемые учителями технологии в использовании традиционных чувашских женских ремесел в профессиональной деятельности (недостаточное владение технологией изготовления изделий на основе традиционных чувашских женских ремесел, отсутствие приспособлений и оборудования; недостаточное владение методикой обучения школьников традиционным чувашским женским ремеслам; трудности в выборе оптимальных форм и методов использования традиционных чувашских женских ремесел в работе с детьми);
- определены основные критерии (потребностно-мотивационный, когни
тивный, практический, методический и личностно-творческий) и уровни (высо
кий, средний, низкий) готовности учителей технологии к профессиональной
деятельности на основе традиционных чувашских женских ремесел: чувашской
вышивки, ткачества, шитья из бисера и монет;
— обоснованы педагогические условия совершенствования подготовки
учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет теорию и методику высшего педагогического образования и вносит новые элементы в подготовку учителей технологии. В нем дано научное обоснование историко-культурной и педагогической феноменологии традиционных чувашских женских ремесел; критериев и уровней готовности учителей технологии к профессиональной деятельности на основе традиционных чувашских женских ремесел.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные автором теоретические положения и выводы легли в основу опубликованных научно-методических пособий (программа спецкурса «Национальные традиции рукотворчества», учебное пособие «Женское рукоделие (работа с бисером)»), применение которых в учебно-воспитательном процессе технолого-экономического факультета ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» позволяет повысить уровень готовности учителей технологии к профессиональной деятельности на основе традиционных чувашских женских ремесел. Результаты исследования могут быть использованы в работе технолого-экономических факультетов педагогических вузов и педагогических колледжей, а также в системе повышения квалификации учителей технологии.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных теоретико-методологических позиций; анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; адекватностью комплекса взаимодополняющих методов исследования его цели и задачам; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента; количественным и качественным анализом результатов эксперимента; личным опытом работы диссертанта в качестве преподавателя кафедры технологии и предпринимательства технолого-экономического факультета ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», руководителя кружка «Рукодельница» при МОУ «Чемуршинская средняя общеобразовательная школа» Чебоксарского района Чувашской Республики, а также члена жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (2007-2009 гг., Чебоксары).
Положения, выносимые на защиту:
1. Традиционные чувашские женские ремесла (вышивка, ткачество, шитье из бисера и монет) имеют национальное своеобразие, обусловленное историей и культурой народа, вобравших в себя европейско-азиатские черты. В них воплощены духовность (красота, добро, любовь), творчество (творческая интерпретация и индивидуальное воплощение замысла) народа; отражены созданные поколениями мастеров технологические приемы, основные материалы,
инструменты, оборудования и приспособления. Как педагогический феномен они имеют функции:
- образовательную (ознакомление, освоение, систематизация знаний о
традиционных чувашских женских ремеслах);
- развивающую (развитие моторики мелких мышц пальцев и рук; обрете
ние навыков логического и пространственного мышления; развитие творческих
способностей, воображения, волевых качеств, активности, целеустремленности,
самостоятельности, эмоционального настроя; выработка чувств композиции,
цвета, ритма, интереса к женским ремеслам);
- воспитательную (трудовое, эстетическое, нравственное, умственное,
экономическое и экологическое воспитание; формирование духовных основ
личности, уважительного отношения к традициям и быгу народов, живущих
рядом).
2. Критериями, позволяющими определить уровень готовности учителей технологии к профессиональной деятельности на основе традиционных чувашских женских ремесел, являются:
потребностно-мотивационный (осознание учителем технологии необходимости освоения традиционных чувашских женских ремесел, наличие положительной мотивации и интереса к чувашской вышивке, ткачеству, шитью из бисера и монет и потребности в применении соответствующих умений и навыков в будущей профессиональной деятельности и семейной жизни);
когнитивный (знание истории и особенностей традиционных чувашских женских ремесел, материалов, инструментов и приспособлений, используемых при изготовлении изделий; наличие специальных технологических знаний);
практический (умение анализировать и оценивать изделия, выполненные на основе традиционных чувашских женских ремесел; навыки использования различных инструментов, приспособлений и оборудования; владение основными приемами и технологией изготовления изделий на основе традиционных чувашских женских ремесел);
методический (знание методики использования традиционных чувашских женских ремесел в будущей профессиональной деятельности; умение организовывать и проводить индивидуальные, групповые, коллективные формы деятельности с учащимися, а также оценивать результаты своей деятельности и деятельности детей; владение методом проектов и навыками применения информационных технологий);
личностно-творческий (природные задатки и художественные способности; общекультурная эрудированность; целеустремленность и самосовершенствование; богатое воображение и нестандартность мышления; активный поиск оригинальных идей; творческий подход к работе).
Уровнями готовности учителей технологии к профессиональной деятельности на основе традиционных чувашских женских ремесел являются низкий, средний, высокий.
Совершенствование процесса подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел обусловливается:
социальной востребованностью данной профессии (учитель технологии, руководитель кружка или студии, мастер-ремесленник и др.);
профессиональной удовлетворенностью студентов в качестве образования (соответствие Госстандарта и профессиограммы учителя технологии современным требованиям школы и производства);
личностной удовлетворенностью (возможность проявления индивидуального творчества, организации собственного бизнеса, материальный достаток).
3. Совершенствование подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел возможно при реализации следующих педагогических условий:
актуализации педагогического потенциала традиционных чувашских женских ремесел в содержании теоретической, методической и практической подготовки студентов;
реализации индивидуального подхода в обучении с учетом творческого потенциала студента и средовых факторов (местных этнических, семейных традиций женских ремесел);
разработке и внедрении в учебный процесс спецкурса «Национальные традиции рукотворчества»;
использовании новых информационных технологий в обучении;
обеспечении прикладной направленности технологической практики (изготовление национальной сувенирной продукции);
направленности тематики курсовых и дипломных работ на разработку практических вопросов включения традиционных чувашских женских ремесел в содержание школьного технологического образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям: путем внедрения разработанных учебно-методических материалов в учебно-воспитательный процесс технолого-экономического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; в выступлениях автора с докладами на международных (2008 г., Казань, Уфа), всероссийских (2005 -2009 гг., Чебоксары, Стерли-тамак), межрегиональной (2005 г., Чебоксары) научно-практических конференциях, а также в Яковлевских чтениях по проблемам воспитания детей и молодежи (2007 г., Чебоксары); участие в конкурсах и фестивалях: Московской Международной неделе «Ассамблея ремесел» (2007 г., Москва), межрегиональных (2005-2009 гг., Чебоксары, Саранск) и республиканских (2007-2009 гг., Чебоксары) конкурсах; проведение и участие в выставках творческих работ студентов в рамках межрегиональной (2005 г., Чебоксары) и всероссийской (2009 г., Чебоксары) научно-практических конференций; участие в выставке творческих работ студентов и преподавателей вузов (2007 г., Козьмодемьянск), в выставке творческих работ студентов в Федеральном агентстве по образованию (2009 г., Москва); проведение мастер-классов (2008 г., Чебоксары); участие в республиканском научно-практическом семинаре (2008 г., Чебоксары), на ежегодных сессиях докторантов, научных сотрудников, аспирантов, соискателей и научных конференциях на технолого-экономическом факультете и кафедре педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Материалы исследования нашли отражение в
публикациях автора: учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, статьях (всего 14 работ).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Библиография содержит 260 наименований.