Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования Брандт Инга Вадимовна

Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования
<
Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Брандт Инга Вадимовна. Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Сходня, 2003 124 c. РГБ ОД, 61:04-13/2102

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви. 13

1.1. Паломничество, религиозный туризм: к вопросу об употреблении терминов. 13

1.2. Роль паломничества в культурно-историческом наследии России. 20

1.3. Потребность Паломнических служб Русской Православной Церкви в квалифицированных кадрах. 50

Выводы к 1 главе. 58

Глава 2. Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви. 60

2.1. Методы и формы подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви. 60

2.2. Специально-профессиональная подготовка. 74

2.3. Влияние образования на духовное развитие личности студентов, будущих специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма. 77

Выводы ко 2 главе. 83

Заключение. 84

Список источников и литературы. 87

Приложения. 118

Введение к работе

Актуальность исследования определяется бурным развитием в современной России паломничества и религиозного туризма, а также отсутствием профессиональной подготовки специалистов в этой сфере.

На сегодняшний день более 90% объектов туристского интереса в мире так или иначе связаны с культом или религией, имеющими место в настоящее время или уже утратившими свое значение, или забытыми (Биржаков, 2002). И это в первую очередь касается России - с ее многочисленными православными храмами и монастырями, а также культовыми сооружениями других религий.

Интенсивность потоков туристов, путешествующих по миру с паломническими и религиозными целями, ежегодно увеличивается. Если в 2001 г. уровень количества поездок с религиозными целями был примерно равен количеству поездок с целью обучения или лечения, то в 2002 г. он в 3 раза превысил эти направления в туризме и стал сопоставим с поездками с целью развлечения. И это не считая паломнических поездок. Эта ситуация привела к тому, что Всемирная туристская организация (ВТО) объявила религиозный туризм самым перспективным направлением туризма в начале III тысячелетия.

В связи с этим появилась острая необходимость в высококвалифицированных специалистах сферы паломничества и религиозного туризма. Причем в первую очередь это касается России и православного паломничества и религиозного туризма на территории нашей страны.

Именно это направление - православное паломничество и религиозный туризм в России, а также проблемы подготовки специалистов в этой области, мы и будем рассматривать в нашей работе.

В последние годы все большее число россиян, вспомнив о своих корнях, стали чаще путешествовать по России с паломническими или религиозными целями. Поскольку появился спрос на паломнические поездки, появилось и большое количество турфирм, предлагающих своим клиентам паломнические туры. Но, как показало исследование предложений на рынке религиозного туризма, эти турфирмы в большинстве своём не имеют никакого представления о паломничестве, и туры, которые они предлагают клиентам, можно назвать только познавательными. Причем, в этом не всегда вина сотрудников турфирм, а чаще всего - совсем не их вина. Дело в том, что в профессиональной подготовке специалистов туризма на ознакомление с направлением "религиозный туризм" предусмотрено за 5 лет обучения 2 лекционных часа в предмете "Программный туризм". Как показывают исследования, для профессиональной подготовки специалистов в таком сложном направлении туризма этого недостаточно.

За последние годы появились исследования, в которых рассматриваются проблемы развития православного паломничества и религиозного туризма в России. Так, в работах Владыки Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского (2001, 2002, 2003), иерея Михаила Махова (2000), Зорина И.В. (2000), Щербаковой Т.В. (1999, 2000, 2001) и др. ставится проблема организации паломничества и религиозного туризма. Появились работы, освещающие вопросы подготовки в туристских ВУЗах организаторов духовно-просветительного и религиозного туризма (Балезина Т.В. (2003), Биржаков М.Б. (2000) и др.).

Но для того, чтобы развивать паломничество и религиозный туризм, нужны не только и не столько менеджеры и организаторы, нужны, в первую очередь, специалисты - те, кто непосредственно будет работать с паломниками и туристами. Однако нам не удалось найти исследований, в которых бы рассматривалась проблема подготовки в ВУЗах специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма. Как показало изучение педагогическо-

го опыта, таких программ подготовки нет не только в светской высшей школе, но и в церковной практике.

По нашему мнению, вопрос подготовки специалистов для сферы паломничества и религиозного туризма необходимо разделить на два. Первый из них - "для кого готовить специалистов", второй - "каких конкретно специалистов готовить".

Ответ на первый вопрос для нас естественен - специалистов нужно готовить не для турфирм, а для Паломнических служб Русской Православной Церкви. Именно для Паломнических служб, т.е. для церковных структур, поскольку, как показала практика, паломничество и религиозный туризм должны быть прерогативой Церкви, а турфирмы, в лучшем случае, могут оказывать Паломническим службам помощь. В этом утверждении мы опираемся на мотивацию подобных поездок: главное для паломников в таких поездках -это поклонение святыням, получение благодатной помощи Угодников Бо-жиих, а для многих туристов - это найти свой путь к православным святыням, узнать что-то, что сделает их души чуть чище и светлее. Как показали опросы паломников и туристов, около 85 % из них для совершения поездок паломнической или религиозно-познавательной направленности выбирают не турфирмы, а Паломнические службы, поскольку "никакая турфирма, какой бы хорошей она не была, не сможет создать для своих клиентов тот удивительный дух сопричасности со святыней, который так естественен для любой Паломнической службы" (из бесед с гостями Паломнической службы "Саввинский Паломник" Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря).

Ответ на второй вопрос для нас также не представляет сложности - готовить нужно не менеджеров, не управленцев, не организаторов, а универсальных специалистов - людей, способных не только организовать и прорекламировать паломническое путешествие, но и познакомить паломников и туристов с историей и традициями Православия, святынями конкретной обите-

ли или храма, - т.е. специалистов, совмещающих в себе профессии экскурсоводов, организаторов, рекламных агентов, методистов, менеджеров.

Консультации с представителями Русской Православной Церкви (Отдел внешних церковных связей, АНО "Паломнический центр", Паломнические службы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, Свято-Успенского Святогорского монастыря), проведенные автором исследования, подтвердили существующую проблему в подготовке кадров для паломничества в Русской Православной Церкви и деятельную заинтересованность отделов Московского Патриархата в решении этой проблемы.

Таким образом, существует известное противоречие между потребностями общества (практики) в высококвалифицированных кадрах в области паломничества и религиозного туризма и неразработанностью научно-теоретических основ и прикладных аспектов подготовки специалистов этого направления как в сфере туризма, так и в практике работы Русской Православной Церкви. И поскольку Церковь в настоящее время не имеет возможности самостоятельно готовить специалистов для сферы паломничества и религиозного туризма, решать эту проблему нужно туристским ВУЗам, в первую очередь - Российской международной академии туризма.

Основываясь на вышеизложенном, мы сформулировали проблему нашего исследования, которая состоит в следующем: какими должны быть содержание и методы подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования?

Цель исследования - разработка содержания и методики подготовки специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма для Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях туристского ВУЗа. Объект исследования - профессиональное туристское образование.

Предмет исследования - содержание и методика подготовки специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма для Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования.

Гипотеза исследования предполагает, что профессиональная подготовка будущих специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма для Паломнических служб Русской Православной Церкви будет более эффективной, если:

будет определено содержание терминов "паломничество" и "религиозный туризм" применительно к профессиональной туристской деятельности на основе анализа этих понятий в культурно-историческом наследии России;

будет определен профессионально-личностный профиль специалиста в сфере паломничества и религиозного туризма;

будут разработаны учебный план и содержание дисциплин новой специализации "Паломничество и религиозный туризм" (православное направление);

будет организовано направленное влияние образования на духовное развитие личности студентов, будущих специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать понятия "паломничество", "религиозный туризм" применительно к профессиональной туристской деятельности и рассмотреть роль паломничества в культурно-историческом наследии России.

  2. Разработать модель специалиста в сфере паломничества и религиозного туризма Паломнических служб Русской Православной Церкви.

  3. Разработать учебный план и содержание учебных программ новой специализации "Паломничество и религиозный туризм" (православное направление) для подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях туристского ВУЗа.

4. Разработать методику подготовки специалистов для Паломнических служб Русской Православной Церкви.

Методологической основой работы являются фундаментальные исследования по вопросам православной философии, педагогики, психологии и этики (Г.В. Флоровский, К.Н. Леонтьев, И.А. Ильин, митрополит Московский Филарет, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) (Сербия), протоиерей В.В. Зеньковский, протоиерей Иоанн Мейендорф, архимандрит Иоанн (Экономцев), иеромонах Киприан (Ященко), протоиерей Борис Ничипоров, протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Владислав Свешников, протоиерей Евгений Шестун, И.К. Кучмаева и др.); труды по педагогике профессионального образования (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин); исследования по истории паломничества, по вопросам развития паломничества и религиозного туризма (А.Н. Муравьев, И.С. Шмелев, О.В. Кириченко, СВ. Корнилов, архимандрит Марк (Головков), М.Б. Биржаков, X. Поплавская, О.С. Надпо-рожская, Д. Орехов и др.); по теоретическим основам профессионального туристского образования (И.В. Зорин, В.А. Кальней, В.А. Квартальное, Н.Т. Пироженко, А.И. Сеселкин, И.Д. Солодухин и др.); законодательные и нормативные документы по вопросам общего и профессионального образования, развития религиозного туризма, официальные документы Русской Православной Церкви.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач в ходе исследования были использованы методы: анализ педагогической, психологической, исторической, искусствоведческой, экскурсоведческой, краеведческой и специальной православной литературы по изучаемой проблеме; изучение, обобщение и сравнение педагогического опыта, в т.ч. в светской и православной высшей школе; моделирование; метод экспертного

анализа и экспертной оценки; практическая работа автора исследования в сфере туризма в качестве экскурсовода, старшего методиста, зав. экскурсионным отделом; непосредственное участие автора исследования в деятельности Паломнической службы одного из монастырей Русской Православной Церкви (организация службы, подбор и подготовка сотрудников, создание паломнических маршрутов, реклама и т.д.); педагогическое наблюдение; беседы; педагогический эксперимент: включение в программы дисциплин "Введение в искусство" и "Экскурсоведение" тем, связанных с Православием; анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса; методы статистической обработки данных.

При написании диссертации использовались материалы Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, Учебного комитета Священного Синода Русской Православной Церкви, Отдела образования и катехизации Московского Патриархата, АНО "Паломнический центр" Московского Патриархата, Свято-Тихоновского богословского института, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Международных Рождественских образовательных чтений (1997-2003 гг.), Российской международной академии туризма, Паломнической службы Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, материалы сайтов Московского Патриархата.

Опытно-экспериментальная база исследования: Паломническая служба "Саввинский Паломник" Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви, Краснознаменский филиал Российской международной академии туризма (г. Краснознаменск). Исследованием было охвачено 100 учащихся лицейского класса и 65 студентов 1 курса факультета менеджмента туризма Краснознаменского филиала РМАТ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

уточнены термины "паломничество" и "религиозный туризм" применительно к профессиональной туристской деятельности;

определено содержание подготовки специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма, содержащее такие дисциплины, как "История Ветхого Завета", "История Нового Завета", "История Христианской Церкви", "История Русской Православной Церкви", "Литургика", "История религий", "Агиология", "Культура и искусство Русского Православия", "Основы церковно-славянского языка", "География паломнических центров мира", "Церковное экскурсоведение" и др.;

разработана модель специалиста в сфере паломничества и религиозного туризма, определяющая: требования к личности специалиста (профессиональные и духовно-личностные качества), содержание профессиональной подготовки (теоретическое и практическое), квалификационные требования;

- разработана методика профессиональной подготовки специалистов
Паломнических служб Русской Православной Церкви, включающая в себя:
1) методы обучения (согласно классификации Ю.К. Бабанского): перцептив
ные, словесные, наглядные, практические, гностические, методы формиро
вания интереса к учению и др.; 2) метод православной педагогики - включе
ние обучающихся в непосредственную жизнь Церкви (участие в богослуже
ниях, таинствах); 3) формы обучения - групповую и индивидуальную.

Надежность и достоверность результатов исследования опирается на методологические принципы православной педагогики, педагогики профессионального образования, этические и поведенческие нормы Русской Православной Церкви, а также на личный опыт автора исследования.

Практическая значимость исследования определяется разработкой:

учебного плана новой специализации "Паломничество и религиозный туризм" (православное направление), одобренного Русской Православной Церковью;

методических рекомендаций по подготовке специалистов в сфере па-

ломничества и религиозного туризма для Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях светского высшего учебного заведения. На защиту выносятся:

  1. Модель специалиста Паломнических служб РПЦ, основанная на анализе профессиональной деятельности экскурсоводов и сотрудников турфирм и Паломнических служб Русской Православной Церкви, обобщении существующего опыта и собственного опыта соискателя, определяющая: требования к личности специалиста (профессиональные и духовно-личностные качества), содержание профессиональной подготовки (теоретическое и практическое), квалификационные требования.

  2. Содержание подготовки специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма для Паломнических служб Русской Православной Церкви, включающее такие дисциплины, как "История Ветхого Завета", "История Нового Завета", "История Христианской Церкви", "История Русской Православной Церкви", "География паломнических центров мира", "Агиология", "Литургика", "Культура и искусство Русского Православия", "Основы цер-ковно-славянского языка", "Церковное экскурсоведение" и др.

  3. Учебный план новой специализации "Паломничество и религиозный туризм" для подготовки специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма для Паломнических служб Русской Православной Церкви.

  4. Методика профессиональной подготовки специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма для Паломнических служб Русской Православной Церкви.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методическом совете Западно-Подмосковного института туризма - филиала РМАТ (2002-2003 гг.), в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (сентябрь-ноябрь 2003 г., г. Москва, Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь), на Международной науч-

но-практической конференции "Развитие спорта, туризма, активных форм отдыха, оздоровления и содержательного досуга молодёжи - основа формирования здорового общества" г. Москва (февраль 2003 г.), на Круглом столе "Проблемы взаимодействия церковных и светских организаций в области паломнического туризма" научной конференции "Троицкие чтения" (18 сентября 2003 г., Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина, с. Большие Вязёмы Одинцовского р-на Московской обл.).

Разработанная программа подготовки специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма получила одобрение Русской Православной Церкви (в лице профессора кафедры ЮНЕСКО Российской международной академии туризма митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла).

Паломническая служба Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, организованная соискателем, успешно работает на протяжении 4-х лет.

^ Глава 1. Теоретические аспекты подготовки специалистов

Паломнических служб Русской Православной Церкви

Паломничество, религиозный туризм: к вопросу об употреблении терминов.

Прежде, чем говорить о паломничестве и религиозном туризме, необходимо определиться с терминами и особенностями их употребления в туризме и церковной практике.

Термин "паломничество" в настоящее время употребляется во всех религиях, конфессиях и культах. И хотя само слово появилось только во времена крестовых походов, паломничество - как форма конкретно мотивированных путешествий - имеет очень давнюю историю. По этнографическим и письменным источникам известна практика древних греков и древних римлян совершать путешествия к отдаленным храмам для поклонения божествам, практика древних германцев путешествовать с целью паломничества в священные рощи.

В настоящее время паломничество является неотъемлемой частью жизни для представителей четырех основных мировых религий - буддизма, иудаизма, христианства и ислама. По данным ВТО, каждый год в мире более 200 млн. человек совершают паломничество. Из них ок. 20 млн. буддистов, ок. 25 млн. индуистов, 150 млн. христиан, ок. 20 млн. мусульман.

Буддисты в паломнических целях совершают повторение пути странствий Будды, посещают священный город Лхаса, находящийся в Гималаях на высоте 3650 м (здесь расположен дворец Далай-ламы - духовного главы буддистов), поклоняются многочисленным статуям Будды, расположенным в разных странах мира.

Последователи иудаизма главным центром паломничества считают Иерусалим - Землю Обетованную, где обязательно посещают Стену Плача -символ разрушения в 70 г. н.э. города и храма римлянами. По преданию, эта стена была сложена из камней, которые когда-то были основанием храма Ирода и храма царя Соломона.

Классическим паломничеством для мусульман является хадж (поклонение святыням ислама) в Мекку и Медину. Правоверный мусульманин обязан посетить в Мекке святое место - мечеть аль-Ахараам (аль-Харам), во дворе которой располагается священный камень - Кааба. Это куб из серо-зеленого гранита, диагональ которого указывает направление север-юг, а другая - запад-восток. Основным моментом паломничества считается обход камня и прикосновение к нему рукой. Ежегодно через эту самую большую в мире мечеть проходит 2 млн. паломников. Медина расположена в 300 км от Мекки. Здесь находится могила пророка Мухаммеда. Каждый паломник должен посетить его могилу. Там же есть мечеть, часть пространства которой выгорожено. Именно там была установлена когда-то глинобитная хижина пророка.

Еще одним центром паломничества мусульман является мечеть Омара в Иерусалиме - самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. Ее купол символизирует священную скалу, с которой, согласно преданию, пророк Мухаммед вознесся на небеса.

В христианском мире существует много святых мест, связанных с почитание Иисуса Христа, Богоматери, святых. Наиболее почитаемые из них находятся в Европе. В Париже, в соборе Нотр-Дам де Пари, хранится терновый венец Иисуса Христа. В кафедральном соборе Турина (Италия) находится знаменитая Туринская плащаница - ткань, в которую после снятия с креста было завернуто тело Иисуса Христа. Другая святыня - капли крови Спасителя - хранится в капелле города Брюгге (Бельгия). Особым почитанием во всем христианском мире пользуется итальянский город Бари, где почивают мощи святого Николая, епископа Мир Ликийских, Чудотворца.

Но самое почитаемое место паломничества христиан - Святая Земля. Уже в глубокой древности возник обычай посещать Иерусалим, Вифлеем, Иордан для поклонения местам земной жизни Спасителя.

Идущих в Святую Землю называли паломниками - от западного palmari, palmati, palmageri (они возвращались из Святой Земли с пальмовыми ветвями); пилигримами - от латинского peregrinus (чужеземец); каликами - от греческого калига (вид обуви).

Слова "пилигрим" и "калига" в русском языке не прижились, а слово "паломник", по мнению филологов, прочно вошло в древнерусский язык в XIII в.

В. Даль в "Толковом словаре" пишет, что "паломник - это богомолец, калика, бывший на поклонении у Гроба Господня".

В "Толковом словаре" СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение понятия "паломник", принятое в современном русском литературном языке: "... верующий человек, путешествующий к местам, которые считаются святыми" [156].

В православной литературе (современной и не очень) встречаем следующее объяснение слова "паломничество" - "путешествие с целью посетить святые места (монастыри, храмы, места священных событий и др.), помолиться перед их святынями (чудотворными иконами, мощами, и т.п.), получить духовный совет и поддержку опытных старцев" [140, с. 121].

Роль паломничества в культурно-историческом наследии России

История паломнического движения представляет большой интерес с точки зрения изучения духовности различных народов. В этом смысле история паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдавший за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: "Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее". К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утеряны. Возрождение их напрямую связано с возрождением духовности в нашей стране. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Возрождая паломничество, важно не отрываться от духовных основ православного Предания, помнить о цели и глубоком духовном смысле православного паломничества.

Изначально традиция паломничества произросла из стремления христиан посетить Гроб Господень - то место, где Он Сам лежал во плоти, а потом воскрес. Образом для христианских путешествий с духовной целью, чем и является паломничество, считают хождение Спасителя в Иерусалим к дням праздника вместе со своими семейными (Лк. 2, 41-42), а позже - с учениками и апостолами.

Некоторые древние христианские авторы свидетельствуют, что ещё во времена апостольские совершались путешествия в Иерусалим для поклонения святым мощам мучеников. Они же говорят о сборах средств для паломников во время агап (собраний) первых христиан. И особенно часто стали посещать паломники Иерусалим с IV в. - после обретения Креста Господня святой царицей Еленой (которую можно считать паломницей).

В России паломничество появилось сразу с принятием христианства, а вернее, и еще ранее. Так, некоторые ученые, и среди них известнейшие -Н.М. Карамзин и митрополит Макарий (Булгаков), считают, что одной из первых русских паломниц была святая княгиня Ольга, т.к. её путешествие в Царьград для принятия крещения в престарелом, 67-летнем, возрасте нельзя объяснить ничем иным как желанием лично увидеть "обилие там святых мощей, чудотворных икон и вообще всякой христианской святыни".

Во время правления внука кн. Ольги - равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, ходил в Константинополь и на Святую гору Афон преподобный Антоний, будущий основатель Киево-Печерской Лавры. На Афоне он принял монашеский постриг и, став опытным в духовной жизни, вернулся в Киев, где и основал вскоре монастырь, образовавшийся, в свою очередь, из приходивших к нему за благословением и изъявивших желание остаться. Пришел к нему через некоторое время 23-летний будущий преподобный Феодосии. Еще в отрочестве, "услышав о святых местах, где Господь наш жил во плоти и совершил спасение, он пожелал идти туда и поклониться им". Вскоре преп. Феодосии попытался уйти для поклонения в Иерусалим вместе с пришедшими оттуда в его город Курск странниками, но намерение его не осуществилось. В 1062 г. странствовал в Палестину его современник Варлаам, первый, поставленный св. Антонием, игумен Киево-Печерский, затем игумен Дмитровского монастыря. Посетив святые места Палестины и вернувшись в свой монастырь, он во второй раз отправился в Константинополь и, возвращаясь оттуда с приобретенными им многими иконами, ризами и церковной утварью, занемог и умер в г. Владимире.

Путешествующих в Святую Землю называли паломниками (они возвращались из Святой Земли с пальмовыми ветвями), пилигримами (от латинского peregrinus - чужеземный), каликами (от греческого - калига - вид обу ви). В русском духовном стихе и былинном эпосе сохранилась память о паломнических дружинах, состоявших из людей богатых и сильных, которые отождествлялись с богатырями. Члены дружины выбирали себе атамана и перед путешествием ставили всем его участникам строгие условия: "и на пути, если кто украдет, солжет или сделает другой грех, того оставить в чистом поле и по плечи закопать в сырую землю".

Содержащиеся в текстах былин указания на то, что древнерусские паломники-пилигримы были могучими воинами, подчинявшимися законам военных сообществ, не кажутся неожиданными, если учесть обстоятельства того времени - западноевропейские крестовые походы, междоусобные и другие территориальные войны, грабительские набеги и т.п.

Преподобной княгине Ефросиний Полоцкой, отправившейся в Святую Землю в январе 1167 г., полоцкие горожане "дали воинов" для обеспечения безопасности.

Методы и формы подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви

При организации учебного процесса подготовки специалистов в сфере паломничества и религиозного туризма для Паломнических служб Русской Православной Церкви необходимо выделить несколько важных моментов. Это прежде всего касается вопросов определения методов обучения и наиболее рациональных форм занятий. Темы, которые предусмотрены учебным планом, проводятся с использованием разных методов и в различных учебных формах, при этом усвоение знаний должно быть единым, комплексным, методически неразрывным процессом.

Анализ педагогической литературы показал, что на сегодняшний день нет единого мнения относительно определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упо рядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, на правленной на решение задач образования". По утверждению И.Я. Лернера, "всякий метод является системой осознания последовательный действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели".

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине. Можно сказать, что в самом общем значении метод - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действи тельности1.

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности студентов (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Понятие "метод обучения" включает в себя также дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:

-способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента), направленные на решение задач обучения;

-специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Структурно метод выступает как упорядоченная совокупность приемов. Прием, в свою очередь, рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов как его составная часть, разовое действие или отдельный шаг в реализации метода. Например, запись базовых понятий применяется как при объяснении нового материала преподавателем, так и при самостоятельной работе студентов. Понятие "метод обучения" включает в себя также дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:

-способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента), направленные на решение задач обучения;

-специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Структурно метод выступает как упорядоченная совокупность приемов. Прием, в свою очередь, рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов как его составная часть, разовое действие или отдельный шаг в реализации метода. Например, запись базовых понятий применяется как при объяснении нового материала преподавателем, так и при самостоятельной работе студентов.

В педагогической практике методические приемы используются для активизации внимания обучаемых при восприятии нового материала или повторении пройденного, стимулирования познавательной деятельности.

В учебном процессе методы обучения выполняют следующие функции:

1) обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);

2) развивающую (совершенствуют уровень развития обучаемых);

3) воспитывающую (влияют на результаты воспитания);

4) побуждающую (выступают как средство побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);

5) контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения) [211].

Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего воздействия. В современной педагогике существует несколько классификаций методов обучения, зависящие от того, какие признаки и подходы к систематизации используют их авторы. Рассмотрим несколько из них1.

Похожие диссертации на Содержание и методика подготовки специалистов Паломнических служб Русской Православной Церкви в условиях профессионального туристского образования