Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы развития духовно-нравственной культуры студентов в системе высшего профессионального образования 19
1.1. Сущностная характеристика духовно-нравственной культуры как социально-педагогической проблемы 19
1.2. Воспитательное пространство университета как условие развития духовно-нравственной культуры будущего специалиста
1.3. Модель развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета 71
Выводы к главе 1 86
ГЛАВА 2. Воспитательное пространство как условие развития духовно-нравственной культуры студентов в процессе профессионального образования 89
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию духовно-нравственной культуры студентов 89
2.2. Технология развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета 100
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 144
Выводы к главе 2 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170
ЛИТЕРАТУРА : 177
ПРИЛОЖЕНИЯ 204
- Сущностная характеристика духовно-нравственной культуры как социально-педагогической проблемы
- Воспитательное пространство университета как условие развития духовно-нравственной культуры будущего специалиста
- Организация опытно-экспериментальной работы по развитию духовно-нравственной культуры студентов
Введение к работе
Реализация этой стратегии может строиться на гуманистической основе и обусловливает необходимость возвращения высшего профессионального образования в контекст культуры. Проблема отражения содержания человеческой культуры в содержании образования требует принципиально иных подходов и фундаментальных научных исследований. В связи с этим меняется подход к качеству подготовки будущего специалиста в системе высшей школы. Особое значение приобретает не только предметный профессиональный уровень подготовки студента как специалиста, но и
уровень его духовно-нравственной культуры как важнейшей части общепрофессиональной культуры. Гуманистическая ориентация специалиста определяется не только и не столько объемом и количеством знаний, сколько поведением и жизнедеятельностью.
Духовно-нравственная культура личности рассматривается в работах ученых через призму ценностного подхода (В.А.Березина [16], Е.В.Бондаревская [23], Е.П. Белозерцев [14], Н.М. Борытко [31], Т.И. Власова [37], И.А. Колесникова [75], И.А. Липский [95], Л.М. Лузина [102, 103], Л.П.Разбегаева [136], Е.М. Сафронова [153, 154], Н.Л. Селиванова [159], В.В.Сериков [165], Е.Н. Степанов [178, 179], И.А. Соловцова [174], Я.С.Турбовской [188], Г.Н. Филонов [191] и др.). Предпринимаются попытки найти «точки соприкосновения» между религиозной и, светской образовательными парадигмами, в том числе и в понимании духовно -нравственной культуры личности как социокультурного явления, важнейшей части общепрофессиональной культуры. Как отмечает Е.В. Бондаревская, тенденция развития духовно-нравственной культуры в современном обществе состоит в сближении, взаимопроникновении и взаимообогащении ее светского и религиозного содержания [22, С. 20].
В этой обстановке особенно актуальным становится поиск путей и способов развития духовно-нравственной культуры студентов. Анализ нормативной, научно-педагогической литературы позволяет констатировать, в образовательной деятельности высших учебных заведений недостаточно эффективно рассматриваются актуальные вопросы, связанные с профессионально-личностной подготовкой специалистов. Вместе с тем традиционные подходы с ориентацией только на профессиональную подготовку в ущерб личностной не могут обеспечить конкурентоспособность специалистов в современных условиях. Выход видится в переходе высшей школы на новые технологии образования, которые закономерно требуют совершенствования всех сторон жизнедеятельности студенческой молодежи.
Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры
личности обусловлена основными тенденциями развития современной
системы образования, для которой характерна направленность на раскрытие
сущностных параметров человека, развитие у студентов системного
представления о духовно-нравственной культуре народов своего Отечества,
собственной профессиональной позиции по отношению к этому феномену.
Актуальны в этом контексте мысли В.Н. Колесникова: «Духовность - это
основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность
устремляет душевный мир предельному состоянию эволюции - к
совершенству. Духовность обозначает потребность постижения смысла и
назначения своей жизни». [173, С. 10] Поэтому поиск условий для развития
духовно-нравственной культуры студентов университета, рефлексии
собственного опыта необходимо осуществлять через создание
гуманизированного воспитательного пространства в вузе, в том числе и в
классическом университете. Поиск оптимальной модели образовательного
процесса, который приведет к слиянию всех видов аудиторной и
внеаудиторной деятельности в контексте духовно-нравственной культуры
студентов, приобретает особое значение, как в теоретическом, так и в
практическом отношении. Именно от уровня развития педагогической
системы, обеспечивающей развитие высокоинтеллектуальной, духовно и
нравственно совершенной личности зависит будущее нашей страны.
Проблеме духовно-нравственной культуры личности молодого человека посвящены работы многих отечественных ученых, причем круг их охватывает разные области наук (философия, психология, социология, культурология, педагогика и др.). Осмысление трудов философов и психологов Б.Г. Ананьева [4], Н.А. Бердяева [18], А.А. Бодалева [19], И.А. Ильина [67], А.Н.Леонтьева [93], В.С.Соловьева [175] и др. позволило составить представление о механизмах развития сознания, духовно-
нравственных чувств, о смысле жизни и устремленности человека к абсолютным ценностям - Истина, Добро и Красота.
В психолого-педагогической литературе можно выделить ряд работ, ориентированных на совершенствование подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования (О.А. Абдуллина [1], М.Ю. Айбазова [2], И.А. Арабов [5, 6], Б.Н. Боденко [20], И.А. Зимняя [64, 65], Л.И. Маленкова [105], Е.И. Сахарчук [155], В.А. Сластёнин [170], В.Д. Шадриков [202] и др.).
Проблемы культурологических оснований отбора и структурирования содержания духовно-нравственного компонента профессиональной подготовки студентов вуза исследуется в работах Е.В. Бондаревской [22, 23], Е.П. Белозёрцева [14], Т.И. Власовой [37], И.А. Колесниковой [75], Л.И. Маленковой [105], с позиций менталитета страны и народов ее населяющих рассматривался исследуемый аспект воспитания молодого человека в трудах Б.С. Гершунского [44], Н.Д. Никандрова [118]. Проблемы отбора и структурирования содержания духовно-нравственной культуры личности молодого человека разрабатывают Е.П. Белозерцев[14], Т.И. Власова [37], Л.И. Маленкова [105], Л.П. Разбегаева [136], И.А. Соловцова [174]. Однако фундаментальных трудов по проблеме развития духовно-нравственной культуры у студентов на сегодняшний день мало.
Диссертационные исследования Т.В. Кононенко [76],
Ю.В. Корольковой [80], Г.В. Рыбиной [146] М.А. Налбандьян [115], Т.В. Ложниковой [100], З.А. Саповой [149], И.Р. Сахацкого [156], СМ. Серегина [164], Л.В.Скориковой [168], Н.М. Стасенко [177], О.О. Тулиной [187], Е.В. Шамсутдиновой [203], Г.И. Фазылзьяровой [190], Ю.А. Юрченко [209] и др. посвящены различным аспектам воспитательной работы, в некоторых из них раскрывается аспект развития и духовно-нравственной культуры у студенческой молодежи в период обучения в вузе. В ' исследованиях ученых обращается внимание на видоизменения
социализирующей функции образования, призванной поддерживать процесс воспроизводства социального опыта, добиваться его оптимальной адаптации к современным общественно - цивилизационным и культурным реалиям.
Особый интерес в контексте национально-регионального аспекта социализирующей функции образования представляют работы И.А. Арабова [5, 6], Х.Х-М. Батчаевой [12, 13], Г.Н. Волкова [38], З.М. Куршаевой [88], Ф.Т. Кущетеровой [89], А.И. Мусукаева [112], К.Б. Семенова [161], З.К. Хачировой [195], в которых духовно-нравственная культура молодежи рассматривается в социальном плане, как часть менталитета народа. В них особо отмечается, что духовность вырабатывается ее носителями (нациями, народами, этническими и социальными группами) в призме их исторического развития и является проявлением их коллективного сознания.
Накопленный опыт развития и реализации национально-регионального компонента на разных уровнях и направлениях образования, включая духовно-нравственную культуру личности студента, представляет собой научно-практическую базу для разработки региональных образовательных программ и требует научного осмысления в исследованиях обобщающего характера, дающих комплексные представления с позиции системного подхода о состояния вопроса данной области педагогической науки и практики.
Все исследования представляют большую ценность для педагогической науки и практики. Однако до сих пор проблема развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета остается недостаточно изученной. В научных исследованиях мало внимания уделяется исследованию структурных и содержательных компонентов рассматриваемого феномена.
В предлагаемом исследовании предпринята попытка создания организационно-педагогических и психологических условий развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве
университета. Решение проблемы положительно скажется на разных сторонах деятельности как педагогов, так и других специалистов, подготовленных в классическом университете.
Общую методологию исследования составляют философские и педагогические положения аксиологии и культурологии о человеке как высшей ценности, о процессе становления духовно-нравственной культуры личности человека на основе гармонизации всех сторон его духовной жизни в четырех аспектах: как восхождения к ценностям (с ориентацией на объективно существующие абсолютные ценности); как восхождение к Культуре, в которой ценности находят свое отражение, проявление и материальное воплощение; как восхождение к себе, как восхождение к Другому. [И.А. Соловцова, 2004]
Названные обстоятельства в большей или меньшей мере имеют место и в России, а самое главное состоит в том, что происходящие в стране изменения будут увеличивать их роль и значение в жизни людей и общества в целом. Поэтому процесс развития духовно- нравственной культуры студентов приобретает особую актуальность и становится перспективным направлением воспитательной политики вуза, а исследование возможностей и путей ее организации можно рассматривать как важную педагогическую проблему.
Таким образом, актуальность исследования обусловливается потребностью общества, современного производства в специалистах, обладающих высоким уровнем духовно-нравственной культуры, а также недостаточной разработанностью методологических основ развития духовно-нравственной культуры студентов вуза.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что задачи развития духовно-нравственной культуры студентов в период профессиональной подготовки в высших учебных заведениях лишь опосредованно представлены в нормативных образовательных документах.
Таким образом, развитие духовно-нравственной культуры студентов обусловлено потребностями постиндустриального образования.
Значимость и широта избранного направления исследования
подтверждается противоречиями, выявленными в результате
констатирующего эксперимента. Это противоречия между:
социальной необходимостью в создании конкретных педагогических условий, обеспечивающих развитие духовно-нравственной культуры личности студента, с одной стороны, и недостаточностью научных разработок данного вопроса в условиях высшей школы - с другой;
объективно новыми требованиями к профессиональной деятельности выпускников классических университетов и сохранившимся традиционным подходом к их профессиональной подготовке;
необходимостью развития духовно-нравственной культуры студентов университета и отсутствием целостного теоретического и экспериментального обоснования данного процесса.
Проблемой исследования явилось осмысление того, как обеспечить процесс целенаправленного развития духовно-нравственной культуры у студентов в воспитательном пространстве в период их профессионального обучения в университете.
Тема исследования: , «Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета».
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании модели и организационно-педагогических условий развития духовно-нравственной культуры у студентов в воспитательном пространстве университета, экспериментальной проверке технологии ее реализации.
Объект исследования - духовно-нравственная культура в структуре профессиональной подготовки студентов в вузе.
Предмет исследования - процесс развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета.
Гипотеза исследования: развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета будет протекать более эффективно, если:
процесс профессионального становления студентов будет сопровождаться формированием традиций организации жизнедеятельности в вузе, в которых выделяется компонент духовно-нравственной подготовки специалиста, имеющий специальное содержательно-процессуальное обеспечение;
модель развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве будет включать методологический и содержательно-процессуальный модули;
технология реализации разработанной модели в воспитательном пространстве университета будет основана на поэтапном введении студентов в мир духовно-нравственной культуры, интеграции профессионального и дополнительного образования, включении их в различные виды духовной, творческой и нравственной деятельности;
мониторинг процесса развития духовно-нравственной культуры студентов будет направлен на выявление полиэтнических факторов, усиливающих влияние воспитательного пространства на развитие духовно-нравственной культуры студентов;
воспитательное пространство университета будет организовано на основе взаимодействия с партнерами по культурно-региональному сообществу.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
проанализировать состояние проблемы развития духовно-нравственной культуры как важнейшего компонента подготовки студентов;
раскрыть содержание понятия «духовно-нравственная культура» в конкретных условиях полиэтнического региона;
разработать модель развития духовно-нравственной культуры студентов и апробировать технологию ее реализации в воспитательном пространстве университета;
выявить и экспериментально проверить эффективность влияния созданного воспитательного пространства университета на процесс развития духовно-нравственной культуры студентов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. А. Караковский, И. А. Колесникова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.Д. Щадриков и др.); философская теория целостности, в рамках которой человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития (Н.А. Бердяев, СИ. Гессен, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев и др.); психологическая теория мотивации деятельности человека и ее ценностно-смысловых оснований (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Щадриков и др.), педагогические теории сущности воспитания духовно-нравственной культуры личности специалиста (Е.В. Бондаревская, Е.П. Белозерцев, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, М.И. Рожков, Л.М. Лузина, Л.И. Маленкова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова и др.).
Методы исследования: теоретические - изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез научных концепций, позволивший сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему и выявить положения, ставшие базовыми в диссертационном исследовании, включая разработку собственного подхода в содержательном осмыслении отдельных понятий, анализ конкретных учебных пособий, научно-методических изданий преподавателей КЧГУ; эмпирические моделирование, систематизация и интерпретация полученного (изучение и
обобщение педагогической практики отдельных кафедр, факультетов, исследовательских лабораторий, трудов ученых по проблеме исследования), опытно-экспериментальная , работа, включающая констатирующий, формирующий и завершающий этапы эксперимента, наблюдение, анкетирование, статистический и качественный анализ результатов эксперимента.
