Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования Ануфриев, Евгений Александрович

Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования
<
Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ануфриев, Евгений Александрович. Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ануфриев Евгений Александрович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/688

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная эпоха представляет собой мощную технократическую и информационную цивилизацию, которая характеризуется множеством сложных, разнонаправленных течений, определяющих различные векторы развития общества. Но небывалый рост технологического могущества, достигнутого на современном этапе, не исключает постоянно возникающих цивилизационных кризисов, тяжелейших межэтнических и межконфессиональных конфликтов, несущих в себе глобальную угрозу для дальнейшего существования человечества. В современных условиях образование как полифункциональный институт целенаправленного регулирования социальных процессов в обществе становится приоритетом жизнедеятельности каждого человека и одним из эффективных способов формирования новых отношений и норм поведения в социокультурном пространстве. В контексте трансформации образовательных ориентиров наиболее существенной функцией образования сегодня признается не только передача значительного объема знаний, но и воспроизводство духовности, развитие способности человека к самореализации и самоактуализации в пространстве культуры на основе выбора ценностей, смыслов, мировоззренческих позиций, имеющих явно выраженную социальную и личностную значимость.

Для достижения поставленных задач российская система высшего музыкального образования, как и система образования в целом, нуждается в обновлении, поиске и реализации инновационных подходов, способствующих интегративности, открытости, гибкости, вариативности, экономической целесообразности. Системный стиль мышления, прочно утвердившийся в научно-исследовательском поле второй половины ХХ века, выдвигает на первый план идеи интеграции, взаимодействия, взаимопересечения, взаимодополнения, диалога в пространстве культуры как целостной саморазвивающейся системы. Понятие «интеграция» (от латинского integer - целый) и «интегрировать», которое интерпретируется в современных словарях как «объединять части, стороны чего-то в одно целое» (от латинского - integrare - восстанавливать), играет огромную роль не только в осмыслении процессов, происходящих в современном образовательном пространстве, в осознании его саморазвивающейся сущности как сложноорганизованной системы, но и в устремленности к восстановлению целостности человека как творения и творца культуры.

Вследствие этого возникает необходимость в совершенствовании содержания, технологий профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта, который должен обладать широким комплексом профессиональных компетенций, проявлять в полной мере готовность осуществлять профессиональную деятельность в постоянно изменяющихся условиях, требующих нестандартных подходов, использовать образовательный потенциал различных социальных институтов при решении педагогических задач, быть конкурентоспособным на рынке труда, реализовывать свои творческие способности и стремление к саморазвитию в условиях динамично развивающегося социума. Очевидна потребность в анализе и систематизации имеющегося опыта проектирования интегративных систем образования, разного рода научно-педагогических комплексов, направленных на повышение качества подготовки будущих педагогов-музыкантов, достижение целостности и внутренней дифференциации единого образовательного пространства высшей школы. В этом направлении особую значимость приобретает изучение средств и алгоритмов перехода от предмето-центрированного профессионального музыкального образования к интегративной подготовке будущих педагогов-музыкантов, что даёт достаточное основание для отнесения проблемы моделирования интегративного образовательного пространства вуза к наиболее актуальным в педагогической науке.

Степень разработанности проблемы. Круг исследовательских работ, раскрывающих идеи новой философии образования, определяющих наиболее общие, фундаментальные цели, тенденции развития и функционирования образования, а также его гуманитарные смыслы и основы, достаточно широк. Эти проблемы представлены в работах Б.М. Бим-Бада, Б.П. Битинаса, Н.В. Бордовской, Б.С. Гершунского, Е.И. Гинецинского, Э.Н. Гусинского, С.И. Гессена, В.В. Краевского, Н.Б. Крыловой, И.А. Колесниковой, А. А. Корольковой, А.Ф. Малышевского, Ю.В. Сенько, Ю.И. Турчаниновой, B.C. Шубинского.

Обоснованию гуманитарно-аксиологических основ профессионально-личностного становления будущего специалиста посвящены работы А.А. Андреева, Т.К. Ахаян, Л.В. Байбородовой, В.П. Бедерхановой, Г.П. Выжлецова, А.Г. Гаврикова, И.Ф. Гончарова, В.А. Кан-Калика, Н.Б. Крыловой, В.А. Козырева, Л.И. Коноваловой, А.И. Кочетова, Л.М. Лузиной, А.К. Марковой, Л.Н. Митиной, К.Д. Радиной, А.С. Роботовой, А.В. Репринцева, П.Е. Решетникова, Н.В. Седовой, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щурковой и др.

В области педагогической инноватики известны исследования Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова, Л.Д. Гиревой, А.А. Орлова, Е.Е. Плотницкой, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, А.А. Пинского, О.Г. Хомерики, А.Н. Шамовой и др. Различные виды анализа, в том числе системный, сравнительно-сопоставительный анализ генезиса инноватики в образовании представлен в монографических трудах по истории школы, а также в ряде историко-педагогических работ Р.Б. Вендровской, Ф.Г. Паначина, А.И. Пискунова, М.Г. Плоховой, З.И. Равкина, Ф.А. Фрадкина и др. Инновационные процессы в содержании образования исследованы К.П. Мирошниченко, П.И. Самойленко, А.В. Сергеевой и др.

Проблема необходимости философского осмысления музыки и музыкального образования постоянно поднимается в работах российских педагогов-музыкантов (Г.Г. Коломиец, А.С. Клюев, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.). Вопросы генезиса, истинных детерминант возникающих трудностей в учебно-воспитательной практике, проблемных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться в ходе образовательного процесса, освещены в исследованиях В.И. Горлинского, И.Н. Немыкиной, А.Н. Якупова и др.

Содержательные вопросы интеграции раскрыты в исследованиях Т.К. Александровой, И.Ю. Алексашиной, B.C. Безруковой, В.В. Гузеева, И.Д. Зверева, В.И. Максимовой, К.Ю. Сидоренко, М.А. Шаталова и др. Процессы реализации интегративных курсов освещены в работах Н.М. Воскресенской, А.Е. Гуревич, Б.Д. Комиссарова, М.И. Махмутова, А.А. Пинского, Л.В. Тарасова, Ю.С. Тюнникова, А.В. Усова и др.

Результаты по реализации идей интеграции методически обоснованы Т.М. Гордиец, О.М. Кузнецовой, Т.В. Мухлаевой, М. Пак, З.И. Равкиным, С.А. Сергеенок, Е.К. Страута, А.Ю. Хотунцева и др.

Изучение и анализ материалов, связанных с выдвинутой нами проблемой, позволяет констатировать, что сегодня наметился ряд острых противоречий между системным знанием о целостном характере профессиональной музыкально-педагогической деятельности, её ориентированностью на профессионально-личностное становление будущего педагога-музыканта - и недостаточностью теоретических знаний о педагогических условиях, необходимых для осуществления этого процесса; между интегративным характером музыкально-педагогической деятельности и недостаточной ориентацией в учебной деятельности студентов на интеграцию теоретических и практических знаний; между высокой научной компетентностью преподавателей вузов и сохраняющимся традиционным, методико-дидактическим стилем организации музыкально-педагогического процесса. Необходимость преодоления выявленных противоречий составляет основную проблему исследования.

Объект исследования: процесс профессионально-личностного становления педагога-музыканта в образовательном пространстве современного вуза.

Предмет исследования: реализация системы интегративных связей в процессе профессионально-личностного становления педагога-музыканта.

Цель исследования состоит в методологическом обосновании, разработке и реализации модели интегративных связей в осуществлении процесса профессионально-личностного становления педагога-музыканта.

Согласно сформулированным объекту, предмету исследования и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

      1. Выявить сущность и основные направления осуществления процесса профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта.

      2. Обосновать необходимость реализации системы интегративных связей в процессе профессионально-личностного становления студентов-музыкантов как актуальную проблему современного профессионального музыкального образования.

      3. Определить теоретико-методологические основы реализации интегративных связей в системе высшего профессионального музыкального образования.

      4. Сформулировать критерии и параметры оценки профессионально- личностного становления будущих педагогов-музыкантов в процессе реализации модели интегративных связей в образовательном пространстве вуза.

      5. Разработать модель интегративных связей как методологическую основу профессионально-личностного становления педагогов-музыкантов и определить педагогические условия, необходимые для ее реализации в музыкально-педагогическом процессе.

      6. Проанализировать результаты экспериментальной работы по реализации модели интегративных связей в процессе профессионально-личностного становления педагогов-музыкантов и определить уровень ее эффективности.

      Гипотеза исследования.

      Эффективность процесса профессионально-личностного становления педагога-музыканта на современном этапе непосредственно зависит от:

      рассмотрения процесса профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта как многоаспектной и многоуровневой проблемы, требующей для ее системного разрешения поиска концептуальных идей и инновационных подходов, адекватных ее сущности;

      признания идеи реализации системы интегративных связей в современной системе музыкального образования одним из важнейших факторов в осуществлении процесса профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта, который определяет единство межпредметного, внутрипредметного, межличностного и внутриличностного направлений становления творческой личности;

      применения инновационных подходов (системно-структурного, интеграционного, аксиологического, компетентностного, деятельностного), эвристический потенциал и прогностические возможности которых обеспечивают направленность исследовательского поиска на разрешение существующих противоречий в осуществлении процесса профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта.

      Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения отечественной и зарубежной педагогики, психологии, философии, психологии художественного творчества, философии музыки и музыкального образования, выдвинутые в концепциях крупнейших представителей отечественной и зарубежной науки и искусства, в которых раскрываются различные аспекты: философии образования (Б.С. Гершунский, А.Ф. Малышевский, B.C. Шубинский и др.), философского осмысления музыки и музыкального образования (Г.Г. Коломиец, А.С. Клюев, Б.М. Целковников, А.И.Щербакова и др.); педагогики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Малюков, Т.Г. Мариупольская, А.А. Мелик-Пашаев, А.И. Николаева, Е.В. Николаева, Г.П. Стулова Г.М. Цыпин, А.П. Юдин и др.); деятельностного подхода к развитию творческого потенциала личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); гуманитарно-аксиологических основ профессионально-личностного становления будущего специалиста (А.А. Андреев, Г.П. Выжлецов, В.А. Кан-Калик и др.); педагогической инноватики (В.В. Давыдов, А.А. Орлов, А.Н. Шамова и др.); системного и сравнительно-сопоставительного анализа генезиса инноватики в образовании (Р.Б. Вендровская, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, З.И. Равкин, Ф.А. Фрадкин и др.); инновационных процессов в содержании образования (К.П. Мирошниченко, П.И. Самойленко, А.В. Сергеева и др.); содержания и реализации интегративных курсов в системе высшего профессионального образования (Т. К. Александрова, В.С. Безрукова, Н.М. Воскресенская, А.Е. Гуревич, О.М. Кузнецова, А.Ю. Хотунцев и др.).

      База исследования. Исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет», г. Москва; государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет»; муниципального образовательного учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4», г. Тула; муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова-Иванова», г. Ростов-на-Дону; государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Калужский колледж искусств им. С.И. Танеева»; государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Таганрогский музыкальный колледж»; государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».

      Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов:

      1. Методы теоретического исследования: междисциплинарный анализ философских, музыкально-педагогических, психологических и методических источников, теоретический анализ нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, сравнительно-сопоставительный, семантический и ретроспективный анализ литературы, а также прогнозирование, абстрагирование, обобщение, моделирование педагогических систем, процессов и явлений.

      2. Методы эмпирического исследования: изучение и лонгитюдное исследование процесса профессионально-личностного становления музыканта, целенаправленное наблюдение, педагогический эксперимент, диагностические методы, тренинги, изучение передового педагогического опыта, контент-анализ.

      3. Методы гуманитарной экспертизы, адекватные предмету и задачам исследования (продвижение человека в профессии), что позволяло фиксировать качественный результат профессионально-личностного становления будущих педагогов-музыкантов и обоснованно судить об эффективности реализации модели интегративных связей в современной системе музыкального образования.

      Первый этап исследования (2000-2005 гг.) можно рассматривать как теоретико-поисковый, поскольку на нем был осуществлен анализ научной литературы по проблеме исследования, определены исходные позиции исследовательской деятельности, сформирован научный аппарат исследования. Ведущими на данном этапе являлись общенаучные и теоретические методы: синтез, моделирование, сравнение, выявление содержания профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузе, анализ профессиональной деятельности молодых музыкантов - выпускников вузов, обоснование необходимости формирования методологических основ реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования на современном этапе.

      Второй этап (2005-2010 гг.) является основным, в его рамках использовались следующие методы работы: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа (со студентами и молодыми педагогами-музыкантами), организация учебной деятельности студентов и ее анализ (успеваемость, самостоятельная работа, педагогические практики, курсовая и дипломная работы), разработка и реализация разработанной модели интегративных связей, разработка методики диагностики процесса профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта в процессе реализации модели интегративных связей, проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

      Третий этап (2010-2011 гг.) - обобщающий. На данном этапе обрабатывались и оценивались полученные в процессе исследования результаты. При этом уточнены теоретические положения и разработаны методические рекомендации по внедрению результатов исследования в практику подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.

      Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

      обобщена и сформулирована совокупность положений педагогической науки, составивших теоретико-методологическую основу исследования проблемы профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта в условиях современного вуза;

      обосновано значение интегративных связей как закономерного развития системного подхода в решении междисциплинарных проблем профессионального музыкального образования;

      разработан интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления педагога-музыканта в процессе его профессиональной подготовки и профессиональной деятельности;

      сформулированы условия, необходимые для осуществления взаимодействия, межпредметной, внутрипредметной, межличностной и внутриличностной интеграции в условиях современного вуза;

      разработана на основе инновационных подходов авторская модель реализации интегративных связей в процессе профессионально-личностного становления педагога-музыканта.

      Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

      проведен структурно-функциональный анализ инноватики в системе профессионального музыкального образования;

      выявлены существующие противоречия, обоснована необходимость применения инновационных подходов, адекватных сущности поставленной проблемы (системно-структурного, интегративного, аксиологического, компетентностного, деятельностного);

      определены теоретические основы интеграции дисциплин учебного плана;

      выявлены тенденции, принципы и организационно-педагогические условия осуществления инновационной системы преподавания, направленной на профессионально-личностное становление будущего педагога-музыканта;

      определены педагогические условия, разработаны принципы и закономерности реализации системы интегративных связей в высшем профессиональном музыкальном образовании.

      Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная теоретико-методическая модель реализации системы интегративных связей в процессе профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта и представленная методика диагностики уровней сформированности профессионально-личностного становления студентов могут быть широко использованы в вузах культуры и искусств, а также в деятельности молодых музыкантов-выпускников вузов, стремящихся к профессиональному совершенствованию, в экспериментальной деятельности для разработки новых авторских методик, лекционных курсов, в подготовке студенческих и аспирантских исследовательских работ.

      Сформулированные автором исследования научные выводы, положения, рекомендации, способы и методы осуществления процесса профессионально- личностного становления будущих педагогов-музыкантов открывают педагогам-практикам широкие возможности для использования системы интегративных связей в профессиональном музыкальном образовании, ориентируют их на поиск новых путей совершенствования не только системы высшего профессионального образования, но и профессиональной деятельности на всех ступенях музыкально-образовательного процесса.

      Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены: адекватностью выбранных методов, цели, задачам и логике исследования; лонгитюдностью и преемственностью использованных методик; методологической обоснованностью исходных параметров исследования, опирающихся на системный подход и теоретико-методологические и гуманитарные основы профессионального музыкального образования; проверкой выдвинутых положений в опытно-экспериментальной работе; анализом и статистической обработкой полученных данных.

      Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в обсуждениях на кафедре социологии и философии культуры Российского социального гуманитарного университета, в научных публикациях автора, выступлениях с докладами на международных, всероссийских и региональных конференциях: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и образование на рубеже тысячелетий». Тула, 2000; Всероссийский научно-практический семинар «Инновационная модель образовательного комплекса «лицей-училище»: содержание и формы обучения, перспективы развития». Тула, 2001; Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегия социального развития России и молодёжь». Тула, 2001; Межрегиональная научно-практическая конференция «Меняющееся образование в меняющемся мире». Музыкальная педагогика и наука. Тула, 2003; Межрегиональная научно-практическая конференция «Наши традиции - наше будущее». Тула, 2002; Межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие потенциала одарённых детей - вклад в наше будущее». Тула, 2004; I Международная научно-практическая конференция «Идеи Д.Б. Кабалевского - в XXI век». Тула, 2004; Международная научно-практическая конференция «Эмоциональный компонент содержания эстетического образования». Тула, 2006; Международная научно-практическая конференция «Проблемы молодежи глазами студентов». Тула, 2006; Всероссийская научно-практическая конференция «Роль университетов в поддержке гуманитарных исследований». Тула, 2006; IX Международный социальный конгресс «Страны БРИК в условиях глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации». Москва, 2009; X Международный научно-педагогический социальный конгресс «Инновационная стратегия развития социального образования». Москва, 2010; XIII Международная научно-практическая конференция. Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. Новосибирск, 2010; I Международная научно-практическая конференция. Проблемы и перспективы образования в России. Новосибирск, 2010.

      На защиту выносятся следующие положения:

          1. Процесс профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта - это актуальная, многоаспектная и многоуровневая проблема, от решения которой зависит реализация художественно-эстетического и интеллектуально-нравственного потенциала педагога-музыканта, его активная творческая позиция, готовность к осуществлению творчески-созидательной деятельности в пространстве культуры.

          2. Эффективность процесса профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта непосредственно связана с реализацией системы интегративных связей, обеспечивающей: комплексность в изучении различных объектов познания; координацию средств, методов и приемов, как в блоке гуманитарно-социальных дисциплин учебного плана, так и дисциплин профессиональной и специальной подготовки; целостность обучения и воспитания; творческое взаимодействие преподавателя и студента; самообразование и самореализацию личности студента-музыканта.

          3. Методологическим обоснованием модели реализации интегративных связей в процессе профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта является проведение структурно-функционального анализа инноватики в системе профессионального музыкального образования, обобщение отечественного и зарубежного опыта, применение современных инновационных подходов (системно-структурного, интегративного, аксиологического, компетентностного, деятельностного), позволяющих интерпретировать профессиональное музыкальное образование как целостное художественно-образовательное пространство, в основе которого заложена идея синтеза, взаимодополнения профессиональной, личностной и исследовательской культуры будущего педагога-музыканта.

          4. Четырехуровневая (1. уровень - базовый - мотивационно-ценностный, 2. - личностно-адаптационный, 3. - профессионально-идентификационный, 4. - креативно-моделирующий) теоретико-методическая модель реализации интегративных связей выступает в качестве предпосылки профессионально-личностного становления будущего педагога-музыканта и объективируется в индивидуальной концепции педагогической деятельности. Внедрение разработанной теоретико-методической модели обеспечивает формирование у студентов инновационного стиля профессионально-музыкального мышления, который характеризуется интегративностью, системностью теоретических и практических знаний, осмысленностью, целесообразностью, развивающейся в условиях интегративно-организованного образовательного процесса.

          5. Педагогическими условиями реализации модели интегративных связей являются: комплексность в изучении различных объектов познания; координация средств, методов и приемов, достижение целостности обучения и воспитания; создание постоянного творческого взаимодействия преподавателя и студентов, формирующих у будущих педагогов-музыкантов потребность и способность к самообразованию, самореализации и самоактуализации в дальнейшей профессиональной деятельности.

          Похожие диссертации на Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования