Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ВУЗА 16
1.1. Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства как педагогическая проблема 16
1.2. Структурно-функциональная модель профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза 50
1.3. Педагогические условия функционирования структурно-функциональной модели профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза 80
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 102
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ВУЗА 105
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 105
2.2. Методика реализации структурно-функциональной модели профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза 136
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 160
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 180
ПРИЛОЖЕНИЯ 202
- Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства как педагогическая проблема
- Структурно-функциональная модель профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза
- Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Сегодня обществу нужны высококвалифицированные специалисты, профессионалы, которые обладали бы помимо знаний, умений, навыков и опыта, таюке определенной компетентностью, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. Именно профессионал способен обнаружить проблему, сформулировать задачу и найти способ ее решения.
В последнее время отмечается устойчивый спрос на профессионалов в области декоративно-прикладного искусства (ДЛИ), о чем свидетельствуют данные центра занятости населения нашего города и востребованность наших выпускников в уральском регионе. Однако опрос выпускников, проработавших не более пяти лет, показывает, что большинство из них испытывают определенные трудности в дальнейшем профессиональном становлении: в адаптации к определенному производству; в нехватке специальных проектных знаний; в умении работать в новых условиях. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема, заключающаяся в выявлении особенностей и поиске новых подходов и способов совершенствования процесса профессионального становления специалистов в области декоративно-прикладного искусства в условиях вуза.
Профессиональное становление личности исследовали в своих трудах такие ученые, как В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, В.И. Слободчиков и др. В науке рассмотрены отдельные компоненты профессионального становления личности, такие как профессиональная направленность (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Леонтьев, Н.А. Шавир и др.); профессиональная компетентность (Б.С. Гершунский, Л.Г. Медведев, М.М. Поташник и др.); профессиональные качества (В.И. Киреенко,
Ю.А. Полуянов, В.Г. Рындак, В.Д. Шадриков и др.). Анализ научной литературы показывает, что проблема профессионального становления широко отражена относительно личности учителя, педагога. Это труды СБ. Елканова, В.В. Краевского, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина и др.
Профессиональное становление будущих художников ДЛИ в условиях вуза имеет ряд особенностей. Большинство поступивших абитуриентов указывают на раннее формирование художественной направленности. Исследование, проведенное на нашем факультете, позволяет говорить, что у 60 % студентов данное формирование началось в возрасте 8-9 лет. Это указывает на то, что абитуриенты имеют начальную художественную подготовку, в процессе которой постепенно осуществляется осознанный выбор профессии «Художник ДНИ». Этот выбор мотивирован интересом к декоративной деятельности, который проявляется в работе с материалом, а также стремлением преобразовывать и созидать. В процессе обучения у студентов формируется стремление к творческому саморазвитию и самореализации, освоению профессиональных компетенций в области создания художественного образа и специфики декоративного языка. В результате активно развиваются художественно-образное мышление и творческое воображение, а также необходимые профессиональные качества.
В области декоративно-прикладного искусства профессиональное становление рассматривалось в основном относительно профессии учителя изобразительного искусства и ДПИ. Это вопросы профессиональной направленности (М.В. Соколов, В.В. Фокин, П.Э. Хрипунов и др.) и творческой самореализации (О.С. Базылев, О.В. Вандышева, Н.Л. Чеглякова и др.).
Многие авторы посвятили свои исследования поиску путей повышения эффективности профессионального становления студентов-художников. Они видели решение этой проблемы в различных аспектах: в формировании профессиональной компетентности (Ю.К. Беджанов, Г.К. Кабижанова,
В.Н. Козлов, И.Н. Стор, В.В. Шульгина и др.); в развитии творческой активности и художественно-творческих способностей (Р.А. Гильман, В.В. Корешков, И.В. Лапчинская и др.), во взаимосвязи интереса и авторской позиции художников ДЛИ (Т.В. Гончарова, Б.Л. Каган-Розенцвейг и др.). Несмотря на отраженную в этих работах специфику декоративной деятельности, проблема профессионального становления будущего художника ДЛИ остается не разрешенной.
Анализ научно-методической и специальной литературы показывает, что в педагогической науке отражены не все аспекты профессионального становления художника ДЛИ, мало представлены возможные модели становления, недостаточно освещены педагогические условия профессионального становления художника ДЛИ в высших учебных заведениях, не определены особенности, компоненты и критериально-диагностический инструментарий, а предлагаемые средства обучения имеют разобщенный характер.
Рассматривая профессиональное становление личности как процесс, выделяются стадии. В нашем исследовании мы акцентировали свое внимание на стадии профессиональной подготовки будущих художников ДЛИ в условиях вуза, которая является тем полем, где есть реальная возможность создания условий для осознанного развития внутренних потенций личности, формирования профессиональной компетентности и профессионально значимых качеств будущего специалиста.
Многочисленные аспекты профессиональной подготовки специалистов в вузе отражены в трудах В.П. Беспалько, Г.Г. Гранатова, В.И. Загвязинского, Т.Е. Климовой, Н.В. Кузминой, А.Я. Наина, А.И. Санниковой, В.А. Сластенина, В.П. Ушачева и мн. др. Их взгляды на модельные характеристики профессионального образования и качеств личности отражают обширный диапазон представлений на содержание и структуру профессиональной готовности и подготовки специалистов.
Значимым для нашего исследования- являются положения: о важности освоения методов будущей профессиональной деятельности в рамках вуза (М.О. Сурина, А.А. Сурин и др.); о сотворчестве, диалогическом взаимодействии субъектов учебного процесса, создании творческой атмосферы (К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, М.С' Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили и др.); о необходимости внедрения в учебный процесс проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин и др.).
Важным, на наш взгляд, аспектом профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза является постоянная работа над созданием художественных образов. В связи с этим значительное влияние на наше исследование оказали работы ученых, в которых рассмотрены вопросы художественного образа в искусстве. В своих работах авторы расставляют различные акценты в структуре художественного образа. Так, для Б.П. Юсова художественный образ является обобщенным выражением культуры; Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, М.С. Каган смещают акцент в сторону содержания; В.П. Бранский выделяет эмоциональную сторону образа; О.С. Голубева, Е.С. Громов подчеркивают личностное видение художника; работы Н.Н. Волкова, Л.Г. Медведева направлены на изобразительно-выразительные средства создания художественного образа. Психологический аспект формирования образа раскрыт в работах Б.Г. Ананьева, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.М. Узнадзе и др. Все авторы без исключения подчеркивают основополагающую роль художественного образа в искусстве, а значит и в художественных профессиях.
Специфика профессионального становления будущих художников ДЛИ заключается в преобразовании объективной реальности в условно-плоскостные изображения. В связи с этим не менее важным является определение различных особенностей и свойств декоративности как особого
способа художественного обобщения. На это указывают такие авторы, как Г.К. Кабижанова, Е.С. Лыкова, К.А. Макаров, С.Х. Раппопорт, Н.С. Селезнев, И.Н. Стор и др.
Рассмотрение опыта ведущих учебных заведений России, готовящих
долгое время художников ДЛИ, свидетельствует, что профессиональная
подготовка таких специалистов должна осуществляться комплексно, по
интегрированным программам, имеющим профессиональную
направленность. Однако многие учебные заведения предпочитают следовать традициям старой академической школы, которая не предполагает изучение специфики декоративного языка. В результате этого студенты испытывают большие трудности в процессе создания художественного образа декоративных изделий. Во многом это объясняется тем, что в художественной педагогике не были сформулированы методологические подходы, методические рекомендации, раскрывающие специфику декоративно-прикладной направленности.
В теории рассмотрены определенные аспекты профессионального становления будущих художников ДЛИ. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Критические замечания преподавателей по практике, выявляемая потребность в новых подходах и методиках обучения, а также анализ студенческих работ различных вузов страны (выставки, методические фонды), показывающий недостаточную работу с выразительными средствами создания декоративного художественного образа, свидетельствуют о неразрешенности данной проблемы.
Таким образом, в процессе исследования нами выделены противоречия между:
- потребностью общества в творчески мыслящих художниках и недостаточной теоретической и методологической разработанностью проблемы их подготовки в вузах, ориентированной на профессиональное становление;
потребностью студентов в профессионально ориентированном учебном процессе и традиционной формой обучения в современных вузах;
положениями педагогической теории о профессиональном становлении личности и реальной практикой профессиональной подготовки будущих художников декоративно-прикладного искусства.
Необходимость решения данных противоречий обусловила актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске путей повышения эффективности профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза, и предопределила выбор темы диссертационного исследования: «Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства в условиях вуза».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить структурно-функциональную модель
профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в высшем учебном заведении.
Предмет исследования: процесс профессионального становления будущих художников ДЛИ.
Гипотеза исследования: профессиональное становление будущих художников ДЛИ в условиях вуза будет эффективным, если следовать по пути создания структурно-функциональной модели, ядром которой являются такие структурные блоки, как содержание, стадии, методика профессионального становления, и комплекса педагогических условий, обеспечивающего функционирование данной модели:
учет междисциплинарных связей в содержании профессиональной подготовки будущих художников ДЛИ в вузе;
активизация творческого саморазвития личности будущего художника ДЛИ в процессе профессионального становления;
- включение в процесс подготовки комплекса проблемных заданий,
способствующего профессиональному становлению студентов;
- обеспечение диалогического взаимодействия педагога и студента.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи
исследования:
Оценить состояние проблемы теории и практики профессионального становления будущих художников ДЛИ на основе анализа научно-методической и специальной литературы.
Выявить компоненты и стадии процесса профессионального становления будущих художников ДЛИ в "условиях вуза.
Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза.
Определить комплекс педагогических условий, обеспечивающий функционирование модели.
Разработать критериально-диагностический инструментарий профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза.
Разработать методику профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза.
Методологической и теоретической основой исследования выступают научные труды философов, психологов, педагогов:
на философском уровне - положения о природе творческого процесса (Г.В. Гегель, А.Я. Зись, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили, Э. Фромм и др.);
на общенаучном уровне - положения теории психологического развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); подходы: деятельностный (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
личностно-ориентированный (В.А. Беликов, Р.С. Немов, В.Я. Ляудис, К.Д. Ушинский, И.С. Якиманская и др.); культурологический (М.М. Бахтин, А.И. Буров, В.В. Ванслов, Г.Д. Гачев, А. Дистервег, А.Я. Зись, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман др.); принципы развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); а также теория творчества и самореализации личности в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и педагогике (В.И. Андреев, А.В. Машляковская, В.П. Ушачев и др.);
на общепедагогическом уровне - профессиональное становление личности (В.И. Бодров, СБ. Елканов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.); педагогика художественного творчества (Р.А. Гильман, Л.Н. Ермолаева-Томина, В.В. Корешков, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.);
технология научного творчества - работы В.И. Загвязинского, Т.Е. Климовой, В.В. Краевского, А.Я. Наина, A.M. Новикова, В.А. Попкова и
др.
База исследования: опытно-экспериментальная работа по апробации и
внедрению модели профессионального становления будущих художников
ДЛИ в условиях вуза проводилась на базе факультета изобразительного
искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета,
Оренбургского государственного университета, Башкирского
государственного педагогического университета, Челябинского
художественного училища. Всего экспериментальной работой охвачены 260 студентов.
Основные этапы исследования. Теоретико-методологическая основа, научные теории и задачи определили поэтапный ход экспериментального исследования в течение 2000-2009 годов. В зависимости от задач на каждом этапе применялись соответствующие методы исследования.
Первый этап (2000-2002 гг.) связан с теоретическим осмыслением темы, поиском методологической и теоретической основы исследования, знакомством с трудами отечественных и зарубежных исследователей по проблеме профессионального становления личности. Был разработан понятийный аппарат исследования, сформулированы рабочая гипотеза, предмет, объект, цель и задачи работы, определялись компоненты и стадии, уточнялись критерии и показатели. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме и современного состояния практики, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за учебной деятельностью студентов, беседа, анализ студенческих работ методом экспертных оценок, а также на основе выставок и методических фондов художественных вузов.
Второй этап (2002-2004 гг.) нацелен на решение задач исследования и проверку основных положений выдвинутой гипотезы; опытно-экспериментальная работа направлена на поиск методов и приемов работы; разработана диагностика. На этом этапе был определен и скорректирован комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза. Осуществлялось выявление исходного уровня компонентов профессионального становления на основе констатирующего эксперимента. Методы исследования: анкетирование, тестирование, проведение контрольных практических заданий, наблюдение.
Третий этап (2004-2009 гг.) связан с реализацией модели профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза, а также комплекса педагогических условий ее функционирования. Были определены уровни компонентов профессионального становления. Апробировались средства, обеспечивающие процесс профессиональной подготовки студентов. Был проведен общий анализ развития компонентов профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза.
Обрабатывались и обобщались полученные данные методами математической статистики. Подведены итоги экспериментальной работы и оформлено исследование в виде диссертации. Научная новизна исследования:
уточнено содержание компонентов профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза: профессиональная направленность (мотивы, интересы, устремления к декоративной деятельности); профессиональная компетентность (компетенции в области художественного образа и декоративного языка); профессионально значимые качества (художественно-творческие способности, ассоциативность, работоспособность);
разработана структурно-функциональная модель профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза, ядром которой являются такие структурные блоки, как содержание, стадии, методика профессионального становления;
3) разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающий
функционирование структурно-функциональной модели профессионального
становления будущих художников ДПИ в условиях вуза.
Теоретическая значимость исследования: на основе выявленных особенностей профессии «Художник ДПИ» были уточнены признаки понятия «профессиональное становление будущих художников ДПИ»; обоснованы стержневые понятия данной профессии - «художественный образ» как специфическая форма отражения объективной действительности в искусстве, представляющая диалектическое единство содержания и формы, субъективного и объективного, изобразительности и выразительности, логического и интуитивного, а также «декоративность» как особый способ художественного обобщения, являющийся главным признаком произведений декоративного искусства и важным средством достижения образности в других видах пластических искусств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработанная методика профессионального становления будущих
художников ДЛИ в условиях вуза способствует переходу на более высокий
уровень профессионального становления;
- разработанные и апробированные средства обучения (программа курса
«Живопись», методическое пособие «Декоративность в живописи»,
электронный учебно-методический комплекс «Основы живописи»,
критериально-диагностический материал) обеспечивают эффективность
профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза
и могут использоваться в практике преподавания в художественных и
художественно-педагогических вузах, училищах и колледжах.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается анализом психолого-педагогической научной литературы по обозначенной проблеме; выбором научных методов исследования, соответствующих цели, предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях вуза, воспроизводимостью результатов исследования; обработкой результатов эксперимента методами математической статистики; подтверждением гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку на научных, научно-практических конференциях внутривузовского, всероссийского и международного уровней: внутривузовских научных конференциях преподавателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 2005, 2006, 2007, 2008); всероссийском научно-практическом семинаре «Школа -Учитель - Искусство» (Москва - Чебоксары, 2005); международной научно-практической конференции «История, проблемы и перспективы
художественно-педагогического образования» (Омск, 2005); всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное художественное образование: содержание, проблемы, перспективы» (Магнитогорск, 2006); всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы становления личности в современном мире» (Магнитогорск, 2007); всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного художественно-графического образования» (Смоленск, 2007); региональной научно-практической конференции «Край родной и любимый» (Магнитогорск, 2007, 2008).
Основные положения исследования были рассмотрены на заседаниях
кафедры живописи, педагогики, аспирантских семинарах Магнитогорского
государственного университета. Результаты диссертационного исследования
внедрялись в практику работы Магнитогорского государственного
университета, Оренбургского государственного университета, Башкирского
государственного педагогического университета, Челябинского
художественного училища, а также отражены в программе курса живописи, методическом пособии «Декоративность в живописи», диагностическом материале, электронном учебно-методическом комплексе и в 16 публикациях автора.
На защиту выносятся:
1. Структурно-функциональная модель профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза, ядром которой являются такие структурные блоки, как содержание, стадии, методика профессионального становления.
2. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели, включающий в себя: учет междисциплинарных связей в содержании профессиональной подготовки художников ДЛИ в вузе; активизацию творческого саморазвития личности будущего художника ДПИ в процессе профессионального становления; включение в процесс подготовки комплекса
проблемных заданий, способствующего профессиональному становлению студентов; обеспечение диалогического взаимодействия педагога и студента.
3. Методика профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза, которая включает: методы приобщения к будущей профессии (изучение тенденций развития декоративного искусства на художественных выставках, беседы с художниками и мастерами, наблюдение и изучение современного производства, работы специализированных фирм); формы организации (групповые, индивидуальные); методы обучения (объяснительно-иллюстративные и эвристические); средства обучения (авторская программа курса «Живопись», методическое пособие «Декоративность в живописи», электронный учебно-методический комплекс); диагностический материал; методический и натурный фонды.
Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (236 источников), приложения, включающего иллюстрации студенческих работ.
Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства как педагогическая проблема
Целью данного параграфа является раскрытие понятий: «становление», «профессиональное становление личности», «художественный образ» и «декоративность», «профессиональное становление будущего художника ДЛИ», а также определение содержания основных компонентов и стадий профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза.
Понятие «становление» является одним из самых часто употребляемых как в философии, так и в педагогике, однако его семантическая наполненность часто расплывчата и неопределенна.
Понятие «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития» [150, с. 751]. Следовательно, процесс становления является одной из составляющих этого процесса. На это указывал В.И. Слободчиков, который наряду с такими процессами, как формирование и преобразование включал в процесс развития и становление. Ученый характеризовал становление как «переход от одного определенного состояния к другому -более высокого уровня, единство уже осуществленного и потенциально возможного» [185, с. 22].
С точки зрения философии, становление - это категория диалектики, обозначающаяся процесс формирования какого-либо материального или идеального объекта, развертывание сущности нового в объекте, его саморазвитие через заключающиеся в нем внутренние противоречия. В трудах современных философов отмечено, что индивидуальное развитие личности включает следующие процессы: социализацию - освоение социального опыта; индивидуализацию — формирование отличительных качеств одного человека от другого посредством взаимодействия природных задатков, социальных условий и культуры; персонализацию - формирование личности. Становление также включает в себя все три вышеобозначенных процесса [156].
Согласно философии экзистенциализма личность «становится» в ходе решения задачи поиска и обретения смысла жизни, роли человека в сложном мире, в процессе выбора жизненного пути. В философской концепции Э. Фромма говорится, что процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми [208].
В психолого-педагогической литературе рассматривается «становление личности». Это процесс вхождения человека в новую социальную среду, в мир современной культуры, формирования различных сторон и уровней психики личности, выработки у нее социально необходимых черт и качеств. При этом процесс становления охватывает как интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу, так и область самопознания, умений и практических действий.
Решающее значение в становлении личности принадлежит ведущей деятельности. Ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Профессиональная деятельность - это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Превращение профессиональной деятельности в ведущую зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуации, позиции личности. Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала [71, с. 30].
Проблемой профессионального становления личности занимались такие ученые, как В.И. Бодров, Э.Ф. Зеер, А.Я. Караваев, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Л.М. Митина, Н.Я. Сайгушев, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.
Структурно-функциональная модель профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза
Целью данного параграфа является теоретическое обоснование и представление структурно-функциональной модели профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза. Для этого необходимо рассмотреть следующие положения:
а) изложение основных теоретических позиций по проблеме построения моделей и моделирования;
б) рассмотрение теоретических подходов к моделированию профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза;
в) построение модели изучаемого процесса и ее описание.
При разработке данной модели необходимо обратиться к самим понятиям «модель» и «моделирование». В философском энциклопедическом словаре моделирование определяется как «метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления и т.п.» [204, с. 237]. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования.
Слово «модель» произошло от латинского modus, modulus, что означает образ, мера, способ. В большом психологическом словаре «модель» трактуется как «упрощенный мысленный или знаковый образ, какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средство оперирования» [24]. Модель должна отвечать трем качествам:
- соответствие, подобие системе-оригиналу;
- наличие связи ее параметров с поставленной перед системой целью, с ожидаемым результатом;
- отвлечение, абстрагирование от некоторых деталей и параметров системы-оригинала.
Метод моделирования позволяет исследовать процессы и явления окружающей действительности, глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. При этом исследуется не только интересующий нас объект, но и вспомогательная промежуточная система (искусственная или естественная), находящаяся в соответствии с познаваемым объектом, способная в ходе познания на определенных этапах как бы замещать изучаемый объект и давать в процессе ее исследования информацию об интересующем объекте.
Одной из характерных особенностей современной педагогической науки является распространение моделирования, выразившееся в активном использовании моделей во всех ее отраслях и на всех этапах педагогических исследований. В педагогической энциклопедии при определении содержания понятия «моделирование» авторы выделяют два аспекта:
а) как содержание, которое должно быть усвоено учащимися в процессе обучения, как способ познания, которым они должны овладеть;
в) как одно из основных учебных действий, которое является составным элементом учебной деятельности [151, с. 146].
Педагогическое моделирование можно рассматривать как научно обоснованное конструирование, которое отвечает заданным требованиям и намеченной к построению в близком или отдаленном будущем модели педагогического процесса. Такие исследователи, как П.А. Просеуский и В.А. Семиченко указывают на то, что педагогическая наука исследует явления, которые не поддаются строгой формализации, а значит, создаваемая модель не может быть полностью преобразована в действующую [164, с. 5,25].
Во многих исследованиях прием моделирования и полученные результаты исследования весьма широко используются в практике организации деятельности вузов. Сам учебный процесс в вузе рассматривается как сложная модель профессиональной деятельности. Студенты вырабатывают качества, необходимые им в будущей профессии, и затем переносят их на исходный прототип. При этом важнейшим условием для правильного определения каждым вузом содержания, принципов, методов обучения и воспитания своих выпускников является определение целей, задач подготовки специалистов. Все это влияет на моделирование свойств его личности, которые он должен приобрести в процессе обучения.
На основе модели специалиста можно уточнить цели его подготовки, скорректировать учебные планы и программы, выбрать наиболее подходящие методы и средства обучения. Построение модели профессионального становления будущего художника ДПИ поможет реализовать в учебном процессе совокупность требований, предъявляемых выпускнику вуза. Для этого необходимо рассмотреть требования, предъявляемые обществом к специалистам такого профиля.
Заказ общества отражает Государственные Образовательные Стандарты и нормативные документы Министерства образования и науки. В последнее время они неоднократно изменялись, в том числе на высшее профессиональное образование. Причин тому много, при этом каждый раз в них старались отразить изменившиеся требования к выпускнику, максимально приблизить качество образования к социальной востребованности того или иного специалиста. Поэтому стоит подробнее остановиться на положениях, зафиксированных в Государственном Образовательном Стандарте по данной специальности, выделив те положения, которые особенно важны для нашего исследования.
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Исходя из теоретических положений, рассмотренных нами в первой главе, цели и задач нашего исследования, в этом параграфе мы рассматриваем: программу и содержание опытно-экспериментальной работы; уровни профессионального становления будущих художников ДПИ, критерии и показатели, а также технику их оценки; формы диагностики и поэтапное их распределение. В параграфе дается описание поискового и констатирующего этапов эксперимента.
Цель опытно-экспериментальной работы состоит в проверке эффективности разработанной нами структурно-функциональной модели профессионального становления будущих художников ДПИ в условиях вуза и комплекса педагогических условий.
Задачи опытно-экспериментального исследования:
1) выявить возможности образовательного процесса на факультете изобразительного искусства и дизайна для реализации разработанной нами модели;
2) внедрить в процесс профессиональной подготовки будущих художников ДПИ разработанную модель;
3) осуществить корректировку процесса профессионального становления будущих художников ДПИ с учетом применения комплекса педагогических условий;
4) разработать методическое обеспечение процесса профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза;
5) подвести итоги экспериментального исследования.
В соответствии с поставленными задачами опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа и осуществлялась с 2000 по 2009 гг. Основной базой исследования стал факультет изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета, а также Оренбургский государственный университет, Башкирский государственный педагогический университет, Челябинское художественное училище. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 260 студентов групп со специализацией «Художник ДЛИ».
Экспериментальная работа протекала в условиях, приближенных к естественным условиям целостного педагогического процесса вуза, что определило в качестве ведущего метода «естественный эксперимент». Это дало возможность объединить педагогический процесс и его исследование. Оптимальность данного метода заключается в том, что с его помощью осуществляется проверка гипотезы без нарушения границ целостности педагогического процесса в вузе. Также появляется возможность одновременно с осуществлением естественного хода профессиональной подготовки корректировать течение экспериментальной работы, что способствует эффективности процесса исследования и придает как ему самому, так и его результату достаточную обоснованность и аргументированность. Применение метода «естественного эксперимента» дало нам возможность оперативно выявлять и изучать реальные и естественные связи и отношения; активно и целенаправленно изменять условия эксперимента по ходу следования; преднамеренно включать условия для создания нового опыта, оперативно учитывать результаты этого опыта и определять его эффективность. Все это обеспечивало получение более объективных результатов исследования и вело к более обоснованным проверочным выводам.
Кроме «естественного эксперимента» нами использовались следующие методы: прямое и косвенное наблюдение, пролонгирование - длительное наблюдение с сочетанием тестовых методик, количественный и качественный анализ экспертных оценок (в качестве экспертов привлекались специалисты вуза), анкетирование, тестирование, беседы, опросы, изучение и анализ результатов учебно-творческой деятельности студентов. Выявлялись уровни и динамика профессионального становления будущих художников ДЛИ в условиях вуза.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в ходе изучения студентами курса «Живопись». Для этого были сформированы группы из студентов, обучающихся по специальности «Художник ДПИ». В педагогической науке репрезентативность выборки достигается с помощью построения выборочной совокупности, при которой эта совокупность наилучшим образом представляет генеральную и, следовательно, позволяет обоснованно переносить научные выводы, полученные при анализе выборочной совокупности, на генеральную совокупность. В нашем исследовании в качестве генеральной совокупности выступали студенты 1-5 курсов факультета изобразительного искусства и дизайна в среднем около 500 человек. Поэтому при определении общего объема выборки мы основывались на исследовании Y. Таго [58, с. 517], в которых доказано, что для генеральной совокупности 500 единиц объем репрезентативной выборки с допущением 5-процентной ошибки должен составлять не менее 83 единиц. В связи с этим сформировались контрольная группа в количестве 45 человек, где профессиональное становление будущих художников ДПИ осуществлялась в рамках традиционного обучения, и экспериментальная