Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПО СЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
1.1. Педагогические основы обучения графическим дисциплинам в процессе общетехнической подготовки инженеров 23
1.2.Инновационные процессы в системе высшего профессионального образования 37
1.3. Оценка эффективности процесса обучения в системе
высшего профессионального образования. Резюме 47
Глава II. ПРЕПОДАВАНИЕ РИСУНКА И ОСНОВ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 56
II. 1. Оценка качества преподавания рисунка и основ композиции в процессе подготовки инженеров 60
II.2. Взаимосвязь уровня мануальных способностей студентов и общей оценки рисунка 90
II.3 .Экспериментальное обоснование обучения рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки инженеров 94
И.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Резюме 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 122
ПРИЛОЖЕНИЯ 144
- Педагогические основы обучения графическим дисциплинам в процессе общетехнической подготовки инженеров
- Оценка качества преподавания рисунка и основ композиции в процессе подготовки инженеров
- Взаимосвязь уровня мануальных способностей студентов и общей оценки рисунка
Введение к работе
Актуальность исследования. Высшая школа призвана вести подготовку кадров с опережением, прогнозируя и учитывая потребности общества завтрашнего дня, опираясь на прочный научный фундамент. Как и вся образовательная система страны, она переживает значительные преобразования, современные тенденции которой определяются задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих высокоразвитыми профессиональными качествами, способных творчески решать стоящие перед ними задачи. Поэтому профессиональное образование предполагает изменение содержания и технологии подготовки инженерных кадров, усиление их творческого начала с ярко выраженной потребностью в самореализации и саморазвитии.
Многими отечественными и зарубежными исследователями обосновано утверждение о том, что одним из основных механизмов развития системы высшего образования являются процессы педагогической инновации. Важность и ценность инновационных процессов определяется возможностью перехода данной системы, в том числе и преподавания учебного предмета на новый, качественный уровень, отвечающий современным требованиям науки. Существенной задачей изучения инновационных процессов является раскрытие возможностей управления процессами создания и применения на практике педагогических новшеств (А.Н.Пригожин, 1988).
Потребности научно-технического прогресса выдвигают в настоящее время требования к качеству подготовки будущих инженеров с развитыми техническими способностями, творчески мыслящих, обладающих глубокими знаниями, способных не только
использовать современную технику, но и создавать технику будущего, а значит, имеющих навыки в конструировании и моделировании.
Процесс проектирования зданий, сооружений, строительных деталей и узлов обычно начинается с рисунка. Инженер - строитель, делая наброски, эскизы, совершенствует и уточняет конструктивные и архитектурные решения проектируемых сооружении, так как изображение предмета на рисунке отличается большей наглядностью.
Основной целью графической подготовки, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, является обеспечение необходимого профессионалу объема знаний и умений, отражающих профиль специальности. Следовательно, успешная работа во многих видах теоретической и практической деятельности инженера неразрывно связана с пространственным мышлением, с оперированием пространственными образами, чему способствует изучение дисциплины «Рисунок и основы композиции».
При выполнении рисунка ещё до начала работы инженер должен предвидеть результат своего труда. Здесь существенную роль играет не только восприятие, представления, но и накопленные умения, поэтому процесс обучения основам графической деятельности предполагает усвоение теоретического курса изобразительной грамоты, формирование на этой основе практических умений и навыков.
Вместе с тем практически недостаточно изученным остается
вопрос о взаимосвязи между умениями выполнять точные мануальные
движения, отраженные в способности к восприятию
пространственных отрезков и уровнем художественно-образного мышления, умению точно передавать пропорции и др.
Имеется немало работ по исследованию механизмов восприятия пространства, роли органов чувств в развитии пространственно-
различительной функции, исследованию пороговых величин этих органов, динамики формирования зрительного образа, роли деятельности связанных в процессе формирования представлений и других важных вопросов восприятия пространства, психологии формирования пространственных представлений и воображения. Эти проблемы исследовали Б.Г.Ананьев, М.В. Гамезо, В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.Н. Кокуродникова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и другие.
К преподаванию художественных дисциплин в специализированных вузах, а так же и на художественно-графических факультетах в научно-педагогической литературе обращены публикации В.Г. Демьянова, В.Н.Кокуродниковой, Н.П.Костерина, В.С.Кузина, Л.Г.Медведева, В.Б.Подрезкова, Н.Н.Ростовцева, Д.В.Самодранова, С.В.Тихонова, В.А.Яблонского и др.
Формирование и развитие пространственных представлений в процессе обучения школьников рассматриваются в работах Т.А.Воронько, И.Г.Вяльцевой, А.Г.Полякова, Д.В.Самодранова и др.
Однако технологии обучения графическим дисциплинам студентов технических (нехудожественных) вузов исследованы на сегодняшний день недостаточно. Требуется разработка более совершенной методики оценки качества полученных студентами в процессе обучения знаний, умений и навыков.
С целью научного обоснования возникло противоречие между объективной потребностью в совершенствовании методики преподавания курса «Рисунок и основы композиции» студентам инженерных специальностей и наличным уровнем научных знаний о сущности данного процесса. Указанное противоречие педагогической теории и практики побудило нас к выбору темы исследования,
проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного обучения рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки инженеров.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - общетехническая подготовка инженеров.
Предмет исследования - педагогические условия обучения рисунку и основам композиции в процессе общетехнической подготовки студентов.
Гипотеза исследования предусматривала, что обучение рисунку и основам композиции становится более эффективным, если:
- в учебной деятельности студентов по усвоению курса «Рисунок
и основы композиции применяются объективные способы оценки
качества полученных знаний, умений и навыков с использованием
методов квалиметрии;
- разработан комплекс упражнений для совершенствования
восприятия и воспроизведения пространственных отрезков, а так же
комплекс специальных приемов графического изображения для
повышения эффективности процесса обучения;
- определена инновационная педагогическая методика обучения
на основе выявленной взаимосвязи уровня развития художественных
способностей студентов выполнять точные мануальные движения,
отраженные в способности к восприятию и воспроизведению
пространственных отрезков.
Это позволит более эффективно овладевать знаниями смежных дисциплин, создаст предпосылки для более качественной профессиональной подготовки инженеров.
В соответствии с целью и рабочей гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
Разработать объективные квалиметрические способы оценки качества выполнения рисунка.
Определить уровень развития художественных способностей студентов и их взаимосвязь выполнять точные мануальные движения, отраженные в способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков.
Разработать эффективную педагогическую методику обучения будущих инженеров рисунку и основам композиции на основе выявленных взаимосвязей.
Экспериментально проверить эффективность использования педагогических условий при изучении рисунка и основ композиции будущим инженерам.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
-ведущие философские положения, рассматривающие проблемы активности личности, деятельности, творчества, идеи отечественных и зарубежных специалистов в области методологии современной педагогики и психологии чувственного познания (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, Дж.Брунер, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, М.В.Гамезо, Б.С.Гершунский, Е.И.Кабанова-Меллер, А.А.Кирсанов, А.И.Кочетов, В.В.Краевский, А.И.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн);
- труды по теории деятельностного подхода в обучении (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Т. Лихачев, И.СЯкиманская, и другие);
-теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, И.Ф.Талызина);
-результаты исследований в области общей дидактики и
педагогической интеграции (А.П.Беляева, В.П.Беспалько,
А.А.Кирсанов, Я.А.Коменский, В.М.Коротов, ИЛ.Лернер,
М.Н.Скаткин, Ю.С.Тюнников, В.Т.Фоменко и другие);
-теория многоуровневого построения движений
(Н.А.Бернштейн).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
нормативной методологией исследования служили личностно-деятельностный, системный и культурологический подходы;
анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анкетирование, педагогические наблюдения, контент-анализ, педагогические контрольные испытания (тестирование), педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Инженерно-экологического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела и Сочинского института моды, бизнеса и права.
Исследование выполнялось в течение несколько этапов.
На первом этапе (1997 - 1998) были проведены теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической, философской и социологической литературы, передового педагогического опыта;
осуществлены педагогические наблюдения за процессом преподавания графических дисциплин;
формулировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования, подбирались и апробировались методы исследования;
проводилось анкетирование преподавателей дисциплины «Рисунок и основы композиции» с различным стажем практической
работы.
На втором этапе (1998 - 2000) была разработана программа эксперимента, проведено пилотажное исследование, составлен план проведения формирующего эксперимента, разработана структура качества выполнения графического рисунка, с использованием методов квалиметрии;
изучался и анализировался уровень способностей студентов к восприятию и воспроизведению длины линии, к тонким мануальным движениям, выполняемым двумя и одной рукой, деления отрезка на равные части, к овладению новыми движениями у студентов различных профилей обучения;
определялась взаимосвязь уровня способностей с качеством выполнения рисунка. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики.
На третьем этапе (2000-2001) осуществлялась разработка методики проведения занятий по курсу «Рисунок и основы композиции» и ее экспериментальная проверка для выявления эффективной методики проведения занятий. С этой целью был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие две экспериментальные и одна контрольная группы. Проводилась аналитическая обработка полученных научных фактов и обоснование теоретико-методологических подходов к организации и проведению занятий по данному курсу со студентами нехудожественных профилей.
Научная новизна исследования:
разработана и экспериментально апробирована система методов, обеспечивающая формирование опыта творческой деятельности студентов
разработаны критерии оценки качества знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе обучения;
разработана методика контроля и совершенствования способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков.
Теоретическое значение исследования:
- выявлены психолого-педагогические условия (диагностико-
рефлексивные, содержательные, рефлексивно-сотворческие),
определяющие дидактические основы совершенствования графической подготовки инженеров.
Практическая значимость исследования: определяется тем, что содержащееся в нем теоретические положения и выводы активно используются в практической деятельности, позволяя значительно повысить эффективность формирования знаний, умений и навыков у студентов инженерных специальностей;
разработана система специальных упражнений по развитию способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков, позволяющая более эффективно осваивать навыки передачи творческой мысли инженера, посредством графического рисунка;
разработаны рекомендации по методике оценки качества рисунков, что позволяет более объективно оценивать приобретенные студентами навыки и умения.
Результаты исследования внедрены в практику проведения занятий по курсу «Рисунок и основы композиции» со студентами вуза, что подтверждено актом внедрения.
Обоснованность и надежность полученных научных результатов обеспечиваются ориентацией на современные методологические
подходы (системный, культурологический, личностно-
деятельностный); применением комплекса методов исследования,
адекватных его задачам и логике; экспериментальной проверкой
"* теоретических разработок, характеризующихся позитивными
изменениями в уровне знаний и умений студентов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В учебной деятельности студентов по усвоению курса
«Рисунок и основы композиции» применяются четкие критерии в
оценивании качества полученных знаний, умений и навыков с
использованием методов квалиметрии.
1* 2. Педагогические условия в обучении рисунку и основам
композиции включают требования к выполнению точных мануальных движений, практические задания по развитию способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков, знание технических приемов выполнения графических рисунков, развитие моторного творчества.
3. Графическая подготовка инженеров-строителей
. осуществляется на основе поэтапного обучения: от овладения
простейшими приемами восприятия и воспроизведения пространственных отрезков (первый этап), их совершенствование (второй этап) и дальнейшей творческой интерпретации с учетом особенностей профессиональной деятельности (третий этап).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение в выступлениях на VII Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей
школе» (г. Краснодар, 2001); на международной научно-практической
конференции «Современные проблемы развития физической культуры
и биомеханики спорта» (г. Майкоп, 2001); на ежегодных
Международных научно-методических конференциях
«Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах (г. Сочи, 2001), а также на заседаниях кафедры педагогики СПИ СГУТиКД и кафедры педагогики высшей школы МПГУ.
Структура работы. Диссертация изложена на 160 страницах машинописного текста. Состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы (212 источников, из них 12 зарубежных), 5 приложений. В тексте диссертации 8 таблиц, 2 рисунка, 1 схема, акт внедрения полученных результатов в практику преподавания в вузе.
Введение содержит обоснование актуальности выбора темы исследования, анализ степени ее разработанности; характеристику объекта, предмета, цели и гипотезы исследования. Раскрываются также научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки проведения исследования» представлены теоретические и методические предпосылки проведения исследования; определяется степень ее разработанности.
Во второй главе «Преподавание рисунка и основ композиции в процессе общетехнической подготовки инженера, как педагогический процесс» приводятся результаты собственных исследований. Представлена характеристика и особенности предлагаемой экспериментальной программы преподавания дисциплины, определяются педагогические условия ее реализации, анализируются результаты констатирующего и основного экспериментов.
В приложении представлена авторская программа преподавания
курса «Рисунок и основы композиции», анкеты, акт внедрения и удостоверение на рационализаторское предложение.
Резюме: в работе мы стремились к соблюдению следующих
*" основных правил научного исследования:
репрезентативности (количество показателей, элементов вполне достаточно для характеристики различных сторон исследования и каждый из них отражает фактическую картину исследования);
аддитивности (показатели непротиворечивы и взаимно независимы);
однозначности (показатели выражались так, что исключалась возможность двоякого их толкования, уменьшалось количество возможных ошибок);
сопоставимости (подробное описание процедуры получения отдельных показателей обеспечивало возможность объективного сопоставления результатов исследования).
#5
Педагогические основы обучения графическим дисциплинам в процессе общетехнической подготовки инженеров
На протяжении длительного времени (с XVII века, с момента организации специальных художественных учебных заведений), как отмечает Н.Н. Ростовцев (1985), шлифуется и совершенствуется система и методика преподавания рисунка. В этом плане многое было сделано замечательными русскими художниками-педагогами А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмовым, К.П. Брюлловым, П.П. Чистяковым, Д.Н. Кардовским, В.Е Савинским, В.А Фаворским, А.А. Дайнекой и др. Их вклад в развитие теории и методики преподавания рисования неоценим. Те принципы, методы и педагогические установки, которые они высказывали в свое время, современная школа рисунка развивает и совершенствует, внося свое новое, отвечающее требованиям современной передовой науки.
Общие научно-теоретические положения и установки академического рисунка остаются едиными, методическая же последовательность усложнения учебных задач по курсам, семестрам это - дело педагога (Н.Н. Ростовцев, 1985). Последовательность усложнения учебных задач дается в соответствии со сложностью научно-теоретического материала и закономерностями строения формы: вначале рисование простейших форм предметов, затем сложных форм, групп предметов (натюрморт), головы и фигуры человека. Таким образом, реализуется один из педагогических принципов обучения - принцип систематичности и последовательности. Однако при этом нельзя не учитывать возраст, уровень подготовленности, а главное, с какой целью изучается дисциплина, ведь преподавание должно быть ориентированно на предстоящую деятельность человека. На важность учета предстоящей деятельности обучаемых при преподавании рисунка и основ композиции указывается в работе СВ. Тихонова, В.Г. Демьянова, В.Б. Подрезкова (1983).
В одних видах деятельности необходимо в рисунке решать научные, инженерные задачи (изображать устройство машины, прибора, строительной конструкции и т.д.). При этом изображение должно быть объективным, рациональным. В других видах деятельности необходимо в рисунке затронуть чувства, создать настроение, заставить зрителя переживать. При этом изображение будет субъективное эмоциональное. Преподавание рисунка в этих случаях также должно иметь свои особенности. Эти особенности не должны касаться основополагающих методических принципов преподавания рисунка, например, внесение изменений в этапы работы над рисунком и т.д.
Научно-методические работы, посвященные вопросам преподавания рисунка и основ композиции, можно классифицировать следующим образом:
1) работы, посвященные вопросам преподавания рисунка и основ композиции в различных по уровню учебных заведениях (в школах, в средних специальных учебных заведениях, в вузах и т.д.);
2) работы, посвященные вопросам преподавания рисунка и основ композиции в различных по профилю учебных заведениях (художественно графических, технических, военных и т.д.); 3) работы, посвященные вопросам преподавания рисунка и основ композиции у детей различного возраста (дошкольники, младший школьный возраст и т.д.);
4) работы, посвященные вопросам преподавания рисунка и основ композиции в сочетании с другими дисциплинами, в частности, с черчением;
5) работы, посвященные вопросам развития и совершенствования у студентов отдельных психологических качеств в процессе преподавания рисунка и основ композиции (пространственных представлений, воображения, восприятия и т.д.).
Этот перечень можно продолжить в зависимости от того, какой признак или признаки положены в основу создания классификации.
С целью выявления педагогических особенностей, методических подходов к обучению и контролю качества обучения рисунку и основам композиции рассмотрим более подробно основные из указанных выше направлений.
Среди научно-методических работ, посвященных изучению проблемы совершенствования обучения графическим дисциплинам необходимо выделить значительное количество работ, в которых рассматриваются вопросы совершенствования обучения рисованию (Е.И. Игнатьев, 1954; Е.С. Кондахчан, 1952; Н.Н. Ростовцев, 1985; А.Е. Тереньтьв, 1981; Е.В. Шорохов, 1977; Е.Н. Дорофеева, 1998 и др.) и черчению (А.Д. Ботвинников, Б.В. Ломов, 1979; В.А. Гервер, 1991; В.А. Клименко, 1984 и др.) детей различного возраста.
Н.Н. Ростовцев (1985), А.Е. Тереньтьв (1981) и другие авторы отмечают, что дети очень охотно, с большим увлечением и довольно смело рисуют. Они не задумываются, насколько убедительными получаются у них образы тех предметов, которые они изображают, насколько они соответствуют действительности. Слабые успехи детей авторы (Н.Н. Ростовцев, 1985; А.Е. Тереньтьв, 1981) объясняют отсутствием у них умения сосредоточиться тем, что их образные представления соответствуют их изображениям. Это продолжается примерно до четвертого класса. В дальнейшем у детей появляется неудовлетворенность своими умениями. Они начинают осознавать, что их изображения не соответствуют реальным предметам. С этим нельзя не согласиться, однако, рисунки детей зачастую далеки от реальности не только по этой причине.
Возможно одной из причин слабых успехов детей младшего школьного возраста является низкий уровень развития мелкой моторики кисти детей, их неумение выполнять тонкие движения кистью, так как в дошкольном и младшем школьном возрасте дети еще слабо владеют кистью.
Как известно, между мышлением и движением существует взаимосвязь только в том случае, если они направлены на решение единой задачи (М.Я Виленский, 1982). Развитие моторного творчества предполагает воздействие на развитие интеллектуальное при соблюдении ряда условий и, в частности, наличие одной цели.
В процессе движения образуется своеобразная психомоторная структура - аналог умозаключения, мысленная мерка о движении.
И.М. Сеченов (1952) ввел положение о мышце как орудии основных мыслительных операций, которое явилось важным вкладом не только в психофизиологию, но и в представление о психологическом механизме психомоторных способностей. Мышцу стали рассматривать не только как орган механического движения человека, но и как орган познания, превращающий чувственный материал познания в мысль со специфической структурой.
Творчество в моторной сфере должно развиваться в тех видах деятельности, которым непосредственно занимается человек. Так как предусматривается овладение студентами техническими приемами рисования, то и развитие способностей должно происходить в конкретных, сходных видах двигательной активности.
Следует отметить одну важную особенность двигательных умений. Хорошо развитые умения в одном виде деятельности не обеспечивают человеку такого же высокого уровня их проявления в другой сфере.
При решении двигательной задачи акцент делается на создание, совершенствование движения, а мышление выступает инструментом, с помощью которого достигается результат. Здесь следует заметить, что различие между мыслительным и двигательным творчеством надо искать не в механизмах мышления, как было отмечено выше, они едины, а в его направленности, обусловленной содержанием теоретической и практической деятельности человека (И.С. Якиманская, 1985). Взаимодействие мыслительного и моторного компонентов в творчестве основано на том (Н.А. Бернштейн, 1966), что управление движением осуществляется не разомкнутой рефлекторной дугой, в которой сигналы идут только к мышцам, а замкнутым "кольцевым" контуром, где непрерывный поток сигналов направлен и в противоположную сторону.
Оценка качества преподавания рисунка и основ композиции в процессе подготовки инженеров
Оценка качественных показателей - это установление соответствия между характеристиками этих показателей и требованиями к ним. Требования к качеству выполнения рисунка (эталон качества) не всегда выражаются в унифицированной для всех форме, что оказывает существенное влияние на выставляемые оценки. Так как управление процессом обучения, оценка успешности обучения осуществляются, главным образом, с учетом результатов успеваемости, на основе выставляемых оценок, то велика цена допускаемых педагогом ошибок при выставлении оценок.
В педагогике предпринимаются активные попытки решения проблемы объективного контроля и оценки знаний (В .П. Беспалько, 1989 и др.), однако, это связано с рядом сложностей, в том числе организационных и психологических. Наличие значительного числа различных методик оценивания свидетельствует, с одной стороны, о безусловной необходимости применения в практике оценивания, а с другой стороны, свидетельствует об отсутствии единых подходов к содержанию и организации оценивания.
Остановимся более подробно на теоретических подходах проведения экспертизы, организованной на основе методов квалиметрии.
Метод экспертных оценок применялся для "взвешивания" содержания информации в компонентах конкретного вида учебно-познавательной деятельности, для выявления степени важности отдельных составляющих общую оценку графического рисунка, а также для определения межпредметных связей в профессиональной подготовке студентов.
В теории оптимизации решение задачи оптимального варианта обеспечивается путем выявления функции цели или критерия оптимальности. Согласно самой теории оптимизируемая функция (критерий оптимальности) должна быть только одна. В зависимости от задачи и характера исследования, за критерий оптимальности принимается либо единичный показатель качества объекта, либо комплексный показатель, в отдельных случаях - интегральный показатель качества (Г.Г. Азгальдов, Э.П. Райхман, 1973).
Прямое и полное комплексное измерение отдельных многочисленных и разнообразных сторон составляющих общую оценку графического рисунка невозможно в настоящее время. Однако в силу острой необходимости получать близкие к объективным показатели качества графического рисунка, характеризующего уровень подготовленности студентов, такое измерение осуществляется эмпирическим, интуитивным путем. Результаты таких измерений зависят от квалификации и опыта специалистов, осуществляющих эти измерения.
Достижения экспериментальной педагогики, психологии и социологии показывают, что результаты процесса измерения качественных характеристик, даже выполняемого экспертами, могут быть значительно улучшены с применением математических и статистических методов (Е.М. Четыркин, 1972; Р. Арнхем, 1974; М.А. Годик, 1988 и др.).
В результате развития этих методов, вызванного запросами практики многих отраслей знаний и отраслей общественного производства, в последние два десятилетия сформировалась новая научно-прикладная математическая дисциплина — квалиметрия.
Квалиметрия, появившаяся применительно к проблеме измерения качества различных видов продукции производственной деятельности и общества (предметы массового потребления и пр.) направлена на изучение свойств продуктов труда и их соотношения с потребностями человека.
Квалиметрия изучает и разрабатывает принципы и методы количественной оценки качества.
Слово «квалиметрия» происходит от выбранных в целях удобства пользования, латинского слова «qualitas» - качество, свойство, характер; и древнегреческого «juetron» - мерить, измерять. Этот термин, прочно вошедший в международный научно-технический словарь, предложен в 1967 году группой советских исследователей (Г.Г. Азгальдов, Э.П. Райхман, 1973).
В настоящее время квалиметрия, развиваясь в двух направлениях - теоретическом и прикладном, имеет довольно солидное теоретическое обоснование, пользуется рядом принципов подхода к изучению качества, сформированными на базе теории и некоторым комплексом конкретных методов оценки качества.
Применительно к области настоящего исследования, наибольшее внимание привлекают достижения прикладной квалиметрии, занимающихся дальнейшей разработкой конкретных методик и математических моделей для оценки качества объектов разного вида и назначения.
Особенно целесообразным представляется использование прикладной квалиметрии в процессе совершенствования оценки качественных показателей, где мы сталкиваемся с постоянной необходимостью оценивать именно качество, выражаемое в уровне художественного мастерства, приобретенного вследствие целенаправленного обучения.
Если оценку графического рисунка рассматривать как совокупность некоторого набора признаков (свойств), составляющих его качество, то измерение следует осуществлять в соответствии с принципами, лежащими в основе квалиметрического подхода к количественной оценке качества (Г.Г. Азгальдов, Э.П. Райхман, ! 1973)!
Взаимосвязь уровня мануальных способностей студентов и общей оценки рисунка
В результате своего многовекового развития искусство уже выработало определенные правила, нормы рационального отображения реальной действительности различными изобразительными средствами. Рисующий должен хорошо изучить эти основы изобразительного искусства, поскольку они в значительной степени облегчают процесс формирования художественного образа и создают условия для более продуктивной творческой работы.
Проведённый анализ литературных источников показал, что в большинстве работ, посвященных преподаванию рисунка, основное внимание уделено технике выполнения рисунка. Однако практически неизвестным остаётся вопрос о взаимосвязи умений выполнять точные мануальные движения, способности к восприятию пространственных отрезков на способности к художественно-образному мышлению, умению точно передавать пропорции и т.д. и их влиянии на успешность совершенствования художественных способностей студентов.
В данном разделе представлены результаты изучения взаимосвязи уровня мануальных способностей студентов и общей оценки рисунка. Теснота взаимосвязи уровня мануальных способностей студентов и общей оценки рисунка вычислялась при помощи рангового коэффициента корреляции (р) Спирмена (Г.Ф. Лакин, 1990).
Общая оценка (Q) рисунка вычислялась на основе разработанного древа качества при помощи метода экспертных оценок.
Результаты тестов, характеризуют особенности выполнения различных когнитивных задач, несмотря на сходство структурно-функциональных механизмов восприятия, кодирования и переработки информации. Выполнение одних заданий не лимитировано временем, выполнение других находится во временной зависимости.
В исследовании приняли участие студенты Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.
В таблице II.5 представлены значения коэффициентов корреляции (р), характеризующие взаимосвязь общей оценки рисунка (Q) и уровнем развития соответствующих частных способностей студентов: способности к восприятию и воспроизведению длины линии (Tj), способность к тонким мануальным движениям, выполняемым, как двумя руками, так и одной рукой (t x, WB, WAB), способность деления отрезка на равные части (Тг), способность к овладению новыми движениями (W).
Взаимосвязь показателей общей оценки рисунка (можно сказать оценка успешности обучения) и различных проявлений соответствующих частных способностей студентов колеблется от слабой степени взаимосвязи до сильной взаимосвязи.
Слабую степень взаимосвязи (р=0,22 - 0,39) выявили между способностью к тонким мануальным движениям, способностью к овладению новыми движениями, выполняемыми двумя руками, левой рукой и общей оценкой рисунка (Q). Результаты тестов, выполняемых двумя руками и не ведущей рукой (левой), а также улучшение результатов при выполнении второй попытки (способность к обучению, W), только на 15% влияют на вариацию другого признака -общую оценку рисунка. Это вполне логично.
Средняя степень взаимосвязи (р=0,51 - 0,53) была выявлена между способностью к тонким мануальным движениям, способностью к овладению новыми движениями, выполняемыми правой рукой и общей оценкой рисунка (Q). В этом случае около 25% вариации одного признака зависит от вариации другого признака. Результаты тестов, выполняемых ведущей рукой (правой) уже на четверть определяют величину (качество) оценки студента за выполненный рисунок
Наличие более сильной взаимосвязи (р=0,68 - 0,69) нами было выявлено между процентной точностью выполнения двух заданий (первого и второго) и общей оценкой рисунка (Q). В этом случае около 47% вариации одного признака зависит от вариации другого признака. Сильная корреляционная связь указывает на высокую информативность результатов этих тестов, на необходимость всемерного развития и совершенствования данных способностей.
В целом же, в ходе исследования установлено, что для студентов оказалась закономерной взаимосвязь умения рисовать (общая оценка рисунка) с показателями, характеризующими высокие уровни психической регуляции движений, которые требуют тонкой пространственно-временной организации движений. В нашем случае -это тонкая координация движений кисти и способность к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков.
Это, косвенно, свидетельствует о возможностях улучшения процесса обучения рисованию путем целенаправленного воздействия на развитие способности к восприятию и воспроизведению пространственных отрезков у студентов не художественных профилей, у которых эти способности развиты слабо