Этапы исследования: исследование проводилось поэтапно в течение шести лет.
1. Поисково-теоретический этап (2004-2005гг.). Определена
проблема исследования и сформулированы цель, задачи, гипотеза,
обоснована методологическая база. Осуществлен теоретический анализ
философской и психолого-педагогической литературы, диссертационных
работ по проблеме исследования, определены роль и место духовно-
нравственной культуры в развитии и воспитании личности студентов; изучен
опыт жизнедеятельности студентов в вузах республики, страны. Разработана
рабочая программа исследования; обоснована логика организации опытно-
экспериментальной работы по развитию духовно-нравственной культуры
студентов в созданном воспитательном пространстве. На данном этапе
проведен констатирующий эксперимент.
2. Опытно-экспериментальный этап (2005-2007гт.). Проведен
формирующий этап эксперимента в условиях Карачаево-Черкесского
государственного университета им. У.Д. Алиева. Выявлен комплекс условий,
обеспечивающих процесс развития духовно-нравственной культуры
студентов, обоснована и апробирована технология реализации разработанной
модели в воспитательном пространстве университета. Проанализирован и
исследован опыт работы Карачаево-Черкесского государственного
университета, его кафедр, исследовательских лабораторий, отдельных
преподавателей по разработке проблематики, связанной с изучением и
осмыслением историко-культурного наследия духовно-нравственных
традиций народов КЧР, внедрения результатов исследования в учебно-воспитательный процесс. Определены критерии и показатели развития духовно-нравственной культуры студентов.
3. Обобщающий этап (2008- 2009гг.). Анализ, систематизация, обобщение полученных результатов в ходе опытно-экспериментальной работы, формулирование основных выводов, завершение научного обоснования положений исследования, оформление текстов диссертации и автореферата.
Научная новизна результатов исследования состоит в осмыслении
значения регионального духовно-нравственного наследия народов КЧР как
компонента отечественного наследия и выступает как основа
совершенствования профессиональной подготовки специалиста
постиндустриального общества. В данном контексте разработана модель развития духовно-нравственной культуры студентов в поликультурном воспитательном пространстве университета; включающая методологический и содержательно-процессуальный модули; определена совокупность организационных, педагогических и психологических условий, обеспечивающих эффективное развитие искомых качеств у студентов. С позиций педагогической науки и через призму подготовки специалистов анализируется специфика конкретной историко-культурной территории в системе взаимосвязанных показателей ее уникальности, включая воспитательное пространство университета, опыт работы конкретного вуза по развитию духовно-нравственной культуры студентов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенные в нем решения по развитию духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета углубляют научные представления о совершенствовании профессиональной подготовки в вузе, что является вкладом в развитие системы непрерывного образования. Раскрыто содержание понятия «духовно-нравственная культура» в контексте
воспитательного опыта народов Карачаево-Черкесской республики, ее связей народной педагогики о духовно-нравственном совершенствовании личности. Теоретическую значимость имеют положения и выводы автора о том, что нравственно-этические воззрения народов Карачаево-Черкесской республики на идеал воспитания молодого поколения, наполненного глубоким содержанием, отражают специфику уклада семейной и бытовой жизни и национальной почвы и в то же время имеют ярко выраженную общечеловеческую гуманистическую направленность. Выявлены условия, стимулирующие этот процесс. Определены критерии эффективности работы в исследуемом направлении.
Практическая значимость определяется содержащимися в исследовании педагогических подходов к организации жизнедеятельности студентов в созданном воспитательном пространстве с позиции не только сохранения духовно-нравственного наследия предшествующих поколений народов Карачаево-Черкесской республики, но и как фактор образовательного процесса, разработанную модель можно экстраполировать в другие вузы Российской Федерации. «Кодекс духовно-нравственных ценностей студентов университета», программы студенческого клуба «Путешествие в мир духовно-нравственной культуры народов КЧР», мастер-класса для преподавателей «Духовно-нравственная культура студентов в воспитательном пространстве университета» могут быть использованы преподавателями вузов, учреждений дополнительного профессионального образования, педагогами общеобразовательных школ для реализации регионального компонента учебных планов и программ в преподавании общих курсов педагогики, по проблемам краеведения, спецкурсов и курсов по выбору.
Положения, выносимые на защиту:
1. Духовно-нравственная культура является детерминирующей профессиональной характеристикой специалиста и рассматривается как
степень освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа как части менталитета страны, всего человечества, понимания себя и других. Современная наука, в том числе и педагогическая, рассматривает духовно-нравственную культуру субъектов Российской Федерации как важнейший компонент современности, обеспечивающей связь поколений, процесс национальной идентификации.
2. Своеобразие духовно-нравственной культуры народов Карачаево-
Черкесской республики определяется совокупностью природных и
культурно-исторических объектов (ценность их определена временем и
всеобщим признанием не только в регионе, но и в стране), непрерывной
преемственностью традиций, самобытностью культуры, а также особой
культурно-образовательной средой, в рамках которой формируется
бережное, заинтересованное и даже подвижническое отношение к культуре
своего отечества, своего региона.
Опора на духовно-нравственную культуру народов Карачаево-Черкесской республики позволила в полной мере раскрыться специфике и творческому потенциалу каждой кафедры, факультета, подразделения университета, а, с другой стороны, послужила основой для их интеграции. Все это создавало предпосылки для плодотворного сотрудничества, в том числе и на междисциплинарном уровне, профессоров и преподавателей, аспирантов, студентов, учителей школ, деятелей культуры, представителей имамата Карачая и других религиозных конфессий в созданном воспитательном пространстве университета.
Модель развития духовно - нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета включает две составляющие (методологическую и содержательно-процессуальную). Методологическая составляющая представлена основными характеристиками в виде целей, задач, методологических оснований, функций. Содержательно-процессуальная составляющая представлена тремя компонентами
(аксиологический, технологический, личностно-деятельностный), средствами развития духовно-нравственной культуры и условиями, обеспечивающими эффективность данного процесса.
5. Воспитательное пространство университета определяется как уникальная среда развития духовно-нравственной культуры у студентов при соблюдении следующих условий:
сформированности у обучающихся положительной мотивации к духовно-нравственному наследию народов КЧР в образовательном процессе;
активном вовлечении студентов в смыслотворческую деятельность;
мониторинге изучения степени влияния воспитательного
пространства на процесс развития духовно-нравственной культуры
студентов в полиэтническом социуме; .
- равноправном взаимодействии с партнерами по культурно-
региональному сообществу с учетом национальной психологии.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; междисциплинарным подходом к осмыслению основных компонентов своеобразия духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесской республики, согласованностью полученных результатов с гипотетическими построениями, основывающихся на выводах, базирующихся на имеющихся в педагогической науке теориях и заключениях; использованием комплекса взаимозаменяемых методик, применением совокупности разнообразных методов получения и обработки данных; корректной организацией опытно -экспериментальной работы; оптимальной количественной базой эксперимента; репрезентативностью объема выборки (100 преподавателей и 500 студентов), сочетанием количественного и качественного анализа; длительным характером опытно - экспериментальной работы по апробации разработанной модели, подтверждением теоретических выводов данными
экспериментальной работы, что нашло свое отражение в имеющихся экспертных оценок, в данных опросов студентов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, теории и методики профессионального образования; методологическом семинаре аспирантов и соискателей Карачаево-Черкесского государственного университета; в выступлениях на международной научно-практической конференции «Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты полученных исследований и их использование в образовательной практике» (Санкт-Петербург, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Образование - наука - технологии» (Майкоп, 2007); региональных и межвузовских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в школе и вузе» (Карачаевск, 2006), «Вузовская наука и проблемы регионального образовательного пространства» (Карачаевск, 2008), «Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников» (Карачаевск, 2009), «Развитие инновационных направлений в образовании, экономике, технике и технологиях» (Ставрополь, 2009), «Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа и его роль в воспитании современной молодежи» (Нальчик, 2010); ежегодных педагогических чтениях им. У.Д. Алиева (Карачаевск, 2006). Материалы исследования отражены в одиннадцати публикациях по теме диссертации.
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе чтения лекций соискателем при подготовке специалистов туризма и сервиса и отдельных занятий в студенческом клубе «Культура народов КЧР: традиции, обычаи» Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, Карачаево-Черкесской государственной технологической академии.
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии из 211 наименований и 6 приложений. Работа содержит 7 таблиц, 8 рисунков и схему. Основной текст диссертации содержит 176 машинописных страниц.
Сущностная характеристика духовно-нравственной культуры как социально-педагогической проблемы
Основной задачей данного параграфа является уточнение содержательных характеристик феномена «духовно-нравственная культура» с позиций современной педагогики, обоснования его роли и места в структуре профессиональной подготовки студентов. Определены условия развития искомого качества у студентов в воспитательном пространстве университета.
Интерес педагогики к проблемам развития духовно-нравственной культуры студентов возник на волне широких инновационных поисков альтернативных моделей обучения. Контекстом для понимания основ духовно-нравственной культуры являются философские представления о духовной сущности человека, о философском способе его существования в пространстве истории и культуры своего народа. Эти идеи дают новое качество в осмыслении человеческого в человеке, взаимоотношений человека и реальности. Пространство в этом контексте — это сопричастность к миру духовности посредством культурных традиций, семейных устоев, созданных культурно-образовательных институтов.
Модернизация российского общества последнего десятилетия XX века диктует потребность осмысливания значения человеческого потенциала как важнейшего ресурса сохранения и развития современной цивилизации. Как показывает мировой опыт, в сложных противоречивых условиях процесса демократизации как основы формирования нового типа государственности необходимым условием развития общества является духовно-нравственный потенциал нации. В первую очередь, это относится к системе образования, являющейся ведущим социальным институтом, главным ресурсом страны. Анализ образовательного пространства страны показывает, что результатом государственных реформ становятся новые качественные характеристики, в числе которых диверсификация системы образования, инновационные процессы, переход от знаниево-просветительской парадигмы к гуманистической, личностно-развивающей парадигме образования. Изменения затронули и воспитательную проблематику. На эту тенденцию обращают внимание многие отечественные учёные (Е.В. Бондаревская [26], Е.П. Белозерцев [14], И.А. Колесникова [75], Л.И. Маленкова [105], М.И. Рожков [141], Е.М. Сафронова [153], Н.Л. Селиванова [160], В.В. Сериков [165], Е.Н. Степанов [178] и др.). Например, Е.В. Бондаревская характеризует этот период как период глобального кризиса, охватившего не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, чувства, поведение. Ученый обобщает негативные тенденции: деиндивидуализация и дегуманизация личности, предельный рационализм мышления, утеря нравственных ориентиров и чувства принадлежности к своей Родине, распространение технократических и асоциальных моделей поведения, дезадаптация детей и молодёжи. Е.В. Бондаревская указывает причины кризиса духовности: «Изучая эти явления, исследователи неизменно связывают их не только с разрушением традиционного общества и неудовлетворительными условиями жизни, но и состоянием и качеством образования и важнейшей её составляющей - воспитания, справедливо полагая, что именно в них находится ключ к преодолению кризиса гуманитарности». [26, С. 3]
Данные изменения требуют обращения к методологической, смыслопоисковой функции деятельности в сфере воспитания. В современной педагогической теории и практике определяются содержательные компоненты воспитания, разрабатываются концепции, возрождающие гуманистические функции воспитания. Правы авторы коллективной монографии «Стратегия воспитания в образовательной системе России» [180], утверждающие, что государство может спрогнозировать развитие общества во всех направлениях деятельности современного человека. Следует подчеркнуть, что в 90-е годы XX века наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающего поколения, в которых выделены ценности социокультурной жизни, личностного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры, гражданственности, семьи, ответственности перед собой и другими. Были обозначены такие задачи воспитания: развитие духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности. В связи с этим считаем, что воспитательная работа на всех уровнях должна строиться на основе методологических и теоретических посылок гуманистической педагогики.
Воспитательное пространство университета как условие развития духовно-нравственной культуры будущего специалиста
В параграфе освещены подходы вузов к организации воспитательной деятельности со студентами, осуществлено проектирование воспитательного пространства университета, обоснована его роль в развитии духовно-нравственной культуры студентов.
Традиционная система подготовки специалистов в системе высшего образования нуждается в серьезном переосмыслении. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации ученых (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.), а также дискуссии на научно-практических конференциях. Так, на втором международном конгрессе «Профессиональное образование в XXI веке» (Сеул, 1999), прошедшем под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, отмечалось, что «рождается новое, ориентированное на знания общество, которое требует от каждого человека владения современными знаниями и профессиональными навыками». [130, С. 7] Будущее самой системы образования, которая, как отмечалось в докладе Жака Делора на Конгрессе, посвященного образованию в двадцать первом веке, должна основываться на четырех основных принципах:
- обучение знаниям;
- обучение практическим навыкам;
- обучение жизни в обществе;
- обучение основам существования. [130, С. 6]
Конгресс сыграл важнейшую роль в определении новой системы ценностей в XXI веке. Участники Форума отмечали его значение и в том, что он «помог очертить круг проблем и изыскать новые возможности -«ветряные мельницы», которые помогут поймать ветер, несущий человечество в новую эру, где творчество и достижения каждого человека приведут к расцвету культуры мирного сосуществования». [130, С. 19]
Таким образом, начиная с 80-х годов, высшее образование стало испытывать давление внешних и внутренних сил, стремящихся изменить и адаптировать его к новым социально-экономическим реалиям. Проблема, как отмечает Н.Ф. Привалова, заключается в том, что «за последнее столетие образование в своем развитии отдавало предпочтение функциональному компоненту, когда основной задачей высшей школы была подготовка высококвалифицированных кадров. В современной философии образования одной из проблем стала разработка и реализация аксиологического направления, связанного с осмыслением духовных оснований существования человека».[129, С. 5] И далее ученый отмечает особую роль в духовном становлении человека высшего профессионального образования. По ее мнению, недостаточно провозгласить в качестве основного направления модернизации образования достижения нового его качества, соответствующего потребностям общества и мировым стандартам.
Вполне закономерно, что вузы, в числе которых и университеты, стали разрабатывать программы и концепции по новой системе ценностей. Следует отметить, что в последнее десятилетие XX века в развитии высшего педагогического образования наметились две важнейшие тенденции:
1) преобразование педагогических институтов в педагогические университеты (наиболее интенсивно данный процесс осуществлялся в первой половине 90-х годов);
2) трансформация педагогических вузов в классические (Астрахань, Елец, Орел и др.) либо интеграция педагогического университета в структуру классического (Саратов). [Зайцев В.В., 2003]
Каждая из вышеперечисленных моделей университета выполняет определенные функции в образовательном пространстве России.
В контексте исследования считаем целесообразным особо выделить специфические признаки классических университетов. Они наиболее четко выделены В.В. Зайцевым в статье «Некоторые проблемы модернизации педагогического образования на современном этапе». [62] Ученый выделяет следующие наиболее типологические признаки классических университетов:
- преобладание в научной работе доли фундаментальных исследований;
- подготовка специалистов для наукоемких производств (за счет большого числа ученых в области фундаментальных наук);
- более высокий уровень фундаментальной подготовки;
- переход к реализации междисциплинарных знаний;
- активное использование в учебном процессе результатов и технологии научного поиска;
- ориентация на подготовку преподавательских кадров для системы высшего образования (особенно в области гуманитарных, естественных и точных наук). [62, С. 63]
Как видим, в числе характерных признаков выделяется более высокий уровень фундаментальной подготовки студентов в условиях классического университета, внедрение новых форм проведения научно-исследовательской и самостоятельной работы, практики студентов. По нашему мнению, представляется ценной идея ученых из Дагестана О.А. Омарова и М.М. Гасанова, прозвучавшая на XII годичном собрании Южного отделения РАО и XXIV психолого-педагогических чтений Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (2005 г.) об особой роли классических университетов, которые одновременно выступают в виде профессионального, культурного и исследовательского институтов.[121, С. 137] Аналогичной точки зрения придерживается О.А. Абдуллина, считающая, что процесс гуманизации профессиональной подготовки специалистов предполагает двухаспектное целеполагание: во-первых, общепрофессиональное развитие специалиста, развитие его общей и профессиональной культуры; во-вторых, личностное развитие, профессиональное самовоспитание индивидуальных личностных качеств. [1, С. 166]
С.Н. Козловская отмечает, университетское образование, независимо от конкретной специальности, традиционно строится как синтетическое и фундаментальное: студентам не сообщают «истинные» и «единственно возможные» мнения, а предлагают через глубокое и всестороннее изучение материала выработать собственный взгляд на проблему. [73]
Солидарны с мнением вышеназванных ученых, отмечающих особую значимость университетов, и считаем, что в качестве среды, способной сформировать ответственных за профессиональный и личный выбор людей, может выступать высшая школа, которая, по мнению В.И. Вернадского, позволяет удовлетворять стремление личности к гармонии и отвлекать мысли будущих специалистов от сиюминутных «мелких делишек, когда кругом стоят густою стеною великие идеалы, когда кругом столько поля для мысли среди гармоничного, широкого, красивого, - когда крутом ... идет борьба за то, что сознательно сочла своим и дорогим наша личность». [33, С. 25]
Важной особенностью деятельности вузов последнего десятилетия XX и начала XXI веков является интенсивная теоретико-методологическая работа ученых над созданием концептуальных подходов к разработке проблем воспитания студенческой молодежи. И.А. Зимняя условно в этом научном поиске выделила два этапа. На основе ее подходов в диссертации обоснованы хронологические рамки каждого этапа: первый этап охватывает период 1992-1997 гг., второй -1998-2005 гг. [180]
Следует отметить, что оба обозначенных в диссертации этапа характеризуются созданием значительного числа концепций воспитания молодежи вузовского уровня. Например, на первом этапе были созданы следующие концепции: «Концепция воспитания и становления личности студента и преподавателя Московского государственного университета пищевых производств»; «Концепция воспитания студентов «Московского института стали и сплавов (1994 г.)»; «Концепция воспитательной работы со студентами вузов» В.Т. Лисовского (1996 г.); «Концепция воспитания в системе общего и профессионального образования» (под ред. И.А. Зимней, 1997 г.) и т.д. На втором этапе также разрабатывается ряд концепций, касающихся непосредственно проблем воспитания студенческой молодежи. В их числе: «Внеучебная Е.М. Сафроновой [70] деятельность в Екатеринбургском педагогическом вузе» (1998 г.); «Основы концепции и программы воспитания студентов вузов Санкт-Петербурга» (1998 г.); «Концепция социально-воспитательной работы со студентами педагогического университета Ростова-на-Дону» (1998 г.); «Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов» B.C. Качерманьяна, Л.И. Кохаловича; «Концепция воспитания студенческой молодежи в МАТИ» (2000 г.); «Концепция профессионального воспитания будущего учителя в Курском педагогическом университете» (2003 г.).
Организация опытно-экспериментальной работы по развитию духовно-нравственной культуры студентов
В параграфе обоснованы основные подходы к выбору содержания и методики опытно-экспериментальной работы, описаны этапы исследования.
Развитие духовно-нравственной культуры студента понимается как целостный педагогический процесс, имеющий этапы и стадии развития. В организации опытно-экспериментальной работы нами учтены основные положения теории и практики педагогического эксперимента. Определению и описанию сущности педагогического эксперимента посвящено большое количество работ отечественных педагогов, среди них можно отметить Ю.К. Бабанского [7], В.И. Загвязинского [61], В.В. Краевского [83], М.Н. Скаткина [167] и др., а также зарубежных учёных, таких как С. Бине, С. Холл [150] и др.
Для придания системности деятельности преподавателей по развитию духовно-нравственной культуры будущего специалиста работа в университете осуществляется на основе проектирования опытно-экспериментальной программы. В научной литературе под опытно-экспериментальной работой понимается форма организации и практической реализации инновационной деятельности учителя в развивающейся школе (преподавателя в вузе), направленной на поиск качественно новых и эффективных путей конструирования целостного учебно-воспитательного процесса с целью формирования главной общественной ценности — целостной личности обучающегося (ученика, студента и т.д.). [150, С. 177] Учёные и практики используют понятие «опытно-экспериментальная работа» и «педагогический эксперимент» как тождественные.
Предметом эксперимента при этом является процесс развития духовно-нравственной культуры студентов. В соответствии с главной целью членами ВНИКА (временного научно-исследовательского коллектива) «Духовно-нравственная культура личности студента» была обоснована ведущая тенденция. Она проявляется в переходе от поэлементного проектирования отдельных сторон, частей образовательного процесса к проектированию целостной модели инновационного вуза, где инновационный процесс является фактором, обеспечивающим его саморазвитие. Солидарны с мнением A.M. Саранова, считающего, что продуктивность инновационных изменений зависит от двух факторов: 1) от педагогического сознания субъектов преобразований; 2) готовности к опытно-экспериментальной деятельности. [150, С. 164]
Рассматривая процесс развития духовно-нравственной культуры студентов как систему деятельности, как организацию взаимодействия элементов системы различного уровня, для наилучшего представления университета в качестве образовательной развивающей среды остановимся на толковании понятий «система» и «организация».
В научной литературе понятие «система» рассматривается как целое, составленное из частей, соединение. Во-первых, это множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой некоторое органическое образование, единство. Во-вторых, порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определённой связи, строгой последовательностью действий, например, система в работе. В-третьих, форма, способ устройства, организации чего-либо..., система образования. В-четвёртых, совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединённых в единое целое. [35, С. 301]
Мы выделили основные признаки системы, которые учитывали при построении работы лаборатории «Духовно-нравственное воспитание молодёжи» как структуры, обеспечивающей процесс развития духовно-нравственной культуры студентов.
На основе анализа научной литературы (В .В. Краевский, И.А. Колесникова, В.М. Монахов, В.В. Сериков, A.M. Саранов и др.) определены характерные критерии системы. Во-первых, система материалистична, её составляют люди и отдельные структуры, их материальная база, воспитательные возможности персонала. Определены основания взаимодействия людей (по общим целям, по мотивам и т.д.) Во-вторых, система функционирует, то есть её части находятся в состоянии совместной деятельности, которая образует взаимосвязь всех структурных компонентов. В-третьих, система обладает таким признаком, как результативность.
Данные признаки позволили - нам определить в качестве системообразующего фактора развития духовно-нравственной культуры будущего специалиста выявление, как потребностей студентов, так и их затруднений.