Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Бельферруни Абдельхамид

Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения
<
Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бельферруни Абдельхамид. Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Бельферруни Абдельхамид; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 198 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/26

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Арабо-андалузское пение в алжирской музыкальной культуре и музыкальном образовании 10

1. Основные этапы становления и развития арабо-андалузскогопения 10

2. Арабо-андалузское пение как предмет освоения в классе вокала 38

Глава вторая. Содержание и организация подготовки будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки .. 75

1. Интегративная методика освоения арабо-андалузского пения 75

2. Опытно-экспериментальная работа по проверке интегративной методики освоения арабо-андалузского пения 109

Заключение 135

Библиография 140

Приложение 1 159

Приложение 2 172

Приложение 3 188

Введение к работе

Актуальность исследования. Арабо-андалузская музыка — уникальное явление в мире арабской музыкальной культуры. Она привлекает к себе выдающихся мастеров пения и слушателей богатством музыкальной фантазии и образно-эмоциональной сферы, красочностью и неповторимостью ее интонационного строя, самобытным сплавом классической арабской поэзии и демократической разговорной речи.

В современной музыкальной культуре Алжира арабо-андалузская музыка является одной из важных составляющих, что свидетельствует о любви народа к своим музыкальным традициям, заботе об их сохранении и развитии. Вот почему включение этого пласта музыкальной культуры в содержание подготовки будущих профессиональных певцов приобретает в наши дни столь большое значение.

Вместе с тем введение ее в содержание вокальной подготовки будущих профессиональных певцов связано с большими трудностями. Причины их возникновения видятся в том, что:

обучение арабо-андалузскому искусству пения традиционно осуществляется мастерами в этом виде музыкального творчества главным образом в устных традициях передачи музыкального опыта от учителя к ученику, от одного поколения к другому;

запись арабо-андалузской музыки средствами нотолинейного письма не отвечает ее интонационной природе, поскольку не способна отразить своеобразие ее музыкального языка и характерную для нее импро-визационность;

преподаватели вокала не имеют теоретически обоснованных методических рекомендаций по осуществлению педагогического руководства процессом освоения учащимися искусства арабо-андалузского пения.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью сохранения и развития в Алжире традиций арабо-андалузского пения, представляющего собой национальное богатство страны; во-вторых, — важностью приобщения к ней широких слоев населения, и, прежде всего, молодежи, в-третьих, — необеспеченностью преподавателей вокала необходимой учебно-методической литературой, раскрывающей содержание и организацию процесса подготовки певцов к исполнению арабо-андалузской музыки.

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени специальных исследований, ставящих своей целью рассмотрение проблемы подготовки певцов к исполнению арабо-андалузской музыки, не было. Имеются лишь немногочисленные работы, в которых в том или ином ракурсе получают раскрытие некоторые музыковедческие аспекты изучения арабо-андалузской музыки (М. Геттат, А. Сафти, Г. Фармер и др.), а также исполнительские проблемы арабо-андалузского пения (Б. Мугари). Отдельные педагогические аспекты подготовки певцов к исполнению арабо-андалузской музыки раскрываются в работах Д. Гази, Зирьяба, А. Хосина.

Отмеченное выше противоречие между практической потребностью в подготовке будущих профессиональных певцов к исполнению арабо-андалузской музыки и отсутствием теоретической и методической разработанности содержания и процесса его освоения учащимися обусловили выбор темы настоящего исследования.

Объект исследования — процесс подготовки будущих вокалистов в музыкальных учебных заведениях Алжира.

Предмет исследования — содержание и организация процесса освоения арабо-андалузского искусства пения будущими певцами в классе вокала.

Цель исследования — совершенствование профессиональной подготовки будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки в опоре на сложившиеся в процессе исторической эволюции традиционные для

арабо-андалузской школы пения методики, а также на достижения европейской вокальной педагогики. Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать процесс становления и развития арабо-андалузского вокального искусства и школы пения в алжирской музыкальной культуре и музыкальном образовании;

  2. Выявить специфику арабо-андалузской музыки, входящей в репертуар будущих певцов в классе вокала;

  3. Изучить методики обучения арабо-андалузскому искусству пения, которыми руководствуются признанные мастера арабо-андалузского пения в передаче своего опыта будущим певцам;

  4. Разработать и опытно-экспериментально проверить методику освоения арабо-андалузского пения будущими профессиональными певцами в музыкальных учебных заведениях Алжира.

