Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста Тимошенко Михаил Анатольевич

Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста
<
Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тимошенко Михаил Анатольевич. Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Волгоград, 2000 245 c. РГБ ОД, 61:01-13/1440-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЧЕСТИ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14

1.1. Сущность, структура, функции профессиональной чести как качества личности специалиста 15

1.2. Особенности развития профессиональной чести специалиста 44

Глава 2. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ЧЕСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 93

2.1. Воспитание профессиональной чести специалиста в процессе профессиональной деятельности (на материале деятельности подразделений налоговой полиции) 93

2.2. Система работы по формированию у специалистов профессиональной чести (на примере деятельности подразделений налоговой полиции) 114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 188

БИБЛИОГРАФИЯ 198

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

В современных условиях развития российского общества, его перехода к рыночным отношениям в значительной степени возрастает роль профессий, требующих знаний норм этики, стремлений и умений работать по правилам этики.

Это утверждение в первую очередь касается сфер деятельности, в которых специалист непосредственно имеет дело с людьми. Таковы, например, профессии врача, педагога, военнослужащего, работника правоохранительных органов и т.п., где наблюдается закономерное возрастание значимости этических норм как регулятора деятельности.

Представители этих профессий должны уверенно ориентироваться в таких сложных явлениях, как мораль и право. Мораль для них должна стать важным фактором саморазвития личности, а законопослушность - неотъемлемой чертой жизнедеятельности.

В деятельности специалистов данных профилей профессиональная честь занимает особое место, являясь, по сути, основой и результатом проявления гуманистических и профессиональных ценностей личности, органическим элементом деятельности, однимиз главных регуляторов всей жизнедеятельности.

Проблема данного исследования, которое выполнено на материале деятельности органов налоговой полиции, обусловлена тем, что налоговая полиция - самая молодая правоохра нительная структура современной России, традиции и опыт подготовки специалистов для которой только складываются.

В ходе становления нового правоохранительного органа обнаружилось явное несоответствие реальной его «внутренней жизни» ведущим нравственно-правовым и социальным реалиям. На одном полюсе этих реалий - крепнущее осознание сотрудниками как своих обязанностей, так и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина (сфера их деятельности оказалась куда более широкой, чем было принято считать вчера), на другом - невозможность в рамках существующей законодательной базы, форм служебных отношений обеспечить качественное повышение результативности профессиональной деятельности, связанной с защитой экономической безопасности государства, а также безопасности деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам, защиты их сотрудников от противоправных посягательств в ходе исполнения служебных обязанностей.

Как результат действия этих противоречий можно констатировать тот факт, что многие сотрудники налоговой полиции оказались не способны действовать в точном соответствии с законами морали, права и совести. Так, статистика свидетельствует, что в последние 2 года упал престиж службы в органах налоговой полиции, возросла текучесть кадров.

Количество уволенных за 1999 год сотрудников в ряде территориальных органов налоговой полиции достигло 14-18 % от штатной численности, при этом значительная часть -из-за несоответствия требованиям профессиональной этики.

Такие факторы, как неудовлетворенность материальным положением, отсутствием положительных перспектив, приход людей, не имеющих необходимого опыта практической работы, с пониженным иммунитетом к попыткам подкупа, активно используются криминальными структурами для достижения своей цели.

Только по материалам подразделений безопасности и борьбы с коррупцией ФСНП РФ и территориальных органов налоговой полиции в 1999 году было осуждено 28 лиц, пытавшихся скомпрометировать сотрудников. За участие в коммерческой деятельности (что запрещается требованиями Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции) уволено 68 сотрудников.

Падение жизненного уровня способствует тому, что некоторые сотрудники начинают рассматривать службу в органах налоговой полиции в качестве временного этапа для приобретения необходимых связей и использования ее возможностей для улучшения своего благосостояния.

В мае 1996 года из Управления ФСНП РФ по Волгоградской области были уволены сотрудники «М» и «Г», которые пытались вымогать у одного из руководителей ТОО взятку за улаживание возникших проблем, связанных с проверкой товарищества налоговой полицией.

Имеют место случаи вымогательства взяток, злоупотреблений служебным положением, «продажи» конфиденциальной информации и т.п. Втянутыми в эти процессы оказываются не только молодые сотрудники, но и лица со значительным стажем работы в правоохранительных органах.

Такие факты подрывают авторитет профессии, наглядно показывают, что в деятельности организаций такого рода еще мало уделяется внимания вопросам воспитания профессиональной чести, привитию высоких нравственных качеств.

Таким образом, практика показывает, что, как правило, недостаточная развитость чувства профессиональной чести отдельных сотрудников сводит на нет их другие положительные качества, профессиональные знания, служебный опыт, приводит к так называемой профессиональной (а по существу - духовно-нравственной) деформации.

Изучение же планов, опыта обучения и воспитания сотрудников налоговой полиции показывает, что основная часть затраченного времени приходится на предметную профессиональную подготовку, овладение нормативно-правовыми знаниями.

Другая сфера - духовно-нравственная подготовка сотрудников осуществляется на основе «остаточного принципа». Это обусловлено во многом тем, что органы налоговой полиции начали создаваться после департизации и деидеологизации Вооруженных сил, органов ФСБ, МВД, когда воспитательная работа была необоснованно отодвинута на второй план. Приоритетное направление в работе с личным составом заняли материальные стимулы. Но поскольку их база оказалась ограниченной, они не сыграли .роли, которая им первоначально отводилась. Ныне данное обстоятельство терпимым быть не может. От духовно-нравственной и культурной зрелости, интеллигентности сотрудников налоговой полиции зависит эффективность осуществляемой ими профессиональной деятельности, когда влияние гражданственности, дисциплинированное ти, воспитанности, справедливости, нравственных убеждений становятся главными факторами успешной профессиональной деятельности.

С учетом изложенного очевидны практическая значимость и актуальность проблемы профессионального духовно-нравственного развития специалистов как в ходе профессиональной подготовки, так и в процессе профессиональной деятельности, актуальность их профессиональной чести.

Актуальность исследования обуславливается также недостаточной разработанностью теории и воспитания профессиональной чести специалистов в процессе осуществляемой ими деятельности.

Нет специальных работ, посвященных проблемам воспитания профессиональной чести, а в отдельных публикациях рассматриваются чаще всего только некоторые аспекты данной проблемы..

Вместе с тем, в педагогической науке накоплены знания, позволяющие рассматривать и анализировать воспитания проблемы профессиональной чести специалистов.

Так, разработаны общие представления о чести как качестве личности, нравственном регуляторе ее деятельности (Аристотель С, Гегель Г., Гоббс Т., Короленко В. Г., Макаренко А.С, Раш К., Рубинштейн С.Л.,Ушинский К.Д., Чес-терфилд,. Шопенгауэр А.,"Экштейн И.).[12, 55, 59, 106, 107, 168,176,219,239,243,245]

Проблемы воспитания чести офицера нашли свое отражение в трудах Волконогова Д.А., Гаркуши Е.П., Миронова Г.И., Табунова Н.Д. (40, 52, 136, 211).

\.

В трудах педагогов и психологов: Ахаян Т.К., Барабан-щиковаА.В., ВырщиковаА.Н., ГородоваП.Н., Ивающкого А.Т., Куксина И.Н., Лаптева Ю.В., Олейникова B.C., Слепова В.Я., Самой ленко В.Н., Томашко А.Н., Хальзова В. И. и др. авторов (16.48,49, 61,87,118,120,155,183,202,217,231,232) раскрываются механизмы профессиональной деятельности, идеи взаимодействия с духовно-нравственными качествами личности, определены некоторые формы и методы воспитательной работы, способствующие воспитанию чести, что в значительной степени позволяет в настоящем исследовании полнее представить психолого-педагогические истоки формирования профессиональной чести специалиста.

Исходя из этого, определены цель, объект, предмет и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования — подготовка специалиста в системе профессиональной деятельности.

Предмет исследования - процесс воспитания чести специалистов в профессиональной деятельности.

Цель исследования - выявление педагогических условий эффективного воспитания чести специалиста в профессиональной деятельности.

В качестве основной гипотезы было выдвинуто положение о том, что воспитание профессиональной чести специалиста представляет собой процесс перевода объективных требований общечеловеческой и служебно-профессиональ-ной морали в личные убеждения специалиста и развития на этой основе его способности к саморегуляции своих действий и поступков, в соответствии с принятыми нормами

морали и этики. Движущей силой этого процесса выступает целенаправленное преодоление несоответствия между фактической (достигнутой) и необходимой («эталонной») моделью поведения личности в аспекте ее этических оснований, норм профессиональной чести.

Исходя из цели выдвинутой гипотезы, были сформулированы задачи исследования:

- выявить сущность, особенности, функции профессиональной чести как качества личности специалиста;

- обосновать и экспериментально проверить основные условия и пути повышения эффективности воспитания профессиональной чести специалиста в профессиональной деятельности;

- разработать педагогическую систему воспитания профессиональной чести сотрудников;

- разработать практические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию профессиональной чести специалиста в процессе деятельности.

Методологическую основу достижения поставленной цели составили фундаментальные труды классиков отечественной и зарубежной педагогики (Добролюбов Н.А., Кор-чак Я., Макаренко А. С, Руссо Ж. Ж., Сухомлинский В. А., Ушинский К.Д., Чернышевский Н.Г., Коменский Я.А., Локк Д., Песталоцци И.Г. и др.), раскрывающие сущность духовной сферы личности, роль норм морали, этики как регуляторов жизнедеятельности человека.

Теоретическую основу исследования составили работы, раскрывающие сущность, содержание, источники и механиз мы рфвития профессиональной деятельности, идеи ее взаимосвязи с духовно-нравственными качествами личности (Ананьев В.Г., Бондаревская Е.В., Божович Л.И., Гончаров Н.К., Гришин Е.А., Ильин B.C., Краснобаев И.М., Кузьмин Е.С., Мясищев В.И., Платонов К.К., Разбегаева Л.П., Рувинский Л.С, Рубинштейн Л.С, Сериков В.В., Скаткин М.А., Сергеев Н.К., Орлов А.В., Якунин В.А. и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

- общенаучные специальные методы и приемы познания: обобщение, сравнение, абстагирование, моделирование;

- анкетный метод, метод экспертных оценок;

- включенное педагогическое наблюдение и опытно-экспериментальная работа в соответствии с задачами и гипотезой исследования;

- монографическое изучение специалистов, включенных в опытно-экспериментальную работу, особенностей формирования их профессиональной чести.

Методы были выстроены в определенную систему, определяющуюся логикой решения задач исследования.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1995-1996 гт.) изучалась и анализировалась научная литература и опыт профильных учебных заведений, опыт деятельности органов налоговой полиции, других правоохранительных органов, в аспектах исследуемой проблемы.

Результатами данного этапа были уточнение проблемы исследования, определение его цели, задач выдвижения гипотезы исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1997-1999 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа на базе УФСНП РФ по Волгоградской области, решалась задача выявления педагогических условий повышения эффективности процесса воспитания профессиональной чести специалистов.

Были определены основные средства формирования профессиональной чести у специалистов (на материале деятельности налоговой полиции).

На третьем этапе (1999-2000 г.) завершилась опытно-экспериментальная работа, систематизировались и обобщались данные теоретического и экспериментального исследования, разрабатывались методические рекомендации для сотрудников и руководителей подразделений.

Достоверность результатов исследования обеспечена системным подходом к описанию и изучению объекта исследования, строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования, реализацией современных методов сбора и отработки материалов, репрезентативностью выборочных совокупностей, длительной апробацией результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыто содержание и дана характеристика професси овальной чести специалиста как интегрированного свойства личности, проявляющегося на профессиональном и духовно-нравственном уровнях. Разработана комплексно-целевая программа воспитания профессиональной чести (на примере деятельности налоговой полиции), апробированы критерии оценки и показатели оценки сформированности уровня профессиональной чести, методика их измерения, выявлены и экспериментально обоснованы основные условия и пути повышения эффективности воспитания профессиональной чести специалиста.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ воспитания профессиональной чести специалистов в процессе осуществляемой ими деятельности, формирования у них интереса к самосовершенствованию профессионально важных качеств, что может служить дополнением к теории личностно развивающего обучения, теории воспитательной работы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результатом является комплексная программа воспитания профессиональной чести специалистов налоговой полиции, позволяющая совершенствовать и активизировать усилия по их самосовершенствованию. Разработана и апробирована методика руководства процессом самовоспитания профессиональной чести сотрудников налоговой полиции, которая может быть использована в деятельности органов налоговой полиции различного уровня.

Апробация результатов исследования осуществлялась в УФСНП РФ по Волгоградской области, Центре подготовки сотрудников налоговой полиции ФСНП РФ.

! ]%зуйбтатьїисследоваіи обсуждались на те оретических научно-практических конференциях различного уровня (Москва, 1998 г.; Санкт-Петербург, 1997-1999 гг.; Волгоград, 2000 г.), опубликованы в 6 статьях и научно-методических рекомендациях.

Сотрудникам Управления ФСНП РФ по Волгоградской области читался курс по основам воспитания и самовоспитания профессиональной чести специалистов налоговой полиции (40 часов).

При активном участии диссертанта разработано 6 учебных планов, система методических рекомендаций, по которым в Управлении ФСНП РФ по Волгоградской области осуществляется процесс профессиональной учебы работающих специалистов.

На защиту выносятся:

1. Теоретические положения, раскрывающие понятие и сущность профессиональной чести специалиста.

2. Содержание и пути совершенствования процесса воспитания профессиональной чести специалиста в профессиональной деятельности.

3. Комплексно-целевая программа воспитания профессиональной чести сотрудника.

4. Практические рекомендации по повышению эффективности воспитания профессиональной чести сотрудника.

Основной замысел и "задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, которая включает: введение, две главы и заключение, библиографию и приложения.

Сущность, структура, функции профессиональной чести как качества личности специалиста

Важнейшим методологическим регулятивом исследования послужил принцип историзма, требующий при изучении любого вопроса не забывать основную историческую связь и необходимость «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в историй возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило. С точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь (124, с. 119). В связи с этим обратимся к истории исследуемой проблемы.

Представления о чести личности начали складываться на первых этапах становления и развития человеческого общества. В далекие времена люди не выделяли себя из племени, рода. В связи с этим оскорбление человека, принадлежащего к какому-либо роду, воспринималось как оскорбление всего рода. Обычай кровной мести возник на этой основе. Именно в условиях первобытнообщинного строя формируются элементарно-нравственные представления о чести и достоинстве личности. І В рабовладельческом обществе возникают представления о социальной ценности представителей господствующих классов. Считалось, что чем выше социальное положение в обществе, тем совершеннее его нравственные качества.

Идеи ценности человеческой личности выдвигаются и в философских учениях Древнего Китая. Например, Ян ЧЖУ (V-IVB. до Н.Э.) поставил вопрос о человеке как об индивиде, утверждал мысль о человеческом достоинстве.

Идеи ценности личности и свободы впервые находят всестороннюю разработку в философских, политико-правовых доктринах Древней Греции, в творчестве представителей античной культуры (Аристотель, Платон, Сократ, Гомер).

В этот период получают признание в общественной жизни и становятся объектом анализа различные аспекты понятий «честь» и «достоинство». Вопрос о социальной ценности личности был объектом пристального внимания античных мыслителей и философов.

Для них характерно стремление рассмотреть вопрос о сущности человека в тесной связи с государственным строем.

Аристотель определил человека как существо политическое. Социальная ценность личности прежде всего проявляется в достоинстве гражданина, причем существенная особенность многих политических учений заключается в том, что государство рассматривается как нечто более высокое и значительное, чем личность (58, с. 33)

Социальная ценность личности и свобода в античном мире носили печать классовой ограниченности.

В период подъема и расцвета Рима преступления и проступки в армии были весьма редки, а дисциплина поддержи 17 валась прежде всего высоким развитием у воинов чести и достоинства, чувства долга, любви к отечеству, уважением к закону.

Даже в годы кризиса в Римском государстве были военные, отличавшиеся высокоразвитым чувством чести и долга, чуждавшиеся политических интриг.

В их числе Гней Помпеи Магнус (106-48 гг. до н.э.) -выдающийся римский полководец, единоличный консул, которого воины называли Великим. Он свято соблюдал законы чести и долга, ни разу не нарушил законы Рима. Дважды ему представлялась возможность с помощью армии захватить власть, но он сознательно не стал этого делать (250, с. 18).

Феодализм, пришедший на смену рабовладельческому строю, стал новым этапом в развитии человеческой личности.

Именно в этот период зародилось рыцарство, которое имело не только военное значение, но и являло собой определенный образ жизни. До сих пор историки бьются над загадкой: как во времена разгула насилия, непрерывных междуусобных войн, откровенного разбоя, распущенности нравов мог явиться удивительно благородный кодекс чести воина и мужчины?

Рыцарская мораль стала идеалом, который постоянно находился перед взором людей того времени и делал свое дело. В тексте рыцарской присяги очень сильны нравственные принципы христианской морали. На понятиях рыцарской чести воспитывалось не одно поколение военных в самых различных армиях мира.

Эпоха реформации и ранних буржуазных революций стала новым этапом в развитии идеи достоинства человека. Личное достоинство при капитализме становится атрибутом частной собственности подобно тому, как в средние века оно было атрибутом происхождения и сословной принадлежности. Происходит также углубление содержания понятия человеческого достоинства. И это связано с формированием представлений о человеке как о субъекте личной свободы и носителе неотчуждаемых прав (58, с.33).

С принятием в образовавшихся буржуазных государствах конституций честь и достоинство становятся объектами конституционной защиты. В законодательных актах этих государств получают формальное закрепление политические и личные права граждан.

Однако, представители класса буржуазии, придя к власти, не обеспечивали этих прав рабочим и крестьянам. И в связи с этим вопрос о достоинстве и чести человека продолжает оставаться объектом идеологической и политической борьбы.

Большой и сложный мир человеческих отношений, мыслей и чувств стоит за позициями «честь» и «достоинство». Явления, обозначаемые ими, привлекали к себе внимание многих выдающихся деятелей культуры, писателей и философов (Герцен А.И., Гегель Г., Дидро Д., Кант И., Экштейн И.).

Немало высказываний о чести и достоинстве можно найти у Шекспира и Сервантеса, Пушкина и Толстого, Достоевского и Горького.

Особенности развития профессиональной чести специалиста

О необходимости развития у каждого человека потребности и способности оценивать поведение свое и окружающих с позиции нравственности, руководствоваться этими оценками, отмечали В.Г.Белинский, И.Герцен, Н.А.Добролюбов, А.С.Макаренко, Д.С.Писарев, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др.

Изучением проблем нравственного воспитания занимались Е.В.Бондаревская, А.В.Барабанщиков, Н.К.Бойко, Р.И.-Вдовюк, З.И.Васильева, А.Н.Вырщиков, А.Т.Иваницкий, И.М.Краснобаев, В.С.Олейников, Л.П.Разбегаева, Л.И.Ру-винский, С.Л.Рубинштейн, В.Я.Слепов, В.И.Хальзов и др.

Результаты их исследований дают основания для утверждения, что через оценочные действия о профессиональной чести, о себе, окружающих, исторических героях, их поступках и делах можно судить о степени проникновения гуманистических ценностей в нравственное сознание индивида. Как подчеркивает Е.В.Бондаревская: «Гуманность — вершина нравственности...» (149, с.15).

«В общей характеристике личности, - пишет С.Л.Рубинштейн, - надо учитывать ее «идеологию», идеи, применяемые человеком в качестве принципов, на основе которых им производится оценка своих и чужих поступков, определяемых теми или иными побуждениями» (174, с. 122).

Но оценочное суждение не сводится к воспроизведению усвоенных общественно значимых оценок, а выражает личностное отношение (Г.И.Школьник), характеризует нравственный мир, уровень профессиональной чести как качества личности. Основой профессиональной чести специалиста является его убежденность в необходимости добросовестного служения выбранному делу, полезности и нужности обществу своей деятельности. Это важнейший мотив профессиональной деятельности и повседневного поведения специалиста, определяющий его нравственную и духовную зрелость.

Важнейший компонент чести специалиста - чувство профессиональной принадлежности, как характеристика устойчивого эмоционального отношения сотрудника к своим профессиональным обязанностям требований профессии, норм и действий общества в сфере, относящейся к профессии, к людям, к самому себе с точки зрения удовлетворения его потребности в чести. Это чувство — результат развития всех свойств личности и, в первую очередь, интеллектуальных и нравственных на основе высокоразвитого профессионально ориентированного чувства собственного достоинства.

Эффективная воспитательная работа по формированию профессиональной чести невозможна без определения научно-обоснованных критериев оценки ее уровня. Интегральным критерием сформированности у сотрудников профессиональной чести следует считать сформированность нравственных оснований их профессиональной.деятельности.

В связи с этим считаем необходимым уточнить смысл такого понятия как «критерий». Словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова определяет критерий как «мерило оценки, суждения» (151, с.263). В философском энциклопедическом словаре критерий — это отличительный признак, на основании которого дается оценка какого-либо явления, действия, идеи. В педагогической литературе под критерием понимаются различные требования, которым должнен удовлетворять какой-либо объект (субъект). Критерий должен отражать три вещи: почему и во имя чего субъект действует, что он совершает и как, какими средствами пользуется и при каких условиях.

Определение критериев воспитанности профессиональной чести сотрудника вызвало определенные затруднения, что связано с отсутствием разработанных показателей, методов диагностики профессиональной чести личности, уровня ее нравственности.

В разработке критериев воспитанности профессиональной чести специалистов использовались проверенные на ва-лидность и надежность методики по анализу и оценки педагогической деятельности, разработанные на кафедре педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (И.В.Кузьмина, В.А.Якунин), а также методики повышения эффективности нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов, применяемые учеными на кафедре педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России (В.С.Олейников, В.И.Хальзов, Я.Я.Юр-ченко и др.).

Были определены критерии сформированное профессиональной чести, которые, на наш взгляд, дают полное представление о развитии основных характеристик и всех элементов профессиональной чести и удобны для использования в массовой практике.

Эти положения учитывались при выборе критериев оценки профессиональной чести, отборе системы диагности 47 чееких методик. Есть основания различать критерии «внешние» и критерии «внутренние».

К группе «внешних» критериев принадлежат прежде всего те, которые отражают безупречное выполнение социальных и профессиональных требований (соблюдение Конституции РФ и российских законов, присяги, исполнение служебного долга, приказов, отношение к правам и обязанностям и т.д.). Данные критерии мы причисляем к группе внешних, поскольку через них выражается отношение сотрудника к социализированным формам деятельности. Благодаря им отношение сотрудника поддается педагогическому анализу (измерению).

Важное место среди них занимают оценочно-нормативные критерии, которые включают требования к достоинству личности, понятию ее профессиональной чести, уровню служебного мастерства (профессионализма) к качеству выполнения долга государственного служащего. Общество ожидает от профессионала соответствия его поведени и деятельности социальным (моральным) требованиям. Профессионал, в свою очередь, ожидает от общества (его институтов) объективной заслуженной оценки, признания своих успехов, уважения, соответствующих знаков такого признания (материальных и моральных). В понятии чести выражена общественная моральная оценка человека, признание его достоинства. Достоинство есть уровень культурологической нравственной самооценки личностью самой себя при условии, что такая самооценка максимально объективно выражает степень личностных притязаний (не завышена и не занижена). В данной группе критериев органически сливаются осознание общественной значимости профессии (сотрудника), любовь к ней и профессиональная гордость,, а также мотивы, побуждаю 48 щие к мастерству, профессионализму, тесно связанные с сознанием долга, совестью, моральной ответственностью за принятие (непринятие) целесообразных и оптимальных (в том числе гуманных) решений.

В группе «внутренних»- критериев доминируют совесть, обостренное чувство профессионального долга, его социальной значимости и личной, персональной ответственности за его безупречное исполнение (состояние нравственного удовлетворения либо раскаяния и беспокойства, угрызения и нравственных мук, душевного дискомфорта и пр.).

Воспитание профессиональной чести специалиста в процессе профессиональной деятельности (на материале деятельности подразделений налоговой полиции)

Процесс воспитания профессиональной чести специалиста сложен, внутренне противоречив и обусловлен влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов, условий жизни и профессиональной деятельности.

Для каждой сферы профессиональной деятельности он имеет свою специфику, знание и учет которой является важным условием достижения успеха воспитательной работы.

Для организации процесса воспитания профессиональной чести специалиста прежде всего необходимо рассмотреть понятие «процесс».

По определению «процесс» - это последовательная смена явлений, состояний, в развитии чего-нибудь, совокупность последовательных действий для достижения каких-либо результатов (29, с. 126).

Любой процесс имеет две структурные характеристики: состояния и движения (57, с.34). Динамическую структуру процесса можно представить как определенный способ генетической связи состояния и процесса и его частей. Связь -такое отношение между двумя явлениями, когда изменение одного из них необходимо предполагает определенное изменение другого» (70, с.126).

Структура придаёт этим изменениям направленность, специфический характер, объединяет их в единый целостный и качественный процесс, движущими силами которого выступают противоречия. В результате та или иная вещь, явление, обстоятельство воздействует на другие вещи, вызывая в них определенные изменения (70, с. 126).

Условие - это то, от чего «зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Условия чаще всего рассматриваются как нечто внешнее для явления в отличие от более широкого понятия причины, включающей как внешние, так и внутренние факторы (224, с.707).

Как результат успешного профессионального воспитания специалиста профессиональная честь материализуется в социальных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях деятельности, общении, поведении.

Воспитание профессиональной чести не сводится к формальному заучиванию моральных норм и механической отработке привычек поведения. Оно - активный жизненный процесс отношений, действий, поведения, общения и преодоления противоречий. По сути - это процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм,-процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Только в подобной борьбе, в преодолении противоречий внутри и вне себя личность может почувствовать, ощутить и осознать себя нравственно цельной и сильной, профессионально владеющей собой, не пленником страстей и обстоятельств. I Педагогический процесс воспитания профессиональной чести в деятельности органов налоговой полиции есть организация (самоорганизация) работы специалиста по преодолению и разрешению социальных (в том числе профессиональных) противоречий, проблем, актуальных для личности вопросов, разрешение конфликтов и столкновений.

Противоречивость содержания нравственной жизни специалиста налоговой полиции - главная особенность воспитательного процесса, учет которой требует систематической и постояной работы, сосредотачивая усилия по разрешению противоречий, развитию у специалиста в этом процессе нравственных чувств, сознания, привычек, соблюдения нравственного поведения.

Из изложенного ясно, что воспитание профессиональной чести необходимо рассматривать как приоритетное направление воспитательной деятельности руководящего состава органов налоговой полиции. Вместе с тем очевидно, что проблема совершенствования и самосовершенствования профессиональной чести личности (как и ее моральной дег-1 радации, распада) находятся в области самой личности, во власти ее интересов и устремлений.

Великий английский философ и педаго.г Д.Локк писал в «Мыслях о воспитании»: «Благовоспитанность, знание света, добродетель, прилежное и бережное отношение к доброму имени никогда не могут оказаться в избытке. И тот, кто обладает ими, не будет долго испытывать недостатки во всем остальном, что ему необходимо и желательно» (104, с.24).

От чего же зависит та или иная степень, уровень воспитанности, профессиональной чести сотрудника? Воспитанность профессиональной чести сотрудника (или невоспитанность) в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях.

Так индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными отношениями. Противоречие между индивидуальной и общественной моралью может проявляться в скрытых формах безнравственности и невоспитанности.

Оно возникает, когда, например, под влиянием эгоизма, потребительской психологии, стремления к какой-либо форме наживы, обогащения сотрудник (как личность), маскируя свое подлинное лицо (подлинный «моральный облик»), действует в обход правовых и моральных норм.

Невоспитанность профессиональной чести сотрудника проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали.

Такое положение возникает при отсутствии внимания к нравственному просвещению, четкой организации нравственной жизни.

Стихийное формирование профессиональной чести сотрудника, чревато отклонениями в поведении от требований общественной морали.

Профессиональная честь сотрудника проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения (деятельности).

Похожие диссертации на Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста