Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Мирлас Юлия Геннадьевна

Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре
<
Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мирлас Юлия Геннадьевна. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Екатеринбург, 2002 183 c. РГБ ОД, 61:03-13/485-6

Содержание к диссертации

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

1.1 Музыкально-исполнительская деятельность как предмет психолого-педагогического исследования 13

1.2 Психолого-педагогические основы обучения исполнительскому мастерству 34

1.3 Концертмейстерский класс в системе профессиональной подготовки музыканта-пианиста. Специфика театральной концертмейстерской работы 57

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ РАБОТЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ 83

2.1 Организационно-методические основы подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре Г 83

2.2 Методика экспериментального исследования 107

2.3 Ход и результаты экспериментального исследования 119

Заключение 155

Список литературы 161

Приложения 175 

Введение к работе

Актуальность. Современный этап развития музыкального образования выдвигает на первый план задачу воспитания специалиста-профессионала широкого профиля, владеющего многими видами деятельности, способного квалифицированно решать профессиональные проблемы в новых социокультурных условиях, приспособленного к современной музыкальной практике и в силу этого - социально мобильного и конкурентоспособного на рынке образовательных услуг. В русле наметившихся тенденций важнейшей задачей музыкального образования становится расширение сферы практической деятельности педагога-музыканта, музыканта-исполнителя, обеспечивающее профессиональную востребованность и социальную защищенность выпускников учебных заведений.

Широчайшей сферой деятельности для музыканта-исполнителя является концертмейстерская работа в музыкальном театре, которая в силу своей специфики требует от специалиста не только владения традиционными исполнительскими навыками, но и наличия целого комплекса личностно-волевых, руководящих качеств, а также умения творчески обращаться с нотным материалом. Для концертмейстера театрального коллектива жизненно необходимыми условиями профессиональной деятельности становятся умения свободно аранжировать музыкальный материал согласно поставленным художественным задачам, работать в различных сценических «режимах», владеть навыками управления творческим коллективом и средствами организации репетиционной работы.

Проблема выявления природы музыкально-исполнительской деятельности достаточно широко разработана в психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературе.

Исполнительская деятельность музыканта рассматривается как один из видов творческой деятельности и характеризуется неповторимостью по характеру осуществления и результату, оригинальностью, общественно-исторической и индивидуальной уникальностью (Б.В.Асафьев, Л.А.Мазель, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Л.И.Божович и др.). Она диалектически сочетает в себе интуитивное и рассудочное, эмоциональное и рациональное начала и имеет в своей основе коммуникативный процесс, направленный на передачу музыкальной информации от композитора к слушателям.

Вопросам профессиональной подготовки студентов-пианистов посвящены многочисленные исследования отечественных педагогов- музыкантов (Г.П.Прокофьев, Г.М.Коган, А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, А.А.Николаев и др.). Однако в данных работах основное внимание уделено проблемам сольного исполнительства, воспитанию профессионального мастерства музыканта-солиста. Искусство аккомпанемента, его теория и практика рассматриваются в немногочисленных, появившихся в последние десятилетия трудах пианистов-практиков (А.А.Люблинский, Е.М.Шендерович, Н.А.Крючков, Л.М.Живов и др.). Музыкантами поднимаются проблемы творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и солиста-певца (Н.Я. Лузум), взаимосвязи вокальной и фортепианной партии в камерно-вокальной лирике (Дж.Мур, М.А.Смирнов, С.М.Лидская, О.Д.Степанидина), вопросы обучения студентов-концертмейстеров чтению нот с листа, транспонированию (В.В.Подольская, Р.А. Верхолаз), овладению техникой аккомпанемента в хореографии (М.В.Савельева), освещается специфика работы оперного концертмейстера (К.Л.Виноградов), исследуется проблема формирования художественных критериев концертмейстерского мастерства (Н.Н.Горошко) и др. Многими учеными (Н.Н.Горошко, М.В.Воротный, В.П.Саранин, П.Н.Евтихиев) подчеркивается комплексная природа профессионального мастерства концертмейстера, слагающегося из совокупности специальных знаний, исполнительских умений и навыков, индивидуально-психологических свойств личности.

Вместе с тем, отдельные аспекты проблемы профессиональной подготовки музыкантов-концертмейстеров, касающиеся, в частности, развития личностных качеств, исполнительских умений и навыков, необходимых для работы в музыкальном театре, до сих пор остаются неисследованными.

Многие музыканты-исследователи и педагоги-практики (В.В.Медушевский, А.А.Вербицкий, Л.Г.Арчажникова, Г.И.Цыпин и др.) отмечают, что сложившаяся система профессиональной подготовки музыкантов страдает узко-технологической направленностью и ориентирована в своей основе на выработку и совершенствование конкретных исполнительских навыков, на шлифовку технического мастерства пианиста. При этом зачастую «за кадром» педагогического процесса остаются важнейшие общегуманитарные и социальные задачи образовательной системы: воспитание духовно развитой, культурно богатой личности, формирование широко образованного специалиста, способного применять свои профессиональные знания во многих областях деятельности.

Музыканты-педагоги признают, что выпускники фортепианных отделений музыкальных училищ чаще всего подготовлены к работе только с «готовым» нотным текстом и, как правило, не владеют навыками свободной художественной обработки исполнительской партии. В силу этого многие их них не в состоянии работать концертмейстерами эстрадных, хореографических, театральных творческих коллективов, где требуется умение импровизировать и аранжировать заданный музыкальный материал. Кроме того, специфика обучения пианиста, отличающаяся индивидуальным характером занятий, преимущественной направленностью на сольное исполнительство, определенной замкнутостью и ограниченностью коллективных форм творчества, не способствует развитию музыкально- коммуникативных способностей студентов, организаторских, художественно-руководящих качеств, что в свою очередь затрудняет формирование музыканта-универсала широкого профиля и в результате также ограничивает сферу профессиональной деятельности будущих выпускников.

Концертмейстерский класс в структуре профессиональной подготовки музыканта-пианиста является важнейшим предметом специального цикла и наряду с другими дисциплинами отвечает за целостную профессиональную подготовку специалиста, обеспечивая базу для работы в области ансамблевой деятельности. Задачи концертмейстерского класса в среднем звене музыкального образования состоят, главным образом, в формировании и совершенствовании исполнительских умений и навыков, предназначенных для профессиональной работы пианиста с солистами — вокалистами и инструменталистами. На это же ориентированы обязательные нормативные требования к академическим программам и коллоквиумам, а также содержание предмета «Концертмейстерская практика». При этом задача подготовки студентов к концертмейстерской работе с театральными коллективами специально не ставится, хотя востребованность концертмейстеров в этой сфере деятельности постоянно растет и многим выпускникам музыкальных училищ сразу же после окончания учебного заведения приходится работать концертмейстерами в оперных театрах, театрах музыкальной комедии, драмы, детских театральных школах и студиях и других театральных учреждениях.

Между тем, как отмечают пианисты-педагоги (К.Л.Виноградов, Е.М.Шендерович), профессиональной подготовкой концертмейстеров театральных коллективов на сегодняшний день «в достаточной мере не занимается ни одно музыкальное учебное заведение» [30, С. 111]. Более того, представление о характере и предназначении деятельности концертмейстера музыкального театра у тех, кто намеревается ею заняться, довольно расплывчато. Как показывает практика, концертмейстерами в театр идут зачастую в силу более или менее случайных обстоятельств пианисты, не обладающие для этого ни специальными знаниями, ни опытом. Проходит время, прежде чем концертмейстер-новичок, поступивший в музыкальный театр, осваивается со спецификой дела, приобретает необходимые навыки. При этом наверстывать то, что не было усвоено до театра, ему приходится без отрыва от текущей театральной работы, которая требует большой затраты времени и энергии.

Таким образом, существует противоречие между потребностью современной музыкальной культуры и, в частности музыкально-театральных коллективов, в профессионально грамотных специалистах-концертмейстерах с высоким исполнительским потенциалом, развитыми художественно-руководящими и организаторскими качествами, владеющих средствами художественной обработки музыкального материала, приспособленных к работе в сценических условиях - с одной стороны, и сложившейся практикой профессионального образования музыкантов-пианистов, не нацеленной на подготовку специалистов данного профиля и не обеспечивающей формирование перечисленных качеств - с другой. Данное противоречие определило актуальность проблемы, которая состоит в поиске методов и средств подготовки квалифицированных специалистов-концертмейстеров для работы в музыкальном театре.

Все вышеизложенное определило актуальность и выбор темы исследования: "Педагогические условия подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре".

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, обеспечивающих подготовку студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре.

Объект исследования - учебный процесс на фортепианном отделении музыкального училища.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки студентов к концертмейстерской работе в музыкальном театре.

Гипотеза исследования - эффективная подготовка студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном геатре обеспечивается при реализации комплекса педагогических условий, включающего:

- углубленное изучение истории, эстетики и жанров театрального искусства;

- интеграцию концертмейстерского класса с музыкально-теоретическими дисциплинами;

- использование в учебном процессе метода моделирования различных «режимов» работы театрального концертмейстера;

- обучение студентов-пианистов основам фортепианной аранжировки нотного текста клавира.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по изучаемой проблеме.

2. Выявить особенности обучения музыкально-исполнительскому искусству и концертмейстерской деятельности.

3. Рассмотреть специфику театральной концертмейстерской деятельности, определить структуру и содержание профессионального комплекса театрального концертмейстера.

4. Определить и экспериментально проверить педагогические условия и критерии эффективной подготовки студентов-пианистов к концертмейстерской работе в музыкальном театре.

Общей методологической основой исследования явились: психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов, Д.В.Эльконин и др.); теория проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.); уч ние о педагогическом моделировании (В.В.Краевский, В.А.Штофф, В.И.Михеев и др.); концепция профессиональной подготовки педагога-музыканта (Г.М.Цыпин, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Рапацкая, И.Н.Немыкина, Э.Б.Абдуллин и др.); положения общей педагогики и педагогики музыкального образования, музыкальной психологии и музыкознания о творческой природе музыкальной деятельности (Б.В.Асафьев, Л.А.Мазель, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, и др.); теория обучения концертмейстерскому мастерству (А.А.Люблинский, Е.М.Шендерович, М.А.Смирнов, В.Н.Чачава и др.). В ходе исследования нашли применение следующие методы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта подготовки студентов музыкальных училищ к будущей педагогической и исполнительской деятельности.

- эмпирические: наблюдение за деятельностью преподавателей средних специальных музыкальных учебных заведений и музыкальных школ, анкетирование и беседы с будущими преподавателями специальных дисциплин и концертмейстерами, наблюдение процесса исполнительской деятельности студентов музыкальных училищ и концертмейстеров театральных коллективов, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в течение 1996 - 2001 г. в условиях естественно протекающего учебного процесса на базе фортепианного отделения Челябинского музыкального училища им. П.И.Чайковского; использовался собственный опыт преподавания и концертмейстерской деятельности, опыт работы педагогов музыкальных школ и училищ Челябинской области.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1996 - 1997 г.) изучалась проблема исследования в контексте практической работы фортепианного отделения музыкального училища, происходил выбор темы и её теоретическое осмысление, проводился констатирующий эксперимент с целью использования его результатов в будущей диссертационной работе.

На втором этапе (1998 - 1999 г.) уточнялась гипотеза исследования, определялись оптимальное содержание экспериментальной работы, ее структура и организационные формы, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (2000 - 2001 г.г.) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.

Научная новизна исследования:

1. Подготовка к концертмейстерской работе в музыкальном театре впервые рассматривается как профессионально значимый компонент обучения студентов-пианистов в музыкальном училище.

2. Определены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективную подготовку студентов к концертмейстерской работе в музыкальном театре, включающие: углубленное изучение истории, эстетики и жанров театрального искусства; интеграцию концертмейстерского класса с музыкально-теоретическими дисциплинами; использование в учебном процессе метода моделирования различных «режимов» работы театрального концертмейстера; обучение студентов-пианистов основам фортепианной аранжировки нотного текста клавира.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении и обосновании критериев эффективности подготовки студентов-пианистов к концертмейстерской работе в музыкальном театре, состоящих в умении вести профессиональную деятельность в различных сценических «режимах», реализовывать художественные цели в самостоятельной работе с музыкальными коллективами различных исполнительских составов, аранжировать нотный текст соответственно поставленным художественным задачам.

Практическая значимость исследования. Определена и экспериментально проверена методика профессиональной подготовки театральных концертмейстеров, основанная на интеграции историко-теоретических и специальных концертмейстерских знаний в области музыкального театра, воспроизведении в учебном процессе реального театрально-репетиционного контекста с помощью метода моделирования, освоении принципов художественной исполнительской обработки музыкального материала театральных произведений. Представленный материал обладает универсальностью, в полном или редуцированном виде может применяться в учебном процессе музыкальных, музыкально-педагогических училищ и вузов.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональный комплекс театрального концертмейстера складывается из трех системных компонентов и включает: обширные знания в области музыкального театра; разнообразные исполнительские умения и навыки художественной обработки музыкального материала; личностные качества художественно-руководящей направленности и артистического характера.

2. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное развитие профессионального комплекса театрального концертмейстера в учебном процессе, являются: углубленное изучение истории, эстетики и жанров театрального искусства; интеграция концертмейстерского класса с музыкально-теоретическими дисциплинами; использование в учебном процессе метода моделирования различных «режимов» работы театрального концертмейстера; обучение студентов-пианистов основам фортепианной аранжировки нотного текста клавира. Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки ЧВМУ (вуза); кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ; в выступлениях на научно-практических конференциях (Челябинск, 2001); посредством опубликования научно-исследовательских работ; путём внедрения результатов исследования в практику работы фортепианного отделения Челябинского музыкального училища.

Похожие диссертации на Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре