Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Развитие дизайна и дизайн-образования в мировой практике, вклад в него русской школы дизайна 15
1.1. История возникновения дизайн-образования 16
1.2. Современное состояние дизайна в мире, глобализация дизайн-образования и пути его развития 26
1.4. Зарубежный опыт дизайн-образования 32
1.5. Отечественный опыт дизайн-образования 49
ГЛАВА 2. Совершенствование содержания и процесса обучения дизайна в нашей стране, разработка подходов к современной концепции непрерывного дизайн-образования 65
2.1. Социальный заказ и анализ проблем дизайн-образования в нашей стране 66
2.2. Некоторые модели образования и их пригодность для обучения дизайну на различных уровнях профессионального образования 16
2.3. Содержательно-понятийный аппарат русской школы дизайна 94
2.4. Психофизиология, эргономика и эргодизайн как основные контролирующие функции качества обучения дизайну 101
2.5. Анализ основных принципов и содержания образования, учебного процесса в аспекте дизайн-образования 116
2.6. Подходы к концепции непрерывного дизайн-образования и его оценке 143
2.7. Особенности содержания современного
среднего профессионального образования в сфере дизайна 161
ГЛАВА 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по совершенствованию дизайн-образования в средней профессиональной школе 178
3.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 178
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию непрерывного дизайн-образования 206
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 214
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 219
ПРИЛОЖЕНИЯ
- История возникновения дизайн-образования
- Социальный заказ и анализ проблем дизайн-образования в нашей стране
- Содержание опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что многие вопросы образования в области дизайна не учитывают особенности современного этапа развития дизайна в России, ее экономики, социальных и культурных аспектов.
Анализ содержания учебных программ различных дисциплин при обучении дизайну показал, что оно рассчитано на узкую специализацию, не отвечает современным представлениям о требуемом уровне подготовки выпускников, не формирует у обучаемых способности принятия дизайнерских решений в условиях глобализирующегося мира. Не решены также многие другие проблемы, возникшие в связи с информатизацией процессов дизайна, с современным развитием педагогики, социологии, экономики. Так, низкая конкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий, в том числе из-за ее недостаточной дизайнерской проработки, ведет к утрате национальной идентификации, к потере приоритета российской культуры в разных сферах жизни. Поэтому профессиональные учебные заведения должны существенного совершенствовать подготовку выпускников для сферы дизайна, что обусловлено его огромным влиянием на комфортные условия всей жизнедеятельности человека для повышения уровня качества его жизни.
Согласно определению Международного Совета обществ промышленного дизайна (ICSID) «дизайн является креативной деятельностью, чья основная задача заключается в приведении многогранных качеств объектов, процессов по их производству и дальнейшему обслуживанию в единый жизненный цикл. В связи с этим, дизайн является центральным фактором инновационной гуманизации технологий и критическим фактором культурного и экономического обмена».
Исследование существующих подходов в теории и практике дизайн-образования свидетельствует о наличии существенных противоречий:
— между требованиями к подготовке специалистов в области дизайна, удовлетворяющими современному этапу развития этой отрасли, а также его
перспективе, и существующими учебными планами и профаммами, которые имеют, прежде всего, художественный уклон и не отражают в полной мере мировые процессы, такие как, например, повышение качества жизни, рассматриваемые технической эстетикой, информатизация и глобализация общества;
— между дизайном как творческой инновационной деятельностью и отсутствием инновационной образовательной среды при подготовке дизайнеров в профессиональных учебных заведениях.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему данного исследования: какова должна быть система подготовки будущих дизайнеров для их успешной работы на современном рынке труда.
Актуальность рассматриваемой проблемы, необходимость разрешения названных противоречий послужила основанием для определения темы исследования: «Подготовка специалиста—дизайнера среднего звена в условиях инновационной образовательной среды».
Основные понятия, использованные в диссертации:
Дизайн — любая деятельность, ставящая одной из главных целей гармонизацию ее с окружающей средой и состоящая из неразрывно связанных эстетической и технологической компонент, в которой эстетика определяет содержание, а технология — форму деятельности.
Непрерывное дизайн-образование — система (среда) целенаправленного получения, совершенствования и развития знаний, умений и навыков в течение всей жизни человека (в учебных заведениях, путем самообразования, в процессе профессиональной деятельности) с помощью элементов дизайна, интефированных в образовательную среду, или образовательной среды, созданной с помощью дизайна, для формирования культурных образцов с целью повышения качества жизни, как самого человека, так и общества в целом.
Фрейм — структура данных для описания стереотипной ситуации. Представляет собой блок в виде логической записи, каждому слоту которой соответствуют основные элементы понятия. Фреймы используются для опи-
сания объектов, событий, ситуаций и взаимосвязей между ними.
Фрейм-модуль — сертифицируемый элемент образовательного процесса, построенный на использовании фрейма в качестве единицы структурирования ЗУНов и формирования взаимосвязей между ними.
Фрейм-модульная технология — система приращения информации, построенная на использовании фрейма в качестве основного ее носителя, в котором сгруппированы по слотам модули, и содержащая функции преобразования поступившей информации на входе и выходе фрейма, а также по завершению ее приращения на каждом слоте фрейма.
Инновационная образовательная среда — по сути, среда дизайн-образования, исходя из определения дизайна; в данном исследовании — среда, основанная на использовании интерактивного подхода с учетом фрейм-модульной технологии в целом, а также модульного принципа на базе фрейм-модулей и модельно-рейтинговой системы контроля и оценки качества подготовки дизайнеров в частности.
Цель исследования: теоретическая разработка и обоснование системы непрерывного дизайн-образования (на примере образовательных учреждений среднего профессионального образования).
Объект исследования: непрерывное дизайн-образование.
Предмет исследования: содержание и процесс подготовки дизайнеров в образовательных учреждениях СПО в условиях инновационной образовательной среды.
Гипотеза исследования. Подготовка дизайнеров в учреждениях СПО, отвечающая современным требованиям науки о дизайне и практики дизайнерской деятельности, учитывающая потребности рынка труда, будет более эффективна, если:
разработать подходы к современной концепции непрерывного дизайн-образования и обосновать требования к содержанию образования и результатам подготовки дизайнеров;
сформировать инновационную образовательную среду, характери-
зующуюся гибкостью и возможностью внедрения в процесс обучения дизайну фрейм-модульной технологии, основанной на фрейм-модулях;
— контроль и оценка качества подготовки специалистов-дизайнеров
будет осуществляться с помощью модульно-рейтинговой системы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно сформулировать следующие задачи исследования:
Провести анализ научных исследований и опыта в области развития дизайна и дизайн-образования в нашей стране и зарубежом.
Выявить теоретико-методологические предпосылки формирования системы непрерывного дизайн-образования и особенности его реализации в системе СПО.
Обосновать и сформулировать основные требования к содержанию и результатам образования будущих дизайнеров — выпускников учреждений СПО с учётом современного этапа развития России и общемировых требований.
Спроектировать инновационную образовательную среду, основанную на внедрении фрейм-модульной технологии в учебном процессе.
Реализовать в ходе опытно-экспериментальной работы разработанную образовательную технологию и оценить эффективность ее применения при подготовке специалистов — дизайнеров среднего звена для сферы компьютерного (инфокоммуникационного) дизайна.
Методологическую основу исследования составили следующие положения:
об организации педагогического процесса, дизайн-образования в г\е-лом (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Грашин, А.С. Макаренко, А.Г. Прохода, В.А. Сластенин, В.Ф. Сидоренко, О.С. Хан-Магомедов и др.);
о дидактических системах, практиках и отдельных дисгщплинах в дизайн-образовании (В.В. Бычков, В.А. Ганзен, В.И. Казаринова, СМ. Кожуковская, П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов, П.А. Флоренский, Л.Д. Майнова,
и др.);
— о возможности использования информационных технологий в обра
зовании, включая дизайн-образование (Н.В. Борисова, Ю.С. Брановскии,
Б.С. Гершунский, Т.Д. Дегтярева, В.Ф. Сидоренко, М.С. Чванова, и др.).
Теоретической основой исследования явились идеи и концепции, раскрывающие:
сущность образовательного и педагогического процессов (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и др.);
проблемы дидактики (Е.В. Бондаревская, М.Г. Гарунов, И.Я. Лернер, И.Т. Огородников, Л.Г. Семушкина, С.Д. Смирнов, Ю.Г. Фокин, А.П. Чернышев и др.);
— пути оптимизации обучения (В.Т. Ащепков, Ю.К. Бабанский,
А.А. Вербицкий, З.Ф. Есарева, В.И. Звягинский, А.И. Кочетов, И.Я. Лернер,
А.Г. Мороз, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.);
-— проблемы обучения дизайну (А.А. Грашин, В.И. Казаринова, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Сидоренко, В.В. Соловьева, Л.Д. Чайнова и др.);
— основы учета значения эстетики в ноосфере и, в частности, дизай
не и образовательном процессе (В.В. Бычков, О.И. Гнесаретский,
А.Ф. Лосев, Б.Б. Соловьев, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и др.).
Для решения поставленных задач в ходе исследования были использованы следующие методы исследования.
На теоретическом уровне — методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, логический, моделирование, обобщение опыта).
На эмпирическом уровне:
опросно-диагностические (анкетирование, целенаправленные беседы, тестирование, обобщение независимых характеристик);
обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение);
праксиометрические (анализ результатов деятельности студентов и преподавателей);
— экспериментальные (констатирующий, формирующий, диагностиче
ский педагогического характера).
В исследовании реализованы также статистические методы обработки полученного массива численных данных с использованием методик, адаптированных к решаемым задачам. Количественный анализ проводился на основе предложенных формул, позволяющих оценивать требуемые параметры, в частности, были задействованы элементы модульно-рейтинговой системы.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 1993 по 2008 г.г. и состояло из нескольких этапов. Адаптация и использование существующих отечественных методик подготовки дизайнеров, разработанных на базе Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), позволили проводить ряд этапов параллельно.
Первый этап (1993-2001 гг.) — теоретическое осмысление проблемы.
Проведённый на данном этапе исследования анализ научной, учебно-методической литературы, а также требований действующих ГОС СПО позволил:
выявить значительное количество противоречий между содержанием подготовки специалистов в области компьютерного дизайна и состоянием и тенденциями развития дизайна, требованиями рынка труда; определить пробелы в содержании основных профессиональных образовательных программ;
разработать программы восполнения необходимых знаний, навыков и умений, их взаимосвязей, как в целом, так и для конкретных секторов экономики;
— наметить направления совершенствования дизайн-образования в
России.
Второй этап (1999-2004 гг.) — формулирование цели, задач, гипотезы исследования; начало опытно-экспериментальной работы.
Источником требуемой информации для решения поставленных в ис-
следовании задач явился поиск и анализ существующих методик обучения дизайну, их теоретической и практической составляющей. Сложность заключалась в том, что литература по данной тематике «размыта» по библиотечным каталогам, ее остатки носят фрагментарный характер, а многие области знания по дизайну в РФ утрачены. Большую консультативную помощь в данной работе оказали практики дизайна и специалисты ВНИИТЭ.
Третий этап (2001-2006 гг.) — теоретическое обоснование и разработка подходов к современной концепции непрерывного дизайн-образования; совершенствование содержания и процесса подготовки дизайнеров; дальнейшая модернизация известных традиционных методик и их адаптация ко всем преподаваемым учебным предметам; формирование инновационной образовательной среды; продолжение опытно-экспериментальной работы и сопоставление полученных результатов в контрольных и экспериментальных группах студентов; публикация наработанных материалов исследования.
Четвертый этап (2003-2008 гг.) — внедрение результатов в процесс подготовки студентов СПО; систематизация полученных данных выполненного исследования; представление полученного материала в виде диссертации.
Экспериментальная база исследования. Основная опытно-экспериментальная работа и окончательная проверка полученных результатов проводилась в Техникуме социально-информационных технологий и Математическом колледже, г. Москва. Исследованием были охвачены более 400 студентов 2-4 курсов отделений дизайна, включая группы слабослышащих студентов, а также с низкой социальной самооценкой.
Научная новизна исследования заключается в следующем. В исследовании изложен комплексный подход к проблеме подготовки специалистов в области дизайна на всех уровнях профессионального образования, при этом впервые учтены аспекты обучения различным направлениям современного дизайна, в частности:
- ю-
обоснована необходимость решения в современных условиях основных выявленных граничных задач: учета в дизайн-образовании компонентов классического и инфокоммуникационного (компьютерного) дизайна, а также конкретных требований рынка труда и фундаментальных знаний обучаемых; непрерывности процесса обучения дизайну и роли эргодизайна, эргономики и психофизиологии как основных контролирующих функций качества подготовки специалистов;
определено, какого рода специалист в зависимости от направления и вида дизайна, потребностей рынка труда должен быть подготовлен на том или ином уровне профессионального образования, объем его знаний, умений, навыков, и взаимосвязи между ними.
сформирована вариативная модель подготовки специалистов среднего звена, отвечающая большинству из существующих специализаций дизайна. В рамках проекта ФГОС СПО нового поколения обоснована характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения ими основной профессиональной образовательной программы;
доказано, что фрейм-модульная технология способствует созданию инновационной образовательной среды при подготовке дизайнеров в учреждениях СПО.
Дальнейшее развитие данных положений в сфере инфокоммуникационного дизайна может в значительной степени содействовать переходу дизайна в России на новую ступень развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
рассмотрены различные модели образования и их пригодность для обучения дизайну на различных уровнях профессионального образования;
разработаны подходы к современной концепции непрерывного дизайн-образования;
показана зависимость повышения качества обучения дизайнеров от внедрения в образовательный процесс модульно-рейтинговой системы кон-
- п -
троля и оценки;
— учтены влияние процессов глобализации и особенности русской
школы дизайна на требования к содержанию и результатам подготовки спе
циалистов в области дизайна;
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
разработана и внедрена комплексная учебно-методическая система подготовки дизайнеров основанная на особенностях русской школы дизайна;
обеспечивается модульный принцип построения конкретных моделей дизайн-образования и определяется качество образования с помощью модульно-рейтинговой системы оценки;
в рамках системы непрерывного дизайн-образования разработана своя модель образовательного процесса для каждого из видов;
—- использование фрейм-модульной технологии, в том числе модульно-рейтинговой системы контроля и оценки, сокращает время обучения на 1-2 семестра, что, во-первых, позволяет повысить уровень и качество подготовки за счет введения при очной форме обучения более углубленного содержания дисциплин и расширения их перечня, а, во-вторых, имеется реальная возможность поддержки различных форм обучения (заочной, экстерната) и эффективной реализации дистанционных образовательных технологий;
— результаты исследования и предложенные практические рекоменда
ции могут быть использованы не только при обучении дизайну, но и направ
лены на совершенствование учебного процесса по другим специальностям, а
также повысить культурный уровень человека и качество его жизни.
Основные положения, выносимые на защиту.
Современная система непрерывного обучения инфокоммуникаци-онному (компьютерному) дизайну, основываясь на русской школе дизайна, должна комплексно учитывать процессы информатизации в дизайне, накопленный мировой опыт дизайн-образования и совокупность фундаментальных научных разработок в области дизайна.
В качестве единицы структурирования ЗУНов и формирования
взаимосвязей между ними может быть использован фрейм-модуль — структурный элемент образовательного процесса, построенный на использовании фреймов и модулей для конкретных условий. Применение фрейма формирует новую семантическую сеть на основе модулей для конкретных моментов образовательного процесса.
3. Реализация образовательного процесса с использованием фрейм-модульной технологии, включающей фрейм-модули и модульно-рейтинговую систему контроля и оценки, способствует созданию инновационной образовательной среды и позволяет повысить качество дизайн-образования в учреждениях СПО.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов проведенного исследования обеспечивается четкостью исходных методологических позиций; достаточным объемом выборки экспериментального исследования; неоднократной проверкой теоретических и экспериментальных данных; единством количественного и качественного анализа; применением комплекса теоретических, эмпирических и статистических методов, адекватных цели, предмету, задачам исследования, внедрением результатов исследования в образовательную практику.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
на конференции: «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития», состоявшейся в РАГСе и ЮНИОН РАНе 15 декабря 2006 г.
в статьях, опубликованных в газетах и журналах («Среднее профессиональное образование», «Вестник СГУ», «Образование: исследовано в мире», «Педагогический вестник» и др.) — полный цикл статей опубликован: в Международном научном педагогическом Интернет-журнале «Образование: исследовано в мире [Электрон, ресурс]», издаваемого под патронажем Российской академии образования и Государственной научной публичной библиотеки им. Ушинского; на сайте автора — .
Издан ряд учебных, учебно-методических пособий и учебно-
- із-
программных комплексов, имеющих гриф Министерства образования РФ (Министерства образования и науки РФ) и зарегистрированных в Отраслевом Фонде прав защиты алгоритмов.
Требования к выпускникам обсуждались с руководителями и трудовыми коллективами ряда организаций, среди которых: ВНИИТЭ, Ставропольский Государственный университет (СГУ), Институт повышения квалификации государственных служащих при аппарате президента РФ (ИПК Госслужбы), Московский государственный университет дизайна и технологий (МГУДТ), Региональное подмосковное отделение партии Единая Россия, Институт проблем развития среднего профессионального образования (ИПР СПО), Федеральный институт развития образования (ФИРО), издательство «Кнорус», издательство «Оникс», РИЦ ВВА им. Гагарина, Колледж Электросвязи им. Петрова и др.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс подготовки будущих дизайнеров в Московском математическом колледже (ММК), в Техникуме социально-информационных технологий (ТСИТ).
История возникновения дизайн-образования
Для понимания того, как формировались существующие сегодня школы и организации дизайна, в том числе и учебные центры, рассмотрим основные классические концепции дизайн-образования: Баухауз. Основой всей воспитательной работы Баухауза было последовательное осуществление цели развития художественной индивидуальное студента, его способностей и талантов. Именно на это был ориентирован педагогический процесс. При определении изучаемых дисциплин учитывались индивидуальные желания студента. Свое призвание он должен был познать сам. Весь процесс обучения строился на выдвинутом Гропиусом положении: «Является ли работа самообразования всего лишь результатом навыка и умения или творчества, зависит от одаренности человека. Ей нельзя научить, ей нельзя обучиться. Но можно развить способности руки и основательность знаний как главные предпосылки любой формообразующей работы будь то труд простого работника, либо гениального художника». [235]
Первостепенное внимание отдавалось выработке у студента на основе изучения реального соотношения пластических и цветовых элементов и постижения законов композиции собственных, как можно более индивидуализированных представлений о форме. Студенты в мастерских работали над выполнением заданий, которые ставили перед собой сами, а не по указке мастера. Изучение основ формообразования строилось так, чтобы научить, прежде всего, выражению творческих идей языком пластических форм, который не передавался от мастера к ученику, а вырабатывался у последнего при помощи учителя. Вместе с тем большое внимание уделялось воспитанию навыков работы в коллективе как содружестве творческих индивидуальностей, объединенных вокруг единой задачи. Это способствовало созданию общих стилевых черт любого разрабатываемого коллективно объекта, а вместе с тем прививало иммунитет от субъективизма творчества при сохранении индивидуальности последнего. Среди основных педагогических принципов следует отметить: творческое воспитание; концепция «учиться делая»; концепция одновременного воспитания руки и головы как вклад в целостное воспитание; постулат об эстетическом воспитании как воспитании свободы. Отмечается также, что все эти принципы не были чьим-либо изобретением, а органически возникли из предшествовавшей возникновению Баухауза плодо -17 гворной дискуссии по поводу педагогической реформы. Влияние Баухауза на современные школы было огромно; многие из них применяли в качестве образца пропедевтический курс Баухауза. В Болгарии, Голландии, Швейцарии, Японии вокруг выпускников Баухауза образовались творческие ячейки. Баухауз своим возникновением и дальнейшими перипетиями существования впервые в истории художественной школы доказал, насколько ее социальная и педагогическая прогрессивность зависит от уровня политической демократии, характеризующей данное общество. Впоследствии эту закономерность подтвердили многие зарубежные и наши отечественные школы, также возникшие в послевоенный период. [72]
Высшая школа дизайна в Ульме (Ульмская школа). Начиная с момента своего основания, Высшая школа дизайна в Ульме была провозглашена наследницей Баухауза. Наряду с профессиональным обучением главной задачей школы должно было стать воспитание у студентов самостоятельного мышления. В соответствии с этим, в программу обучения должны были включаться дисциплины, прививающие студентам навыки конструктивного действия. Благодаря этому школа должна была сочетать профессиональное обучение, общее образование и воспитание чувства ответственности. Средством для этого была подготовка творчески одаренных людей к осуществлению задач практической жизни через участие в формообразовании продуктов социальной значимости и в оказании дизайнером помощи в их создании индустриальными средствами, в приведении в единство формы с другими аспектами качества. В частности, это должно было способствовать расширению экспорта и повышению жизненного уровня народа. Значительное место идеологами Ульма уделялось использованию дизайнером исследований в области маркетинга. Социальная роль дизайна, считали Мадьдонадо и Бонсип, заключается в том, чтобы оказывать на структуры потребления, существующим в свободном рыночном хозяйстве, влияние со своих социально-культурных позиций: «Функция дизайнера заключается не в поддержании спокойствия, а в возбуждении беспокойства». [72]
Социальный заказ и анализ проблем дизайн-образования в нашей стране
Социальный заказ должен основываться на социальном партнерстве, которое, в свою очередь, должно быть направлено на обеспечение преодоления относительной изоляции системы профессионального образования от рынка труда, качественных и количественных различий между спросом и предложением на рынке труда, вызванных стремительными экономическими и социальными переменами. Результаты социального партнерства, диалога между сферами образования и труда должны повлиять на общественный климат в сторону дальнейшего прогресса в профессиональном образовании. Требуется иной ракурс рассмотрения, в котором не знания как таковые, а компетенции станут определяющим фактором, отвечающим новым требованиям и непосредственным потребностям рынка труда. Одним из приоритетных направлений развития социального партнёрства средней профессиональной школы является формирование устойчивой взаимосвязи образования с производством, направленное на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать. [1]
Рассматривая потребности в подготовке специалистов в области дизайна, стоит отметить следующее.
В странах ориентированных на максимальную экономическую эффективность или с сильной олигархической составляющей, т.е. превалирование корпораций над средним классом, — общество (точнее, сформированное общественное мнение) заинтересовано в промышленной продукции высокого качества и/или с определенными свойствами. Критерием отбора продукции в них является рынок. Предполагается, что высокие качественные показатели не могут быть без дизайна, поэтому по линии обратной связи промышленность обращается к рынку специалистов с заказом на специалистов в области дизайна. Рынок специалистов регулируется потребностями в них.
Содержание опытно-экспериментальной работы
Целью экспериментальной проверки — являлось сформирование инновационной образовательной среды, основанной на использовании интерактивного подхода (с учетом фрейм-модульной технологии), модульного принципа (на основе фрейм-модулей) и модульно-рейтинговой системы оценки качества образования при подготовке высококвалифицированных дизайнеров среднего звена (на примере изучения ряда дисциплин блока СД предназначенных для изучения технологий дизайна в той или иной сфере, в частности, «Компьютерная графика» и «Мультимедиа».
Исходя из того, что выпускник среднего специального учебного заведения должен быть готов к профессиональной деятельности на предприятии, компоненты готовности к профессиональной деятельности включают в себя:
Когнитивный компонент. Система знаний теоретического, эстетического и технологического характера, приобретенных за время обучения выпускником ССУЗа, контролируется за все время обучения: контрольными точками — так называемый мониторинг педагогического процесса, выраженный в контрольных, лабораторных, диспутах и прочих учебных мероприятиях, направленных на развитие взаимосвязей между блоками знании, наработки навыков и приобретению умений;, итоговыми оценками по каждой дисциплине — включая, в каждую из них суммарную оценку по кон-трольным точкам и зачета/экзамена по дисциплине/модулю (последний целесообразно использовать, в случае если группа, дисциплин является единой средой функционального комфорта конкретного знания); оценкой резулыпа-та защиты дипломного проекта перед Государственной аттестационной комиссией.
Диссертационное исследование построено на основе рабочего учебного плана Техникума социально-информационных технологий и Математического колледжа, г. Москва 2003—2008 годы. Поэтому в ниже приведенных таблицах и, построенных на их основе, диаграммах, показана итоговые оценки по всей группе дисциплин. Они являются комплексной итоговой оценкой, как за теоретические знания, так и за практические умения — и составляют отдельные дисциплины, модули или группы модулей, знания по которым соответствуют издательскому направлению в дизайне (Стандарт 0514 Дизайн (по отраслям) — в данном случае издательско-полиграфическая отрасль хозяйствования).
Мотивационный компонент. Мотивационный компонент характеризует стремление студента к овладению конкретной дисциплиной, специальностью и специализацией в целом (согласно трактовке, принятой в СССР). Повышение уровня мотивации студента при использовании интерактивного подхода достигается за счет планомерной и целенаправленной работы преподавателя со студентом (или микрогруппой), которая выступает в виде корректировки задания на самостоятельные и лабораторные работы для каждого из них и в зависимости от их способностей — меняется педагогическая цель каждого занятия.
Индивидуальное задание подбирается с учетом уровня подготовленности студента и ориентирует студента на приложение некоторых усилий на решение поставленной задачи. Индивидуальное задание рассчитывается из уже имеющейся у студента минимальной информации (освоенных студентом знаний и навыков), и направлено на его индивидуальную работу по новому материалу. Как видно из данного подхода, уровень владения информацией у каждого студента свой — у кого-то меньше (отстающие), у других примерно равный (средне и хорошо успевающие), у третьих намного превышающий средний (отличники). Последний, как правило, не сбалансирован и требует гармонизации по различным уровням взаимосвязей.
Уровень корректировки не должно быть слишком трудным, так как за - 179 дание может быть не выполнено студентом и породить у него неприязнь к предмету. С другой стороны, индивидуальное задание не должно быть очень легким, так как в этом случае студент выполняет задание, практически не прилагая усилий, что приводит к потере интереса к изучаемой дисциплине. Использование интерактивного подхода резко увеличивает мотивацию студента к овладению дисциплиной и специальностью, что наглядно видно из ниже приведенных таблиц (рост качества приобретенных знаний). На увеличение уровня мотивации к овладению конкретной дисциплиной и повышению творческой активности студентов также серьезное влияние оказывает создание дружественной творческой атмосферы при проведении лабораторных работ и публичных защит. Создание такой атмосферы — также одна из обязанностей преподавателя, применяющего в своей работе интерактивный подход.
Операционный компонент. Спланированная и целенаправленная самостоятельная работа студента и правильно подобранные индивидуальные задания прививают студенту навыки работы с источниками информации, развивают профессиональные умения анализа информации и выбора наилучшего решения поставленной задачи, а также организации исследовательской работы (проведения эксперимента) по практическому использованию выбранного метода обработки информации, эстетического осмысления задания и его технологического воплощения.
Таким образом, интерактивный подход в наибольшей степени развивает указанные профессиональные умения. Для фиксации того или иного уровня готовности использованы следующие методы: наблюдения, беседы, контроль за выполнением лабораторных работ и курсовых проектов, публичная защита полученных результатов. Для оценки уровня сформированности модульной системы и готовности выпускника ССУЗ к профессиональной деятельности сформулированы четыре уровня рейтинговой системы (рис. 12.).