Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ-КУЛЬТУРОЛОГОВ
1.1. Роль и место вводного курса изобразительного искусства в системе подготовки студента-культуролога 11 с.
1.2. Развитие художественного восприятия в методике преподавания теории и истории искусства 33 с.
1.3. Теоретические основы развития художественного восприятия у учащихся 55 с.
Глава II ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ-КУЛЬТУРОЛОГОВ
2.1. Разработка содержания и структуры вводного курса изобразительного искусства 77 с.
2.2. Методика развития навыков художественного восприятия произведений искусства у студентов-культурологов 94 с.
2.3. Динамика развития художественного восприятия в процессе опытно-
экспериментального обучения у студентов-культурологов 118 с.
Заключение 140 с.
Список литературы 146 с.
Приложение
- Роль и место вводного курса изобразительного искусства в системе подготовки студента-культуролога
- Развитие художественного восприятия в методике преподавания теории и истории искусства
- Разработка содержания и структуры вводного курса изобразительного искусства
Введение к работе
Подготовка студентов в высших учебных заведениях по специальности «Культурология» начинает свою историю в начале 90-х гг. XX в. и пока еще находится в стадии становления в качестве целостного направления познания. Возникает потребность в исследовании проблематики профессиональной подготовки специалистов для научно-исследовательской, преподавательской, управленческой работы в сфере культуры, в области выявления, сохранения и популяризации памятников художественной культуры.
Согласно определению культуры, принятому Всемирной конференцией по культурной политике (1982 г.): «Культура - это комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включающий в себя не только различные искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиций и верований» (16). Соответственно, актуальной задачей культурологического образования является формирование способности у студентов адекватно воспринимать все составляющие черты культурной реальности, что позволяет профессионально участвовать в культурных процессах современного общества.
Методологически важный выбор - это культурологический подход к проблеме содержания образования. Понимание образования как феномена культу-ротворчества, рассматриваемого как живое бытие культуры в ее целостности, позволяет подойти к формированию содержания учебного предмета, связанного с искусством, с позиции развития культуры личности. В этой связи, за методологическую основу исследования была принята современная концепция образовательной области «Искусство», разработанная учеными Института художественного образования РАО, под руководством члена-корреспондента Российской академии образования Б.П. Юсова. Согласно этой концепции знания должны стать формой идеального освоения человеческой деятельности и мира в целом. Отсюда, развитая личность есть индивид, освоивший то, что позволяет ему в своей деятельности «воспроизводить мир как целое и развивать на этой основе соответствующие деятельные способности».
Большой потенциал в реализации современных задач культурологического образования содержат учебные дисциплины по теории и истории искусства.
Изучение состояния преподавания этих дисциплин на культурологическом факультете показало малую эффективность традиционного обучения, которое сводится к краткому сообщению некоторой суммы знаний и фактов по искусству, практически почти минуя сферу его художественного языка. В результате студенты не овладевают языком искусства как средством приобщения к достояниям культуры, у них не формируются профессиональные навыки деятельности, связанные с постижением культурного наследия. Поэтому объектами внимания в преподавании искусства должны стать: во-первых, художественное произведение, его структура и связанный с ней эмоционально-эстетический смысл и содержание, во-вторых, методы работы со студентами способствующие адекватному восприятию произведений.
Теория и практика культурологического образования, свидетельствует, что в области преподавания изобразительного искусства до сих пор не реализуется вся полнота средств и возможностей этого вида искусства в творческом развитии студентов-культурологов. Не определены место и роль теории и истории искусства в системе подготовки культуролога, не разработаны формы и методы обучения, направленные на формирование навыков художественного восприятия как профессионально значимой деятельности студента-культуролога. Имеют место и такие недостатки, как отсутствие четкой систематизации теоретического материала, его недостаточная взаимосвязь с практическим разделом курса. Таким образом, выявлена объективная потребность в научной разработке и организации специальной учебной деятельности, способствующей развитию художественного восприятия у студентов на начальном этапе обучения изобразительному искусству.
Полученные данные определили проблему исследования: поиск эффективных условий развития художественного восприятия в процессе учебной деятельности по изобразительному искусству, направленных на повышение профессиональной подготовки студентов-культурологов, и позволили сформулировать тему: «Содержание и методика преподавания вводного курса изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки студентов-культурологов».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов-культурологов в высших учебных заведениях.
Предмет исследования: содержание вводного курса изобразительного искусства и методика развития художественного восприятия у студентов-культурологов.
Цель исследования: научное обоснование и разработка путей совершенствования профессиональной подготовки студентов-культурологов через формирование и развитие навыков художественного восприятия.
Задачи исследования:
- определить и обосновать место и роль вводного курса изобразительного искусства в системе подготовки студента-культуролога;
— разработать систему диагностических методик по изучению исходного и достигнутого уровня художественного восприятия у студентов;
— разработать структуру и содержание вводного курса изобразительного искусства;
- разработать методику развития художественного восприятия у студентов- культурологов в процессе освоения вводного курса и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования. Повысить эффективность профессиональной подготовки студентов в области изобразительного искусства возможно, если:
- на начальном этапе обучения сделать акцент на развитие художественного восприятия, которое будет положено в основу разработки вводного курса изобразительного искусства, обеспечивающего базу по восприятию произведений искусства в дальнейшем обучении;
- структура этого курса будет поэтапной: от непосредственного переживания произведений искусства, через освоение элементов языка искусства к пониманию способов организации пространства, от знакомства с особенностями восприятия движения и времени в произведении к пониманию целостности художественного произведения;
- в основу методики преподавания будут положены методы, обеспечивающие активную работу студентов по восприятию художественных произведений и накопление опыта творческой деятельности: учет содержания стадий работы с картиной, опора на самоценность произведения как непосредственного источника восприятия, дифференцированный подход к выбору произведений для совместно го анализа, метод опорных вопросов, метод диалога, поисковая работа студентов и свободный выбор произведений при выполнении учебно-творческих заданий. Методологическую основу исследования составили:
- положения о проблемах формирования личности в процессе приобщения к культуре (B.C. Библер, М.С. Каган);
-теории деятельности и развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
- концепции психологии искусства (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев);
- выводы об особенностях зрительного восприятия (Р. Грегори, В.П. Зинченко, О.Л. Некрасова-Каратеева, М.В.Осорина);
- основные положения современной теории искусства (М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, Б.Р. Виппер, В.В. Кандинский);
- труды, раскрывающие проблему развития художественного восприятия (В.В. Алексеева, Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов);
- исследования потенциальных возможностей искусства в образовательной деятельности музеев (А.В. Бакушинский, Н.И. Романов).
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы; педагогическое наблюдение; диагностирование; опытно-экспериментальная работа; анализ и обобщение результатов формирующего эксперимента, математическая обработка данных.
Научная новизна. Научно обосновано, что одним из эффективных путей совершенствования профессиональной подготовки студентов-культурологов является овладение навыками художественного восприятия, которое наиболее продуктивно формируется в рамках вводного курса изобразительного искусства, с собственной системой задач, с опорой на основные принципы развивающего обучения: целостности процесса обучения, развития и воспитания; поэтапности освоения учебного материала; активности студентов при работе с произведениями искусства; проблемности в обучении восприятию искусства.
Теоретически обоснованы содержание и методика преподавания вводного курса изобразительного искусства, определено его место и роль в системе подготовки студента-культуролога.
Разработана модель подготовки к профессиональной творческой деятельности студентов-культурологов, на основе чего предложен критериальный аппарат (мотивы и потребности в профессиональном самосовершенствовании; наличие системы научных знаний в области восприятия произведений искусства; владение способами деятельности по восприятию произведений искусства; готовность к творчеству в профессиональной деятельности) и система диагностики профессиональной подготовки студентов-культурологов на каждом этапе обучения.
Теоретическая значимость исследования. Выявлены и адаптированы принципы художественного воспитания к системе подготовки студентов-культурологов (реализация полноты средств и возможностей изобразительного искусства как формы общественного сознания в творческом развитии студентов-культурологов; опора на современные научные данные о развитии визуального мышления; выделение в самостоятельную область деятельности восприятия произведений искусства с собственной системой задач; перенос акцента с усвоения терминов и понятий эстетики и искусствознания на непосредственную ра-, боту с произведениями искусства; опора на творческую активность студентов в процессе восприятия произведений искусства), следование которым обеспечивает успешность освоения разработанного вводного курса изобразительного искусства.
