Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы этнологического образования в структуре туристской профессиональной подготовки 14
1.1. Анализ состояния этнологической подготовки в современном общешкольном и профессиональном туристском образовании 14
1.2. Этнологическое образование, как социально-значимая задача 27
1.3 .Критерии оценки этнологической подготовки менеджеров туризма 36
ВЫВОДЫ по 1 главе 47
ГЛАВА 2.Содержание и методика этнологического образования в подготовке специалистов по туризму 48
2.1 Отбор содержания этнологического материала для профессионального туристского образования 48
2.2.Программное содержание учебной дисциплины «Народная культура» 57
2.3.Опытно-экспериментальная проверка эффективности принципов, методов и форм преподавания предмета «Народная культура» 69
2.4. Концептуальная модель внедрения этнологического образования в структуру туристской профессиональной подготовки 96
ВЫВОДЫ по 2 главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
ЛИТЕРАТУРА 111
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Анализ состояния этнологической подготовки в современном общешкольном и профессиональном туристском образовании
- Этнологическое образование, как социально-значимая задача
- Отбор содержания этнологического материала для профессионального туристского образования
Введение к работе
Народная обрядность быта и праздников - неотъемлемый элемент культуры и национального менталитета каждой страны. Утрата традиций, обычаев предков влечет за собой утрату самобытности народа и чувства патриотизма. Однако обратиться к постановке вопроса о необходимости введения этнологического образования в структуру туристской профессиональной подготовки нас побудили не только высокие цели возрождения у поколения современной молодежи национального самосознания и гордости за свой народ через этнологическое образование и этнокультурное воспитание, но и опыт работы в музее ,опыт преподавания предмета « Народная культура» в гимназии и в лицейских классах Дмитровского филиала РМАТ. Если в рамках гимназического и школьного образования данный предмет преследует цели расширения кругозора знаний и воспитания чувства национального самосознания учащихся, то в программном обучении студентов туристского вуза встает, помимо указанных, еще она цель: подготовка специалистов, способных привлечь внимание туристов к России не только историческими, архитектурными и природными объектами , но и самобьггными обрядами ,обычаями , праздниками , уходящими своими корнями в глубокую древность , во времена славянского язычества и первых веков христианства на Руси.
Этнологическое образование в структуре туристской профессиональной подготовки позволит готовить специалистов, способных грамотно работать на рынке внутреннего и въездного туризма. Для иностранных граждан большинство наших обрядов, обычаев и праздников является национальной экзотикой, привлекающей их в Россию. Наши соотечественники, в большинстве своем, не понимают значения многих явлений, обрядов и обычаев в культуре своего народа. Использование этнографических материалов в познавательном туризме повысит интерес к любому объекту -будь то памятник архитектуры, некрополь, или природный объект. В каждой местности есть Красная гора, Ярилин луг, Чертов омут или другие места, с которыми связаны древние легенды, обряды, празднества. Оздоровительный туризм только выиграет от пополнения такими элементами, как собирание целебных трав, особенных для данной местности, катание по траве на Иова Многострадального (19мая), соревнование по славянской борьбе под руководством опытных инструкторов. Туризм-отдых, предполагающий длительное пребывание в определенном месте (санаторий , пансионат, турбаза), - дает наиболее полные возможности для использования обрядовых элементов, привязанных к календарным датам .Что может быть интереснее и экзотичнее праздника Ивана-Купалы с ночным купанием и прыжками через костер, троичных обрядов или участия в масленичных забавах? Использование традиций народной кухни в ресторанном бизнесе уже давно зарекомендовало себя как весьма перспективное направление.
Чтобы вышеперечисленные моменты, лишь слегка приоткрывающие возможности использования обрядовых элементов в туризме, не превращались в утомительные попытки массовиков-затейников развеселить отдыхающих, необходима серьезная подготовка специалистов и разработка методических рекомендаций для менеджеров, экскурсоводов, аниматоров, Обслуживающего персонала - поваров, спортивных руководителей, медицинских работников пансионатов и домов отдыха.
