Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
1.1. Творческий потенциал человека как предмет философского осмысления 17
1.2. Педагогический и психологический аспекты процесса развития творческого потенциала студентов 32
1.3. Основные теоретические положения системного подхода в педагогике и моделирование системы обучения в вузе, направленной на развитие творческого потенциала студентов 55
1.4. Изучение состояния развитости творческого потенциала будущих экономистов (на примере хабаровских вузов) 75
Глава 2. ПУТИ И СРЕДСТВА СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ
2.1. Целеполагание развития творческого потенциала будущих экономистов как условие эффективности изучения высшей математики: практический ракурс 91
2.2. Применение технологий развития творческого потенциала у студентов экономических специальностей в практике обучения математике 111
2.3. Апробация модели системы обучения, продуцирующей системное развитие творческого потенциала студентов экономических специальностей средствами математики и проверка ее эффективности 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
БИБЛИОГРАФИЯ 154
ПРИЛОЖЕНИЯ 173
- Творческий потенциал человека как предмет философского осмысления
- Целеполагание развития творческого потенциала будущих экономистов как условие эффективности изучения высшей математики: практический ракурс
- Применение технологий развития творческого потенциала у студентов экономических специальностей в практике обучения математике
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью современного российского общества в повышении творческого потенциала специалистов высшей квалификации.
Изменения, происходящие во всех сферах современного общества, формируют образовательную ситуацию, в которой каждый специалист должен быть подготовленным к творческому решению общественных и личных проблем. Активные процессы социальных преобразований, имеющие место в настоящее время в России, требуют инициативного, свободно мыслящего, творческого специалиста, способного к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений.
Проявление творческого подхода в профессиональной деятельности в современном мире становится социальной потребностью общества, условием его эффективности и прогресса. Возрастание доли наукоемких производств приводит к необходимости развития творческого потенциала студентов экономических специальностей. Поэтому развитие творческого потенциала студентов является важнейшей задачей воспитания высококвалифицированных специалистов экономического профиля.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования сформулированы требования к специалистам экономических специальностей, включающие в себя готовность ставить цели, создавать и использовать модели различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; использовать методы различных наук в профессиональной деятельности; анализировать социально-значимые проблемы и процессы с точки зрения современной науки и на научной основе организовывать свой труд; приобретать новые знания и проводить исследовательскую работу; уметь решать нестандартные задачи и находить нестандартные решения типовых задач [50:17].
Перечисленные требования к подготовке специалиста позволяют констатировать, что студентам экономических специальностей необходимо в период обучения в вузе сформировать культуру мышления, в том числе и творческого.
Для ответа на вопросы, что такое творчество, творческое мышление и творческий потенциал, возможно ли его развивать и, если можно, то как, мы обратились к научной (философской, психологической, педагогической) литературе.
Проблема сущности творчества, развития творческого потенциала всегда была одной из главных проблем философского осмысления. Вопросами сущности творчества занимались Сократ, Платон, И. Кант, Ф. В. Шеллинг, Н. А. Бердяев, Ф. Бэкон, А. Пуанкаре, А. Бергсон, А. Н. Лук и многие другие.
В рамках исследованиях мы придерживались следующих положений философии: творчество - это «создание оригинальных ценностей, установление ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры», творческий потенциал личности - это ее нереализованные творческие возможности [32:332]. Анализ научной литературы позволяет считать, что человек рождается с творческим потенциалом, а задача психологов и педагогов увидеть и развивать его.
Понятие творчества и творческого потенциала в широком диапазоне раскрыты в научной психологической литературе. Проблему творчества и развития творческого потенциала исследовали многие ученые как зарубежной (Дж. Гилфорд, Дж. И. Ниренберг, Д. Дьюи, М. Вертгеймер, Г. Уоллес и др.), так и отечественной психологии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Дружинин, В. Д. Шад-риков и др.).
Ученые-психологи определяют творчество как деятельность (Д. Дьюи, Б. С. Мейлах, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, В. И. Андреев, Г. М. Код-
жаспирова), как психический процесс (Б. П. Торранс, Я. А. Пономарев), как высший уровень познания (В. А. Ситаров), как мышление в его высшей форме (Дж. Гилфорд, Д. Дьюи, Г. Уоллес).
Под творческим мышлением психологи понимают «один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию» (Е. Н. Пронина, В. В. Лукашевич). Многие специалисты выделяют стадии творческого мышления (М. Вертгеймер, Е. П. Торранс, Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, Д. Дыои, Д. Пойа).
Отечественные психологи (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Дружинин, Р. С. Немов) отмечают, что в процессе познания развивается мыслительная репродуктивная и продуктивная деятельность студентов. Процесс познания человеком себя и окружающего мира изучает когнитивная психология (Р. Д. Стернберг, Дж. Келли, X. Гарднер, М. А. Холодная).
Ученые считают, что для творчества необходимы прошлый опыт и ранее усвоенные знания (Дж. П. Гилфорд, Е. Л. Яковлева), а также новизна, оригинальность и прогрессивность продукта творчества (В. И. Андреев, 3. И. Калмыкова, С. С. Гольдентрихт).
Большинство отечественных и зарубежных исследователей указывают на необходимость раскрытия творческого потенциала личности (Г. С. Альт-шуллер, Дж. И. Ниренберг, В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадри-ков и др.).
Анализ психологической литературы позволяет утверждать, что творческий потенциал можно развивать: «воспитывать» мысль (Д. Дыои), «познать и развивать приемы творчества» (Дж. И. Ниренберг).
Так как творчество специфично для человека, поэтому нельзя рассматривать творческий потенциал, абстрагируясь от его носителя - человеческой личности. Анализу творческой личности посвящены многие работы зарубеж-
ных и российских психологов. Творческой называют личность, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мо-тивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельность.
В основном исследования (К. Тейлора, К. Кокс, Э. Роу, Л. В. Шавининой и др.) направлены на выявление специфических личностных черт, присущих творческой личности (открытость ума, независимость суждений, сильный самоконтроль, эмоциональная стабильность, готовность к преодолению препятствий, внутренняя мотивация, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям и мн. др.).
Большинство авторов (3. Фрейд, А. Адлер, Г. Оллпорт, А. Маслоу, Ф. Баррон, Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров, М. Г. Ярошевский и многие другие) убеждены в том, что наличие мотивации и личностной увлеченности являются главными признаками творческой личности.
На важность периода студенческого возраста для развития и становления личности указывают исследования Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, И. С. Кона, А. В. Петровского, Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, Г. С. Абрамовой, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейна.
В трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. Д. Шадрикова, И. С. Кона, С. Л. Рубинштейна рассматриваются особенности развития личности обучаемого. Вопросы развития личности как сознательного, свободного творческого субъекта деятельности исследованы К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Д. И. Фельдштей-ном.
Большого внимания заслуживают исследования, посвященные стимулированию творчества (синектика У. Гордона, мозговой штурм А. Осборна,
^ теория инвестирования Р. Стернберга, теория решения изобретательских за-
дач Г. С. Альтшуллера и др.).
ф Следуя логике рассматриваемой проблемы для ответа на вопрос, как раз-
вивать творческий потенциал студентов, мы обратились к педагогике.
Одна из самых важных задач современного социального заказа высшей школе - формирование творческих качеств личности. Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что педагоги для решения этой задачи при моделировании системы обучения предлагают использовать продуктивные методы (А. В. Брушлинский, И. А. Ильницкая, И. Я. Лернер, М. И. Махму-тов, А. М. Матюшкин, М. Н. Скаткин, И. С. Якиманская, В. Оконь) и эвристические приемы (В. М. Полонский, А. В. Хуторской, В. И. Андреев).
Кроме того, нами были рассмотрены точки зрения современных педаго
гов-практиков на развитие творческого потенциала студентов (Б. И. Коротя-
^ ев, И. П. Волков, О. И. Дроздовская, Е. В. Ковалевская, В. Н. Литовченко,
Е. Ф. Мишина, Э. А. Соснин, Б. Н. Пойзнер), в том числе средствами предметной области математики (В. А. Крутецкий, А. Б. Василевский, М. Б. Воловин, В. П. Демидов, Р. А. Блохина, Т. В. Косихина, Е. К. Дворянкина, В. И. Загвязинский).
Вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы развития творческого потенциала студентов в системе высшего профессионального образования.
Данная проблема рассматривается в научном исследовании с позиции
системного подхода (В. П. Беспалько, Д. Клиланд, В. Кинг, В. А. Сластенин,
Л. И. Новикова, Ю. К. Татаренко, Д. Ф. Карева, Е. К. Дворянкина), который
позволяет рассматривать образование в вузе как целостный, взаимосвязан
ный процесс, технологический режим взаимодействия которого позволяет
гарантировать получение результата - высококвалифицированного специа-
г листа. Кроме того, нами были использованы положения теории моделирова-
ния (И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Л. М. Фридман, Ю. О. Овакимян, Н. Л. Терский).
Анализ источников и наблюдение за педагогической реальностью в техническом вузе позволили сделать вывод, что в системе высшего профессионального образования России, в равной степени и в техническом вузе, до сих пор преобладает традиционное обучение. Его история насчитывает несколько веков успешной обучающей деятельности, оно, безусловно, проверено временем, но уже недостаточно в современных условиях. Современное общество актуализирует задачу воспитания у человека интеллектуально-личностных качеств, которые содействовали бы развитию у него высокой профессиональной компетентности, социальной мобильности, творческого потенциала, духовной зрелости, нравственности, гуманности.
Состояние научно-теоретических исследований проблемы развития творческого потенциала студентов в высших учебных заведениях, а также то, что практика подготовки будущих экономистов в техническом вузе не отразила эту проблему в достаточной мере, определяют актуальность темы исследования: «Системное развитие творческого потенциала студентов технического вуза средствами высшей математики (на примере экономических специальностей)».
Проблему исследования определили противоречия:
с одной стороны задачей высшей школы является создание такой системы образования, в которой происходило бы становление свободной, творческой личности, способной в профессиональной деятельности развертывать свой творческий потенциал; с другой стороны, недостаточно разработаны теоретические основы и практические рекомендации для моделирования такой системы обучения в техническом вузе;
математика как область научного знания предоставляет огромные возможности для развития творческого потенциала студентов; но в методической литературе не определены пути и механизмы, позволяющие развивать
творческий потенциал студентов экономических специальностей средствами математики.
Проблема исследования состоит в необходимости конкретизации понятия «творческий потенциал» будущих специалистов средствами философской, психологической и педагогической литературы, а также, определения эффективности педагогических технологий системного развития творческого потенциала будущих специалистов экономических специальностей при изучении математики в техническом вузе.
Для проведения исследования указанной проблемы был определен понятийный аппарат: объект, предмет, рабочая гипотеза, цели и задачи исследования.
Объект исследования - процесс развития творческого потенциала студентов экономических специальностей технического вуза.
Предметом исследования является содержание, условия, возможности и механизмы развития творческого потенциала будущих экономистов средствами математики в техническом вузе.
Проблема, объект и предмет исследования обусловили его цель.
Цель исследования состоит в разработке теоретических основ и процессуальных аспектов системного развития творческого потенциала студентов экономических специальностей средствами математики в техническом вузе.
В соответствии с поставленной целью исследования была сформулирована следующая гипотеза исследования.
Развитие творческого потенциала студентов экономических специальностей происходит в условиях взаимодействия систем преподавания и учения, направленных на достижение единых целей. Освоение студентами опыта творческой деятельности позволит будущим экономистам экстраполировать его в свою профессиональную деятельность.
Развитие творческого потенциала при подготовке специалистов экономических специальностей в системе обучения при изучении математики будет более результативным, если:
в основу образовательного процесса будет положен системный подход, обеспечивающий возможность развития и саморазвития интеллектуального, в том числе и творческого потенциала студентов вузов;
определены стратегические, оперативные и тактические цели развития творческого потенциала студентов экономических специальностей средствами математики;
разработаны технологии обучения, используемые адекватно целям развития творческого потенциала у студентов-экономистов в системе образования;
построена модель и осуществлена организация системы обучения в контексте развития творческого потенциала будущего экономиста;
выбор и упорядочение материала программы по математике для студентов экономических специальностей будут соподчинены цели развития творческого потенциала будущих специалистов.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
. Определить теоретическую сущность творческого потенциала и процессуальные аспекты его развития у будущих специалистов экономических специальностей. . Выделить и обосновать параметры и критерии оценки степени развития
творческого потенциала студентов при изучении математики. . Разработать модель системы обучения, направленную на развитие творческого потенциала студентов-экономистов при изучении математики и экспериментально проверить ее эффективность.
Упорядочить содержание программы по математике с целью развития творческого потенциала студентов экономических специальностей и выявить его влияние на развитие профессиональных способностей.
Подготовить методические рекомендации по развитию творческого потенциала у студентов экономических специальностей при изучении математики для преподавателей и студентов вузов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
философия и методология образования: Б. Г. Ананьев, С. И. Гессен, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров и др.;
философские теории творческого развития личности студента: Сократ, Платон, И. Кант, Ф. Бэкон, А. Пуанкаре, Н. А. Бердяев, А. Н Лук, М. А. Слемнев, К. К. Платонов и мн. др.;
психологические теории развития творческого потенциала студентов: Дж. Гилфорд, Дж. И. Ниренберг, Д. Дьюи, М. Вертгеймер, Г. Уоллес, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, В. И. Андреев, Е. Л. Яковлева, Д. Б. Богоявленская и др.;
идеи проблемного обучения: А. В. Брушлинский, И. А. Ильницкая, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, И. С. Якиманская и др.;
педагогическая эвристика: А. В. Хуторской, В. И. Андреев, В. Н. Пушкин, В. М. Полонский и др.;
идеи системного подхода в изучении педагогических явлений: А. Н. Аверьянова, Д. Клиланда, В. Кинга, В. А. Сластенина, Ю. К. Татаренко, Д. Ф. Каревой, Е. К. Дворянкиной и др.;
теория моделирования: И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Л. М. Фридмана и др.; теория кодированного построения и анализа модели обучения в работах Н. Л. Терского;
деятелыюстный подход: В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и др.;
вопросы стимулирования творчества: У. Гордон, А. Осборн, Р. Стернберг, Г. С. Альтшуллер и др.;
когнитивный подход в психологии: Дж. Келли, Р. Д. Стернберг, X. Гарднер, М. А. Холодная и др.
Тема, цель, задачи, гипотеза обусловили выбор методов исследования. Среди них: теоретические методы (изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования; систематизация, сравнение и обобщение опыта по проблеме исследования; моделирование, экстраполяция, педагогическое проектирование); практические методы (анализ документов, определяющих деятельность образовательных учреждений, анкетирование, тестирование и собеседование со студентами, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа, ретроспективный анализ и обобщение опыта профессиональной деятельности диссертанта).
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:
эксплицировано понятие «творческий потенциал» личности;
предложены критерии развития творческого потенциала студентов
технических вузов (на примере экономических специальностей);
исследована сфера целеполагания в процессе обучения студентов технических вузов математике;
проанализированы продуктивные методы и средства обучения математике студентов экономических специальностей технических вузов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
предложена оригинальная технология развития творческого потенциала студентов технических вузов средствами высшей математики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложен комплекс методических и дидактических средств и методов развития творческого потенциала студентов технических вузов (на примере экономических специальностей); подготовлены методические рекомендации для преподавателей по развитию творческого потенциала студентов технических вузов в процессе обучения высшей математике.
Результаты исследования рекомендуется использовать в системе высшего профессионального (технического) образования и в системе повышения квалификации преподавателей вузов.
Достоверность и надежность исследования обеспечиваются опорой на результаты новейших философских, психологических и педагогических исследований по проблеме формирования продуктивного мышления; применением адекватных задачам теоретических и эмпирических методов исследования; личным участием автора в педагогическом процессе вуза.
Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа (2000 - 2006 г.г.):
Первый этап (2000 - 2001 г.г.) - подготовительный, в ходе которого осуществлялись изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического опыта; анализ тенденций развития высшего профессионального образования (проводились наблюдение за деятельностью преподавателей, ретроспективный и текущий анализ занятий по математике в вузах г. Хабаровска); поиск научных подходов к исследуемой проблеме. Отрабатывалась концепция, определялся понятийный аппарат исследования (формулировались проблема, цели и задачи, гипотеза), создавались план и программа исследования. Выявлялись основные параметры и критерии для отслеживания развития творческого потенциала студентов экономических специальностей. Разрабатывались подходы, методы и средст-
ва развития творческого потенциала студентов, изучающих математику, методология и методика экспериментальной работы.
Второй этап (2001 - 2004 г.г.) - опытно-экспериментальный, в ходе которого шла первичная проверка гипотезы; разрабатывались модели системы обучения, позволяющие развивать творческий потенциал студентов; осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в которой проводилась проверка и корректировка разработанных моделей; накапливался педагогический опыт, и велась педагогическая рефлексия исследования; создавались варианты технологий и технологической документации; определялась возможность конвергенции двух областей знаний - предметной области учебной дисциплины и области творческой переработки усвоенных знаний, разрабатывались программы по математике.
Третий этап (2004 - 2006 г.г.) - завершающий - проверка эффективности построенной модели обучения посредством проведения преобразующего эксперимента на базе Института Психологии и Управления ДВГГУ (ХГПУ) и Института Экономики ДВГУПС. Определение модели системы обучения и специфики ее применения при изучении основ математики на специальностях «Менеджмент организации», «Прикладная информатика в экономике» и «Финансы и кредит» в аспектах реализации целей системного развития творческого потенциала студентов названных специальностей. Систематизация и обобщение полученных результатов, проверка (уточнение) отдельных положений и выводов, разработанных в ходе исследования, подготовка методических рекомендаций. Апробация и внедрение результатов исследования в работу с преподавателями вузов г. Хабаровска. Оформление исследования в виде диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования нашли отражение в 8 научных статьях, докладах и тезисах, методическом пособии, опубликованных в Хабаровске, Иркутске. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на региональных (Хабаровск,
ноябрь, 2005) и городских научно-практических конференциях. Автор принимает участие в работе Восточно-Сибирского центра развития педагогической науки и образования Международной Академии наук педагогического образования.
На защиту выносятся следующие положения:
Творческий потенциал студентов - это их латентные творческие возможности, которые следует раскрыть и развивать в процессе обучения в вузе. Сказанное означает, что в ходе модернизации профессионального образования необходимо реализовать обновление образовательной деятельности в вузе в направлении переоценки оперативных целей образования и перехода от «знаний и умений» как целей обучения студентов к цели развития их интеллектуального, в том числе творческого потенциала. При этом учебный материал предметной области преобразуется в содержательное средство развития.
Согласно требованиям государственных образовательных стандартов, студенты экономических специальностей должны овладеть целеполага-нием и моделированием, а также умением организовывать свою профессиональную деятельность и анализировать полученный результат по степени достижения поставленных целей. Однако традиционное обучение слабо способствует появлению требуемых умений, поэтому необходимо реорганизовать учебный процесс в вузе так, чтобы создать условия для их формирования. Математика как средство моделирования реальных экономических объектов и явлений, предоставляет большие возможности для развития профессиональных способностей будущих экономистов, для становления творческого подхода к решению проблем, возникающих в трудовой деятельности.
Разработанная в работе концепция системного развития творческого потенциала студентов-экономистов средствами математики включает в себя:
системный подход, на основе которого были определены оперативные цели обучения: содержательно-образовательные, мировоззренческие и профессиональные;
гуманитарные технологии обучения, позволяющие развивать творческий потенциал студентов, реализующие продуктивные методы обучения и средства обучения, состоящие в предметной области математики;
параметры и критерии оценки развития творческого потенциала студентов вузов;
модель системы обучения, направленную на достижение поставленных целей.
4. Апробация разработанной модели системы обучения, направленной на развитие творческого потенциала студентов экономических специальностей средствами математики свидетельствует о ее эффективности. Показано, что реализация данной модели:
формирует опыт творческой деятельности студентов и ведет к улучшению их общей успеваемости;
позволяет приобрести важнейшую способность современного человека -способность учиться, самостоятельно добывать и перерабатывать знания;
обеспечивает положительную мотивацию студентов к творческой деятельности и осознание ими безграничности возможностей своего развития.
Творческий потенциал человека как предмет философского осмысления
В современном российском обществе произошли заметные социально-экономические, духовные изменения, обусловившие процесс переосмысления ценностных ориентиров образования. Данное обстоятельство ставит высшую школу перед необходимостью формирования нового поколения компетентных профессионалов, которые не будут «ждать инструкций», а вступят в жизнь с уже сложившимся творческим и духовно-личностным опытом. Все это, в свою очередь, требует подготовки инициативного, творческого специалиста, самостоятельно и критически мыслящего, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Для решения обозначенной проблемы необходимо повысить эффективность развития творческого потенциала у будущих специалистов экономических специальностей, что обусловливает исследование проблемы разработки теоретических основ и механизмов развития творческого потенциала студентов при изучении математики в техническом вузе, которые, на наш взгляд, еще недостаточно изучены и не нашли свое место в системе образования.
Для проведения исследования по выбранной теме и проблеме мы обратились к научной литературе по философии, раскрывающей аспекты, связанные с понятиями творчества и творческого потенциала личности, возможностей и механизмов его раскрытия.
В философском контексте творчество трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле слова, творчество представляет собой деятельность, в ходе которой формируются вещи и явления, в объективной реальности не существующие, а также развиваются и совершенствуются уже созданные человеком материальные и духовные ценности. В узком же смысле -творчество представляет собой требование к человеческому мышлению и действию на этапе личного творчества, связанного с открытием и изобретательством.
В разные эпохи философское определение творчества сходилось на том, что творчество есть процесс обнаружения новых решений проблем, новых способов выражения, привнесения в жизнь нечто качественно нового, никогда ранее не бывшего [32:332]. Творчество - это часть всего нашего существования, нашего тела, разума, эмоций, духа.
Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи. Вопросами сущности творчества занимались Сократ, Платон, И. Кант, Н. А. Бердяев, А. Н. Лук, А. Пуанкаре и многие другие.
Древнегреческий философ Сократ разработал метод творчества, направленный на активизацию латентных способностей собеседников в диалогах, путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. По мнению Сократа, каждый человек способен постичь истину, если с помощью искусных вопросов актуализировать его память, пробудить латентные способности. Он считал, что искусство беседы должно исходить из того, что уже известно собеседнику, а не «ошарашивать» его сразу некой неизвестной и непонятной ему истиной. Поэтому с помощью наводящих вопросов он выяснял границы знания и незнания собеседника, помогая «вспомнить» то, что ему известно [140:202].
Сократ не считал всех людей равными по познавательным возможностям, однако, способность человека к рождению новых знаний могла, на его взгляд, развиваться. Он также считал, что перед тем, как рождать знания, человек должен приобрести некую основу для последующих рассуждений и споров. Таким образом, мы видим, что великий философ придавал большое значение творческому потенциалу любого человека и верил, что при создании определенных условий его можно раскрыть и развивать. В то же время он обратил внимание на необходимость приобретения базовых знаний.
Ученик Сократа Платон Афинский в своих сочинениях определяет творчество как - то, что «вызывает переход из небытия в бытие, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами» [140:115].
Целеполагание развития творческого потенциала будущих экономистов как условие эффективности изучения высшей математики: практический ракурс
Принимая во внимание, что эксперимент - один из специальных методов научного познания и с его помощью выявляются, изучаются и точно описываются факты, связанные с изучаемыми объектами [186:35], выстроили в этой логике свой эксперимент и продолжили исследование проблемы развития творческого потенциала студентов в системе образования технического вуза.
Занятия в вузе представляют собой взаимодействие систем преподавания и учения, в которое гармонично встраивается предметная область учебной дисциплины за счет единства целей и технологий. В результате такого взаимодействия должны создаваться условия для подготовки студентов к профессиональной деятельности, обеспечения развития их репродуктивного мышления и раскрытия творческого потенциала.
Нами была организована экспериментальная работа для проверки и доработки рабочей гипотезы. Задача экспериментальной работы предполагала проведение проверки эффективности разработанной на основе системного
1 подхода модели системы обучения, обусловливающей развитие творческого потенциала студентов на занятиях по математике.
Для решения поставленной задачи организация эксперимента предполагала для соискателя следующее:
1) осмысление и осуществление целеполагания как структурной системообразующей характеристики системы обучения;
2) разработку и применение педагогических технологий, адекватных прогнозируемым целям;
3) использование технологии моделирования педагогических систем и
технологии управления их взаимодействием;
4) развитие профессиональных способностей для организации деятельности и педагогической рефлексии при анализе результатов.
Для студентов опытно-экспериментальная работа состояла в осмыслении целей в системах познания и поведения и формировании когнитивного опыта, адекватного усвоению и применению алгоритма творческой деятельности на материале предметной области математики для реализации целей.
Экспериментальная работа по реализации целей развития творческого потенциала студентов проводилась на базе Института Психологии и Управления ХГПУ (ДВГГУ) и Института Экономики ДВГУПС при изучении основ математики на специальностях «Менеджмент организации», «Прикладная информатика в экономике» и «Финансы и кредит». Для ее организации были отобраны экспериментальные и контрольные группы. Сходность и неизменность образовательных систем в экспериментальных и контрольных группах студентов заключается в том, что в них проводятся занятия по курсам высшей математики (линейная алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика).
Особенность работы в экспериментальных группах проявлялась в том,
I что программа информационного материала не была самоцелью, а являлась П средством развития репродуктивного мышления и творческого потенциала студентов данных групп. Обязательным условием работы в экспериментальных группах являлось осмысление и принятие студентами целей развития их интеллектуального потенциала на первых занятиях, прогнозирование целей в совместной деятельности с преподавателем, самостоятельная постановка це I лей на последующих учебных занятиях для овладения технологией целепола ) гания. В этой же логике осуществлялось создание условий для овладения к студентами опытом разработки технологий достижения целей, моделирова ния системы учения (познания и поведения) и организации познавательной деятельности в реальной учебной ситуации.
Таким образом, в результате проведения эксперимента предполагалось зафиксировать, во-первых, осмысление и овладение студентами технологиями целеполагания развития их творческого потенциала, моделирования системы учения и организации учебной деятельности, обусловливающей достижение обозначенных целей. Во-вторых, зафиксировать динамику и закономерности этого развития.
Перейдем к описанию осуществления экспериментальной работы и получения результатов.
Реализация эксперимента предполагалась в три этапа: подготовительный, промежуточный и заключительный.
Применение технологий развития творческого потенциала у студентов экономических специальностей в практике обучения математике
Одной из актуальных задач в области дальнейшего совершенствования высшего образования является повышение эффективности и качества обучения путем всемерной активизации познавательной деятельности студентов, развития в процессе обучения активной, творчески мыслящей личности с высоким интеллектуальным потенциалом. Решению этих задач могут способствовать разработка и использование эффективных педагогических технологий.
Современные требования, изложенные в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, предписывают, что специалист «должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природоиспользования, на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования... обладает умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей» [50:2]. Эти требования обусловливают необходимость осознания содержания профессиональной подготовки специалиста экономического профиля, у которого должен быть сформирован опыт репродуктивной и творческой деятельности, что в свою очередь будет способствовать становлению личности обучающихся студентов.
Для развития творческого потенциала студентов и формирования адекватного отношения к самому себе как создателю материальных и духовных ценностей педагогу необходимо владеть современными педагогическими технологиями, осознавая безграничность возможностей и совершенствования человека. Все это позволяет говорить о гуманистической направленности обучения в вузе.
Интерес к теме исследования вызван поисками новой организации системной подготовки студентов к профессиональной деятельности и поисками эффективных путей повышения качества образования в нашей стране.
Педагогические технологии в постнеклассический период развития образования и теории педагогики приобретают все большую значимость. Это объясняется теми задачами, которые определены перед высшей школой Законом «Об образовании» (2005 г.): развитие интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала личности студента - будущего специалиста.
Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность усвоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста студентов, направлять их творческое развитие. Таким образом, технологии обучения позволяют повышать производительность труда преподавателя и решать стоящие перед ним задачи [131:255].
Технология обучения - это, прежде всего, подход к формированию учебно-методического обеспечения реального учебного процесса, когда изначально предполагается существенное обогащение методического инструментария педагога. При разработке технологии развития творческих способностей студентов целеполагание является одной из центральной проблем, так как технологии аксиоматически связаны с целями.
Выше сказанное определяет содержание, объем и характер целенаправленного взаимодействия преподавателя и студентов по усвоению элементов культуры. При этом усвоение понимается как превращение элементов культуры в достояние личности обучающегося. Как известно из теории дидактики, знания или информация о природе, обществе и законах человеческого мышления могут быть усвоены посредством опыта репродуктивной, творческой деятельности и опыта отношений.
Усвоение опыта репродуктивной и творческой деятельности сводится к усвоению способов деятельности как совокупности последовательных действий, ведущих к достижению цели. При этом в системе учения усвоение способов деятельности из данной предметной области должно опережать выход на творческую деятельность. То есть при обучении педагогу нужно соблюдать закономерность реализации содержательно-образовательных целей: 1-й уу — 2-й уу — 3-й уу.
Содержательно-образовательной целью является усвоение знаний, т.е. превращение их в достояние личности. Реализация репродуктивного уровня усвоения предполагает построение алгоритма. Таким образом, усвоение элементов культуры студентами в системе учения требует овладения опытом подбора или построения алгоритмов репродуктивной и творческой деятельности. Привычка пользоваться алгоритмическими приемами в практической работе становится требованием эпохи, которую называют эпохой технологий.