Введение к работе
Актуальность исследования. Приоритетным направлением современной образовательной политики России является модернизация образования на всех его уровнях. В основополагающих государственных документах подчеркивается необходимость поиска современных путей гражданского и патриотического воспитания молодежи (Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 гг., Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. и др.).
Высшее профессиональное образование на современном этапе находится в ситуации необходимости войти в мировую образовательную систему, не растеряв при этом такие лучшие черты российского просвещения, как развитие духовных начал личности, значимость освоения ценностных ориентации, неразрывная связь процессов обучения и воспитания. Профессиональное военно-музыкальное образование является, с одной стороны, частью образовательной системы, а с другой, важнейшей составляющей военно-музыкальной культуры государства, в целом.
Помимо черт, объединяющих военно-музыкальное образование с другими направлениями профессиональной подготовки музыкантов, существует ряд принципиальных отличий, т.к. обучение происходит с учетом специфических военных требований.
В деятельности военного дирижера интегрируются несколько функций: транслятора культуры, организаторские, педагогические и т.д. Помимо высокого уровня музыкального профессионализма, военный дирижер должен обладать ценностным отношением к военно-музыкальной культуре, так как концертная деятельность и культурно-просветительная работа военно-духового оркестра направлена, прежде всего, на воспитание чувства патриотизма и высоких нравственных качеств аудитории. В связи с этими особенностями профессии в подготовке военных дирижеров особое значение имеет активизация нравственного и эстетического воспитания. Ценности военно-музыкальной культуры
4 представляют собой основу духовно-нравственного воспитания будущих
офицеров.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в нем системно рассматривается один из определяющих аспектов подготовки будущих военных дирижеров - возможности их личностного и профессионального развития в процессе освоения отечественной военно-музыкальной культуры. Своевременность и правомерность введения этого направления в образовательный процесс обусловлены несколькими факторами:
во-первых, это проблемы, возникающие в воспитании будущих военных дирижеров на современном этапе. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время произошло ослабление подготовки выпускников по специальным предметам, снижены показатели по развитию поведенческих и волевых качеств. Наиболее тревожным представляется значительное снижение уровня патриотического воспитания будущих военных дирижеров. Кроме того, в последнее время происходит отток высококвалифицированных кадров из вооруженных сил. Эти негативные тенденции вызывают необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания, возрождения чувства ответственности, воинского долга. С этой целью в образовательном процессе важно создать условия, в которых будущие военные дирижеры смогут раскрыть для себя возможный потенциал избранной специальности, более глубоко осознать ее исключительное значение для культурного развития своей Родины;
во-вторых, это большой педагогический потенциал освоения основ военно-музыкальной культуры, которая является самобытным явлением духовно-практической жизни общества, активно способствует формированию необходимых будущему военному дирижеру высоких нравственных и морально-психологических качеств.
В современной психолого-педагогической науке созданы предпосылки для теоретического обоснования преподавания основ отечественной военно-музыкальной культуры: а) раскрыты аспекты музыкально-исполнительской подготовки дирижеров (Л.М. Гинзбург, И.А. Мусин и др.); б) выявлены
5 педагогические условия оптимизации образовательного процесса дирижеров (Е.Н. Березкина и др.), в) определена специфика преподавания отдельных дисциплин будущим дирижерам (А.Б. Андрианкин, Л.Д. Сапожникова, И.Е. Тихонова и др.); г) рассмотрены аспекты развития музыкальных способностей и творческого потенциала в современном образовании, внедрения мультимедийныхё средств (И.М. Красильников и др.) и т.д. При этом не затронута специфика профессионального образования будущих военных дирижеров; не конкретизированы возможности формирования их ценностного отношения к военно-музыкальной культуре и избранной специальности.
Разработка содержания и методики преподавания отечественной военно-музыкальной культуры опиралась на положения педагогов теоретиков о духовно-нравственном развитии молодого поколения (Н.Д. Никандров, Е.И. Исаев, В.А. Слободчиков и др.); путях эффективного профессионального становления (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин и др.) и развития ценностных ориентации (Л.И. Божович и др.), профессиональном самоопределении (Н.С. Пряжников и др.); инновационных подходах к организации образовательного процесса (В.В. Рубцов, И.С. Якиманская и др.) и музыкального образования, в частности (Б. Д. Асафьев, А.Б. Абдуллин, Б. Д. Критский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.).
В то же время проблематика военно-музыкального образования и особенностей подготовки военных дирижеров изучена, прежде всего, с искусствоведческих позиций, а педагогические аспекты остались вне внимания исследователей. Также недостаточно обстоятельно и аргументировано рассматривались актуальные вопросы развития ценностного отношения будущих военных дирижеров к военно-музыкальной культуре и избранной специальности. Отсутствует обоснование условий развития мотивации профессионально-личностного самосовершенствования будущих военных дирижеров, не изучен педагогический потенциал их самостоятельной научно-исследовательской и проектной деятельности.
С учетом выше указанного обозначена проблема исследования: как наиболее эффективно организовать процесс приобщения будущих военных дирижеров к ценностям отечественной военно-музыкальной культуры?
Состояние теории и потребность практики в модернизации учебно-воспитательного процесса будущих военных дирижеров обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Содержание и методика преподавания отечественной военно-музыкальной культуры в системе высшего образования».
Объект исследования: педагогические условия, формы и методы эффективного освоения отечественной военно-музыкальной культуры в системе высшего образования.
Предмет исследования: процесс профессионального и личностного развития будущих военных дирижеров в системе высшего образования.
Цель исследования: разработка теоретических и методических оснований содержания и методики преподавания отечественной военно-музыкальной культуры; обоснование комплексной модели и факторов, раскрывающих ее педагогический потенциал.
Задачи исследования:
На основе всестороннего анализа психолого-педагогических, музыкально-педагогических, философско-эстетических, методических исследований определить основные положения, необходимые для теоретической разработки содержания и методики преподавания отечественной военно-музыкальной культуры.
Выявить педагогический потенциал содержания и методики преподавания отечественной военно-музыкальной культуры в системе высшего образования.
Создать дидактическое обеспечение, включающее программу, технологии, творческие и проектные задания по освоению содержания отечественной военно-музыкальной культуры.
Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы по изучению динамики личного и профессионального развития будущих военных дирижеров в ходе освоения военно-музыкальной культуры. На этой основе создать научно-методические рекомендации для преподавателей, работающих в сфере военно-музыкального образования.
7 Гипотеза исследования. Содержание и методика преподавания будет
способствовать личному и профессиональному развитию будущих военных
дирижеров, если:
преподавание будет базироваться на: 1) воспитательной, развивающей и гуманитарно-культурологической составляющих в их взаимодействии и 2) интеграции традиционных методов подготовки и инновационных психолого-педагогических методов (игровых, проектных, методов активизации творчества и творческого решения проблем; дистанционного обучения; психологических методов подготовки эффективных организаторов);
будет осуществляться опора на принципы: а) приоритета воспитательной функции в учебном процессе; б) доминирования духовно-практического, творческого, эстетического отношения к миру; в) активизации самостоятельной творческой деятельности; г) диалогизации учебно-воспитательного пространства занятий;
в учебном процессе будет реализована комплексная модель содержания и методики преподавания отечественной военно-музыкальной культуры, а на занятиях будет применяться педагогическая технология развития ценностного отношения курсантов к военно-музыкальному искусству;
будет постоянное осуществляться мониторинговая экспертиза результатов освоения отечественной военно-музыкальной культуры.
Методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция психологического развития личности (Л.С. Выготский и др.); совокупность научных знаний о психологии саморазвития (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов и др.); теория деятельностной сущности человека и его творческой активности (А.Н. Леонтьев, А.В. Бакушинский и др.); идеи, определяющие способность личности к самореализации в профессии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.); исследования закономерностей возрастного развития личности (Б.Г. Ананьев, Ф. Райе и др.); теоретические положения развивающей педагогики (В.В. Давыдов и др.); концепции художественного образования (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская и др.); идеи интеграции искусств как основы духовного возвышения личности (Б.П. Юсов и др.) и приоритета нравственной
8 деятельности в образовательном процессе (К.А. Абульханова-Славская и др.);
фундаментальные исследования в области музыкальной педагогики (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин и др.); концептуальные основы профессионального самоопределения (Е.А. Климов и др.); научные труды по оркестровому дирижированию и другим музыкальным дисциплинам (А.В. Оссовский и др.), военной музыке (Х.М. Хаханян и др.), а также исследования по истории военно-музыкальной культуры (Т.К. Маякин, Б.М. Ноздрунов, М.М. Трунов, В.И. Тутунов и др.).
Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы; педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование, анализ продуктов музыкального и научно-исследовательского творчества курсантов (включая проектные работы) на основе метода экспертной оценки; экспериментальная проверка разработанной программы курса «Отечественная военно-музыкальная культура»; анализ полученных результатов, статистическая обработка данных; анализ педагогической документации, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в течение 15 лет.
Опытно-экспериментальная база исследования включает в себя Военный институт (военных дирижеров) Военного университета. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 140 будущих военных дирижеров и 25 преподавателей (включая преподавателей Московского военно-музыкального училища).
Этапы исследования. Первый этап — поисково-теоретический (2003-2005 гг.) был направлен на изучение философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, проводился ее сравнительный анализ, осуществлялось изучение педагогического опыта, соответствующего проблеме исследования, происходила первичная апробация разрабатываемого курса, накапливались, анализировались и теоретически осмыслялись первичные опытные данные, определялись исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология, научный аппарат.
9 Второй этап — аналитический (2005-2007 гг.) характеризовался построением
теоретической модели содержания и методики преподавания отечественной
военно-музыкальной культуры и ее апробацией в образовательном процессе
военных дирижеров, что сопровождалось регулярной фиксацией и анализом
полученных данных. В рамках констатирующего эксперимента проходило
психолого-педагогическое исследование уровня подготовки абитуриентов, уровня
ценностного отношения к избранной специальности и военно-музыкальной
культуре, уровня профессионального самоопределения, а также проводилось
лонгитюдное исследование дальнейшего профессионального совершенствования и
профессиональной адаптации выпускников.
Третий этап — экспериментальный (2007-2011 гг.) был посвящен проведению полномасштабного формирующего эксперимента, способствующего проверке эффективности разработанной на предыдущем этапе программы, предлагаемой системы методов и форм организации образовательного процесса, оптимизирующего развитие ценностного отношения будущих военных дирижеров к военно-музыкальной культуре и, как следствие, избранной специальности. На этом этапе также определялись цель и задачи исследования, отрабатывался его понятийный аппарат.
Четвертый этап — обобщающий (2011 гг.). Осуществлялись заключительная оценка данных экспериментальной работы, итоговая обработка, анализ, систематизация, интерпретация и обобщение результатов исследования, завершение письменного оформления материалов диссертации.
Научная новизна исследования. Впервые научно обосновано влияние освоения отечественной военно-музыкальной культуры в системе высшего образовании на личностный и профессиональный рост, что определяется следующими факторами: а) взаимодействием интеллектуальной готовности и эмоциональной вовлеченности в профессию; б) активизацией различных видов деятельности: информационно-аналитической, проектной, научно-поисковой, коммуникативной, и др.; в) созданием в специально организованном диалоговом пространстве занятий психологически комфортного климата, способствующего переходу от прямого педагогического воздействия к взаимодействию всех
10 участников учебного процесса; г) опорой на духовное и эстетическое воздействие
музыкального искусства.
С педагогических позиций раскрыта специфика профессиональной подготовки будущих военных дирижеров. Доказана взаимосвязь этого процесса с развитием ценностного отношения к воєнно-музыкальной культуре и осознанием общественно-исторической значимости избранной специальности, что позитивно влияет на профессиональное самоопределение будущих военных дирижеров, на их готовность к самореализации в избранной специальности.
Дано авторское определение понятия «педагогический потенциал содержания и методики преподавания отечественной военно-музыкальной культуры», который основан на глубоком осознании роли военно-музыкального искусства, его значительном влиянии на гражданское становление личности, развитии профессиональных навыков военного дирижера, активной творческой деятельности, постоянном профессиональном совершенствовании, связанном с функцией трансляции военно-музыкальной культуры.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически обоснованы условия эффективного освоения отечественной военно-музыкальной культуры в системе высшего образования: реализация комплексной модели содержания и методики преподавания; опора на принципы приоритета воспитательной составляющей учебного процесса; доминирования духовно-практического, творческого, эстетического отношения к миру, активизации самостоятельной творческой деятельности курсантов; диалогизации учебно-воспитательного пространства занятий; интеграция традиционных и инновационных методов обучения; применение педагогической технологии развития ценностного отношения к военно-музыкальной культуре.
Раскрыты концептуальные позиции реализации индивидуальных творческих стратегий на основе выбора путей и форм самореализации в профессиональной деятельности. Выявлены педагогические направления, стимулирующие стремление к самообразованию и дальнейшему профессиональному росту.
Разработана критериальная система, позволяющая осуществлять объективную мониторинговую экспертизу овладения профессией военного
дирижера и освоения отечественной военно-музыкальной культуры: профессиограмма; критерии уровней развития ценностного отношения, мотивации на самореализацию в профессии военного дирижера, профессионального самоопределения, знаний о военно-музыкальной культуре России, коммуникативной культуры и развития навыков организатора и руководителя. Доказано, что эти качества отражают динамику личного и профессионального развития будущих военных дирижеров.
Практическая значимость исследования. В исследовании разработаны содержание и методика преподавания отечественной военно-музыкальной культуры. Создано и апробировано дидактическое обеспечение, включающее программу «Отечественная военно-музыкальная культура», лекционные материалы, педагогическую технологию развития ценностного отношения курсантов к военно-музыкальной культуре и др. Разработаны научно-методические рекомендации для преподавателей военно-дирижёрского вуза и средних специальных учебных заведений, готовящих военных музыкантов-исполнителей, а также для практической воспитательной работы военных дирижёров.
Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке курсов повышения квалификации преподавателей музыки, дополнительного образования, педагогов, работающих в направлении военно-патриотического воспитания (клубах, культурных центрах и др.). Теоретические выводы и практические разработки, предложенные в диссертации, могут стать основой для создания программ, учебных курсов и пособий для слушателей военно-учебных заведений различного уровня (кадетские корпуса, суворовские училища, высшие военно-учебные заведения).
Достоверность исследования обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии, культурологии, музыковедения, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений в образовательном процессе будущих военных дирижеров.
12 Эксперимент проводился лично соискателем в процессе педагогической работы в
течение 7 лет.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в институте военных дирижеров и в период оркестровой практики курсантов в различных военных оркестрах ВС РФ. Также к исследованию были подключены воспитанники и преподаватели Московского военно-музыкального училища. Материалы теоретической и практической работы обсуждались на заседаниях лаборатории интеграции искусств (с проблемной группой театра и экранных искусств) Института художественного образования Российской Академии образования. Основные положения исследования прошли апробацию на Международных и Всероссийских конференциях, проводимых на базе Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», Военного университета, а также в публикациях, отражающих результаты исследования, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
На защиту выносятся следующие положения:
Содержание и методика преподавания отечественной военно-музыкальной культуры способствует усилению патриотического воспитания, повышению уровня профессиональной и коммуникативной компетентности, устойчивости профессионального самоопределения, так как приобщение к ценностям этого уникального явления позволяет раскрыть общественную значимость избранной специальности военного дирижера, осознать ее глубокие исторические традиции и возможности трансляции духовно-нравственных ценностей.
Освоение отечественной военно-музыкальной культуры обладает значительным педагогическим потенциалом, который определяется влиянием на гражданское становление личности, глубоким осознанием эстетической значимости военно-музыкального искусства, развитием профессиональных навыков военного дирижера, активностью творческой деятельности, постоянным профессиональным совершенствованием, связанным с функцией транслятора военно-музыкальной культуры. Это позволяет преодолеть узкопрофессиональную направленность обучения.
3. Содержание преподавания отечественной военно-музыкальной культуры
ориентировано на взаимодействие ее воспитательной, развивающей и гуманитарно-культурологической составляющих и опору на интеграцию традиционных методов подготовки и инновационных психолого-педагогических методов. При этом одной из основных задач является развитие ценностного отношения к военно-музыкальной культуре.
4. Методика преподавания отечественной военно-музыкальной культуры
опирается на принципы приоритета воспитательной составляющей учебного
процесса; доминирования на занятиях духовно-практического, творческого,
эстетического отношения к миру; опоры на потенциал самостоятельной
творческой деятельности курсантов, пробуждения в них творческой активности и
мотивов на самореализацию в профессиональной деятельности; диалогизации
учебно-воспитательного пространства занятий.
Структура исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы (280 наименований, из них 12 на иностранных языках), наглядных материалов в виде 2 схем и 11 таблиц, приложений.