Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности 16
1.1. Теоретические и методологические основы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности 16
1.2. Инновационный подход к системе профессиональной подготовки студентов
1.2.1. Художественные формы отображения предметно-эстетической среды в изобразительном искусстве 45
1.2.2. Использование графического наследия русских архитекторов в системе подготовки студентов к проектной деятельности 71
Выводы по первой главе 84
ГЛАВА II. Системный подход в профессиональной подготовке студентов к проектной деятельности с использованием компьютерных технологий 87
2.1. Методика использования компьютерных технологий как художественно-выразительных средств в системе профессиональной подготовки студентов 87
2.2. Содержательные аспекты профессиональной подготовки студентов в области проектной деятельности с использованием компьютерных технологий 96
2.3. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий 115
Выводы по второй главе 138
ГЛАВА II. Специфика использования компьютерных технологий в процессе формирования у студентов специальных художественных знаний и умений 141
3.1. Возможности использования компьютерных технологий для освоения студентами специальных художественных дисциплин 141
3.2. Формирование колористических умений у студентов традиционными и компьютерными средствами в ходе подготовки к проектной деятельности 169
3.3. Эстетическая направленность профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности 215
3.4. Теоретические и практические аспекты использования компьютерных технологий при изучении студентами основ цифровой проектной графики 226
Выводы по третьей главе 243
ГЛАВА IV. Организация экспериментального исследования по применению компьютерных технологий в профессиональной подготовке студентов к проектной деятельности 245
4.1. Современное состояние использования компьютерных технологий в профессиональной подготовке студентов художественно-графических факультетов (констатирующий эксперимент) 245
4.2. Апробация учебно-методических условий применения системы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности (формирующий эксперимент) 268
4.3. Анализ и оценка результатов экспериментального исследования по применению системы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности с использованием компьютерных технологий 280
Выводы по четвёртой главе 302
Заключение 304
Библиография
- Художественные формы отображения предметно-эстетической среды в изобразительном искусстве
- Содержательные аспекты профессиональной подготовки студентов в области проектной деятельности с использованием компьютерных технологий
- Эстетическая направленность профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности
- Апробация учебно-методических условий применения системы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности (формирующий эксперимент)
Введение к работе
Актуальность исследования.
На современном этапе развития общества одним из основных способов освоения и преобразования мира становятся компьютерные технологии. Их применение привело к глобальным изменениям в мировоззрении современного человека, что в свою очередь затронуло основы профессиональной подготовки специалиста высшей школы.
Опираясь на основные положения и достижения электронных технологий, в диссертации предложена своевременная авторская концепция построения дидактической системы профессиональной подготовки студентов в таком современном и необходимом вопросе, как проектная деятельность по эстетической организации внутренней и внешней среды.
Общество всегда проявляет заботу об уровне профессиональной квалификации специалистов и влияет на этот процесс через создание соответствующих обучающих систем. Основные цели профессионального образования включают в себя подготовку квалифицированного специалиста высокого уровня и соответствующего профиля. Он должен быть конкурентоспособен на рынке труда. Его качества - компетентность, ответственность. Он должен свободно владеть своей профессией, квалифицированно ориентироваться в смежных областях деятельности. Постоянно повышать свой профессиональный уровень, успешно реагировать на запросы времени.
Процесс обучения тоже кардинально изменился. Наряду с традиционными методами и средствами обучения, появились совершенно новые. Как показывает практика, компьютер может во многом изменить и дополнить систему обучения, он расширит возможности и позволит добиться более высокого педагогического результата. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, электронные средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. Выпускник художественно-графического факультета уже не мыслим без знания нескольких компьютерных технологий и умения профессионально применять их на практике. Это относится не только к будущим учителям изобразительного искусства, но и к будущим дизайнерам, которых художественно-графический факультет Орловского государственного университета выпускает на протяжении последних одиннадцати лет. Поэтому сегодня на первый план выходит разработка и внедрение педагогической системы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности с активным использованием компьютерных технологий. Эта сложнейшая задача, требующая напряжения всего потенциала художественно-графического факультета.
Профессиональная подготовленность студентов к грамотным проектно-графическим работам основывается на изучении специфики рисунка, живописи, черчения, начертательной геометрии, декоративно-прикладного искусства и других спецдисциплин, традиционно изучаемых на художественно-графических факультетах. Причём, активное использование компьютерных технологий не должно подавлять у студентов стремление и умение работать карандашом, кистью, рейсфедером. Чертёжно-графическая и живописная подготовка – непременное условие профессионализма и компетенции подготовки будущего специалиста по проектированию внешней и внутренней среды.
Разумная, научно обоснованная мера сочетания ручных приёмов работы с компьютерными разработками – залог профессионализма выпускников соответствующих отделений художественно-графических факультетов.