Сформулированы параметры развития художественного восприятия (знание элементов структуры художественного произведения, способы деятельности по художественному восприятию, опыт творческой деятельности и общения при восприятии искусства); и выявлены уровни художественного восприятия (предметный, ориентировочно-аналитический, качественного анализа образов и их взаимодействия, формулировки обобщенных смыслов).
Научно обоснована система обучения, включающая следующие этапы:
- непосредственное эмоциональное переживание произведения искусства;
- изучение элементов языка искусства;
- выявление способов пространственной организации произведений изобразительного искусства;
- понимание целостности произведения и, на этой основе, выявление его эмоционально-смысловой значимости.
Практическая значимость исследования: разработана и проверена на практике система учебных занятий, формы и методы обучения теории изобразительного искусства, обеспечивающие развитие навыков художественного восприятия у студентов. Предложенная программа вводного курса и методика развития художественного восприятия могут найти применение на гуманитарных и художественно-графических факультетах, а также в системе повышения квалификации культурологов и преподавателей искусства.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на концепции, выдвинутые в области общей и художественной педагогики, других гуманитарных науках и в особенности теории и методики преподавания изобразительного искусства; экспериментальной проверкой основных положений исследования в условиях ведения вводного курса, использованием методов, адекватных задачам исследования, охватом в эксперименте 135 его участников.
Этапы исследования:
I этап (1992-1994гг.) включал наблюдения за зрителями разного возраста во время музейных экскурсий и занятий лектория. Параллельно изучалась теория и методика работы со «зрителем». Это позволило в условиях художественного музея разработать три дифференцированных программы лектория «Язык изобразительного искусства»: 1) для учащихся 5-6 классов, 2) для студентов ХГФ, 3) учителей. Были сделаны первые выводы об эффективности акцента на развитие художественного восприятия на начальном этапе приобщения к искусству.
II этап (1994-1997гг.) на основе изучения специальной литературы были определены основные подходы к составлению программы по развитию восприятия произведений искусства у студентов художественного факультета. В ходе апробации программы сделаны выводы о необходимости междисциплинарного подхода к обучению «студента-зрителя-педагога» по следующим разделам: психологические основы восприятия (применение диагностических методик и тренинга); теория искусства (взаимосвязь структуры произведения и характера его восприятия, анализ картины); методика работы со зрителем (учет возрастных особенностей, стадий работы с картиной, игровые методики).
III этап (1998-2000гг.) заключался в анализе состояния преподавания теории и истории искусства на культурологическом факультете и результатов кон
статирующего эксперимента, на основе чего были сформулированы проблема, цели и задачи данного исследования; разрабатывалась программа вводного курса изобразительного искусства; определялись гипотеза и методы исследования, критерии профессиональной подготовки студентов-культурологов и уровни развития художественного восприятия.
IV этап (2001-2004гт.) был посвящен апробации и внедрению экспериментальной программы, проведены констатирующий и формирующий эксперименты, результаты которых позволили проверить гипотезу, разработать и уточнить содержание и методику обучения. На этой основе подготовлен текст диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались на научно-практических конференциях Российского института повышения квалификации работников культуры и искусства (1993-1997), Москва, Самарской государственной академии культуры и искусств (1999-2004), Тольяттинского государственного университета (2003-2004), Всероссийской конференции «Изобразительное искусство. Обучение и творчество» в Институте художественного образования РАО (декабрь 2004). На заседаниях кафедры эстетики Педагогического университета им. А.И. Герцена (1992), Санкт-Петербург, кафедры культуролопіи Самарской государственной академии культуры и искусства (1999-2004), лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО (2005), Москва; а также в публикациях.
Опытно-экспериментальная база исследования: культурологический факультет Самарской государственной академии культуры и искусств; факультет изобразительного искусства и дизайна Тольяттинского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Совершенствование профессиональной подготовки студентов- культурологов определяется последовательным овладением навыками художественного восприятия, которые являются профессионально значимыми для их будущей деятельности.
2. Педагогическое руководство развитием художественного восприятия осуществляется наиболее эффективно в рамках вводного курса изобразительного искусства, в процессе освоения которого закладываются основные представления, знания и умения, актуальные для дисциплин, связанных с восприятием произведений изобразительного искусства.
3. Система занятий, имеющая поэтапную структуру и определенную последовательность в усвоении учебного материала (от непосредственного эмоционального переживания произведения искусства, через освоение элементов языка искусства к пониманию способов организации пространства, от знакомства с особенностями восприятия движения и времени в произведении к пониманию целостности произведения и, на этой основе, выделение его эмоционально-смысловой значимости) позволяет студентам усвоить элементы языка искусства и овладеть навыками художественного восприятия.
4. Методика развития художественного восприятия предполагает: а) учет содержания и последовательности стадий работы с произведением искусства;
б) опору на самоценность произведения как непосредственного источника восприятия; в) постановку проблемных задач и их решение; г) метод сравнения и дифференцированный подход к выбору произведений для совместного анализа; д) чуткое реагирование преподавателя на отзывчивость и готовность студентов к восприятию данного произведения и, если возникает необходимость, замена произведения; е) метод опорных вопросов, который позволяет создать у студентов иллюзию полной самостоятельности в поиске аргументации; ж) свободный выбор и самостоятельный подбор произведений студентами для примеров при выполнении самостоятельных учебно-творческих заданий; з) коллективное восприятие и метод диалога. Применяемые методы и приемы обеспечивают активную работу студентов-культурологов по восприятию художественных произведений, во время которой у студентов происходит накопление опыта творческой деятельности в области изобразительного искусства.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Роль и место вводного курса изобразительного искусства в системе подготовки студента-культуролога
Интерес к проблеме восприятия художественных произведений и механизму его развития проявлялся очень давно у художников, искусствоведов и исследователей в педагогике и психологии искусства. На современном этапе к изучению этого феномена подключились философы, физиологи, социологи. Причиной тому является большая практическая значимость этой проблемы.
Исследование психолого-педагогических особенностей развития восприятия позволило нам обосновать художественное восприятие как профессионально значимую деятельность студента-культуролога, а также сделать вывод о необходимости организации специальной деятельности по восприятию искусства.
Согласно нашему предположению, обеспечить базу для необходимой деятельности по восприятию искусства станет возможно, если разработать специальный вводный курс (систематически изложенный в сжатой форме), который должен иметь свою структуру, содержание и методику1. Проблема разработки содержания и методов обучения, направленных на развитие художественного восприятия, затрагивает сложные вопросы и предполагает учитывать множество факторов, определяющих особенности профессиональной подготовки студентов-культурологов в образовательной области «Искусство».
Найти подходы к решению этой проблемы представляется возможным через научный анализ понятий и сущности явлений, лежащих в основе творческих процессов отражения действительности в искусстве и его восприятия. Необходимо также наметить педагогические возможности и границы вводного курса, определить образовательные цели и задачи, компоненты содержания, вывести критерии подготовки студента-культуролога и требования, которые можно предъявлять студентам-культурологам после освоения курса. На основе такого подхода станет возможным определить место и роль вводного курса изобразительного искусства в системе подготовки студента-культуролога.
Многие исследователи восприятия искусства А.В. Бакушинский, А.А. Ме-лик-Пашаев, С.Х. Раппопорт и другие, отмечали, что оно включает в себя процесс познания и процесс переживания. «Причем, если процесс познания направлен на объект восприятия, то процесс переживания — на самого субъекта восприятия» (118, С.41). В педагогической практике высшей школы, как правило, используются разнообразные методы активизации процесса познания, логического постижения произведений искусства. При этом акт познания становится для студентов-культурологов единственным осознаваемым актом при восприятии художественного произведения. Невнимание к «переживанию» при работе с произведением приводит к тому, что оно «бледнеет», сходит на нет, а произведение искусства фактически остается не понятым студентами: «Не пережитое до конца художественное произведение не может быть и до конца понято, не может быть и подлинной, вполне художественной культурной ценностью» (17, С. 61). Поэтому истинное приобщение студентов-культурологов к художественной культуре может происходить лишь в том случае, если мы вместо привычных форм и методов обучения, например, как «сообщение знаний о произведениях искусства как о внешних объектах, созданных другими и равнодушных к личному бытию» (140, С. 7), будем создавать такие педагогические условия, при которых студенты-культурологи могли бы «проживать» произведение и решать на доступном им уровне творческие задачи, родственные тем, которые ставили и решали создатели художественных произведений. Важность учета реализации «двуединой» (познания и переживания) задачи при составлении учебных программ и многообразных систем конкретных заданий по восприятию искусства отмечает А.А. Мелик-Пашаев: «Для того, чтобы действительно совершался этот духовно-практический процесс - приобщение к художественной культуре, ... ребенок (в нашем случае студент - Г.Р.) должен понять «изнутри», ради чего создавались великие произведения, какие общечеловеческие (а значит, и ему присущие!) идеи-чувства они выражают, какими средствами достигнута сама эта выразительность. Только тогда ребенок (студент - Г.Р.) сможет «присвоить» те человеческие способности, ценности, то отношение к жизни, которое опредмечено в сфере художественной культуры» (140, С. 8). При соблюдении таких условий можно надеяться на то, что итогом восприятия у студентов будут особые художественные целостные образы.
Вышесказанное означает, что при организации учебного процесса по восприятию искусства для студентов-культурологов необходимо выделять два уровня композиционной организации картины: эмоционально-смысловой и структурно-технический. Что позволит привести студентов к пониманию диалектики этих одинаково существенных компонентов картины, которая выражается в их согласованности. Организация изобразительного материала в единую систему, выражающую смысловые связи, предполагает создание выразительно-го художественного образа, а не только воспроизведение предметов или явлений действительности. Поэтому важно научить студентов видеть не только, какие предметы изображены, но и понимать, с помощью каких средств удается автору передать определенное настроение, вызвать у зрителя соответствующий эмоциональный отклик. В таком случае станет возможным формирование у студентов-культурологов способности извлекать из художественного образа, сформированного в сознании автора и воплощенного в данном произведении, субъективно значимые для студента-зрителя художественные образы действительности, смыслы произведения. Тогда и история искусств откроется студентам-культурологам «не как совокупность внешних фактов, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик «сопорождает», находя им аналоги в собственном внутреннем опыте» (140, С. 8).
Развитие художественного восприятия в методике преподавания теории и истории искусства
Исследование научной литературы по нашей проблеме выявило сущность художественного восприятия как целостного процесса, лежащего в основе высших познавательных и эмоциональных механизмов. При этом следует отметить, что объекты восприятия - произведения искусства - не только отличаются необычайной емкостью и экономичностью хранения весьма сложной информации, но, как отмечает Ю.М. Лотман (125), могут увеличивать количество информации, черпаемой из них. Это уникальное свойство произведений ставит их на совершенно особое место в ряду всего созданного человеком - они выдают потребителю именно ту информацию, в которой он нуждается и к усвоению которой он подготовлен.
В этой связи целесообразно рассмотреть существующие методы подготовки зрителя к полноценному усвоению информации, содержащейся в произведении искусства. Как мы выяснили, художественное восприятие, оно же переживание, - процесс, обратный созданию образа. Творческий акт художника направлен на создание образа, а у зрителя - на его постижение: элементы восприятия, объединяясь вместе, также создают образ. Отсюда следует, что для развития художественного восприятия у студента-культуролога, ему необходимо дать знание структурных закономерностей организации картины, в которых содержится образ, и формировать способности к видению и проживанию этих закономерностей произведения.
На основе вышесказанного, с целью сохранить системный подход, и в силу сложности поднимаемой проблемы, считаем необходимым в данном параграфе исследовать два основных направления. В первом случае, изучить вопросы, связанные с содержанием и методикой преподавания теории искусства, что позволит нам выбрать элементы структурной организации картины и определить содержание и некоторые аспекты методики, приемлемые в обучении студентов-культурологов. Во втором случае, непосредственно существующие в современной художественной педагогике (в том числе музейной) методы воспитания «развитого зрителя», способного не только «смотреть», но и «видеть» изображение, а свои зрительные ощущения адекватно переводить в словесные образы.
В вопросах, касающихся исходных положений, периодизации истории художественного образования в России, мы опирались на современные исследования Н.Н. Фоминой, Ю.Н. Протопопова и других сотрудников лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО (93, 94), Вопросы методики преподавания теории искусства и развития зрительного восприятия, которые разрабатывались в российской художественной педагогике, начиная с создания первой системы специального художественного образования в Императорской Академии художества, были связаны с изучением закономерностей искусства и творческими находками великих мастеров. Эти достижения находили свое отражение в практике преподавания изобразительного искусства. Методы творческой работы, система обучения, высказывания А.П. Лосенко, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева, А.А. Иванова, К.П. Брюллова, А.П. Сапожникова, П.П. Чистякова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова и сейчас являются ценным материалом для изучения теории и истории искусства, но имеют все-таки большую значимость для практической изобразительной деятельности при обучении студентов-художников. Наша цель более подробно исследовать направления в преподавании теории искусства, носящие универсальный и искусствоведческий характер, чтобы направить содержание и методику обучения студентов-культурологов на развитие способностей к профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.
Осознание необходимости теоретического изучения искусства в Западной Европе происходит в XIX веке. В это время окончательно складывается искусствознание, как гуманитарная наука, имеющая свои границы, предмет, внутренние закономерности и свою неповторимую логику, самостоятельными и взаимосвязанными разделами которой являются теория и история изобразительного искусства. Не претендуя на полноту исторических и научных предпосылок, отметим, что основой для формирования теории искусства в начале XX века послужили труды ученых немецкой школы - Г. Вельфлина, А. Гильдебрандта, К. Фолля. Представляя формалистическую эстетику, они выдвигали на первый план в искусстве - «чувственно воспринимаемое», центральной проблемой которого были проблемы формы и стиля. Г. Вельфлин разработал методику анализа художественного стиля, применяя ее для исследования «психологии эпохи», а также «методы видения» - формальные категории, так называемые «вельфлинские пары»: линейная - живописная, плоскостная — глубинная, замкнутая - открытая, множественность — единство, абсолютная ясность — относительная ясность, к которым Вельфлин сводил характеристику искусства разных эпох. Книга А. Гильдебрандта «Проблема формы в изобразительном искусстве», изданная в 1893 году, раскрывала его идеи об отвлеченной, чисто пластической выразительности формы. Эти взгляды, осмысленные с позиций русской художественной школы, получили свое развитие в трудах П.А. Флоренского и В.В. Фаворского, читавших курс по теории искусства студентам ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. В 20-е годы публикуются их исследования, а также теории искусства В.В. Кандинского, К.С. Малевича, М.В. Матюшина и др. В этих трудах рассматриваются основные понятия теории искусства, поднимаются проблемы природы и анализа цвета, формы, света, объема и т.д. Происходит осмысление взаимосвязи особенностей изображения и объективных законов зрительного восприятия, знание которых влияет на понимание и анализ художественных произведений.
Разработка содержания и структуры вводного курса изобразительного искусства
Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют корректировки содержания и методов высшего образования. Фундаментальной задачей образовательного процесса в культурологическом вузе становится приобщение студентов к «высокому знанию», которое связывается как с глубинной сущностью человека, так и с развитием духовной культуры общества. Поэтому обучение студентов-культурологов только в границах знаний, умений, навыков, определяемых стандартами, на сегодняшний день явно недостаточно. В этой связи становится актуальным формирование у студентов-культурологов: а) умения самостоятельно оценивать ситуацию при встрече с явлениями художественной культуры, б) способности ставить цели и определять нравственно оправданные способы действия при работе с произведениями искусства.
Такой подход будет способствовать переходу студентов с уровня освоения вводного курса на уровень осуществления профессиональной деятельности как во время прохождения музейно-педагогической практики на базе культурно-образовательных учреждений, так и в самостоятельной последующей работе.
При выборе направления в обучении опытно-экспериментального водного курса студентов-культурологов, мы исходили из следующих предпосылок:
- существующие программы по теории и истории изобразительного искусства для культурологических факультетов не предусматривают поэтапное, системное обучение восприятию искусства, а значит, не происходит освоения языка искусства, не формируются навыки анализа произведения и оценки его художественных достоинств;
- недостаточно разработана методика преподавания теории искусства на культу-рологических факультетах (опыт подтверждает малую эффективность традиционного обучения как сообщения некоторой суммы знаний по искусству).
Поэтому разработка содержания и методики специального учебного курса, главной задачей которого является развитие у студентов-культурологов способности к адекватному восприятию художественных произведений, остается актуальной.
Предлагаемый курс рекомендуется студентам, обучающимся по специальности 020600 «Культурология» как вводный курс перед изучением истории зарубежного и русского искусства.
Вводный курс изобразительного искусства должен обеспечить формирование целостной структуры восприятия, включающей визуальное мышление, что является фундаментом познавательной и творческой деятельности для всех предметов, связанных с изучением произведений изобразительного искусства.
Экспериментальное содержание вводного курса было построено с опорой на сформулированные в первой главе теоретические положения, принципы организации процесса обучения и требования подготовки студента-культуролога (Прил. 2). Важно было осуществить отбор содержания учебного материала, структурировать его состав и объем, отвечающие задачам профессиональной подготовки студента-культуролога. Особое значение имеет то обстоятельство, что у студентов-культурологов нет практического рисования, поэтому обучение языку искусства происходит в контексте знакомства с теоретическим материалом как обучение навыкам анализа, считывания и толкования элементов структуры композиции, сначала в форме совместных с педагогом - коллективных, а затем самостоятельных ответов (письменных и устных).
Системный подход к формированию содержания вводного курса позволил из множества художественных знаний, умений и навыков, отобрать наиболее существенные, помогающие деятельности культуролога по восприятию произведений искусства, их анализу и оценке, которые вошли в требования подготовки студентов после прохождения вводного курса (Прил.2). На этой основе определялись основные разделы и составляющие их темы, учебные цели и задачи, по рядок изучения теоретического материала, подбор практических заданий, были продуманы формы и методы усвоения учебного материала. t.
Построение учебного процесса предполагает опору на дидактические принципы обучения. В трудах ведущих педагогов (СИ. Архангельский, В.И. Загвя-зинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) они рассматриваются как определенная система исходных требований и закономерностей, направленных на достижение успешности обучения. Среди них нами выделены четыре основных принципа: целостность (единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения), поэтапность и системность, активность и сознательность, про-блемность (15, 119, 120, 191). Успешность в обучении достигалась также благодаря адаптации принципов художественного воспитания школьников, разработанных в ИХО РАО. Поэтому построение учебного процесса происходило на основе новых научных данных о развитии художественного восприятия; содержание обучения основывалось на изучении произведений изобразительного искусства, а не только на усвоении терминов и понятий эстетики и искусствознания; акцент в учебном процессе был поставлен на творческой инициативе самих студентов в процессе восприятия произведений искусства; восприятие искусства было выделено в самостоятельную учебную деятельность с собственной системой задач. Учет дидактических закономерностей обусловил освоение студентами знаний по теории искусства, элементов языка изобразительного искусства, самостоятельную разработку проблемных задач, направленных на поиск замысла, на понимание эмоционально-смыслового содержания элементов языка искусства и художественного произведения в целом.
При разработке содержания и структуры вводного курса изобразительного искусства учитывались:
1) теоретические положения о необходимости развития художественного восприятия у студентов-культурологов как одним из путей совершенствования профессиональной подготовки культуролога; k
2) культурологический подход к содержанию вводного курса;
3) требования к профессиональной подготовке студента-культуролога, заложенные в Госстандарте;
4) структура подготовки студента-культуролога к профессиональной творческой деятельности в области изобразительного искусства.
В данном параграфе раскрываются цели, задачи, содержание и структура вводного курса изобразительного искусства и этапов формирующего эксперимента.
Цель вводного курса: подготовить студентов-культурологов к профессиональной деятельности по самостоятельному постижению, сохранению и популяризации художественного наследия через формирование навыков восприятия произведений искусства.
Задачи: 1) сообщить теоретические знания об элементах структуры художественного произведения;
2) сформировать опыт эмоциональной отзывчивости на образный язык искусства, на основе умений и навыков «видения » и «прочтения» выразительности элементов структуры произведения, способствовать овладению «языком» изобразительного искусства;
3) привить интерес к нравственно-эстетическим идеям, воплощенным в художественной форме;
4) подготовить к познанию закономерностей развития и ценностей мировой художественной культуры в последующем обучении.
Вводный курс изобразительного искусства имеет заданную структуру — согласно учебному плану культурологического факультета, на его изучение отводится один семестр, тридцать учебных часов: десять лекционных и пять практических занятий. В рамках проведенного формирующего эксперимента нами была разработана содержательная структура вводного курса. Весь учебный материал сгруппирован по разделам, практические занятия проводились параллельно лекционному курсу в соответствии с логикой и задачами исследования.
Для решения поставленных целей и задач в содержание курса включены -вводная лекция и три раздела. 1. О языке изображения, изобразительные средства композиции. 2. Способы организации пространства картины. 3. Произведение искусства как единое целое. Названные разделы состоят из ряда взаимосвязанных тем, которые представляют собой целостное содержание, имеющее свои общие признаки (120). Общее структурное содержание предмета будет представлено в порядке следования разделов и тем.