Вводить этнологическое образование в структуру туристской профессиональной подготовки необходимо с первых курсов туристского вуза и формировать у студентов устойчивый интерес к изучению обрядов и обычаев своего народа, морально- и интеллектуально-ценностную, профессионально-практическую мотивацию запоминания и использования ft этнологических знаний.
Актуальность исследования обусловлена также
экономическими условиями, политическими и культурными преобразованиями, происходящими в нашей стране. Развертывание внешней и внутренней политики требует новых ориентиров в гуманитарном и профессиональном образовании, этическом и национальном воспитании подрастающего поколения.
В этой связи малоисследованными остаются вопросы профессиональной направленности этнологического образования будущих специалистов по туризму в каждом конкретном регионе. Изучение народной календарной и бытовой обрядности предполагает не только расширение кругозора студентов в области культуры, но и несет в себе возможность получения смежной специальности, содержит новый подход нравственному , эстетическому ,национально-патриотическому воспитанию и образованию будущих менеджеров туризма.
Изучение состояния вопроса на практике показывает, что не смотря на введение рядом филиалов академии такой дисциплины, как краеведение, изучение рекреационных ресурсов своего края, большинство учащихся лицейских классов и студентов весьма поверхностно знакомы с обрядами и обычаями своего народа, особенностями национальной культуры, природными и бытовыми условиями жизни этносов своего региона. Оставив ситуацию без изменения, мы получим специалистов, не способных в полной мере развивать национальный внутренний и иностранный въездной туризм. Сокращается возможность привлечения туристов из-за рубежа, из других регионов страны, сокращается возможность приобщения населения к культуре своего региона.
Базисный учебный план содержит ряд предметов, затрагивающих особенности природы того или иного региона, его историю, промыслы -«Рекреационные ресурсы», «География туристских регионов», «Экскурсоведение». Однако народная культура, обряды и обычаи, местные праздники, особенности быта этносов, заселяющих регион, не рассматриваются ни одним из предметов базисного учебного плана Российской международной академии туризма.
Рядом исследователей рассматривались вопросы национального воспитания на основе использования элементов народной культуры: ( Бугаева А.А., Массуранов А.И. Даликов В.Д. и другие).
В современной науке философско-педагогический аспект развития идеи народности раскрывается в исследованиях Б.СГершунского,
П.И.Гнатенко,С.М.Елкина,А.Я.ЗариповаД.В.Куваева,Н.Г.Ломакиной, Г.Д.Марциновской, О.Г.Усенко, Н.И.Шириповой, и др. Проблема межэтнического взаимодействия - в работах МЛ.Амерзаева,Т..М.Бариновой, ВВ.П.Комаровой, З.Ф.Мубиновой и др.
Роль традиционной культуры как источника и средства воспитания рассматривается в трудах А.Р.Батыриной, Н.М.Волокитина, Е.Г.Гудковой, В.А.Дмитриева, А.МЛеонова, Н.Н.Макарцевой, Р.Е.Тимофеевой и др.
При подготовке работы изучены и проанализированы исследования по педагогике профессионального образования (СЯ.Батышев, А.П.Беляева, В.П.Беспалько, Л.Я.ГрипганаЗ.А.Кальней Г.В.Мухаметзянова , А.М.Новиков, С.Е.ЇЇІИШОВ и др.), по вопросам туристского образования (И.В.Зорин, В.А.Квартальнов,Н.Т.Пироженко, А.И.Сеселкин), педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования (И.В.Кишкин, В.А.Кобзев, И.Н.Курышев, А.М.Новиков, В.Д.Чепик и др.)
Тема исследования роли и содержания этнологического образования не является абсолютно новой и для общей педагогики, для педагогов-практиков. В 1990-х годах публиковались авторские программы предмета «Народная культура»,подготовленньіе педагогами, дошкольных учреждений, средних школ, гимназий, лицеев: М.Н.Белякова (Пенза), Н.А.Белоусова (Московская обл.),Е.В.Колмакова, В.М.Назарова, Н.Ф.Сафронова (Москва), Н.Ф.Сойфер (Пермь), М.В.Фадеева (Екатеринбург) и др.
В проанализированных нами источниках отсутствуют работы, в которых изучение народной культуры, усвоение студентами этнологических знаний рассматривается как часть профессиональной подготовки специалистов в области туризма.
Многочисленные обращения к данной тематике говорят об актуальности проблемы и необходимости введения этнологического компонента в профессиональное образование, что соответствует требованиям растущего рынка услуг внутреннего и въездного туризма и увеличению образовательных потребностей сегодняшнего поколения студентов.
Объект исследования: профессиональная подготовка менеджеров туризма.
Предмет исследования: этнологическое образование, как составная часть профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров туризма в системе непрерывного образования.
Цель исследования состоит в разработке педагогических основ этнологической подготовки студентов туристского вуза, раскрывающих ее содержательный, методический и социально-нравственный аспекты.
Гипотеза исследования: введение в обучение менеджеров туризма предмета этнологического содержания «Народная культура. Обряды, обычаи, календарь.» окажет существенное влияние на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, определение профессиональной направленности и повышение эффективности профессиональной подготовки при условии, если:
- будет разработана концептуальная модель профессионально-направленной этнологической подготовки будущих менеджеров туризма; -будет осуществлена преемственная взаимосвязь этнологического образования со специальными дисциплинами профессионально-туристского цикла, будут разработаны и реализованы межпредметные связи курса «Народная культура» с такими курсами, как «Этика» , «Философия», «Культурология», «Всемирная история», «Программный туризм», «Менеджмент», «Краеведение», «Охрана окружающей среды», «География туристских регионов»;
- будут разработаны содержание и методика этнологической подготовки;
- будет разработан учебно-методический комплект по курсу «Народная культура. Обряды.Обычаи.Календарь»
Задачи исследования:
1 Проанализировать состояние этнологических знаний студентов и выявить их роль в профессиональной подготовке специалистов.
2 Разработать концептуальную модель профессионально-направленной этнологической подготовки будущих менеджеров туризма.
3 Разработать методику и содержание этнологической подготовки студентов РМАТ и лицеистов в процессе их обучения.
4 Экспериментально проверить значение разработанного содержания и методики этнологического образования в развитии профессионально значимых знаний, умений и навыков, нравственных и социальных качеств будущих менеджеров туризма.
Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и пракики, принципы системности, профессиональной направленности, преемственности и единства обучения и воспитания. В работе использованы фундаментальные исследования по профессиональной педагогике (СЯ.Батышев, В.П.Беспалько,Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков и др.); по общим принципам дидактики(Ю.К.Бабанский, МЯ.Виленский, П.Я.ГальперинВ.В.Давыдов,Л.В.Занков,В.С.Леднев, М.И.Махмутов,Н.Ф.Талызина); по проблемам содержания профессионального образования(В.И.Жолдак,В-А.Кабачков, А.М.Новиков, В.Д.Чепик и др.); по системному подходу к познанию явлений и процессов педагогической деятельности (Ю.Л.ЕгороваЗ-А.Кальней, М.С.Каган, В.М.Кротов,Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин); по теории и методике туристского профессионального образования(И.В.Зорин, ВА.Квартальнов,А.А.Остапец-Свешников,ВС.Преображенский).
Философской базой исследования стали труды Е.А.Бодиной,С.А.Козловой, К.В.Кулаева, И.Г.Ханггельдиева и др.
Исследования по этнографии ,зтнологии духовной и материальной культуре древних славян , по национальному, интернациональному воспитанию(А.НАфанасьев, С.Ф.Алмазов, ГА.Глинка, С.М.Елкин, М.3абылин, К.С.КайсаровД.М.Карамзин, С.В.Максимов, С.Ф.Питерский, Б.А.Рыбаков, АМ.Сараева, К.А.Соловьев, В.Д.Цаликов, Л.ХДеева, Т.В .Яковлева и др.)
Методы исследования:
-изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, этнографической и методической литературы по проблеме исследования.
-разработка методики этнологической подготовки, программы и комплекта учебно-методических пособий по курсу « Народная
культура.Обряды.Обычаи.Календарь.», включающего в себя краткий курс лекций по народной культуре и рабочую тетрадь-календарь.
-введение программы в процесс обучения.
-педагогический эксперимент по формированию устойчивого интереса к народной культуре и ее изучению у студентов и лицеистов на занятиях.
-анкетирование, интервьюирование, беседы со студентами.
-изучение результатов интервьюирования и выявление значения введения курса «Народная культура» в процесс обучения будущих менеджеров туризма.
База исследования: исследование проводилось в Дмитровском филиале РМАТ, в Дмитровской муниципальной гимназии. В общей сложности в опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 96 учащихся гимназии и 100 студентов академии
Научная новизна состоит в том, что разработана концептуальная модель профессионально-направленной этнологической подготовки студентов, обучающихся по специальности менеджер туризма, раскрывающая: -поэтапность изучения этнографического материала в структуре туристской профессиональной подготовки
-систему вариантов внедрения этнологического материала в учебный процесс ( предметно-базисный, аддитивно-предметный, аддитивно-деятельностный и интегративный варианты.)
-.характеристику содержания этнографического материала в учебных блоках и программах и его результативность в формировании личностных и профессионально-значимых качеств специалиста
- содержание и методику профессиональной этнологической подготовки менеджеров туризма, включающую в себя учебную программу и совокупность тематических блоков как содержательных компонентов таких учебных курсов, как «Народная культура», «География туристских регионов», «Рекреационное ресурсоведение», «Этика», «Краеведение», «Самодеятельный спортивный туризм», «Программный туризм» и др., а так же методы (лекции, семинары,деловые игры,экскурсии) и формы (индивидуальные и групповые занятия,создание групп по интересам и др.).
Проведенное исследование показало важную роль предмета «Народная культура» не только в формировании личностных качеств студента, но также знаний и умений профессиональной направленности, в воспитании духовно-нравственных качеств , как неотъемлемой части общей культуры специалиста.
Практическая значимость исследования определяется:
разработанной и готовой к применению в общеобразовательной и профессиональной туристской подготовке программой «Народная культура. Обряды .Обычаи. Календарь.»
разработанным и готовым к применению учебно- методическим комплектом,состоящим из краткого курса лекций по предмету «Народная культура» и рабочей тетради-календаря.
- методикой преподавания этнологического материала студентам и учащимся лицейских классов
- методическими рекомендациями для преподавателей и студентов. На защиту выносятся
- концептуальная модель внедрения профессионально-направленного этнологического образования в структуру туристской профессиональной подготовки
- методика и содержание этнологического образования студентов РМАТ;
- учебно-методический комплект по курсу «Народная культура.Обряды.Обычаи.Календарь».
- анализ состояния этнологических знаний студентов и их роль в профессиональной подготовке специалистов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления автора с докладами и научными сообщениями на научно-практических конференциях Российской международной академии туризма (апрель 1999,сентябрь 1999 г.) на заседании методического объединения Дмитровской гимназии, где автор преподавала предмет «Народная культура» в течение нескольких лет.
Внедрение результатов исследования осуществлено в учебный план дмитровского филиала Российской Международной Академии Туризма , а так же в учебный план дмитровской гуманитарной гимназии.
Анализ состояния этнологической подготовки в современном общешкольном и профессиональном туристском образовании
Современная педагогическая практика выдвигает на первый план рассмотрение вопросов о ценностных приоритетах Российского образования, обновления содержания и форм воспитания, повышения качества и эффективности педагогической деятельности. Культурно-исторических традиции народов, их единство со всеобщей человеческой культурой -источник формирования содержания обновленного образования,всей учебно-воспитательной деятельности российской образовательной системы - от школы до ВУЗа.
Обогащение содержания образования предметами этнологической направленности отвечает современным образовательным и воспитательным задачам и должно оказать влияние на развитие нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств личности.
Велика роль этнологических знаний в повышении уровня социальной культуры, опыта творческой деятельности, уровня эмоционально-, морально-и интеллектуально-ценностного отношения к миру.
Истоки идеи народности в образовании отражены в трудах классиков русской педагогики - В.И.Водовозова, Н.Г. Добролюбова, М.В.Ломоносова, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского.
Гений Российской науки, Михаил Васильевич Ломоносов, в своих трудах неоднократно касался содержания отечественного образования.Вышедший из крестьянской среды, впитавший в себя культуру народа с молоком матери, овладевший в последующем энциклопедическим объемом знания общеевропейской культуры, коллежский советник и профессор М.В.Ломоносов считал,что молодое поколение необходимо воспитывать на прогрессивных традициях прошлого.Для формирования «чувства памяти» надо отбирать в культуре прошлых веков самое ценное,накопленное народным опытом ,народной мудростью.
Ломоносов призывал изучать прошлое России ради будущего, беречь исторические знания, объективно оценивать их. Назначение книги Ломоносов видел в воспитании национальной гордости великороссов на примере отечественной истории, в обращении просвещенного юношества к опыту прошлых поколений. Эти мысли были высказаны Ломоносовым в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758г.) и вступлении к «Древней Российской истории от начала российского народа... »(1754 - 1758г.).
Сочинение 1761г. «О сохранении и размножении российского народа» раскрыло личность Ломоносова как народного просветителя .Здесь показано губочайшее знание народной жизни, обрядов и обычаев народа и несоответствие им проводимой правительством и помещиками социальной политики.
Совершенно новой для того времени являлась мысль Ломоносова сделать основой гимназического образования родной язык.Эту идею он проводил последовательно, упорно. Обучение в российской школе,дающей знание отечественного языка,русский ученый рассматривал как фундамент,на котором строится всё дальнейшее образование ( «Проект регламента московских гимназий» 1755г.).(69)
Принцип народности в педагогике пронизывает все части и звенья педагогической системы Упшнского. Он является производным от философских, общетвенно-политических воззрений Константина Дмитриевича и основан на двух следующих положениях:
1) русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа,его экономические, общественно -политические и культурно-просветительские интересы. Отсюда следует:
2) она, русская педагогическая наука, должна быть самобытной,т.е.свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран.
« Напрасно мы хотим выдумать воспитание, - писал Ушинский, -воспитание существует в русском народе столько же веков,сколько существует сам народ - с ним родилось,с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырасли новые поколения России, сменяя одно другим.»(112)
Принцип народности в воспитании является характерным для всей русской классической педагогики и прежде всего для таких её представителей как Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский. Ушинский же возвел этот принцип до уровня единой основы всей педагогической системы.
В нашем исследовании и педагогическом эксперименте мы опирались на общие основы дидактики, психологические основы обучения и дидактические принципы Ушинского (принцип сознательности и активности, последовательности в обучении, принцип наглядности, принцип прочности усвоения знаний и навыков).
Этнологическое образование, как социально-значимая задача
Профессионализация этнологического образования, знания многовековой культуры своего народа - социально-значимая задача. Использование народных обрядов и обычаев в туризме - не просто дополнительные услуги. Это - сфера патриотического воспитания населения, удовлетворение духовных потребностей и запросов современного общества.
Сегодня на волне социального обновления, стремления к открытому обществу и интеграции в мировое и европейское культурно-образовательное пространство, к сотрудничеству в различных областях науки и искусства наблюдается тенденция универсализации культур, способствующая осознанию людьми принадлежности не только к своей стране, определенной культуре, но и к общепланетарному культурному сообществу. На сегодняшний день данная задача актуальна не только в педагогическом аспекте, но имеет в некоторой степени и политическое звучание. Возникновение различных националистических течений в обществе, межэтнические войны и конфликты побуждают более глубоко осмыслить необходимость сочетания национальных и общечеловеческих ценностей в образовании. Гуманистическая направленность воспитания, уважение к другим народам и культурам исключают различные формы этноцентризма и этнической нетерпимости.
Этногенетическая общность, этнос — это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание - сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о его происхождении.Он сознаетсебя принадлежащим к определенному этносу потому ,что полагает себя потомком ряда предшествующих поколениипредков, принадлежащих к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.
Следует отметить,что здесь имеется ввиду не только действительная генетическая связь, сколько представление о ней. «Гены» (кровное родство) сами по себе еще не формируют этническое самосознание.Оно определяется не биологическим фактом происхождения от родителей, относящихся к данному этносу, а сациально-психологическим фактом - тем, что индивид думает о своем происхождении. Иначе говоря, для этнического самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле. Разумеется, люди обычно знают своих родителей и их представление о своем происхождении основано на этом. Но практически в любой родословной, уходящей своими корнями далеко в прошлое, обнаруживаются «иноземцы» - выходцы из иных народов. Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена (иногда даже из разных рас) и постоянно пополняется за счет межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других этносов, постольку расистские попытки делить людей по «чистоте крови» совершенно бессмысленны. Этническая общность основана не на «крови», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное.
В ходе исторического развития человечества этносы , подобно людям, рождались, жили и умирали, давая начало другим этносам. Процесс эволюции этносов переплетается с социально-экономическими и политическими процессами.Сочетание и взаимодействие этих процессов приводит к своеобразию исторических судеб народов и стран.В больших этносах нередко возникают субэтносы, отличающиеся специфическими чертами быта языка, религии ( анпример, в составе русского народа - казаки, поморы, староверы). С другой стороны, разные этносы, вовлеченные в какаой-либо общий социально-исторический процесс, образуют метаэтнические общности или суперэтносы (например, славянский, христианский, мусульманский).
Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различные социальные связи,объединяющие людей не по этническим признакам, - государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т.д. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как этносоциальная общность может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы. Обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве. Нация является этносоциальной общностью. Становление современных наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры.Немаловажную роль здесь сыграло образование национальных государств. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля - системы общнизвестных всем её представителям знаковых средств ( язык, традиционные формы поведения, символика -бытовая, художественная, политическая и пр.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.
Отбор содержания этнологического материала для профессионального туристского образования
Для успешного осуществления нашего педагогического эксперимента и достижения поставленных в нем целей осознания социальной значимости возрождения национального самосознания, усвоения знаний основ культуры своего народа и применение их в практической деятельности, перед нами стояла задача отбора содержания этнологического материала для профессионального туристского образования.
В отличие от специального этнологического образования, предполагающего подготовку научных кадров для исследовательской научной деятельности, этнологическая подготовка менеджеров туризма должна включать в себя конкретный, применимый в туристской практике материал, отличающийся высокой степенью научности и достоверности.
Материал содержания предмета этнологического направления в структуре базисного учебного плана туристского вуза должен отличаться также яркостью, привлекательностью, образностью, эмоциональностью. Эти качества отбираемого для процесса обучения материала важны не только для активного и сознательного усвоения студентами этнологических знаний, но и для успешной передачи их через туризм в системе «образование специалист - потребитель». Содержание этнологического материала органически включает в себя философско-мировоззренческие, этические и эстетические идеи. Исходя из вышесказанного, мы понимаем содержание этнологического материала как систему знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и эстетических идей, которые необходимо передать студентам и лицеистам в процессе обучения. В педагогической науке разработана система требований и критериев отбора содержания учебного материала, применимая и к отбору содержания этнологического материала в профессиональной туристской подготовке. 1. Содержание учебного материала вообще, и этнологического материала в частности должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания - формированию всесторонне и гармонически развитой личности. Содержание этнологического образования в структуре профессиональной туристской подготовки должно обеспечивать условия интеллектуального развития студентов, их профессиональную компетентность, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Успешное решение этих задач возможно при использовании принципа междисциплинарных связей в профессиональном туристском образовании : этнологический материал вводится по разработанной и апробированной нами системе вариантов внедрения в основные учебные курсы гуманитарно-социального блока ( всемирная история, культурология, философия, этика, самодеятельный спортивный туризм, краеведение ), естественнонаучного блока (рекреационное ресурсоведение, охрана окружающей среды, география туристских регионов ), общепрофессионального блока ( экскурсоведение, введение в туризм, программный туризм ). 2. Содержание этнологического материала строится на принципах научности и раскрывает студентам сущность понятий «Народ», «этнос», «этнокультура», «национальный менталитет» и др., способствует формированию гражданско-патриотической позиции студентов и сопричастности истории и культуры своего народа к общемировой, общепланетарной культуре в целом.
3. Содержание этнологического материала должно соответствовать логике и системе, свойственной этнологии как науке. Например, в начале курса изучаются основы духовной культуры славян, затем идет изучение материальной культуры, как отражения и воплощения в предметно-вещевой среде духовных и морально-нравственных установок.
4. Содержание учебного материала по предмету «Народная культура» должно строится на основе ранее усвоенных студентами гуманитарных знаний и их жизненного опыта. Таким образом, достигается усвоение студентами представления о взаимосвязи наук. Этнология находится на стыке и использует идеи, методы и достижения таких наук, как история, антропология, культурология, естествознание, лингвистика, искусствоведение. Постижение студентами этой взаимосвязи ведет к научному и осмысленному усвоению этнологического материала.
5. В содержании учебного этнологического материала должна находить отражение связь теории с практикой, профессионализация этнологических знаний. Изучая ту или иную тему, студент должен четко представлять, как полученные знания могут использоваться в туризме.
6. Содержание этнологического материала должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Осуществление этого требования связано с правильным решением вопроса об объеме и степени теоретической сложности учебного материала, отбираемого для изучения различными возрастными группами обучаемых. Качество обучения снижается, если студентам приходится усваивать громоздкий по объему или слишком усложненный в теоретическом отношении учебный материал.
Этнологический материал обладает в своей основе полифункциональностью. Сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.
Обучающая функция этнологического материала понимается нами как получение и усвоение суммы знаний об истории, культуре и этнической самобытности народа. Усвоение новых терминов и понятий , таких как «этнология», «этнография», «этногенез», «ассимиляция» и других, расширяет диапазон знаний учащихся, более того, увеличивает их стремление к расширению этого диапазона, активизирует познавательный процесс обучения.
Этнологический материал несет в себе определенную информацию, получение которой в готовом виде от преподавателя и в результате самостоятельной работы с литературой и источниками, т. е. накопление в памяти и сознании знаний, умений и навыков является, по существу важнейшим компонентом процесса обучения. Повышению обучающей функции этнологического материала способствует правильный выбор методов и форм преподавания (лекции, рассказы, беседы, диспуты и др. ). Обладая особой силой притягательности, этнологический материал приводит в действие «цепную реакцию» познания. Нами было отмечено в процессе педагогического эксперимента, что усвоение этнологического материала влекло за собой повышение интереса к истории, культуре, искусству, несколько человек из группы всерьез заинтересовались антропологией, лингвистикой, этимологией и другими смежными с этнологией науками. Здесь мы уже наблюдаем вторую функцию этнологических знаний -развивающую.