В проектно-графических работах рисунок имеет свои специфические черты, отличные от академического рисунка. То же можно сказать и о живописных и чертёжно-графических навыках студентов. Но, тем не менее, в ходе исследования мы убедились, что профессиональная подготовка специалиста к проектной деятельности возможна только в том случае если она опирается на его навыки в области рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, композиции, других специальных дисциплин. Поэтому для нас особо важное значение имели исследования А.Д. Алёхина, Г.В. Беды, Р.Ч. Барциц, С.Е. Игнатьева, Ю.В. Коробко, В.С. Кузина, В.К. Лебёдко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, С.П. Рощина, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, а также И.В. Алексеевой, В.А. Барадулина, И.Я. Богуславской, К.Г. Вагнера, В.М. Василенко, В.С. Воронова, Н.В. Воронова, М.А. Некрасовой, В.В. Корешкова, А.Б. Салтыкова, В.П. Строкова, А.С. Хворостова, и других учёных, специализирующихся в области методики преподавания изобразительно и декоративно-прикладного искусства.
Были изучены труды учёных в области педагогики, психологии, философии: С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластёнина, Н.В.Кузьмина, А.И. Щербакова; А.С. Выготского, Е.И.Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна; Б.А. Рыбакова и других. Мы познакомились с трудами учёных, изучающих общие теории профессионального образования: Б.А. Карева, Ю.Ф. Катхановой, Е.И. Корзиновой, Н.Б. Литвиновой, А.Н. Лейбовича, К.А. Скворцова, О.П. Шабановой, В.И. Якунина и других.
В последние годы в области художественно-педагогических исследований раскрываются многие аспекты научно-методической организации учебного процесса на художественно-графическом факультете. Здесь можно назвать исследования таких учёных как Р.Ч. Барциц, Ф.Ф Бандуристый, И.Б. Ветрова, Р.А. Гильман, А.А. Ковалёв, В.И. Козлов, Е.Ф. Кузнецов, С.П. Ломов, А.А. Прищепа, И.М. Рязанцева, Н.Н. Таранов. Параллельно изучались труды, связанные с исследованием процесса формирования личности подрастающих поколений с использованием активного воспитательного влияния изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это труды И.В. Алексеевой, С.А. Аманжолова, В.С. Бадаева, Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. И труды учёных, занятых проблемой совершенствования учебного процесса в высшей и средней школе с учётом индивидуальных особенностей обучающихся - Н.С. Боголюбова, Д.И. Воробьёвой, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко,Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачёва, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.
Назовём работы, наиболее близкие к нашему исследованию. На стратегический ресурс декоративно-прикладного искусства в реализации художественно-эстетического образования обращает внимание М.В. Галкина. Теоретические и методические основы профессионально-графической подготовки студентов в педвузе раскрыли Ю.Ф.Катханова и Е.И. Корзинова. Декоративную деятельность по художественно-эстетической организации среды, как действенное средство формирование личности учащихся исследует В.В. Корешков. С.М. Кожуховская занимается вопросом дизайн-образования, его структурой, содержанием, методами реализации. Систему оптимальной живописной подготовки учителей изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов изучает С.П. Ломов. М.Н. Марченко исследовала проблему развития способностей студентов художественно-графических факультетов к дизайнерской деятельности в области технической и компьютерной графики. Проблеме формирования художественного воображения студентов художественно-графических факультетов средствами компьютерной графики, дизайна, рекламы, посвятила своё исследование И.М. Рязанова. С.М. Мурзина обозначила проблему формирования профессионально-компетентной культуры личности художников - дизайнеров. Т.К. Мусалимов исследовал теоретические и методические основы профессионально-графической подготовки учителя черчения и изобразительного искусства в педагогическом вузе. Были изучены работы искусствоведческого характера, связанные с вопросами наследия русских архитекторов, художников, работавших с интерьерами и пейзажами архитектурно-ландшафтного характера. Особенно следует отметить работы А.П. Вергунова, В.А. Горохова, В.Д. Черного и др.
Исследование показало, что в ряде вузов применение компьютерных технологий в подготовке проектантов–профессионалов носит случайный, эпизодический характер, и во многом зависит от предпочтений педагога. Ещё нет единой системы использования компьютерных программ, нет нормативных рекомендаций по количеству и качеству электронной технике в соответствующих кабинетах тех или иных кафедр, нормативно не определены доля ручного рисования и доля компьютерной графики при исполнении проектно-графических работ на соответствующих отделениях.
С самого первого дня обучения в условиях высшей школы будущий художник-проектант, изучающий законы проектирования, должен погружаться в специфические научно-прикладные знания и приобретать особые художественно-графические и проектно-графические навыки. Выявление этих знаний, умений, компетенций послужило фундаментом для многолетнего исследования. Необходимо было определить каково должно быть содержание, методы и педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование педагогической системы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности по организации внутренней и внешней среды. В этом видится нам проблема проведенного исследования.
Цель исследования направлена на научное обоснование и экспериментальное апробирование системы профессиональной подготовки студентов, включающей содержание и методологию их подготовки к проектной деятельности в области эстетической организации среды с оптимальным использованием компьютерных технологий.
Объектом исследования является система профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности.
Предмет исследования: структура, содержание, формы и методы подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности по эстетической организации среды на профессиональном уровне с активным использованием современных компьютерных программ и технологий.
Гипотеза исследования предполагает, что для эффективного функционирования система профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности должна основывается на:
- современном содержании учебного процесса, динамично развивающемся на всех этапах обучения студентов;
- эффективных формах и методах обучения, способствующих приобретению студентами профессиональных знаний и навыков в деле художественно-эстетической организации среды;
- активном использовании современных компьютерных программ и технологий при их оптимальном сочетании с ручными приёмами исполнения студентами заданий по специальным дисциплинам;
- понимании и освоении студентами специфики рисунка, живописи, других специальных дисциплин.
Задачи исследования:
- проанализировать философскую, научно-методологическую психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения сущности профессионального образования в системе обучения в вузе;
- определить критерии готовности выпускников к профессиональной дизайн-деятельности на разных этапах учебного процесса;
- разработать и обосновать научно-теоретические основы системы профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности с привлечением компьютерных технологий;
- разработать структуру и оптимальное содержание системы профессиональной подготовки студентов для успешного освоения ими всего курса учебных мероприятий по подготовке к профессиональной проектной деятельности;
- разработать и научно обосновать эффективные формы и действенные методы системы профессиональной подготовки студентов к деятельности по эстетической организации внутренней и внешней среды;
- научно обосновать и экспериментально апробировать систему практических упражнений и учебных заданий для профессиональной подготовки студентов по рисунку, живописи, начертательной геометрии с учётом их специфики применительно к проектно-графическим работам в проектной деятельности.
- осуществить адаптацию и активное использование компьютерных средств обучения к нуждам специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки студентов.
Методологической и теоретической основой исследования стали фундаментальные теоретические положения философии, педагогики, психологии художественного творчества, эстетического воспитания, искусствоведения, истории и теории профессионального художественного обучения, дизайн-образования, документы, постановления, указы и нормативные акты об образовании и культуре, информационные технологии.
В ходе данного научного изучения был использован целый ряд теоретических и эмпирических методов педагогического исследования, позволивших всесторонне, со всех точек зрения изучить нашу проблему. Среди способов, которые были применены, назовём группы методов изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. Более конкретно из них можно назвать: наблюдения; теоретический анализ; индуктивные и дедуктивные методы; изучение и анализ научных трудов, соответствующих нашей проблеме, монографических публикаций, диссертационных исследований, методических материалов периодических изданий; реферирование; изучение и анализ учебно-методической и нормативной документации – стандартов, учебных планов, программ спецдисциплин высшей художественной и художественно-педагогической школы; изучение и определение специфических особенностей рисунка, живописи, перспективы и других творческих дисциплин в содержании профессиональной подготовки студентов; беседы со студентами, наблюдение и анализ учебной и творческой деятельности студентов экспериментальных и контрольных групп; анкетирование, опросы (интервьюирование) педагогов и студентов; педагогические наблюдения; изучение творчества ведущих специалистов в области художественно-эстетического освоения окружающей среды; посещение со студентами проектно-художественных выставок, специализированных салонов, проектно-дизайнерских бюро; опытно-экспериментальная работа; изучение, обсуждение и оценка проектно-графических, проектно-художественных, как учебных, так и творческих работ студентов; личная (собственно-авторская) проектно-творческая и научно-педагогическая деятельность, и деятельность по воплощению проектных разработок в реальные объекты в материале;
Экспериментальной базой нашего исследования являлись художественно-графические факультеты Орловского, Курского, Кубанского (Краснодар) государственных университетов, факультет изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета и факультет технологии и дизайна Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
- разработана и апробирована современная система, формы и методы эффективной профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов, специализирующихся на изучении проектирования и художественно-эстетического освоения внешней и внутренней среды включающая в себя содержание, формы и методы обучения с активным использованием новейших компьютерных программ и технологий;
- теоретически обоснованы и экспериментально проверены структура и содержание дисциплин проектно-графического цикла, составляющих основу системы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности;
- теоретически обоснованы специфические особенности рисунка, живописи, законов цветоведения, композиции, других основополагающих дисциплин профессиональной подготовки студентов к исполнению проектных работ;
- введены принципиально новые элементы в системе профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности - цифровая проектная графика и цифровой фотодизайн на разных этапах исполнения проектного задания;
- научно обоснован и включен в систему профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности практический курс строительно-отделочных работ;
- определены объёмы и сфера применения современных компьютерных программ и специальных технологий в системе профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что:
- решена крупная научная проблема профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности в современных условиях, базирующаяся на активном использовании не только традиционных художественных приёмов, но и новейших компьютерных программ и электронных технологий в системе художественно-графических факультетов;
- разработана концепция построения дидактической системы профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов, специализирующихся на изучении проектирования и художественно-эстетического освоения внешней и внутренней среды;
- научно обоснована предложенная система специфических заданий и упражнений, направленных на выработку у студентов художественно-графических факультетов профессиональных компетенций к проектной деятельности по художественно-эстетическому освоению среды;
- теоретически обобщен опыт и выявлен оптимальный баланс ручных приёмов исполнения художественных работ и компьютерных технологий, включенных в систему профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности;
- проанализированы, отобраны и систематизированы содержание, формы и методы системы профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектным решениям на базе компьютерных технологий.
Практическое значение данного исследования состоит в том, что:
- опубликованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс художественно-графических факультетов принципиально новые учебные программы по системе профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности с оптимальным использованием, как традиционных художественных приёмов, так и новейших компьютерных технологий;
- создан комплекс учебных заданий и упражнений, нацеленный на профессиональную подготовку студентов адаптированных к дизайну среды, применительно к условиям художественно-графических факультетов;
- разработаны, опубликованы и внедрены в учебный процесс со студентами: учебно-методическое пособие «Проектирование интерьеров. Использование программы 3D Studio Max на занятиях со студентами отделения Искусство Интерьера». (Орел, 2010, 77 стр., илл.). Монографии: «Дизайн среды. Проектирование. Использование компьютерных технологий на занятиях со студентами художественно-графических факультетов» (Орёл, 2012 г.- 180 стр.: илл.). «Проектирование Дизайна среды. Использование компьютерных технологий на занятиях со студентами художественных вузов». (LAP LAMBERT Academic Publishing. Германия, Саарбрюкен, 2012, 324 стр., илл.), «Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве. Зависимость подготовительного рисунка от материала и технологии исполнения декора». (LAP LAMBERT Academic Publishing. Германия, Саарбрюкен, 2012, 269 стр., илл.) с комплексом других учебно-методических публикаций, ориентированных на использование компьютерных технологий на художественно-графических факультетах;
- усовершенствованы, количественно расширены, внедрены и распространены формы и методы обучения студентов по художественно-эстетическому проектированию и освоению среды;
- разработана оптимальная технология использования в учебном процессе современных компьютерных программ для выполнения проектно-графических работ;
- внедрено в учебный процесс содержание факультативных занятий со студентами по цифровой проектной фотографии применительно к их будущей профессиональной деятельности;
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое обоснование системы подготовки студентов художественно-графических факультетов к профессиональной деятельности в области эстетической организации внутренней и внешней среды.
2. Разработанная система профессиональной подготовки студентов на базе современных электронных технологий в условиях традиционных художественно-графических факультетов.
3. Совокупность содержания, приёмов, методов активного и целенаправленного использования современных компьютерных программ и технологий, органично объединённых с традиционными, ручными приёмами исполнения художественных работ.
4. Учебно-методические пособия, рекомендации, комплекс индивидуальных профессионально ориентированных заданий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса на отделениях подготовки студентов к проектно-графической деятельности.
Апробация работы: основные результаты исследования получили апробацию в ходе выступлений диссертанта на международных, республиканских, региональных, межвузовских конференциях, совещаниях, семинарах;
- подтверждены многолетним педагогическим экспериментом, результатами авторской педагогической и творческой деятельностью;
- выступлениями и отчётами на ежегодных внутривузовских конференциях в Орловском государственном университете по итогам научно-исследовательской работы.
Результаты исследования внедрены в практику в виде:
- учебно-методических пособий и статей (общим объемом более 65 п.л.);
- семинаров с учителями общеобразовательных школ через систему Орловского областного института усовершенствования учителей;
- многочисленных публикаций в научно-методических журналах;
- опубликованных учебных программ всего цикла дисциплин по направлениям подготовки «Искусство интерьера», «Дизайн среды» на основе которых проводиться обучение студентов на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета. Благодаря изданным монографиям, другим публикациям, выступлениям на научно-практических конференциях, результаты наших исследований стали доступны педагогам многих вузов страны, что послужило положительным условиям их внедрения в учебно-воспитательный процесс в различных регионах России. В частности, разработанные нами программы, используются в Брянском, Курском, Кубанском, Магнитогорском государственных университетах.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографии и приложений. Объём текста (без приложений) составляет 342 страницы. В Библиографии указан 361 источник. В приложениях собраны экспериментальные и контрольные работы студентов, иллюстративный материал к предложенным программам, творческие проектно-графические работы автора и авторские внедрения в конкретные объекты, авторская учебная программа.
Художественные формы отображения предметно-эстетической среды в изобразительном искусстве
Специфика обучения студентов художественно-графических факультетов проектно-графическим работам главным образом основана на методе «работы от руки». Но нельзя не считаться с тем, что вошедшие за последние годы в нашу жизнь цифровые компьютерные технологии полностью изменили привычный образ нашей жизнедеятельности. Глобальная компьютеризация рабочих процессов произошла во всех профессиональных областях. Процесс обучения тоже очень сильно изменился. Наряду с традиционными методами и средствами обучения, появились совершенно новые. Как показывает практика, компьютер может во многом изменить и дополнить систему обучения и позволит добиться положительного педагогического результата. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, современные средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. Выпускник художественно-графического факультета уже не мыслим без знания нескольких компьютерных технологий и умения профессионально применять их на практике.
Методика обучения работы на компьютере в основном связана с индивидуальными методами обучения, собранными в определённую систему: «...основной путь исследования любой интегральной индивидуальности -это системный подход, который представляет собой общенаучный метод эмпирических исследований в самых разных теоретических и практических областях». [174, с. 36].
Все формы и методы обучения профессиональным приёмам художественно-эстетической организации окружающей среды мы классифицировали на два вида: - Методы, направленные на восприятие эстетически организованной окружающей среды. - Методы приобретения студентами профессионального умения проектировать объекты внутренней и внешней окружающей среды и изображать ручными или компьютерными средствами объекты и явления, входящие составными частями в создаваемые ими проектно-графические работы.
То-есть, речь идёт о методах развития у студентов художественного вкуса при восприятии объектов проектно-графических работ и рационально-практических методах обучения созданию этих проектно-графических работ.
Как и в каждом учебно-педагогическом процессе, в профессиональной подготовке студентов к художественно-эстетической организации окружающей среды параллельно осуществляются задачи обучающего характера с воспитательной работой. Известно насколько бывают переплетены процессы обучения и воспитания особенно в таких элементах образования, как приобретение студентами опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. А обучение студентов проектированию по эстетической организации окружающей среды относится именно к таким видам творческой деятельности человека. Таким образом, «...преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности». [242., с.29].
Профессиональная готовность студентов к творческой деятельности во многом зависит от личности и деятельности педагога. Педагогическая деятельность преподавателя в каждом конкретном случае направлена на выработку у студента как психологической и физической готовности к профессиональной деятельности, так и научно-теоретической и практической основы их профессионализма.
Если говорить о профессиограмме специалиста по эстетическому оформлению окружающей среды, то надо сказать, что в этом плане у педагогов практически нет никакого опыта. Мы вынуждены это констатировать, основываясь на нашем личном педагогическом опыте и на данных, полученных в ходе поискового этапа эксперимента. Как известно, составными частями профессиограммы любого специалиста, в том числе и выпускника художественно-графического факультета, являются следующие положения: - общегражданские качества; - качества, определяющие специфику профессии; - специальные знания, умения и навыки по предмету. [243, с.34]. Каждый из этих взаимосвязанных и дополняющих друг друга комплексов профессиограммы специалистов по художественно-эстетической организации окружающей среды, содержит многие конкретизирующие черты, характеризующие специалиста нового типа, подготовленного на основе активного использования компьютерных программ и технологий.
В содержание профессиональной подготовленности специалистов входит и понятие компетентности. А понятие профессиональной компетенции специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности к творческой деятельности в рамках своей профессии.
Наше исследование во многом проходило на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета. До 1998 года это был Орловский государственный педагогический университет, а до 1993 года - Орловский государственный педагогический институт. То-есть, опыт подготовки учительских кадров передавался от одной формы высшего учебного заведения к другой. И в настоящее время на художественно-графическом факультете имеется учительское отделение. Но вместе с ним в системе базового высшего педагогического образования (специалитета, бакалавриата и магистратуры) совмещенно ведётся профессиональная подготовка студентов на различных классических отделениях. И в содержание многих их них входит проектно-графическая подготовка по организации ок ружающей среды с использованием компьютерных технологий. Продолжением обучения после бакалавриата выступает магистратура - полное высшее педагогическое образование, где мы, также, осуществляли экспериментальную научно-исследовательскую работу.
Содержательные аспекты профессиональной подготовки студентов в области проектной деятельности с использованием компьютерных технологий
То, что именно в такой последовательности создавалось изображение, становится ясно, если присмотреться к тому, как написаны фигуры крестьянина и его лошади слева, на втором плане. Они как бы прозрачны, так как сквозь них просвечивает дальняя часть пола гумна. То-есть фигуры были вписаны жидкой краской в картину после того, как интерьер гумна не только был полностью построен и прописан, но и успел просохнуть его красочный слой. Также сквозь обод правого колеса телеги (с белой лошадью) просвечивает граница между полом и правой стеной гумна. Следовательно, лошадь, телега и фигуры крестьян были вписаны в готовый интерьер с уже просохшим красочным слоем.
Венецианов тонкими прозрачными наслоениями стал вписывать в завершенный интерьер необходимые фигуры и предметы крестьянского труда, перекрывая ими отдельные участки внутренности деревянной постройки. Потому и проглянули через тонкие последующие наслоения контрастные участки просохших красок интерьера.
Возможно, Венецианов решил несколько позже более корпусно прописать фигуры и инвентарь, но по какой-то причине не вернулся к этой работе. Может быть и по другому - высыхая, красочный слой несколько утончается и приобретает некоторую прозрачность, которую художник не заметил и которая с годами явно обозначилась. Так или иначе, мы должны быть благодарны случаю, позволившему приоткрыть один из приёмов работы большого художника над произведением, где главную роль играет интерьер.
Напомним, что эту картину А.Г. Венецианов писал в летнее время 1821-22 годов, находясь в селе Сафонково Тверской губернии. Конкретный адрес есть и у интерьера, изображённого в картине И.Н. Крамского «Осмотр старого дома» (1874. ГТГ). Из писем художников Г.Г. Мясоедова и И.Н. Крамского удаётся уточнить то место, где в конце лета и осенью 1873 года художник по натуре начинал писать интерьер заброшенного дома. Когда Крамской задумал эту картину, Мясоедов по свойственному ему желанию помогать коллегам-передвижникам, участвовал в поисках заброшенной усадьбы, чтобы Крамской мог на натуре написать необходимый интерьер. Именно Мясоедов подыскал конкретный дом и в письме сообщил Крамскому не только адрес, но и дал подробнейшие инструкции, как этот дом найти: «Вы поедете до Подольска по железной дороге, - сообщал он, - а потом сверните по Варшавскому шоссе до станции Каменка, а на станции возьмёте лошадей в сторону ... Кусовниково, неподалёку от села Никольского княгини Урусовой, где вам всякий покажет этот старый дом...». [180, с. 62].
Крамской с благодарностью откликнулся на сообщение Мясоедова. Об этом мы узнаём из его письма к П.М. Третьякову, где он, в частности, пишет: «Я еду на юг... вот как: с конца августа уезжаю из Петербурга через Москву в Тулу к графу Толстому и полагаю у него остановиться, так как неподалёку есть одно место для картины (старая барская усадьба). Я имею адрес от Мясоедова, где это именно находится. Там я рассчитываю пробыть сентябрь, а может быть и часть октября...». [92, ст. 1, с. 309].
Эту незавершённую картину Павел Михайлович Третьяков приобрёл для своей галереи в 1887 году на посмертной выставке произведений И.Н. Крамского. С тех пор она постоянно находится в этом великом собрании. Примеры подобного рода, где детали интерьера играют определяющую роль в решении задуманного художником сюжета, можно продолжать и продолжать. Они есть, как в русском изобразительном искусстве XIX века, так и в произведениях зарубежных художников. Не чужды они и искусству новейшего времени. Только в наши дни художникам, решающим задачи по построению интерьеров в перспективе, по размещению деталей и аксессуаров, по использованию законов теории теней, постановке света, построению зеркального отражения или просчитывающих лестничные пролёты и марши, пришла на помощь компьютерная графика. Современные ЗО-графические программы очень удобны и полезны в работе. Они могут помогать в вопросах построения перспективы, или идти параллельным направлением с руч 66 ной, индивидуальной, кистевой пропиской интерьеров. Сочетание компьютерной графики, с основным орудием труда живописца - кистью, позволит сохранить и развить лучшие традиции, заложенные в изобразительном искусстве художниками - передвижниками и их предшественниками.
Естественно, поможет оно и студентам-проектантам, осваивающим приёмы и способы передачи перспективы в разрабатываемых ими интерьерах. За примерами далеко ходить не надо. Примером создания дворцового интерьера с помощью программы 3D Studio Мах, может служить дипломная работа «Интерьеры Театра Свободное пространство» Я.Н. Красновой (Приложение 2).
Знания традиционных графических и живописных приемов очень помогают в работе с компьютером. Теория теней, линейная и воздушная перспектива, рефлексы и отражения, особенности фактуры материала которые всегда позволяли художникам всех эпох создавать шедевры мировой живописи и в наш компьютерный век очень актуальны. Без учета их законов и особенностей инструментом-компьютером невозможно создать реалистичного изображения. Не будет ни воздушной среды, ни солнечного или лунного света, ни правильных пропорций предметов. Только применяя накопленный вековой опыт художников прошлых поколений, наш современник, сможет вдохнуть жизнь и душу в цифровую электронную картину. Профессиональные графические программы, такие как 3D Studio Мах и ArchiCAD в принципах своей работы используют очень многие законы традиционной живописи, графики и строительного черчения. Поэтому компьютер, оснащенный такими программами, может смело рассматриваться как рабочий инструмент современного художника - дизайнера, наряду с кистями, карандашами, красками, линейками и рейсфедером.
Эстетическая направленность профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности
Шторы, гардины, занавеси, занавески являются очень важным декоративным элементом интерьера и, в тоже время, сложным для моделирования в программе 3D Studio Мах объектом. Предлагаемые в учебниках и пособиях по компьютерному моделированию разных авторов стандартные способы моделирования штор слишком сложны и запутаны, длительны по времени, и требуют огромных ресурсов компьютера. Нас эти трудности не устраивали, и мы нашли свое решение.
Автором диссертации были разработаны нестандартные способы построения штор. Мы использовали инструменты и модификаторы, которые обычно не применяются при моделировании штор. Практические занятия подтвердили, что разработанные диссертантом способы моделирования просты в освоении, требуют не много времени для выполнения и по конечному результату не уступают моделям штор, выполненным стандартными способами. Мы применили творческий подход к инструменту «Компьютер» и добились интересных результатов. Рассмотрим разработанные действенные и простые в моделировании способы построения различного вида штор, освоенные студентами экспериментальных групп и успешно применявшихся в проектных работах. Способ первый:
В окне Тор (Вид сверху), с помощью инструмента Line (Линия) рисуем контур шторы. К нарисованному контуру штор применяем модификатор Extrude (Выдавить). Ставим реалистичную высоту штор и получаем «выдавленное» полотно шторы.
Так как в этом случае складки на полотне шторы получились одинаковыми на всем протяжении «выдавленной» поверхности, то нам необходимо их изменить. Заходим в режим Editable Poly (Редактируемый полигон), выбираем инструмент Vertex (Вершины), выделяем верхний край шторы и при помощи инструмента Select and Move (Выделить и переместить) редактируем складки перемещая Vertex (Вершины). по После выполнения редактирования нам остаётся назначить на штору необходимый материал ткани и провести визуализацию. В зависимости от задумки, штора может быть прозрачной или, так называемой «ночной», из плотного материала. Способ второй.
Начинаем делать более сложную, присборенную штору. С помощью инструмента моделирования NURBS Curves (Кривые NURBS) рисуем нижний контур шторы, применив в качестве кривой CV Curve. Относительно его рисуем средний - присборенный контур. Он вполовину короче нижнего контура и значительно сильнее «измят». С помощью инструмента Select and Move (Выделить и переместить) поднимаем средний контур на одну треть высоты шторы. После этого рисуем верхний, самый длинный контур шторы и поднимаем его на крайнюю высотную отметку шторы. Для редактирования контуров можно применить режим Curve CV (Резюме кривой). После редактирования нам необходимо объединить все три контура в один объект. Чтобы присоединить первый контур к двум остальным, выделим первый, нажмем кнопку Attach (Присоединить) и щелкнем по второму контуру, а затем по третьему. Три контура объединились в один объект. Теперь необходимо создать поверхность между объединенными кривыми. Для этого воспользуемся инструментом Ruled Surface (Управляемая поверхность) из плавающего списка NURBS. Нажмем на первый контур и, проведя пунктирную линию ко второму, получим складчатую поверхность между ними. После этого соединим второй и третий контур.
В результате у нас получилась присборенная штора. Назначим на штору подходящий материал ткани и проведем предварительную визуализацию.
Третий способ. Данный способ вначале построения напоминает второй. Мы тоже строим контуры шторы, но не три, а пять. С помощью инструмента Line (Линия) рисуем нижний, первый контур шторы. Второй контур немного уже первого, третий самый узкий - место присборения шторы. Четвертый по размеру равен первому контуру. Пятый, самый длинный контур. Затем пере Ill ходим в режим Editable Spline (Редактируемые сплайны) и с помощью кнопки Attach (Присоединить) соединяем все контуры в единый объект.
После этого применяем модификатор CrossSection (Поперечное сечение). Наши контуры соединились проволочным каркасом. Каркас необходимо заполнить поверхностью. Для этого применяем модификатор Surface (Поверхность). Проволочный каркас шторы оделся поверхностью. Если после применения модификатора Surface (Поверхность) нам не понравился внешний вид шторы и ее необходимо отредактировать, то можно вернуться на одно действие назад, и редактировать проволочный каркас в режиме Editable Spline (Редактируемые сплайны).
Процесс редактирование проволочного каркаса в режиме Editable Spline (Редактируемые сплайны) удобен. Мы имеем совсем немного точек, которыми можем отстраивать внешний вид шторы. Но, необходимо помнить, что после такого редактирования, при применении модификатора Surface (Поверхность) и «одевания» каркаса поверхностью, некоторые детали шторы могут пропадать. Поэтому для редактирования лучше применять режим Editable Poly (Редактируемые полигоны) уже после применения модификатора Surface (Поверхность). Количество точек на плоскости шторы при этом значительно возрастет, но зато мы будем иметь возможность сразу видеть конечный результат редактирования. Для сглаживания возможных углов и неровностей, и придания поверхности шторы пластичности ткани применим модификатор сглаживания MeshSmooth (Сглаживание сетки).
Апробация учебно-методических условий применения системы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности (формирующий эксперимент)
Особое внимание мы уделяли изучению композиционных построений в реконструируемых картинах. С помощью трёхмерного моделирования получалось наглядно и убедительно продемонстрировать студентам особенности законов композиции. Одно из мест расположения виртуальной камеры должно было соответствовать точному расположению точки зрения на реконструированном полотне. Таким образом, мы повторяли авторскую композиционную точку зрения. Остальные ракурсы студенты располагали с различным смещением относительно точки зрения автора. Это давало возможность проанализировать и сравнить возможные композиционные изменения. Наглядно понять, почему художник выбрал именно эту точку зрения на интерьер, изображенный в картине для своего сюжета, чем она отличается от других возможных углов зрения. Сравнения чаще всего подтверждали композиционную концепцию автора живописного произведения.
Реконструируя живописные произведения, студенты имели возможность восстанавливать также и планы зданий, в которых разворачивались действия сюжетов, делать интересные интерьерные находки. Например, картина В.Е. Маковского «Объяснение», 1889 г., ГТГ. В ходе реконструкции студенты обратили внимание, что дверное полотно на ближайшей к зрителям стене не имеет навесных петель и парит в воздухе. Большое прямоугольное зеркало на дальней стене висит параллельно стене, а отражает предметы мебели расположенные под углом к ней. Благодаря отражению удалось определить расположение оконных проемов в дальней от зрителя комнате. Было также замечено, что плинтус и часть ближней к зрителю стены, расположенная под роялем находиться под углом к той части ближней стены, в которой расположен дверной проём. А переплет оконного проема не соответствует угловому расположению стены. При проведении трехмерной реконструкции эти наблюдения было подтверждены.
Таким образом, проводя трёхмерную реконструкцию, студенты привыкали к глубокому, а не поверхностному анализу произведений. Учились по незначительным деталям строить планы интерьеров.
В период 2003 - 2011 годы проводились экспериментальные занятия, и осуществлялась поисковая работа по различным аспектам исследования с целью определения оптимального содержания и эффективных методов профессиональной подготовки студентов. Экспериментально проверялось сочетание ручных способов передачи изображения и применение компьютерных технологий, приобщение студентов к этюдной и графической деятельности, причём, приветствовалось участие студентов в различных по рангу художественных выставках. Опытным путем определялся объём и направление теоретических материалов в составе учебных дисциплин. Разрабатывалась и экспериментально проверялась учебно-материальная база наиболее эффективных занятий со студентами, в том числе с использованием индивидуальных компьютеров и ноутбуков, анализировались, и рецензировалась методическая литература, доступная студентам и педагогам, создавались и распространялись среди студентов методические пособия [313, 315, 318, 321].
Намечалось содержание и целостная система учебных заданий, способствующих повышению профессионального уровня подготовки студентов, изучалось адекватное восприятие студентами соответствующих учебных упражнений, входивших в экспериментальную систему их профессиональной подготовки. Разрабатывалась наиболее действенная система приёмов и методов подготовки студентов к эстетической организации окружающей среды.
Для проведения следующего этапа эксперимента была разработана соответствующая учебная программа, определена модель преподавания специальных дисциплин по профессиональной подготовке студентов к организации окружающей среды, разработан план проведения эксперимента, подготовлены педагоги для контрольных студенческих групп.
Основным методом исследования мы выбрали педагогический эксперимент, проходивший с 1999/2000 по 2011/2012 учебные годы.
Эксперимент проходил в несколько этапов:
Констатирующий (плюс поисковый, плюс пробный) этап, о котором мы уже рассказали, заключался в том, чтобы определить уровень и качество знаний умений и навыков студентов ХГФ различных вузов, где активно преподаётся цикл дисциплин, направленных на профессиональную подготовку студентов к эстетической организации окружающей среды с активным использованием компьютерных технологий. Определялась научная база исследования. Формировались контрольные и экспериментальные классы. Осуществлялась проба и отработка отдельных элементов намечаемой методики исследования. При этом мы старались не потерять связь проблемы исследования с намечаемой методикой эксперимента. После чего начались пробные и поисковые попытки проведения экспериментальных занятий.
В эти годы проводился систематический эксперимент со студентами, а затем и с бакалаврами и магистрантами художественно-графического факультета Орловского государственного университета. Это была основная научная база нашего исследования. В экспериментальный цикл попадали студенты, магистры, бакалавры различных направлений подготовки: «Дизайн», «Дизайн среды», «Искусство интерьера», «Декоративно-прикладное искусство», «Художественное проектирование швейных изделий» и др. На этих отделениях не готовят учителя для общеобразовательной школы. Это профессиональные, классические отделения, готовящие художников соответствующих направлений. Учительская специальность у них дополнительная. Выпускники её используют в случае необходимости. Но и со студентами направления подготовки «Изобразительное искусство» - учительское отделение, также проводились экспериментальные занятия.