Гипотеза исследования:

Подготовка учащихся к исполнению арабо-андалузской музыки в классе вокала становится более эффективной при использовании инте-гративной методики ее освоения, которая предполагает:

сочетание исторически сложившихся традиционных для арабо-андалузской школы пения методик и адаптированных европейских технологий в виде специальных вокальных упражнений и приемов сольфеджи-рования, учитывающих интонационную природу арабо-андалузской музыки и искусства пения;

изменения в соотношении традиционных и европейских методов и приемов обучения пению на разных этапах учебно-образовательного процесса в зависимости от осваиваемого музыкального материала и степени подготовленности того или иного певца к исполнению арабо-андалузской музыки.

Теоретико-методологическими основами исследования явились: музыковедческие исследования М. Гаида, М. Геттата, А. Даниелу, Зирьяба, Н. Карон, Б. Мугари, Д. Сафвата, А. Сафти, Г. Фармера, раскрывающие сущность и особенности арабо-андалузской музыки и арабо-андалузского искусства пения; интонационная теория Б.В. Асафьева; концепция Т.В. Чередниченко о четырех типах музыкального творчества; сравнительно-типологический анализ двух типов музыкального профессионализма (музыки Запада и Востока) в трудах Н.Г. Шахназаровой; стилевой подход к освоению музыкального искусства, оформившийся в работах Е.В. Назайкинского, Л.В. Кикнадзе, А.И. Николаевой и др.; теоретические основы академической постановки певческого голоса в трудах П. Виардо-Гарсиа; М. Гарсиа; Т.И. Глушаковой, Л.Б. Дмитриева, Ф. Ламперти, И. Маккиарелла, А.Г. Менабени, Р. Миллера, А. Мэй-кэби, Г.П. Стуловой и др.

База исследования — факультет музыки Высшего национального института музыки г. Алжира.

Методы исследования: изучение и анализ музыковедческой и музыкально-педагогический литературы по проблеме исследования; музыковедческий и музыкально-педагогический анализ образцов арабо-андалузского пения; изучение и обобщение опыта подготовки будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки, в традициях устно-профессионального творчества; метод наблюдения; педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось поэтапно в период с 2001 по 2007 годы.

Первый этап (2001 г.) — ориентировочно-поисковый: определение проблемы исследования, разработка путей исследования, поиск источников, формулирование рабочей гипотезы, изучение и анализ специальной литературы, а также опыта преподавания арабо-андалузского искусства

пения в музыкальных учебных заведениях Алжира; обобщение накопленного материала; определение базовых исходных положений для разработки интегративной методики освоения арабо-андалузской музыки в классе вокала.

Второй этап (2002-2005 гг.) — основной: теоретическая разработка интегративной методики освоения арабо-андалузской музыки и экспериментальная проверка целесообразности и эффективности её внедрения в профессиональную подготовку будущих певцов.

Третий этап (2006-2007 гг.) — завершающий: обобщение результатов проведенного исследования; уточнение выводов и рекомендации по подготовке будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки в профессиональных учебных заведениях Аллшра, апробация и внедрение результатов исследования в теорию и практику профессионального музыкального образования.

Научная новизна исследования: определены основные этапы развития арабо-андалузского вокального искусства и школы пения; охарактеризован учебный репертуар в классе «Арабо-андалузское пение» с позиции интонационной теории Б.В. Асафьева, концепции Т.В. Чередниченко о четырех типах музыкального творчества, теории Н.Г. Шахназаровой о двух типах музыкального профессионализма; дана сравнительная характеристика репертуара трех школ арабо-андалузского пения: «западной», «центральной» и «восточной»; осуществлен стилевой подход к освоению арабо-андалузского искусства пения, основанный на взаимодополнении традиционных устно-профессиональных и адаптированных европейских вокальных методик.

Теоретическая значимость исследования: разработана периодизация процесса становления и развития арабо-андалузской музыки и искусства пения; изучен и обобщен опыт подготовки певцов к исполнению арабо-андалузской музыки, осуществляемый в традициях устно-профессионального

типа музыкального творчества; доказана целесообразность и эффективность сочетания традиционных методов обучения и западноевропейских технологий; разработана интегративная методика освоения арабо-андалузского пения, определены ее структура и содержание.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для преподавателей вокала по определению содержания и организации процесса освоения учащимися арабо-андалузского пения. Материалы исследования могут быть использованы при изучении студентами процесса становления и развития арабо-андалузской музыки и школы пения как в музыкальных учебных заведениях Алжира, так и в других странах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В становлении и развитии арабо-андалузского вокального искус
ства есть основания выделить три основных этапа. Первый этап (с древ
нейших времен до IX века н.э.) — развитие арабского вокально-
инструментального искусства и школы пения как предтечи и основы ара
бо-андалузского вокально-инструментального искусства и школы пения.
Второй этап (IX — XII вв.) — становление арабо-андалузского пения как
нового стилевого направления в арабском искусстве и Кордовской школы
пения, сориентированной на его освоение. Третий этап (с XIII в. по на
стоящее время) — формирование трех региональных стилей арабо-
андалузского пения и, соответственно, трех вокальных школ: «западной»,
«центральной» и «восточной».

2. Интеграция исторически сложившихся традиционных для арабо-
андалузской музыки методик, отвечающих устно-профессиональному типу
музыкального творчества, и адаптированных европейских технологий в ви
де специальных вокальных упражнений и приемов сольфеджирования, спо
собна обеспечить оптимальный вариант подготовки певцов к исполнению
арабо-андалузской музыки в классе вокала.

3. Интегративная методика освоения арабо-андалузского искусства пения предполагает последовательное поэтапное расширение содержания образования, начиная с освоения учащимися музыкальных образцов в жанре «инкляб» и наиболее простой в исполнительском отношении части нубы1 «Хлас» (1 этап), с последующим переходом к изучению более сложных частей нубы «Драдж», «Бтайхи», «Инсираф» (2 этап), и, далее, — к наиболее трудной части нубы — «Мсаддар» (3 этап). На каждом из этих этапов специальные вокальные упражнения и приемы сольфеджирования выстраиваются в соответствии с осваиваемым музыкальным материалом, с развитием музыкального слуха и певческого голоса ученика, его интонационно-слуховым и исполнительским опытом в сфере арабо-андалузской музыки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются многосторонним изучением проблемы, использованием методов, адекватных его цели и задачам. Обоснованность теоретических и практических выводов исследования подтверждена анализом широкого круга литературы, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной работой.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись в процессе работы автора в Высшем национальном институте музыки г. Алжира; в обсуждении материалов диссертации на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ; в публикациях автора и в его выступлениях на международных и региональных конференциях.

Нуба (мн. ч. - нубат) - вокально-инструментальная сюита, являющаяся классическим образцом арабо-андалузской музыки. В учебном репертуаре класса «Традиционное арабо-андалузское пение» занимает центральное место.

Основные этапы становления и развития арабо-андалузскогопения

Арабо-андалузское пение представляет собой уникальное вокально-инструментальное искусство, насчитывающее многовековую историю. Оно является производной частью арабского вокального искусства, прошедшего длительный путь исторического развития, в процессе которого это искусство претерпело существенные преобразования под воздействием музыкальной культуры целого ряда стран. Вступив во взаимодействие с испанской музыкальной культурой, оно оформилось в особое стилевое направление.

Изучение и обобщение данных, представленных в трудах М. Геттата, А. Даниелу, Г. Фармера, Н.Г. Шахназаровой и др., дает основание выделить в истории становления и развития арабо-андалузского искусства пения три основных этапа:

На первом историческом этапе (с древнейших времен до IX ве-. ка н.э. — времени вступления арабского вокально-инструментального искусства в активное взаимодействие с испанской музыкальной культурой) формируются основы арабской музыки и ее вокально-инструментального исполнения, складываются устно-профессиональные традиции обучения искусству пения.

О происхождении арабского пения до настоящего времени идут споры. Согласно одной из версий, высказываемой А. Даниелу (149, 33-36), Н.Г. Шахназаровой (123, 20-22) и рядом других музыковедов, арабы объединили древние музыкальные формы Ближнего Востока, опираясь на древнегреческое и древнеперсидское вокальное искусство.

По другой версии, которой придерживаются исследователи Н. Карон и Д. Сафват (145, 110-170), свое происхождение арабское пение ведет исключительно от древнеперсидской модели.

В трудах Г. Фармера, посвященных изучению истории арабского искусства (160; 163), акцент делается на том, что древнее арабское пение имеет самобытную природу, и лишь позднее оно испытало влияние других музыкальных культур.

Поскольку музыкальный материал до нашего времени дошел в значительно трансформированном виде, авторы обосновывают свою позицию, опираясь на косвенные источники. Наиболее полное рассмотрение этот вопрос получил в книге известного арабского исследователя Махмуда Гет-тата, собравшего огромный фактологический материал об истории арабской музыкальной культуры, в том числе арабо-андалузской музыки и искусства пения (172).

Приводимые учеными данные о процветании в древности вокально го искусства в арабских цивилизациях являются сегодня тем исходным ма териалом, на основе которого можно составить представление как о древ ней арабской музыке, так и о некоторых особенностях вокального искусст ва того времени.

Основой сложившегося арабского пения, по общепринятой точке зрения, послужили поэтические произведения, большая часть которых по традиции распевалась. Таким образом, музыка и поэзия представляли собой нерасторжимое единство: поэтические ритмы становились исходной базой для создания музыкальных формул, по схеме: от речи — к пению.

Арабо-андалузское пение как предмет освоения в классе вокала

Арабо-андалузская музыка, на освоение которой сориентирована вокальная подготовка учащихся в классе «Традиционное арабо-андалузское пение», представляет собой одно из самых ярких и самобытных явлений в арабской культуре. В Алжире она характеризуется как «классическая музыка стран Магриба» или, согласно названию учебного предмета, как «традиционная музыка». Вторая из обозначенных дефиниций принята и в западноевропейском музыкознании. При этом с точки зрения европейских воззрений на музыкальную культуру, арабо-андалузская музыка находится на «пересечении» её двух типов: фольклора и профессионального искусства, являясь как бы своеобразным «мостом» между ними. Показательна в этом отношении характеристика музыки стран Востока, данная Н.Г. Шахназаровой. Анализируя особенности данного пласта мировой музыкальной культуры, ученый вводит в научный оборот термин «профессиональная музыка устной традиции» (123, 44). В настоящем исследовании мы принимаем этот термин, так как он в полной мере отражает сущность арабо-андалузской музыки.

Для выявления специфики данного пласта алжирской музыкальной культуры как предмета освоения в классе вокала представляется необходимым охарактеризовать арабо-андалузскую музыку в контексте разработанной Н.Г. Шахназаровой теории о двух типах музыкального профессионализма.

Характеризуя профессиональную музыку Востока, исследователь отмечает, что она развивалась исключительно как искусство светское, имела монодическую природу и носила импровизационный характер. При этом секреты мастерства, как теории, так и практики, держались в строгой тайне и передавались мастером своим ученикам в буквальном смысле из уст в уста (123, 27-28).

К причинам, обусловившим бытование профессиональных жанров восточной музыки в устной традиции, Н.Г. Шахназарова относит:

1) монодическую сущность профессиональной музыки, которая не предусматривала запоминание и соединение нескольких голосов в аккорды;

2) основополагающее значение лада, как основы монодии, и раскрытие его через систему мелодических попевок, знание которых удерживалось в музыкальной памяти многих поколений исполнителей-творцов;

3) присущую восточной профессиональной музыке импровизацион-ность, при которой невозможна точная нотация (123, 34).

Все вышесказанное относится и к арабо-андалузской музыке как разновидности профессиональной музыки Востока. Она обладает всеми признаками классической музыки: стабильностью жанров и их конструкции; сложившейся и неизменной системой развертывания монодии, а также образно-эмоциональных параметров.

При этом арабо-андалузская музыка может быть причислена и к «классике народной музыки» из-за генетического происхождения ладоин-тонационных и метроритмических моделей, существующих в народной музыке Востока. Являясь плодом городской культуры, она в своем генезисе представляет культуру феодальных придворных кругов (как Востока, так и арабизированной Испании) и концентрирует интеллектуальные, научные и художественные устремления средневекового Востока. Отсюда — изысканность музыкального стиля, ориентация на классическую поэзию и образно-эмоциональную сферу.

Интегративная методика освоения арабо-андалузского пения

Подготовка будущих профессиональных певцов к исполнению ара-бо-андалузской музыки — одна из сложных задач, решение которой стоит сегодня перед педагогами вокала в Алжире. За исходное основание в разработке методики ее освоения, как уже отмечалось ранее, было принято положение о том, что освоение арабо-андалузской музыки будущими певцами должно осуществляться с позиции стилевого подхода.

Особое значение данный подход приобретает в свете выбранного в Алжире пути развития музыкальной культуры, органически вбирающего в себя как традиционные методики, так и нововведения, связанные с обращением к мировому опыту.

В плане разработки методики освоения будущими певцами арабо-андалузского пения это означает, что в ее основу должна быть положена интеграция традиционной для арабо-андалузского пения методики обучения и таких зарубежных методик, которые отвечали бы интонационной природе арабо-андалузской музыки и вокально-инструментального исполнительства.

Разработку интегративной методики обучения арабо-андалузскому вокально-инструментальному искусству затрудняет тот факт, что вплоть до настоящего времени в Алжире нет педагогических руководств, предназначенных для преподавателей арабо-андалузского пения. Обучение этому искусству и в наши дни продолжает осуществляться преимущественно в русле устной традиции передачи музыкального опыта от мастера — к ученику. Поэтому одной из первостепенных задач при создании ин-тегративной методики обучения арабо-андалузскому искусству пения стало изучение сложившихся в педагогической практике методик.

При изучении традиционных методик обучения арабо-андалузскому искусству пению мы исходили из того, что устная традиция в передаче му-зыкального опыта уже изначально сориентирована, прежде всего, на инто-национное постижение певцами его сущности и своеобразия. Свидетельством тому является оперирование мастерами пения в процессе обучения певцов, главным образом, «живым» звучанием музыки, на которое и направляется внимание учащихся.

Демонстрация мастером эталонного звучания изучаемого музыкального образца осуществляется в полном соответствии с его представлениями о традициях арабо-андалузского искусства пения и их претворением непосредственно в своем исполнении. Методика эта вырабатывалась и проверялась в практике многими поколениями, поэтому в ней представлен многовековой опыт мастеров арабо-андалузского пения.

С целью изучения традиционных методик мы ознакомились с опытом работы преподавателей арабо-андалузского пения, осуществляющих подготовку будущих певцов в государственных учебных заведениях Алжира. Особое значение имело для нас посещение занятий в консерватории г. Алжира, проводимых такими признанными мастерами арабо-андалузского искусства пения, как Хасен Бунтшубен, Харбит Арезки и Мамад.

Педагогические наблюдения проводились по следующей схеме:

1. контингент учащихся, обучающихся арабо-андалузскому пению, их музыкальное образование;

2. осваиваемый репертуар и особенности его подбора;

3. формы проведения занятий (индивидуальные, коллективные, сочетание различных форм);

4. методические приемы, используемые для освоения учащимися арабо-андалузского пения.

Анализ и обобщение опыта подготовки профессиональных певцов в традициях устно-профессионального музыкального творчества показал, что при отборе желающих обучаться арабо-андалузскому пению проверяется, главным образом, состояние их голоса, который не должен иметь трудно устраняемых дефектов, музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. Наличие певческого опыта желательно, но необязательно. К занятиям допускаются даже лица, не имеющие предварительного опыта пения.

Обучение арабо-андалузскому искусству пения подразделяется на три уровня: начальный, средний и высший.

Перед тем, как их охарактеризовать, заметим, что специфика подготовки будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки состоит в том, что учащиеся обучаются не только певческому искусству, но и умению аккомпанировать собственному пению на разных музыкальных инструментах. Однако именно вокальное обучение является основополагающим, так как для арабо-андалузской музыки характерен приоритет вокального начала над инструментальным.

Похожие диссертации на Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения