Введение к работе
Стратегической целью современного этапа развития российской высшей школы является формирование творческой личности, способной создавать новые культурные ценности. Данная цель отражена в Национальной доктрине образования Российской Федерации (до 2025г.), где в качестве приоритетного направления определено формирование самореализующейся личности специалиста, а критериями подготовленности наряду с учебной эффективностью (качество знаний в сфере производства) указана социальная эффективность (подготовленность выпускника к саморазвитию, самореализации), и знаменует собой новый подход не только к структуре и содержанию системы высшего образования, но и к самому высшему образованию в целом, что обусловливает новое понимание главной задачи современного высшего образования – формирование субъекта деятельности, творчески самореализующегося в профессии.
Особое значение профессионально-творческая самореализация приобретает в контексте подготовки специалистов сферы культуры, чья профессиональная социально-культурная деятельность направлена прежде всего на осуществление культуротворческой функции через понимание сущностной взаимосвязи феноменов «образование» и «культура», что, в свою очередь, определяет ведущую роль гуманитарно-ориентированных, инновационных моделей в исследуемом процессе.
Однако традиционная профессиональная подготовка характеризуется реализацией информационных моделей, преобладанием репродуктивных средств обучения, отводящих будущим специалистам сферы культуры в учебном процессе недостаточно активную роль, доминирует усвоение готовых знаний и сведений, копирование уже известных способов профессиональной социально-культурной деятельности, ограничивающих развитие способностей к творчеству и самореализации, препятствующих формированию готовности к профессионально-творческой самореализации.
Анализ практики профессиональной подготовки в вузах искусств и культуры Волгограда и Казани показал, что у 71% респондентов (студентов факультетов «Социально-культурная деятельность», проходивших производственную практику в качестве менеджеров, организаторов досуга, преподавателей в учреждениях культуры и дополнительного образования), преобладает низкая мотивация к профессионально-творческой самореализации; 63% студентов считают, что проблема профессионально-творческой самореализации находится за рамками их будущей профессиональной социально-культурной деятельности; 46% – не готовы к творческому применению полученных знаний в социально-культурной деятельности.
Полученные данные свидетельствуют об ориентированности профессиональной подготовки специалистов сферы культуры на традиционную (информационную) модель, что противоречит интересам развивающегося общества в целом (формирование человека-творца), профессионального сообщества (внедрение инновационных идей и моделей подготовки специалистов), педагогической науки (новое знание о подготовке специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации).
Недостаточная разработанность проблематики профессионально-творческой самореализации будущих специалистов сферы культуры в условиях вуза актуализирует потребность в получении нового педагогического знания об особенностях профессионально-творческой самореализации как новом целевом ориентире профессиональной подготовки специалистов сферы культуры; уточнении научного представления о сущностных характеристиках готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации; в обосновании теоретической модели и системы средств исследуемого процесса, отвечающего потребностям современной социокультурной реальности.
В педагогической науке к настоящему времени сложились теоретические предпосылки для исследования проблемы подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
Первая группа исследований (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.И. Слободчиков, К. Роджерс, В.М. Розин, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм и др.) раскрывает природу «самоактуализации» и «самореализации», которая заключается в глубинной потребности человека в «самости», связана с процессами рефлексии, самоопределения, самосознания, способствующими формированию Я-концепции; выявляет условия процесса самореализации в контексте внешних и внутренних факторов развития личности, выделяет в качестве сущностной основы самореализации творческую составляющую. Эти исследования позволяют уточнить научное представление об особенностях профессионально-творческой самореализации будущих специалистов сферы культуры. Вторую группу составляют исследования (В.И. Андреев, И.В. Арановская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Борытко, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Л.И. Столярчук, А.Р. Фонарев, И.С. Якиманская и др.), определяющие общие закономерности процесса подготовки творческой личности специалиста, обладающего ярко выраженными субъектными свойствами. Эти исследования устанавливают ведущую роль гуманитарно-ориентированных, инновационных моделей подготовки таких специалистов и являются основой для разработки идеи о профессионально-творческой самореализации как новом целевом ориентире профессиональной подготовки специалистов сферы культуры в вузе. В третьей группе исследований (Е.И. Григорьева, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.А. Курина, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, Е.А. Сергеев, П.П. Терехов, Н.Н. Ярошенко и др.) показаны проблемы повышения качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности, создания условий для непрерывного саморазвития и самореализации личности специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе с поисками инновационных подходов к профессиональному социокультурному образованию. Эти исследования составляют базовую основу для разработки теоретической модели процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации, имеющей продуктивный характер. В четвертой группе исследований (Л.В. Бурая, А.А. Борисова, Е.Е. Вахромов, Л.Н. Дроздикова, П.А. Маслов, М.И. Ситникова, С.Н. Усова и др.) рассматриваются механизмы творческой самореализации в системе общего и профессионального образования и определяются условия профессионально-творческой самореализации в вузе (Н.В. Егорова, О.Г. Проничкина, К.А. Кадетова, С.Н. Усова и др.). Данные исследования являются основой для выявления сущностных характеристик готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации и разработки системы средств ее формирования.
Однако отсутствие специальных исследований, рассматривающих закономерности процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации, затрудняет процесс повышения качества профессиональной подготовки специалистов данной сферы и, соответственно, влияет на качество социально-культурной деятельности.
Теоретическое осмысление состояния педагогической теории и анализ практики высшего профессионального образования в сфере культуры позволили выделить ряд противоречий между:
объективными потребностями учреждений культуры в креативных специалистах, готовых к профессионально-творческой самореализации, обусловленными дефицитом таких специалистов, и недостаточной теоретической обоснованностью процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к указанной самореализации;
востребованностью профессионально-творческой самореализации как ценностного ориентира профессиональной подготовки будущих специалистов сферы культуры, обеспечивающего становление их творческого Я в процессе учебно-профессиональной деятельности, и отсутствием такого ориентира в условиях традиционной (информационной) подготовки;
актуальностью для практики социокультурного образования внедрения инновационных, имеющих продуктивный характер моделей процесса подготовки специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации, ориентированных на формирование специалистов креативного типа, и недостаточной разработанностью научных основ для их создания;
потребностью образовательной практики в системе педагогических средств, обеспечивающих эффективность процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации, и отсутствием их научного обоснования.
Выявленные противоречия выступают источником исследовательской проблемы, состоящей в недостаточном теоретическом обосновании процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
С учетом вышеизложенного сформулирована тема диссертационного исследования: «Подготовка будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации».
Объект исследования – профессиональная подготовка будущих специалистов сферы культуры в области социально-культурной деятельности.
Предмет исследования – процесс подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации будет проходить эффективнее, чем в массовой образовательной практике вузов, если:
– профессионально-творческая самореализация будет рассматриваться как новый целевой ориентир в профессиональной подготовке будущих специалистов сферы культуры в вузе, заключающийся в переходе от традиционной идеи «репродуктивной» подготовки к инновационной – «продуктивной», обеспечивающий продуктивное взаимодействие будущего специалиста с культурно-образовательной средой, способствующий становлению творческого Я будущего специалиста и обретению опыта творческой профессиональной деятельности;
– готовность будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации будет рассматриваться как динамическое профессионально-личностное новообразование, характеризующееся направленностью на личностную самореализацию в сфере культуры, способностью к целеполаганию в профессиональной самореализации, потребностью в реализации творческого Я средствами профессиональной социально-культурной деятельности;
– теоретическая модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации будет построена в соответствии с логикой целостного подхода в единстве его внутренней структуры (цель – содержание – средство – результат), определяющей последовательность педагогической деятельности по повышению уровней их готовности (адаптивный, репродуктивный, творческий) к профессионально-творческой самореализации на каждом этапе подготовки (организационно-деятельностный, профессионально-технологический, конструктивно-проективный);
– в системе педагогических средств, обеспечивающих эффективность процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации, приоритетными станут игровые (ролевые, имитационные, деловые игры), проективные (исследовательские, аналитические, прогностические проекты, комплексные проектировочные задания) и креативные (игровое моделирование, рационализация, творческие задания и проекты) технологии, а также сопутствующие им дискуссионные методы (семинары исследовательского типа, семинары-дискуссии, мозговой штурм, синектический штурм) и творчески ориентированные формы обучения (творческие лаборатории, мастер-классы, презентации, конкурсы).
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить научное представление об особенностях профессионально-творческой самореализации будущих специалистов сферы культуры.
2. Определить сущностные характеристики готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
3. Разработать и обосновать теоретическую модель процесса формирования готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
4. Выявить в опытно-экспериментальной работе эффективные средства процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
Методологическую основу исследования составили:
на философском уровне – философские труды (Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.М. Розин и др.), в которых человек понимается как «открытая система» и субъект саморазвития и самореализации, носитель и творец культуры, истинный смысл жизни которого заключается в самореализации (самоактуализации, самоосуществлении), что задает ориентиры для понимания сущности самореализации и ее творческой основы (жизнетворчество);
на общенаучном уровне – психологические теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А. Г. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.), в которых самореализация рассматривается как процесс опредмечивания в деятельности сущностных сил и способностей личности, как основа формирования образа Я, что позволяет определить условия становления творческого Я будущего специалиста сферы культуры, являющегося доминантой профессионально-творческой самореализации; идеи о гуманитарном знании в образовании (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), обращенные к самому человеку и решающие задачи развития его сущностных сил (самопознание, самоопределение, саморазвитие, самореализация) через активное участие в учебной деятельности, что позволяет определить принципы процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации; положения культурологического подхода (В.С. Библер, С.В. Белова, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.Е. Видт, П.С. Гуревич, Ю.Л. Лотман, В.С. Степин, В.М. Розин и др.), ставящего в центр внимания культурную среду развития личности, обеспечивающую постепенный переход человека в мир культуры и способствующую его самоопределению в мире культурных ценностей как ориентиру для смены ценностно-целевых установок профессиональной подготовки (формирование специалиста креативного типа);
на конкретно-научном уровне – педагогические теории обучения в высшей школе (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов и др.); основные положения целостного подхода (Ю.К. Бабанский, Н.М. Борытко, В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.), раскрывающие сущность целостной системы учебно-воспитательного процесса, выявляющего закономерности функционирования и развития всей совокупности факторов формирования личности в целом, послужившие основой для построения теоретической модели процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации; научные труды (И.В. Арановская, Е.И. Григорьева, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.А. Курина, Е.А. Сергеев, Л.И. Столярчук, Ю.А. Стрельцов, П.П. Терехов, Н.Н. Ярошенко и др.), посвященные проблемам совершенствования высшего профессионального образования в области культуры и искусства, поискам инновационных подходов к процессу подготовки специалистов социально-культурной деятельности, организации творческого пространства для развития творческой личности специалиста, послужившим основой для разработки системы средств исследуемого процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации;
на технологическом уровне – теории психологии профессионализма о личностном становлении профессионала и уровневых проявлениях творческого осуществления профессиональной деятельности (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков), позволившие определить сущностные характеристики готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации; положения индивидуально-творческого подхода (Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.), учитывающие индивидуально-психологические особенности личности, ориентированные на индивидуальную траекторию развития личности и реализующиеся через технологии развивающего и проблемного обучения (С.Д. Смирнов, Г.К. Селевко и др.), позволившие определить условия и средства становления творческого Я будущего специалиста сферы культуры в процессе профессиональной подготовки в вузе; исследования по проблематике творческой и профессионально-творческой самореализации в системе профессионального образования (Л.В. Бурая, А.А. Борисова, Е.Е. Вахромов, О.В. Дедюха, Л.Н. Дроздикова, Н.В. Егорова, К.А. Кадетова, О.Г. Проничкина, М.И. Ситникова, С.Н. Усова и др.), послужившие основой для определения сущностных характеристик готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
Основные этапы исследования.
1. Теоретико-поисковый (2002–2003 гг.) – изучение состояния проблемы исследования, теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме профессионально-творческой самореализации, определение концептуального замысла и эмпирической базы исследования.
2. Экспериментально-исследовательский (2003–2010 г.) – выявление условий для профессионально-творческой самореализации будущих специалистов сферы культуры, поиск идеи и разработка теоретической модели процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации, подбор эффективных диагностических методик для выявления наличного состояния интересующих нас параметров; проведение констатирующего этапа эксперимента, осуществление опытно-экспериментальной работы по практической реализации модели процесса подготовки, выявление особенностей его организации, эффективности средств, способствующих формированию готовности к профессионально-творческой самореализации.
3. Завершающий (2010–2011 г.) – анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, оформление диссертационной работы.
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования. На теоретико-поисковом этапе применялись методы: анализ литературы, синтез научных концепций, позволившие выявить базовые положения исследования; изучение и обобщение массового и инновационного педагогического опыта, наблюдение, позволившие получить эмпирические данные о состоянии подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
На экспериментально-исследовательском этапе использовался комплекс диагностических методов (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование) и методов, выступивших в исследовании как «диагностика действием» (игровые, проективные и креативные технологии) с помощью которой реализовывалась теоретическая модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы) по исследованию эффективности системы педагогических средств процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
На завершающем этапе исследования для обработки эмпирических данных применялись метод математической обработки, статистические методы, позволившие провести анализ исследовательских результатов (процентное распределение, ранжирование, сравнение, обобщение).
База исследования. Опытно-экспериментальная часть исследования осуществлялась на базе ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» по специальности «Социально-культурная деятельность» (специализации «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Технология социально-культурной деятельности», «Менеджмент туризма», «Постановщик культурно-досуговых программ») при участии 269 студентов очной формы обучения и 16 преподавателей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессионально-творческая самореализация будущих специалистов сферы культуры является новым целевым ориентиром профессиональной подготовки будущих специалистов сферы культуры в вузе, обеспечивающим переход от традиционной идеи «репродуктивной» подготовки к инновационной – «продуктивной», нацеленной на обновление содержания социокультурного профессионального образования, повышение его качества, изменение характера процесса подготовки, в котором преподаватели и учащиеся выступают субъектами развития творческой индивидуальности. Профессионально-творческая самореализация как целевая установка будущих специалистов сферы культуры определяет их профессионально-личностную позицию, содержание творческого Я, перспективы личностного и профессионального развития в учебно-профессиональной и творческой деятельности в вузе.
2. Готовность будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации представляет собой динамическое профессионально-личностное новообразование, характеризующееся направленностью на личностную самореализацию в сфере культуры, способностью к целеполаганию в профессиональной самореализации, потребностью в реализации творческого Я средствами профессиональной социально-культурной деятельности.
Готовность будущих специалистов к профессионально-творческой самореализации наиболее полно проявляется в функциях: ориентационной (ценностно-целевые ориентиры в области культуры, самоопределение в профессиональной социально-культурной деятельности), целеобразующей (целеполагание в профессиональном саморазвитии и профессионально-творческой самореализации в сфере культуры), преобразующей (формирование самосознания как целостного образа представлений человека о себе как личности и профессионале, образующего «вектор» самореализации творческого Я через учебно-профессиональную деятельность). Реализацию данных функций готовности специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации обеспечивают компоненты: мотивационно-ценностный (осознанный выбор профессии, отражающий интересы, стремления и идеалы, обеспечивающий самоопределение студентов в сфере культуры); содержательно-процессуальный (накопление профессиональных знаний, активная «деятельностная» позиция во всех проявлениях, от осознанного целеполагания через профессиональное саморазвитие к профессионально-творческой самореализации будущих специалистов сферы культуры); рефлексивно-оценочный (развитие механизмов социальной перцепции, способствующих рефлексии, процессам самопознания, самосознания, самооценки, проявляющихся в способах реализации творческого Я через учебно-профессиональную деятельность). Выбор критериальных оснований и уровневых проявлений готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации определен ее компонентным составом.
3.Теоретическая модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации построена в соответствии с логикой целостного подхода в единстве его внутренней структуры (цель – содержание – средство – результат), определяющей последовательность педагогической деятельности по повышению уровней их готовности (адаптивный, репродуктивный, творческий) к профессионально-творческой самореализации на каждом этапе подготовки (организационно-деятельностный, профессионально-технологический, конструктивно-проективный).
Целью первого, организационно-деятельностного, этапа является преодоление адаптивного уровня готовности будущих специалистов сферы культуры к самореализации (низкий уровень мотивации к самореализации, не сформированы система ценностей, профессиональные качества, слабая творческая активность, поверхностные профессиональные знания, отсутствие самостоятельности, доминирование стереотипов при выполнении заданий, низкая общекультурная компетентность, недостаточная самостоятельность в принятии решений). Цель второго, профессионально-технологического, этапа – достижение репродуктивного уровня (хорошие профессиональные знания, умение вариативно применять их на практике, достаточная рефлексивная и творческая активность, сформированность профессионально-личностных качеств, ориентированность в направлениях профессиональной деятельности, наличие представлений о способах профессиональной самореализации). Цель третьего, конструктивно-проективного, этапа – достижение творческого уровня (свободное владение технологиями социально-культурной деятельности, способность к инновационной деятельности, сформированность образа творческого Я, готовность к осуществлению творческо-производственной деятельности, наличие опыта профессионально-творческой самореализации в условиях профессиональной подготовки в вузе).
Подготовка будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализация осуществляется через систему принципов: принцип аксиологической направленности профессиональной подготовки (ценностное отношение к культуре, личностное и профессиональное взаимодействие с ценностями профессиональной социально-культурной деятельности); принцип смыслопоисковой направленности профессиональной подготовки (поиск новых культурных смыслов, открытость к новому профессионально-творческому опыту), принцип преобразующей направленности профессиональной подготовки (рефлексивная позиция по отношению к культурной информации, диалогическое взаимодействие с «продуктами» культуры, образующее «вектор» самореализации творческого Я средствами профессиональной социально-культурной деятельности).
4. В системе педагогических средств, обеспечивающих эффективность процесса подготовки к профессионально-творческой самореализации будущих специалистов сферы культуры, ведущими являются игровые технологии (ролевые, имитационные, организационно-деятельностные игры), ориентированные на освоение профессиональных ролей, обретение опыта личностной самореализации; проективные технологии (комплексные проектировочные задания, исследовательские, аналитические проекты), ориентированные на развитие профессиональных качеств (креативность, конкурентоспособность), формирование специальных профессиональных компетенций (проективные, педагогические, коммуникативные), обретение опыта профессиональной самореализации; креативные технологии (творческие задания, задания по рационализации и моделированию, авторские проекты и программы), ориентированные на развитие способностей к художественно-творческой деятельности, обретение опыта профессионально-творческой самореализации. Дополнительные средства: дискуссионные методы (исследовательские семинары, семинары-дискуссии, мозговой штурм, синектический штурм) и творчески ориентированные формы обучения (творческие лаборатории, мастер-классы, презентации, конкурсы), нацеленные на актуализацию интеллектуально-творческого потенциала, высвобождение творческой энергии, формирование образа творческого Я. Перечисленные средства комплексно воздействуют на личность и деятельность будущих специалистов сферы культуры, обеспечивая творческую направленность их профессиональной подготовки на всех этапах обучения.
Научная новизна результатов исследования заключается в получении нового педагогического знания об особенностях профессионально-творческой самореализации будущих специалистов сферы культуры как новом целевом ориентире профессиональной подготовки в вузе, обеспечивающем становление творческого Я через учебно-профессиональную деятельность; в дополнении научного знания о сущностных характеристиках готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации, выступающей как динамическое личностное новообразование, характеризующееся направленностью на личностную самореализацию в сфере культуры, способностью к целеполаганию в профессиональной самореализации, потребностью в реализации творческого Я средствами профессиональной социально-культурной деятельности; в конкретизации задач и средств этапов процесса подготовки, на каждом из которых происходит последовательное повышение качества уровней сформированности готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации; в определении системы педагогических средств, обеспечивающих комплексность ее воздействия на личность и деятельность будущего специалиста, а также творческую направленность профессиональной подготовки на всех этапах обучения в вузе.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена вкладом в развитие теории высшего профессионального образования, разработкой идеи о профессионально-творческой самореализации как новом целевом ориентире профессиональной подготовки специалистов сферы культуры в вузе, обеспечивающем повышение качества подготовки; выявленные в исследовании сущностные характеристики готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации расширяют современные научные представления об исследуемом феномене, важном для профессионального становления современных специалистов; разработанная и обоснованная модель процесса профессиональной подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации вносит вклад в теорию организации целостного учебно-воспитательного процесса в вузах искусств и культуры; уточненная логика педагогической деятельности по применению системы педагогических средств вносит вклад в теорию организации целостного учебно-воспитательного процесса в вузе. Теоретические выводы работы могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области теории и методики профессионального образования с целью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов сферы культуры.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных позиций, теоретических положений целостного, культурологического и индивидуально-творческого подходов к решению исследуемой проблемы; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования; многолетней опытно-экспериментальной работой (2002–2011 гг.); устойчивой повторяемостью основных результатов исследования; достаточной количественной базой формирующего эксперимента; репрезентативностью объема выборки; сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их использования преподавателями высших и средних учебных заведений сферы культуры при разработке методического обеспечения процесса профессионального и личностного становления специалиста как в период обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Разработанные и апробированные в ходе исследования инновационные технологии формирования готовности будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации, а также комплексные методики оценки их эффективности могут служить основой для дальнейшего поиска эффективных практических решений проблемы формирования специалистов «креативного» типа в условиях профессиональной подготовки в вузе. Материалы специального авторского курса «Теория и методика подготовки специалистов к профессионально-творческой самореализации» могут быть использованы в образовательной практике педагогов сферы культуры, а также в системе повышения квалификации преподавателей данного профиля.
Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в международных научных и научно-практических конференциях и форумах (Волгоград, 2004, 2006 гг.), Всероссийской научно-методической конференции (Казань, 2007 г.), всероссийских научно-практических конференциях (Волгоград, 2007, 2009, 2010 гг.), межвузовской практической конференции (Волгоград, 2010 г.); методологическом семинаре памяти профессора В.С. Ильина (Волгоград, 2009 г.), в семинаре аспирантов кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Материалы исследования отражены в 14 публикациях.
Внедрение результатов исследования в практику профессиональной подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации осуществлялось на факультете социально-культурной деятельности ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры». В связи с этим автором были разработаны программы таких дисциплин, как «Образовательные технологии социально-культурной деятельности», «Технологический практикум социально-культурной деятельности», специальный авторский курс «Теория и методика подготовки специалистов к профессионально-творческой самореализации», введены инновационные методические приемы и творческо-ориентированные формы подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.
Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 248 с. состоит из введения (18 с.), двух глав (1-я гл. – 65 с., 2-я гл. – 93 с.), заключения (6 с.), библиографии (270 наименований), 11 приложений с материалами опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками, программой специального курса, содержит 1 схему и 19 таблиц.