Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе 16
1.1. Национальная школа в поликультурном регионе как этно-социо-культурный феномен 16
1.2. Историко-педагогический анализ профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы в Хакасии 37
Выводы по первой главе 55
Глава 2. Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе как система 58
2.1. Содержание и структура профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы 58
2.2. Социально-педагогические условия профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы на современном этапе 74
2.3. Анализ состояния готовности учителей начальных классов к работе в национальной школе 89
Выводы по второй главе 111
Глава 3. Технология подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе в условиях Республики Хакасия 113
3.1 Поликультурное образование как теоретическая основа профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы 113
3.2 Профессиональная подготовка учителей начальных классов для хакасской национальной школы 126
3.3 Опытно-экспериментальная проверка технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии 154
Выводы по третьей главе 171
Заключение 173
Библиография 176
Приложения 197
- Национальная школа в поликультурном регионе как этно-социо-культурный феномен
- Содержание и структура профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы
- Поликультурное образование как теоретическая основа профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы
Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. Наша страна является поликультурной и полинациональной на всей своей территории, и это создает специфические условия социализации подрастающего поколения. Мозаичность национального состава населения Российской Федерации, ее многонациональных регионов отражается на существовании такого социума, как поликультурное образовательное пространство — универсальной образовательной среде, включающей в себя формальные (детские сады, школы, колледжи, вузы) и неформальные (семья, друзья, соседи и другие) элементы и формирующие в себе характер поликультурности. Поликультурное образовательное пространство отражает специфические особенности этнического многообразия и существенным образом сказывается на культурной среде школы, которая в свою очередь является своеобразной социокультурной системой.
Конец XX - начало XXI веков в нашей стране характеризуется всплеском национального самосознания у многих этносов, проживающих на территории поликультурного и полинационального государства, каким является Российская Федерация. Это выражается, прежде всего, в более глубоком изучении и развитии национальных культур, языков, традиций, обычаев. Во многих республиках и регионах РФ стали создаваться национальные образовательные учреждения, цель которых - воспитание подрастающего поколения, являющегося носителем и продолжателем своей национальной культуры, не замыкающегося в рамках своей этнокультурной среды, способного освоить культуру других народов.
Не является исключением в этом отношении и Республика Хакасия. В настоящее время в Хакасии функционирует 78 национальных школ, (37 -начальных, 16 - основных и 25 - средних полных), еще в 34 школах и 46 дошкольных образовательных учреждениях организовано обучение детей
4 родным языкам.
Как и большинство национальных школ РФ, национальные школы Хакасии переживают процесс интенсивного реформирования, связанный с повышением роли национальных образовательных учреждений в общественной и культурной жизни современного общества; наполнением учебно-воспитательного процесса новым содержанием, отражающим мировые, общероссийские и национальные процессы; разработкой новых учебников, учебно-методических пособий, отвечающих современным требованиям и т.д.
Вместе с тем, развитие национально-региональной системы образования в Республике Хакасия сопровождается рядом противоречий, характерных и для других поликультурных регионов. Это противоречия между тенденциями развития современного российского общества и функционированием институтов национального образования; между потребностями общества в формировании личности, способной интегрироваться в поликультурное пространство и недостаточными знаниями, получаемыми в стенах учебного заведения; между желанием этносов вернуться к некоторым, кажущимся незыблемыми, этническим ценностям и стремлением сохранить свою включенность в общероссийские и мировые цивилизационные процессы; между требованиями производства в высококвалифицированных рабочих и реальным уровнем подготовки выпускников национальных школ; между необходимостью становления региональной системы образования и отсутствием (невыявленностью) внутренних механизмов ее развития и др.
В последние годы выполнено значительное число научно-теоретических и опытно-практических разработок, посвященных проблемам развития национальной школы в нашей стране. Среди них исследования концептуального характера Института национальных проблем образования Министерства образования РФ, межрегиональный проект "Развитие национальной школы", осуществляемый под эгидой ЮНЕСКО и Мини-
5 стерства образования РФ Институтом развития регионального образования (г. Москва). В регионах и национальных субъектах Федерации ведутся исследования проблем национального образования (П.Р.Атутов, К.Ш. Ахияров, Н.П. Балахчина, И.Ф. Гончаров, Р.Ф. Дзеранова, В.И. Матис, О.Д. Мукаева, Г.Ф. Севильгаев, М.Ю. Унарокова, В.К. Шаповалов, Ф.Г. Ялалов и другие).
При всей развитости национальных школ, большинство детей, в том числе и детей младшего школьного возраста, обучается в многонациональных школах. Анализ исследований ученых (Б.Ш. Алиева, Л.С. Выготского, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и других) свидетельствует, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития этнокультурной и межкультурной компетентности, формирования культуры межнационального общения, толерантности. В связи с этим возникает необходимость решения задач национального и поликультурного образования в условиях многонационального школьного окружения. В такой ситуации повышается общественная значимость результатов социокультурной и профессиональной деятельности учителя, в процессе которых обеспечивается трансляция и воспроизводство культур региона. Это обусловливает необходимость постоянного поиска путей и средств профессиональной подготовки учителя национальной школы для работы в поликультурном регионе.
Изучение и внедрение в практику высшей школы технологии подготовки студентов к профессиональной деятельности в поликультурном обществе с учетом воспитательных традиций всех проживающих в Хакасии этносов, а также лучших достижений российского и мирового опыта по воспитанию и обучению детей в условиях сосуществования множества культур, - важная педагогическая задача.
Между тем, проблема подготовки учителя начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе достаточно сложна и многоаспектна.
Стратегические направления подготовки учителя разработаны в фундаментальных исследованиях СИ. Архангельского, О.А. Абдуллиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.И. Матиса, А.Н. Орлова, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, И.К. Шалаева, Е.Н. Шиянова и других.
Вопросам общей подготовки учителя начальных классов посвящены работы Ю.П. Вавилова, Р.З. Мустафиной, Л.М. Пономаревой и других.
Подготовка учителя на материале народной педагогики раскрываются в работах В.А. Николаева (русская народная педагогика), М.М. Тхуго (адыгейская народная педагогика), 3.0. Кекеевой (калмыцкая народная педагогика), P.P. Исхаковой (татарская), Р.К. Санабасовой (алтайская) и т.д.
Постоянные социальные перемены в обществе заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как факторы стабильности и согласия между народами. Перед школой встала задача соединения в современной образовательной практике лучших образцов народной педагогики с общероссийским и мировым опытом воспитания и обучения детей. К настоящему времени выполнено значительное число исследований, посвященных этой проблеме. Теоретические основы процесса воспитания на нравственных идеалах народной педагогики раскрываются в трудах Т.Н. Волкова, Л.Х. Салимовой, В.А. Сухомлинского и других. Идея реализации этнических традиций в воспитании выдвигается в исследованиях К.Ш Ахиярова, З.О. Кекеевой, Б.М. Ховратович и др. Различным вопросам межэтнических отношений посвящены труды Е.В. Васильева, З.Т. Га-санова, И.Л. Ленского, Е.П. Тимофеевой, В.И. Матиса.
Вопросами соотношения национального и общечеловеческого в воспитании и обучении школьников занимались П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, В.Н. Сорока-Росинский, Ю.П. Сокольников и др.
Некоторые вопросы поликультурного образования нашли свое отражение в трудах О.В. Аракелян, В.К. Бацына, Д. Бенкса, B.C. Библера, Г.Д.
7 Дмитриева, Т.Ф. Кряклиной, М.Н. Кузьмина, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, В.И. Матиса, Л.Л. Супруновой и других.
Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы применительно к этнокультурным особенностям Хакасии. Это работы С.А. Боргоякова, Р.Г. Кызынгашевой, В.Г. Карпова, Ю.Г. Кустовой, Н.Ф. Сагояковой, К.И. Султанбаевой, СП. Ултургашева, Б.М. Ховратович.
В практике работы высшей школы, в том числе и в Хакасии, в советский период был накоплен богатый опыт подготовки учителей национальных школ к обучению и воспитанию младших школьников в условиях многонациональной страны. Это работы В.А. Асочакова, Е.В. Васильева, Г.Н. Волкова, З.Т. Гасанова, В.А. Ионнесьян, Б.Н. Ховратович и других, рассматривавших такую подготовку через формирование личности учителя-патриота, учителя-интернационалиста.
На современном этапе проблемам подготовки учителя национальной школы посвящены работы Е.А. Евсецовой, Л.И. Лебедевой, В.И. Матиса, В.А. Николаева, О.И. Пономаревой, В.А. Сластенина, М.Г. Харитонова. Особый интерес для нашего исследования эти работы представляют именно потому, что в них подготовка учителя рассматривается с позиций требований современного поликультурного общества.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемам подготовки учителя национальной школы посвящено большое количество разноаспектных исследований, однако технология подготовки учителя начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе (на материале Республики Хакасия) еще не выступала предметом специального исследования. До настоящего времени не выявлено значение концепции поликультурного образования как методологической основы профессиональной подготовки национальных педагогических кадров. Не определены социально-педагогические условия подготовки студентов к
8 работе в младших классах национальной школы. Не выявлены основные технологические этапы, закономерности, принципы и методы организации деятельности студентов в процессе их подготовки. Недостаточно четко выделены ее результативно-целевые ориентиры. Требуют тщательной разработки и методики определения качественных характеристик уровней готовности будущих специалистов к работе с младшими школьниками в условиях национальной школы. Недостаточно ясно выявлено соотношение национальных, общероссийских и мировых компонентов культуры в системе профессиональной подготовки национальных педагогических кадров.
Таким образом, обостряется противоречие между потребностью национальной школы в специалисте, готовом к работе с младшими школьниками с учетом особенностей поликультурного региона, и неразработанностью технологии подготовки студента к реализации данного аспекта профессиональной деятельности.
Учитывая значимость и недостаточную разработанность данной проблемы, нами была сформулирована тема исследования: "Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе (на материале Республики Хакасия)", проблема которой заключается в разработке технологии профессиональной подготовки учителя начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс подготовки учителей для начальных национальных школ.
Предмет исследования: процесс подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии.
Основная гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что эффективность подготовки учителя в национальной школе Хакасии повышается, если:
9 - технология подготовки предусматривает взаимодействие и интеграцию мотивационно-личностного, содержательного, операционного и результативного этапов, предполагающих специфические задачи, условия, формы организации, методы и результаты; выбор форм, методов и средств подготовки осуществляется с учетом достигнутого студентами уровня готовности на каждом из этапов; усвоение будущим специалистом начальных классов национальной школы знаний и умений происходит в единстве с формированием его куль-туротворческой деятельности и мотивационно-ценностного отношения к ней; - процесс формирования личности учителя начальных классов на циональной школы строится с учетом социально-педагогических условий, детерминированных спецификой поликультурного региона.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические и практические предпосылки совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии как поликультурном регионе.
Выявить социально-педагогические условия подготовки учителей начальных классов к работе национальной школы.
На основе концепции поликультурного образования определить основные задачи, условия реализации, методы, формы организации, виды деятельности и результаты на каждом этапе подготовки студентов.
Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе поликультурной модели в Хакасии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: идея о человеке, как высшей ценности, его духовной культуры, соотноше-
10 ниє общечеловеческого и национального как гуманистических и реалистических основах сознания и жизнедеятельности индивидов в поликультурном обществе, роли народных традиций в образовании (Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, И.Ф. Гончаров, А.Дистервег, П.Ф. Каптерев, В .И. Матис, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский, В.Д. Шадриков); культурологический и культурно-исторический подходы, позволяющие посредством образования закладывать и воспроизводить культуру общества, культурный тип человека с определенными способами поведения, мышления, отношением к природе, людям и самому себе, ценностями и жизненными ориентациями (А.Г. Асмолов, B.C. Библер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.К. Мамардашвили); учение о механизме развития личности в процессе диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.А. Петровский, СЮ. Курганов); деятельностный подход, основывающийся на положении о том, что психика развивается, формируется и проявляется в разнообразных видах деятельности и рассматривающий деятельность как главное условие приобщения человека к культуре.
Кроме того, в основу нашего исследования были положены следующие теоретические положения: концепция социальной сущности формирования личности (В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Ю.В. Сычев, В.Д. Семенов); концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков); концептуальные идеи управления подготовкой кадров (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, А.Н. Орлов, В.А. Сла-стенин, И.К. Шалаев).
Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической, социологической литературы отечественных и зарубежных авторов; контент анализ нормативных документов регионального и федерального
11 уровня, учебных планов и программ; социологические методы (интервьюирование, анкетирование); диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик); математическая обработка результатов эксперимента; ретроспективный анализ собственной профессиональной деятельности; педагогический эксперимент.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1998-2003 гг. на базе Института саяно-алтайской тюркологии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова и национальных школ Республики Хакасия (№28 г. Абакана, а также Аскизской, Калининской, Крас-ноключинской школ Аскизского района).
На первом этапе (1998-1999 гг) проводилась работа по изучению и анализу философской, культурологической, исторической, психолого-педагогической литературы по вопросам исследования, выявлению и анализу проблем, с которыми сталкиваются учителя начальных классов при организации педагогической деятельности в национальной школе в поликультурном регионе, осмыслению методологических основ исследования, моделированию методики эмпирической проверки гипотезы.
На втором этапе исследования (1999-2001 гг) были проведены моделирование и реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку к работе в начальных классах национальной школы в поликультурном регионе; выделены критерии уровня готовности учителей к работе в данном типе образовательного учреждения; разработаны и апробированы содержание и методы преподавания специального курса "Национальная школа в поликультурном регионе".
На третьем этапе (2001-2003 гг) проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, сформулированы основные выводы и рекомендации, осуществлено литературное оформление исследования.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Подготовка учителей начальных классов к работе в национальной
12 школе Хакасии рассматривается нами как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность, и предполагающий стимулирование активной деятельности студентов по овладению поликультурным общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в начальных классах хакасской национальной школы.
Средством проектирования профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе выступает технология последовательно сменяющих друг друга мотивационно-личностного, содержательного, операционного и результативного этапов, на каждом из которых специфично отражаются задачи, условия, методы, формы организации, результаты деятельности студентов.
Реализация технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе успешно осуществляется на основе концепции поликультурного образования, предполагающей последующую трансформацию профессиональной деятельности студентов в национальной школе с учетом специфики поликультурного региона.
Эффективность профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе зависит от следующих социально-педагогических условий: знание студентами специфики обучения и воспитания младших школьников в национальной школе в условиях Республики Хакасия как поликультурном регионе; оптимальное соотношение в педагогическом процессе вуза родной (национальной), российской и мировой культуры как основы развития поликультурной личности; создание в вузе культурной среды, способствующей формированию у студентов национального самосознания и поликультурного мышления; учет национально-психологических особенностей студентов в педаго- гическом процессе вуза. Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значение: - раскрыта специфика и особенности профессиональной деятельно сти учителя начальных классов в национальной школе в поликуль турном регионе; - определены концептуально-методологические предпосылки про фессиональной подготовки учителя начальных классов в отмечен ных условиях; определены содержание и структура готовности учителя начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе; разработана и апробирована технология такой подготовки в вузе; определена совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку учителя начальных классов хакасской национальной школы.
Практическая значение исследования определяется содержащимися в нем выводами, способствующими совершенствованию профессиональной подготовке учителей начальных классов к работе в национальном образовательном учреждении, разработанной системой формирования основ национального самосознания и поликультурного мышления учителя начальных классов национальной школы, модель которой можно использовать в институтах, на факультетах и национальных отделениях других вузов поликультурных регионов Российской Федерации, готовящих учителей начальных классов национальных школ.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается совокупностью исходных методологических положений исследования, применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике работы, апробацией результатов исследования.
14 Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты обсуждались на международной "Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая" (Абакан, 2001 г.), всероссийской "Образование в XXI веке" (Тверь, 2001г.), региональной "Реализация непрерывного педагогического образования" (Барнаул, 2002), республиканской "Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы" (Абакан, 2000 г.), межвузовской "Актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях вариативного образования" (Абакан, 2002 г.), а также ежегодных Катановских чтениях и внутривузовских научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, на заседаниях кафедры педагогики и психологии национального и поликультурного образования и методических семинарах Института саяно-алтайской тюркологии.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования и аспекты ее разработанности, сформулированы объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, раскрыта научная новизна, теоретическое и практическое значение, определены методология, методы, этапы исследования, а также положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе" представлен анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлена сущность понятия "национальная школа в поликультурном регионе"; раскрыты особенности работы национальной школы в РХ как поликультурном регионе; проведен историко-педагогический анализ профессиональной подготовки
15 учителей начальных классов национальной школы в Хакасии.
Во второй главе "Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе как система" раскрыты содержание и структура профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы; выделены социально-педагогические условия подготовки учителей начальных классов к работе в хакасской национальной школе; раскрыта сущность каждого из выделенных условий и обозначена их значимость; проанализировано состояние готовности учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии.
В третьей главе "Технология подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе в условиях Республики Хакасия" рассмотрены основные положения концепции поликультурного образования как теоретической основы профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы; раскрыты основные компоненты технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в хакасской национальной школе; проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы проведенного исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Общий объем диссертации составляет 215 страниц. В работе содержится 19 таблиц и 3 схемы. Список литературы составляет 235 источников.
Национальная школа в поликультурном регионе как этно-социо-культурный феномен
Развитие личности, ее социализация протекают в определенном культурном пространстве. Это пространство - своего рода аккумулятор социально-этнического опыта, как исторического, передаваемого от поколения к поколению в виде легенд, мифов, сказаний, преданий и т. д., так и современного, формирующегося под влиянием родной культуры, интеграционных, миграционных процессов в России и мире. Культурное пространство
- сложное динамическое образование, условия саморазвития которого предполагают "вбирание" в себя элементов инонациональных культур.
"Именно те нации обладают мощным культурным потенциалом, которые в состоянии вобрать в себя достижения мировой культуры, трансформируя ее в соответствии с исторически сложившимися собственными культурными достижениями" [8, с. 19].
Россия - полинациональная и поликультурная страна. Согласно выборочной пятипроцентной переписи населения (1994 г.) в Российской Федерации было зарегистрировано 176 этносов [100].
Национальный состав населения РФ объективно сложен и разнороден по многим показателям:
- по основным демографическим характеристикам этносов (общая численность, компактность и/или дисперсность расселения, коренной или миграционный характер происхождения и т.п.); - по этногенезу (принадлежность к разным расовым и этническим семьям);
- по языку и культуре (принадлежность к разным языковым группам и к нескольким крупным культурным, религиозным семьям);
- по уровню социального и экономического развития, урбанизированно-сти и индустриальности;
- по политическому статусу в административной системе страны [100].
Начавшиеся в стране в конце XX века демократические преобразования позволили выявить серьезные проблемы в области национальных и межнациональных отношений. "Общественность, в том числе педагогическая, с тревогой отмечала утрату молодым поколением стремления изучать родной язык, исчезновение самобытности форм национальной культуры народов России" [116, с. 108]. С чрезвычайной остротой перед педагогической наукой и практикой была поставлена задача становления и развития системы национального образования, отвечающей требованиям современного поликультурного общества и способствующей развитию национального самосознания, уважения к своей культуре, а также культурам, традициям, обычаям других народов.
Через систему образования осуществляется трансляция культуры в новые поколения, их приобщение к культурным ценностям человечества. В этом плане велика роль национального образования, предназначение которого состоит в том, чтобы "передавать подрастающему поколению богатство родного языка, культуры, традиций, духовно-нравственные ценности, опыт жизни и менталитет своего народа; развивать национальную самобытность, но в то же время ориентироваться на духовные и общечеловеческие ценности; содействовать укреплению и развитию межкультурных и межнациональных связей; формировать толерантность, гармонизировать межнациональные отношения, способствующие межнациональной интеграции" [29, с. 11]. Национальная школа в этом отношении выступает учреждением, способным не только удовлетворять собственные этнокультурные потребности учащихся, но и ввести их в мир культуры народов-соседей, познакомить с общечеловеческими ценностями и приоритетами.
Сегодня мы являемся свидетелями начавшихся реформ в сфере национального образования. Российская Федерация, являясь многонациональным государством, предоставляет право каждому народу иметь собственную систему национального обучения и воспитания.
Национальная школа оказалась в самом центре реформаторских преобразований во многих республиках и регионах Российской Федерации: "постепенно начался отход от стереотипного понимания национальной школы как учебного заведения с преобладанием учащихся коренной (нерусской) национальности, наличием специальных программ обучения на родном языке, заниженным, как правило, уровнем требований по сравнению с типовой общеобразовательной российской школой" [120, с. 22].
Для подъема на более качественный уровень развития, современной национальной школы требуется модернизация в соответствии с новой федерально-региональной парадигмой. При определении ориентиров развития национальной школы на современном этапе необходимо обратиться к исто-рико-педагогическому опыту, прогрессивным педагогическим идеям прошлого. Вместе с тем, успешное развитие национальной школы связано с общественной практикой народов, их этническими и межкультурными взаимодействиями. В этом плане национальная школа выступает фактором сохранения духовно-нравственного, этнопедагогического опыта и обеспечения национального согласия народов России.
Содержание и структура профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы
Подготовка будущих учителей начальных классов к работе в национальной школе в Хакасии нами рассматривается как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность, и предполагающий стимулирование активной деятельности студентов по овладению поликультурным общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в начальных классах хакасской национальной школы. Этот процесс осуществляется при обучении студентов в системе учебных занятий по дисциплинам общекультурной, психолого-педагогической, предметной подготовки и курсам дополнительной специальности ("Архитектура компьютера", "Введение в тюркологию, "История хакасского языка", "Лингвострановедение и страноведение и др.), научно-исследовательской работы студентов и педагогической практики.
Развитие концепции поликультурного образования в нашей стране требует изменения образовательной политики в области подготовки квалифицированных педагогических кадров для работы в национальных образовательных учреждениях с учетом требований современного поликультурного общества.
В западноевропейских странах, где данная концепция достаточно давно и успешно функционирует, проблема подготовки и переподготовки учителей решается по-разному.
В ФРГ для учителей, работающих в поликультурных классах (шко 59 лах), открыты специальные курсы, на которых им предоставлена возможность факультативного изучения родного языка детей-иностранцев на элементарном или повышенном уровне [19].
В Голландии система подготовки специалистов в области поликультурного воспитания и обучения охватывает, в основном, педагогов дошкольного и начального звеньев образования. В Швеции и Италии внедрение принципов поликультурного образования идет через специальную подготовку учителей всех образовательных звеньев [22].
В нашей стране создание системы подготовки педагогических кадров для работы в национальных образовательных учреждениях, построенных на принципах поликультурного образования, практически только начинается.
В последнее время выполнено значительное число работ, посвященных профессиональной подготовке учителя для работы в моно- и полинациональных образовательных учреждениях.
Работы по подготовке такого учителя и интересные с точки зрения нашего исследования можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся исследования, посвященные подготовке учителя для работы в полинациональном и поликультурном социуме. Это исследования Г.В. Давлекамовой, В.И. Матиса, В.К. Шаповалова и др. В них рассматриваются основные идеи, особенности, закономерности, принципы, направления такой подготовки. Так, Г.В. Давлекамова [56] основным компонентом профессиональной подготовки студентов в полинациональном регионе считает изучение этнопедагогической среды ребенка. В.И. Ма-тис в качестве основных свойств и качеств учителя, работающего в национальных образовательных учреждениях поликультурной модели, выделяет: способности к выявлению социокультурных, нравственно-духовных факторов, детерминирующих потребности в расширении инновационной деятельности в национальной школе; педагогический профессионализм, включающий в себя этнопедагогические и этнопсихологические знания о про 60 живающих в регионе учеников; возможности учителя использовать инновационный потенциал и способность вырабатывать методические рекомендации по переводу научных инноваций в массовую практику [122]. В.К. Шаповалов [217], исследуя этнокультурную направленность российского образования, выделяет такие качества личности учителя национальной школы, как одухотворенность идеями полинационального общения, поликультурного воспитания, тактичности, гибкости и деликатности. Обязательным компонентом профессиональной подготовки педагогов для национальных школ он считает изучение будущими учителями не только родного языка, но и этнопсихологии, этнопедагогики, этносоциологии, истории и культуры этносов, особенностей и традиций национальной семьи, культуры межнационального общения и других спецкурсов.
Ко второй группе можно отнести работы, посвященные этнопедаго-гической подготовке учителя в поликультурном регионе. Так, например, М.Г. Харитонов [207] выделяя этнопедагогическую готовность в качестве основной составляющей профессиональной подготовки учителя начальной национальной школы, характеризует ее через этнопедагогическую культуру. О.И. Пономарева [162] предложила систему профессиональной подготовки студентов к работе в многонациональной школе в поликультурном социуме, основным компонентом которого выступает этнопедагогическая культура. В.А. Сластенин и В.А. Николаев [180] в системе формирования этнопедагогической культуры будущих учителей выделяют: 1) сообщение системы обобщенных этнопедагогических знаний, развитие мотивов их освоения и углубления; 2) воспитание национального самосознания и основных позитивных черт менталитета нации; 3) создание установки на практическое применение этнопедагогических знаний и обучение их творческому использованию.
Поликультурное образование как теоретическая основа профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы
Проблема соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в условиях глобализации современного мира вновь приобрела свою актуальность. В XX веке возник так называемый этнический парадокс, суть которого заключается в том, что в общественном сознании и научных подходах стали популярными проблемы общечеловеческих ценностей, планетарного или глобального мышления. Не менее заметной становится и противоположная тенденция: стремление многих этносов сохранить свою этническую культуру, свою этническую самобытность как ответ на процессы ассимиляции, интеграции и унификации, происходящие в современном глобальном мире.
В условиях интенсификации межкультурного взаимодействия на первый план стали выходить проблемы образования, способствующего усвоению знаний о различных культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностей народов и обращающего внимание на важность воспитания у подрастающего поколения толерантности, эмпатии по отношению к носителям инокультурных ценностей.
Возникла необходимость в создании такой концепции образования, которая бы смогла "примирить" две противоположные тенденции, связанные с сохранением этнического своеобразия культур и в тоже время с процессами глобализации, интеграции, интернационализации.
Такой концепцией, на наш взгляд, является концепция глобального образования, которую можно определить как "одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необ 114 ходимости подготовки человека к жизни в условиях быстроменяющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов" [165, с. 132].
В основе данной концепции лежит философия глобальных проблем, задача которой, с одной стороны, найти средство преодоления существующих конфликтов и противостоять всем формам экстремизма, а с другой -найти во всех имеющихся социальных, политических, национальных и религиозных доктринах нечто общее и взаимосогласующееся, что позволило бы определить универсально приемлемые и взаимосогласующиеся цели, ценности, моральные принципы для всего мирового сообщества [49].
Одной из основных составляющих, частью, элементом глобального образования является концепция поликультурного (мультикультурного, кросскультурного) образования.
Существует несколько точек зрения на соотношение понятий "муль-ти-культурное образование", "поликультурное образование", "межкультурное образование". Одни исследователи (В.Э. Бауэр, В.В. Макаев, В.И. Ма-тис, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и др.) отожествляют эти понятия. Например, В.И. Матис указывает, что понятие "поликультурное образование" ... получило общественное и научное признание, хотя сам термин имеет свое смысловое значение в разных странах. Так, в Германии часто употребляется "мультикультурное образование", "поликультурное воспитание", "многокультурное образование", у русских ученых М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского - это диалогизм, в США, у Дж. Бенкса - "поликультурное образование", в современной России - это "интеркультурное образование", "интерсоциальное воспитание", "интегративное образование" и т. д. [125, с. 87].
Другие, например, Н.Б. Крылова, А.В. Шафикова считают понятие "мультикультурное образование" шире и полнее, т. к. оно включает кроме "диалога и национального согласия культур региона ... введение инноваци 115 онного поля культурного взаимодействия, которое создает совершенно новые, более сложные культурные реалии, чем в ситуации диалога" [95, с. 88]. Но как справедливо отмечает В.И. Матис: "при различных оттенках в определении суть понятия поликультурного образования - подготовка личности к интеграции в многонациональное общество, сохранению личностной культурной самобытности" [125, с. 87]. Следует также отметить, что в нашей стране поликультурное образование иногда отождествляется с полиэтническим или многоэтническим.