Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Научно-педагогические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета в свете современной парадигмы педагогического образования 20
1.1. Анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства 20
1.2. Педагогические основы системы подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства 31
1.3. Показатели и уровни готовности будущих учителей изобразительного искусства к профессиональной деятельности с использованием чувашского. народного декоративно-прикладного искусства :.':. 51
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского народного декоративно- прикладного искусства 73
2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы 73
2.2. Педагогические условия совершенствования системы профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского на
родного декоративно-прикладного искусства 107
Заключение 139
Библиография 145
Приложения 162
- Анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства
- Педагогические основы системы подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства
- Методика и организация опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Современные тенденции в развитии общества (демократизация, экономические реформы, возрождение национальных традиций) предполагают создание общегосударственной системы образования на основе гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса.
В качестве одного из механизмов гуманизации общества и гуманистически ориентированного образования может выступать содержательное, опирающееся на социокультурные традиции народа преобразование общечеловеческих ценностей в процессе учебно-педагогической деятельности.
Историческая и социокультурная ценность образования в решении проблемы гуманизации общества проявляется в том, что действует социокультурный феномен, а не искусственно сконструированная модель ценностей. Этнос, нация содержит в себе «национальный опыт», который представляет собой разнообразные ступени своего существования, начиная от бессознательного в низших видах культурной деятельности своего народа, вплоть до сознательного и творческого воспроизведения человеческой культуры через её национальную форму. Отсюда задача национального образования сводится к «приобщению всех слоев народа к культуре и, в частности, к образованности как к высшему её проявлению» [81. С.9].
В Законе РФ «Об образовании» особо отмечается большое значение российских регионов в разработке и реализации республиканских и региональных программ развития образования с учётом особенностей местонахождения, демографической политики, экономических и социокультурных факторов. Содержание образования национальных школ призвано обеспечить «интеграцию личности в системы мировой и национальных культур» (статья 14, п.2) [58. С.34].
В последние годы в Российской Федерации ведётся активная работа по развитию образования как целостной системы, о чём говорится в Федеральной программе развития образования. При этом делается акцент на усилении «вое-
питательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе» [188. С.6].
В Чувашии планомерно ведётся законодательная работа по созданию национальной системы образования: в 1990 году принимаются «Декларация о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики» и Закон «О языках в Чувашской ССР», в 1994 году утверждается «Программа развития образования в ЧР», в 1996 году - Президентская программа «Новая школа», которые были призваны обеспечить активное и полноценное включение обучающихся в экосистему, социальную и культурную среду. Это подразумевает изучение родного языка и литературы, устного народного творчества, истории народа и его культуры, характеристику административно-территориального устройства региона, природно-климатических условий, специфику уклада жизни и быта, традиций и норм взаимоотношений в семье и обществе, особенности этикета и общения, экологическую культуру, знакомство с народными традициями и обрядностью [135. С.З]
Следующим звеном законодательной цепи является Концепция государственной образовательной политики Чувашской республики «Человек и образование в современном мире», представляющая «систему современных взглядов, принципов и приоритетов в вопросах образования и воспитания подрастающего поколения» [81. С.1]. В ней определены цели образовательной политики: «создание системы образования, соответствующей актуальным и перспективным потребностям Чувашии и России, развивающей свободную, образованную, культурную личность, способную реализовать себя в соответствии с запросами изменяющегося общества» [81. С.5].
Одной из стратегических задач образования, согласно Концепции, является «всемерное развитие национальной школы». При этом исторические и культурные ценности России и Чувашии, национальное самосознание причисляются к фундаментальным ценностям и отмечается, что функционирование современ-
ной системы образования в республике невозможно без демократизации, гуманизации, учёта этнокультурных особенностей народов Чувашии.
Приоритетные направления развития национальной школы Чувашской Республики разработаны в документе «Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания». В ней говорится: «В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики национальная школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным и духовным ценностям, принять на себя важнейшие функции формирования у них этнического самосознания и достоинства» [82. С. 1].
Здесь же определены приоритетные направления развития национальных школ республики. Одно из них - «реализация общеобразовательных программ, основанных на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции». Для этого необходимо разработать национально-региональный компонент с последующим введением в образовательный процесс, причём его необходимо сочетать с федеральным.
Интеграция национально-образовательной системы Чувашии в мировое образовательное пространство - следующее направление развития, причём его реализация будет происходить через «обеспечение открытости содержания образования на основе сохранения самобытной культуры народа, развитие межкультурного взаимодействия разных этносов»[82].
Успешная реализация системой образования ставящихся перед ней задач в высшей степени зависит от учителя, формирующего в процессе обучения мировоззрение будущего поколения, стремление осознать себя как носителя национальной культуры, что обусловливает необходимость повышения качества подготовки будущего учителя, воспитания у него творческого подхода к образовательному процессу.
Особая роль здесь принадлежит учителям изобразительного искусства. Именно на них ложится основная задача по воспитанию школьников на куль-
турных традициях чувашского народа через восприятие этнопедагогических идей, основ народного искусства, по привитию творческих знаний и практических умений в области чувашского декоративно-прикладного искусства.
Проблема использования национальной культуры в обучении и подготовке будущих учителей не нова. Подтверждение тому мы находим в работах философов, учёных-педагогов XVIII-XIX веков. Именно в этот период начинается становление культурологического подхода в философии педагогики и в педагогической науке. Его характеризуют такие идеи, как рассмотрение исследователями частных идей культуры в историческом срезе и с учётом национальных особенностей, постановка вопросов развития человека в контексте эволюции культурных (нравственных, религиозных, эстетических и в целом социальных) ценностей.
Социокультурная ситуация XVIII века дала толчок к становлению систем Руссо, Канта и других мыслителей их культурного круга. Эти идеи стали почвой для возникновения и развития учения Песталоцци. Общее внимание к культуре и её преломление в образовании XIX века явились следствием развития гуманитарных наук и культурологического анализа. Образование в этот период приобретает черты культуросообразности и культуроёмкости, что находит отражение в системах Дистервега и Фрёбеля, в близких по духу философских системах И.Г.Фихте и Ф.Шлегеля. Это создаёт следующий (в исторической хронологии) круг идей, формирующий понимание близости проблематики педагогики и культурологии [86. С. 145].
В XIX веке культурологический подход развивается в трудах таких философов, как П.Сорокин, О.Шпенглер и др., что послужило толчком для становления российской педагогической науки XIX века. В.Г.Белинский, В.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский развили в своих трудах, а К.Д.Ушинский и Л.Н.Тол-стой[157] применили в своих системах воспитания новые педагогические подходы. Х.Абовян, Я.С.Гогебашвили, К.Насыри, Г.М. Тукай и др. творчески применили их системы народного образования к своей национальной среде.
Выдвинув идею народности воспитания, русский педагог К.Д.Ушинский писал: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника" [187. С.И9].
Переход от дописьменной педагогики чувашского народа к педагогике-науке осуществлялся через отдельных, редких педагогов-крестьян, которые в своих педагогических воззрениях прочно стояли на позициях народной педагогики (С.Иванов, С.М.Михайлов).
Известный чувашский этнограф СМ. Михайлов отмечал в своих заметках, что необходимо сочетать образование чувашского народа с формированием трудовых ремесленных навыков в необходимом для крестьянина ремесле. Учёный в своих очерках по развитию трудовых навыков в семье подходил к детскому труду не только с сугубо практической целью, он видел в нём педагогический аспект как «решающее средство развития и формирования личности. Причём трудовое воспитание и всё то, что формирует личность, находится в непрерывном единстве» [110. С.24].
Основополагающее влияние идей педагогики И.Г.Песталоцци и К.Д.Ушинского прослеживается и в педагогической деятельности И.Я. Яковлева, который творчески переосмыслил, на практике применил и развил идею о народной школе для чувашского народа.
Педагогическое творчество И.Я.Яковлева[201],[202],[203] имеет глубокие национальные корни. В его основу лёг целый пласт дописьменной и народной педагогики, предшествующей педагогической науке Чувашии.
Как отмечает академик Г.Н.Волков, в становлении педагогической теории И.Я.Яковлева опора на педагогические сокровища народа имела наибольшее значение, именно это и определило в последующем её национальное содержание. Широкое использование чувашским педагогом-классиком векового педа-
готического опыта народа особо подчёркивает значение истории педагогики для развития теории и практики воспитания, но, кроме этого, одновременно свидетельствует и о больших внутренних силах народа, о его способности собственными силами создавать высокую педагогическую культуру [43. С. 135].
В Симбирской учительской школе И.Я.Яковлева впервые применяется разработанная им система подготовки учительских кадров для национальных чувашских школ. Используя принципы эстетического и трудового воспитания чувашского народа в жизни и педагогическом процессе школы, Иван Яковлевич делает её систему гибкой, наполненной творческим содержанием. И.Я. Яковлев к вопросу использования народного искусства подходил комплексно, целенаправленно используя как воспитывающую функцию народного искусства, так и обучающую: он вводит в программу обучения юношей занятия по столярному и слесарному делу, причём на строгой научной основе и с использованием последних технических достижений. В учебный процесс по подготовке девушек-учительниц вводятся занятия по швейному делу, вязанию, вышив-ке[83.СЛ31]. Иван Яковлевич считал, что в процессе подготовки учительниц чувашское народное декоративно-прикладное искусство занимает одну из основных ролей в формировании педагогической культуры по трудовому и эстетическому воспитанию детей.
В период существования Симбирской чувашской учительской школы она стала центром чувашской культуры. Под руководством И.Я.Яковлева воспитанники школы вели большую исследовательскую работу этнографического характера. Это было прогрессивным явлением в чувашской культуре и в какой-то мере помогло задержать упадок развития отдельных видов чувашского народного искусства [184, С.35].
Таким образом, изучение чувашского народного декоративно-прикладного искусства являлось частью системы просвещения И.Я.Яковлева наряду с изучением чувашского языка, фольклора и чувашского эпоса, чьё воспитывающее значение активно применялось в педагогическом процессе Симбирской чувашской учительской школы. Это свидетельствует о понимании чувашским
просветителем большого значения народного декоративно-прикладного искусства в обучении учителей сельской школы.
Исследователи материальной и духовной культуры чувашского народа, его декоративно-прикладного искусства, традиций, обычаев (Н.И.Ашмарин [19],[20], В.Ф.Каховский [70],[71], В.К.Магницкий [101], [102], Н.В.Николь-ский[121], А.В.Рекеев[138],) проводили исследования быта, языка, народного декоративно-прикладного творчества, которые стали основополагающими для чувашской науки. Учёные отмечали наличие у чувашей богатой традиционной культуры воспитания, где немаловажную роль играло чувашское народное искусство, его традиции в воспитании новых поколений.
Но современное системное видение этой проблемы, несомненно, принадлежит Г.Н.Волкову, создателю новой отрасли педагогической науки - этнопе-дагогики. Учёный доказал, что чувашское народное искусство является одним из элементов системы народного воспитания. Этнопед агогика (Anthropology of education) - междисциплинарная отрасль знаний на стыке этнографии, социологии и педагогики, занимающаяся сравнительным изучением традиционной народной педагогики, способов воспитания детей и самого мира детства, включая детские игры, фольклор и т.д. [200. С.110].
Присоединяясь к мнению академика, мы полагаем, что школьное воспитание не может не воспользоваться теми возможностями, которые привносятся в педагогический процесс с использованием народного искусства. И не только радость творчества, но и приобщение к нравственным истокам народной педагогики через устное творчество, через язык, фольклор, материальную культуру чувашского народа дают ребёнку нравственную основу, приобщают его к национальным истокам, к осознанию своей национальности, воспитывают чувство любви и гордости за свою Родину.
В современном воспитании необходимо использовать всё духовно-педагогическое наследие чувашского народа: любовь к земле и трудолюбие; нравственно-этические традиции; обучение ремёслам; этномузыкальную культуру, несущую уникальную педагогическую информацию; древнечувашскую
руническую письменность; древнейшую народную обрядность с её молитвами и моленьями, ритуалами; педагогические памятники и сокровища устного народного творчества; высочайшую культуру межличностных отношений и т. д. [131,с.20].
Отмечая тот факт, что во все времена у чувашского народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному, Г.Н.Волков определяет следующие компоненты эстетического воспитания чувашского народа: развитие способности понимания красоты окружающей дествительнос-ти; выработка эстетического вкуса; привитие подрастающему поколению творческих умений и навыков; укрепление единства между эстетическим развитием детей и их нравственным ростом, умственным воспитанием и трудовой подготовкой [42. С. 12].
Все компоненты этой системы значительны для эстетического воспитания детей - красивое слово, красивая песня, красивая вышивка. Однако их гармоничная взаимосвязь и взаимодействие ещё более усиливают эффективность эстетического воздействия на воспитанников. Исходя из этого, можно сделать вывод, что широкое использование народных средств эстетического воспитания в их взаимосвязи в педагогической практике поставит школьное воспитание на качественно иной уровень [42. С. 56].
Основными средствами эстетического воспитания, по мнению Г.Н.Волкова, были: устное народное творчество (сказки, загадки, пословицы); музыкальное воспитание (песни, пляски); эстетика быта, одежды, труда, игр, досуга; национальный орнамент; природа [42. С. 13].
Среди них важно выделить для нашего исследования народную систему эстетического воспитания. Её особенность проявлялась в неразрывном соединении последнего с нравственным, умственным воспитанием и трудовой подготовкой. Ещё одной особенностью являлось то, что система эстетического воспитания не допускала пассивного отношения к прекрасному, каждый человек должен созидать или соучаствовать в его творении [42. С. 59].
]]
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью особой эмоционально-образной системы воспитания, заключающей в себе уроки этического мироощущения, мировосприятия, мироотно-шения, уроки трудолюбия и искренности, уважения ко всему природному и очеловеченному, примером бережного отношения к историческому прошлому, традициям, преломлённым в современной жизни.
Степень научной разработки проблемы. Вопросам организации учебного процесса в высшей школе посвящены труды С.И.Архангельского[12], [13], В.П.Беспалько[22],[23], С.И.Зиновьева[61],[62], А.Г.Молибога[111] и др.
Проблемы совершенствования учебной деятельности в высшей школе нашли отражение в трудах учёных-педагогов Ю.К.Бабанского[21], С.Я.Баты-шева[23], В.П.Беспалько[26], А.А.Вербицкого[40], Т.А.Ильиной[64], Н.В.Кузьминой [89],[90], И.Я.Лернера [94],[96], В.Г.Максимова [103],[104],[105], М.Н.Скаткина[150], [151], В.А.Сластёнина[154], [155], и психологов И.И.Илья-сова[66], Б.Ф.Ломова[97],[98], С.Л.Рубинштейна[129],[130], Н.Ф.Талызиной [180], [181] и т.д.
Возможности использования принципа дидактических систем в организации педагогического процесса рассматривается в трудах В.И.Андреева[8], [9], [10], В.П.Симонова[139], В.В.Серикова[138], Ю.П.Сокольникова[176] и др.
Проблемы эстетического воспитания личности раскрываются в исследованиях Н.И.Киященко[73], [74], [75], Л.Н.Когана[77], [78], Б.Т.Лихачёва [96], [97] и многих других.
Определению путей использования народного декоративно-прикладного искусства в образовании и воспитании студентов педагогических вузов посвящены труды Е.В.Алексеенко[6], А.Алимбекова[7], О.В.Атауловой [16], Э.Атдаева[17], Т.А.Давидовой[51], Л.В.Ершовой[54], Л.Э.Лапшиной [93] и т.д.
Различные аспекты формирования личности будущего учителя на художественно-графических факультетах педагогических вузов средствами национальной культуры, народного декоративно-прикладного искусства и ремёсел различных регионов России и методики их преподавания исследовались
С.Ф.Абдуллаевым[2], Л.Г.Ахметовым[18], С.И.Ботовой[36], Ю.К.Беджановым [25], А.П.Гапбаровым[47], Б.Изжановым[64], Д.А.Кемешевым[73], А.А.Сарба-гышевым[146] и др.
Исследованию художественно-выразительных средств народного декоративно-прикладного искусства, его философскому, культурному, нравственному осмыслению посвящены труды известных учёных-искусствоведов А.В.Баку-шинского[22], И.Я.Богуславской[31],[32], В.М.Василенко[37], В.С.Воронова^], М.А.Некрасовой[114],[115], А.Б.Салтыкова [143], [144] и др.
Материальная и духовная культура чувашского народа, его декоративно-прикладное искусство, традиции, обычаи изучены учёными-этнографами В.Ф.Афанасьевым, Н.И.Ашмариным, К.В.Ивановым, В.Ф.Каховским, С.М.Михайловым, Н.В.Никольским, А.Рекеевым, П.П.Хузангаем и другими.
Этнопедагогические идеи чувашского народа рассматриваются в трудах Е.В.Васильева[38],[39], Г.Н.Волкова[42], [43], Т.Н.Петровой [130], [131] и др.
Педагогическое наследие И.Я.Яковлева анализируется в трудах Г.А.Александрова[3],[4] А.Е.Землякова[59],[60], Н.Г.Краснова[74],[75],[76] и
др.
Исследования Ю.В.Викторова[41], А.Г.Григорьева[50], М.Г.Кондратьева [79],[80], А.К.Салмина[141],[142] М.И.Скворцова[153], Э.Г.Скворцова[152], А.А.Трофимова[183],[184], Г.А.Никитина [117],[119],[120] и др. посвящены определению места и роли чувашского народного искусства в процессе воспитания.
В последнее десятилетие появились исследования, которые были направлены на изучение возможностей использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства в педагогическом процессе. Так, традиции чувашского народного искусства в художественном образовании младших школьников рассматриваются в исследовании Э.Г.Скворцова[152], формирование эстетической культуры подростков на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства исследуется Г.А.Никитиным [118] и др.
Результаты исследований вышеназванных учёных ещё раз убедительно доказывают огромные воспитательные возможности чувашского народного декоративно-прикладного искусства, его влияние на эстетическое воспитание учащихся, их творческий потенциал. При этом ими подчёркивается, что задача по формированию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности ложится на предметы художественно-эстетического блока школьной программы. По их мнению, знакомство учеников с народными промыслами Чувашии, с традициями народного декоративно-прикладного искусства, раскрытие их творческих возможностей является важным направлением в деятельности учителя изобразительного искусства.
В этой связи приобретает первостепенное значение решение проблемы использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства в профессиональной подготовке студентов художественно-графического факультета. Несмотря на имеющиеся разработки в этой области, в педагогической литературе не уделяется достаточного внимания вопросам технологии применения чувашского народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений.
Таким образом, в настоящее время в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета Чувашского государственного университета имени И.Я.Яковлева определилось одно из ярко выраженных противоречий, разрешение которого приведёт к качественному улучшению профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства: с одной стороны, всестороннее изучение многими учёными воспитательно-образовательного потенциала чувашского народного декоративно-прикладного искусства, с другой - недостаточная разработанность технологии его реализации в современной теории и практике педагогического образования.
Это противоречие определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, при которых чувашское народное декоративно-прикладное искусство будет способствовать совершенствованию профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета?
Решение данной проблемы будет составлять цель нашего исследования.
Объект исследования: система профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета.
Предмет исследования: педагогические условия, позволяющие совершенствовать систему подготовки будущих учителей изобразительного искусства на основе использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
В основу исследования нами была положена гипотеза, согласно которой система профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства станет более эффективной, если будет:
проведена определённая и целенаправленная работа по актуализации и реализации образовательных, воспитательных и просветительских функций чувашского народного декоративно-прикладного искусства в учебном процессе художественно-графического факультета;
организован научно-обоснованный процесс формирования у студентов художественно-графического факультета с первого года их обучения в вузе устойчивого и глубокого интереса к чувашскому народному декоративно-прикладному искусству, активизация их познавательной и творческо-прикладной деятельности в процессе вооружения их знаниями чувашского народного искусства, соответствующими умениями и навыками через осознание ими его роли и места в обучении и воспитании современного ученика;
в качестве базового компонента системы профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства для национальных школ Чувашии на третьем курсе художественно-графического факультета включен спецкурс "Чувашское народное декоративно-прикладное искусство";
придан процессу изучения студентами художественно-графического факультета чувашского народного декоративно-прикладного искусства прак-тико-ориентированный характер, в котором будет широко использованы народные традиции, старинные способы изготовления предметов народно-
го декоративно-прикладного искусства и внедрены инновационные технологии, формы и методы обучения;
обеспечена соответствующая материально-техническая база и имеется достаточное количество хорошо подготовленных преподавателей высшей педагогической школы для улучшения качества профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства за счёт использования возможностей чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
разработаны и использованы научно обоснованные критерии и показатели эффективности изучения студентами чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
В соответствии с проблемой и целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить пути совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета в свете современной парадигмы педагогического образования;
разработать систему подготовки студентов художественно - графического факультета с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, позволяющие совершенствовать профессиональную подготовку студентов художественно-графического факультета за счёт использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Методологическую основу составили:
положения философии и искусствоведения о духовном и эстетическом
развитии личности в творческом процессе в области изобразительного
искусства (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Ванслов, С.С.Гольдентрихт, А.Я.
Зись, А.С.Молчанова, В.А.Разумный и др.);
результаты научных исследований по актуальным проблемам подготовки
учителя изобразительного искусства (А.Д.Алёхин, Г.В.Беда, В.К.Лебедко,
Л.Г.Медведев, Н.Н.Ростовцев, Н.К.Шабанов, Е.В.Шорохова и др.);
положения об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как эффективном средстве формирования эстетического отношения к действительности, развития художественно-творческих способностей детей (А.С.Боголюбов, Е.И. Игнатьев, Т.С.Комарова, В.В.Корешков, В.С.Кузин, С.П.Ломов, Э.И.Сокольникова, Б.М.Теплов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпи-калова, Б.П.Юсов и др.);
концепции гуманитаризации и гуманизации образования (Ш.А.Амона-швили, В.И.Журавлёв, Е.Н.Шиянов, Т.В.Шуртакова и др.);
идеи системного, личностно-деятельностного, культурологического и др. подходов в подготовке специалистов для системы образования.
Основополагающее значение для проведённого исследования имели труды в области общепедагогической подготовки учительских кадров таких учёных, как О.А.Абдуллина, В.И.Андреев, С.И.Архангельский, Ю.К.Бабан-ский, В.К.Дьяченко, Л.Ф.Колесников, И.Я.Лернер, В.Г.Максимов, А.И.Пискунов, В.А.Сластёнин, А.А.Смирнов и др. Методы исследования:
теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
изучение и обобщение передового педагогического опыта;
изучение результатов познавательной и творческо-прикладной деятельности студентов;
педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент;
методы устного и письменного опроса: тестирование студентов, анкетирование и беседы с преподавателями и студентами художественно-графического факультета педвуза;
статистическая и графическая обработка экспериментальных данных. Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось с 1995 года на базе художественно-графического
факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в четыре этапа (с 1995 по 2001 годы). В нём приняли участие студенты дневного отделения специальности "030800 - изобразительное искусство и черчение", преподаватели изобразительного искусства и технологии общеобразовательных школ республики, педагоги учреждений системы дополнительного образования.
Первый, поисковый этап, проводился в период с 1995 по 1996 год. В этот период анализировалась психолого-педагогическая литература, уточнялся понятийный аппарат, определялась степень разработанности исследуемой проблемы. На данном этапе была сформулирована гипотеза исследования, определены цели и задачи, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.
Второй, констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, проходил в период с 1996 по 1997 год. На этом этапе проводилось изучение опыта подготовки студентов художественно-графического факультета в вузах России, осуществлялся анализ нормативных документов высшего специального образования: учебных планов, рабочих программ по спецдисциплинам, Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, констатировалась степень изученности чувашского народного декоративно-прикладного искусства студентами художественно-графического факультета, определялись экспериментальная и контрольная группы студентов.
Формирующий (третий) этап проходил с 1998 по 2000 год. В этот период отрабатывались и проверялись теоретические и практические идеи исследования; проводились занятия спецкурса "Чувашское народное декоративно-прикладное искусство"; осуществлялась проверка гипотезы, обобщение полученных экспериментальных данных и их математическая обработка; были выявлены и систематизированы педагогические условия успешной реализации модели системы профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского народного декоратив-
но-прикладного искусства, изучалась динамика изменения показателей готовности будущих учителей изобразительного искусства к профессионально-педагогической деятельности.
В ходе четвёртого этапа (2000-2001 годы) систематизировались, обобщались и оформлялись данные формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, проводилось литературное оформление диссертационного исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
определены сущность и содержание профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
разработана модель системы профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
определены критерии оценки и уровни готовности будущих учителей изобразительного искусства к профессиональной деятельности средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия, позволяющие совершенствовать систему подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нём теоретические положения, научно-обоснованная педагогическая технология использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства в учебном процессе художественно-графического факультета способствуют реализации его образовательно-воспитательного потенциала, что в свою очередь приводит к совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
Разработанная и внедрённая в учебный процесс художественно-графического факультета экспериментальная программа «Чувашское народное
декоративно-прикладное искусство» способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства и технологии.
Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исследования; использованием комплекса методов исследования, адекватных его целям и задачам; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента; объективностью и репрезентативностью полученных экспериментальных данных; личным опытом работы в высшем учебном заведении в качестве преподавателя; применением математических методов для обработки результатов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научных сессиях докторантов и аспирантов Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я.Яковлева, на всероссийских научно-практических конференциях: «Детское движение: история, теория, методика организации деятельности» (г. Чебоксары, 1997 г.); «Традиционная русская народная художественная культура и современность» (г. Орёл, 1998 г.); конференции, посвященной 150-летию великого просветителя чувашского народа И.Я.Яковлева (г. Чебоксары, 1998 г.).
На защиту выносится:
модель системы профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
педагогические условия совершенствования системы профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Содержание и структура диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства
Новая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в российском обществе в конце XX века, позволила на деле перейти к более глубоким и содержательным переменам в образовательной политике РФ.
Результатом деятельности в этом направлении явилось принятие Закона РФ «Об образовании» и разработка проекта «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», в которых изложена долгосрочная, научно обоснованная образовательная политика государства. В настоящее время происходит коренная трансформация социальных, экономических и педагогических устоев системы образования с учётом интересов личности, специфических культурно-образовательных запросов различных региональных, профессиональных и конфессиональных групп населения, с учётом национальных, культурных и интеллектуальных традиций всех народов, проживающих на территории России.
Активно идёт процесс выработки содержания национально-регионального компонента образования, служащего основанием для решения задач создания системы национального образования как в российском государстве в целом, так и в его отдельных республиках в рамках разграничения компетенций субъектов РФ, ибо сегодня в рамках социально-экономических проектов и программ развития любого региона, в том числе и Чувашской Республики, система образования может стать одним из важных средств социокультурного и духовного возрождения.
Для этого необходимо: восстановление духовности через возрождение и творческое развитие народных культур; прохождение подрастающего поколения через подлинно народную школу; формирование нового, соответствующего условиям и требованиям рыночной экономики социально-психологического генотипа (системы ценностей, мотивов поведения, норм хозяйствования и управления, совокупность которых выполняет роль регуляторов в данной социальной среде), сочетание его с исторически сложившимися социально-психологическими особенностями различных групп населения; учёт этих особенностей при разработке новых производственных технологий в процессе активизации экономической деятельности.
Решение этих проблем возможно, в том числе через систему образования: «семья - школа - профессиональные учебные заведения», где на каждом этапе, соответственно возрасту, включаются культурологические учебные блоки. Это способствует осознанию человеком своего «я» и определению места в системе «семья - род - народ - человечество», тем более современное образование на рубеже веков всё более приобретает культурологические черты.
Культуросообразность современного образования характеризуется рядом признаков:
« социокультурная контекстность развития и саморазвития личности, т.е. соотносительность динамики культуры и личности, существующей в конкретной многоуровневой среде;
социокультурная константа развития личности, т.е. феномен культурных начал, некой «постоянной», которая существует в любых культурных явлениях и процессах (в том числе и в образовании) и выражается в их определённости, качестве, развитости как социального явления;
многомерность культурных процессов (и образования как их части), которая проявляется в том, что культура многоукладна и многообразна, поли-фонична и вариативна по сути, типам и формам своих коммуникаций и бытования;
особые механизмы культурного саморазвития личности, где микрокультурные процессы взаимодействуют с макро- и мезопроцессами в относительно автономном режиме на основе свободного выбора личности; обстоятельства жизнедеятельности системы «личность - социальные общности - общество», нормы и требования, регулирующие их взаимосвязь» [122. С.146].
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить особую роль школьного учителя как гаранта воплощения в реальную практику педагогического образования научных инноваций. Перед ним в реальной практике учебного процесса возникает множество проблем, к решению которых он должен быть готов. Среди них можно выделить такие, как проблема обновления и оптимизации содержания гуманитарного и естественно-математического образования; проблема индивидуализации, дифференциации и профилизации обучения и воспитания; проблема разработки и внедрения новых методов, педагогических технологий обучения и воспитания; проблема духовно-нравственного воспитания и саморазвития личности [9. СП].
Как мы видим, решение перечисленных проблем требует высокого уровня профессиональной компетентности учителя, свободного владения педагогическими технологиями, творческой самоотдачи при их решении. Здесь следует заметить, что в силу различных причин (недостаток творческого потенциала, избыток непрофессиональных обязанностей, возраст, случайный выбор профессии и др.) не все учителя сегодня готовы к такой деятельности. Как показывает анализ сложившейся ситуации в образовании, выпускники педагогических вузов не всегда могут решить те задачи, которые ставит перед ними современное общество. Происходит это вследствие низкой методологической, психологической, специально-предметной, инновационной культуры молодых педагогов.
Педагогические основы системы подготовки студентов художественно-графического факультета с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства
На современном этапе развития системы образования выделяются федеральный, республиканский (региональный) и школьный компоненты. Региональный компонент образования включает в себя «содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами (родной язык и литература, иностранный язык, история и география республики, музыка и изобразительное искусство, трудовая и физическая подготовка и др.)». Его выделение должно способствовать освоению школьниками национальной культуры в диалектическом единстве с культурой общечеловеческой [193. С.110].
Здесь можно отметить ряд предметов школьной программы, которые получают своё развитие в национально-региональном русле. К этим предметам относятся: физкультура, филология, танец, музыка, изобразительное искусство, домоводство, биология, география, история, обществоведение. Как видим, среди них - изобразительное искусство и обслуживающий труд, где проходит изучение традиционного народного творчества, строение национальной семьи и национальной системы воспитания [193. С.115].
Мы согласны с В.Д.Шадриковым, который считает, что школа неотрывна от национальной почвы, от родного языка, закладывающего основы национального самосознания. Она является важнейшим фактором удовлетворения национально-культурных потребностей, приобщения юного человека к национально-культурным традициям, их обогащения общемировым, интернациональным содержанием. В фундаменте российской школы должен лежать принцип диалектического единства трёх начал: национального, федеративного и общемирового, позволяющий человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны и мировой цивилизации.
Всё это выдвигает на первый план изменение в системе подготовки учителей нового, более высокого уровня. По мнению В.Д.Шадрикова, учителя должны владеть новым социально-педагогическим и культурно-образовательным мышлением, умением радикально перестроить сами взаимоотношения между теми, кто учит, и теми, кто учится [193. С.117].
Всё это относится и к будущим учителям изобразительного искусства, что даёт нам повод к изменению того образовательного пространства, которое сформировалось на художественно-графических факультетах. Важнейшим условием совершенствования процесса профессионально-педагогической подготовки студентов художественно-графического факультета может стать чувашское народное декоративно-прикладное искусство.
Анализ теоретической литературы и изучение опыта работы педагогических вузов позволяют сделать вывод о том, что на современном этапе они используют далеко не весь потенциал, заложенный в народном искусстве в процессе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов.
Описательную характеристику системы подготовки студентов ХГФ с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства мы представляем в качестве структурной модели, которая позволила предопределить его место и роль в совершенствовании профессиональной подготовки студентов ХГФ.
Для определения места чувашского народного декоративно-прикладного искусства в системе художественно-графического факультета нами применён метод моделирования. По мнению С.И.Архангельского, метод научного моделирования позволяет: по результатам опытов, расчётов, измерений, наблюдений, логического анализа, проводимых на моделях, судить о явлениях, происходящих в действительных объектах; по результатам изучения различных сторон оригинала создавать обобщённую, абстрактную, идеальную модель объекта; выступать в качестве заменителя или представителя объекта изучения. Модель в этом случае может имитировать структуру и функционирование тех или иных сторон объекта изучения, приводить к выводам и решениям относительно их изменения; выступать в качестве средства комментирования определённых сведений об изучаемом объекте; выступать в качестве оператора, связывающего аппарат выражения модели и проводящего решение поставленных задач [14. С.76].
Грамотное проведение модельного исследования возможно только в том случае, если будут соблюдены определённые принципы моделирования. Это: наглядность, характеризующая выразительность модели - конструктивная, изобразительная, знаковая, символическая; определённость, выраженная чётким выделением определённых сторон изучения; объективность, проявляющаяся в независимости проведения исследований от личных убеждений исследователя [14. С.83].
Использование моделей в теории обучения способствует чёткому всестороннему рассмотрению проблемы, играет наводящую роль в исследовании, чётко выражает общую картину связи и отношений основных сторон и признаков. «В изучении учебного процесса широко могут применяться: модели подобия (геометрические, механические, физические и др.), имеющие связь с оригиналом через конкретные ограничения взаимной связи и различия (количественные и качественные); модели суждения - аналогии (математические, логические), основанные на мыслительных сравнениях» [14. С.81].
Методика и организация опытно-экспериментальной работы
Экспериментальная проверка эффективности разработанной нами модели совершенствования профессиональной подготовки студентов ХГФ с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства проводилась на базе художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева в период с 1996 по 2001 год.
В ходе эксперимента:
был проведён анализ учебных программ спецдисциплин «Основы декоративно-прикладного искусства», «Практикум в учебных мастерских» и др. и проанализированы возможности изучения чувашского народного декоративно-прикладного искусства в процессе их преподавания;
предпринят ряд организационно-педагогических мер по созданию педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки с использованием возможностей чувашского народного декоративно-прикладного искусства (разработана программа и введён в учебный процесс спецкурс «Чувашское народное декоративно-прикладное искусст-во»,определены средства поддержания постоянного интереса к народному искусству Чувашии и др.);
выявлены показатели и уровни готовности будущих учителей изобразительного искусства к профессиональной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя 3 этапа. Первый этап - проведение констатирующего этапа опытно—экспериментальной работы - проходил в период с 1996 по 1997 год. На этом этапе было проведено изучение опыта подготовки студентов художественно-графического факультета в вузах России, осуществлён анализ нормативных документов высшего специального образования: учебный план, рабочие программы по спецдисциплинам, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, сформулирована гипотеза исследования, определены цели и задачи, разработана методика опытно-экспериментальной работы.
Для определения вклада выпускников художественно-графического факультета в процесс изучения чувашского народного декоративно-прикладного искусства в школах республики нами было проведено анкетирование учителей изобразительного искусства и труда (прил. 9). Из 40 респондентов, ответивших на нашу анкету, педагогический стаж более 15 лет имеют 62 % опрошенных, более 25 лет -15%.
На вопрос "Какие виды чувашского народного декоративно-прикладного искусства, изучавшиеся в институте, вам пригодились в профессиональной деятельности?" 51% анкетируемых перечислили: резьба по дереву, чувашский орнамент, лозоплетение, чувашская вышивка, а 49% либо ответили "не изучали вообще ", либо не ответили вовсе.
На вопрос "Какие из видов чувашского народного декоративно-прикладного искусства Вы освоили самостоятельно?" 51% респондентов, изучавших народное искусство Чувашии на занятиях, самостоятельно освоили такие его виды, как ткачество, керамика, лозоплетение, совершенствовались у народных мастеров в резьбе по дереву, изучали женский народный костюм.
49% респондентов, не вспомнивших, что изучали народное искусство Чувашии на занятиях, самостоятельно освоили чувашскую вышивку, ткачество, резьбу по дереву, керамику. Здесь следует отметить, что количество видов чувашского народного искусства, перечисленных обеими группами, практически совпадает, однако качественный уровень ("продолжаю изучение", "сотрудничаю с местными умельцами") в первой группе значительно выше. Это указывает на то, что именно эти учителя связывают свое педагогическое и художественное творчество с чувашским народным искусством.
Другая же группа респондентов в процессе занятий на факультете должным образом не была заинтересована в изучении народного искусства Чувашии, но в силу определённых причин (желание руководства школы, повышение уровня знаний, увеличение зарплаты) всё-таки впоследствии самостоятельно освоила хотя бы один из видов.
На вопрос "Помогает ли знание традиций чувашского национального искусства в воспитании учащихся?" все респонденты ответили утвердительно.
Завершалась анкета просьбой высказать свои пожелания для улучшения преподавания чувашского народного искусства на художественно-графическом факультете педуниверситета. Так, Киселёв А.А. (учитель изоискусства, черчения и труда Новобайбатыревской средней школы Яльчикского района) предлагает: "Больше внимания уделять практической направленности в преподавании декоративно-прикладного искусства Чувашии". Головинский А.Н. (учитель изобразительного искусства, рисунка, живописи, композиции гимназии № 1 г. Чебоксары) отмечает: "Преподавание народного искусства есть проявление уважения к той земле, на которой ты живёшь, поэтому необходимо тесное сотрудничество с мастерами прикладного искусства Чувашской Республики". Гаврилова Н.О. (преподаватель детской школы искусств № 1, художественное отделение, г. Чебоксары) рекомендует разнообразить изучаемые виды чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Несомненно, проведение данного анкетирования на начальном этапе исследования помогло наметить ориентиры научно-практической работы, выбрать те виды чувашского декоративно-прикладного искусства, изучение которых и вошло в разрабатываемый нами спецкурс.