Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды Шпакова Вера Анатольевна

Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды
<
Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шпакова Вера Анатольевна. Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ростов н/Д, 1999 193 c. РГБ ОД, 61:00-13/879-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-педагогические предпосылки подготовки студентов к организации спортивной среды на гуманистических принципах... 18

1.1. Гуманизация физической культуры и спорта в условиях реформирования школьного и вузовского образования 18

1.2. Культуросообразная концепция физической культуры 46

1.3. Проблемы гуманизации профессиональной подготовки учителей физического воспитания и образования за рубежом: состояние и перспективы 71

Глава 2. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к организации гуманной спортивной среды 91

2.1. Философские и культурологические аспекты личностно- ориентированной подготовки педагогических кадров для системы физического образования и спорта 91

2.2. Моделирование профессиональной готовности студентов института физической культуры и спорта к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды 109

2.3. Содержание и средства развития у студентов профессионально- педагогической готовности к организации гуманной личностно- ориентированной спортивной среды 134

Заключение 171

Литература 175

Приложение 189

Введение к работе

Образование определяет нравственный, интеллектуальный, культурный потенциал страны, оно само по своей сути ориентировано на будущее, является той ключевой приоритетной сферой, от которой зависит главное - формирование личности свободного человека, живущего в свободном обществе, способного самостоятельно и сознательно строить свою собственную жизнь, воспитывать своих детей в духе общечеловеческих ценностей с учетом традиций своего народа, его культуры, нравственности, непреходящих понятий добра, ответственности, патриотизма, уважения к другим народам, осознания личностной и общественной значимости высокой профессиональной компетентности и добросовестности в труде. Ключевое положение в системе образования занимает учитель, профессиональное формирование, становление и деятельность которого составляют приоритетное направление в теории и практике образования и воспитания.

Специально проведенные исследования в области сравнительной педагогики показали, что общественное сознаниенавсехуровнях, включая государственно-политический, рассматривает гуманизм как основополагающий принцип общественного прогресса. Само течение мысли о гуманизме формировало первые представления о доброте к детям и достоинстве человека как общественного существа, выполняющего волю всеобщего начала. Личностный смысл гуманизма - в мироощущении себя как ценности, в активном неприятии ограничений выбора идеала и прав на собственное видение высокой идеи.

К настоящему времени сложился ряд предпосылок, обусловивших необходимость новых подходов к подготовке учителя (Е.ИБелозерцев, Е.В.Бон-даревская, Н.Н.Зволннская, В.Й.Маслов, В.В.Сериков, В.А.Сластешш).

Социальные предпосылки. Образование в целом, в том числе и педагогическое, выполняет определенный социальный заказ. По мере развития общества

система образования вынуждена переосмысливать свои цели и изменять содержание. Благодаря изменениям в общественном сознании появились новые ценности в образовании: приоритет саморазвития, самовоспитания, самообразования над передачей знаний, умений, навыков, а, следовательно, и интересов личности над учебным планом и учебными программами. На фоне смены ценностных установок образование развивается по пути к целостности, создаются условия для постоянного возвышения человека, гармонизации его отношений с природой и обществом, государством и другими людьми.

Практические предпосылки. О том, что система образования (включая педагогическое) развивается по пути к целостности, можно судить по интеграционным процессам, происходящим в учебных заведениях. Многие педагогические вузы стали центрами хранения, развития и передачи культуры, в первую очередь психолого-пёдагогической и технологической, применительно к обучению.

Теоретические предпосылки. В отечественной истории педагогического образования накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, который необходимо учитывать, разрабатывая современные подходы к подготовке учителя. Цель современной системы образования - непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Профессиональное воспитание учителя приносит результат лишь тогда, когда студент и преподаватель, взаимодействуя и общаясь, проходят через творчество, учение, труд. Они должны занимать лич-ностно-гуманную позицию в своей профессиональной деятельности. Ценность личности воспитателя - в его ивугивидуальности., способности обогатить систему воспитательных отношений своей личностью, неповторимостью, использованием педагогических средств. Для профессиональной подготовки учителя необходима переориентация с технократической подготовки учителя на развитие его личности, с усвоения знаний, умений, навыков на овладение культурой

и методологией педагогической работы, с традиционной практики на интенсивную жизнедеятельность.

Эти требования в полной мере относятся и к высшей физкультурной школе. Уже давно осознана необходимость построения системы, способной реализовать изложенные положения и, с одной стороны, содействовать удовлетворению потребностей студентов вузов физической культуры в образовании как общечеловеческой ценности, помогать развитию их личности и активному участию в социальной жизни; с другой - обеспечивать потребности общества в высокограмотных, культурных, гуманистически ориентированных спортивных педагогах [109].

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Главной ценностью учителя физической культуры и тренера является ребенок - его развитие (физическое и духовное), образо-вание, воспитание, социальная защита, поддержка его индивидуальности, достоинства и прав человека. Учителя физической культуры ответственны за формирование физической культуры личности школьника, его физическую подготовленность, здоровье. В первую очередь необходимо обратить внимание на усиление воспитательных и оздоровительных воздействий внеклассных и внешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, привлечение учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями. В школьной системе учебно-воспитательной работы важное место занимает правильно организованный процесс физического воспитания учащихся. Состояние физической культуры учащихся, и в частности их здоровья, физическое развитие и подготовленность приобретают первостепенное значение, так как в значительной степени определяют, насколько морально и физически крепким вырастет молодое поколение.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что 85 % всех неуспевающих учеников отстают от сверстников не по причине лени или нерадивости, а из-за физических недугов, болезней, следствием которых является отсутствие необходимых двигательных нагрузок на растущий организм. В школьной практике не получили устойчивого применения такие формы физического Боепитания, как "час здоровья", физические упражнения в режиме учебного дня. Урок физической культуры способен удовлетворять двигательную потребность лишь на 11-13 %. В рамках обязательных занятий по физическому воспитанию в школе основное внимание обычно обращается лишь на формирование у школьников определенных двигательных умений и навыков, позволяющих им участвовать в физкультурно-спортивной деятельности и показывать высокие результаты. Что касается других аспектов спортивно-гуманистического воспитания (формирование ответственного отношения к своему здоровью, эстетического отношения к спорту, воспитание нравственного поведения в спорте и т.д.), то эта работа проводится несистематически, без достаточно глубоко научного и научно-методического образования. Не везде пока отказались от оценки работы школьных учителей по количеству завоеванных кубков и выигранных соревнований. Средства физического воспитания плохо используются для активизации учебной деятельности учащихся. К физическому самовоспитанию приобщается менее 2 % выпускников школ [37].

Развитие спорта высших достижений прямо и косвенно связано с развитием культуры, нарастанием темпов социального прогресса, комплексным подходом и характером социального развития личности, общества и с другими со-- циальными процессами. Основная ценность спорта заключается в том, что спорт - сфера проявления высокой нравственности, эстетики, культуры, творчества, чисто человеческого общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе.

Погоня за медалями и рекордами привела к появлению таких негативных" явлений, как стремление к победе любой ценой (допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д.), разрушающих нравственно-эстетические нормы и принципы. Именно такой подход к спорту привел к тому, что он оказался во власти количественных критериев, к которым сегодня прибавляется денежный эквивалент победы. Зачастую спорт рассматривается просто как соревновательная деятельность, а не как социальное явление. Многих интересуют главным образом результаты спортивных соревнований и поединков. И значительно реже встречаются люди, которых в спорте интересуют в первую очередь проявления эстетики, нравственности, культуры, творчества, чисто человеческого общения, гуманного отношения друг к другу и к природе, возможность добиваться всестороннего и гармоничного развития, реализовать другие гуманистические ценности. Сами занятия спортом чаще всего и главным образом применяют лишь для накачивания мышц, повышения других физических кондиций и почти не используют (или используют крайне редко) для формирования и развития нравственной и эстетической культуры человека, его творческого, интеллектуального потенциала и других духовных способностей, для удовлетворения его потребности в общении с другими людьми и природой.

Все это существенно снижает гуманистическую, культурно-воспитательную ценность современного спорта. Стремительное и глобальное развитие спорта в наше время остро ставит проблему глубокого познания его противоречивой сущности, познания ради того, чтобы в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта во имя культивирования лучшего в человеке.

Таким образом, школьная физическая культура и спорт являются наиболее дегуманизированной областью, отчужденной от растущего человека. Выход из этого положения возможен в гуманизации учебного процесса, в организации таких отношений учителя с детьми, когда для учителя ребенок из объекта воз-

действия становится субъектом, человеком познающим и действующим, с которым осуществляется' взаимодействие. В данном случае речь идет о субъект-субъектных отношениях. Гуманизация процесса физического воспитания - дело непростое и длительное, оно напрямую связано с общекультурным уровнем взрослого населения, учащейся молодежи, педагогов и всего общества в целом. Возрастает ответственность учителя за обучение и воспитание молодого поколения, все выше требования общества к его личности, уровню подготовки, культуре, образованности. Он должен всем своим поведением, поступками и действиями служить примером для учащихся, быть образцом высокой гуманистической нравственности, культуры, принципиальности, широкой эрудиции.

Поскольку сегодня осознана необходимость перестройки всех сфер деятельности на основе ценностей гуманизма, то особую актуальность приобретает не только провозглашение этого принципа, но и разработка механизма его реализации в практической деятельности, в том числе в профессиональной деятельности учителя физической культуры. В этой связи актуальной становится проблема перестройки педагогического мышления и поведения в сторону гуманистической ориентации педагогического процесса.

Перестройка любого механизма, а также профессиональной деятельности учителя физической культуры и тренера, как известно/начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления, деятельности. Как доказали исследования Е.В.Бондаревской, И.Б.Котовой, В.М.Монахова, Н.К.Сергеева, В.В.Серикова, решение наиболее актуальных проблем организации образовательного процесса возможно на основе парадигмы личностно ориентированного образования. Реализация субъектно-личностного характера деятельности означает умение учителя физической культуры и тренера вычленять и осмысливать социокультурную проблему и строить свою деятельность в этих условиях.

В этой связи становится актуальной проблема подготовки студента к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в современных условиях актуализируется необходимость осуществления педагогического образования в контексте культуры и подготовки учителей, способных к разработке и осуществлению культуросообразных, гуманистически направленных педагогических систем и технологий. Одной из самых характерных тенденций в области физической культуры и спорта является действие интеграционньгх процессов, которые ориентированы на выделение междисциплинарных программ исследования уровня подготовки специалиста, его готовности к выполнению тех требований, которые предъявляются к нему с учетом динамики отношений в обществе (Ю.Д.Железняк, Г.гШономарев и др.). Такая постановка проблемы определяет целевые установки на формирование не столько профессиональных знаний, умений, навыков, сколько личности специалиста, предпосылок его дальнейшего развития.

Об актуальности этой проблемы свидетельствуют и данные нашего опроса студентов IV и V курсов института физической культуры и спорта РГПУ. Им был предложен опросник, с целью изучения их знаний представлений о гуманизации спортивной среды. Результаты таковы:

На первый вопрос - "Как вы понимаете понятие "спортивная среда"? -типичными были следующие ответы:

а) спортивная среда - это понятие охватывает всю спортивную деятельность, то, что окружает человека во время занятий физической культурой и спортом (снаряды, сооружения и т.д.); те, кто окружает человека (тренер, спортсмены и т.д.) и влияет на развитие личности, ее физические, психические, моральные, умственные, нравственные качества;

б) спортивная среда - это обстановка, которая окружает людей, зани
мающихся физической культурой и спортом, влияет на развитие личности, ее
способностей;

в) спортивная среда - это среда, в которой находится занимающийся, ве
дет определенный образ жизни, выполняет требования и нормы спортивного
поведения; ,

г) спортивная среда ~ своеобразные условия, где личность осуществляет
двигательный режим, общается с людьми, которых объединяют спортивная
деятельность, спортивные мероприятия н общие спортивные интересы.

На второй вопрос анкеты - "Как, по вашему мнению, надо организовать гуманную спортивную среду?" - ответы были следующие:

а) гуманная спортивная среда - это среда, в которой дети занимаются для
себя, для своего здоровья. Для этого детей надо заинтересовать и привлечь их
внимание, создать атмосферу для свободных занятий физической культурой и
развития своих способностей; '

б) надо учитывать возрастные особенности людей, физическую подготов
ленность, состояние здоровья, способности к занятиям спортом и на основе это
го применять индивидуальный подход к каждому ребенку;

в) занятия физической культурой и спортом необходимо организовывать
так, чтобы детям нравилось, чтобы они стремились заниматься; с особым вни
манием, с уважением и любовью подходить к ребенку, подобрать каждому уп
ражнения, проводить различные мероприятия, научить здоровому образу жиз
ни.

На третий вопрос - "Способствует ли спортивная среда нравственному воспитанию личности?" - большинство студентов ответило положительно. Примерные ответы были таковы:

а) занятия физической культурой и спортом помогают в нравственном воспитании личности. Выделяются такие нравственные чувства, как долг, взаи-

мовыручка, взаимоподдержка, ответственность. В спортивной среде воспитываются дисциплина, самоконтроль;

б) спортивная деятельность требует от ребенка развития многих личностных качеств: воли, терпения, трудолюбия, взаимопонимания. В процессе занятий спортом ребенок сам познает чувство товарищества, коллективную сплоченность. Большую роль играет сам тренер. Он должен быть эталоном нравственного поведения.

Этот опрос свидетельствует о значимости спорта и физической культуры в жизни самих студентов, о большом влиянии семьи и школы, о требованиях к личности учителя, его духовному облику. Наибольшие затруднения у студентов вызвало объяснение функций гуманистических ценностей в физической культуре.

В современной науке имеется необходимая совокупность знаний для постановки и решения проблемы создания гуманной среды в образовательных учреждениях:

проблема воздействия среды на личность учащихся рассматривалась в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, ЛЛ.Буевой, М.С.Когана, А.С.Макаренко, В.А.Петровского, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, Д.Б.Эль-конина;

проблема создания гуманной личностно-ориентированной среды в различных образовательных учреждениях рассматривается в работах Е.В.Бон-даревской, Л.П,Буевой, Ю.Г.Волкова, Н.В.Гусевой, Э.Н.Гусинского, Л.М.Кла-риной, Т.К.Мурманской, В.АЛетровского, Л.А.Смывиной, Л.П.Стрелковой, Р.М.Чумичевой.

Полученные выводы, наряду с другими научными источниками, позволили нам сформулировать следующие исследовательские положения.

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов института физической культуры и спорта к организации гуманной личност-но-ориентированной спортивной среды.

Предметом является формирование профессионально-педагогической готовности к организации спортивной среды на принципах гуманизма.

Цель исследования - разработать научно-педагогические основы подготовки студентов к организации гуманной спортивной среды в школе и вузе.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования: .

  1. выявить особенности и культурно-педагогические предпосылки гуманизации спортивной среды в современных условиях;

  2. определить научно-педагогические основы профессиональной подготовки студентов к организации гуманной спортивной среды на основе личностного подхода;

  3. разработать модель профессионально-педагогической готовности студентов института физической культуры к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды;

4) разработать и апробировать курс .профессионально-педагогической
подготовки к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной
среды.

При решении этих задач мы опирались на следующую гипотезу. Профессиональная готовность студентов педвузов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды представляет собой сформированное в процессе обучения качество личности будущего учителя физической культуры, основу которого составляет психолого-педагогическая культура как элемент ду-хрвно-нравственного гуманистического развития личности учителя. Поэтому мы полагаем, что процесс формирования профессиональной готовности студен-

тов педвуза к организации спортивной среды, будет протекать эффективно, если:

а) профессионально-педагогическая подготовка студента будет основы
ваться на культуросообразной концепции физической культуры и иметь в каче
стве своей теоретической основы концептуальные положения личностно-ориен-
тированного образования;

б) в процессе овладения содержанием профессионально-педагогической
подготовки студенты будут усваивать систему нравственных, мировоззренче
ских и специальных знаний по организации личностно-ориентированной среды
и реализовать эти знания в практической работе по организации спортивной
среды в вузе и школе;

в) моделирование профессиональной готовности студентов к организации
гуманной спортивной среды будет основываться на личностном подходе;

г) содержание процесса профессионально-педагогической подготовки бу
дет включать специальный курс подготовки студентов к организации личност
но-ориентированной спортивной среды.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: ,

  1. идеи гуманизации образования, теории воспитания гуманной личности в различных педагогических системах, концепция личностно-ориентированного обучения и воспитания (Е.В.Бондаревская, Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, КАКолесникова, В.В.Сериков, ВА.Сластеннн, В.ШНаулин, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.);

  2. современная концепция физической культуры, как части общечеловеческой культуры (С.Э.Александров, В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, ИН.Визи-тей, М.Я.Виленский, Л.И.Лубышева, Ю.М.Николаев, Н.ИЛономарев, В.И.Столяров);

  3. теоретические положения о сущности и структуре целостного педагогического процесса формирования готовности к отдельным видам деятельности

(Г. Д .Бабушкин, М.Н.Дьяченко, Н.Н.Зволинская, И.А.Зимняя, В.С.Ильин, Л.А.Кандыбович, Н.В.Кузмина, В.ИМаслов, В.А.Сластенин, Д.Н.Узнадзе);

4) исследования, посвященные выявлению гуманистического потенциала спорта в современных условиях (АХ.Пегов, В.М.Зациорский, В.И.Столяров, В.И.Францев, O.Grupe, H.Lenk, Ortega-Y.-Gasset, B.Seu).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся институт физической культуры и спорта Ростовского государственного педагогического университета. Исследованием было охвачено 286 студентов.

Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы и программно-методической документации; теоретическое моделирование, монографическое изучение студентов; педагогический эксперимент, в ходе которого использовались беседы, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности студентов; статистическая обработка данных и графическая интерпретация результатов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап исследования (1995-1996 гг.) включал изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблемам іуманизации спортивной среды, практического педагогического опыта, философских и культурологических аспектов подготовки студентов, уточнение проблемы, формулирование гипотезы.

Второй этап (1996-1998 гг.) включал разработку модели, критериев и показателей готовности студентов к организации гуманной личностно-ориен-тированной среды, учебного материала для опытно-экспериментальной работы и процесса обучения студентов, изучение и анализ реального уровня готовности студентов к организации гуманной спортивной среды.

Третий этап исследования (1998-1999 гг.) включал проведение эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, систематизацию теоретических и экспериментальных материалов, оформление выводов по исследованию.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

обоснована подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды, как необходимое условие реализации студентом профессиональной деятельности в современных условиях;

разработана модель готовности студента к организации гуманной лич-ностно-ориентированной спортивной среды, включающая компоненты, позволяющие установить ее специфическое содержание, критериальные показатели, уровни;

теоретически смоделированы и в ходе, экспериментальной работы апробированы содержание и средства подготовки студентов педвуза к организации гуманной спортивной среды.

Практическая значимость исследования:

- теоретические положения и выводы, разработанные критерии готовно
сти к организации гуманной спортивной среды, способы ее формирования ис
пользуются в вузовском обучении и способствуют эффективной профессио
нальной подготовке специалиста в области физической культуры;

разработан специализированный авторский курс "Педагогика спорта" (программа курса, задания для студентов, критерии оценки результатов педагогического процесса);

результаты исследования могут быть использованы преподавателями вуза, школьными учителями и студентами в практической работе со студентами и школьниками.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. В современных условиях возрастает значимость личностно-ориентиро-ванной педагогической деятельности, особенно в области физической культуры & спорта, как части общей культуры общества, где происходит соединение физического развития личности с общекультурным. Для осуществления этого необходим гуманный спортивный педагог, ориентированный на создание благоприятной культуросообразной воспитывающей среды.

  2. Гуманная личностно-рриентированная спортивная среда - это единое социокультурное и образовательное пространство, в котором взаимодействуют общечеловеческие ценности и ценности физической культуры и спорта. Эта среда способствует осознанному освоению двигательных действий, индивидуальному приросту физических качеств, укреплению здоровья, гармонизации телесных и духовных качеств личности, физическому и психологическому благополучию. Организация занятий проходит через общение на принципах доверия и педагогической поддержки.

  1. Модель готовности представляет собой идеальный образ личностно-профессиональной сущности спортивного педагога. Готовность к организации гуманной спортивной среды - это интегративное качество личности педагога как субъекта педагогической деятельности, сущность которого составляет взаимодействие ценностно-мотивационного, содержательно-процессуального и ориентировочно-профессионального компонентов.

  2. Педагогический процесс формирования готовности будущего спортивного педагога к организации гуманной спортивной среды представляет собой последовательность трех этапов (ориентирующего, информационного и моделирующего), на которых решаются преемственно связанные задачи развития как основных компонентов готовности, так и ее интегративных свойств как целого.

5. В системе средств, обеспечивающих процесс формирования готовности студентов, ведущим выступает 1фактико-ориентированный характер содержания программы "Педагогика спорта", а также комплекс педагогических ситуаций, способствующих актуализации исследуемой готовности. Эффективность использования ситуаций возрастает при обеспечении таких их характеристик, как проблематизация содержания, диалогичность обучения, возможность выбора точки зрения, варианта, пути решения проблемы.

Достоверность полученных результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, соответствием тенденциям передового опыта решения проблем гуманизации физической культуры и спорта, использованием системы разнообразных методов исследования, оптимальным соотношением результатов качественного и количественного анализа итогов экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе огштно-экспериментальной работы со студентами института физической культуры и спорта РГПУ. По мере проведения исследования его результаты публиковались в печати (7 научных публикаций) в виде статей и тезисов, докладов выступлений на межрегиональной и международной научно-практических конференциях: "Физическая культура: роль в профессиональном образовании и здоровом образе жизни" (Ростов-на-Дону, 1997), "Человек в пространстве культуры" (Ростов-на-Дону, 1998). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и теоретических основ физического воспитания Ростовского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем работы составляет 193 страницы.

Гуманизация физической культуры и спорта в условиях реформирования школьного и вузовского образования

Важнейшей тенденцией развития многих сфер деятельности является переход от нормативной деятельности к деятельности, основанной на принципах гуманизма, нравственности, сотрудничества (Д.В.Бондаревская, Л.Г.Веткин, Г.И.Железовская, АЛ-Тряпицина, И.СЯкиманская, М.В.Кларин, ЙБ.Котова, Е.Н-Шиянов и др.). Глобальный характер преобразований, происходящих сегодня в нашей стране и в мире, обусловлен, прежде всего, гуманизацией общественной жизни. Переориентация педагогики и практики на человека и его развит тие является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Основным средством развития гуманистической сущности человека является образование, как компонент культуры.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" определены принципы государственной политики в области образования. В частности, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье" [71].

Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования во взаимосвязи с гуманизацией жизни общества, социально-экономическим, научно-техническим и духовно-культурным развитием страны. Гуманизация образования предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. При этом предполагается как очеловечивание условий обучения и воспитания, так и гуманизация личности обучаемого.

По своим целевым функциям гуманизация образования является условием (фактором) гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности.как субъекта творческой деятельности. Гуманизация образования составляет и валшейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе. И, наконец, гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъективную сущность образовательного процесса. Основным смыслом данного процесса в этом случае становится развитие личности, качество и мера которого являются показателем работы системы образования [90].

Реформирование образования направленно на создание условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы современного общества. Многоуровневая система высшего образования основана на гуманизации и фундамен-тализации образовательных программ. При этом важным является сочетание широкой культурной и общепрофессиональной подготовки с последующей глубокой специализацией.

В "Типовом положении о высшем учебном заведении Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации -№ 497, первой из главных задач любого вуза, как центра образования, науки и культуры, является удовлетворение потребностей личности в шггеллектуаль-ном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Таким образом, высшая школа преобразовывается из "кузницы кадров для нужд государства" в систему образовательных учреждений для удовлетворения самых разнообразных потребностей личности в саморазвитии и самосовершенствовании. Уже осознана необходимость готовить новых специалистов с учетом изменений общественной среды, ее новых требований, новых социально-экономических возможностей и социокультурного климата. Поэтому главной установкой во многих педагогических вузах является - повышение общекультурного и научного уровня подготовки специалистов;, в,том числе и в сфере физической культуры.

Эти прогрессивные тенденции в общественном развитии восходят к идейному философскому учению гуманизма как исторически изменяющейся системе воззрений, признающей ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающей благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. В основе современной гуманистической педагогики лежат, прежде всего, классическая теория гуманизма, принципы Канта о вечном мире и его положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Система гуманистических воззрений, созданных в условиях развивающегося капитализма, явилась великим завоеванием общественной мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и историче-скиЪграниченна.

Культуросообразная концепция физической культуры

При всем разнообразии определений культуры можно выделить то, что объединяет большинство из них: понимание культуры как системы внебиологически выработанных механизмов, которые программируют деятельность человека. Культура - это изменяющиеся нормы, приемы, процедуры деятельности, которые создают деятельность; это принцип связи человека с предметом. Субъект культуры - человек, который творит, сохраняет и распространяет культурные ценности [23].

Краткий анализ работ по теории и практике культуры позволяет выделить взаимоисключающие точки зрения на эту проблему. Так, В.М.Межуев трактует феномен культуры, понимая ее как социальное бытие людей. Содержание данного понятия сведено им к материальной деятельности индивидов, абсолютизируя тем самым соответственно материальную сторону культуры [113]. Н.С.Злобнн акцентирует внимание на общественно-политической деятельности как источнике культуры, давая более строгое определение культуры, фиксируя несимметричность диалектически связанных понятий "духовная жизнь общества" и "культура". "Материальная культура, - отмечает он, - только потому и есть культура, что она духовна" [78]. Э.СМаркарян трактует культуру как выражение деятельностной сущности человека, как способ человеческой деятельности [108]. ЛН.Коган уточняет, что культура есть мера всесторонней реализации сущностных сил человека [88]. В.И.Толстых пытается выразить это явление через категорию и феномен образа жизни [182].

Очевидно, что само определение уже предполагает выделение только двух способов существования культуры: материальной и духовной, согласно характеру производимых и потребляемых в их рамках ценностей. Вместе с тем всем пшпущим по этим вопросам абсолютно ясно, что существует еще один вид культуры - культура физическая. В жизнедеятельности человечества она имеет свою историю и достаточно четко фиксируемые функции, обладает неоспоримой социальной значимостью.

Большая советская энциклопедия называет физическую культуру "частью общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики" [24].

В настоящее время, когда имеется множество зачастую противоречивых взглядов на культуру, для осмысления сущности физической культуры целесообразно использование нескольких взаимодополняющих друг друга ее интегра-тивных концепций. Таковыми, по мнению Ю.М.Николаева, являются концепция культуры, основанная на раскрытии процесса культурного развития: где выделяются такие взаимосвязанные подходы к ее изучению, как социально-генетический (раскрывающий механизм освоения индивидом предшествующей культуры), творчески-атрибутивный (позволяющий понять культуру в ее совершенствовании), системно-функциональный (показывающий культуру как функцию конкретной социальной системы), аксиологический (ценностный) [128]; концешщя, акцентирующая внимание на духовном производстве, связанном с различными видами духовного освоения действительности: практически повседневного, концептуально-теоретического и эстетическо-художественного. Системообразующими подсистемами ее являются система производства (освоения, созидания) духовных ценностей, их хранения, распространения и потребления [69]; подход к культуре, основанный на сознательной организации и управлении поведением и жизнедеятельностью людей, где сознание, заменяя инстинкт, выполняет регулирующую, ориентирующую и созидательную творческую функции. А в основе культуры лежат принципы целесообразности (идеальное представление человеком в сознании результатов своих действии), удобства (гуманистическая направленность культуры на человека) и красоты (эстетическое отношение человека к своей деятельности) [166,188].

Философские и культурологические аспекты личностно- ориентированной подготовки педагогических кадров для системы физического образования и спорта

Стремление современного человека вернуться к ощущению собственной целостности и к целостному восприятию мира нашло свое отражение в усилении роли гуманитарного знания как в средней шкоде, так и в высших учебных заведениях. Так появилась еще одна характерная черта современного образования - гуманитаризация и гуманизация учебного процесса. Условием гуманитаризации и гуманизации образования является- обращение студентов к мировой культуре, истории, общечеловеческим духовным ценностям. Поэтому философские и культурологические аспекты подготовки педагогических кадров для физической культуры и спорта составляют методологическую основу для решения нашей проблемы.

Открытие функциональной асимметрии человеческого мозга, его принци- -пиальной диалогичности между "левым" и "правым" полушариями; осознание принципа дополнительности Н.Бора; исследования историков и культурологов О.Шпенглера, Л.Гумилева, АТойнби, М.Бахтина, В.Библера, которые показали, что человеческая история и культура являются процессами глобальных взаимодействий между отдельными личностями, этносами, цивилизациями, служат свидетельствами того, что обретение целостности человеческого сознания возможно только на путях диалогового взаимоотношения человека с миром и культурой.

Таким образом, существует актуальная потребность создания более эффективных методик и условий обучения, которые способствовали бы воспитанию развитой, активной, гуманной личности, приспособленной к жизни в современном, быстро изменяющемся мире не декларативно, а по существу.

Реализовать эту задачу можно, только преодолев схематизм технократического подхода и выработав культурологический подход,, который, основываясь на конструктивной концепции культуры, помог бы преодолеть противоречия обезличенного представления человека как "компьютерной метафоры" и вернуть обучающемуся его сущностные человеческие характеристики как свободной, самоопределяющейся личности, находящийся в непрерывном диалоге с самим собой, друтщщ личностями и произведениями культуры, воплощающими в себе всю предшествующую и настоящую культуру. Технократизм проявля- ...: ется также в осознанном или неосознанном оставлении вне фокуса рассмотрения проблемы обучения таких тонких, интимных процессов становления индивидуального сознания, как: формирование нравственных ценностей, свободная направленность личностной активности, механизмы личностной самодетерминизации. Альтернативой такого взгляда на человека в процессе обучения является культорологический подход.

Ряд исследователей (А.В.Барабанщиков, КН.Богданов, Е.В.Бондаревская, ВБХура, И.ФЛсаев, Н.А.Комар, В,А.Сластенин, ЛАТерехина) утверждают, І что культурологический подход дает возможность представить педагогические : явления, профессиональное образование будущего учителя как совокупность, систему культурных компонентов, дает возможность исследовать их в контексте состояния развития духовной культуры общества в делом, его научного и интеллектуального потенциала.

Культурологический подход, в понимании В.В.Гура, - это такое видение человека через понятие культуры, которое позволяет рассматривать человека в учебной деятельности как свободную, активную индивидуальность, способную к самодетерминации в горизонте личности в результате общения с другими личностями, культурами, эпохами, как в пределах сегодняшнего жизненного мира личности (малое время культуры), так и в других эпохах (большое время культуры) [53].

Культурологический подход сосредоточивает свое внимание на человеке как субъекте культуры, ее главном действующем лице, способном в момент своего напряженного диалога с произведением культуры по "последним вопросам бытия" вмещать в себя все "старые" смыслы культуры и одновременно производить новые, еще неведомые миру. При таком подходе сфера деятельности человека, сфера его бытия, в которой осуществляется создание и восприятие произведений, рассматривается как культура.

В логике культурологического подхода рассматриваются различные аспекты сущности человека как субъекта культуры - сознание, самосознание, духовность, нравственность, творчество, обучаемость и т.д.; не проецируются в какой-то одной модели или теории, но понимаются именно в своем в неиерархическом сопряжении, общении, т.е. как грани целостного культурного человека.

Похожие диссертации на Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды