Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТРАДИЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР СТА НОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 12
1.1. Традиции как этнопедагогическое наследие 12
1.2. Специфика традиций марийского народа 32
1.3. Значение прогрессивных традиций в воспитании будущего специалиста...' .51
ГЛАВА II.ВНЕДРЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДА МАРИ В ПРАКТИКУ ПОДГОТОВ КИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ 75
11.1. Личностно-ориентированная модель подготовки специалистов 75
II.2. Влияние национальных традиций на профессионально-личностное становление будущего социального педагога 95
11.3.Пути и методы использования национальных традиций в практике подготовки социальных педагогов 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 129
ПРИЛОЖЕНИЯ 149
- Традиции как этнопедагогическое наследие
- Личностно-ориентированная модель подготовки специалистов
- Влияние национальных традиций на профессионально-личностное становление будущего социального педагога
Введение к работе
Актуалность исследования* Социальные потрясения в России 90-х гг. XX века породили множество проблем самого различного характера: от экономических до духовно-нравственных. В сложной обстановке политической нестабильности увеличилась миграция населения, экономические "эксперименты" вызвали рост безработицы, хронические задержки заработной платы отбросили многих за черту бедности. Все это привело к разительному расслоению общества, обострению межнациональных отношений, развалу семьи.
Создавшееся критическое положение наглядно отражается в жизни субъектов Российской Федерации - республик, краев и областей. Государственная программа развития образования Республики Марии Эл свидетельствует: "Груз материальных забот, навалившийся на родителей, неуверенность в завтрашнем дне ...привели к снижению качества семейного воспитания, к разрыву связи между поколениями, разрушению традиций, девальвации духовных ценностей". Институт семьи находится в тяжелом положении.
Но ситуация усложняется еще и тем, что недостаточное финансирование образования парализует работу всей воспитательно-образовательной системы. Закрываются бюджетные учреждения дополнительного образования детей, кружки и студии, прекращают работу самодеятельные коллективы. В молодежной среде культивируется агрессия, чувственные удовольствия, деньги. Эти явления отрицательно сказываются на духовно-нравственном становлении формирующейся личности, ее психосоматическом здоровье, что в конечном итоге может привести к деградации общества.
Положение усугубляется и тем, что сегодня отсутствуют общие
подходы к воспитанию не только в образовательных учреждениях, но и в обществе. Не ясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может. Вышеизложенное свидетельствует об острой необходимости принятия неотложных мер по предотвращению дальнейшего развития кризисных явлений в сфере воспитания.
Практика показывает, что значительные ресурсы социального становления и нравственного воспитания молодежи скрыты в прогрессивных национальных традициях и культуре. Именно они, как неиссякаемая сокровищница, доносят до нас моральный, социальный и духовный опыт предшествующих поколений, способствуют формированию нравственного облика человека, развитию важных гуманистических черт личности.
На законодательном уровне это положение определяется государственной политикой в области образования, которая основывается на таких принципах, как "Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;" (Закон Российской Федерации об образовании). В Государственной программе развития образования Республики Марий Эл выделяются положения о воспитании у подрастающего поколения "... системы ценностей общечеловеческой культуры, культуры народов России и Республики Марий Эл, чувства носителей и продолжателей этнокультурных традиций".
Поэтому социальный заказ общества видится нам в возрождении народной культуры и в подготовке на национальных традициях высококвалифицированных социальных педагогов, способных со знанием дела подойти к созданию и практической апробации этнопедагогических программ, к реализации их в практике работы образовательного
учреждения. Этим объясняется повышенный интерес высшей школы к подготовке для образовательных учреждений социальных педагогов, знающих и уважающих культурные традиции своего народа.
Теоретико-методологической базой исследования являются взгляды и научные положения о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалевз, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.В.Петровского; труды по общим вопросам социальной педагогики А.И.Арнольдова, В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, А.В.Мудрика, Г.Н.Филонова, Т.Ф.Яркиной и др., в которых даны основополагающие законы социального взаимодействия, раскрывается роль социальной среды в формировании личности.
Проблемы подготовки и профессионального становления специалистов в области социальной педагогики и социальной работы освещены в исследованиях М.П.Гурьяновой, В.Н.Келасьева, С.В.Тетерско-го, В.С.Торохтия, Е.й.Холостовой, С.Н.Чистяковой и др. Общие закономерности развития студенческого социума разработаны В.В.Бовкуном, Н.Ф.Головатим, В.И.Добрыниной, И.С.Коном, Н.Б.Крыловой, Т.И.Кухтевич, Б.Т.Лисовским, В.А.Сластениным, С.Д.Смирновым и др.
Опыт использования народной педагогики в воспитании подрастающего поколения рассмотрен по фундаментальным трудам классиков отечественной и зарубежной педагогики: Э.Дюркгейма, Я.-А.Каменского, В.Ф.Одоевского, И.-Г.песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинс-кого, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого и др., которые подчеркивали, что национальная традиционная педагогика является основой науки о воспитании.
При исследовании народных традиций мы опирались на работы Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, В.Д.Плахова, В.А. Руднева, И.В.Суханова, Л.А.Тульцевой, Н.Н.Чебоксарова и др.
- б -
Этнические особенности традиций мари мы изучали по трудам С.А.Батина, А.Фукс, И.-Г.Георги, В.М.Васильева, С.Т.Кузнецова, И.Н.Смирнова, Г.Яковлева и др. Большое значение уделялось педагогическим аспектам этнических традиции, освещенных М.М.Берлянчи-ком, Л.И.Боровиковым, Г.Н.Волковым, Д.А.Даниловым, Т.Ю.Купач, Р.П.Ленгвинас, М.Г.Таичиновым. Изучению национально-регионального компонента способствовали программы П.А.Апакаева, В.Ф.Сапаева, С.Н.Федоровой и С.И.Фоминой.
Вместе с тем можно утверждать, что отсутствуют работы по применению прогрессивных традиций марийского народа в деле подготовки педагогических кадров. В настоящий момент, когда в практику работы образовательных учреждений входят программы по национальному воспитанию, для каждой республики, в том числе для Марий Эл, важна более конкретная разработка национального компонента.
Перед вузами республики встают задачи подготовки квалифицированных специалистов, способных создавать и реализовывать инновационные проекты национальных программ не только в практике воспитательной работы образовательных учреждений, но и в разновозрастном социуме. Поэтому речь идет об этнопедагогической подготовке социальных педагогов, знающих традиции и культуру своего региона и способных донести эти знания до широких слоев населения.
Сложившееся противоречие между возросшими требованиями к качеству подготовки педагогических кадров и практикой работы в данном направлении составляет проблему настоящего исследования, что и обусловливает выбор темы:
"Подготовка социальных педагогов с использованием прогрессивных традиций марийского народа1*
Цель исследования: разработать методические основы использования национальных традиций в практике подготовки социальных педагогов в условиях вуза.
Объект исследования: национальные традиции как социально-педагогический фактор профессиональной подготовки.
Предмет исследования: процесс подготовки социальных педагогов на прогрессивных традициях марийского народа.
Гипотеза исследования: Эффективность профессионального становления социальных педагогов может быть существенно повышена, если:
обеспечить интеграцию работы вуза и других социальных институтов в практике использования национальных традиций в жизни студенческого социума;
ввести национально-региональный компонент в воспитательно-образовательный процесс вуза;
осуществить профессионально-личностный подход в подготовке социально-педагогических кадров.
Цель и гипотеза определяют необходимость решения следующих
задач исследования:
1. Выявить этнокультурные особенности традиций народа мари как уникальной этнической группы.
й. Определить социально-педагогические условия использования национальных традиций в социуме, их значение в формировании нравственного облика подрастающего поколения.
Формировать социальную активность студентов посредством приобщения их к национальной культуре, являющейся источником прогрессивных национальных традиций.
Разработать методику внедрения марийских традиций в прак-
тику подготовки социальных педагогов.
Методологической основой исследования является идея о влиянии этнокультурной среды на становление профессиональных навыков и качеств личности, о приоритетной роли воспитания в духовно-нравственном и этнокультурном становлении; теория деятельност-ного и личностного подхода.
На данном методологическом фундаменте выстроены теоретические выкладки о роли традиций марийского народа в процессе профессиональной подготовки в вузе; о роли будущего социального педагога в возрождении национальной культуры.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников и обобщение педагогического опыта, метод моделирования, опытно-экспериментальная работа по проецированию национальных традиций в практику воспитательно-образовательной деятельности, социологические опросы, диагностика, статистические методы обработки полученных в ходе исследования материалов.
Опытно-экспериментальная база: факультет дошкольного воспитания (ФДВ) МГПИ им.Н.К.Крупской, экспериментальная школа-комплекс N 18 г.Йошкар-Олы как опытная площадка довузовской подготовки будущих студентов факультета, педагогическое училище г.Йошкар-Олы, дошкольные учреждения N 4,6,26 г.Йошкар-Олы.
Научная новизна исследования выражается в обосновании педагогического потенциала традиций марийского народа, определении их значения в формировании этнопедагогическои культуры социального педагога и в выявлении условии повышения эффективности профессиональной подготовки через использование национальных традиций в воспитательно-образовательном процессе вуза.
Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем развитии положения о самоценности прогрессивных национальных традиций народа мари, определении механизмов их использования в подготовке социальных педагогов, разработке нового подхода к организации обучения в вузе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности подготовки будущих социальных педагогов посредством внедрения национальных традиций в жизнь студенческого социума, а также в определении технологии деятельности социально-педагогического центра вуза, взаимодействующего в вопросах социального воспитания студентов с культурно-образовательными учреждениями города и республики.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по народной и социальной педагогике, дальнейшем совершенствовании программ и учебных пособии в области эт-нопедагогики, в профессиональной подготовке социальных педагогов, а также руководителями образовательных и культурно-просветительных учреждений, работниками других направлений социальной сферы.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, математической обработкой данных, разнообразной базой опытно-экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования в ходе эксперимента.
Исследование предусматривало три этапа (1989-1999 г.г.)
Первый этап, организационно-подготовительный(1989-1994 г.г.) свяэан с теоретическим обоснованием проблемы. Он включал в себя изучение философской, исторической, социологической, педагогической, этнопедагогической, методической и др. литературы по вопросам социального воспитания, проблемам этнопедагогической подготовки специалиста в условиях студенческого социума.
Второй этап (1994-1997 г.г.) предусматривал экспериментальную работу и был посвящен исследованию влияния механизмов этносоциального воспитания студентов на профессиональное становление личности будущих социальных педагогов. Была разработана и внедрена в практику личностно ориентированная модель подготовки специалиста, определены основные проекты и программы.
На третьем этапе (1998-1999 г.г.) осуществлялся анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы; разработка научно-методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности этносоциального воспитания в профессиональной подготовке социальных педагогов. Проводилось литературное оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положення:
При существующей нестабильности социально-политических настроений общества, неустойчивости духовно-нравственных идеалов молодежи проверенные веками национальные традиции и прогрессивные идеи народной педагогики являются богатым воспитательно-образовательным потенциалом, способным оказать положительное влияние на становление личности будущего социального педагога.
Процесс социально-педагогической подготовки специалиста предусматривает разработку личностно ориентированной модели, базирующейся на интегрированном воспитывающем влиянии этнокультур-
ной и академической среды. Все это способствует саморазвитию и самореализации личности, создает необходимые условия для активной работы в социуме по внедрению национальных культурных традиций, являющихся духовно-нравственной основой общества.
Методами использования национальных традиций в подготовке социальных педагогов, призванных работать в разновозрастном социуме, служат изучение обычаев, традиций, культуры народа в процессе специализированного обучения, воспитания и социально-педагогической практики студентов.
Условиями профессионального становления будущего социального педагога являются внедрение прогрессивных национальных традиций в воспитательно-образовательный процесс высшей школы, организация этнокультурного досуга студентов и этнопросветительскои работы в полинациональном социуме при координирующей роли этой деятельности со стороны социально-педагогического центра вуза.
Традиции как этнопедагогическое наследие
Потребность в определении социально-педагогической значимости народных традиции возникает в настоящее время в связи с нестабильностью нравственных ориентиров общества. В молодежной среде происходит девальвация духовных ценностей предшествующих поколений, образовавшийся вакуум занимают псевдокультурные течения. Не случайно столь популярны у молодежи наркотики, алкоголь» квазирелигиозные течения и т.п. Как свидетельствуют исследования Института педагогики социальной работы: " Ситузция в современном российском обществе в какой-то степени похожа на то» что происходило в двадцатые годы, когда показалось, что там, за поворотом, мировая революция и коммунизм. А в реальной жизни - НЭП, контраст между бедностью и богатством, разочарование молодости привело к бурному росту пьянства, преступности, а среди студенчества широкое распространение получил разгул и половая распущенность". (155.47) Перед нами налицо не только экономический, но и социально-педагогический кризис, участвовать в разрешении которого должны не только политики, но и специалисты в этой области -социальные педагоги.
Одним из направлений преодоления возникшей проблемы мы видим в возрождении народной культуры, составным компонентом которой являются традиции.
Понятие "традиция" довольно емкое, т.к. используется в самой различной литературе , многих областях познания (Философии, социологии, психологии, педагогике) и трактуется разнопланово. Так, например, в словаре С.И.Ожегова:" традиция- l.To, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.п.) 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту". (116.741).
"Словарь по этике" дает следущее определение традиции; " разновидность ( или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения" (147. 341). Философский энцекдопедическии словарь истолковывает этот термин так: "Традиция (от лат.ігасІіііо-передача)-передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в тоже время все, что традицией основано, называют традиционным" (178.459).
Однако, как отмечает Ю.В.Еромлей, " не всякий вид преемственности, не все явления общественной жизни могут быть отнесены к традиционным. К ним относятся чаще всего лишь те устойчивые социальные и культурные явления, стереотипизация которых осуществляется общественным сознанием" (25.263). По мнению этнографа и фольклориста К.В.Чистовз,"традиция - это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся." (181.24). Подтверждением тому могут служить слова Э.Доркгеймз о том, что "...не существует народа, у которого не было бы некоего набора идей, чувств и навыков, которые воспитание должно прививать всем детям без исключе - 14 ния, к какой бы социальной категории они не принадлежали,- далее отмечает- ...религиозные верования, взгляды и нравственный опыт, национальные и профессиональные традиции, всевозможные представления ... составляют социальное существо. Сформировать в каждом ив нас это существо - такова роль воспитания"(51.16-18).
Несмотря на то, что обычаи и традиции части отождествляют, в специальной литературе существует градация. Например, А.И. Кравченко считает, что в основе обычаев, традиций лежит простая привычка человека повторять одни и те же действия. Четко закрепляя уже приобретенное знание, привычка играет исключительную роль в становлении традиции. Но привычка лежит в сфере человеческой психологии, манеры в сфере человеческого общества.Обычаи указывает на одобренный и общепринятый способ его ведения. Манеры - лишь стилизованная форма обычая. Понятие "обычай" и "манеры" ничего не говорят нам о том, передаются они из поколения в поколение или нет. Об этом говорит другое понятие - традиция.
Под традицией правильнее понимать механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт: символов, обычаев, языка, законов, нравов и т.п.(75.210). Так, например, можно говорить о традиционном национальном костюме, традиционных обычаях народа, фольклоре и т.п., - составляющем культуру.
Однако входящие в состав культуры обычаи раскрывают скорее одномоментный, горизонтальный срез культуры. По мнению И.Е.Сука-нова, "Обычай вводит поведение молодого поколения в русло, проложенное старшими поколениями, через определенную регламентацию действий в конкретных ситуациях. Традиция решает эту задачу иначе - через регламентацию духовных качеств, необходимых для правиль - 15 ного, с точки зрения данного...общества, поведения в той иди иной сфере общественной или личной жизни". (161.9).
Таким образом, традиция представляет вертикальную ось времени, в которой заложены основы духовной культуры и пересекает прошлое, настоящее и будущее.Обычай конкретен и одномерен.Традиция трехмерна и заключает в себе духовно-нравственную подоплеку обычаев данного периода, поэтому обычай является одномоментным срезом традиции.
Расширенная трактовка "традиции" и "обычая" произошла от того, что обычаи стали понимать как традиционно воспроизводимые элементы культуры. Но в этом толковании обычай должен заключать в себе все элементы культуры (манеры,нравы,этикет и пр.), передаваемые традицией.Поэтому обычай и традицию следует разводить как частное и общее.
Личностно-ориентированная модель подготовки специалистов
Процессы обновления и реструктуризации российского общества в контексте новых идей и принципов демократии и гуманизации повлекли за собой изменения в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. Деятельность современных педагогов нацелена на поиск подходов к личности учащегося, новых форм и МЄТОДОЕ обучения и воспитания. У высшей школы здесь СБОЯ специфика, поскольку вуг способствует профессиональному становлению уже сложившегося человека, самоопределившейся личности, поэтому личност-но-ориентированный подход а работе со студентами значим для конкретной личности, востребован обществом и перспективен для широкого круга современных исследователей. Не случайно данное положение вошло в обуславливающую часть нашей гипотезы.
Высшая школа воспитала не одно поколение специалистов. За этот период сложились определенные традиции, прошла проверку временем система воспитательно-образовательной работы. Однако в настоящий момент традиционные подходы все чаще подвергаются критическому анализу. В где и в чем были допущены ошибки и просчеты в предыдущей системе подготовки кадров? Не ответив на этот вопрос, мы можем повторить в своей работе ошибки недавнего прошлого.
Существовавшая много лет модель советской системы образования первоочередной целью провозглашала всестороннее развитие личности. Но в действительности творческая личность испытывала сильные подавляющие воздействия со стороны образовательного учреждения. Этот процесс можно проследить на элементарных примерах. Обыденная (бытовая) жизнь студента не состыковывалась с идеологическим содержанием учебной деятельности в вузе. Общевузовские и факультетские идейно-политические мероприятия (политчасы, информоб-воры, митинги, шествия, демонстрации и т.п.) не отражали истинных взглядов молодежи на политику партии и правительства. В самом педагогическом процессе преобладали авторитарные формы воздействия, ставились неадекватные педагогические задачи, мало использовались демократические, диалоговые методы общения.
Основной заботой педагогов было обеспечение и реализация обезличенного учебно-воспитательного процесса. Личности, индивидуальности, творческому потенциалу студента уделялся минимум внимания, вследствии чего воспитательная система теряла внутренние духовные начала, становилась демагогической. Такой подход ни коим образом не стимулировал нестандартное мышление студентов, что приводило к постепенной деформации сознания молодежи. Личность студента отчуждалась от процесса подготовки, он понимал ненужность и опасность духовной активности, сомнений, критики. Поощрялась лишь внешняя показная активность, поскольку главенствовал заказ на активного (в меру) исполнителя.
Отрыв воспитания от жизни, регламентация и формализация учебно-воспитательного процесса в вузе привели не только к утрате культурного влияния среды на развитие личности, бездуховности и беспринципности, но и к ухудшению качества подготовки специалистов в целом. Пресловутый план приема и выпуска специалистов также не способствовал повышению профессионализма.
Таким образом, проблемы снижения качества подготовки стали закономерным отражением противоречии, возникших между идеалом всесторонне развитой личности и недостатками учебно-воспитательного процесса, между требованиями к качеству подготовки и реальным состоянием работы. Преодоление указанных противоречий порождало организационно-практические, управленческие проблемы, решение которых было связано с поиском новых форм организации воспитательно-образовательной работы.
Влияние национальных традиций на профессионально-личностное становление будущего социального педагога
В сфере образования в 90-х годах начат благотворный процесс гуманизации и демократизации. Гуманизация образования означает возвращение ему общечеловеческих ценностей, равнозначных для специалиста любого профиля и особенно значимых в деле воспитания педагога. Не специальные знания, умения и навыки, а личностные характеристики - главное определяющее в человеке. В этом положении общая и специальная подготовка выполняют структурообразующую роль человеческих начал в человеке. От их оформированности зависит уровень профессиональных качеств специалиста. Поэтому знания, умения и навыки - лишь элементарная основа личности, а всесторонне развитые способности и духовно-нравственные ориентации - более высокий уровень личностного развития. Он требует более высокой культуры воспитания, более сложных творческих методов воспитания и подготовки в целом.
Самое доступное средство гуманизации воспитания - очеловечивание всего преподносимого студенту знания. Только в этом случае воспитание станет индивидуально-личностным и студенту откроется социальный смысл его собственных знаний и способностей.
Мир духовных ценностей студенчества представляет причудливую мозаику, он демонстрирует плюралистичность, а порой несовместимость различных позиций, но наиболее ярко он свидетельствует о дефиците новых позитивных ценностей.
Исследования студентов 35 вузов России, отвечавших на вопрос: "Ваше отношение к культуре и искусству? Попробуйте в целом оценить уровень культуры Вашего поколения, исходя из собственных наблюдений, показав достаточно высокий уровень критичности."(50)-свидетельствуют о низком уровне культуры молодежи Из ответов следует, что студенты наиболее критично оценили уровень культуры межнациональных отношении, нравственной культуры и культуры общения.
Обнаружив общероссийскую тенденцию к снижению оценки эти-ко-нравственных показателей, мы, в свою очередь, на начальной стадии педагогического эксперимента (1993-1995 учебном году)про-вели подобное пилотажное исследование в нашем вуэе и подучили следующие данные
Как свидетельствуют данные таблицы, неблагополучные результаты получены при оценке нравственной культуры и культуры межнациональных отношений студента педагогического вуза. Общие показатели облика будущего педагога вызвали тревогу педколлектива кафедры. В то же время их можно было объективно объяснить социальной обстановкой региона, так как пилотажное исследование проводилось в период нестабильности политической обстановки, межэтнических конфликтов и идеологического разброда начала 90-х гг. В молодежной среде республики Марий Эл наблюдались отдельные националистические брожения. Особо ярких проявлений национализма не отмечалось, но, тем не менее, после краха комсомольской организации ее место пытались заполнить профашистские союзы, религиозные течения, политические партии разного толка